Основы менеджмента
СОДЕРЖАНИЕ: Современный менеджмент, эволюция управленческой мысли, закономерности построения и функционирования систем управления.Тема: современный менеджмент.
1. Понятие и содержание менеджмента.
2. Принципиальные различия менеджмента административно командной и рыночной системами управления.
3. Роль государственного регулирования в условиях рынка.
4. Цели и задачи управления на этапе рыночных отношений.
5. Принципы управления.
1 вопрос.
Одна из основных задач менеджмента – генерирование человеческой энергии и придание нужного направления. Под управлением в широком смысле понимается воздействие на какой либо объект с целью перевода его в новое состояние или поддержание в заданном режиме.
Управление предприятием, организацией включает в себя три аспекта:
1. институциональное (кто управляет и кем) – этот аспект характеризует исполнителей задач управления, в частности менеджеров и органы управления.
2. Функциональный (как осуществляется управление и как оно влияет на управление). Этот аспект характеризует деятельность и формирование менеджеров и органов управления. Здесь рассматриваются функции управления и специальные характеристики деятельности менеджеров цели управления. Рассматривается отношение менеджеров на управляемых.
3. Инструментальный ( чем осуществляется управление). Отношение к инструментам, которыми пользуются менеджеры для осуществления своих задач.
Менеджмент - это рациональный способ управления производством, предусматривающий эффективную организацию труда, постоянное повышение его производительности.
Менеджмент – это управление ориентированное на прибыльность и доходность, чутье к разного рода новациям, способным дать сейчас или в перспективе большой практический эффект.
В отличие м/у менеджментом и управлением:
Говоря о менеджменте почти всегда подразумевают фигуру менеджера. Когда говорят менеджер имеют ввиду профессионального управляющего прошедшего специальную подготовку, а не просто инженера или экономиста, знающего управление.
В зарубежной практике 4 случая употребления термина менеджмент:
1. группу одной организации по профессиональному признаку.
2. Отдельную личность, входящую в группу.
3. Учебную дисциплину.
4. Процесс управления.
Менеджмент универсален.
1) управленческие функции должны выполняться менеджерами всех типов организаций, не зависимо в какой стране он находится.
2) Использует системный комплекс знаний, включающий законы, принципы и концепции для подтверждения своей состоятельности во всех управленческих ситуациях. Это позволяет сделать вывод, что если менеджер имеет фундаментальные знания и умеет применять к данной конкретной должности, и если он обладает способностью адаптации к новым обстоятельствам, то может выполнять свои функции и на более высоком уровне.
2 вопрос.
До последнего времени в нашей республике была административно командная системы управления, для которой характерны и 4 основных принципа:
1. Решения касающиеся нижестоящих звеньев принимаются выше стоящими органами управления, причем следующая ступень иерархии считается более компетентной по всем вопросам и полнее выражающей общенародные интересы.
2. Эти решения принимаются в виде команд, обязательных заданий, центрально планируемых показателей, не подлежащих изменению нижестоящим звеном в сторону уменьшения, а так же инструкцией о разрешенных способах выполнения этих задач.
3. Основным содержанием управления признается контроль за строгим соблюдением заданий и стимулирование перевыполнения плана.
4. Экономическое поведение всех нижестоящих звеньев в идеале ожидается одинаковым и по возможности унифицируется с помощью типовых организационных структур, штатов, единых систем оплаты труда и премирования. Причем, размер оплаты зависит от места занимаемого в системе и определяется централизованно.
Административно командная система эффективна в экстремальных условиях. Активное включение людей в рыночные отношения предполагает эффективную перестройку управления в целом. Самостоятельным товаропроизводителям, связанными с потребителями через рынок , должен быть присущ коммерческий подход к организации коммерческой деятельности. Для этого подхода характерны следующие основные принципы:
1. Относительное обособление ведения производства без ожидания каких либо заданий и ресурсов из центра.
2. Ориентация товаропроизводителя на самостоятельное экономическое поведение, ответственность перед покупателем и постоянный конроль за качеством и ценой предполагаемых ресурсов и услуг.
3. Основой принятия любых хозяйственных решений является выгода клиента, собственная выгода, доход и прибыль.
4. Высокая б-вость использовании производственных ресурсов.
3 вопрос.
Важнейшим условием экономической реформы является уяснение роли государства и взаимодействие государственных регуляторов экономики с механизмами рыночного саморегулирования.
Таким образом, под государственным регулированием понимается механизм воздействия государства на развитие производства и распределение полученной продукции реализуемой с помощью экономических мер.
Государственное регулирование рыночной экономики включает следующие направления
· развитие производства (налоговая и инвестиционная политика),
· финансирование НТП (политика научно целевых программ),
· дотация социально значимых отраслей (инвестиционная политика),
· выравнивание экономических уровней менее развитых регионов,
· государственная поддержка конкуренции (политика демонополизации),
· преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения (политика доходов).
4 вопрос.
Цели и задачи управления на этапе рыночных отношений.
Умение выбрать верную цель и правильные методы ее достижения главное достоинство хорошего менеджера. Главное качество, отличающее лидера – точное видение цели. Цели представляют собой будущее состояние объекта управления , которого хотят достичь или к которому стремятся. Цели классифицируются по нескольким критериям
– по назначению (главная, второстепенная). На переходе РБ к рыночным отношениям необходимо решить следующие главные и второстепенные цели и задачи:
1. Завершить разработку государственной комплексной программы структурной перестройки экономики республики.
2. Перестроить ныне действующую структуру управления экономикой на всех уровнях исполнительной власти. Включая кредитно – финансовую, бюджетную, налоговую и кадровую проблемы.
3. Разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности мероприятий организаций всех отраслей народного хозяйства.
4. Введение строгого регулирования финансового рынка.
5. Активизация мероприятий по разгосударствлению и приватизации , а так же в антимонопольной деятельности, развитие производства и конкуренции.
· по охватывающей сфере (общая и частная цели)
· по месту иерархии цели. (_высшие, промежуточные и низшие),
· по денежному выражению (денежные или безденежные),
· по количеству переменных в цели (одно и много переменные),
· по предмету цели ( цель на общий результат, цель на производственный результат),
· по взаимному соотношению целей (дополняющие друг друга, индифирентные т.е. безразличные, конкурирующие.)четкая постановка цели позволяет выявить и анализировать взаимосвязь между условиями и их взаимное соотношение
А – область дополняемости
Б – область безразличия
В – конкуренция
Ситуация с конкурентами - цели позволяют “взвесить” ситуацию по степени важности, выбрать одну цель главной, а другие – дополняющие.
Сохранить существующие предприятия в долгосрочной перспективе можно при двух условиях:
1. сохранение и увеличение потенциала предприятия или факторов производства.
2. Гарантия ликвидности. Предприятие должно оставаться платежеспособным, соблюдать принцип финансового равновесия..
В рыночных условиях для предприятия главная цель зарабатывание прибыли, для инвесторов – достичь капитал.
Принципы управления предприятием в рыночных условиях:
1. основные начала, руководящие правила, положения, которыми руководствуются органы управления в процессе своей деятельности.
2. Принцип управления предприятием – это его устав, четко и ясно формулирующий обязательно директивные положения о желаемом поведении всех его членов.
Принципы управления предприятием включают в себя следующие положения:
1. общее долгосрочные целевые участки. Цели, связанные с предприятием, цели, связанные с сотрудниками. Цели, связанные с окружением. Содержание и развитие предприятия. Обеспечение рынка и социальные цели.
2. Конкуренция, связанная с продуктом и рынком. Виды продуктов и услуг предназначенные для производства.
- перевод конкурирующей продукции на основные рынки
- предпочитаемые рыночные группы
3. принципы, связанные с управлением.
