Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений

СОДЕРЖАНИЕ: В статье, продолжающей цикл начатых в прошлом номере журнала публикаций, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, охарактеризованы основные тенденции массовой и инновационной практики духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние двадцать лет, представлена типология современной инновационной практики духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений

О. М. Потаповская

Отдельную задачу исследования проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста составляет анализ современной практики воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Стремление к полноте осмысления развития интересующего нас направления побуждает обратиться к воспитательной работе детских садов с начала постсоветского периода — времени, связанного с серьезными трансформациями сферы дошкольного образования.

В первой половине 1990-х гг. в силу изменения социально-экономической ситуации в России существенно сократилась сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Оказалась почти полностью ликвидирована система ведомственных детских садов. Нарастающие проявления демографического кризиса привели к значительному уменьшению численности детского населения и снижению востребованности общественного дошкольного воспитания. Также произошла существенная трансформация содержания воспитания: социоцентристская парадигма предыдущих десятилетий стремительно сменялась парадигмой гуманистической. Прервалась традиция воспитания коллективизма, приоритеты сместились в сторону индивидуализации развития, «формирования представлений ребенка о себе как уникальном, ценном индивиде»[1]. Социально-значимые сферы воспитательной деятельности — нравственное, патриотическое, интернациональное, трудовое воспитание — оказались вытеснены на периферию дошкольного образования или вовсе перестали существовать. Утратили актуальность героические мотивы патриотического воспитания, об

щий фон социально-нравственного развития дошкольника приобрел обыденный, инструментальный характер.

Именно на начало 1990-х гг. пришелся переход от единой Типовой программы воспитания и обучения в детском саду к вариативности образовательных программ. Временное положение о дошкольном учреждении (1991) предоставило возможность каждому детскому саду выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее изменения, создавать авторские программы, а в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995) уточнялось, что выбор может осуществляться из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образования. В те же годы был разработан ряд комплексных программ, охватывающих все сферы жизнедеятельности и образования дошкольников. Целевые и содержательные ориентиры этих программ почти на двадцать лет определили характер массовой практики воспитательно-образовательной работы в детских садах. Также был разработан ряд парциальных программ по развитию в дошкольных образовательных учреждениях конкретных направлений воспитательной деятельности.

В связи с этим анализ практики детских садов целесообразно предварить кратким обзором представленности вопросов духовно-нравственного воспитания в комплексных программах дошкольного образования, получивших наибольшее распространение: Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; программе «Радуга» (авторы: Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон); Базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки», созданной авторским коллективом специалистов Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца; программе «Детство» (авторский коллектив: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.); программе «Развитие» под ред. О. М. Дьяченко.

Термин «духовно-нравственное воспитание» авторы этих программных материалов не использовали, заменяя его дефинициями «социальное развитие»[2], «социально-нравственное развитие»[3], «формирование основ будущей личности»[4], или продолжая работать с привычной с советских времен формулировкой «нравственное воспитание»[5]. В единственном документе — Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой,

В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой — в пояснительной записке при характеристике базового для программы принципа культуросообразности подчеркивается, что его реализация «дает возможность обеспечить учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнить недостатки духовно-нравственного

и эмоционального воспитания ребенка»[6]. Однако это упоминание о духовнонравственном воспитании не имеет дальнейшего непосредственного развития в содержании программы.

Тем не менее в скрытом виде в комплексных программах дошкольного образования (выделим особо программы «Детство», «Радуга», «Истоки») представлены многие аспекты, созвучные логике традиционалистской парадигмы духовнонравственного воспитания. Пусть пунктирно, но все-таки обозначена линия развития ценностно-смысловой сферы дошкольников, предложены интересные методические приемы развития внутреннего мира детей с опорой на традиции отечественной педагогики и психологии. Имплицитный, неявный характер представленности в примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования духовно-нравственного воспитательного компонента обусловливает необходимость выявления, уточнения, систематизации и дополнительной методической проработки ценностно-целевой и содержательной составляющих программ. Это позволило бы проектировать и выстраивать системную деятельность дошкольных образовательных учреждений по духовнонравственному воспитанию детей в массовой практике дошкольного образования, а также обеспечило бы преемственность с реализацией воспитательной составляющей на ступени начального общего образования.

До настоящего же времени в массовой практике работы детских садов ценностные и смысловые аспекты комплексных программ дошкольного образования часто оказываются нераспознанными и нереализованными. Следствием отсутствия в программах специальных задач и содержательных разделов по духовно-нравственному воспитанию является отсутствие в детских садах системы работы по формированию ценностной сферы дошкольников. В 1990-е гг. даже право дошкольных образовательных учреждений прививать детям любовь к родному краю, к истории и культуре России отстаивали только детские сады из русской глубинки: Вологодской, Тверской, Новгородской областей[7]. До настоящего времени элементы традиционного уклада жизни продолжают присутствовать только в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих этнокультурный и этноконфессиональный компоненты образования. Даже хоровое пение (помимо специальных музыкальных занятий) и народные игры по большей части стали редкостью в массовой повседневной практике детских садов.

