Основы административного права 2

СОДЕРЖАНИЕ: Основы административного права Предмет, метод, система и источники административного права. Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства. Отношения, возникающие в ходе осуществления государством управленческой деятельности многообразны, в них огромное место отводится административному управлению.

Основы административного права .

Предмет, метод, система и источники административного права.

Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства. Отношения, возникающие в ходе осуществления государством управленческой деятельности многообразны, в них огромное место отводится административному управлению.

Прежде всего, это управленческие отношения, возникающие в процессе повседневной практической деятельности субъектов исполнительной власти при реализации ими функций и задач по руководству хозяйственными, социально-экономическими, культурными и административно-политическими процессами государства.

К предмету административного права относятся также общественные отношения, связанные с внутриорганизационной деятельностью, как исполнительной власти, так и законодательной и судебной властей.

Административным правом регулируются, отнощения возникающие и в процессе деятельности органов самоуправления граждан.

Административное право призвано упорядочить осуществление исполнительной власти, поставить деятельность властных структур в четкие рамки закона. Оно регламентирует границы властных функций исполнительной власти их содержание, определяет правовой режим организации и деятельности субъектов административно-правовых отношений.

Административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной. Общая часть включает в себя нормы, определяющие общие для всех субъектов, исполнительной власти принципы правового регулирования. Особенная часть определяет применение принципов в процессе административного регулирования отношений в области экономического и социального развития, культуры, образования, обороны, общественного порядка, внешних сношений.

Нормы административного права группируются также по правовым институтам, такими как, органы исполнительной власти, государственная служба, административная ответственности. Каждый такой институт может включать в себя нормы и Общей и Особенной частей.

Главным источником административного права является Конституция Республики Узбекистан, определяющая правовой статус органов исполнительной власти и основы организации их деятельности, основные административно-правовые права и обязанности органов самоуправления граждан, общественных объединений, граждан.

Важное место в системе источников административного права занимает законодательство Республики. К ним относятся законы о Кабинете Министров Республики Узбекистан, об органах власти на местах, об органах самоуправления граждан, об общественных объединениях, Кодекс об административной ответственности и др. Значительное количество административно-правовых норм содержится в указах Президента Республики Узбекистан. В соответствующих отраслях государственного управления в качестве источников административного права выступают приказы и инструкции министерства и государственных комитетов.

Источниками административного права выступают Конституция и законы Республики Каракалпакстан, решения областных, районных, городских Советов народных депутатов, постановления и распоряжения хакимов, а также нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций.

Понятие и виды административно – правовых норм .

Нормы административного права – это вытекающие из природы социального строя, закрепленные и обеспеченные государственной властью правила, призванные регулировать отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти по управлению государством.

Нормы административного права упорядочивают организацию и функционирование всей системы исполнительной власти, определяют границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения участников административно-правовых отношений. Нормы административного права обеспечивают эффективную реализацию субъектами исполнительной власти Конституции и законов Республики Узбекистан, устанавливают правовой режим субъектов и объектов государственного управления, порядок осуществления управленческой деятельности. Нормы административного права устанавливают права и обязанности органов самоуправления граждан, общественных объединений и граждан в сфере управления государством, порядок и гарантии их реализации.

Административно правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Первые закрепляют принципы государственного управления, правовое положение участников административно-правовых отношений. Вторые определяют порядок реализации норм первой группы, устанавливают процедуру их осуществления в сфере управленческой деятельности.

Административные нормы, закрепленные непосредственно Конституцией, законами носят конституционный, законодательный характер. Имеются еще нормы, которые устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, они являются подзаконными. Эти нормы создаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан.

Административно-правовые нормы носят повелительный и поощрительный характер. За нарушение административно-правовых норм применяют юридическую ответственность, а за хорошую работу и добросовестное выполнение своего долга индивид поощряется.

По содержанию административно-правовые нормы подразделяются:

· На обязывающие, т.е. предписывающие совершать определенные действия;

· Запрещающие – налагающие запрет на совершение тех или иных действий;

· уполномочивающие - наделяющие правом действовать по своему усмотрению;

· рекомендательные - определяющие возможные варианты поведения в тех или иных конкретных условиях;

· стимулирующие - обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия, которые соответствуют поведению участников административно-правовых отношений.

