Основы идеологии белорусского государства 2
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание 1. Внешняя политика РБ в рамках СНГ. Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.Содержание
1. Внешняя политика РБ в рамках СНГ.................................................................................................................... 3
2. Российско-белорусские отношения. Создание союзного государства........................ 7
3. Беларусь и Запад. Восточное партнерство............................................................................................... 11
4. Новое направление......................................................................................................................................................... 17
лИТЕРАТУРА.................................................................................................................................................................................. 19
1. Внешняя политика РБ в рамках СНГ. Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику. В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске и привлечении в республику тех крох иностранных инвестиций, которые можно найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие собственные ресурсы будут направляться на структурную перестройку части белорусской экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического притяжения ЕС. Основными направлениями политики на международной арене являются:- вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства; - активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями; - способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»; - участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве; - энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН.Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку. В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратах. К июню 2001 года Республикой Беларусь открыты 49 загранучреждений в 43 странах мира, из них: посольств – 41, Генеральных консульств – 6, Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк, Женева). Открыты также: 9 отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в Калининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Мурманске, Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Хабаровске; отделение Посольства в ФРГ в г. Бонне. Кроме этого, 16 Чрезвычайных и Полномочных Послов Республики Беларусь назначены и аккредитованы послами по совместительству в 26 странах мира. В обращении Президента А. Лукашенко белорусскому народу и парламенту говорится: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и сообразно ее национальным интересам. Действия белорусской дипломатии на основных внешнеполитических направлениях будут оцениваться, главным образом, с позиции их экономической эффективности и реализации мирных инициатив» Беларусь, в силу специфики своей экономики не может позволить себе роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против России. Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить РБ, также как не до РБ Европейскому Союзу, а собственных сил навязать свою волю этим геополитическим монстрам у республики нет. Выходом из этой диллемы может стать стратегическое политическое партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы на себя защиту части геополитических интересов в регионе, а Россия должна дать возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепления за Беларусью приемлемой для нее формы региональной экономической специализации. Скорее всего, РБ будет по-прежнему специализироваться на точном машиностроении, радиоэлектронике, химической промышленности, развитии транспорта. 21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Процесс дальнейшей интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел свое отражение в подписании 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России. Развитие Союза Беларуси и России осуществлялось в соответствии с направлениями, определенными Декларацией о дальнейшем единении Беларуси и России от 25 декабря 1998 года. 26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного государства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общей правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства. К сожалению, надо признать, решение большинства белорусских проблем невозможно силами одной лишь Беларуси. Слишком масштабны и дорогостоящи алгоритмы их решения для небольшой страны. Решение наиболее важных белорусских проблем лежит вне Беларуси, ибо: - Беларусь живет в условиях экологической катастрофы, выживание крупных белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности вне национального экономического пространства; - новый виток научно-технической революции в развитых странах ставит под вопрос судьбу белорусской промышленности в случае промедления с модернизацией производственных технологий; - приближение к границам Беларуси НАТО и ЕС создаёт принципиально новую геополитическую ситуацию, к которой Беларусь должна адаптироваться. Региональные приоритеты Республики Беларусь выстраиваются в следующем порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия. Из двусторонних отношений в рамках СНГ необходимо выделить отношения с Украиной как с крупной европейской страной, обладающей мощным человеческим, экономическим и научным потенциалом. Сотрудничество с Украиной не имеет каких-либо препятствий как в политической, так и в экономической областях. Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях с Беларусью. Шанс активизировать белорусско-украинские отношения на межпарламентском уровне появился в 1999 году, после визита в Минск председателя Великой Рады Украины А. Ткаченко. Однако последовавшие в Украине выборы заморозили двусторонние контакты до весны 2002 года, когда в Санкт-Петербурге А. Войтович встретился с вице-спикером Верховной Рады А. Зинченко. В основу отношений с Украиной на перспективу Беларусь закладывает всемерное развитие торгово-экономического сотрудничества. Беларусь заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился у нас с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к Беларуси отличается прагматизмом: есть контакты на политическом уровне, основное внимание они уделяют развитию экономических отношений. В Содружестве Независимых Государств оптимальные перспективы развития в рамках разноскоростной интеграции имеет Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства. В перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики государств-участников Евразийского экономического сообщества будут интегрироваться в мировую экономическую систему и прежде всего в мировую торговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространства отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам. Решение этого комплекса вопросов будет естественным образом способствовать сближению экономик государств-участников. Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой в Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ не уступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалиций современного мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), Европейскому Союзу (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (АТЭС). По оценкам независимых экспертов, на долю СНГ приходится 40 процентов мировых запасов газа, а по запасам нефти Содружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциал Содружества составляет 10 процентов мирового, запасы основных видов природных ресурсов – четверть мировых.Безусловно, политический вес СНГ всегда будет адекватен его экономическим показателям. При этом активизация интеграционных процессов в рамках Содружества по принципу того же Европейского Союза неизбежно потребует передачи части властных полномочий наднациональным структурам. Сегодня к этому пока не готовы не только те участники СНГ, которых принято относить к «равноудаленным», но и страны, входящие в более тесные экономические и политические союзы в рамках Содружества, – к примеру, участники «пятерки» или ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова).Беларусь последовательно соблюдает все достигнутые в рамках Содружества договоренности. В стране завершены все внутринациональные процедуры, связанные с формированием зоны свободной торговли. На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании полноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества, необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночной инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно стать формирование реального интеграционного сообщества постсоветских республик при максимальном использовании возможностей политического и экономического взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния. Республика Беларусь последовательно выступает за развитие процесса военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодня Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. Ещё одной важной частью внешней политики РБ является таможенный союз. Совместное заявление о формировании Таможенного союза подписали 19 декабря 2009 года в Алматы главы трех государств Александр Лукашенко, Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев. Создание Таможенного союза позволит Беларуси, Казахстану и России выйти к 2015 году на прирост ВВП в 15%. Создается огромный рынок, совокупные объемы запасов нефти которого составляют 90 млрд. баррелей. Общий объем ВВП - $2 трлн., совокупный товарооборот - $900 млрд., объем сельхозпродукции - $112 млрд.Таможенный союз открывает перед странами огромные дополнительные перспективы. Это активизирует создание совместных производственных коопераций. Беларусь, Казахстан и Россия смогут свободно торговать между собой, будут созданы новые рабочие места, повысится конкуренция на рынках стран. Можно более эффективно использовать транзитный потенциал. Предприятия получат лучшие условия для выхода на международные рынки.Таможенный союз является основой для создания в будущем Единого экономического пространства, подготовка нормативной базы которого будет завершена в 2011 году.Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также план действий по его созданию были приняты 6 октября 2007 года в Душанбе главами государств Беларуси, России, Казахстана. Для обеспечения условий функционирования и развития союза был создан единый наднациональный регулирующий постоянно действующий орган - Комиссия Таможенного союза. Три страны начали готовить пакет необходимых документов для создания Таможенного союза. Беларусь, Россия, Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн. человек, обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Остальные государства - члены ЕврАзЭС будут присоединяться к Таможенному союзу постепенно, по мере своей готовности.В Минске 27 ноября 2010 года высшим органом Таможенного союза был рассмотрен и одобрен ряд принципиальных стратегических решений, определяющих перспективы развития Таможенного союза. «В ходе непростых, но содержательных переговоров мы вышли с компромиссной и сбалансированной договоренностью, реализация которой способна запустить механизмы глубокой экономической интеграции с элементами единого экономического пространства», - сказал президент Беларуси Александр Лукашенко.Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует Единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам - участникам Таможенного союза необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. Так, сейчас у России насчитывается около 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Беларуси - 40. Высшим органом Таможенного союза являются межгосударственные советы на уровне глав государств и глав правительств. Все задачи, решаемые Таможенным союзом, изложены в договоре от 6 октября 2007 года. В 2009 году высший орган Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза и правительства трех стран провели комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда Таможенного союза. 