Основы учения о Конституции

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие Конституции как Основного Закона государства. Классификация конституций и их структура. Учредительный, первичный характер конституционных установлений. Юридические свойства и функции конституции. Конституционное развитие Республики Беларусь.

ТЕМА

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ


Понятие Конституции как Основного Закона государства

Причины появления, сущность и основные черты Конституции

Термин «конституция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «учреждение, устройство, установление».

Первые конституционные акты появились в XVII-XVIII вв. и своим происхождением были обязаны выходу на политическую арену буржуазии, возглавившей широкие слои народа против феодального строя и абсолютизма. Именно тогда человечество осознало ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким-либо установленным правилам. Иными словами, цель принятия Конституции заключалась в том, чтобы установить пределы государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении в отношении человеческой личности.

Документы конституционного характера (например, Орудие управления – 1653г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями – 1679г. и др.) впервые были приняты в Англии, где буржуазные преобразования начались раньше, чем в других странах. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США (1787г.), Франции и Польше (1791г.). К настоящему времени конституции имеются практически во всех странах мира.

В литературе приводятся различные определения конституции, однако, они не противоречат друг другу и все будут правильными. В самом общем виде конституцию можно определить как Основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий устройство государственной власти, и определяющий ее взаимоотношения с обществом и личностью.

В современном демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью, поэтому конституции принимаются народом или от имени народа.

Для понимания конституции как основного закона государства, познания ее природы и предназначения важным становится вопрос уяснения сущности этого документа. В современный период принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность, однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой – марксистский. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают по этой концепции прочностью и устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта. Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти, поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет приделы этого ограничения в конституции. Марксистско-ленинская теория, являвшаяся основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, а волю господствующего класса, т.е. что конституция является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека, полное огосударствление общества. Во всех советских конституция была заложена именно такая классовая сущность.

Действующая Конституция Республики Беларусь не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В ее сущности заключены другие начала – не классовые, а общедемократические. Сущность конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и не согласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие при участии большинства избирателей и поддержке ее большей частью числа последних. Однако демократия не совместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Подводя итог вопроса сущности конституции, следует отметить, что, несмотря на наличие различных концепций, их представители солидарны в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Конституцию как правовой акт, занимающий особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1. Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается. Конституция является актом, который принимается народом или от имени народа. Эта существенная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».

Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года, проводившегося в течении 6-ти месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подвергалась и Конституция СССР 1977 года;

2. Учредительный, первичный характер конституционных установлений

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую существенную черту конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Законы не могут противоречить конституции;

3. Всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. та сфера общественных отношений, воздействие на которые конституция распространяет. Она затрагивает все области жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Юридические свойства и функции конституции

Особый статус конституции, как основного закона государства, предопределяет и ее особые юридические свойства, которые производны от перечисленных выше черт данного документа.

В качестве важнейшего юридического свойства конституции выступает ее верховенство по отношению ко всем иным правовым актам. Данный принцип впервые нашел отражение в Конституции Республики Беларусь 1994г. Ни в одной из прежних Конституций СССР и БССР такого положения не содержалось. Статьей 137 Основного Закона Республики Беларусь закреплено, что Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Республики Беларусь, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы. В случае расхождения закона с Конституцией действует Конституция. Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Республике Беларусь.

Важным юридическим свойством конституции является и то, что она выступает в качестве основы формирования всего текущего законодательства. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Именно она определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. Часто в самой конституции указывается, что для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты соответствующие законы. В Конституции Республики Беларусь ссылка на закон имеется около ста раз. К примеру, ее статья 128 предписывает, что «компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяется законодательством».

К юридическим свойствам конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система государственных органов, осуществляющих эту охрану в различных формах. Статья 99 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что Президент Беларуси является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать Конституцию Республики Беларусь. Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Беларусь, законов и других нормативных актов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции Республики Беларусь будет изложен ниже.

Следующим юридическим свойством конституции является ее стабильность, устойчивость. Это означает, что положения конституции в сравнении с иными правовыми актами носят более устойчивый, постоянный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической и политической жизни государства. Вместе с тем, стабильность конституций не означает их неизменность вообще, поскольку со временем в государстве назревает потребность частичного обновления и совершенствования регулируемых ими тех или иных сфер жизнедеятельности общества, что, естественно, вызывает и необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в тексты данных документов.

