Особенности правового регулирования предприятий общественного питания. Ликвидация юридического л

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ 1. Особенности правового регулирования общественного питания .…..3 1.1 Организационная структура и функции участников Сертификации услуг общественного питания 3

СОДЕРЖАНИЕ

1. Особенности правового регулирования общественного питания…………………….…..3

1.1 Организационная структура и функции участников Сертификации услуг общественного питания…………………………………………………………………………3

1.2 Обязательная сертификация услуг общественного питания……………………….…….4

1.3 Порядок проведения сертификации услуг……………………………………………..…..6

1.4 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами………………………....10

1.5 Приостановление или аннулирование действия сертификата соответствия………….12

1.6 Оказание услуг общественного питания: система законодательного регулирования деятельности, особенности ведения бухгалтерского учета и налогообложения в сфере общепита………………………………………………………………………………………..13

2. Ликвидация юридического лица…………………………………………………………...15

Список использованной литературы…………………………………………………………19

1. Особенности правового регулирования общественного питания

1.1 Организационная структура и функции участников Сертификации услуг общественного питания

Организационную структуру Системы сертификации услуг общественного питания (далее - Система) образуют:

национальный орган по сертификации - Госстандарт России (Управление стандартизации и сертификации в сфере услуг);

центральный орган Системы сертификации услуг общественного питания (ЦОС) - Роскомторг;

методический центр Системы - Всероссийский институт питания (ВИП);

Совет Системы по сертификации;

органы по сертификации услуг общественного питания;

испытательные лаборатории;

исполнители услуг.

Национальный орган по сертификации - Госстандарт России проводит аккредитацию органов по сертификации и осуществляет государственный надзор за соблюдением правил проведения сертификации и сертифицированными услугами.

При Госстандарте России функционирует Центральная апелляционная комиссия.

Центральный орган Системы сертификации услуг общественного питания - Роскомторг осуществляет:

участие в формировании сети органов по сертификации и координацию их деятельности;

развитие и совершенствование Системы;

сбор, обобщение, анализ и представление в Госстандарт России информации о деятельности органов по сертификации услуг общественного питания;

разработку, рассмотрение методических документов по сертификации и их утверждение;

обобщение предложений по номенклатуре услуг, подлежащих обязательной сертификации;

информирование общественности о результатах сертификации услуг;

участие в аккредитации органов по сертификации услуг;

участие в работе по совершенствованию фонда нормативных документов, взаимодействуя с ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания»;

рассмотрение апелляций по поводу неправильных действий органов по сертификации и испытательных лабораторий;

ведение секретариата Совета Системы по сертификации;

разработку программ по подготовке экспертов по сертификации услуг общественного питания и организацию проведения совместно с Госстандартом России их обучения.

Методический центр Системы - Всероссийский институт питания осуществляет:

разработку организационно-методических документов по сертификации;

формирование, ведение и актуализацию фонда нормативных документов для сертификации;

обеспечение нормативными и методическими документами участников Системы сертификации на договорной основе;

участие в разработке программ по подготовке экспертов по сертификации услуг общественного питания.

Совет Системы по сертификации создается при Центральном Органе Системы сертификации услуг общественного питания и осуществляет:

выработку и проведение общей политики в области сертификации услуг общественного питания;

разработку предложений по совершенствованию Системы;

подготовку предложений по совершенствованию нормативных документов на услуги, методов проверки и испытаний при проведении сертификации;

взаимодействие с другими Системами сертификации.

В состав Совета Системы по сертификации входят представители Госстандарта России, Госкомсанэпиднадзора России, Российского общества потребителей, технических комитетов по стандартизации и других заинтересованных организаций.

Органы по сертификации и испытательной лаборатории выполняют функции, установленные основополагающими документами Системы сертификации ГОСТ Р.

1.2 Обязательная сертификация услуг общественного питания

Для проведения работ по обязательной сертификации (в законодательно регулируемой сфере) в качестве органа по сертификации могут быть аккредитованы некоммерческие организации, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - организации), имущество которых в соответствии с законодательством является единым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий.

