Основания правовой реальности
СОДЕРЖАНИЕ: Политика, право и мораль как основания структурной организации духовной жизни общества. Направленность развития бытия от хаоса к порядку с ориентиром на гармонию. Антагонистический, антагональный и агональный типы противоречий социально-правового поля.Основания правовой реальности
План
1. Рядоположенность политики, морали и права
1. От хаоса к космосу через разрешение противоречия
1. Рядоположенность политики, морали и права
Чтобы уяснить сущность права, раскрыть его смысл, необходимо вспомнить структурную организацию духовной жизни общества и понять, почему политика, право и мораль в своей рядоположенности составляют ее основание; а так же расшифровать семантику понятий: политика, право, мораль.
· Политика (от греческого politike) – искусство управлять государством.
· Мораль (от латинского maralis – нравственный) – это область сложившихся ценностных ориентиров, которые носят характер аксиом и признаются каждым взрослым человеком. Объем и содержание морали меняется с течением времени и может быть различным в разных культурах. Но при этом сохраняется общая направленность морали (как системы ценностной ориентации) на обеспечение совместной жизни людей, их общежития, где каждый ограничивает себя в удовлетворении своих потребностей, признанием и принятием жизненного права другого человека через соотношение основной парной категории «добра и зла».
· Право система социальных норм и отношений, обеспеченных силой государства.
Первоначально право покоилось на идее равенства. Равным обязанностям соответствовали равные права на жизнь и на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни.
Если посмотреть «джентльменский набор» обеспечения жизни, то там найдем все те же ценностные ориентиры морали, задающие правила должного поведения. Но механизм реализации морали особый. Он формируется через воспитание, когда индивид внешнюю необходимость трансформирует во внутреннюю потребность и заявляет о мере нравственности в своих конкретных поступках, поведении.
Эффективность этого механизма достаточно высокая, но востребуется он далеко не всеми людьми. Сплошь и рядом с примерами нравственности в глаза бросается дичайшая безнравственность. Чтобы безнравственность не стало правилом, человечество наряду с моральными требованиями выработало нормы права.
В отличие от морали, право обеспечивается не усилиями отдельной воли определенного индивида, а усилиями согласованной воли в лице государства как института власти. Формой выражения этой воли выступает политика. «Треугольник» замкнулся, реализовав принцип дополнительности. Все три формы (политика, мораль и право) заявив о своей автономии, подтвердили свою необходимость и достаточность только в связке.
Проблема права особенно актуализируется в условиях переходного периода, на стыке столетий и тысячелетий, когда идет смена ценностных ориентиров. Поскольку эта смена предполагает три фазы: (1 – разрушение, 2 – селективный отбор идей, 3 – созидание), то всегда существует опасность не только расстаться с отжившим, но и потерять то, без чего нельзя жить.
Атрибутами правового беспредела становится безответственность и безнаказанность. Право на жизнь ставится под сомнение.
Природа права тесно связана с правосознанием. Правосознание имеет тот индивид, который сознает, что кроме него на этом свете есть и другие люди. Представление о том, что не все поступки одинаково допустимы, лежит в основе правосознания. Адекватное правосознание выступает скрепами духовного мира человека, обеспечивая его целостность и редактируя его отношение в системе «природа – общество – человек», а так же формируя чувство ответственности.
В противном случае, как метко заметил И.А. Ильин, - «возникает порочный жизненный круг: темнота порождает зло, а зло порождает темноту. А далее Ильин пишет о том, что образованные и необразованные круги народа одинаково не верят в объективную ценность права и не уважают его предписаний; они видят в нем или неприятное стеснение (ограничение И.К.) или удобное средство для защиты и нападения. Правосознание сводится к запасу непродуманных(И.К.) сведений из области положительного права и к умению «пользоваться» ими; а за этим «знанием» и «пользованием»оно укрывает глубочайшие недуги и дефекты, внутреннее вырождение и духовное бессилие» (Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993).
В статусе корыстного и беспринципного, правосознание не может претендовать на «фонарь Диогена». Будучи слепым, оно ведет слепых в очередной тупик, обусловливает произвол сильного и инициирует перманентный страх слабого.
Подлинная сущность права и правосознания той или другой социокультурной парадигмы открывается через ее онтологические основания.
Каждый вменяемый человек должен принять право в свое сознание непосредственно и обрести статус субъекта права, способного к познанию, пониманию и принятию (или неприятию) соответствующего регламента в системе «можно – должно – нельзя». Только подлинный субъект права способен перевести свое восприятие из режима смотреть в состояние видеть.
Развитому правосознанию присуща уверенность в том, что право и закон имеют определенное объективное содержание и свою форму в виде ценности или нормы. Правосознание может быть на высоте только там, где есть диалог теории права и философии права, где в образовательных учреждениях обеспечивается научение, а не поучение. Только тогда право из абстракции превращается в мощный фундамент общественной жизни, становится ценностным ориентиром и мерой поведения субъекта правосознания.
2. От хаоса к космосу через разрешение противоречия
Бытие мира предполагает бытие в мире. Последнее делится на виды и уровни. Каждый уровень структурно организован. Но эта организация пребывает в состоянии одной из трех фаз: хаос (энтропия), порядок и гармония.
Бытие общества как один из уровней бытия в мире не исключение. Его развитие имеет направленность от хаоса к космосу (порядку) с ориентиром на гармонию, который оборачивается дисгармонией и очередным хаосом. Таким образом, бытие в мире пребывает в трех формах: хаос, порядок, гармония.