Еще одной показательной тенденцией развития практики 1990—2000-х гг. явилась прагматизация содержания дошкольного образования посредством реализации парциальных программ, направленных на развитие у детей навыков безопасности жизнедеятельности[8], формирование пристального внимания к своему организму и здоровью[9], освоение дошкольниками прав ребенка. Эта тенденция закрепилась в комплексных программах нового поколения[10], модифицированных или заново разработанных после утверждения в 2009 г. Федерального государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования — «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»[11]. С нашей точки зрения, риском акцентирования в практике воспитания обозначенных направлений является возможность формирования утилитарного отношения дошкольников к смысложизненным вопросам, развитие моральной нейтральности, ориентация детей на приоритет личного благополучия. Духовно-нравственное воспитание этими программами если и предполагается, то понимается также утилитарно — как средство приобретения телесного и душевного комфорта.

К началу2000-х гг. ситуация несколько меняется. На некоторое время духовнонравственное воспитание получает официальный статус. В 2000/01 учебном году Управлением дошкольного образования Министерства образования РФ оно обозначено как приоритетная задача деятельности дошкольных образовательных учреждений наряду с социально-личностным развитием детей. Однако в практике детских садов начала 2000-х гг. духовно-нравственное воспитание все еще понимается и реализуется преимущественно как познавательный процесс, направленный на усвоение ребенком знаний об этических нормах, народных традициях, тех или иных памятниках культуры. Такая постановка дела влияет на развитии рассудочной сферы детей, но почти не затрагивает эмоциональноволевую и мотивационную сферы. Знаниевая доминанта процесса духовнонравственного воспитания отражена и в положениях нормативных документов дошкольного образования того периода. Так, до 2009 г. роль государственного образовательного стандарта дошкольного образования выполняли «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (утверждены Приказом Министерства образования РФ № 448 от 22.08.1996 г.). В разделе этого документа «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» обозначен круг знаний и выстроенных на их основе умений, осваиваемых старшими дошкольниками на занятиях по духовно-нравственному воспитанию, — это знания об истории цивилизации, знакомство с «известными сюжетами Библии, Евангелия, Корана, способность узнавать героев этих сюжетов в произведениях изобразительного искусства»[12].

В массовой практике детских садов по освоению культуры знаниевая или внешняя, атрибутивная сторона превалирует до настоящего времени. Дети знакомятся с образами героев народных сказок, элементами национального костюма, национальными музыкальными инструментами, фольклорными атрибутами праздников. При этом фольклорные тексты и предметы традиционного быта рассматриваются по большей части как образы русской старины, музейные экспонаты, не актуальные в контексте современности. Смысловые аспекты народных сказок, элементов уклада, мотивов декоративно-прикладного искусства если и разъясняются детям, то либо в квазиязыческом, либо в произвольном, придуманном авторами методических разработок контексте. Христианские смыслы русской культуры по-прежнему остаются неизвестны большей части педагогов и воспитанников детских садов. При такой постановке дела традиционная культура не может оказать определяющего влияния на формирование национальной идентичности, а также моделей совестливого поведения (основанного на взаимном участии, сопереживании, со-радости) и неспособна защитить детей от деструктивного воздействия современной массовой культуры. В связи с этим необходимо констатировать, что для преодоления обозначенных ограничений решения задач духовно-нравственного воспитания в массовой практике детских садов необходимы:

оптимизация социокультурного воспитательного потенциала примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

просветительская методическая работа по преодолению стереотипного восприятия педагогами дошкольного образования традиционной культуры;

ценностно-смысловое и социокультурное обогащение пространства дошкольного образования через моделирование процесса духовнонравственного воспитания в детском саду на основе отечественной социокультурной традиции.

Более оптимистичную картину реализации духовно-нравственного воспитания детей позволяет получить анализ инновационной практики дошкольного образования за последние двадцать лет. Уже при первичном рассмотрении примеров инновационной деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников нами было отмечено своеобразие организационной формы осуществляющих эту деятельность образовательных учреждений и особенностей их программно-методического обеспечения. Поэтому для выявления, анализа и классификации инновационной практики духовно-нравственного воспитания дошкольников мы разработали алгоритм, основанный на характеристике организационного типа или формы собственности дошкольного образовательного учреждения, типологии программного обеспечения, особенностей организационных форм образовательной и методической работы по духовно-нравственному воспитанию. Использование данного алгоритма в процессе анализа инновационной практики позволило нам сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание зачастую является профильным направлением образовательной деятельности дошкольных учреждений в рамках вариативных форм дошкольного образования:

в детских садах с этнокультурным национальным компонентом образования;

в дошкольных образовательных учреждениях, имеющих статус экспериментальных площадок различного уровня;

в детских садах, осуществляющих широкую партнерскую социокультурную деятельность (взаимодействие с учреждениями культуры, религиозными объединениями, общественными организациями);

в семейных детских садах;

в негосударственных конфессиональных дошкольных учреждениях.

В основу целенаправленной деятельности по формированию ценностносмысловой сферы воспитанников, освоению определенной духовной традиции в этих детских садах положены авторские программы социокультурной направленности. На основе применения алгоритма анализа и систематизации работы в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников нами было выделено восемь сегментов инновационной практики развития этого направления в системе дошкольного образования.