Не могут быть аккредитованы в качестве органов по проведению обязательной сертификации хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.

По решению Госстандарта России и по согласованию с Центральным органом Системы сертификации услуг общественного питания могут быть аккредитованы в качестве сертификационных центров, выполняющих функции испытательных лабораторий и органов по сертификации, акционерные общества, созданные на базе ведущих научно-исследовательских организаций, располагающих необходимой испытательной базой, высококвалифицированными кадрами, профессионально работающих в соответствующей области.

В соответствии с Законами Российской Федерации «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг», «Правилами производства и реализации продукции (услуг) общественного питания», утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 332, Госстандартом России, Роскомторгом и Госкомсанэпиднадзором России услуги общественного питания внесены в «Номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации» (Протокол Госстандарта России от 22.03.95 N 6).

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты: ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий», ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению» и ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования».

Централизованно, на основе специально разработанной и согласованной с Роскомторгом программы, проводится подготовка экспертов по сертификации услуг общественного питания.

Обязательная сертификация услуг общественного питания осуществляется на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, государственных стандартах России, санитарных нормах и правилах, строительных нормах и правилах, Правилах производства и реализации продукции и услуг общественного питания, утвержденных Постановлением N 332 Правительства Российской Федерации от 13.04.93 и других документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам.

При сертификации услуг общественного питания должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы, позволяющие:

- полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям, направленным на обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой услуги, а также другим требованиям, которые в соответствии с законодательными актами должны подтверждаться при обязательной сертификации;

- провести идентификацию услуг, в т.ч. испытаний кулинарной продукции, проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам.

Органы по сертификации услуг проводят сертификацию услуг общественного питания в соответствии с областью аккредитации. Работа проводится экспертами Органа по сертификации или привлеченными экспертами из других организаций, аттестованными на право проведения работ по сертификации услуг общественного питания.

Сертификация услуг предприятий общественного питания иностранных фирм осуществляется по тем же правилам и процедурам, что и отечественных предприятий.

1.3 Порядок проведения сертификации услуг

Подача и рассмотрение заявки

Для проведения сертификации услуг общественного питания заявитель - юридическое лицо направляет заявку в орган по сертификации.

При наличии у предприятия общественного питания филиалов, сертификации подлежат услуги, оказываемые каждым филиалом.

Заявитель дополнительно к заявке заполняет анкету - вопросник, перечень вопросов которой может уточняться по согласованию с заявителем.

Срок рассмотрения заявки и принятие решения о проведении (непроведении) сертификации не должен превышать одного месяца после ее получения Органом по сертификации.

Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации услуги.

Причиной отказа в рассмотрении заявки является наличие официальной информации от органов Госкомсанэпиднадзора России о несоответствии предприятия санитарным правилам и нормам.

Орган по сертификации при рассмотрении заявки на сертификацию услуги выполняет следующие функции:

выбирает схему сертификации услуги;

определяет наименование продукции, количество и порядок отбора образцов продукции, подлежащей испытаниям;

определяет аккредитованную испытательную лабораторию, которая будет проводить испытания;

запрашивает у заявителя, при необходимости, дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность производства и качества услуг, в т.ч. заключения Госсанэпидслужбы, Госторгинспекции, Госпожнадзора, данные о поставщиках сырья и материалов, ассортимент производимой продукции (согласованный с органами Санэпиднадзора) и др.

По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов Орган по сертификации принимает решение по заявке. Если решение по заявке принимается отрицательное, то Орган по сертификации аргументировано сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации услуги.

При положительном решении по заявке Орган по сертификации направляет заявителю решение.

Одновременно с положительным решением по заявке Орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение сертификации услуг, включая инспекционный контроль за сертифицируемыми услугами. К договору также прилагаются календарный план работ по этапам и калькуляция работ.