4. Принципы, связанные с сотрудниками. Требования к подбору кадров, мотивация труда и др.
5. Принципы внешних связей. Поставщики, вкладчики капитала, конкуренты и т.д.
В гарвардской школе бизнеса считают, что понятие менеджер и лидер не идентичны. Главные качества, отличающие лидера:четкое видение цели основное качество менеджера, управляющего – эффективно и наименьшими потерями реализовать увиденную цель.
Семь требований, которые должны предъявляться человеку, претендующему на то, что бы быть эффективным лидером::
1) обладает видением. Люди хотят идти за теми, кто знает куда идти.
2) Доверяй своим подчиненным.
3) Будь хладнокровен.
4) Не бойся рисковать.
5) Будь экспертом.
6) Стимулирует появление разных точек зрения .
7) Лидер обладает способностью находить элегантные простые решения самых сложных проблем.
Контрольные вопросы:
1. в чем суть универсальности менеджмента.
2. что такое управление – это наука или искусство.
3. В каких 4 случаях в зарубежной практике употребляют термин менеджмент.
4. Какие основные 4 принципа характеризуют командно административную систему управления.
5. Какие основные принципы характерны для коммерческого подхода к организации хозяйственной деятельности.
6. Какова роль государственного регулирования в условиях рынка.
7. Виды целей и их анализ. Приведите конкретные примеры. По каждому из видов целей.
8. Принципы организации предприятия.
Тема: развитие теории и практике менеджмента. Эволюция управленческой мысли .
1. условия и предпосылки возникновения менеджмента.
2. 4 основных подхода в развитии науки управления.
3. Управленческая мысль 90-х годов.
1 вопрос.
Рассматривая развитие теории и практики управления выделяют несколько периодов:
1. древний
2. индустриальный
3. систематизации
4. информационный.
1. Древний. С 7 тыс. до н.э. – 18 в.н.э. примерно около 7 тыс лет до н.э. в ряде мест ближнего востока прошел переход от присваивающего хозяйства, охота, сбор плодов и т.д. и принципиально новой форме получения продукта их производству. Производящая экономика. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета возникновения менеджмента.
2. Индустриальный 1776 – 1890 – связан с Адамом Смитом. А,Смит - классический, политический экономист , специалист в области управления. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя, государства.
3. Систематизации. 1856 –1960. Формируются новые направления, школы, течения. Меняются сами исследователи, их взгляды. В сущности то, что мы сегодня называем менеджментом зародилось во времена промышленной революции 19 века. Возникли фабрики.
4. Информационный . 1960 – т.д. разработаны более поздние теории управления , представителями экономической школы.
2 вопрос.
1. подход с позиции выделения различных школ..
2. процессный
3. системный
4. ситуационный.
Первый включает 4 школы:
1. школа научного управления
2. школа административная или классическая
3. человеческих отношений и поведенческих наук.
4. Количественных методов.
Школа научного управления. Тейлор 1856 – 1915. (1885 - 1920).
Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы в расстановке и стимулировании труда рабочих.
1911 г. Основные положения книги:
1) создание нового ф-та вместо старых сложившихся методов. Исследование каждого отдельного элемента.
2) Отбор рабочих на основе научных критериев их тренировки и обучение. Человек – придаток производства и важно синхронизировать труд человека и машины. Создать механизм “человек - машина”.
3) Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле научного обоснования системной организации труда.
4) Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
5) Использование прогрессивной системы оплаты труда. Для стимулирования большей производительности.
Административная школа. Связана с именем Файоль.
Он сформулировал принципы управления, основанные на науке администрирования. Ее классический вариант ориентирован прежде всего на построение организационных структур и систем. Опираясь на опыт управления большими войсковыми соединениями , разработал свою стройную систему управления промышленными предприятиями.
Основная книга Файола – “Общее промышленное управление”. В этой книге нашли отражение основные управленческие концепции или взгляды:
1. основные принципы управления являются универсальными и, следовательно, если придерживаться их, то это приведет организацию к успеху:
· разделение труда
· полномочия и ответственность
· дисциплина
· единство направления
· подчиненность личных интересов общим
· вознаграждение
· централизация
· иерархические уровни
· справедливость
· стабильность рабочего места для персонала и др.
2. теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать.
3. Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Файоль дал четкую классификацию управленческих функций выполняемых на предприятии.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (на рубеже 30-х годов зарождение школы человеческих наук, а школа поведенческих – 1950г.)
Э.Мэйо (1880 - 1949). Основной вывод Мэйо сводился к утверждению, что взаимоотношения работников являются определяющим фактором производственной деятельности. Во главе своих исследований он поставил такие понятия как удовлетворенность работой и моральное воздействие, но в центре внимания остается человек, а не организация.
В отличии от экономического человека непосредственно реагирующего на денежные стимулы она предложила “социального человека”, подверженного личностному влиянию в не формальной рабочей группе. Школа человеческих отношений включает исследования внутри личностных отношений в производственных коллективах.
Развитие этого направления (школы человеческих отношений) получило новый импульс после 2 мировой войны, в дальнейшем развитие поведенческих наук (Психология и социология).наиболее известным представителями этой школы являются Мак Грегор, Герцберг, Блейк, Маслоу. Этими учениями бихевиористами (поведения) – было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности:
1. физиологические потребности
2. безопасность своего существования
3. социальные потребности
4. престижность ( авторитет, служебный статус и др.)
5. потребность в самовыражении, полном использовании своих возможностей достижения цели и личном росте.
Учение Мак Грегора: в основе Х и У лежат следующие характеристики работника:
Теория Х – средний индивидуум, туповат, стремится увильнуть от труда. Поэтому его необходимо постоянно принуждать , понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, что бы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности.
Теория У – люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Модернизированный вариант учения Мак Грегора представлен Блейком в виде управленческой решетки.
Школа количественных методов.
Использование количественных методов управления началась в 50-е годах. Особый толчок с развитием компьютеров.
Процессный подход.
50-е годы – наше время. В соответствии с процессным подходом управление развивается как процесс, представляющий собой серию непрерывных взаимосвязанный действий, называемых управленческими функциями. Каждая функция так же является процессом в свою очередь состоящую из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления представляет собой общую сумму всех функций.
Системный подход.
Он был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию, как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология и ресурсы. Главная идея системной теории состоит в том, что не одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы.
Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда решение в одной области превращается в проблему в другой. На базе системного подхода разработаны задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказался менеджер может быть сходной с другими ситуациями, но ей будут присущи свои особенности, свои уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, что бы выделить все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости корреляции.
Выводы ситуационного подхода состоят в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьировать в зависимости от сложившейся обстановки. Центральное место должна занимать ситуация (это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время). Суть рекомендаций по теории ситуационного подхода состоит в требовании решать текущую конкретную проблему, в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута, т.е. пригодность различных методов управления определенной ситуацией.
3 вопрос.
1. Осознание значения материально технической базы современного производства и оказания услуг. Управленческая мысль вступает в период некоторого усиления “технократизма”.
2. Усиление внимания не только к организованной культуре, но и к различным формам демократизации управления.
3. Усиление международного характера управления.
Интернационализация управления ставит очень много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Важнейшие из них : “Что есть общее и особенное в управлении”, “какие формы и методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран”, “как наилучшим образом выполнять функцию управления во внешней экономической деятельности”, “в чем состоят особенности национального стиля управления”, “ как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде”.
Заключение: за всю история человечество выработало всего 3 принципиально разных инструмента управления::
1. иерархия. Организация, где основное средство воздействия отношение власти – подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.д.
2. культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом социальные нормы и установки. Шаблоны поведения, которые заставляют человека вести себя так , а не иначе.