Первый сегмент инновационной практики работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста представлен деятельностью дошкольных образовательных учреждений регионов, реализующих комплексные региональные программы сохранения духовно-нравственного здоровья детей и молодежи. После принятия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001-2005) комплексные целевые программы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи были разработаны во многих регионах Российской Федерации (Московской, Белгородской, Калининградской, Калужской, Курской, Тульской и др. областях). В Белгородской, Курской, Костромской, Смоленской областях был также принят ряд законодательных актов, направленных на стабилизацию духовно-нравственного развития социального пространства (законы и постановления о мерах по улучшению демографической ситуации, обеспечению духовной безопасности детей и молодежи), созданы координационные советы и рабочие группы по духовно-нравственному воспитанию. Программы регионального развития Курской и Белгородской областей включают положение о том, что духовно-нравственное воспитание должно стать элементом образовательного процесса начиная с дошкольного этапа образования и частью жизни социума, в котором растет и развивается личность.

В данном сегменте инновационной практики духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется последовательно и целенаправленно в рамках программно-целевого подхода. Стержневой основой комплекса мер по духовнонравственному воспитанию детей, начиная с дошкольного возраста, является включение в региональный компонент содержания дошкольного и основного общего образования учебно-воспитательных программ духовно-нравственной направленности, построенных на основе традиционных ценностей русской культуры (с сохранением этого компонента даже после внесения изменений в Закон РФ «Об образовании» 2007 г.). В муниципальных детских садах Белгородской, Костромской, Курской, Московской, Смоленской областей с 1990-х гг. последовательно осуществляется реализация программ воспитания в традициях православной культуры[13]. Это позволяет шире вводить православные ценности в содержание дошкольного образования, расширять использование краеведческого материала, воссоздавать традиционные формы мероприятий и праздников, активизировать воспитательную работу в целом. В обозначенных регионах отлажена система взаимодействия органов управления образования, методических служб, региональных институтов повышения квалификации работников образования, епархиальных управлений и благочиний Православной Церкви.

В Вологодской, Архангельской, Свердловской областях, Республике Саха- Якутия, Ханты-Мансийском автономном округе в течение последних десяти лет в рамках комплексных региональных программ сохранения духовного здоровья населения в учреждениях дошкольного и общего образования реализуется выстроенный в логике социокультурного подхода учебно-методический комплекс «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»14, направленный на формирование ценностно-смысловой сферы воспитанников / учащихся. На региональном уровне ведется подготовка педагогов, проводятся краевые и общероссийские научно-методические мероприятия по духовно-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях. Практика работы детских садов в этих регионах обогащается за счет привлечения краеведческих ресурсов, разработки подпрограмм духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе освоения традиционной культуры и знакомства с памятниками и святынями родного края.

Второй сегмент инновационной практики представлен в дошкольных образовательных учреждениях, реализующих авторские программы духовнонравственного воспитания, утвержденные муниципальными и региональными органами управления образования. С начала 1990-х гг. у автора статьи была возможность осуществлять мониторинг процесса разработки и реализации в разных регионах России программ воспитания дошкольников на основе православной культурной традиции. Такие программы создавались носителями православной культуры — практиками дошкольных образовательных учреждений (воспитателями, заведующими, педагогами дополнительного образования, иногда в сотрудничестве со специалистами высшей школы), проходили непростую процедуру экспертизы и грифования на городском или областном уровнях, а затем на протяжении многих лет апробировались в детских садах. Так, педагогом дополнительного образования г. Шиханы Саратовской области Г. Г. Алексеевой в середине 1990-х гг. была разработана и внедрена в практику программа «Нравственное воспитание на основах Православия»[14]; в Калининграде и Калининградской области до настоящего времени успешно реализуется программа С. Ю. Афанасьевой «Основы христианской культуры» для детей 5-7 лет»[15]; в г. Челябинске — «Программа духовно-нравственного воспитания в детском саду», составленная Н. П. Шитяковой, Т. Г. Феоктистовой[16]; в Псковской области — программа Н. Н. Султановой и Н. В. Цилько «Навстречу детским сердцам»[17]; в г. Ступино Московской области — программа воспитателя детского сада «Аленький цветочек» Г. Г. Паткиной; в г. Люберцы Московской области — Программа духовнопатриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» В. Н. Вишневской[18]; в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Вологодской областях — программы «Подготовка родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка», «К здоровой семье через детский сад», разработанные авторским коллективом под руководством канд. мед. наук В. С. Коваленко[19]. Опубликованные в периодических журналах для специалистов дошкольного образования или изданные самостоятельными тиражами материалы этих программ становились доступны практикам детских садов различных регионов России.

В практике детских садов Курской, Белгородской, Костромской областей с середины 2000-х гг. используется программа Л. П. Гладких «Мир — прекрасное творение»[20]; в 650 детских садах Московской области реализуется программа

Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей»[21]. Реализация всех обозначенных программ осуществляется на основе активного взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников и ближайшим социокультурным окружением, в том числе с приходами и монастырями Русской Православной Церкви.