Работы Органа по сертификации по рассмотрению заявки включаются в договор.

После получения от заявителя подписанного договора Орган по сертификации приступает к сертификации услуг и испытаниям кулинарной продукции.

Проведение проверок и испытаний при сертификации

Сертификационные проверки и испытания проводятся для удостоверения соответствия сертифицируемых услуг обязательным требованиям нормативных документов.

Сертификационные проверки услуг общественного питания выполняются комиссией, в состав которой включаются эксперты по сертификации услуг и специалисты - консультанты (при необходимости).

Порядок проведения сертификационных проверок и испытаний определяется схемами сертификации. Нумерация схем дана в соответствии с документом «Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок проведения сертификации услуг».

Схемы, применяемые при сертификации услуг общественного питания

Номер схемы Оценка процесса оказания услуги Аттестация предпр. Сертификация системы качества Выборочная проверка результата услуги Инспекционный контроль
2 + + +
4 + + +
5 + +

Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуги, включая выполнение всех составляющих ее элементов, в том числе соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, наличия нормативных и технологических документов, соблюдения требований к обслуживающему и производственному персоналу, состояния технологического оборудования и контрольно-измерительных приборов, а также осуществляется выборочная проверка (испытания) кулинарной продукции по показателям безопасности.

Схема предусматривает инспекционный контроль стабильности процесса оказания услуги.

Данная схема рекомендуется для сертификации всех услуг общественного питания, кроме услуг питания.

Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия общественного питания, что включает проверку:

- санитарно-гигиенических и технологических условий производства и реализации кулинарной продукции, условий обслуживания потребителей;

- состояния материально-технической базы (технологическое и сантехническое оборудование, лифты, система вентиляции, состав помещений, посуда, мебель и др.) в соответствии с ассортиментом кулинарной продукции;

- наличия нормативных и технологических документов на услуги и кулинарную продукцию в соответствии с ассортиментом;

- соответствия качества услуг типу и классу предприятия;

- соответствия требований к обслуживающему и производственному персоналу.

Схема предусматривает выборочную проверку (испытание) кулинарной продукции.

При инспекционном контроле проводится выборочная проверка (контроль качества) кулинарной продукции по показателям безопасности. Схема применяется для сертификации услуг питания ресторана, бара, кафе, закусочной, столовой и предприятий других типов.

При сертификации по этой схеме проводится подтверждение типа и класса.

Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования. Применяется при добровольной сертификации.

Все схемы сертификации предусматривают проверку наличия заключений органов Госкомсанэпиднадзора России и Пожарной инспекции о соответствии предприятий санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям противопожарной безопасности, наличия сертификатов соответствия на пищевые продукты, используемые на предприятиях общественного питания.

Помимо указанных схем сертификации на срок не более 1 года применяется форма сертификации, основанная на заявлении - декларации исполнителя, предусматривающая обследование предприятия и выдачу сертификата соответствия с последующим инспекционным контролем за сертифицированный услугой. Применяется для сертификации всех видов услуг.

В случае выявления при инспекционном контроле несоответствия сертифицированной услуги установленным требованиям повторная сертификация проводится по одной из схем, указанных в таблице.

Сертификационные проверки и испытания проводятся в соответствии с аттестованными методиками и по утвержденным программам.

Сертификационные проверки оформляются актами, испытания - протоколами.

Акты сертификационных проверок и протоколы испытаний направляются Органу по сертификации и в виде копии заявителю.

На основании анализа полученных результатов Орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

При отрицательных результатах Орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата. Основанием для отказа в выдаче сертификата является отсутствие положительного результата сертификационных проверок и/или испытаний, а также отказ исполнителя услуги от оплаты процедур сертификации. При повторном обращении заявителя используется тот же порядок сертификации услуг.