Нормы административного права, как и других отраслей права, имеют пределы действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В силу они вступают с момента доведения их до исполнителей. Лишь нормы, предусматривающие административную ответственность, вступают в силу, не сразу, а через определенный срок.

Как правило, административно-правовые нормы действуют неопределенный срок. Но в тех случаях, когда их действия могут быть связаны с определенными событиями (стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.), они могут быть приостановлены на определенное время.

Административно-правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, обратной силы не имеют. Однако встречаются случаи, когда действия той или иной нормы распространяются и на ранее возникшие отношения. Такое положение специально оговаривается в нормативном акте.

Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением субъекта, издающего правовой акт так: в пределах всей Республики Узбекистан действуют нормы, устанавливаемые Олий Мажлисом; в пределах Республики Каракалпакстан – нормы, установленные Жокаргы Кенесом; в пределах области, района, города, нормы установленные хокимами.

Действие административно-правовых норм по кругу лиц, связано с распространением их либо на всех граждан, либо на отдельные их группы. Многие нормы регулируют только деятельность органов исполнительной власти, государственных служащих. Некоторые относятся только к гражданам.

Административно - правовые отношения .

Административно-правовые отношения – это организационные отношения, в рамках которых обеспечивается нормальное функционирование механизма управления государством.

Содержанием административно-правовых отношений являются права и обязанности субъектов, в качестве которых выступают Президент, хокимы, органы исполнительной власти и их служащие, предприятия, учреждения, организации, органы самоуправления граждан, общественные объединения, граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане, лица без гражданства.

В административно - правовых отношениях выступают: «субъект административного права», «субъект административно-правовых отношений» и «субъект управления». Субъект административного права определяется общим образом (гражданин, органы исполнительной власти), а субъект административно - правовых отношений всегда конкретен. Под субъектом управления подразумевается должностное лицо, орган исполнительной власти, на которых нормы административного права возлагают организацию деятельности управляемых объектов.

Административно-правовые отношения подразделяются на “вертикальные” и “горизонтальные”.

Вертикальные – это отношения соподчинения, в которых один из субъектов обладает юридически властными полномочиями, а другие либо не имеют их вовсе, либо, если и имеют, то в меньшем объеме. Горизонтальные отношения исключают возможность юридически – властного веления кого-либо из субъектов этих отношений к другим участникам, все они юридически равноправны.

Основанием возникновения административно-правовых отношений являются юридические факты, в качестве которых, как правило, выступают действия. Эти отношения могут быть и событиями, например, рождение ребенка обязывает родителей зарегистрировать его, а органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) – произвести такую регистрацию.

Действия, в процессе которых возникают, изменяются, прекращаются административные отношения, могут быть как правомерными, так и право нарушающими. Основным видом правомерного действия, с которым связано возникновение, изменение, прекращение административно-правовых отношений, является правовой акт субъекта исполнительной власти. Его действие может произойти по инициативе других возможных участников административно-правовых отношений, например, жалоб, заявлении и т.п.

Субъекты административного права .

Одним из первых субъектов административно - правовых отношении - является Президент Республики Узбекистан. Согласно Конституции Республики Узбекистан Президент Республики является высшим должностным лицом государства. Руководя исполнительной властью, он непосредственно решает многие вопросы управления делами государства. Президент формирует Кабинет Министров Республики Узбекистан, назначает и освобождает от должности премьер-министра, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов, хокимов областей и города Ташкента, вправе освобождать от должности хокимов районов и городов. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти, должностными лицами и гражданами. Он осуществляет контроль над деятельностью органов исполнительной власти и хокимов, отменяет и приостанавливает принимаемые ими акты.

Хоким, как субъект административно – правовых отношений, является высшим должностным лицом государства в области, районе, городе. Он осуществляет управление объектами собственности и руководит хозяйственным и социально-культурным строительством на соответствующей территории, организует исполнение законов, указов Президента, постановлений Кабинет Министров Республики Узбекистан, вышестоящих хокимов и соответствующих Советов народных депутатов, организует прием населения, рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан, решает другие вопросы, отнесенные законодательством к его компетенции.