Третий сегмент инновационной практики духовно-нравственного воспитания дошкольников сложился в результате деятельности государственных и муниципальных детских садов, педагогическими коллективами которых духовнонравственное воспитание детей было выбрано в качестве приоритетного направления работы учреждения. Содержательной основой духовно-нравственного воспитания в этих детских садах явилась отечественная культурно-историческая традиция, а организационными формами — кружковая работа, экскурсионнокраеведческая, празднично-досуговая деятельность, педагогическое просвещение родителей, методическая работа с воспитателями. Во всех дошкольных учреждениях данного сегмента сложились творческие группы педагогов- единомышленников, возглавляемые заведующей или старшим воспитателем. Именно представители этих творческих групп выступали инициаторами различных начинаний детского сада в сфере духовно-нравственного воспитания, принимали участие в семинарах и курсах повышения квалификации, отслеживали новинки методической литературы, комбинировали для использования в работе различные программно-методические материалы, разрабатывали конспекты занятий, сценарии праздников. Работа осуществлялась, как правило, в тесной взаимосвязи с ближайшим приходским храмом, муниципальными учреждениями культуры (библиотеками, музеями, домами детского творчества). В течение многих лет (с середины 1990-х гг. до настоящего времени) именно эти дошкольные образовательные учреждения были и продолжают оставаться центрами практического развития традиционалистской парадигмы духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования различных регионов России. С педагогами многих детских садов данного сегмента практики, соединившей инновации и традиции работы с дошкольниками, автора статьи связывает давняя творческая дружба. В качестве примера назовем детские сады № 1694 Восточного окружного управления образования Департамента образования Москвы (заведующая Т. С. Лужина), № 463 Западного окружного управления образования Москвы (заведующая В. Г. Гордеева), муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 5 г. Харовска Вологодской области (заведующая С. И. Косарева), № 196 г. Нижнего Тагила Свердловской области, которым в течение многих лет заведовала Т. М. Ехлакова.

Четвертый сегмент инновационной деятельности в сфере духовнонравственного воспитания дошкольников представлен практикой детских садов, имеющих статус экспериментальных площадок различного уровня. Так, на основании приказа № 336 от 10.06.2008 г. Департамента образования города Москвы была открыта Городская инновационная сетевая экспериментальная площадка «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения». В состав экспериментальной площадки вошли 30 общеобразовательных школ и 10 дошкольных образовательных учреждений (Г0У ЦРР — Д/с № 463, Г0У Д/с №167, 213, 216, 815, 1252, 1463, 1357, 1853, 2637 Западного окружного управления образования). Научным руководителем эксперимента выступил д-р ист. наук, проф. А. В. Камкин, автор содержательной части программно-методического комплекса «Истоки»; научным консультантом — научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО 0. М. Потаповская. В детских садах Городской сетевой экспериментальной площадки Департамента образования города Москвы апробировалась разработанная нами модель духовнонравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе отечественной социокультурной традиции.

Аналогичный сегмент инновационной практики духовно-нравственного воспитания дошкольников сложился и в регионах. В 2009 г. по решению экспертнокоординационных советов Департаментов образования Курской, Белгородской и Костромской областей была открыта межрегиональная экспериментальная площадка «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на ценностях православной культуры» (научный руководитель — канд. пед. наук Л. П. Гладких). До настоящего времени в Белгородской области действует специальная программа исследовательской и экспериментальной работы «Духовнонравственное воспитание детей в системе дошкольного образования», направленная на опережающее решение вопросов научного, организационного и кадрового обеспечения региональной вариативной модели духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования Белгородской области. В ходе эксперимента в детских садах Белгородской, Курской и Костромской областей прошла апробацию программа «Мир — прекрасное творение», разработанная лабораторией Русской школы Курского государственного университета, реализовывались учебные программы курсовой подготовки педагогов.

Пятый сегмент инновационной практики духовно-нравственного воспитания в детских садах составили дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования. Государственные и муниципальные детские сады с этнокультурным компонентом образования стали создаваться в середине 1990-х гг. с целью сохранения национальной самобытности русского и других российских народов, а также реализации национальнокультурных прав граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям. В 1997 г. в Департаменте образования города Москвы были разработаны два документа: «Положение о дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве» и «Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве» (Приложение к Постановлению Правительства Москвы № 653 от 19.08.1997 г.)[22]. Однако «Положение о дошкольном учреждении с этнокультурным компонентом образования» в содержательном отношении является более формальным: в нем меньше представлены содержательные особенности работы, отсутствует раздел «Этноконфессиональное содержание образования и духовно-нравственное воспитание», имеющийся в Положении для школы, ни разу, как и в других нормативных документах по дошкольному образованию, не используется понятие «духовно-нравственное воспитание».

Тем не менее реализация программ духовно-нравственного воспитания на этнокультурной основе создает уникальный формат освоения детьми, начиная с дошкольного возраста, богатства национальных культурных традиций, уклада жизни народа, системы традиционных духовных ценностей. При освоении этнокультурного содержания образования обеспечивается возможность личностной самоидентификации воспитанника как представителя той или иной национальной культуры и традиции, а также создание условий для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением. Практика воспитательной работы детского сада с этнокультурным компонентом образования строится в соответствии с гражданским, природным и народнорелигиозным календарем, а предметно-развивающая среда — в соответствии с этико-эстетической традицией той или иной национальной культуры. Функционирование такого образовательного учреждения предполагает дополнительную просветительскую и методическую работу с воспитателями и специалистами детского сада, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. В настоящее время в Москве существует около 15 дошкольных учреждений с этнокультурным компонентом образования: детские сады с этнокультурным русским компонентом образования (Государственные бюджетные образовательные учреждения Детские сады (ГБОУ Д/с) № 322, 1502, 1776, 2096, 2177, 2365); еврейским (ГБОУ Д/с № 1871, 1136, 1812); татарским (ГБОУ Д/с № 318, 2497); армянским (ГБОУ Д/с № 822); грузинский детский сад с азербайджанскими группами (ГБОУ Д/с № 1331); с этнокультурным (немецким) компонентом образования (ГБОУ Д/с № 225); начальная школа — детский сад с русским, английским и китайским этнокультурными компонентами (ГБОУ Д/с № 1656). Часть этих детских садов входит в состав учебно-воспитательных комплексов «детский сад — начальная школа».

