Организация торговли в республике Беларусь. Подготовка товаров к продаже
СОДЕРЖАНИЕ: Основные направления развития торговли в Республике Беларусь, ассортиментная политика малых и средних магазинов. Организация общественного питания. Понятие и способы подготовки товаров к продаже, особенности подготовки продовольственной продукции.1. Проанализируйте основные направления развития торговли в Республике Беларусь
Торговля как отрасль народного хозяйства имеет чрезвычайно важное значение для каждого общества. В ней сосредоточены экономические, социальные и политические задачи предприятий, организаций, населения и государства. От их правильного решения во многом зависят эффективность функционирования хозяйственного механизма страны, его отдельных отраслей и удовлетворение потребностей всех слоев населения.
Торговля – это предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Субъекты торговли – это торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь. Объектами торговли называют товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.
Промышленная и сельскохозяйственная продукция в своем движении из сферы производства в сферу потребления, как правило, проходит ряд промежуточных звеньев. Посреднические операции по купле-продаже товаров на этих промежуточных звеньях могут: осуществляться специализированными организациями оптовой торговли.
Оптовая торговля – вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
Оптовая торговля порождена общественным разделением труда. Отделение ее в прошлом от производства и розничной торговли способствовало специализации производства, росту производительных сил экономии общественного труда.
Наличие оптовой торговли в условиях функционирования рыночных отношений является объективной реальностью и необходимостью, которая обосновывается рядом факторов:
– производственными. К ним можно отнести специализацию и размещение производства, узость вырабатываемого ассортимента. Промышленным предприятиям легче и проще продавать свою продукцию крупными партиями одному или нескольким оптовым покупателям, чем множеству мелких розничных предприятий. Освобождение промышленности от функций сбыта произведенной продукции способствует ускорению темпов научно-технического прогресса в отрасли, расширению ассортимента и улучшению качества продукции, снижению издержек производства;
– транспортными. Организуя межреспубликанские, внутриреспубликанские и внутриобластные поставки товаров, оптовая торговля направляет товаропотоки по кратчайшим путям, избегая нерациональных перевозок и обеспечивая наиболее эффективное использование транспортных средств, упаковки, тары и складского хозяйства, способствует снижению издержек в сфере товарного обращения;
– торговыми. Магазины розничной торговли не могут принимать товары крупными партиями и в подсортированном виде, что вызывает необходимость существования специализированных организаций оптовой торговли, организующих товароснабжение розничной торговой сети в нужном ассортименте, нужного качества и объема и в строго определенные сроки.
Особую роль оптовые организации должны сыграть в аккумулировании и передаче заказчикам информации о состоянии рынка (информационная функция). Находясь на пересечении товарных потоков, оптовые базы имеют возможность обеспечить сбор, накопление, обработку и передачу коммерческой информации и покупателям, и поставщикам товаров. Эта информация включает:
– определение емкости рынка;
– изучение возможностей выхода на внешние рынки;
– изучение и определение потребности в товарах покупателей;
– изучение конкурентоспособности товаров разных поставщиков;
– конъюнктурные обзоры о состоянии спроса на товары, итоги выставок, выставок-продаж;
– изучение мотивации покупок, поведения покупателей на рынке, потребительских свойств товаров;
– предложения по расширению ассортимента, снятию с производства и повышению качества вырабатываемой продукции.
Обладая такой информацией, оптовые базы могут стать центрами деловой активности, привлекая к сотрудничеству как промышленные, так и розничные торговые предприятия (посредническая функция).
Перед поставщиками и покупателями товаров возникает вопрос: выполнять эти функции по продвижению самостоятельно или поручить их выполнение посреднику – оптовой базе. Как правило, более выгоден второй вариант, так как посредник обладает большим опытом в организации оптовых сделок, он может быстрее найти и покупателя, и поставщика, в короткие сроки растаможить товар и т.д.
Расширение и углубление функций оптовой торговли позволит не только создать условия для активного внедрения рыночных реформ, но и будет способствовать укреплению стабильности потребительского рынка в республике.
Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Это часть системы обращения товаров. Она соединяет производителей товаров, оптовую торговлю, транспортные организации с розничными продавцами и конечными потребителями. Розничная торговля как последнее звено товародвижения обеспечивает конечные взаимосвязи производителя и потребителя товаров и имеет важнейшее социально-экономическое значение в любом обществе.
Экономическое значение розничной торговли определяется ее достаточно высоким весом в валовом национальном продукте и занятости населения. Социальная роль определяется тем, что большая часть расходов населения приходится на товары и услуги, приобретаемые в розничной торговой сети и общественном питании. Степень удовлетворения покупательского спроса высококачественными товарами и услугами определяет важную политическую роль розничной торговли в любом государстве.
Розничная торговля – крупный потребитель современных технологий, который определяет объем их производства и внедрения в народное хозяйство. В связи с этим крайне важно определить основные пути развития розничной торговли в республике, ее качественного улучшения с целью более полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торгового обслуживания.