Хоким руководит работой своих заместителей, хокимията, в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, расположенными на соответствующей территории, должностными лицами и гражданами.

Хоким наделен правом отменять решения нижестощих хокимов и вносить предложения в Совет народных депутатов, об отмене актов нижестоящих Советов, если они противоречат актам высших органов государственной власти.

Еще одним субъектом административно – правовых отношении являются - органы исполнительной власти. Это государственные учреждения, создаваемые в установленном законном порядке для осуществления функций и задач исполнительной власти.

Содержанием деятельности органов исполнительной власти является: во-первых, организация на основе исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, повседневной практической работы по реализации функций государства; во-вторых, совершение распорядительных, юридически властных действий по руководству хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами жизни общества, которые находят выражение в нормативных актах, принимаемых органом исполнительной власти.

Деятельность органов исполнительной власти – это организующая деятельность, в ходе которой на разных уровнях организуется деятельность людей по решению задач в области хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. В этих целях органы исполнительной власти осуществляют упорядочение отношений в сфере управления, решают общие вопросы, связанные с функционированием управляемой системы, объединяют и координируют деятельность участников управленческих отношений.

Практическая управленческая деятельность органов исполнительной власти проявляется в разработке и принятии управленческих решений, в организации исполнения принятого решения, проверке исполнения, контроле, учете, прогнозировании, финансировании, подборе и расстановке кадров, их обучении.

Важнейшим признаком органов исполнительной власти является наличие государственно-властных полномочий, которые дают им возможность решать в пределах предоставленных прав, определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения другими субъектами административно-правовых отношений нормативные акты, обеспечивать их исполнение.

Властные полномочия органов исполнительной власти выражаются в их компетенции, под которой понимается совокупность их предметов ведения. Для органов исполнительной власти характерно, то, что они действуют в установленном законом порядке и образуют единую систему, обусловленную тем, что она объединена единством социальной сущности, общностью целей, задач, функций.

Система органов исполнительной власти строится с учетом национально-государственного устройства и особенностей административно - территориального деления Республики. В нее входят органы исполнительной власти Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, областей, районов, городов.

Органы исполнительной власти классифицируются по правовым основаниям образования, по организационно-правовым формам, территориальным масштабам деятельности, по порядку образования, объему и характеру компетенции, по порядку решения подведомственных вопросов.

По правовым основаниям образования органы исполнительной власти делятся на органы, образование которых прямо предусмотрено Конституции, и на органы, создание которых предусматривается текущим законодательством либо другими актами полномочных органов исполнительной власти. По организационно - правовые органы исполнительной власти подразделяются на Кабинет Министров Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, министерства, государственные комитеты, их структурные подразделения в областях, хокимияты.

По территориальным масштабам деятельности органы исполнительной власти могут быть центральными и местными. К центральным относятся Кабинет Министров Республики Узбекистан, совет Министров Республики Каракалпакстан, министерства и государственные комитеты, которые в свою очередь подразделяются на:

· общереспубликанские министерства и государственные комитеты, подчиняющиеся непосредственно Кабинету Министров Республики Узбекистан;

· министерства и государственные комитеты Республики Каракалпакстан, которые подчиняются Совету Министров Республики Каракалпакстан и соответствующим министерствам и государственным комитетам Республики Узбекистан.

К органам власти на местах относятся хокимияты, а также некоторые органы министерств и государственных комитетов.

По порядку образования органы исполнительной власти подразделяются на образуемые непосредственно Президентом Республики Узбекистан, Кабинетом Министров Республики Узбекистан, министерствами, государственными комитетами, хокимами.

В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции:

· К первой группе относятся Кабинет Министров Республики Каракалпакстан, хокимият;

· Ко второй – министерства, отделы и управления хокимиятов;

· К третьей – государственные комитеты.

По порядку решения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся: на коллегиальные и единоначальные.