2. Российско-белорусские отношения. Создание союзного государства. Беларусь, в силу специфики своей экономики не может позволить себе роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против России. Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить РБ, также как не до РБ Европейскому Союзу, а собственных сил навязать свою волю этим геополитическим монстрам у республики нет. Выходом из этой диллемы может стать стратегическое политическое партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы на себя защиту части геополитических интересов в регионе, а Россия должна дать возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепления за Беларусью приемлемой для нее формы региональной экономической специализации. Скорее всего, РБ будет по-прежнему специализироваться на точном машиностроении, радиоэлектронике, химической промышленности, развитии транспорта. 21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Процесс дальнейшей интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел свое отражение в подписании 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России. Развитие Союза Беларуси и России осуществлялось в соответствии с направлениями, определенными Декларацией о дальнейшем единении Беларуси и России от 25 декабря 1998 года. 26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного государства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общей правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства. ВВ то же время белорусско-российское межгосударственное объединение базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств. Каждое государство-участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. В среднесрочной перспективе определенные расхождения в экономических структурах России и Беларуси сохранятся, но два государства заключили Договор именно для того, чтобы унифицировать эти процессы в целях интересов белорусских и российских граждан. Серьезным итогом интеграционной работы стало подписание Соглашения между Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также соглашений, направленных на создание условий по введению единой денежной единицы на заседании Высшего Государственного Совета 30 ноября 2000 года, межправительственного Соглашения о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства на заседании Совета Министров Союзного государства 30 августа 2000 года, межправительственного Соглашения о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве на заседании Совета Министров Союзного государства 17 января 2001 года. Одним из наиболее эффективных и значимых направлений экономической интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических комплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти, газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов нефтепереработки. В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегические интересы двух государств, но и многовековые духовные традиции народов, насущные житейские проблемы людей. Будущее Союзное государство провозглашено как государство социальное, поэтому важнейшим фактором его создания и функционирования является проведение согласованной социальной политики. Развитие торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с регионами Российской Федерации является неотъемлемой частью интеграционных процессов по созданию Союзного государства. Всего между российскими регионами и органами государственного управления Республики Беларусь подписано более 140 соглашений и протоколов, направленных на создание взаимовыгодных условий для развития торгово- экономических, научно-технических и культурных связей. В Республике Беларусь открыты 13 Представительств администраций регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский, Приморский и Алтайский края, Орловская, Калининградская, Ярославская, Мурманская и Челябинская области, Республики Дагестан, Калмыкия, Марий Эл и Бурятия). Среди всех регионов России – торговых партнеров Республики Беларусь – можно выделить десять, товарооборот с которыми составляет более 70% от общего объема товарооборота с Российской Федерацией: город Москва, Тюменская область, город Санкт-Петербург, Московская, Смоленская, Ярославская, Брянская, Калининградская и Челябинская области и Алтайский край. В рамках реализации Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора внешнеполитическими ведомствами двух государств осуществляется постоянная координация деятельности, обмен информацией, оказание содействия по вопросам, представляющим взаимный интерес. В сложившихся условиях стратегический интерес Беларуси состоит в дальнейшем развитии Союза Беларуси и России, придании союзным отношениям новой динамики. «Мы переживаем один из сложнейших этапов развития интеграции. Но к числу важнейших достижений последнего года следует отнести то, что даже при изменении подходов российского руководства к нашему Союзу нам удалось сохранить, отстоять достигнутый уровень белорусско-российских отношений и принципы, на которых основывается Союз. Руководство Беларуси считает дискуссию о вхождении нашей страны в состав России исчерпанной. Суверенитет, государственная самостоятельность Беларуси (как и России) останутся незыблемыми - это не предмет переговоров. Путь поглощения большим государством меньшего - исторический анахронизм, к которому нет смысла возвращаться. У российского руководства есть понимание позиции белорусской стороны и готовность к конструктивному поиску путей дальнейшего становления Союза на основе принципа суверенного равенства», – заявил в своем ежегодном обращении к народу и Парламенту Президент РБ. Принятый на референдуме Конституционный акт станет документом высшей юридической силы, правовым фундаментом строительства полноценных органов Союзного государства. При этом Лукашенко говорит в своем обращении парламенту: «Я хочу честно сказать вам и народу, в руководстве России бытует, я считаю, ошибочное одностороннее