Основные подходы и принципы организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ: Представлена концепция этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этноте- атральной деятельности. Излагается актуальность проблемы этнокультурного воспитания современных сельских школьников. Раскрывается содержание понятия «этнотеатрализация» и цель ее применения в школьном образовательном процессе, дается объяснение этнотеатральной деятельности учителя.Основные подходы и принципы организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности
Арестова Вероника Юрьевна Veronika Arestova
Представлена концепция этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этноте- атральной деятельности. Излагается актуальность проблемы этнокультурного воспитания современных сельских школьников. Раскрывается содержание понятия «этнотеатрализация» и цель ее применения в школьном образовательном процессе, дается объяснение этнотеатральной деятельности учителя. Отмечено, что теоретические основы концепции составляют положения и выводы, содержащиеся в искусствоведческих, театроведческих, этнографических научных трудах, имеющих отношение к исследованию народных игровых традиций. Подробно описываются подходы, обусловливающие эффективность практической реализации концепции
На современном культурно-историческом этапе в числе основных задач государства в сфере образования признаются сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Этнокультурное воспитание подразумевает освоение и принятие личностью обучающегося ценностей, нравственных установок и моральных норм, осознание культурной принадлежности к тому народу, представителем которого он является и в среде которого живет.
Изучение современного педагогического опыта позволило нам выявить активное использование педагогами средств театра в воспитании подрастающего поколения. Зачастую этот вид деятельности связан с возрождением или сохранением народных обрядово-игровых традиций. В этом случае можно говорить об этнотеатральной деятельности учителя. Этнотеатральная деятельность учителя в школе — это система действий, направленная на реализацию педагогического потенциала обрядово-игровых форм народной культуры [3]. Этнотеатрализация понимается нами как процесс воссоздания фольклорного материала, при котором сохраняются знаковые, специфические характеристики народных обрядово-игровых традиций [ 1 ]. Этноте- атрализация в школе представляет собой педагогическое явление, характеризующееся, прежде всего, педагогической целесообразностью выбранных для инсценирования фольклорных образцов национальной культуры. Цель этнотеатрализации — этнокультурное воспитание школьников.
Осмысление феномена сельской школы в ее историческом аспекте; выявление специфических характеристик ее современного состояния; изучение этнографических источников, раскрывающих народные традиции в воспитании детей; анализ искусствоведческой литературы по проблемам этнотеатроведения позволяют определить теоретические основы концепции организации этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этноте- атральной деятельности. Их составляют положения и выводы, содержащиеся в искусствоведческих, театроведческих, этнографических научных трудах, имеющих отношение к исследованию народных игровых традиций. Прежде всего, это труды П.Г. Богатырева [4], В.Е. Гусева [5], Л.М. Ивлевой [6].
Методологическим ориентиром концепции выступает системный подход, позволяющий рассмотреть процесс организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности как целостность, включающую единство всех компонентов этого процесса: цели, задачи, направления воспитания, содержание, формы, методы, средства.
Принципы системного подхода:
— целостность, позволяющая рассматривать процесс этнокультурного воспитания не только как систему, но и подсистему целостного учебно-воспитательного процесса в сельской школе;
иерархичность строения, позволяющая подчинить все компоненты этноте- атральной деятельности детей и взрослых целям этнокультурного воспитания;
структуризация, позволяющая представить процесс этнокультурного воспитания не просто в совокупности элементов ( цель, задачи, направления воспитания, содержание, формы, методы, средства) , обеспечивающих эффективность процесса этнокультурного воспитания на основе эт- нотеатральной деятельности, но и в их взаимосвязи и взаимозависимости;
множественность, дающая возможность теоретически представить и описать процесс этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности при помощи определенного множества блоков и модулей, раскрывающих теоретические и практические аспекты данного процесса;
системность, ориентирующая на построение обобщенной модели, отображающей все факторы и взаимосвязи процесса этнокультурного воспитания на основе этнотеатрализации.