3. Рынок – сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле продаже произведенных услуг , на отношениях к собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Контрольные вопросы:
1. какие исторические периоды выделяют, рассматривая развитие теории и практики управления.
2. В чем суть школы научного управления.
3. Выявите отличия административной школы управления от научной.
4. Раскройте суть школы человеческих отношений.
5. В чем состоит сущность процессного подхода в управлении.
6. Обсудите методологию системного и ситуационного подхода.
7. В чем особенности управленческой мысли 90-х годов.
8. В каких 3 принципиально различных методов управления выработало человечество..
Тема: закономерности построения и функционирования систем управления.
1. понятие прямой и обратной связи системы управления
2. понятие производственной системы.
1 вопрос.
Для осуществления управления необходимо наличие 2 элементов
Устройство управление
Воздействие на ОУ (X(t)- прямая связь
Обеспечение управления
Обратная связь Y(t) Замкнутая система
Способность оказывать воздействие X(t) и воспринимать информацию об этом объекте в кибернетике обозначается термином связь. У Y, OY соединенные прямой и обратной связью, представляют собой систему.
С открытием обратной связи связывают развитие кибернетики. (Н. Винер).
Вывод:
1. система считается открытой, если она обменивается информацией с обществом. Как это имеет место в биологических или соц системах. Она считается закрытой, если не имеет таких взаимодействий со своим окружением.
2. система управления организуется степенью управляемости. Система будет управляемой, если на каждое воздействие устройства управления следует строго определенное изменение параметра объекта управления и наоборот. Каждое произведенное изменение параметра управления вызывает соответствующее воздействие соответствующего устройства управления. Не управляемой системой отражается то, что оказанное действие выражается непредвиденными изменениями параметра управления.
2 вопрос.
Под производственной понимается система , состоящая из нескольких объектов управления, связанных между собой технологическим потоком, преобразующим исходной сырье (ресурсы) в готовую продукцию и имеющий одно устройство управления.
Применение кибернетической схемы управления к реальным предприятиям позволяет сделать некоторые практические выводы. Прежде всего, это относится к правильному выделению объектов управления, так для администрации совхоза или правления колхоза – это отделение, бригада, фермы, мастерские, т.е. подразделения, параметры которых они могут менять, оказывая управленческое воздействие. Управляемым является только тот объект, который обладает прямой и обратной связями, не только оказывая воздействие, но и регулярно получает необходимую информацию о ходе производственных процессов.
Вопросы для самоконтроля:
1. что понимается под системой управления.
2. Что является необходимым и достаточным условием процесса управления.
3. Дайте определение понятию производственная система.
4. Какой элемент является управляемым.
Тема: функции и управление.
1. понятие и значение функции управления.
2. Классификация функций управления.
3. Содержание функций и аппарата управления.
4. Современные теории мотивации.
5. Регламентация функций управления и их закрепление в должностных инструкциях.
1 вопрос.
Функции управления представляют собой специфический вид работ,
обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников управления. Ключевые слова управления : цель, функция, структура управления, методы управления. (это дежурные вопросы на экзамене)
Каждая конкретная функция управления выражает 1 какую либо сторону производства и соответственно требует определенных специалистов, поэтому изучение функций управления – это исходная научная основа для формирования аппарата управления. Аппарат управления представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями и располагающими материально технической базой.
2 вопрос.
Теория управления различает основные или общие и конкретные, специфические функции управления. Основу формы содержания процесса управления составляют следующие функции:
· функция планирования
· функция организации
· функция регулирования
· функция мотивации
· функция анализа и учета
· функция контроля.
Конкретные функции – это устойчивые, наиболее часто повторяющиеся операции процедуры по управлению производственными процессами, выполняемые коллективом или отдельным работником. Взаимосвязь между основными и конкретными функциями состоит в том, что в каждой конкретной функции, которых может быть множество, присутствует в той или иной степени в основной функции, составляющих содержание процесса управления.
Функция перспективного планирования
X(t) функция текущего планирования
^X(t) функция оперативного планирования
Z(t) функция снабжения
Z’(t) функция сбыта
Y(t) функция учета анализа и контроля внутри системы.
Основная функция планирования присутствует в таких конкретных функциях как перспективное планирование, текущее планирование, оперативное планирование, технико экономическое планирование.
Функция организации составляет основу таких конкретных функций, как управление трудовыми ресурсами, управление технической подготовкой, технологической подготовкой, управление материально техническим снабжением, сбытом продукции, управление капитальным строительством.
Основной составляющей функций регулирования является конкретная функция оперативного управления.
Основная функция контроля присутствует в таких конкретных функциях как контроль за качеством продукции, контроль за ходом выполнения производственных заданий и т.д.
3 вопрос.
1. функция планирования отвечает на вопросы, кто должен сделать, что, сколько и когда. Планирование, как основная функция управления, заключается в определении оптимального результата в условиях действия заданных ограничений по времени и ресурсам.
2. Функция организации отвечает на вопрос как сделать. Организация, как основная функция управления призвана определить пути , методы и средства достижения подготовленных в плане целей.
Рассмотрим конкретные функции организации , такие как снабжение и сбыт. Конкретная функция организации снабжения соответствует воздействию на поток ресурсов, имеет задачи обеспечения производственной системы необходимыми ресурсами в количестве соответствующем потребностям в нужные моменты времени при оптимальном уровне запасов.
Функция сбыта соответствует воздействию на поток готовой продукции, имеет задачу реализации продукции по наиболее высоким ценам в соответствии с качеством.
3. функция регулирования заключается в достижении и согласовании между различными частями управляемой системы путем установления наиболее рациональных внутренних связей.
4. Функция мотивации процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
5. Функция учета и анализа органически связана с функцией контроля. Функция учета состоит в том, что бы с одной стороны дать характеристику выполнения плана, а с другой сделать данные учета основой для анализа и разработки нового плана.
Задачи выполнения функций : обеспечить достоверную и своевременную информацию о ходе производственных процессов.
6. Функция контроля – это своего рода система прогнозирования отклонений и своевременного их предупреждения.
4 вопрос.
Современные теории мотивации.
Различные теории мотивации психологического и организационно экономического направления можно разделить на 2 группы:
1. содержательная теория мотивации. Основывающаяся на идентификации внутренних побуждений личности (потребности), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. (Маслоу, Мак Клеллаку, Герцберг). Процессуальная теоретическая мотивация более современная базируется в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания. Теория ожидания – теория справедливости и модель Портера – Лоулера. Для мотивации нет одного лучшего способа. (теория, то что оказывается лучшим для мотивации одних людей, оказывается совершенно не пригодным для других людей)
Теория Маслоу | Теория Мак Клелинда | Теория Герцберга |
1. потребности делятся на первичные и вторичные и представляют 5-уровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с паритетом. 2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры. 3. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующая воздействие прекращается. 1. все таки четкой пятиступенчатой потребности не существует 2. теории Маслоу не удалось учесть индивидуальной потребности. |
1. три потребности мотивируют человека – власти, успех, принадлежность к социальной потребности. 2. Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности уже удовлетворены. |
1. потребности делятся на гигеонические и мотивации. 2. Наличие гигеонических факторов не дает развития неудовлетворенности работой. 3. Мотивация – которые соответствуют потребностям высших уровней, активно воздействуют на поведение человека. Для того, что бы эффективно мотивировать подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы. Выводы. Имеет много общего с теорией Маслоу. |
Процессуальная теория мотивации.
Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. При анализе мотивации к труду теория мотивации подчеркивает важность трех взаимосвязей: затрату труда – результаты – вознаграждение – удовлетворенность.
Вывод. Следовательно руководитель должен сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников. Сопоставить и привести в соответствие.
Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих такую же работу. Существуют сложности для проверки управления. Состоят в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.
Модель Портер – Лоулера.