К принципам деятельности органов исполнительной власти относятся:

· Демократический централизм. Он выражается: в подотчетности и подконтрольности должностных лиц государства и органов исполнительной власти представительным органам. Обязательности решений вышестоящих должностных лиц и органов исполнительной власти для нижестоящих. В сочетании единого, централизованного руководства с инициативой и творческой активностью должностных лиц и органов исполнительной власти на местах.

· Забота об интересах человека. Это принцип прямо вытекает из основополагающего положения Конституции Республики Узбекистан, предполагающего, что вся деятельность нашего государства строится в интересах благосостояния человека, а основной ее целью является всемерное обеспечение человеку достойной его жизни.

· Широкое участие граждан в деятельности органов исполнительной власти.

Этот принцип предполагает:

· во – первых, широкую информированность граждан о деятельности исполнительной власти и принимаемых ими решениях;

· во - вторых, широкое участие граждан в практической реализации решений органов исполнительной власти;

· в–третьих, постоянный учет органами исполнительной власти при организации своей деятельности общественного мнения.

Государственные служащие также являются субъектами административно – правовых отношении. Государственная служба представляет собой один из видов трудовой деятельности, не связанной с производством материальных благ, в процессе которой осуществляется практическая реализация функций государства.

Принципы деятельности государственной службы:

· верховенство Конституции и закона в их деятельности;

· приоритет прав и свобод человека;

· подчинение государственной службы интересам народа, неослабленная забота о решении социальных вопросов, вопросов труда, быта, культуры, об удовлетворении интересов и нужд людей;

· гласность в деятельности государственной службы;

· равенство прав граждан на государственную службу, предполагающее равенство на замещение государственных должностей и продвижение по службе, получение одинакового вознаграждения за труд, единый порядок поощрения и ответственности;

· подбор и расстановка кадров по деловым качествам, что обеспечивает наиболее качественное комплектование государственных должностей и рост в должности тех, кто в наибольшей мере способен решать поставленные задачи;

· личная ответственность за порученное дело и сменяемость кадров.

Государственные служащие – это граждане Республики Узбекистан, занимающие в установленном порядке должность в органах государственной власти и за вознаграждение выполняющие возложенные на них обязанности по осуществлению задач и функций государства.

Круг служебных обязанностей и прав, а также границы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально - квалификационной подготовке определяются занимаемой им должностью, которая также отражает характер выполняемой им работы.

Правовое положение государственных служащих гарантируется тем, что их права и обязанности определяются, главным образом, пределами компетенции органа государственной власти, где они проходят службу.

Деятельность государственных служащих направлена на реализацию функций и задач этих органов и носит официальных характер. Их права одновременно являются обязанностями, а обязанности – правами. Осуществление их прав и обязанностей гарантируется законом. Они имеют право на продвижение по службе и определенные законом льготы. Для них установлена повышенная ответственность за нарушение служебных обязанностей.

Содержание прав и обязанностей государственных служащих характеризуются их общегражданскими правами и обязанностями, а также правами и обязанностями по занимаемой должности. Общегражданские права и обязанности государственных служащих закреплены Конституцией и другими нормативными актами.

В зависимости от видов государственной должности различаются служащие органов представительной власти, органов исполнительной власти и органов правосудия. По характеру труда государственные служащие делятся на руководителей, специалистов и технических работников.

К руководителям относятся руководящие работники органов государства, а также предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений.

Специалистами признаются служащие, имеющие высшее или среднее специальное образование и выполняющие работу, требующую специальных знаний и трудовых навыков.

Технические исполнители – это служащие, занятые подготовкой и оформление документов, хозяйственным обслуживанием, учетом и контролем, ведением делопроизводства.

В зависимости от характера служебных полномочий государственные служащие делятся на служащих, имеющих государственно-властные полномочия, и служащих не имеющие их. Первая группа в свою очередь подразделяется на должностных лиц и представителей власти.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие за собой правовые последствия для подчиненных. К ним также относятся служащие, которые не совершают таких действий, но руководят подчиненными им работниками и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования. К должностным лицам относятся и специалисты, которые хотя и лишены права издавать юридические акты, но совершают юридические действия.