Следует отметить, что устойчивость конституции нередко зависит от стабильности общественных отношений, сложившихся в государстве, отсутствия в нем социальных потрясений. Образцом стабильности можно назвать Конституцию США, принятую еще в 1787г. и действующую до настоящего времени. За более чем двухсотлетний период действия данной Конституции в нее было внесено менее 30 поправок.

Функции конституции

Под функциями конституции понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения. То есть, речь идет о том назначении, для которого она принималась. Первая и главная ее функция, особенно для юристов, государствоведов, которые оценивают деятельность конституции – это юридическая функция. Она заключается в том, что конституция является главным источником права, нормы которой обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всей системы национального права.

Вторая функция – политическая. Это закрепление политического устройства, соотношение политических сил внутри данного государства и предоставление этим политическим силам возможности свободного функционирования и свободной политической борьбы.

Идеологическая функция называется в качестве третьей функции. Она объясняется как функция наивысшего правового авторитета для граждан и организаций. Это закон, который воспитывает уважение к праву и наиболее уважаемым в государстве ценностям.

Некоторые авторы отрицают какую-либо связь конституции с идеологией, ссылаясь на то, что это свойственно лишь тоталитарному государству, что «конституции – вне идеологии». На наш взгляд, отказ от былой сверхидеологизации периода существования СССР и советских конституций не должен вести к отрицанию всякой связи конституции с идеологией. Ведь выражение и отстаивание ценностей демократического правового государства, закрепленных в его конституции – это тоже идеология, которая выражает интересы не одного класса (как было в прошлом), а различных общественно-политических сил, т.е. всего общества. Даже закрепленный в конституции принцип идеологического плюрализма – это не что иное, как воплощение идеологии демократии. Из сказанного следует, что конституция не только не может быть вне идеологии, а наоборот она выступает в качестве основы этой идеологии.

В завершение вопроса следует отметить, что все функции конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга. Четкой грани между ними провести нельзя. Это деление носит довольно условный характер и способствует более глубокому осмысливанию социальной значимости и предназначения конституции.

Классификация конституций и их структура

Конституции различных стран представляют собой довольно пеструю картину. Совершенно одинаковых конституций мы не встретим, они существенно отличаются друг от друга по характеру принятия, по их форме, содержанию. В то же время в различных конституциях можно выделить какие-то общие свойства, дающее возможность их классифицировать, т.е. группировать. Классификация конституций позволяет нам ориентироваться в их многообразии, способствует установлению закономерно существующих между ними связей, позволяет лучше их различать и сопоставлять друг с другом, облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире.

Существует ряд критериев, по которым конституции классифицируют:

1. По форме, т.е. способу организации заключенного в ней материала выделяют – конституции, состоящие из одного нормативного акта или нескольких нормативных актов.

Конституции большинства стран мира представляют собой единый нормативный правовой акт наивысшей юридической силы. Их еще называют консолидированными, или иначе – кодифицированными. Такими (едиными) актами являются, например, Конституции Республики Беларусь, Российской Федерации, Италии, Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов, Основной Закон ФРГ и т.д.

Вместе с тем в ряде стран конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, Конституцию Финляндии составляют четыре органических закона: «Форма правления Финляндии» (1919г.), «Акт об Эдускунте» (1928г.), «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного Совета и канцлера юстиции» (1922г.), «Акт о государственном суде» (1922г.). Конституция Швеции состоит из 3 нормативных актов. Конституцию Канады также образуют несколько нормативных актов. Такие конституции называют неконсолидируемыми, или иначе – некодифицированными.