мнение о том, что она на сегодняшний день не может по многим причинам, прежде всего внутренним изменить свою Конституцию. Это якобы должна делать Беларусь. Это касается и государственного строительства, и единой валюты будущего Союза. Многие считают, что мы чуть ли не можем войти завтра в состав России, однако не учитывают при этом последствий, прежде всего политических. Если кто-то в России думает о том, что Беларусь станет ее субъектом, то это их грубая ошибка. Если мы говорим о Союзе и особенно Союзе тесном, чуть ли не едином государстве, то надо иметь в виду комплекс вопросов и направлений, которые возникнут при этом, — и экономические и политические, и военно- стратегические, и внешнеполитические. Не думаю, что разумные и трезвые силы России и Беларуси могут согласиться на то, что Беларусь станет каким-то краем в Российской Федерации. Как в политической сфере исключается поглощение одной страны другой, так и в финансовой - недопустимо механическое замещение одной валюты другой. Единственно приемлемым для Беларуси вариантом, является равный статус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации с делегированием функций органа управления единого эмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу. Еще один принципиальный вопрос - это равенство белорусского и российского укладов экономической жизни в рамках Союзного государства. Часть российской политической и экономической элиты пытается ставить перспективу Союза в зависимость от принятия нашей страной российской неолиберальной экономической модели, для которой характерны присвоение основной части национального богатства небольшой группой так называемых олигархов, неприемлемо высокий разрыв между сверхбогатыми и беднейшими слоями общества. Сложившаяся в Беларуси модель социально ориентированной рыночной экономики рассматривается этими кругами как препятствие белорусско- российской экономической интеграции. Разница в подходах к регулированию экономической жизни реально существует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать. Но из этого надо делать правильные выводы. Прежде всего не отвечает действительности тезис о том, что разница экономических укладов препятствует созданию единого экономического пространства. Китай и Гонконг, объединенные по принципу «одна страна - две системы», - убедительное тому доказательство. Правила экономической жизни Союзного государства должны создаваться, ориентируясь на самые современные, передовые международные стандарты. Исключительно важную роль в формировании правовой основы единого экономического пространства призван играть Парламент Союзного государства.Отрадно уже то, что именно белорусско-российский союз дает пример для понимания необходимости интеграции и поддержки в странах СНГ этой идеи и только что изложенной мною модели. Но мы можем предложить Российской Федерации и другой вариант государственного устройства Союза. Я не стану подробно на этом варианте останавливаться, но такие поручения мною даны. Мы можем предложить более радикальный вариант, если Российская Федерация готова с ним согласиться. И в ближайшее время на встрече с моим коллегой Владимиром Владимировичем Путиным я передам ему этот вариант. Пока же он не подлежит публичному обсуждению» Что же за «другой вариант» имеет в виду Президент РБ? Не будет ли он отступлением от только что провозглашенных им же принципов устройства союзного государства? Вопрос пока остается без ответа.Итого: Союзное государство (также в прессе встречаются названия Союз России и Белоруссии (СРБ), Соююзное Государство России и Белоруссии (СГРБ), Союз Беларуси и России, Соююзное государство Беларуси и России) — союз Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля1997 на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного ранее (2 апреля1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. 25 декабря1998 года был подписан ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января2000 официальное название Союза — Союзное государство. Предполагается, что ныне конфедеративный Союз в будущем должен стать мягкой федерацией. Участником Союза может стать государство — член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств — участников Союза. При присоединении к Союзу нового государства рассматривается вопрос об изменении названия Союза. 3. Беларусь и Запад. Восточное партнерство. Территория РБ в современных границах сложилась в результате длительного развития на рубежах Запада и Востока. Республика, не обладая практически богатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент транзитивности территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в Западную Европу, и прежде всего в Германию. По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность в энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшим энергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличие многочисленных проектов строительства и расширения газотранспортных сетей. Эти проекты позволяют создать новые формы взаимозависимости на общеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной Европы, которые являются основными потребителями этого вида топлива, сотрудничают со странами – производителями и странами транзита. А ведь именно через Беларусь проходят важнейшие газо- и нефтепроводы. С этой точки зрения Беларусь является связующим звеном между Западом и Востоком. Перспективы сотрудничества объединенной Европы и Республики Беларусь видятся в постепенной подготовке белорусов к индивидуализму и демократии через промежуточные формы экономической и политической жизни. Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями и партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями и школами. Формирование гражданского общества должно начинаться с формирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не может возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и Беларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую для Запада государственную политику, следует продолжать со смещением центра тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень. Смысл процессов глобализации заключается в быстром и эффективном вхождении в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения, мировые информационные и коммуникативные сети, что дает возможность на более высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и трансферты. По характеру экономических, культурных и геополитических измерений, Беларусь является европейской страной. Интеграция Беларуси в мировое сообщество будет осуществляться как вхождение в европейское цивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть и субрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами: Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии. Особенностью интеграции в мировую экономику для Беларуси является интеграция в Европейское сообщество. Именно это обстоятельство значительно воздействует на развитие внешних факторов жизни страны. Исторической ловушкой можно назвать и то, что после горбачевской эпохи разрушения границ и стен, Беларусь оказалась перед условным выбором, который не является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией и ЕС. Мы попали в специфическую ловушку, когда ценности прошлого и будущего становятся предметом политического торга и геополитических спекуляций. Включение Беларуси в общеевропейский процесс происходит сложно, трудно и болезненно в силу непризнания европейскими государствами результатов ноябрьского референдума 1996 г. и изменений и дополнений к Конституции 1994 г. Важное направление внешней политики Беларуси – укрепление пояса добрососедства. Беларусь сегодня немного озабочена состоянием политических отношений или уровнем политических отношений с Польшей. Географически мы находимся в одном регионе, мы соседи, мы открыты, готовы развивать добрососедские отношения, укреплять их. Беларусь понимает значение, которое сейчас отводится Польше в рамках объединяющейся или будущей объединенной Европы, и мы ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы Польша превратилась в то, чем была Беларусь в рамках СССР: той стеной, которую переступить или пройти для нас будет сложно. Предпосылки к такому развитию событий имеются. Основной задачей в двухсторонних отношениях с Польшей будет снятие тех острых вопросов, которые сегодня препятствуют нормализации политических отношений и которые сказываются на уровне экономических отношений. Будущее место и роль Беларуси в системе международного разделения труда в Европе неразрывно связаны со степенью ее участия в европейских интеграционных процессах. В этой связи руководство страны уделяет серьезное внимание диалогу и развитию отношений с Европейским Союзом (ЕС). Во взаимоотношениях с Европейским Союзом Беларусь готова идти так далеко, насколько ЕС в состоянии двигаться навстречу Беларуси. Расширение ЕС является реальным ответом на большинство общеевропейских проблем. Многие тревожные явления в сфере безопасности, в политике, в социальной области коренятся в экономической разобщенности Европы – военно-политические разделительные линии пролегают, как правило, по социально-экономическим рубежам. Поэтому Республика Беларусь предлагает конкретные шаги по преодолению этой разобщенности. С учетом расширения ЕС на Восток для республики приоритетное значение приобретает сближение с Европейским союзом, который уже сегодня является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. Существенное значение приобретает изучение опыта ЕС в области осуществления реальной интеграции государств и его использование в процессе сближения Беларуси и России, Беларуси и европейских стран. Имевшее место в последние в годы снижение уровня сотрудничества стран ЕС с Беларусью было основано преимущественно на субъективных факторах. Приостановление контактов на высшем и высоком уровне вследствие решений Совета ЕС от 15 сентября 1997 года затруднило полноценный политический диалог с руководством западных стран, привело к тому, что сегодня Беларусь вынуждена поддерживать свою экономику и решать сложные социальные вопросы фактически без помощи извне. Несмотря на ряд ограничений, наложенных Заключениями Совета Европейского союза на взаимоотношения с нашей страной, Беларуси удалось добиться важных подвижек в области сотрудничества с этой влиятельной организацией. Так, Европейская Комиссия пролонгировала до 2004 года Соглашение о торговле текстильными изделиями между Республикой Беларусь и Евросоюзом с существенным увеличением квот на импорт белорусских текстильных изделий; смягчены действующие антидемпинговые санкции ЕС в отношении импортируемых из Беларуси калийных удобрений; удалось добиться применения Евросоюзом режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле с Беларусью; интенсифицировалась реализация Программы технического содействия странам СНГ и Монголии «ТАСИС». Многое во взаимодействии России и ЕС зависит от ситуации в государствах, расположенных между ними. Роль Беларуси в геополитической оси «Российская Федерация – Европейский союз» велика. Например, с вводом белорусского участка газопровода «Ямал – Западная Европа» доля газа, транспортируемого из России в Европу через Беларусь, составит более 30 процентов российского газового экспорта. Учитывая транзитное положение Беларуси, весьма важным, исходя из общих интересов, является установление тесного сотрудничества с европейскими странами в деле борьбы с преступностью, незаконной миграцией, торговлей оружием, наркобизнесом. Значительным потенциалом обладают научные и культурные связи. Беларусь делает упор на развитие непосредственных контактов между учебными и научными заведениями, учреждениями культуры, общественными организациями и фондами. Сотрудничество в этих областях, основанное, как правило, на обоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно. Беларусь намерена сохранить эту тенденцию, не только интенсифицируя свое участие в научных, образовательных, культурных программах сотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким важнейшим направлениям, как привлечение новых технологий и инвестиций государств-участников ЕС. Серьезным инструментом строительства действительно единого континента призван стать Совет Европы. Важно, чтобы он оставался верен своему назначению – быть не судьей, а помощником европейских стран в гуманитарной сфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения. Беларусь будет взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места. Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям, странам Центральной, Восточной и Южной Европы будет строиться, прежде всего, на условиях партнерских отношений. В этом контексте – контексте европейского региона – основной и главной задачей является восстановление отношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскими парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, Советом Европы и Евросоюзом. Этот год начался с «развязки» вопроса о присутствии ОБСЕ в Беларуси. «Я хочу высоко оценить деятельность депутатов, сумевших добиться разрешения абсолютно надуманного конфликта относительно участия нашего Национального собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Разумные и аргументированные доводы рано или поздно находят отклик и собирают необходимое число сторонников. То же самое я могу сказать и о так называемых визовых ограничениях, которые сегодня, похоже, остались в прошлом. Считаю, что в таком же ключе должна продолжаться работа по восстановлению статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы. Убежден, что мы услышаны и в этом органе. Беларусь вносит достойный вклад в укрепление региональной безопасности и развитие общеевропейского сотрудничества. Мы ожидаем, что это обстоятельство будет в полной мере учтено в разрабатываемой в настоящее время Евросоюзом политике новых углубленных отношений с будущими соседями в рамках концепции «широкой Европы». У нас здесь достаточно точек соприкосновения. Это - возрастание внешнеторгового товарооборота, общие проекты по упрочению безопасности, ликвидации последствий Чернобыля и другие. Исходя из политических и прежде всего экономических интересов, необходимо активнее развивать наши отношения и с государствами других регионов.» - говорит Президент Лукашенко в своем обращении к народу и парламенту.Исходя из того, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе является наиболее развитой региональной организацией, единственным общеевропейским институтом поддержания мира и безопасности, Республика Беларусь намерена последовательно, на неконфронтационной основе вести диалог с руководством ОБСЕ по ключевым вопросам международной повестки дня, в том числе в области безопасности, гуманитарных проблем. Республика Беларусь в соответствии со взятыми на себя обязательствами в рамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивное сотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ в Беларуси по развитию демократических институтов в стране и рассматривает ее деятельность в качестве важного инструмента взаимодействия с ОБСЕ. Одновременно белорусская сторона настоятельно призывает КНГ ОБСЕ к строгому соблюдению мандата группы, не предусматривающего вмешательства во внутриполитические процессы. Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной арене, создания в перспективе в Белоруссии восточно - европейского финансово - политического центра, который по своим потенциальным возможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром. Беларусь имеет все предпосылки для превращения в одно из влиятельных государств Европы за счет: - использования преимуществ геополитического положения на путях транзита российских, а в перспективе каспийских и ближневосточных энергоносителей в Европу; - грамотного использования нарастающих противоречий между основными европейскими государствами (Германия, Франция) и США, что может создать РБ предпосылки для решения проблемы взаимоотношений с Европейским сообществом; - развития тезиса о Беларуси как о примере европейского государства, в котором рационально решаются межконфессиональные проблемы, что позволяет рассматривать Белоруссию в качестве страны - посредника для разрешения этнических и религиозных конфликтов. При этом необходимо учитывать, что европейским центром противостояния американской экспансии в политической, экономической и культурной областях является германо - французский тандем, руководители которого кровно заинтересованы в наличии в государствах - участниках Союза Беларуси и России лидеров, лояльно относящихся к идеям европейской интеграции и способных конструктивно работать во имя их реализации. У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном из выступлений, должны быть хорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И Евросоюз это понимает. «Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент, - что темпы интенсификации наших отношений с Европой во многом будут зависеть и от нормализации отношений с Соединенными Штатами. Влияние этого государства на мировые процессы немаловажно»Восточное партнерство (EaP) - проект, официально предлагаемый Европейским союзом. Он был представлен министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете по внешним отношениям26 мая2008 года. 7 мая2009 года в Праге — столице председательствующей на тот момент в ЕС Чехии — состоялась учредительная встреча в рамках программы «Восточное партнерство». Главная цель проекта это сближение ЕС с 6 странами бывшего СССР — Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Является дополнением к Северному измерению и к Средиземноморскому союзу как почва для дискуссий по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнерству с государствами — восточными соседями, заменяя дискуссии о расширении Евросоюза и вступления туда этих государств. В Восточное партнерство приглашаются Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия. Россия будет приглашаться