Представители власти - это государственные служащие, которые имеют право предъявлять государственное – властные требования от имени государства и принимать меры воздействия к органам и лицам, не находящимися в их подчинении.

Государственные служащие, не имеющие властных полномочий (оперативный состав), создают условия для нормального функционирования государственного органа, где они работают.

Предприятия, учреждения, организации и их объединения – субъекты административно – правовых отношений. В общую систему органов исполнительной власти входят и органы управления предприятий, организаций, учреждений и их объединений. Но в отличие от органов исполнительной власти они осуществляют не руководство, а организацию производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей общества, государства и граждан.

Предприятия осуществляют эту деятельность, создавая материальные ценности или оказывая материальные услуги.

Учреждения выполняют соответствующие социально-культурные или административно-политические функции.

Организациями называются предприятия, учреждения научно- исследовательского, проектно-конструкторского, технологического характера.

Органы самоуправления граждан. Органы самоуправления граждан, как известно, не являются органами государственной власти - это форма непосредственного народовластия. Они могут вступать в различные правоотношения, в том числе и административно-правовые. В своей повседневной деятельности они постоянно взаимодействуют с органами государственной власти и, прежде всего, с органами и должностными лицами исполнительной власти, способствуют им обеспечивать исполнение Конституции и законов Республики, других нормативных актов государства, укреплять общественный порядок, своевременно собирать налоги и страховые платежи, взимать с граждан платежи за коммунальные услуги.

Более того, органы самоуправления граждан наделены отдельными полномочиями, которые носят государственно-властный характер. Например, органы самоуправления граждан, кишлаков, аулов могут совершать некоторые нотариальные действия, регистрировать акты гражданского состояния.

Органами самоуправления граждан предоставлено право формировать собственные средства и распоряжаться ими, привлекать к решению вопросов развития социальной инфраструктуры предприятия, учреждения, организации, расположенные на соответствующей территории.

Субъектами административно-правовых отношений могут выступать также, общественные объединения. Конкретные права и обязанности общественных объединений в области управления делами государства весьма разнообразны и определяются Конституцией Республики Узбекистан, законом об общественных объединениях и другими текущими законодательными актами государства.

Они могут возникать:

·в процессе практической деятельности общественных объединений по выполнению предусмотренных Конституцией и законами Республики Узбекистан функций и задач;

·при осуществлении ими конституционного права в выработке решений органами государственного управления, в частности по вопросам экономической и социальной защиты населения, определении критериев жизненного уровня, размеров компенсации от изменения цен;

·в процессе совместной с органами государственного управления разработки правовых актов по вопросам управленческой деятельности. Совместные правовые акты могут разрабатываться, например, Правительством и Федерацией профсоюзов Республики Узбекистан, министерствами, госкомитетами и отраслевыми профсоюзами;

·при осуществлении полномочий по представлению интересов своих членов в органах государственного управления и защите политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан;

·в процессе осуществления допускаемой законодательством Республики производственной и хозяйственной деятельности;

·при выполнении требований Конституции Узбекистана и закона об общественных объединениях, о целях создания, порядке их образования и регистрации, контроля за деятельностью общественных объединений и ответственности за нарушение ими законодательства Республики;

·при выполнении органами исполнительной власти конституционного требования о широком привлечении общественных объединений к выполнению государственных задач, необходимости учета их мнения в своей практической деятельности.

Физические лица как субъекты административного права . Среди субъектов административного права особое положение занимает гражданин Республики Узбекистан. Граждане в административно-правовых отношениях выступают в качестве частных лиц, реализуя свои личные права в сфере государственного управления.

Административно-правовые отношения с участием граждан могут возникать в связи:

·с реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере государственного управления;

·с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере государственного управления;

·с нарушением гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления;

·с нарушением органами государственного управления или их должностными лицами и законных интересов граждан.

Для того чтобы участвовать в административно-правовых отношениях гражданин должен обладать административной правоспособностью и дееспособностью.

Административная правоспособность-это способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Все граждане Республики обладают равным объемом административной правоспособности. Однако для отдельных граждан в случаях, предусмотренных законом, правоспособность граждан может быть частично или временно ограничена. Например, кодексом об административной ответственности предусматривается возможность временного лишения гражданина предоставленного ему специального права (право управлять транспортными средствами, право охоты).