Модель Портера – Лоулера включает теорию ожидания и теорию справедливости. В их моделях фигурирует 5 переменных – затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Согласно этой модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудниками усилий, его способности и характерных особенностей. А так же от осознания своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень целей повлечет за собой соответствующий уровень вознаграждения.
Рассмотрим механизм мотивации по элементам модели:
1. результаты , достигнутые сотрудниками, зависят от 3-х переменных ( 3 усилий, 4 способности, характерных особенностей, 5 от сознания своей роли в процессе труда).
2. Уровень затрат усилий зависит от 2 ценности вознаграждения и 2 на сколько человек верит в существование прочной связи между усилиями и вознаграждением.
3. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутреннее вознаграждение ( такие как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения а так же внешнего вознаграждения – похвала руководителя, премия, повышение по службе).
Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением означает, что может существовать связь между результативностью какого либо сотрудника и выдаваемым вознаграждением.
Выводы состоят в том, что результативный труд ведет к удовлетворению прямо противоположно тому, что утверждает ранняя теория человеческих отношений, полагающая, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов а труде , т.е. более довольные рабочие трудятся лучше.
Выводы по вопросу. В связи с тем, что существуют различные теории мотивации менеджер должен:
1. установить набор критериев (принцип), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника. Данные критерии, сведенные во едино, формируют личную философию, которая представляет собой основополагающее поведение.
2. Создать атмосферу , благоприятную для мотивации работающих.
3. Активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, что бы работник был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе и понимать чего от него ждут.
5 вопрос ( см. практическое занятие).
В сфере управления важнейшим путем повышения производительности управленческого труда, является разделение управленческого труда. Закрепление за каждым работником возможно меньшего круга функций и видов деятельности. С точки зрения содержания управленческого труда все работники управления делятся прежде всего на линейных и функциональных руководителей. Руководитель линейного типа имеет прямую административную власть над подчиненными. Руководитель другого типа административной власти не имеет, но его решения обязательны для исполнителей. Штабной руководитель – его решения преобразуют силу после утверждения линейным руководителем. линейным и функциональным руководителям подчиняются технические работники, относящиеся к аппарату управления ( учетчики, секретари и т.д.). при этой классификации типов управленческого труда всех работников аппарата управления можно подразделить на 3 категории – линейные руководители, специалисты и технические работники. В совершенствовании организации управления важное значение придается должностным инструкциям, которые способствуют:
1. четкому распределению функций полномочий и прав по различным уровням управления.
2. Совершенствованию и повышению индивидуальной ответственности работников управления за принятие и выполнение решений по вопросам , входящим в их компетенцию.
Должностная инструкция состоит из следующих 4 разделов:
1) общий раздел, в котором указывается цель деятельности работника, кем назначается и освобождается от занимаемой должности, кому он подчиняется и кто ему подчиняется. Какими документами должен руководствоваться в своей деятельности и какие документы к какому сроку должен предоставлять.
2) Обязанности.
3) Права.
4) Ответственность.
Вопросы для самоконтроля:
1. дайте определение понятию “функции управления ” и “ аппарат управления”.
2. В чем сущность и взаимосвязь функций управления.
3. В чем отличие функций организации от функций планирования.
4. Какова роль функций регулирования в управлении.
5. Дайте определение и опишите суть мотивации как функции управления.
6. В чем разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации.
7. Сравните модель мотивации Маслоу с моделями Мак Клеманда и Герцхарда. Выявите принципиальные различия.
8. Назовите отличительные особенности модели Поутера – Лоулера.
9. Какова роль контроля, учета и анализа в управлении. Виды учета контроля и анализа вы знаете.
10. Как делятся управляющие работники с точки зрения содержания труда.
11. Как классифицируются управляющие работники с учетом технических исполнителей.
12. Из каких основных состоит должностная инструкция.
Тема: организационные формы и структуры управления организацией.
1. основные факторы влияющие на эффективность управления организацией.
2. Общее понятие структуры. Основные типы структур различающиеся по количеству элементов их взаимному расположению и правилам взаимодействия.
3. Виды структур различных по характеру связи между элементами.
4. Структура управления традиционного типа различных по характеру организации производственных подразделений.
5. Новые формы хозяйствования и управления.
6. Основные требования к конструкции структур управления.
1 вопрос.
Если системный подход указывает на то, что организация состоит из множества взаимосвязанных элементов и является открытой системой, но конкретно не определяет основные факторы и условия внутри и вне организации, влияющие на эффективность управления. Ситуационный же подход являясь логическим продолжением системного концентрирует внимание на этих факторах и их влиянии на деятельность организации. Нельзя определить все факторы влияющие на организацию, но для практических целей менеджеры могут рассматривать наиболее значимые из них, которые можно разделить на две группы факторов внутренней и внешней среды.
Факторы влияющие на эффективность работы организации.. взаимосвязь внутренних элементов организации.
Организация.
Организация – это группа людей с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать так же как средство достижения цели, которое позволяет людям выполнять индивидуально.
Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктур, инструментов воздействия и соответствующих знаний необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации и людях.
Задача – предписанная работа или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки.
Внешнее окружение делится на:
1. среда прямого воздействия – прямо влияет на эффективность организации ( основная цель бизнеса – создание потребителя.)
2. поставщики: ресурсы материальные, трудовые, финансовые и т.д.
Одним из важнейших внутренних факторов является структуру.
Структура системы управления – описание количества, размера, взаимного расположения и правил взаимодействия элементов устройства управления.
Структура управления организацией характеризуется составом (количеством), системой расстановки (взаимное расположение) и соподчиненностью (правила прямой и обратной связи) звеньев или работников, выполняющих различные функции по управлению данной организацией.
Типы структур по количеству элементов:
1. полная – когда на 1 элемент приходится одна функция.
2. Расширенная – несколько элементов выполняют одну функцию.
3. Неполная – один элемент выполняет несколько функций.
По взаимному расположению элементов:
1. горизонтальная.
1 2 3 4
преимущества: простая, дешевая.
Недостатки: с увеличением количества элементов, резко возрастают связи между ними, может наступить неуправляемость структуры.
N = n*(n-1 )/2
N – количество связей
n – количество элементов в структуре.
2. вертикальная.
1
2
3
преимущества : разгрузка руководителя
недостатки: затруднения прохождения информации (“испорченный телефон”)
3. смешанная.
По правилам взаимосвязи элементов:
1. управляемые
2. само регулируемые.
При управляемой отклонение от поставленных целей требует дополнительных воздействий для приведения системы в заданный режим (работник на почасовой оплате).
Само регулируемая – отклонение от поставленных целей автоматически вызывает изменения ее элементов в направлении достижения этих целей (работник на сдельной оплате)
II. различает несколько видов структур управления:
1. линейную
2. функциональную
3. линейно-функциональную
4. линейно-штабная.
Самостоятельный вид структур представляют – программно целевые, матричные.
Линейная структура управленияобеспечивает прямое воздействие на объект управления и предусматривает принцип единоначалия. Такая структура построена только на вертикальных связях. Каждый руководитель имеет субъект управления, подчинен только одному руководителю и ему подотчетен.
Преимущества :
- обеспечивать принципы единоначалия
- не появляется противоречивых команд
- обеспечивается быстрое решение оперативных вопросов
- исключается дублирование полномочий
- обеспечивается полная ответственность руководителя за результат работы.
Недостатки:
- используя один канал связи руководитель не в состоянии увидеть в комплексе всю проблему
- руководитель должен обладать распространенными знаниями по всем функциям управления
- структура менее гибкая и недостаточно быстро учитывает изменяющиеся условия.
Этот тип структур характерен для небольших предприятий.