Педагогической общественности Москвы и регионов известен успешный двадцатилетний опыт работы прогимназии «Пересвет» с этнокультурным русским компонентом образования, основанной известными специалистами- словесниками С. Ф. Ивановой и Л. В. Бурмистровой. На базе прогимназии, объединявшей детский сад и школу-лабораторию, была создана уникальная предметно-пространственная образовательная среда, воссоздан традиционный уклад жизни, сложились замечательные традиции: посвящение в «пересветов- цев», организация октябрьского пушкинского бала, зимней пушкинской декады, вечеров русской культуры, празднование Рождества Христова, Пасхи, Дня Жен-мироносиц, а также проведение в конце учебного года декады русского языка и Дней славянской письменности и культуры. Специалистами прогимназии были разработаны и внедрены в практику «Концепция прогимназии — детского сада — школы-лаборатории № 1842 “Пересвет” с этнокультурным русским компонентом образования — ЭКРУСК0»[23], авторские программы воспитания для различных ступеней образования, в том числе дошкольной, с описанием особенностей работы по духовно-нравственному воспитанию в каждой возрастной группе детского сада[24].

В профессиональных педагогических журналах («Дошкольное воспитание», «Детский сад от А до Я», «Музыкальный руководитель», «Управление дошкольным образовательным учреждением»), просветительских периодических изданиях (журналы «Фома», «Нескучный сад»), на различных семинарах и конференциях неоднократно представлялся опыт детских садов с этнокультурным русским компонентом образования по созданию музеев традиционной культуры, оригинальных пространственно-средовых решений и авторских программ патриотического, художественно-эстетического, духовно-нравственного воспитания. Так, детский сад русской культурной традиции № 2365 Южного окружного управления образования Департамента образования Москвы несколько раз принимал на своей базе участников секции «Православное дошкольное воспитание» Международных Рождественских образовательных чтений, проводил обучающие семинары и мастер-классы по авторской программе «Живем в “Ладу”»[25], разработанной совместно руководителями и специалистами этого дошкольного учреждения.

Надо отметить, что, к сожалению, в последние годы наблюдаются некоторые ограничения в установившейся практике воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений русской этнокультурной традиции. В связи с решением проблемы дефицита мест в детских садах в большинстве учреждений проведено уплотнение музейной зоны; помещения, ранее оборудованные для студийных занятий с детьми, отданы под дополнительные групповые комнаты. Однако даже в изменившихся условиях содержательная работа продолжает осуществляться.

Шестой сегмент образовательных учреждений, внедряющих инновации в сферу духовно-нравственного воспитания дошкольников, — негосударственные конфессиональные детские сады, решающие задачу духовно-нравственного воспитания детей в контексте определенной культурно-религиозной традиции. Дошкольные учреждения и отдельные группы, в которых стержнем воспитательнообразовательного процесса являлась конкретная религиозная традиция, стали открываться уже в начале 1990-х гг. по запросу родителей дошкольников и по инициативе религиозных объединений. В таких детских садах реализуется принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного религиозного воспитания детей в семье, в детском саду и религиозной общине. Важной характеристикой развивающей среды и всего образовательного процесса конфессиональных детских садов является их построение на основе традиционного уклада и годового круга религиозных праздников.

В негосударственном сегменте дошкольного образования функционируют иудейские, мусульманские и православные детские сады. Многие из них входят в структуру негосударственных комплексов непрерывного образования «детский сад — школа». В связи с экономическими и организационными трудностями таких образовательных учреждений немного, но работают они стабильно. Так, негосударственные православные детские сады функционируют в различных регионах, назовем лишь некоторые из них:

Белгородская и Старооскольская епархия — негосударственные образовательные учреждения (НОУ) Православные детские сады «Покровский», «Рождественский» и «Сретенский» г. Белгорода;

Нижегородская епархия — Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Православный детский сад «Колокольчик» г. Выкса Нижегородской обл.;

Смоленская и Калининградская епархия — НОУ Православный детский сад № 1 г. Смоленска, Православный детский сад № 2 города Вележ, МОУ Детский сад № 4 станицы Игоревская Холм-Жирковского района Смоленской области;

Тверская епархия — НОУ «Тверской православный детский сад святой Анны Кашинской»;

Московская епархия — НОУ Детский сад «Радость моя» в структуре «Православного центра образования во имя преподобного Серафима Саровского» (помимо детского сада учреждение включает начальную и полную среднюю школу, воскресную школу и досуговый центр).

Еще в первой половине 1990-х гг. были разработаны документы по организации воспитательно-образовательной деятельности православных детских садов: «Концепция православного дошкольного образования»[26](руководитель коллектива разработчиков А. С. Алексеева, ведущий специалист Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата), «Примерное постное меню питания в дошкольных образовательных учреждениях». Специалисты из Смоленской и Калининградской епархии составили пакет нормативных и методических материалов по организации работы православного детского сада и дошкольного отделения православной гимназии (ред. Е. В. Полянская).