Административная дееспособность- это способность гражданина своими действиями приобретать определенные права и выполнять возложенные на него обязанности в области государственного управления. Административная дееспособность возникает, как правило, по достижении гражданином 18 летнего возраста. Но в некоторых случаях она может возникать и раньше. Например, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет.

Некоторые граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Законом установлено, например, что не являются субъектами административных правонарушений лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

В качестве субъектов административно-правовых отношений могут, выступать также и иностранные граждане, лица без гражданства. Они пользуются правом на обжалование незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц, правом на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, правом на образование. Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Узбекистан, традиции и обычаи народа.

Существуют и специфические основания для возникновения административных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Для въезда в Республику и выезда из нее иностранные граждане и лица без гражданства кроме документов, удостоверяющих их личность, должны иметь визу, выдаваемую консульскими учреждениями, а там, где их нет дипломатическими представительствами Республики Узбекистан. Иностранные граждане, прибывшие в Узбекистан, обязаны зарегистрироваться в органах внутренних дел Республики.

Формы и методы государственного управления.

Эффективность государственного управления в основном зависит от форм и методов, которые субъекты исполнительной власти используют в процессе реализации своих функций и задач по управлению государством.

Под формой управления понимается внешнее выражение деятельности субъекта исполнительной власти, осуществляемой в рамках его компетенции и вызывающей определенные последствия. Когда эти последствия носят юридический характер, формы управления именуются административно - правовыми.

Основными административно-правовыми формами управленческой деятельности субъектов исполнительной власти являются, правотворческая деятельность, т.е. издание правовых актов нормативного или индивидуального характера; заключение и выполнение административных договоров, рассмотрение жалоб и заявлений граждан, реагирование на них.

Под методом управления понимается способ практического осуществления субъектами исполнительной власти своих функций и задач по управлению государством.

К административно-правовым методам управления государством относятся, наблюдение, контроль, административное и экономическое регулирование, общее руководство, непосредственное управление, стимулирование, принуждение.

Наблюдение – это пассивный метод государственного управления. Контроль, деятельность по проверке выполнение законов, указов, решений и предписаний государственных органов, выполнение участниками административно-правовых отношений возложенных на них обязанностей.

Административное регулирование – это способ воздействия на деятельность объектов управления путем установления их обязанностей с использованием полномочий и системы подчиненности.

Экономическое регулирование – это также способ воздействия, но с помощью экономических рычагов.

Стимулирование – это побуждение к выполнению возложенных обязанностей с помощью специальных форм положительной оценки и одобрения достигнутых результатов в работе и поведении. Такими формами положительной оценки являются государственные награды, присвоение почетных званий, премирование, награждение ценными подарками и другие меры морального и материального поощрения.

Принуждение – это властное воздействие на объект управления с тем, чтобы побудить его действовать в соответствии с требованиями законодательства или законными предписаниями органов государственной власти.

К принудительным мерам обеспечения законности, правопорядка и дисциплины относятся меры дисциплинарного и административного принуждения. Дисциплинарное принуждение применяется, как правило, в порядке служебного подчинения и только определенным кругом субъектов дисциплинарной власти. Существует три вида дисциплинарной ответственности, в порядке подчиненности, в порядке, установленном о дисциплине и в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка.

В отличие от мер дисциплинарного принуждения меры административного принуждения применяются лишь специально на то уполномоченными органами государственного управления, а в некоторых случаях только судом.

Меры административного принуждения подразделяются на административно - предупредительные меры административного пресечения и административные взыскания. Первый вид обеспечивает предотвращение правонарушений, второй используется как средство принудительного пересечения правонарушений, третий представляет собой вид юридической ответственности, которая именуется административной.

Административная ответственность.

Административная ответственность - это разновидность юридической ответственности. К ней привлекаются лица, виновные в совершении административного правонарушения (проступка) .