2. По времени принятия конституции подразделяют на:

а) «старые», принятые за очень большой период времени – с конца XVIII века по 1918-й год XX века. Почему именно такие даты? Конец XVIII века – это принятие первой писаной конституции (США, 1787г.). А 18-й год XX века – окончание Первой мировой войны. Конечно, такой отрезок достаточно условен. В настоящее время осталось очень немного старых действующих конституций. Среди них – Конституции Норвегии (1814г.), Люксембурга (1868г.), Швейцарии (1874г.) и еще нескольких стран;

б) «новые» конституции, принятые в период между первой и второй мировыми войнами. К числу ныне действующих конституций, принятых в этот период можно отнести Конституции Финляндии, Ирландии, Княжества Лихтенштейн и некоторых других государств;

в) Конституции «новейшие», принятые после 1945г. и до начала 80-х годов XX века. Это - Конституции Франции (1946г.), Италии (1947г.), Японии (1947г.), Испании (1978г.), Португалии (1976г.) и т.д.;

г) Конституции «сверхновейшие», принятые, примерно, в течение последних двадцати лет. К разряду этих конституций можно отнести, например конституции бывших республик СССР и стран «социалистического содружества»;

3. По способу внешнего выражения конституционных норм конституции подразделяются на писаные и неписаные.
К писаным относят конституции, принятые в виде единого акта и имеющие конкретную юридическую форму. Такая конституция – это определенным образом кодифицированный сборник норм, который имеет четкую структуру, название, принимается в установленном законом порядке. Писаных конституций большинство.

Под неписаной конституцией принято понимать определенный набор законов, которые регулируют самые важные отношения в жизни государства и общества. Кроме того, в неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента и некоторые правовые обычаи. Считается, что есть три страны, в которых действует неписаная конституция: Великобритания, Новая Зеландия и Израиль. Вместе с тем, некоторые авторы полагают, что термин «неписаная конституция» не совсем правильно использовать при классификации соответствующих конституций, поскольку относящиеся к ним те или иные акты являются также кодифицированными и изложены в письменной форме.

4. По способу принятия конституции делятся на октроированные (или дарованные) и «народные» (т.е. принятые на референдуме или представительным органом – парламентом, учредительным или конституционным собранием). Октроированные – это такие конституции, которые представляются народу в готовом виде без его участия в конституционной процедуре. Есть два варианта дарованной конституции. Первый – это когда монарх (как правило, абсолютный) принимает конституцию для своего государства, ни с кем не деля этого права. К числу самых старых дарованных конституций, сейчас, правда, не действующих, относятся французская Конституция 1814 года, Конституция Бельгии 1831 года, которая действовала вплоть до 1994 года, Канадская конституция 1867 года и Японская конституция 1889 года.

К действующим октроированным конституциям следует отнести Конституции Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара и некоторых других стран.

Вторая разновидность дарованных конституций – это так называемые колониальные конституции, смысл которых состоял в том, чтобы снять накал национально-освободительной борьбы. Подобные конституции составляли государства-метрополии для своих колоний, чтобы их жители не требовали независимости. К примеру, англичане дважды – в 1919 и 1935 годах «дарили» конституции своей крупнейшей колонии – Индии. Однако, индийцы не признали этих конституций и, добившись независимости в 1950 г., приняли свою первую Конституцию.

Подавляющее же большинство конституций стран мира принимается «народным» путем, причем чаще всего – парламентом.

5. По порядку изменения и дополнения конституции подразделяются на гибкие и жесткие. Практически все писаные конституции являются жесткими, а неписаные – гибкие.

Гибкими называются конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство (Саудовская Аравия, Княжество Монако, а также вышеуказанные неписаные конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии).

Жесткими называются конституции, в которые вносятся изменения и дополнения в более сложном порядке, чем в текущие законы. Жесткость конституций обеспечивается:

· требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония, Республика Беларусь (ст.140);

· принятием поправок на референдуме (Франция, Республика Беларусь – разделы I, II, IV и VIII);

· утверждением поправок субъектами федерации (Германия, Российская Федерация, США);

· повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция).

Вместе с тем в ряде стран отдельные положения конституций имеют не одинаковую степень жесткости (Индия, Российская Федерация).

Помимо «обычной» жесткости в некоторых странах устанавливаются так называемые неизменяемые нормы. Например, такие нормы есть в итальянской конституции. Это ст.139, которая говорит о том, что республиканская форма правления не может изменяться. Аналогичные нормы есть в Португальской конституции.