Самый богатый опыт системной организации негосударственного православного дошкольного образования представлен Белгородской и Старооскольской епархией, где православные детские сады построены по авторским архитектурным проектам, включающим домовые храмы, оборудованные с учетом возрастных особенностей маленьких прихожан. В организации воспитательного процесса, методической работы с педагогами, взаимодействия с семьями воспитанников непосредственное участие принимают духовники образовательных учреждений: прот. Олег Кобец, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода, благочинный I Белгородского округа, и свящ. Владимир Тимофеев, настоятель домового храма Покрова Пресвятой Богородицы детского сада «Покровский». Для обеспечения высокого качества образовательной и воспитательной работы православных детских садов создан епархиальный образовательно-методический центр «Преображение». Свой опыт Белгородская и Старооскольская епархия представляла на Всероссийском совещании по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (Белгород, октябрь 2010 г.).

Практическую работу конфессиональных детских садов сопровождает регулярное проведение различных конференций и семинаров по духовнонравственному воспитанию дошкольников в рамках педагогических мероприятий, организуемых совместно органами управления образования и организациями традиционных конфессий, прежде всего Русской Православной Церковью. Ежегодно с 1993 г. в рамках Международных Рождественских образовательных чтений работает секция «Православное дошкольное воспитание». Одноименные секции проводятся в рамках региональных образовательных чтений. Почти все негосударственные конфессиональные детские сады имеют свои интернет- сайты, на которых представлена краткая информация для родителей о режиме работы образовательного учреждения, особенностях образовательной программы, фото-презентации о жизни воспитанников. Однако в широком доступе (книги, электронные издания, сеть Интернет) для ознакомления представлены лишь программно-методические материалы по православному воспитанию дошкольников. Материалы же, разработанные представителями других религиозных традиций и организаций, фактически недоступны для широкого педагогического сообщества (в ходе исследования нами были обнаружены лишь единичные примеры методических рекомендаций для еврейских религиозных детских садов и материалы для использования в мусульманских детских садах).

Седьмой сегмент инновационной практики по духовно-нравственному воспитанию представляют дошкольные образовательные учреждения, работа которых выстроена на основе зарубежных педагогических теорий и технологий дошкольного образования с попытками их интерпретации в соответствии с логикой отечественных социокультурных реалий. Самые известные из зарубежных педагогических систем, ориентированных на развитие внутреннего мира и формирование основ мировоззрения ребенка, — «вальдорфская педагогика» и система Марии Монтессори.

Воспитание дошкольников в вальдорфских детских садах, открытых во многих городах России с начала 1990-х гг., основано на антропософии — учении немецкого философа Р. Штайнера о человеке и духовном мире. Антропософия не связывает индивидуальное духовное развитие с традиционными религиозными представлениями, всецело опираясь на «естественную духовность». Задача воспитания в дошкольном возрасте, с точки зрения вальдорфской педагогики, — помочь ребенку в достижении «гармоничного воплощении “Я” и индивидуализации тела»[27]. Это достигается посредством чередования в распорядке дня детского сада специальных двигательных упражнений (эвритмии), свободной игры, разговоров в общем круге, художественных занятий, рассказывания сказок, прогулок, совместного приготовления пищи, общей трапезы в атмосфере благодарности, пробуждения благоговения перед всем, что дается человеку[28]. Однако на практике получается, что, помимо создания доброжелательной атмосферы, особого режима жизни детей и природосообразной предметно-развивающей среды, вальдорфский детский сад выполняет еще и идеологическую функцию. Псевдохристианский контекст построения годового календарного круга в программе вальдорфского детского сада, соединенный с идеей «календаря души» и другими квазирелигиозными положениями антропософии, превращает валь- дорфскую педагогику фактически в миссионерскую практику учения Р. Штайнера в образовательной среде, что в принципе не может быть интегрировано с отечественной историко-культурной и педагогической традицией.

Педагогическую систему Марии Монтессори российское педагогическое сообщество начинало осваивать дважды: в начале и в конце ХХ в., когда при поддержке Международной ассоциации Монтессори в Москве был создан Монтессори-центр и открыты группы в детских садах. Развивающий потенциал Монтессори-педагогики, неформальный подход ее сторонников к делу воспитания противопоставлялись тогда рутинным реалиям отечественной дошкольной педагогики. Монтессори-метод превращался, по мнению С. Л. Новоселовой, эксперта проекта «Монтессори-школа в Москве», в «своеобразную «педагогическую религию»[29]. В связи с этим С. Л. Новоселова указывала на необходимость такта и осторожности в «привнесении образовательных идей на ниву исторически сложившегося образовательного пространства» и говорила о культурном риске «любых попыток обогащения российского образования, а тем более приближения столичного образования к миростоличному»[30].