Существует большое число норм, правил, соблюдение которых необходимо для поддержания общественного порядка, порядка управления, создания благоприятных условий для труда и отдыха людей. Нарушение этих правил, если они представляет большую опасность, могут рассматриваться как преступления. Многие из этих нарушении не столь существенны и как уголовные преступления рассматриваться не могут, такие правонарушения рассматриваются как административные правонарушения, и применяется к ним административная ответственность.

Основным законодательным актом административной ответственности является Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности. Он принят 22 сентября 1994 года законодательным органом Республики Узбекистан. Согласно статье 10 этого кодекса административным правонарушением признается посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, природную среду, противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившие, знало о возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить, либо не предвидело возможности таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

К умышленным административным правонарушениям относятся мелкое хулиганство, охота запрещенным способом. К неосторожным – нарушениям правил пожарной безопасности, охраны труда.

Административные правонарушения нередко граничат с уголовными преступлениями и, чтобы отличить их, часто бывает необходимо учитывать обстоятельства, при которых они были совершены, размер ущерба, наличие или отсутствие тяжелых последствий.

Объектом административного посягательства является общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления.

Субъектами административного правонарушения могут быть достигшие 16-летнего возраста граждане Республики Узбекистан, лица без гражданства, иностранные граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом.

За отдельные административные правонарушения, ответственность наступает только с 18 лет, например, нарушение правил воинского учета.

К лицам, в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

В случае нарушения несовершеннолетними ниже перечисленных правонарущении:

·правил, связанных с использованием транспортных средств;

· сроков регистрации и порядка хранения перевозки и постановки на учет огнестрельного оружия, стрельбы из него с нарушением установленного порядка;

· изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественному порядку и безопасности граждан;

· незаконное изготовление и распространение продукции средств массовой информации;

· совершение мелкого хищения или хулиганства;

· нарушения правил движения пешеходами;

· невыполнения законных требований работника милиции они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

В отдельных случаях эти дела могут передаваться на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних

К органам и должностным лицам, которым дано право рассматривать дела об административных правонарушениях относятся;

·судьи по административным делам, рассматривающие дела о наиболее серьезных правонарушениях, посягающих на права и свободы граждан, их здоровье, собственность, в области охраны природной среды и природопользования, посягающие на порядок управления и д. р.;

·административные комиссии, образуемые при органах самоуправления граждан отдаленных поселков, кишлаков, аулов;

·районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних;

·органы внутренних дел (милиция), которые рассматривают некоторые дела о правонарушениях в транспорте, в области дорожного хозяйства и связи, посягающих на установленный порядок управления;

·органы государственного пожарного надзора, которым подведомственны, дела о нарушениях требований пожарной безопасности;

·органы железнодорожного, воздушного, пассажирского, городского, междугороднего и электротраспорта, министерства, обороны, охраны природы,таможенные, государственные налоговые и другие органы уполномоченные на то законодательством Республики.

Виды административных правонарушений. Административные правонарушения подразделяются:

·посягающие на права и свободы граждан;

·правонарушения в области охраны здоровья;

·посягающие на собственность;

·правонарушения в области охраны природной среды и природопользования;

·правонарушения в промышленности строительстве и в области использования тепловой и электрической энергии;

·правонарушения в сельском хозяйстве, нарушения ветеринарно- санитарных правил;

·правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи;

·правонарушения в области жилищных прав граждан, коммунального обслуживания и благоустройства;

·правонарушения в области торговли, предпринимательством и финансов;

·посягающие на правосудие, общественный порядок и установленный порядок управления.

Виды административных взысканий. В зависимотси от характера и степени общественной опасности административного правонарушения закон устанавливает виды административных взысканий, являющихся мерой отвественности и применяющихся в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение в духе соблюдения и уважения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

К мерам административного взыскания относится;

· Штраф – денежное взыскание в доход государства, налагаемое на лицо, виновное в совершении административного правонарушения. Размер штрафа определяется исходя из минимальной месячной заработной платы, которая установлена на момент совершения административного правонарушения;

· Возмездное изъятие – осуществляется в отношении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения. Оно заключается в принудительном изъятии и последующей реализации такого орудия или предмета с передачей вырученной суммы, бывшему собственнику за вычетом расходов по их реализации.