Некоторые «жесткие» конституции устанавливают не одно правило «ужесточения», не одно требование, а несколько.

6. По времени действия конституции классифицируются на постоянные и временные. Первые из них формально имеют неограниченный срок действия, а вторые – принимаются на определенный срок. Однако постоянство указанных конституций нельзя истолковывать как их неизменность. Иногда постоянные конституции меняются довольно часто (к примеру, история Франции насчитывает 16 Конституций), а временные – действуют значительный период времени (к примеру, в Ираке, ОАЭ они действовали более четверти века). Временные конституции особенно распространены в переходные периоды развития государства – после революций, государственных переворотов.

7. По форме правления конституции разделяются на:

· монархические (Конституция Японии 1947 г.);

· республиканские (Конституция Франции 1958 г.).

8. В зависимости от политического режима конституции бывают:

· демократическими;

· авторитарными;

· тоталитарными.

Демократические конституции не только декларируют, но и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина.

Авторитарные конституции ограничивают определенные права и, прежде всего, политические и гражданские – запрет на деятельность политических партий и т.п.

Тоталитарные конституции утверждают одну идеологию в качестве государственной и общеобязательной.

9. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на:

· федеративные (Российская Федерация);

· унитарные (Республика Беларусь, Греция).

В свою очередь, в федеративных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, провинций, республик, областей).

10. Выделяют также юридическую и фактическую конституцию:

· Юридическая конституция – это конституция в собственном смысле слова: нормативный акт, который имеет определенную сложившуюся форму, акт, который принят по установленным правилам;

· Фактическая конституция – обозначает не нормативный акт, а сложившуюся систему общественных отношений, т.е. это то, как положения юридической конституции реализуются на практике, в реальной жизни государства, это сложившийся порядок в конкретной стране.

Если фактическая и юридическая конституции идентичны, то юридическая конституция реальна. Она соответствует действительности. Если же какие-то нормы, записанные в конституции, не существуют в жизни (например, в конституции записано, что президент избирается каждые четыре года, а он не избирается лет шестнадцать под предлогами чрезвычайного положения или «по просьбе трудящихся»), то конституция становится фикцией – ее называют фиктивной конституцией. Стопроцентной реальности и стопроцентной фиктивности не бывает.

Структура конституции

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. Иными словами, структура конституции – это порядок ее организационного строения, внутренняя последовательность расположения ее составных частей.

В основе обобщения конституционных норм в определенные разделы и главы лежит единство предмета регулирования, т.е. единство общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют. В основе определения последовательности расположения в конституции разделов и глав лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

По своей структуре конституции различны. Прежде всего, это объясняется формой правления государства, политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституций, ее формой и т.д. Вместе с тем, практически всегда в качестве стандартных составных частей конституции выступают: преамбула (введение), основная часть и заключительные переходные положения.

Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, в них часто фиксируются цели и функции государства, они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции. Преамбула, как правило, не имеет юридической силы, хотя есть и исключения. Например, нормативный характер носит преамбула действующей Конституции Франции (1958 г.), в которой в частности дается характеристика данного государства как неделимого, светского, демократического и социального, а также закрепляется равенство всех граждан перед законом.

Конституции некоторых государств преамбулы не имеют (Греция, Италия, Бельгия, Норвегия, Дания, Египет и др.).

Построение основной части (собственно текста конституции) всегда не случайно. Авторы конституций всегда идут от важнейших институтов к менее важным. Долгое время на первое место «ставили» парламент, главу государства, затем правительство и другие органы государства – суд, местные органы и т.д. Однако после второй мировой войны появилась тенденция на первое место ставить разделы о правах и свободах гражданина.

Заключительные и переходные положения позволяют обеспечить плавный переход к реализации тех норм конституции, которые не могут быть исполнены с введением в действие конституции. Иными словами, данный раздел конституции обычно включает нормы, закрепляющие сроки и порядок перехода от правил, закрепленных в предыдущей конституции, к новым правилам, а также сроки избрания (формирования) новых органов государства и т.д.