Педагогика Монтессори до сих пор более известна педагогическому сообществу как технология развития восприятия и мышления ребенка, но в духовном отношении она не нейтральна. Ведущими в системе М. Монтессори являются идеи космизма, которые она начала разрабатывать во второй половине 1940-х гг., путешествуя по Азии и изучая традиции восточных учений. Содержание «космического воспитания» дошкольников по методу Монтессори реализуется в соединении освоения детьми знаний о внешнем (основы астрономии, физики, химии, биологии, географии, истории) и внутреннем мире человека. Такая интеграция направлена на развитие «скрытой энергии детской индивидуальности», достижение более ясного разума, более сильного характера и новых, более свободных форм сознания ребенка[31]. Кроме того, у М. Монтессори достаточно глубоко проработан аспект религиозного воспитания дошкольников, малоизвестный в российской интерпретации ее метода. Биографы приводят перечень заслуг М. Монтессори в сфере католической педагогики: разработка и реализация проекта церковного здания при детском саде в Барселоне33, написание книги о религиозном воспитании детей «The Child in the Church» («Ребенок в Церкви») и адресованных детям книг «The Live in Christ» («Жизнь во Христе»), «The Mass Explained to Children» («Объяснение литургии для детей»)[32]. В книге

Э. Стединга опубликован текст оценки системы М. Монтессори Католической Церковью: «Смирение и терпение директрисы Дома ребенка, превосходство дела над словом, развитие у детей памяти и терпения, свобода, предоставленная детской душе, стремящейся к совершенству, постоянная забота, направленная на предотвращение и исправление любого порока, пусть даже самой простой ошибки или небольшого изъяна, исправление недостатков ребенка средствами, которые одновременно обеспечивают его развитие, уважение к личности ребенка — все это и есть педагогические принципы, которые берут начало в самом ребенке и которые пропитаны духом католицизма»[33].

Однако примечательно, что формы религиозного самовыражения Монтес- сори в последние десятилетия ее жизни опираются не только на католическую традицию, они многообразны[34]. Монтессори разрабатывает собственное антропологическое учение, выделяя два состояния в развитии ребенка: «норму», являющуюся результатом продуманного воспитательного воздействия, и «отклонение» как следствие стихийного развития ребенка. Проявлениями отклонения в детском развитии, по мнению Монтессори, являются ложь, застенчивость, раздражительность, обжорство, страхи, заикание, беспорядочные и разрушительные движения, жажда обладания, неуемная фантазия, заставляющая ребенка жить в вымышленном мире, задавание вопросов без ожидания ответа, гиперпривязанность к кому-либо, нестабильность внимания. Метод Монтессори дает возможность воспитания нового, «нормализованного» ребенка, начиная с раннего возраста. Результаты «нормализации»: адаптированность к реальности, любовь к порядку, тишине и индивидуальной работе, способность к спонтанной концентрации и действиям по своему выбору, самодисциплина и послушание, независимость и инициатива, радость как базисная эмоция, подтверждающая верное использо10вание способностей ребенка. Сама Монтессори утверждала, что закономерности развития маленького ребенка не зависят от национальных и культурных различий. Апологеты системы Монтессори указывают на общечеловеческие фундаментальные характеристики ее педагогики, которая в ХХ в. использовалась представителями различных вероисповеданий: католиками, протестантами, иудеями, индуистами, мусульманами, буддистами, а также атеистами и людьми с различными политическим взглядами — и всегда приносила хорошие плоды[35]. Заметим, что среди перечисленных религиозных традиций, носителями которых успешно внедрялись принципы Монтессори-педагогики, не названа православная традиция — основа русской ментальности. Недооценка особенностей менталитета, значимости не только принципа природосообраз- ности (учета возрастных особенностей и потребностей ребенка), но и культу- росообразности как характеристики национальной педагогической традиции — суть конфликта в ассимиляции инокультурных педагогических систем в России, в частности педагогики Монтессори.

Заметим еще, что если в 1990-е гг. предпринимались попытки адаптации системы Монтессори к российским культурным реалиям, то позиция Монтессори- движения в России наших дней — четкое следование рекомендациям Association Montessori Internationale, движение в «фарватере авторитетной международной организации»[36], решение задач воспитания (в том числе и духовнонравственного) в духе «культуры мира».

Восьмой сегмент инновационной практики духовно-нравственного воспитания дошкольников представлен в функционировании детских групп и творческих студий, созданных по инициативе родительской общественности. Рост интереса активной части родительского сообщества к вопросам становления внутреннего мира малыша, осознание необходимости обогащения ценностносмыслового пространства жизни детей, стремление содействовать формированию национально-культурной идентичности ребенка с дошкольного возраста — важная социально-педагогическая тенденция, развивающаяся с начала 1990-х гг.

Организационные формы групп духовно-нравственного воспитания, открываемых на основании родительской инициативы, различны:

православные или мусульманские группы в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;

семейные детские сады, организующиеся в семьях, имеющих трех и более детей до 7 лет и функционирующие как структурное подразделение государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений на основании «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»[37];

творческие студии для дошкольников на базе муниципальных и региональных общественных объединений (в том числе в рамках родительско-педагогических общественных инициатив духовно-нравственной направленности).

Православные или мусульманские группы в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях стали открываться с середины 1990-х гг. Воспитателями и помощниками воспитателей в этих группах часто становились инициировавшие начало работы мамы и бабушки воспитанников. Известен опыт функционирования таких групп в Москве (ГОУ Ясли-сад № 633 Северного окружного управления образования, организатор Ю. Н. Маслова), Вятке (МДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 145), Дубне (МДОУ Детские сады № 22 «Золотая рыбка», № 9 «Незабудка»), Дзержинске Новгородской области (МДОУ Детский сад № 7 «Василек») и многих других городах России. Однако, как показывает практика, в функционировании таких групп очень большое значение имеет субъективный фактор личного участия конкретных родителей, воспитателей, руководителя дошкольного учреждения, священника (осуществляющего духовное руководство), специалистов муниципальных управлений образования, поддерживающих инициативу. В связи с этим выпуск из детского сада ребенка (группы детей) инициативных родителей, уход на пенсию воспитателя, смена руководства часто приводят к сворачиванию работы. Особое значение имеет поддержка инициативы по открытию и продолжению работы таких групп управлениями образования на местах.