Оформление результатов сертификации

Орган по сертификации на основании акта сертификационных проверок процесса оказания услуги, протокола испытаний - контроля качества кулинарной продукции оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю. В сертификате указываются акты и протоколы испытаний, а также испытательные лаборатории, их выдавшие. В сертификате также указывают подтвержденный тип и класс предприятия.

Сертификат соответствия вступает в силу с момента его регистрации в реестре Органа по сертификации услуг общественного питания.

Срок действия сертификата соответствия устанавливается органом по сертификации с учетом предложений, содержащихся в заключении Госсанэпидслужбы, но не более чем на три года.

Орган по сертификации может выдать дополнительно исполнителю копии сертификата, заверенные подлинной подписью и печатью органа. Копия сертификата должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание (электрографическим, фотографическим).

Право применения знака соответствия предоставляется исполнителю лицензией, выдаваемой Органом по сертификации в установленном Госстандартом России порядке. В лицензии устанавливаются обязательства исполнителя обеспечивать соответствие услуг нормативным документам. Форма, размеры и технические требования к знаку соответствия при обязательной сертификации установлены в ГОСТ Р 50460-92.

1.4 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами

Инспекционный контроль за сертифицированными услугами проводится Органом по сертификации с целью установления, что оказываемая услуга продолжает соответствовать требованиям, на которые она была сертифицирована.

Порядок проведения инспекционного контроля обусловливается принятой для данной услуги схемой сертификации.

Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания - контроль качества кулинарной продукции.

Инспекционный контроль в общем случае содержит следующие виды работ:

- сбор и анализ информации о сертифицированных услугах;

- разработка и утверждение программы инспекционного контроля;

- формирование группы для проведения инспекционной проверки;

- проведение инспекционной проверки;

- оформление результатов инспекционного контроля и принятие решений по результатам.

Инспекционный контроль предусматривает:

- проверку стабильности процесса предоставления услуг в соответствии со схемой выполненной сертификации;

- подтверждение того, что в процессе оказания услуги не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели.

При необходимости для проведения Инспекционного контроля привлекаются представители Общества потребителей, Государственной торговой инспекции, Госкомсанэпиднадзора России.

Инспекционный контроль предусматривает проведение проверки услуг непосредственно на предприятии - заявителе. Оценка качества (испытаний) кулинарной продукции (отобранных проб) производится аккредитованной испытательной лабораторией.

Инспекционный контроль проводится по инициативе Органа по сертификации, за исключением случаев, когда предприятие - заявитель внес изменение в нормативную документацию или провел переоснащение. В этих случаях предприятие - заявитель заблаговременно извещает Орган по сертификации о необходимости проведения Инспекционного контроля, который должен быть проведен в обязательном порядке.

Периодичность определяется Органом по сертификации при сертификации услуги, не реже 1 раза в год.

Внеплановый Инспекционный контроль проводится при получении официальных сообщений государственных органов контроля (Госкомсанэпиднадзора, Минприроды России, Госстандарта РФ, Госторгинспекции и др.), независимых организаций (обществ потребителей и др.) об отрицательных результатах проверок сертифицированных услуг, жалоб и претензий потребителей к исполнению услуги.

Результаты Инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов проверки заявителя и испытаний образцов продукции и делается общее заключение о состоянии процесса оказания услуги и возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации. Копии направляются предприятию - исполнителю и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о сохранении действия сертификата или проведения сертификации услуг вновь.


1.5 Приостановление или аннулирование действия сертификата соответствия

Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия (при этом он приостанавливает или аннулирует лицензию на применение знака соответствия) по результатам Инспекционного контроля в случае:

несоблюдения требований нормативных документов, контролируемых при сертификации услуг;

изменения нормативного документа на услуги или метод испытаний;

изменения процесса оказания сертифицируемой услуги и условий обслуживания, системы обеспечения качества, методов контроля и испытаний, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации;

представления материалов от территориальных органов санэпиднадзора о нарушениях санитарных норм и правил.

Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с Органом по сертификации, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок (испытаний) соответствие услуг нормативным документам.