Линейно функциональная структура – это результат объединения линейных и функциональных структур. В ее основе лежит линейная структура, но при линейных руководителях предусматривается создание специальных подразделений – функциональных служб и отделов. Эти службы не обладают правом принятия решения и являются консультативным органом. Предложение функциональных подразделений реализуется через каналы линейных руководителей.
Преимущества :
- возрастает возможность управления видом предприятия
- усиливается по сравнению с функциональной структурой принцип единоначалия
- повышается персональная ответственность линейных и функциональных руководителей
- более оперативно решаются практические вопросы
- создаются хорошие условия для профессионального и служебного роста работников.
Недостатки:
- усиление тенденций к выполнению только своих функций
- появляется необходимость в частных согласованиях
- увеличивается сроки принятия решений
- создается необходимость в координации функциональных служб.
Функциональная структура управления.Возрастание сложности и масштабов деятельности, предприятий привело к разделению управленческого труда в результате этого образовался функциональный управленческий аппарат, взявший на себя ряд функций управления.
При функциональной структуре общее руководство подразделениями и отдельными исполнителями осуществляется руководителями через руководителей функциональных органов.
Каждый функциональный орган руководит и несет ответственность за отдельные стороны работы подразделениями. При такой структуре управления исполнитель подчиняется не одному руководителю, а нескольким функциональным.
Преимущества:
- обеспечивается компетентное решение задач относящиеся к тем или иным функциям
- линейные руководители освобождаются (разгружаются ) от глубоких знаний по каждой функции и упрощается их работа.
Недостатки:
- нарушается единство распорядительства
- имеет место противоречивые указания
- несогласованные решения
- усложняется контроль за деятельность аппарата управления в целом
- имеет место дублирование решения вопросов управления.
Линейно – штабная структура. При этой структуре предусматривается создание комплексных функциональных подразделений (штабов) подчиненных директору предприятия. Штаб не обладает правом принятия решений и руководить какой – либо из ниже стоящих служб, а лишь помогает линейному руководителю а ускорении принятия решений. Штаб имеет совещательную роль.
Преимущества :
В результате объединения функций специалистов в едином органе обеспечивается повышение оперативности управления
Исключение противоречивых решений
Комплексное обоснование решений.
Недостатки:
- увеличение штатов.
М. Вебер. Происхождение понятия бюрократия.
Вебер предполагал бюрократию как некую нормативную модель, идеал к достижению которого организация должна стремиться.
Характеристика рациональной бюрократии:
1. четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов каждой должности.
2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый ниже стоящий уровень контролируется выше стоящим и подчиняется ему.
3. Наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
4. Дух формальной обеспеченности, с которой официальные лица выполняют свои обязанности.
5. Осуществление найма на работу строго в соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
Органическая структура. (с 60-х годов).Они как живая ветка организма. В 60-х годах стали внедряться более гибкие типы структур, которые лучше были приспособлены к меняющимся внешним условиям. Эти структуры называются органическими.
К органическим структурам относятся :
1. программно – целевые структуры. В этой структуре комплексное объединение исполнителей ориентируется на разработку одного определенного изделия. Суть структуры состоит в том, что на ряду с линейными и функциональными начальниками в штаб предприятия вводятся категории так называемого “руководителя проекта”. Эти руководители осуществляют связь по горизонтали, являются как бы директорами определенных изделий и наделяются надлежащими полномочиями и ресурсами и в течении определенного времени подчиняются необходимые специалисты из любого подразделения. При этом рядовой исполнитель попадает под руководство двух руководителей, своего постоянного и временного , каким является руководитель проекта.
2. Матричная структура является разновидностью программно – целевой. При этой структуре руководитель проекта определяет функциональным и линейным руководителям что и когда они должны делать , а те в свою очередь решают как и кем должно быть выполнено задание.
Преимущества:
- комбинация положительных сторон проектного и функционального управления
недостатки:
- увеличение количества персонала управления
- увеличение информационной связи
- усложнение управления
структура управления по вертикали по ступеням, а по горизонтали – по звеньям.
IV. С точки зрения характера организации производственных подразделений структуру управления можно рассматривать в зависимости от территориального или отраслевого принципа. В колхозах и совхозах применяется следующая структура управления:
- территориально – производственные (отделенческие). При наличии отделений или комплексных бригад.
- Отраслевые или цеховые (при наличии специализированных подразделений - цехов).
- Комбинированные, сочетающие отраслевой и территориальный принципы построения производственных подразделений.
1. Территориально – производственная структура. Она получила наибольшее распространение в с.х. ее применение вызвано наличием многоотраслевых бригад. Много отраслевые отделения объединяют различные отрасли: животноводство, растениеводство и т.д. они сформировались исторически в результате определенных экономических условий:
- разбросанности производства и рабочей силы по значительной территории между которой отсутствовали оперативные средства связи. Поэтому в основу формирования положен территориальный принцип.
Недостатки этой структуры:
- в непосредственном подчинении руководителя находится более 20 человек, т.е. превышение нормы управляемости. ( норма управляемости до 10 человек).
- На управляющего много отраслевым отделением оказывают руководящее воздействие многие управленческие работники. В результате возникают трудности в определении персональной ответственности.
- Все специалисты основного производства исполняют роль информатора, советчика, посредника, не имеет права в управлении подразделений они фактически не отвечают ни за один участок.
2. отраслевая структура. Максимальное устранение недостатков территориальной (отделенческой) структуры достигается с переходом на отраслевую (цеховую) структуру управления.
Под отраслевой структурой управления понимается структура, созданная путем упразднения отделений и объединений их животноводческих и растениеводческих бригад в специализированные отрасли (цеха) с максимальной централизацией и выделением служб и отделов на центральной усадьбе, возглавляемые главными и старшими специалистами – отраслевиками.
Преимущества:
- специалисты отраслей являются непосредственными их руководителями и несут ответственность за конечный результат производства.
- Руководитель более оперативно решает вопросы на уровне главных специалистов, а главные специалисты между собой и только в случае спорных вопросов обращаются к руководителю.
- Уменьшается число непосредственных подчиненных руководителю (до 10 чел.).
- Значительно сокращается число функциональных связей за счет линейных, что дает возможность более четко определить обязанности, права человека.
Условия определяющие переход на отраслевой принцип:
- небольшое число населенных пунктов (не более 3), компактность территории с радиусом обслуживания не более 10 км.
- Высокий уровень внутри хозяйственной специализации и концентрации производства. Позволяющие создавать специальные цехи.
- Наличие опытных и образованных руководителей специалистов всех уровней, умеющих самостоятельно выполнять обязанности и технолога и организатора отрасли.
- Наличие средств связи и передвижения. Организованная диспетчерская служба.
VI. основные требования к конструированию структур управления:
1. строить структуру не взирая на лица.
2. Соблюдать принципы единоначалия.
3. Принципы установления точных границ между линейным и функциональном руководством. Линейное руководство должно осуществляться управление производством предприятием, а функциональное оказывать линейному руководителю помощь.
4. Принципы распространенности контроля. Следует правильно определить количество подчиненных, которое может эффективно управлять один человек, т.е. норму управляемости (подчиненности). Экспертным путем установлено, что имеется три основных варианта численности работников непосредственно подчиненных одному руководителю:
- 5-10 человек – подчиненные выполняют разные функции.
- От 10 до 20 человек – подчиненные выполняют сходные функции.
- От 21 до 40 человек – подчиненные выполняют одинаковые функции.
5. принципы соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица.
6. Принцип гибкости и экономичности, т.е. структура должна реагировать на изменения внутренней и внешней среды с минимальными затратами, т.е. должна обладать свойством рациональной самоадаптации.
V. разгосударствление хозяйственного механизма – это снятие с государства функций прямого государственного управления, передача соответствующих функций на уровне предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными без смены собственника.