Системно-функциональный подход к исследованию воспитательной деятельности (по Н.М. Таланчуку) позволяет представить процесс организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности как:
систему функций — диагностических, целевой ориентации, планирования, организаторских, мобилизационно-побудительных, коммуникативных, формирующих, контрольно-аналитических и оценочных, координации и коррекции, совершенствования, включающих подготовку педагога к решению учебно-воспитательных задач;
психологическую и коммуникативную подготовку учащихся к решению поставленных педагогом задач;
решение учебных и воспитательных задач в совместной деятельности педагога и учащихся;
контроль, анализ, оценку и коррекцию деятельности;
совершенствование деятельности на перспективу.
Системно-функциональному подходу к организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности соответствует принцип поэтапности решения педагогических задач, при решении которых выполняется вся совокупность обозначенных функций.
Личностно-деятельностный подход к организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности предполагает создание условий для развития гармоничной личности. При этом выстраивается субъект-субъектное, партнерское, доверительное взаимодействие участников образовательного процесса, создающее предпосылки для активности самого воспитуемого, его готовности к этнотеатральной деятельности. В результате такой организации воспитательного процесса происходит не только принятие воспитанником учебных задач (исполнение роли, например), но и переживание удовлетворения от выполнения этих задач в сотрудничестве с воспитателем, родителями и другими обучающимися. Это важно для процесса этнокультурного воспитания, поскольку в этом случае развивается чувство принадлежности к группе, семье, этнической общности в целом.
Принципы личностно-деятельностного подхода:
учет индивидуально-психологических особенностей личности (способностей, мотивации, коммуникативности, уровня креативности и пр.) и специальной организации процесса воспитания, исходя из прошлого опыта, уровня знаний, умений и интересов обучающегося. Данный принцип обеспечивает выбор роли в зависимости от индивидуальных психологических особенностей ученика: темперамента, динамики психических процессов, типа мышления, «типажа»;
сотрудничество воспитателя и воспитуемого, обеспечивающий добровольность участия и исполнения роли в спектакле;
развитие креативности или творческого потенциала личности, объясняющее целесообразность овладения разнообразными театральными «профессиями» ( сценарист, суфлер, монтировщик, бутафор, гример, костюмер и пр.).
Культуроведческий подход в данном случае предполагает ознакомление учащихся с тем вкладом в культуру, который внесли народные обряды, игры, праздники; развитие у школьников представлений о роли нравственных ценностей в жизни человека ( почему человек определенной этнической культуры поступает именно так?), о том, насколько этические нормы представителя какой-либо этнокультуры определяются его участием в обрядовой практике, насколько эти нормы могут быть позитивны в общечеловеческом плане.
Принципы культуроведчекого подхода:
культурное взаимодействие. Репетиции и сценическое воплощение обрядов не обходятся без участия взрослых, в частности родственников учащихся из числа старшего поколения, которые помогают с изготовлением костюмов, а также консультируют по вопросам бытования обрядов в прошлом. Перевоплощение при помощи переодевания в национальный костюм для современных молодых людей — это попытка не просто принять на себя роль и исполнить ее, это возможность культурного диалога между поколениями;
культуросообразность, выражающаяся в соответствии содержания театральных постановок народным идеалам и традициям, опоре на подлинный, аутентичный материал;
уважение к культуре других народов, обеспечивающий толерантное отношение к традициям и обычаям представителей других культур.
Аксиологический подход. Этнотеат- рализация как технология этнокультурного воспитания школьников, прежде всего, должна способствовать созданию таких взаимоотношений между участниками образовательного процесса, при которых достигается цель — приобщение воспитуемых к этническим ценностям (ко всей совокупности культурных традиций этноса, ориентиров, идеалов, смыслов, жизненных установок). Идея сохранения и воспроизводства этнокультурных ценностей является системообразующим элементом этнотеатрализа- ции как воспитательной технологии. Аксиологический подход позволяет ориентировать этнотеатральную деятельность педагогов и воспитанников на ценности национальной культуры, включающие характер межличностного общения, особенности национального этикета, культурную самобытность народа, черты национального характера, наиболее свойственные черты мировоззрения, язык, материальные ценности.