для обсуждения некоторых местных инициатив, например, относящихся к Калининградской области. Поскольку Восточное партнерство не имеет собственного секретариата, оно будет контролироваться непосредственно Европейской Комиссией. Дискуссия о Восточном Партнерстве состоялась 19-20 июня 2008 на Европейском совете. Чехия подписала предложение в полном объёме, в то время как Болгария и Румыния были гораздо осторожнее, полагая, что Black Sea Forum for Partnership and Dialogue и Организация черноморского экономического сотрудничества будут торпедированы Восточным партнерством. Такие государства как Германия и Франция полагают, что Восточное партнерство будет неочевидно выглядеть, как очередная небольшая ступенька к потенциальному членству в Евросоюзе для государств-участников, особенно для Украины, хотя Польша и другие восточноевропейские государства считают, что это именно так. Восточное партнерство напоминает Соглашение о стабилизации и ассоциации, работающее на Балканах, где, например, Хорватия участвует с 2000 года без особых перспектив вхождения в члены ЕС, а другие государства присоединились ещё позднее. Возможно расширение Восточного партнерства в систему свободного рынка труда, вроде BAFTA или CEFTA.Проект «Восточное партнерство» появился по инициативе Польши и Швеции. Один из его разработчиков, сотрудник польского МИДа Мариуш Машкевич рассказывает, что идея более интенсивного сотрудничества со странами Восточной Европы, не членами ЕС, возникла около двух лет назад. К примеру, Европейская политика соседства предусматривает финансирование различных проектов и программ на каждые семь лет в пределах 12 миллиардов евро. Но эта перспектива включает как восточных соседей, так и страны Северной Африки и Ближнего Востока. По словам Мариуша Машкевича, проект «Восточное партнерство» позволяет учитывать разные сферы соседства Европы. «Одно дело – это страны, которые никогда не будут членами ЕС по разным причинам, а другое –страны, которые стремятся к ЕС и хотят поднять уровень своей государственности и инфраструктуры до уровня, который позволит им получить все привилегии, связанные с присутствием в объединенной Европе», - говорит политик. На проекты в рамках «Восточного партнерства» в течение ближайших двух лет Еврокомиссия планирует выделить 350 миллионов евро. Причем, как признается Мариуш Машкевич, приоритетной страной в «Восточном партнерстве» является Украина. «Главный партнер для Польши и других стран ЕС - это Украина. Если получится в Украине, то получится везде, в перспективе и в России». Мариуш Машкевич сообщает, что для Беларуси место в «Восточном партнерстве» тоже есть. Но пока сотрудничество планируется только на техническом уровне, поскольку Беларусь не подписала договор о Европейской политике соседства. Белорусский МИД позитивно реагирует на новую инициативу ЕС, но, как говорит Машкевич, «в Европе не уверены, что администрация при Лукашенко войдет в такой европейский проект. Видно, что там есть колебания. С одной стороны, хотелось бы взять все преимущества, связанные с этой инициативой – проекты, деньги. А с другой стороны, не хотелось бы жертвовать чем-нибудь». Белорусские эксперты приветствуют новый проект Евросоюза, однако обращают внимание на сложности, которые могут возникнуть на пути его практического осуществления. Эксперт по международной политике Андрей Федоров опасается, что сотрудничество с Европой может свестись только к техническому взаимодействию.»Главный вопрос, насколько последовательна будет Европа в стремлении привести нашу страну к каким-то внутренним преобразованиям, - говорит эксперт. - Не окажется ли, что для достижения благородных целей Европа согласится пожертвовать теми требованиями, которые изложены в брошюре «Что Европейский Союз может дать Беларуси»? Кирилл Коктыш, политолог из Москвы, напоминает Евросоюзу про специфику белорусского режима, которая может влиять на ход ведения диалога. По мнению политолога, «режим легитимирует себя как традиционный доиндустриальный патриархальный режим – «погнали наши городских». Белорусский философ и политолог Сергей Паньковский также обращает внимание на экономический прагматизм, который присутствует во внутренней и внешней политике Беларуси. По мнению Паньковского, любая инициатива ЕС, в том числе «Восточное партнерство», расценивается белорусской властью с точки зрения «либо геополитического интереса, либо экономической заинтересованности». «В этих рамках белорусское государство в лице его руководства и намерено сотрудничать с Европой, - говорит Паньковский. - Александру Григорьевичу вовсе не претит даже потенциальное вступление в ЕС, если не будет затронута его политическая идентичность». В то же время Сергей Паньковский уверен, что любой формат взаимодействия Евросоюза с Беларусью является важным, в отличие от попыток изоляции. По мнению эксперта, сотрудничество с Европой подготавливает Беларусь к жизни в 21 веке. «Это сотрудничество удерживает белорусский режим от радикальных шагов и открывает для белорусского общества возможности взаимодействия с европейскими странами, - считает политолог. По словам Сергея Паньковского, «Беларусь уже является нормальной европейской страной, и когда в стране произойдут структурные политические изменения, она вполне будет готова участвовать в европейской жизни». 