Приватизация – это смена собственников гос. Имущества посредством его продажи или передачи экономическим субъектам.
Ликвидация монополии государственной собственности.
Новые формы хозяйствования:
1. хоз. товарищества.
2. хоз. общества (ООО, ОАО)
3. арендные предприятия.
4. Фермерские хозяйства.
5. Кооперативы.
6. Ассоциации.
7. Концерны.
8. Консорциумы и т.д.
Контрольные вопросы :
1. охарактеризуйте внутренние переменные организации и их взаимосвязь.
2. Проверьте различия между средой прямого и косвенного воздействия внешнего окружения.
3. Дайте определение понятию структуры управления. Охарактеризуйте типы структур , различающихся по количеству элементов, их взаимному расположению и правилам взаимодействия.
4. Какие виды структур управление относятся к бюрократическим (механистическим). Охарактеризуйте их, укажите преимущества и недостатки каждой из них.
5. Какие виды структур к адаптивной (органическим). Охарактеризуйте их. Укажите их преимущества, недостатки.
6. Типы структур , различающихся по характеру организации производственных подразделений : территориальные , отраслевые, комбинированные. Их преимущества и недостатки.
7. Какие основные требования предъявляются к конструированию структур управления.
8. Новые формы хозяйствования и управления.
Тема: методы управления.
1. системы методов и их классификация.
2. Экономические методы управления.
3. Административные методы управления.
1 вопрос.
Методы управления – это способы, средства воздействия на управляемые объекты для достижения поставленной цели.
В соответствии с отношениями управления выделяются следующие наиболее общие методы управления:
1. экономические.
2. Социально- психологические.
3. Административные.
4. Идеологические.
5. Правовые.
В условиях рынка
Правовые и идеологические – 10%
Административные – 15%
Социально – психологические – 25%
Экономические – 49%.
Экономические методы – это системы экономических рычагов целенаправленно воздействующих на экономические интересы работников. На основе побуждении их к высокопроизводительному труду с помощью экономических (материальных) стимулов.
Экономические методы предполагают - организованную систему отношений коллектива и отдельных работников на основе использования объективных экономических законов и закономерностей.
Социально – психологические методы – это система способов и приемов воздействия на духовные интересы работников, коллективов для достижения поставленной цели.
Административные методы – представляют собой систему способов и приемов организационного и распорядительного воздействия на управляющую и управляемую системы, основанную на соподчинении.
Идеологические методы – понимаются требования полного идеологического воздействия на человека в процессе труда.
Под правовыми методами управления – понимают управление на основе правовых норм.
2 вопрос.
Экономические методы управления
3 вопрос.
Административные методы (организационно распорядительные)
Организационное воздействие распорядительное воздействие
Нормирование приказы,
Инструктирование распоряжения
Регламентирование
Преимущества административных методов:
- строгость установленных правил
- быстрота принятия решений
- успешность применений на основе других методов управления
- предотвращение конфликтов в трудовых коллективах за счет обеспечения и сбалансированности рабочих мест
функции – средства
обязанности – права
ответственность – власть
Недостаточное квалифицированное применение административных методов приводят к:
- “раздуванию” аппарата управления
- большие потоки информации затрудняют своевременную ее обработку, в результате чего принимаются ошибочные решения
- ограничения или полная утрата самостоятельности нижестоящих звеньев и исполнителей.
Контрольные вопросы:
1. дайте определение понятию методы управление.
2. Что предполагают экономические методы.
3. Что понимается под административными методами.
4. Назовите виды организационного воздействия.
5. Какого должно быть соотношение методов в условиях рынка.
Тема: социально – психологические аспекты управления .
1. личность руководителя:
2. определение личности.
3. Структура личности.
4. Виды темперамента и их влияние на руководителя.
5. Влияние протекания отдельных психологических процессов на работу руководителя.
1 вопрос.
А) Личность– это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, носитель сознания и самосознания.
Б) Схема структуры личности.
Социальная структура | Социальная направленность личности | Желания, интересы, склонности, мировоззрение, убеждения |
Социальный опыт | Знания, навыки, умения, привычки | |
Б иопсихическая структура | Свойства отдельных психологических процессов | Память, мышление, ощущения, восприятия, иллюзии, чувства, воля |
Биологическая подструктура | Пол, возраст, анатомические особенности, темперамент |
Для полного выражения личности через труд нужно учиться объективно оценивать свои способности.
Способности – это свойство всех подструктур личности (биологическая, психических процессов, социального опыта и направленности) , обеспечивающие выполнение определенной деятельности.
Способности не являются каким то свойством личности вообще, а определяется только в соотношении с требованиями того или иного рода деятельности. Пока эти требования не известны, неизвестны и способности, но если требования определены , а свойства личности изучены, то их сопоставление дает возможность судить о потенциальных способностях человека .
В) холерик – реакция – возбуждение – торможение.
Сангвиник - //- - // --// - торможение
Флегматик – возбуждение – торможение
Меланхолик – легко возбудимый интроверт.
Холерик– руководитель бывает :
- энергичный
- напористый
- неумный
Под его руководством коллектив как правило добивается хороших результатов. Однако авторитетом в коллективе пользуется не всегда и , если дает волю инстинктам, то бывает груб и нетерпим. Таким руководителям следует вырабатывать сдержанность в отношениях с людьми, придерживаться системы в работе, избегать непосредственных контактов с подчиненными, для которых холерический темперамент психологически не совместим.
Сангвинический темперамент наиболее подходящий для руководящей работы. Руководители с таким темпераментом достигают высоких результатов в работе, пользуются авторитетом в коллективе, устанавливают хорошие отношения с выше стоящими руководителями и быстро продвигаются по службе. Руководителю сангвинику следует вырабатывать в себе обстоятельность в делах, настойчивость в достижении поставленной цели, заставлять себя выполнять черновую работу, стараться доводить начатое дело до конца, должен опасаться разбросанности и брать на себя слишком много дел.
Руководитель с флегматичным темпераментом вносит стабильность и обстоятельность в организацию производства, руководимые ими предприятия не достигают очень высоких результатов, но отличаются рентабельностью и устойчивостью к внешним воздействиям. Ему следует умело подбирать заместителей, которые бы компенсировали его недостатки и при принятии решений прислушиваться к их мнению.
Руководители меланхолики обычно безропотно и с усердием выполняют волю выше стоящего начальника, даже если это идет в ущерб интересам производства. Такие руководители как правило мало активны, всегда сомневаются в правильности своих действий и действий своих подчиненных. С подчиненных требует слишком много, не считаясь с их интересами. Из положительных черт следует отметить способность к сопереживанию в несчастьях другого человека, отзываться на чужую беду. Однако сопереживание часто носит чисто эмоциональный характер без определенных действий по ликвидации несчастья. Меланхоликом следует воспитывать в себе волю, смелость в поступках, устраивать для себя периодические проверки.
Нестабильность
Меланхолики Холерики
Интравертность экстравертность
(замкнутость) (открытость)
Флегматики Сангвиники
Стабильность
Эмоции – это способность человека выражать свои чувства и отношение к окружающей действительности, помимо речи и письма, такими способами как жесты, интонации и т.д.
Руководитель должен быть эмоционально зрелым, т.е. эмоции должны быть постоянно под контролем разума.
Ощущения и восприятие – психические процессы с помощью которых осуществляется связь сознания с внешним миром..
Изучая процесс восприятия человека человеком социальная психологи выделили некоторые типичные искажения представления о другом человеке:
- “эффект ореола” - преувеличение положительных качеств и заглушение отрицательных под влиянием общего впечатления о человеке.
- “эффект последовательности” - на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые представлены в первую очередь, а если человек знакомый, то самые последние. Иногда дифференцируются на “эффект упреждения” и “эффект новизны”.