Исходя из этого, разработана Программа развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров в 2006 г. В данной Программе нашли отражение следующие направления развития розничной торговли: условия для объединения финансовых ресурсов торговых организаций, прежде всего государственной формы собственности, и финансово-кредитных структур для решения вопросов модернизации и реконструкции действующих торговых объектов, строительства новых отечественных торговых сетей.
По мере становления и развития отечественных торговых сетей предполагается рассматривать предложения о возможности вхождения на белорусский рынок иностранных сетевых компаний.
Для обеспечения системного подхода к строительству и размещению крупных торговых объектов (торговых центров, гипер– и супермаркетов, магазинов с торговой площадью от 650 м2 и более) облисполкомами и Минским горисполкомом будут разработаны генеральные схемы размещения крупных торговых объектов в городах республики на период до 2020 г.
Основными направлениями градостроительной политики развития торговой сети в городах будут являться:
– увеличение доли крупных торговых объектов в общем числе торговых объектов;
– прекращение строительства временных нестационарных торговых объектов;
– интенсификация использования городских территорий;
– резервирование земельных участков в основных общественно-транспортных узлах города для строительства крупных торговых объектов.
Генеральная схема должна сбалансировать сложившуюся диспропорцию в размещении торговой сети в городах с приоритетом нового строительства в районах с наиболее высоким дефицитом торговых площадей и в зонах комплексной застройки территорий. При этом необходимо учитывать предложения по разгрузке центральных районов крупных городов.
Особое внимание должно быть уделено размещению социально ориентированных магазинов, торгующих по сниженным ценам (дискаунтерам). Для решения этой задачи будет использоваться гибкая система экономических рычагов и стимулов в виде взвешенной тарифной политики при аренде городского имущества и земельных участков.
Для формирования конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов потребительского рынка будут созданы условия для открытия в жилых кварталах городов субъектами малого предпринимательства магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности. Ассортиментная политика малых и средних магазинов будет учитывать специфические особенности обслуживаемого населения. Концепция магазина, расположенного в радиусе пешеходной доступности – продовольственный магазин, совмещающий розничную торговлю и оказание некоторых видов бытовых услуг населению.
Развитие розничной торговой сети в сельской местности предполагает возобновление деятельности и реконструкцию ранее закрытых магазинов, включая обслуживание сельских жителей посредством автомагазинов. Расширится торговля по образцам и заказам населения.
Предполагается увеличение объемов фирменной торговли посредством формирования сети современных фирменных магазинов в областных центрах, выделения площадей для организации фирменных магазинов в местах, где их деятельность может быть наиболее эффективной (в центре города, вдоль оживленных магистралей и т.д.).
Общественное питание (торгово-производственная деятельность) – вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
Общественное питание осуществляется торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, либо иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения. Общественное питание осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий.
Подразделение торговых объектов общественного питания на определенные типы и отнесение их к наценочным категориям осуществляются собственником этих объектов или уполномоченным им лицом в порядке, определенном Министерством торговли Республики Беларусь.
Субъекты торговли, осуществляющие общественное питание, в соответствии с требованиями, установленными Министерством торговли Республики Беларусь для торговых объектов общественного питания определенных типов и наценочных категорий, определяют меню, ассортиментный перечень продукции и минимальный перечень оказываемых услуг, методы обслуживания, квалификацию персонала и качество обслуживания, а также обеспечивают техническую оснащенность помещений. Субъекты торговли, осуществляющие общественное питание, обеспечивают наличие продуктов питания, блюд, указанных в меню, в течение рабочего дня или периода, предназначенного для их реализации (завтрак, обед, ужин).
Особенности организации общественного питания для отдельных групп населения (учащихся, студентов, пациентов больниц, лиц, отдыхающих в санаторно-оздоровительных организациях, работников организаций и других групп) определяются законодательством.
2. Дайте понятие подготовки товаров к продаже. Расскажите об особенностях подготовки продовольственных товаров к продаже
В торговый зал магазина товары должны поступать полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям. Характер и объем этих операций определяются свойствами товара, степенью его готовности к продаже, методами продажи товаров.
Операции по подготовке товаров к продаже подразделяют на общие и специальные.
К общим для всех товаров подготовительным операциям относят: распаковку, сортировку, проверку правильности маркировки, придание товарного вида (облагораживание), перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.
Распаковка – это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов.
Сортировка – предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам: размерам, фасонам, сортам, ценам.
Облагораживание товаров предполагает очистку их от пыли, загрязнений, утюжку, удаление заводской смазки, устранение мелких дефектов и т. п.
Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, размера, цены.
Швейные, трикотажные, меховые товары, головные уборы, обувь должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья).