По своей структуре Конституция Республики Беларусь 1994 года состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, объединяющих 146 статей. С тем, чтобы представить структурное построение Основного Закона нашего государства, назовем его разделы:

· Раздел I. Основы конституционного строя;

· Раздел II. Личность, общество, государство;

· Раздел III. Избирательная система. Референдум;

· Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, Суд;

· Раздел V. Местное управление и самоуправление;

· Раздел VI. Прокуратура, Комитет государственного контроля;

· Раздел VII. Финансово-кредитная система Республика Беларусь;

· Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения;

· Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

Конституционное развитие Республики Беларусь

Конституции Республики Беларусь периода вхождения ее в состав СССР

История конституционного законодательства Беларуси теснейшим образом связана с историей советского общества и государства, прошедших в своем развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении компетенции между Союзом и республиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции Республики Беларусь (впрочем, как и иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР.

В течение советского периода времени в Беларуси было принято четыре Конституции (1919, 1927, 1937 и 1978 гг.). Каждые из этих Конституций имели свои характерные особенности, о чем будет сказано ниже. В то же время им был присущ и ряд общих моментов. В частности, они носили классовый характер (в особенности первые три), закрепляли в качестве господствующей лишь одну идеологию – марксизм-ленинизм, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В этих конституциях не отражались положения важнейших международных актов о правах и свободах личности, не провозглашался приоритет общепризнанных принципов международного права. Многие их нормы носили декларативный характер и не имели прямого действия на практике, иногда некоторые нормативные акты реально имели верховенство перед Конституцией.

Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов. Конституция юридически закрепила образование БССР. Она была небольшой по объему: состояла из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и трех разделов. В ней провозглашено полновластие Советов, создана новая система государственных органов. Высшим органом власти в БССР объявлялся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – избираемый съездом ЦИК, который являлся одновременно высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Функции правительства возлагались на Великий президиум, который формировался ЦИКом. Была отменена частная собственность на землю, вводилась всеобщая трудовая повинность.

Белорусская Конституция восприняла основные идеи и принципы Конституции БССР 1919 г. Из всех Конституций БССР она была в наибольшей степени идеологизированной, напрямую утверждала диктатуру пролетариата, открыто признавала применение насилия в целях утверждения нового социалистического строя.

Некоторые Положения Конституции содержали и позитивные моменты. Так, провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды, предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия), закреплялось равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. В качестве государственных объявлялись четыре языка – белорусский, русский, польский и еврейский.

Однако в целом Конституция БССР 1919 года характеризуется как Конституция революционного типа, принимаемая в результате насильственного изменения общественного и государственного строя и отвергающая все прежние правовые установления, существовавшие до революции.

Вторая Конституция была принята 11 апреля 1927 года VII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Основной причиной ее принятия явилось образование к этому времени СССР (30 декабря 1922г.). 31 января 1924 года была принята первая союзная Конституция, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в состав СССР, своих Основных Законов.

Конституция 1927 года в значительной степени сохранила черты преемственности Конституции БССР 1919г. Она провозглашала республику государством диктатуры пролетариата, вся власть в котором принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. «Не трудящиеся» лишались избирательного права, им запрещалось участвовать и проводить общественные массовые мероприятия. Почетное право защищать революцию имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).

В Конституции регламентировалась деятельность высших органов власти и управления: Всебелорусского съезда Советов, ЦИКа, Президиума ЦИКа, Совета Народных Комиссаров, а также местных органов власти и управления. В последующем в Конституцию вносились лишь частичные незначительные изменения.

К середине 30-х годов в СССР были построены т.н. основы социализма, было объявлено о полной ликвидации эксплуататорских классов и невозможности реставрации капитализма. Наступивший новый этап в развитии общества предполагал необходимость и конституционных изменений. Текст новой Конституции СССР был подготовлен конституционной комиссией во главе со Сталиным И.В., после чего она была опубликована для всенародного обсуждения (что было сделано впервые), которое продолжалось более 5-ти месяцев. 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР утвердил новую Конституцию, вошедшую в историю как «сталинская».