Важное значение в процессе восприятия имеет тенденция переносить свои недостатки или нежелательные представления о себе на других людей, обозначенная в психологии термином “проекция” или “проецирование”.
Противоположный характер носит “эффект снисходительности” - щедрая, излишняя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека. Способность воспринимать другого человека эмоционально, проникая в его внутренний мир и принимая его со всеми мыслями и чувствами – “эмпатия” или “эффект подражания”.
Умения – это способность человека продуктивно с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях. Умение иметь дело с людьми включает в себя:
- умение устанавливать хорошие отношения с подчиненными, коллегами и руководителями высшего уровня. Это означает умение быть хорошим начальником, сослуживцем и подчиненным.
Качества характера руководителя сведены в 10 правил специалистам по управлению Терещенко:
1. будь всегда управляющим , а не погонщиком.
УПРАВЛЯЮЩИЙ | ПОГОНЩИК |
- никогда не подчеркивает, что он все знает. Зная, он либо делает, либо обучает других. - Если допущена ошибка, то все силы прикладывает на ее исправление. - Опирается на сотрудничество. - Обо всем информирует подчиненных. - Заинтересовывает людей в работе. |
- подчеркивает, что знает больше подчиненных и любит поучать других. - Ищет виноватого. - Опирается на власть. - Все держит в секрете. - Всю работу делает скучной. |
2. руководитель должен быть уверен в себе.
3. Руководитель должен быть строгим и требовательным.
4. Руководитель должен критиковать своих подчиненных действенно.неделовая и преследующая корыстные цели критика:
- как сведение личных счетов
- как сохранение или повышение своего положения или престижа
- ординарная критика
- показная критика – иллюзия принципиальности
- организованная критика – дозволенной речи
- критика упреждение или контр критика.
5. руководитель должен уметь поощрять и наказывать.
6. Руководитель должен ценить время своих подчиненных.
7. Руководитель должен уметь говорить и молчать (слушать)
8. Руководитель должен быть приветливым и вежливым
9. Руководитель должен иметь чувство юмора.
10. Руководитель должен замечать, интересоваться и изучать всех своих подчиненных.
Восемь советов подчиненному:
1. учитесь воспринимать критику объективно.
2. Привлекайте внимание начальника не к себе, а к своей работе.
3. Смотрите на начальника как на человека.
4. Цените время своего начальника. Посягая на время начальника, рекомендуется придерживаться следующих 2 правил:
- просите уделить его столько времени, сколько требуется для получения необходимых указаний.
- Предлагайте ему помощь только в тех случаях, когда вы можете помочь ему экономить время.
5. не ищете сочувствия у начальника.
6. Не пытайтесь скрывать свои недостатки перед начальником.
7. Принимайте свои собственные решения.
8. Не вмешивайтесь в решения своего начальника.
Советы для успешного сотрудничества равных по служебному положению: людям желающим сотрудничать противопоказаны следующие действия с коллегами:
1. не высказывайтесь не уважительно о коллеге и его работе.
2. Не переоценивайте своей нагрузки и своих трудностей с указанием на меньшую загрузку коллег.
3. Не замалчивайте успешных результатов коллеги.
4. Не стремитесь избавляться от не перспективных подчиненных путем передачи их в подразделение коллеги.
5. Не ставьте обсуждение своих предложений и предложение коллег в не равные условия.
6. Не заводите язвительных споров с коллегами (“пикировки”), особенно в присутствии общего начальника.
Откровенность, искренность, корректность, доброжелательность не на словах, а на деле.
Социальная направленность личности. Современные требования к менеджеру:
1. способность управлять собой.
2. Четкость личных целей.
3. Постоянный личный рост развития.
4. Умение решать проблемы.
5. Изобретательность и способность к новому.
6. Способность влиять на окружающих.
7. Способность обучать подчиненных.
8. Знание современных управленческих подходов.
9. Способность формировать и развивать трудовой коллектив.
ТЕМА : Руководитель и коллектив .
1. закономерности образования, функционирования социальных групп.
2. Формальные группы. Факторы, влияющие на взаимоотношения между членами группы:
- численность группы
- правила регулирующие взаимоотношения членов группы.
- Поведение руководителя по отношению к подчиненным (стиль работы руководителя).
3. не формальные группы. Типы отношений в неформальных группах:
- отношения ответственных зависимостей.
- Отношения сотрудничества.
- Отношения соперничества.
- Конформизм ( или внушающие влияние членов группы друг на друга)
4. лидерство в неформальных группах.
1 вопрос.
Психологи называют социальными группами совокупность людей, связанных общей целью, благодаря достижению которых, могут быть удовлетворены индивидуальные потребности ее членов. По количеству членов социальные группы – большие и малые. Группа более 60 – большая. Группа менее 30 – малая. От 30 до 60 может быть и большой и малой в зависимости от рода деятельности.
Производственные коллективы – это официально организованная группа людей, занятая каким либо видом общественно полезной деятельности.
2 вопрос.
Важнейшим классификационным признаком группы является способом образования группы. По этому признаку группы делятся на формальные и не формальные.
Формальные группы образуются путем вынесения формального акта выше стоящей организации.
Не формальные группывозникают стихийно на основе тех или иных интересов.
Факторы.:
1. численность группы N = n(n-1)/2
оптимальный вариант 7 человек.
2. правила регулирования взаимоотношения человека. Эти правила организуются организационно – распорядительным методами.
3. Стиль работы руководителя. Стиль – это набор методов и приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью получения желаемых результатов на производстве (наказание, советы и т.д.). в зависимости от использования тех или иных методов и приемов различают :
– авторитарный
- демократический стили руководства
- либеральный
- попустический.
Авторитарный стиль характеризуется централизацией власти. Жесткость единоличного распорядительства. При применении этого стиля руководитель использует меры наказания. Основной административный – это строгий приказ. Подчиненными вопросы управления не обсуждаются. Мнение членов группы не учитывается.
Авторитарный стиль подразделяется на под стили:
- директивный стиль, характеризуется единоличным рассмотрением проблем, выбором решения и строгими указаниями подчиненным по способу их реализации.
- Убеждающий стиль, для которого характерно тоже отношение руководителя к проблемам и решениям, но при реализации руководитель убеждает коллектив в принятии такого решения.
Отрицательные последствия применения авторитарного стиля:
1. подавление инициативы подчинённых.
2. Воспитание бездумных исполнителей, не редко проявляющих подхалимаж.
Демократический стиль управления.
При применении этого стиля все важнейшие вопросы обсуждаются с членами группы, их мнения учитываются при выработке решений. Для оказания воздействия на членов группы используются преимущественно меры поощрения.
Делятся на два подстиля:
1. Консультативные, при которым руководитель рассматривает членов группы как консультантов, помогающих в выработке наиболее рациональных решений.
2. Объединяющий (коллективный). Руководитель рассматривает членов своей группы как равных партнеров.
Необходимым условием для успешного применения демократического стиля является совмещение целей поставленных перед группой с индивидуальными интересами каждого члена группы.
Негативные последствия демократического стиля руководства:
- Возможность ухода руководителя от личной ответственности за последствия принимаемых и реализуемых решений
Либеральный стильхарактеризуется тем, что руководитель ставит перед группой общие задачи, указывая ограничивающие условия решения и далее по возможности не вмешивается в конкретный поиск решений и его реализацию. Этот стиль характерен для творческих коллективов.
Негативные последствия: Возможность для подчиненного скрыть под личиной творческого работника стремление к безделью, легкой жизни, стяжательству при присвоении чужого труда.
Преимущественное применение того или иного стиля руководства зависит от:
1. личности руководителя
2. личности подчиненного
3. внешней среды, т.е. факторов независящих от руководителя и подчиненных
Руководитель должен уметь применять в разных ситуациях все стили управления.