· Конфискация – принудительное безвозмездное обращение предмета или орудия совершения административного правонарушения в собственность государства. Конфискации подлежит лишь тот предмет, который является собственностью правонарушителя.

· Лишение специального права, предоставленного данному лицу (право управления транспортными средствами, право охоты);

· Административный арест. Он применяется на срок от трех до пятнадцати суток, а в условиях режима чрезвычайного положения за посягательства на общественный порядок – до тридцати суток.

Административный арест назначается судьей по административным делам, а в условиях режима чрезвычайного положения – также и военным комендантом или начальником органа внутренних дел. Административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам воспитывающим в одиночку ребенка до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, инвалидам первой и второй групп.

Кодексом об административной ответственности установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие при применений административной ответственности.

К смягчающим обстоятельствам относятся:

· чистосердечное раскаяние виновного;

· предотвращение виновным вредных последствий правонарушения добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

· совершение правонарушений под влиянием сильного душевного волнения, либо при стечении тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

· совершение правонарушений под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости;

· совершение правонарушений несовершеннолетними;

· совершение правонарушения беременной женщиной или лицом, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до четырнадцати лет.

К отягчающим обстоятельствам относятся:

· продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его;

· повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, а равно совершение правонарушения лицом, имеющим судимость;

· вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

· совершение правонарушений группой лиц;

· совершение правонарушений в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

· совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Административное взыскание может быть применено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, Если правонарушение не обнаружено к этому периоду, то – двух месяцев со дня обнаружения. По истечении года, если не совершенно новое административное правонарушение, лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Производство по делам об административных правонарушениях.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются своевременное, всесторонне, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих им, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения конституции, законов Республики, укрепление законности.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава или события правонарушения; недостижении лицом на момент совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста; невменяемости лица, совершившего правонарушение; когда лицо действовало в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости; в случае издания акта амнистии, если он отменяет применение административного взыскания; отмены акта, устанавливающего административную ответственность, либо истечения к моменту рассмотрения дела, сроков применения административного взыскания или неотменненого постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также при наличии по данному факту уголовного дела, в случае смерти правонарушителя.

При рассмотрении дела об административном правонарушении все граждане независимо от их пола, социального происхождения, личного и общественного положения, расы, национальности, языка, религии, и убеждений равны перед законом и органом (должностным лицом), рассматривающим дело.

Производство дела ведется на узбекском, каракалпакском языках или на языке большинства населения данной местности. Если лицо, участвующие в деле, не владеет языком, на котором ведется производство, ему обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела и участия при рассмотрении по существу через переводчика, а также право выступать на родном языке.

Дело об административном правоотношении рассматривается открыто.

О совершении административного правоотношения уполномоченным на то лицом составляется протокол. Протокол подписывается лицом, которое его составило, правонарушителем, а также свидетелями и потерпевшим. В случае отказа правонарушителя от подписи протокола, в нем делается об этом запись..

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Присутствие лица, совершившего административное правонарушение, при рассмотрении дела обязательно. Если лицо уклоняется от явки, оно может быть подвергнуто приводу.

Интересы правонарушителя или потерпевшего, являющиеся несовершеннолетними или страдающие физическими либо психическими недостатками, в силу чего он не может сам осуществлять свои права, могут представлять его законные представители (родители, опекуны, попечители, усыновители).

В качестве свидетеля по делу разрешается вызывать любое лицо, которому могут быть известны какие – либо обстоятельства, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться и дать показания.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола. Дела о незаконном приобретении или сбыте валютных ценностей, проявление неуважения к суду, мелком хулиганстве и некоторые другие рассматриваются в течение суток. Ряд дел рассматривается в трехдневный срок, дела о мелком хищении в пятидневный срок.

Постановление по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, а также их законными представителями и адвокатом может быть обжалован в вышестоящий орган (должностному лицу), судье по административным делам, а постановление судьи по административным делам – председателю районного /городского/ суда, или вышестоящий суд. Подача жалобы в десятидневный срок, приостанавливает исполнение решения до ее рассмотрения.

Скачать архив с текстом документа