Распаковка товаров включает освобождение товаров от внешней транспортной тары, далее их сортируют, очищают от пыли, загрязнений, устраняют мелкие дефекты, проверяют правильность маркировки, оформляют ценники. Данные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с оборудованными рабочими местами. В крупных магазинах могут быть предусмотрены распаковочные, фасовочные, разрубочные, мастерские по мелкому ремонту товаров. Так, швейные изделия подбирают по размерам и ростам, устраняют мелкие дефекты, чистят и утюжат. Для утюжки выделяется специальное помещение, оборудованное гладильным оборудованием. Наряду с этим некоторые производители поставляют швейные изделия на вешалках в зачехленном виде, что практически устраняет необходимость осуществления операций по утюжке.
Ответственность за качество подготовки товаров к продаже несут заведующие секциями и отделами магазинов, менеджер торгового зала.
Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и т. п. Они характерны только для отдельных товаров.
В частности, технически сложные товары и товары сложного ассортимента требуют осуществления специальных операций для подготовки их к продаже. Например, при подготовке электротоваров к продаже проводится проверка наличия инструкций по эксплуатации, паспортов или гарантийных талонов и комплектности изделий, сборка, настройка и регулировка приборов. Каждая товарная единица должна иметь ярлык с указанием краткой технической характеристики и аннотацией. При этом рабочее место для подготовки технически сложных товаров к продаже оборудовано сетевыми электрическими розетками, антеннами и другими необходимыми устройствами. Велосипеды и мотоциклы очищают от антикоррозийных смазочных средств, собирают, комплектуют и проверяют работу их основных механизмов.
В соответствии с правилами продажи реализация технически сложных товаров, не прошедших предпродажную подготовку, запрещается.
Значительная часть продовольственных товаров поступает в розничную сеть неподготовленными к продаже. Учитывая особую трудоемкость этих операций в магазинах, следует их оптимизировать с организационной и технологической позиций. Для этого оборудуют специальные помещения (зоны) площадью не менее 6 м2, где размещаются фасовочное оборудование, инвентарь и упаковочные материалы. Рабочее место фасовщика располагается рядом с зоной хранения товаров и в непосредственной близости к торговому залу.
В основном фасуют сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи и фрукты.
Дозирование отвесов производится с учетом спроса населения, сроков реализации, цены. На упаковке или вкладных ярлыках указываются наименование и сорт товара, масса нетто, стоимость, дата фасовки, номер фасовщика или фамилия продавца.
Безусловно, при торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что значительно ускоряет процесс их продажи, увеличивает объемы продаж и повышает культуру обслуживания покупателей.
С позиций минимизации затрат наиболее эффективной является фасовка на предприятиях промышленности или посредническими звеньями. В магазинах же с учетом специфики продуктов и спроса населения может быть целесообразной фасовка некоторых гастрономических товаров, мяса, птицы и рыбы.
Подготовка товаров к продаже должна выполняться до открытия магазина или в свободное от обслуживания покупателей время. Подготовленные к продаже товары укладывают в тележки, ящики-лотки, тару-оборудование для доставки в торговый зал.
Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой работы кассовых аппаратов и весоизмерительного оборудования.
Согласно Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. (в ред. от 08.07.2008 № 366-3) в случае приобретения товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, в течение гарантийного срока или срока годности, а в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, либо гарантийные сроки составляют менее двух лет – в течение двух лет по своему выбору потребовать:
– или замены недоброкачественного товара товаром ненадлежащего качества,
– или уменьшения покупной цены,
– или безвозмездного устранения недостатков товара,
– или возмещения расходов по устранению недостатков товара,
– или возврата денег.
Потребитель может предъявить требование: продавцу, изготовителю, ремонтной организации, а в случае их отсутствия – поставщику, представителю.
Потребитель вправе возвратить некачественный товар без потребительской тары (упаковки).
Требование о замене товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара – в течение 14 дней со дня предъявления указанного требования.
В случае отсутствия у продавца товара данной модели (марки, типа, артикула и т.п.) по не зависящим от него причинам в течение месяца со дня предъявления требования потребителем продавец (изготовитель) обязан предоставить ему аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и т.п.) с согласия потребителя.
Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены незамедлительно. Максимальный срок устранения недостатков не может превышать четырнадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара.
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества, возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора розничной купли-продажи, и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) незамедлительно. Максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать 7 дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы – четырнадцати дней.
За нарушение сроков удовлетворения требований потребителя, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % цены товара.
Список использованных источников
1. Егоров В. Ф. Организация торговли: Учебник / В. Ф. Егоров. – Санкт-Петербург: Питер, 2004.
2. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. (в ред. от 08.07.2008 № 366-3) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 16.01.2002 № 2/839.
3. Организация и технология торговли: Учебник / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. – Мн.: Выш. шк., 2002. – 460 с.
4. Платонов В. Н. Организация торговли: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 287 с.
5. Широких А.А., Хвалей М.К, Холоповский В.П., Лашкевич Н.М. Организация и технология торговли: учебно-методический комплекс. – Мн.: Изд-во ИПД, 2010. – 263 с.