4 вопрос
Лидерство в неформальной группе.
Важнейшим свойством неформальных групп является способность выделять лидера из своей среды.
Лидер неформальный руководитель группы, чьи указания и распоряжения часто выполняются более добросовестно и охотно, чем распоряжения формального руководителя.
Основные функции лидера неформальной группы:
1. определение групповых целей и планирование деятельности группы;
2. наблюдение за исполнением.
3. Представительство во внешней среде
4. Функция эксперта.
5. Регулирование отношений внутри группы.
6. Лидер источник групповых ценностей и норм
7. Лидер эмоциональный центр группы.
Для укрепления положения лидера формальный руководитель должен создавать и поддерживать хороший морально-психологический климат в коллективе:
1. формирование хорошего впечатления о будущей работе и коллективе во время приема на работу.
2. Справедливое распределение материальных поощрений за хороший труд
3. Полная информированность работника о льготах
4. Сознание важности выполняемой работы и профессиональная гордость
5. Уважительное отношение к заслуженным людям.
Контрольные вопросы.
1. социально – психологические методы управления. Понятие либеральности. Социально ! психологическая структура либеральности руководителя. Виды темпераментов и их влияние на работу руководителя.
2. Понятие протекания отдельных психологических процессов на работу руководителя : мышление, эмоции, ощущения и восприятия. Виды искажений восприятия человека человеком.
3. Подструктура “социальной группы”, умение иметь дело с людьми. 10 правил хорошего руководителя. 8 советов подчиненному. Советы для успешного сотрудничества равных по служебному положению.
4. Подструктура , социальная направленность либеральности. Требования к современному менеджеру. Факторы, влияющие на взаимоотношения между членами группы.
5. Неформальные группы. Типы отношений неформальных групп. Лидерство в неформальной группе. Функции, качества лидера.
6. Формальные группы. Факторы, влияющие на взаимоотношения между членами группы.
7. Стили работы руководителя. Характеристика их позитивных и негативных сторон.
8. Виды не деловой, преследующей корыстные цели критики.
Тема. Управленческие решения.
1. С ущность управленческого решения и его особенности.
2. Классификация управленческих решений.
3. Этапы выработки и принятия управленческих решений.
1 вопрос.
Управленческие решения рассматриваются с двух точек зрения:
· с информационной.
· С точки зрения системного подхода.
С информационной точки зрения принятие решений ! это переработка органов управления всей стекающейся к нему информации, в первую очередь, от объекта управления по каналам обратной связи.
Поскольку производственная информация отражает систему управления, производственный процесс а так же их состояние и функционирование, она как информационная модель имеет аналогичные процессы управления, составные части и классификацию. Так для обеспечения процесса управления, производственная информация должна содержать:
1. данные в целях управления и функционирования производственного процесса.
2. Критерии оптимального управления производственным процессом.
3. Данные о фактическом наличии продуктов (сырья) и ресурсов.
4. Регламентирующие правовые документы, плановые задания, т.е. данные об ограничениях, производственном процессе и управлении. Регламент ограничения.
5. Данные об ((((( управления и управляющем органе (характеристика основных , вспомогательных и материальных и энергетических потоков) основного и вспомогательного оборудования, ресурсов, трудового коллектива и другие.
6. Данные о возмущающих воздействиях на систему управления.
На основе указанной выше информации система управления и вырабатывает управленческое решение, которое должно иметь форму команды для передачи управляемому объекту информации об управлении команды, так же информация о новом состоянии объекта вновь поступает в органы управления. Акт управляющего воздействия непрерывно повторяется, таким образом осуществляется управление.
Т.о. управление представляет собой постоянный процесс принятия решений, организацию и контроль их выполнения.
Итак, процесс управления складывается из логически последовательных операций,
- сбора, систематически и анализа информации
- выработка и принятие решения, преобразование его в команду. Следовательно, управление решения вырабатывается на основе анализа и синтеза.
Анализ включает: преобразование осмысление информации в соответствии с задачами, которые предстоит решать.
Синтез дает возможность выбрать решение и организовать его выполнение. Т.о. управленческое решение – это определение целей на основе анализа и синтеза , а так же методов их достижения в конкретной производственной ситуации.
- продукт деятельности руководителя.
2. вопрос.
Многообразие распорядительской деятельности должен быть четко определено, кто и какие решения принимает в пределах его должностного положения. Для этого необходимо классификация (четкая) решений и определить каким образом их реализовывать.
По содержанию различные виды решений можно систематизировать с учетом следующих основных признаков,
1) по сфере дествия (по масштабам проблем ) – общие решения, частные решения.
2) По длительности действия,
- долгосрочные (перспективные) решения (3-5 лет). Разрабатывается руководством
- среднкесрочные (тактические) ьтрешения. Разрабатывают все работники аппарата управления Ёдо 1 года)
- краткосрочные (опретивные)
3) по функциональному характеру:
- плановые решения
- организационные решения
- координационные
- мотивационные (активизирующие)
- контролирующие ( при обратной связи).
4) по степени информационности органа управления:
- в условиях определенности
- риска
- в условиях неопределенности
5) по форме принятия:
- коллективные
- коллегиальные
- единоличные
6) по форме доведения до исполнителей:
- директивная (исполнительные)
- инициативные
7) организационно нормирующиеё имеют вид лимитирующих актов организационной деятельности (положения об оплате труда и т.д.
3 вопрос.
1. установление цели организации.
2. Выявление проблемы, стоящей на пути достижения цели.
3. Исследование проблемы (сбор информации).
4. Поиск решений проблемы.
5. Выбор наилучшего варианта решения.
6. Согласование решения в организации.
7. Утверждение решений.
8. Организация выполнения решения.
9. Контроль за выполнением принятых решений.
10. Проверка эффективности решения.
НАЧАЛО ТЕМЫ.
1. психологи называют социальными группами людей совокупность, связанных общей целью, благодаря достижению которого может быть удовлетворены индивидуальные потребности ее членов.
По количеству членов социальной группы: большие и малые.
Группа более 60 человек – большая, менее 30 человек – малая. От 30 до 60 человек может быть и большой и малой в зависимости от рода деятельности.
Производственные коллективы – это официально организованные группы людей, занятых каким либо видом общественно полезной деятельности.
2а) Важнейшим классификационным признаком группы является способ образования группы. По этому признаку группы делятся на формальные и неформальные. Формальные группы образуются путем вынесения формального актат вышестоящей организации.
Неформальные группы возникают стихийно на основе тех или иных интересов.
Факторы:
1. численность группы N = n(n-1 )|2. Оптимальный вариант – 7 человек.
2. Правила регулирования взаимоотношений человека. Эти правила организуются организационно распорядительными методами.
3. Стиль работы руководителя. Стиль – это набор методов и приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью получения желаемых результатов на производстве (наказание, советы и т.д.)ё в зависимости от использования тех или иных методов и приемов различают:
- авторитарный
- демократический
- либеральный
- попустический
Авторитарный режим характеризуется централизацией власти. Жесткость единоличного распорядительства. При применении этого стиля руководитель использует меры наказания. Основной административный прием – строгий приказ. Подчиненными вопросы управления не обсуждаются, мнения членов группы не учитывается. Авторитарный стиль подразделяется на подстили:
- директивный стиль – характеризуется единоличным рассмотрением проблем, выбором решения и строгими указаниями подчиненным по способу, его реализации.
- Убеждающий стиль - для него характерно тоже отношение руководителя к проблемам и решениям, но при реализации руководитель убеждает коллектив в принятии такого решения.
- Отрицательные последствия применения авторитарного стиля:
1. подавление инициативы подчиненных
2. воспитание бездумных исполнителей , не редко проявляющих подхалимство.