Информация о приостановлении действия или отмене сертификата соответствия доводится Органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей услуг, территориальных органов санэпиднадзора и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.

Решение об отмене действия сертификата соответствия принимается в следующих случаях:

- недостатки невозможно устранить за приемлемое время;

- корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок.

Отмена сертификата действует с момента исключения его из Реестра.

Повторная сертификация услуги, на которую был отменен сертификат, осуществляется по той же процедуре.

После выполнения корректирующих мероприятий Орган по сертификации направляет заинтересованным организациям уведомление о снятии приостановления действия сертификата, запрета на применение знака соответствия, об отмене приостановления действий лицензии.

1.6 Оказание услуг общественного питания: система законодательного регулирования деятельности, особенности ведения бухгалтерского учета и налогообложения в сфере общепита

Несмотря на экономический кризис, общественное питание играет все большую роль в жизни современного общества. И с каждым годом роль общепита в жизни нашего современного общества неуклонно возрастает, т.к. повышение уровня жизни людей изменяет традиционную культуру их питания. Различные группы населения с той или иной периодичностью пользуются услугами предприятий общественного питания. Так, высокообеспеченные слои населения предпочитают посещать заведения с ассортиментом сложных блюд и, соответственно, высокой стоимостью. Население со средними и низкими доходами выбирают предприятия с традиционной кухней и средним уровнем цен.

Как тенденцию нашего времени можно отметить увеличение общего количества предприятий общепита. Например, в настоящее время широкое распространение получила система быстрого обслуживания населения, в новом качестве возрождаются столовые. Массово развивается сеть общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, вокзалах. Появляется все большее число предприятий общепита, применяющих индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей на дом, в офис, организацию или учреждение.

Также надо отметить, что в последнее время идет процесс активной коммерциализации данной отрасли, что вполне понятно. Ведь общественное питание –одна из немногочисленных сфер бизнеса, где скорость оборачиваемости вложенных средств позволяет использовать их наиболее эффективно для первичного накопления капитала.

Необходимо сказать, что организация хозяйственной деятельности предприятий общественного питания имеет ряд особенностей. Все предприятия общепита независимо от типа входят в систему общественного питания, которая должна соответствовать определенным требованиям и подчиняться специальным правилам.

Хотя на продукцию общественного питания не оформляется удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, тем не менее, это не снимает с предприятий общепита обязанности строго соблюдать установленные Госстандарты, многочисленные санитарные нормы и правила. Требованиях к качеству и безопасности используемых продуктов питания достаточно жесткие. В частности, от предприятий общепита требуется своевременное и точное проведение необходимых санитарно-гигиенических мероприятий, что в конечном итоге предупреждает и снижает риск изготовления недоброкачественной продукции.

Специфика сферы общественного питания накладывает определенный отпечаток на ведение бухгалтерского учета и процесс налогообложения предприятиями общепита. Например, что касается бухгалтерского учета, то бухгалтеру нужно знать такие нюансы, как ценообразование и калькуляция, отражение в учете операций по приобретению продуктов, их хранению, отпуску в производство, расчет себестоимости и т.д.

Налогообложение предприятий общепита также имеет некоторые особенности. Причем надо сказать, что организации общественного питания наряду с общей системой налогообложения могут применять и специальные режимы налогообложения в виде УСН и ЕНВД. Применение ЕНВД является обязательным в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания либо осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.

Вопросам правового регулирования в сфере общепита и особенностям ведения бухгалтерского учета и налогообложения на предприятиях общественного питания посвящен следующий пакет.

Значительную часть материалов представляют документы, составляющие основу законодательной и нормативной базы, регулирующей вопросы организации деятельности в сфере общественного питания.

Среди документов, включенных в пакет документы, регламентирующие санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания.

Не меньший интерес, представляют собой документы, отражающие общие принципы организации учета на предприятиях общепита, специфику ценообразования продукции и услуг общепита, комментируют процесс калькулирования продажной цены на продукцию и т.д.