Вскоре, 19 февраля 1937 года была принята и новая, третья по счету, Конституция БССР. Это было сделано на VII чрезвычайном съезде Советов БССР. Высшим органом власти в республике провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство – Совет Народных Комиссаров (в 1946 г. был переименован в Совет Министров). В Конституции был отражен факт победы социализма, государство социалистической системы хозяйствования, перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство, провозглашено всеобщее избирательное право (т.е. его получили и т.н. «нетрудящиеся»), закреплено равенство граждан, расширен круг прав и свобод личности. Конституция содержала и ряд других прогрессивных положений.

Вместе с тем, многие положения Конституции только декларировались и на практике не реализовывались, в особенности это относится к политическим правам граждан. Например, в ней провозглашались свобода печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Однако на самом деле все это серьезно наказывалось, вплоть до ареста и смертной казни если участники соответствующих мероприятий в чем-то проявляли недовольство и их мнения расходились с установками правящего режима.

Четвертая Конституция БССР была принята Верховным Советом БССР 14 апреля 1978 года. К этому времени в 1977 году была принята очередная (и последняя) Конституция СССР, в которой было провозглашено построение развитого, зрелого социалистического общества и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества». В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль компартии. Эти положения нашли отражение и в Конституции БССР. В целом по своему содержанию эта Конституция была более прогрессивной и совершенной по своему строению в сравнении с предыдущим Основным Законом. В частности, в ней впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. Конституция впервые утверждала в преамбуле (в предыдущих конституциях она отсутствовала), что ее принимает и провозглашает народ БССР. В Конституции впервые содержалась норма о суверенитете БССР, правда на практике в тех условиях его реализовать было нереально.

Конституции БССР 1978 года был присущ и ряд недостатков. К примеру, в ней отсутствовал механизм реализации ряда положений; в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, органы государственной власти были по существу ее придатком. В 1989-90гг. в Конституцию были внесены ряд серьезных изменений, направленных на ее демократизацию. В частности, эти изменения коснулись порядка организации и деятельности Советов депутатов, в т.ч. Верховного Совета и его Президиума, ликвидирована монополия компартии. Однако эти изменения уже не могли повлиять и остановить нараставшие в стране процессы, в результате которых СССР вскоре прекратил свое существование. А вместе с этим прекратили свое действие и Конституции как Союза, так и входивших в его состав республик.

Основные черты и особенности Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года

С распадом СССР перед бывшими союзными республиками встал вопрос о необходимости принятия новых национальных Конституций, которые закрепили бы произошедшие изменения и определили ориентир на будущее. Первая Конституция независимой Беларуси была принята 13-ой сессией Верховного Совета 12-го созыва 15 марта 1994 года, а вступила в законную силу 30 марта того же года. С принятием данной Конституции белорусское государство вступило в новый этап своей истории.

Новые конституции обычно являются более прогрессивными, чем прежние. Это – закон эволюции, согласно которому новые формы оказываются чаще всего более совершенными, чем отжившие, т.к. они аккумулируют в себе все лучшее от старых форм.

Конституция Республики Беларусь 1994 года точно также представляет собой синтез всего лучшего, что накоплено многовековой историей белорусской государственности. Новая Конституция, как сказано в ее преамбуле, принимается от имени народа, исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, с осознанием себя полноправным субъектом мирового сообщества. При этом ставятся такие гуманные цели, как: стремление утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства. Эти побудительные мотивы и составляют истоки Конституции Республики Беларусь, определяют ее демократический характер, гуманное содержание и в конечном итоге ее преимущества перед ранее действовавшей Конституцией.

Конституция 1994 года вобрала в себя все лучшее, что было наработано теорией и практикой конституционного строительства стран с устойчивыми демократическими традициями. Она закрепила в конституционных нормах ряд общепризнанных принципов международного права. Республика Беларусь провозглашена демократическим государством, в котором человек является высшей ценностью общества, обеспечение прав и свобод граждан есть высшая цель государства. Конституция получила положительную оценку международных экспертов в области конституционного права. В ходе разработки проекта Конституции было подготовлено около трех десятков ее вариантов. В печати публиковались три проекта Конституции, что позволило провести их широкое и обстоятельное обсуждение, проанализировать и учесть поступившие замечания и предложения. Это был настоящий научный поиск оптимального варианта Конституции. В архивах Национального собрания содержатся тысячи отзывов, рецензий, поправок и предложений на проект Конституции, поступивших от различных органов власти, научных учреждений и учебных заведений, международных организаций, правовых центров ближнего и дальнего зарубежья, от рядовых граждан.