Принципы аксиологического подхода:
сохранение этнокультурных ценностей. В современных процессах глобализации важно сохранять такие этнокультурные ценности, как языковая идентичность; этнические особенности жизненных установок, ориентиров, идеалов; нравственные нормы поведения. В связи с этим в процессе воспитания необходимо использовать материалы традиционной культуры. В нашем случае это означает, что в содержание воспитания включаются такие элементы, как знание фактов, связанных с бытованием фольклора, с традициями ( ритуалами, обрядами, обычаями) , сложившимися в обществе; опыт эмоционального, нравственно-ценностного отношения человека к окружающей действительности, накапливающийся в процессе разыгрывания обрядовых сцен, проведения театрализованных народных празднеств. Все это будет содействовать осознанию школьниками уникальности и самобытности национальной культуры, нравственной значимости традиционных этнических ценностей;
равноценность этнических культур, выражающаяся в идее равнозначимости этнических культурных ценностей в поли- культурном пространстве. Принцип ориентирует на такую организацию процесса этнокультурного воспитания, при которой у учащихся формируются понимание культурных различий других народов, осознание равноправия и равноценности всех культур, чувство уважения к представителям других культур, их обычаям, традициям, верованиям и ценностям.
Этнопедагогический подход к организации этнокультурного воспитания на основе этнотеатральной деятельности обосновывает важность изучения, сохранения и передачи народных традиций воспитания будущим поколениям. Воспитательный потенциал этнотеатрализации проявляется в ее способности передавать от старших поколений к младшим опыт этнокультурных отношений ( в частности, ролевого поведения, определяемого знаниями, социальными нормами, ценностями и смыслами) , обеспечивающих художественно-творческую самореализацию школьника, а также формирование нравственных качеств личности. Этнопедагогический подход имеет свое выражение в принципе использования народных традиций в воспитании, что обеспечивает воспитательную направленность, педагогическую целесообразность, соответствие возрастным особенностям, небольшие объемы сценических постановок, эмоционально-образную атмосферу проведения занятий и репетиций.
Социологический подход позволяет рассмотреть сельскую школу в многообразии ее функций относительного сельского социума, позволяет представить функциональную взаимосвязь сельской школы с различными социальными и культурными учреждениями, а также явлениями и процессами социальной действительности на селе. Социологический подход выражается в принципе социального партнерства сельской школы с учреждениями дополнительного образования, музеями, клубами, культурными центрами и другими школами; в принципе использования воспитательного потенциала среды сельского социума, основанного на трудовых традициях, семейных ценностях, правилах отношения к природе, нравственных нормах межличностных взаимоотношений.
Таким образом, нами обоснованы основные подходы и принципы организации этнокультурного воспитания сельских школьников на основе этнотеатральной деятельности: системный, системно-функционал ьный, л ичностно - деятельностный, культуроведческий, аксиологический, эт- нопедагогический, социологический. Реализация обозначенных подходов создает условия для эффективного использования педагогического и социокультурного потен-
Список литературы
Арестова В.Ю. Метод проектов в организации этнотеатральной деятельности детей и взрослых // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. Ч. С. 838-841.
Арестова В.Ю. Этнотеатрализация как историко-культурный феномен // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им И. Я. Яковлева. 2010. № 3 (67). Т. 1. С. 3-7.
Арестова В.Ю. Этнотеатрализация как технология этнокультурного воспитания / / Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6; URL: http: //www.science-education.ru/100-5220 (дата обращения: 13.01.2012).
Богатырёв П.Г. Народная культура славян. М.: ОГИ, 2007. 368 с.
Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. 319 с.
Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 198 с.
Любимова Л.М., Баянова О.В. Этнолингвистическое описание культурных кодов (на примере обрядового фольклора) // Вестн. Забайкальского гос. ун-та. 2013. № 04 (95). С. 105-111.
Кузнецова Л.В. Этнотеатрализация в традициях народной педагогики // Айдаковские чтения, С.110-115.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 208 с.
Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.; Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. 335 с.