Кроме того, в пакете содержатся материалы, посвященные особенностям организации налогового учета на предприятиях общепита при применении общей системы налогообложения или специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД).

2. Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица – это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1. По решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с:

а) истечением срока, на которое создано данное юридическое лицо;

б) достижением цели, ради которой юридическое лицо было создано.

2. По признанию судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов, носящих неустранимый характер.

1. По решению суда в следующих случаях:

а) Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

б) Занятие деятельностью, запрещенной законом.

в) Систематическое осуществление благотворительной или религиозной организацией (объединением), благотворительным и иным фондом деятельности, противоречащей уставным целям.

г) Иные неоднократные и грубые нарушения закона и иных правовых актов.

Если законом предоставлено право государственному органу или органу местного самоуправления выдвигать требования о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, то они вправе обратиться по такому вопросу в суд. Следует учитывать, что обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица суд своим решением может возложить на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный учредительными документами данного юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением казенного предприятия), а также потребительские кооперативы, благотворительный и иной фонд могут быть признаны несостоятельными (банкротами) решением суда в случае невозможности удовлетворить требования кредиторов. Указанные выше категории юридических лиц могут совместно с кредиторами признать решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в письменном виде сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридического лица, который вносит в единый государственный реестр сведения о нахождении юридического лица в процессе ликвидации и назначают по согласованию с последним ликвидационную комиссию (ликвидатора) с установлением порядка и сроков ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, она выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов:

1. В органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, ликвидационная комиссия помещает публикацию о его ликвидации, о порядке и сроках приема заявлений кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента появления публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После того, как истек срок для предъявления кредиторами требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, включающий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

3. При недостаточности имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества этого юридического лица с публичных торгов в установленном для исполнения судебных решений порядке.

4. Выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, в следующей очередности:

а) требование граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, посредством капитализации соответствующих повременных платежей;

б) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в т.ч. по контракту), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

г) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

д) расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Следует учитывать, что кредиторам пятой очереди выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Если происходит ликвидация банков и других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, то в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся их кредиторами.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно, то оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

5. Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим ликвидацию юридического лица.

Следует упомянуть еще о некоторых важных правилах.

Если для удовлетворения требований кредиторов недостаточно имущества ликвидируемого казенного предприятия или денежных средств учреждения, то кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворения оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Если ликвидационная комиссия отказала кредитору в удовлетворении его требований или уклонилась от их рассмотрения, то он вправе до утверждения ликвидационного баланса ликвидируемого юридического лица обратиться в суд с иском на эту комиссию, по решению которого заявленные требования могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Если требования кредитора заявлены после истечения установленного ликвидационной комиссией для их предъявления срока, то они выполняются только после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок, за счет имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов, неудовлетворенные вследствие недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица или не признанные ликвидационной комиссией (если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых отказано решением суда), считаются погашенными

6. Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество юридического лица, то оно передается учредителям (участникам), имеющим на него вещные права или обязательственные права в отношении этого юридического лица. Однако, данное правило может быть изменено законом, иными правовыми актами или учредительными документами.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свое существование с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ.

2. ГК РФ Статья 61. Ликвидация юридического лица

3. Гражданское право. Часть I. Учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., ПРОСПЕКТ. 2005.

4. Комментарий к закону «О защите прав потребителей» (постатейный) / под ред. А.М. Эрделевского. – М., ЮРИСТ, 2004.

5. Коммерческое право. Учебник в двух частях / Под редакцией В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – М., ЮРИСТ, 2005.

6. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. / В.Ф. Попондопуло. – М., ЮРИСТ, 2005.

7. Коммерческое право / Н.Г. Рассолов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

8. Проверка предприятий органами надзора. Учебное пособие / Н.А. Чичельник, Е.В. Лучников. – Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС, 2004.

Скачать архив с текстом документа