Хаос – это прежде всего отсутствие структуры, меры. Хаос возникает в результате разрушения существующего порядка и несет в себе потенциал при определенных условиях воплотиться в конкретные структуры нового порядка.
Порядок или космос есть способ и форма существования организованных структур, пребывающих в динамичном – равновесном состоянии. Сложившаяся система способна к развитию, функционированию, и воспроизводству и самосохранению. Таким образом, порядок можно определить как состояние определенной дистанции от хаоса к гармонии.
Гармония – этосостояние системы, когда она достигает высшей стадии развития, совершенства, функциональной эффективности и продуктивности. Практически это идеал, виртуальная реальность, противостоящая пугающему хаосу и подчас бездушному размеренному порядку.
· Социальной модификацией хаоса выступает аномия (от греческого «а» – отрицание, «номос» – закон) буквально – беззаконие.
Аномия проявляется в форме кризиса, социальных катастроф. Она имеет собственные этапы.
Первый этап социального кризиса характеризуется нарастанием хаоса, когда верхи не могут, низы не хотят. Старый регламент бездействует, новый отсутствует. Существенно понижается ценность человеческой жизни. Она ниже стоимости хлеба.
право мораль бытие хаос антагонистический
Второй этап демонстрирует социальный взрыв. Процесс распада социальных структур носит лавинообразный характер. Дезорганизационные процессы сменяются деструктивными (разрушительными) процессами. Заявляет о себе дремлющая в подсознании агрессивность. Правилом становятся экстремальные условия.
Третий этап заявляет о себе состоянием социального хаоса. Реальностью становится абсурдное бытие с дилеммой: ужасный конец или ужас без конца. Формируется особый антропологический тип личности, сотканный из жестокости и страха, ориентированного на принцип «здесь и только сейчас». Но хаос – это не только драма и трагедия. Это и надежда. Он несет в себе возможности нового порядка, являясь строительным материалом новых структур и системы в целом.
· Социальной модификацией порядка выступает цивилизация. Порядок возникает там, где между людьми складываются надежные и продуктивные отношения, где определяющим моментом выступает мера, где части соразмерны целому, где социальная система обретает качество цивилизации.
Цивилизация способна к саморегуляции и самосовершенствованию. Она вырабатывает механизмы, блокирующие процессы хаоса, в том числе и аномию – беззаконие. Это институты политики, права и морали. С их помощью социальная система обеспечивает меру социального порядка.
· Социальной модификацией гармонии выступает культура в форме духовной жизни общества, законодателями которой выступают философия, искусство, религия и наука, а так же политика, право и мораль как составляющие общей культуры и общего языка.
Культура в целом закладывает основания духовного мира человека с ориентиром на достижение гармонии в системе «природа – общество – человек».
Через культуру формируется в человеке чувство собственного достоинства и императивность, складывается гуманистическое мировоззрение и методологическая направленность на мир, которые обеспечивают единство духовного и практического.
Идеалом гармонии является музыка как форма воплощения ритма Вселенной. В древнем Китае за создание «аморальной» музыки виновники подвергались уголовному наказанию, вплоть до смертной казни, ибо считалось, что музыка как воплощенная форма ритма Вселенной является основанием, на котором складываются нормы морали и права.
Таким образом,предельными основаниями социально-правовой реальности является хаос, цивилизация и гармония.
Гармония еще больше чем порядок подвержена энтропийным процессам. Как музыка имеет два модуса (становления и разрушения, творения и гибели), так и гармония несет в себе свою противоположность – дисгармонию.
Рассмотрение всех трех форм бытийной реальности свидетельствует о том, что их основания покоятся на противоречии между становлением и ставшим. Не является исключением и социально-правовое пространство.
Для социально – правовых противоречий характерно то, что они возникают, обостряются и разрешаются в рамках взаимодействия людей как субъектов социальной активности; они являются следствием одних факторов и причиной других.
В многообразии противоречий социально-правового поля можно выделить три типа:
· Антагонистический тип. Он ориентирован на взаимоисключение взаимодействующих сторон. Носит деструктивный характер, подрывает общественные устои.
· Антагональный тип. Его противоположности стремятся не к взаимоисключению, а к дополнению, равновесию и стабилизации социальной системы.
· Агональный тип предполагает обоюдную трансформацию сторон и их взаимопроникновение (от греческого aqon – состязание).
I. Антагонистические противоречия ориентированны на «войну всех против всех», ибо человек человеку волк. (См.: Т. Гоббс «Левиафан», Гегель «Феноменология духа», К. Маркс «Манифест коммунистической партии, П. Сорокин «Система социологии»). Природа антагонистического противоречия имморально-неправовая. Характер их – деструктивный. Субъекту антагонистического противоречия свойственны: агрессивность, авторитарность, пренебрежение нормами морали, игнорирование правовых предписаний, нетерпимость, нетерпение и насилие. Другими словами, субъект антагонистического противоречия демонстрирует дикость и варварство, ставку на силу и хитрость.
II. Антагональные противоречия ориентированны на компромисс и конвенции, готовность к ответственности за принятые соглашения. Преследуя свои интересы, каждая сторона принимает во внимание интересы другой стороны. Основным принципом антагональных отношений является толерантность как средство достижения согласия разногласного и обеспечение единообразия различного. Субъекты антагонального противоречия демонстрируют уровень цивилизации, понимания и принятия другого в системе общества этнического, конфессионального и политического плюрализма.
III. Агональные противоречия ориентированны на состязательность субъектов социальной активности в пользу целого. Этим целым может быть семья, коллектив, солидарное «Мы». Принцип агона исключает насилие и нацеливает обе стороны на поиск социальной гармонии.