Наиболее характерные особенности Конституции:

1. Принятая 15 марта 1994 года Конституция стала первой Конституцией независимой Республики Беларусь. Ее отличие от действовавшей ранее Конституции 1978 года в том, что она легализировала переход нашего общества от командно-административной системы власти к управлению обществом посредством закона;

2. Республика Беларусь впервые в истории провозглашается как унитарное демократическое социальное правовое государство;

3. Одной из особенностей Конституции Республики Беларусь является более полное закрепление в ней прав и свобод личности. Она содержит ряд новых прав и свобод, а многие привычные нам права и свободы получили дальнейшее развитие. Но самое главное – Основной Закон содержит надежный гарантийный механизм их реализации;

4. Конституция Республики Беларусь закрепляет новую систему органов государственной власти. Впервые в истории Беларуси учреждается должность Президента как Главы государства. Для осуществления контроля за конституционностью нормативных актов впервые в Беларуси образован Конституционный суд. Он должен стать гарантом соблюдения Конституции. Конституция Республики Беларусь 1994 года имеет и другие особенности, с которыми мы познакомимся, когда будем рассматривать последующие темы курса.

Основные изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь на референдуме 24 ноября 1996 года:

1. Учрежден новый законодательный орган – Национальное Собрание (вместо Верховного Совета);

2. Учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты);

3. Конституционный Суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора);

4. Закреплен более широкий круг прав и свобод человека и гражданина;

5. Установлен более жесткий и справедливый принцип разделения властей;

6. Русскому языку, наряду с белорусским, придан статус государственного;

7. Изменились место и роль Президента Республики Беларусь в государственном механизме как Главы государства, расширена его компетенция.

Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения. На практике это приводило к тому, что голосом одного депутата без какой-либо предшествующей подготовительной процедуры запускался механизм голосования об изменении того или иного положения Конституции.

Теперь, в силу статьи 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об ее изменении и дополнении рассматривается палатами Парламента – Национального собрания по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь может быть принят – Национальным собранием, но только после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее 3 месяцев (за исключением разделов I, II, IV и VIII Конституции, которые могут быть изменены только путем референдума).

Законы о внесении в Конституцию изменений и дополнений считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум, если за это проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

В заключение вопроса следует отметить, что Конституция Республики Беларусь (как, впрочем, и большинства стран мира) не случайно устанавливает усложненный порядок внесения в нее изменений и дополнений (является «жесткой»), поскольку это требует серьезного обоснования. Поэтому, прежде чем вторгаться в конституцию, следует все тщательно и многократно взвесить и обдумать.

конституция закон государство


Литература

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.
(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 1999. №1. 1/0.

2. Конституция (Основной Закон) БССР 1919г. // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.

3. Конституция (Основной Закон) БССР 1927г. // Там же.

4. Конституция (Основной Закон) БССР 1937г. // Там же.

5. Конституция (Основной Закон) БССР 1978г. // Там же.

6. Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (с изм. и допол. от 19 сентября 1991 года) // СЗ БССР. 1990. №22. Ст.432; Ведомости Верховн. Совета Республики Беларусь. 1991. №31. ст.536.

7. Закон БССР от 25 августа 1991 г. «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». Ведомости Верховн. Совета БССР. 1991. №28. ст.425.

8. Василевич Г.А. Конституционное развитие: прошлое и настоящее. // Советская Белоруссия. 1999. 16 марта.

9. Венгеров А.Б. Прямое действие конституции: правовые, социальные и психологические аспекты Общественные науки и современность. 1995. № 5.

10. Гревцов Ю.И. Прямое действие конституции // Журнал российского права. 1998. №6.

11. Ковлер А.И. Конституция «формальна» и «реальная» // Полис. 1998. №6.

12. Кукушкин Ю.С. Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. М., 1987.

13. Малеин Н.С. О прямом действии Конституции // Конституция и закон: стабильность и динамизм. М., 1998.

14. Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции Правоведение. 2001. №5. С. 24-36.

Скачать архив с текстом документа