4. Новое направление. Развитие дружественных отношений с такими влиятельными государствами как Китай, Индия, Вьетнам, Иран – важное направление внешней политики Беларуси в Азии. Нашей стратегической задачей является приведение достаточно скромных, к сожалению, в настоящее время масштабов экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических отношений с этими странами. Неплохо развивается наше сотрудничество со странами Ближнего Востока, с африканскими странами, особенно Северной Африки. Главной целью внешней политики Беларуси в этом регионе мира остается наращивание торгово- экономических связей, и в первую очередь привлечение инвестиций богатых арабских государств в нашу экономику. Важное значение для Республики Беларусь имеет развитие политических и торгово-экономических отношений со странами Азии и Африки. В значительной степени это определяется схожестью подходов с рядом африканских и азиатских государств по целому ряду ключевых международным проблем, созданной еще во времена бывшего Советского Союза базой отношений с ними, сохраняющейся там конкурентоспособностью белорусской продукции, а также перспективами наращивания экспорта белорусской продукции в данные регионы. «Говоря о развитии наших отношений со странами Азии, хотел бы особо выделить перспективы белорусско-китайских отношений. Экономическая мощь и политическое влияние Китая на международной арене будут неуклонно возрастать. Также нам необходимо динамично развивать взаимовыгодные отношения с Турцией, арабским миром. Наиболее высокий уровень политических отношений достигнут с Китайской Народной Республикой (КНР) и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ). Проводятся регулярные визиты руководителей государств и глав правительств, развивается сотрудничество в международных организациях по таким актуальным международным проблемам, как права человека, разоружение. Отношения Республики Беларусь с государствами Африки характеризуются меньшим динамизмом в сравнении с азиатским регионом. Основные страновые приоритеты Республики Беларусь в Африке – Египет, Ливия, ЮАР. На ближайшую перспективу основной нашей задачей в Латинской Америке должна стать целенаправленная работа, ориентированная на дополнение торгово- экономических связей со странами региона расширением политических контактов на всех уровнях. Большинство государств Латинской Америки оказалось в схожей с Беларусью переходной фазе развития и в долгосрочной перспективе решает однотипные с белорусским государством задачи в социально-экономической сфере. В основе отношений Беларуси со странами латиноамериканского региона лежит система общих ценностей, совпадающих долгосрочных задач развития. Характерно, что и по целому ряду аспектов международной жизни соответствующие позиции близки или совпадают. Важным этапом на пути развития контактов нашего государства со странами латиноамериканского региона стал визит Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в Республику Куба 2-5 сентября 2000 года. Ряд взаимовыгодных совместных проектов, катализатором реализации которых стала встреча лидеров двух государств, свидетельствуют о том, что в белорусско-кубинских отношениях возобладало прагматическое, конструктивное начало. В стратегическом плане Куба рассматривается Беларусью не только как долгосрочный партнер со значительным экспортным и импортным потенциалом, но и как «ворота» в Латинскую Америку. Отсутствие идеологической доминанты во внешней политике латиноамериканских стран исключает искусственные перепады в отношениях с ними, придает этим отношениям предсказуемость и стабильность. Ведущие государства континента – Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили – могут стать партнерами Беларуси, наиболее адекватными уровню технологического развития страны. Отсутствие спорных проблем, взаимодополняемость экономик, взаимные симпатии народов положительно влияют на развитие двусторонних связей с латиноамериканскими странами.В данный момент очень быстро развиваются отношения Беларуси и Венесуэлы. В рамках официального визита белорусской делегации в Боливарианскую Республику Венесуэла стороны обсудили совместные предложения по новым научным направлениям, в том числе, в области медицины, лазерных и информационных технологий. К слову, до конца 2010 года Беларусь проведет в Венесуэле информационный семинар по применению лазерных технологий в медицине. В целом на сегодняшний день сумма контрактов в рамках совместных белорусско-венесуэльских научно-технических проектов достигает порядка 5 млн. долларов США. Среди приоритетных направлений – создание комплексного биоудобрения для широкого спектра бобовых культур; обучение и подготовка специалистов в области математического моделирования; оценка уровня загрязнения и рисков, связанных с химическими и радиоактивными вредными веществами в окружающей среде; использование геоинформационных технологий с использованием космических снимков для предотвращения экологических рисков, связанных с эрозией почв в прибрежных зонах и др. С белорусской стороны к реализации проектов подключились ведущие вузы и научно-исследовательские организации, в том числе, БГУИР, Институты микробиологии, природопользования, тепло и массообмена им. А.В. Лыкова и «Геоинформационные системы» Национальной академии наук Беларуси. Кроме этого, Белорусский государственный университет и Инженерный институт Венесуэлы договорились развивать партнерские отношения по проектам, представляющим взаимный интерес и подписали контракт на сумму 695 тыс. долларов США.Вопросы двухстороннего сотрудничества в области науки и технологий стороны планируют обсудить на совместном заседании Белорусско-Венесуэльской комиссии, которое состоится во II-IIIквартале 2010 года в Минске. Литература 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями. Принята на референдуме 24 ноября 1996г. – Мн.: Амалфея, 2000. – 48с.2. Мельник В.А. Политология: Учеб. – 3-е изд., испр. – Мн.: Выш.шк., 1999. – 495с.3. Политология: Учеб. Для вузов / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; под ред. С.В. Решетникова. 2-е изд., стереотип. – Мн. «ТетраСистемс», 2001. – 448с.4. Социально-политическая ситуация Беларуси: проблемы и перспективы (по материалам социологического мониторинга): Сб. науч.тр./Под ред. М.Н. Хурса. – Мн.:ИСПИ,2000. – 330с.5. Еженедельник «Белорусский рынок» № 12/20036. Еженедельник «Белорусский рынок» № 18/20037. Рэспублика № 86 17 красавiка 2003г8. Советская Белоруссия, 24 июля 2003г9. сайт Независимой газеты10. www.embassibel.ru11. www.president.gov.by/rus/gov/12. www.bdg.by/Socium/strategiashevtsov.htm13. www.relis.ru/slavmir