Особенности положения жертвы зависти
СОДЕРЖАНИЕ: Глава 1. § 1.1 Сущность зависти. Объект изучения – зависть – является одной из социальных эмоций, то есть возникающих при удовлетворении социальных потребностей и касающихся взаимодействия людей. Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.Глава 1.
§ 1.1 Сущность зависти.
Объект изучения – зависть – является одной из социальных эмоций, то есть возникающих при удовлетворении социальных потребностей и касающихся взаимодействия людей. Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Следует отметить три стороны данного явления:
· субъект – тот, кто завидует;
· объект – тот, кому завидуют;
· предмет – то, чему завидуют.
Зависть чаще всего понимается как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица («Словарь по этике», 1983). Существует более широкий подход, когда зависть рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях:
· на уровне сознания - осознание более низкого своего положения;
· на уровне эмоционального переживания - чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения;
· на уровне реального поведения - разрушение, устранение предмета зависти. (Ильин, 319)
К. Муздыбаев (1997) выделяет следующие компоненты зависти:
· социальное сравнение
· восприятие субъектом чьего-либо превосходства;
· переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;
· неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;
· желание или причинение ему вреда;
· желание или реальное лишение его предмета превосходства.
Зависть может переживаться как досада, злостьна того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, как обидана судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этогонет, значит, я хуже его. (Ильин, 320)
Зависть возникает чаще тогда, когда люди имеют приблизительно одинаковый социальный статус. Человек понимает, что в принципе он мог бы иметь то, что имеет другой, и это задевает его самооценку. Подливает масла в огонь и то, что завидующий постоянно видит свою «жертву», которая «напоминает» ему о его неполноценности.
§ 1.2 Виды зависти.
Большинство исследователей сходятся на том, что зависть бывает двух видов:
· «Белая зависть» (незлобная; соревновательная, восхищенная) : «Я хочу иметь то, что Вы имеете» (Дж. Нью, примерно с. 434). Человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревнования.
· «Черная зависть» (злобная; разрушительная) : «Я хочу, чтобы Вы не имели того, что имеете» (Нью). У завидующего имеется стремление лишить блага другого. Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление своего бессилия. Еще одна причина «черной» зависти - «каузальное заблуждение» (Зависть : теория социального поведения/ Гельмут Шек, 1969), т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения. Ю. М. Орлов приводит такое сравнение: «Человек уподобляется странному зверю, который вместо того, чтобы зализывать свою рану, кусает другого».(Орлов)
§ 1.3 Переживание зависти.
Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования. Зависть может выродиться и в самобичевание. Интенсивное самобичевание при остром приступе зависти, как отмечает П. Куттер (1998), может вызвать физиологические симптомы: человек «бледнеет от зависти», поскольку сжимаются кровеносные сосуды, и повышается артериальное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью. (Ильин, 321)
Вместе с завистью возникает желание устранить неравенство. «Белая» зависть стимулирует человека стараться приобрести предмет зависти, и желательно, лучше, чем у того другого.
«Черная» зависть возникает тогда, когда человек понимает, что он бессилен получить предмет, которым обладает другой. Но желание устранить неравенство остается, тогда завистник прибегает к действиям, направленным на то, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими. Это желание, стимулируемое ненавистью, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков. Достаточно вспомнить легенду о Сальери, отравившем из зависти Моцарта. Эта легенда дала название одному из видов агрессии - «синдрому Сальери», связанному с «черной завистью». (Ильин, 321)
§ 1.4 «Жертва» зависти.
«Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других»
Р. Декарт
Говоря о «жертве» зависти, следует рассмотреть, что подразумевает это понятие. В первую очередь это сам субъект, тот, кто испытывает это чувство. Причем оно практически не покидает его. «Жертву», как говорят, «гложет зависть», он «снедаем завистью». Человек чувствует постоянную неудовлетворенность собой, своей жизнью, испытывает досаду, злобу, раздражение и прочие негативные эмоции. Зависть в той или иной форме испытывал каждый человек, но, к счастью, на все становились ее «жертвами».
Пока зависть проявляется на уровне сознания и эмоционального переживания «жертвой» зависти является непосредственно сам субъект. Когда же дело доходит до реального поведения, направленное на устранение возникшего неравенства любыми способами, ею становится и тот, кому завидуют. Эта сторона и представляет собой наибольший интерес для данного исследования, поэтому далее именно она будет именоваться «жертвой».
До определенного времени этот человек не осознает своего положения и не чувствует никакой угрозы со стороны завидующего. Впоследствии это будет тем или иным образом мешать его нормальному существованию: о нем могут распространяться слухи, отношение окружающих будет ухудшаться, его будут выставлять в невыгодном свете перед начальством (если завидуют коллеги), перед любимой (если есть соперник) и так далее. Чаще всего «жертве» становится ясно, кто и почему портит ему жизнь. Однако четкого ответа на то, как бороться с подобным положением, нет. Есть несколько возможных путей, по которым пойдет «жертва» зависти, каждый имеет свои недостатки:
· Игнорирование. «Жертва» не предпринимает никаких действий, чтобы изменить положение, надеясь, что все пройдет само собой. Только сам завистник сможет побороть это чувство, снизив для себя значимость желанного предмета. Но «жертве» обращать внимание на происходящее крайне сложно, поскольку нападки могут не только продолжаться длительное время, но и усилиться, и, в конце концов, завистник добьется желанного уравнения.
· Улучшение отношений завистником. «Жертвой» предпринимаются попытки помочь завистнику: советами и рекомендациями как достичь того, чего нет; похвалой и комплиментами, повышением самооценки, обращением к его совести. Однако желаемый эффект достигается далеко не всегда. Зачастую такие попытки могут наоборот усилить ненависть, поскольку объект зависти показывает себя еще в более выгодном свете.
· Встречные попытки дискредитировать человека. Вполне естественной реакцией со стороны «жертвы» будет отплатить злом на зло. Таким образом, возникает нездоровое соперничество, где каждый стремится как можно больше испортить жизнь другому.
Когда «жертва» испытывает на себе зависть другого, то она начинает утешать себя, мол, это значит, «я лучше». Это дает ей определенное психологическое преимущество в непростой ситуации по сравнению с тем, кто считает, что он «хуже». С другой же стороны, в отличие от субъекта, который все-таки может справиться со своей завистью, объект практически ничего не может сделать для устранения сложившегося положения. Поэтому, сложно определить, кто же все-таки больше страдает от зависти. Очевидно одно: с завистью надо бороться.
На социальном уровне методами сдерживания зависти могут служить: уважение к индивидуальной свободе, терпимость к различиям, раскрытие в средствах массовой информации порочности зависти, и, наконец, религия, проповедующая отказ от соблазна покушаться на чужое. (Казаринова, 266)
На индивидуальном уровне также существует ряд способов ее нейтрализации. В некоторых странах менеджеры не афишируют размеры заработной платы у сотрудников, чтобы не вызывать чувство зависти, считается даже неприличным задавать вопросы о доходах. Самоконтроль и самовоспитание – еще один фактор, сдерживающий возникновение чувства зависти (Казаринова, 267)
Человеку необходимо научиться управлять своими эмоциями, поскольку они могут быть разрушительны как для него самого, так и для других. Одной из таких эмоций является зависть, которая порождается в результате социального сравнения и выявления неравенства между людьми. Из-за нее страдает самооценка самого завистника, отравляется жизнь другого человека. Существуют различные способы борьбы с ней как на социальном, так и на индивидуальном уровне.