Перспективной является форма семейных детских садов, направленных на поддержку многодетных семей с детьми дошкольного возраста. Интересно развивается работа поддержки семейных детских садов в Москве (на базе Центрального, Юго-Западного и других округов).

Примером еще одной формы родительской инициативы в духовнонравственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста является деятельность московской Региональной общественной организации «Семейный клуб родительского опыта “Рождество”». Клуб «Рождество» был создан в 1990 г. молодыми семьями, заинтересованными в возрождении отечественных семейнобытовых и культурных традиций, связанных с рождением и воспитанием детей. В наши дни, спустя двадцать лет, членами клуба являются более 600 семей, еще около 1000 семей участвуют в различных программах и мероприятиях. Формы и методы работы, предусмотренные основными направлениями деятельности для родителей и детей в Клубе «Рождество», отличаются вариативностью и разнообразием: это теоретические и практические занятия, интерактивные игры, просмотр и обсуждение видеоматериалов, семейные вечера, тематические прогулки и экскурсии, совместное творчество и прикладные занятия, календарные праздники. В Клубе реализуется комплекс программ «Семейный лад», ориентированный на работу с семьей на разных этапах ее становления (родители, ожидающие рождения малыша; семьи с младенцами, семьи с детьми раннего и дошкольного возраста; семьи младших школьников и подростков). Большая часть программ комплекса направлена непосредственно на духовно-нравственное воспитание детей:

«Потягушеньки» — программа традиционного пестования младенцев для мам с малышами первого года жизни;

«Годовой круг праздников в жизни семьи» — программа, направленная на развитие семейных праздничных традиций;

«Ключи к русской сказке» — программа для родителей, помогающая овладению навыками педагогического анализа русских сказок и освоения искусства сказителя;

«Введение в традицию» — программа студийных занятий с детьми от 1,5 до 8 лет на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и культурно-исторических традиций. В рамках реализации программы «Введение в традицию» используются различные формы взаимодействия педагогов с родителями. Предпочтительными являются такие подходы к взаимодействию, которые служат для современной семьи проводниками в мир традиции и помогают выстраивать преемственность между занятиями в детских творческих студиях и воспитанием в семье. На занятиях программы используются авторские методики педагогов клуба «Рождество»: тематический диалог, построение тематической сюжетной игры, «венок авторских и народных игр», показ кукольных сказок в настольном театре.

Опыт Семейного клуба родительского опыта «Рождество» по духовнонравственному воспитанию дошкольников и повышению духовной культуры семьи отмечался как передовой в методических документах Министерства образования РФ[38]. Издательством «Планета 2000» в серии «Мастерская семейной педагогики» в начале 2000-х гг. при поддержке Фонда духовной культуры и образования «Новая Русь» были изданы программно-методические материалы по работе с дошкольниками, созданные специалистами клуба: «Потягушечки- порастушечки»[39], «Введение в традицию»42, «Русская сказка в домашнем театре»[40]. В научных публикациях последних лет представлено теоретическое осмысление опыта семейного клуба «Рождество»[41].

Подводя итог анализа инновационной практики дошкольных образовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания, отметим, что наиболее интересные идеи авторских программ духовно-нравственного воспитания, эффективные методические подходы и организационные формы работы необходимо популяризировать, аккумулировать и творчески развивать в массовой практике работы дошкольных образовательных учреждений с целью их ориентации на реализацию моделей дошкольного образования, выстроенных в контексте отечественной социокультурной традиции. Подобная аккумуляция может быть осуществлена в процессе разработки универсальной модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Список литературы

[1]Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко. М., 2000. С. 35.

[2]Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 2001.

[3]Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др.Детство: Программа развития и вос­питания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб., 2008.

[4]Доронова Т. Н., Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. и др.Радуга: Программа воспитания, обра­зования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Научный руково­дитель Т. Н. Доронова. М., 2003.

[5]Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гер­бовой, Т. С. Комаровой. М., 2010.

[6]Программа воспитания и обучения в детском саду... С. 3.

[7]Косарева С. И.Социокультурное системное развитие детского сада: осмысление опыта многолетней практической работы // I Межрегиональная научно-практическая конферен­ция «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества». Проект «Будущее на­следие» (16-18 февраля 2009 г.): Сб. материалов / Под общ. ред. А. Ю. Соловьева, С. Ю. Ми- ляевой, О. М. Потаповской, Я. С. Мигдисова. М., 2009. С. 60-63; Комратова Н. Г., Грибо­ва Л. Ф.Моя малая Родина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. № 1. С. 86-91; Форталева Н. П.Экскурсии — средство приобщения детей к истории родного края // Там же. С. 92-97; Цветкова И. М., Макеенкова Е. Е.Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста. О работе клуба детей и родителей по патриотическому воспитанию «Юный тверитянин» // Там же. С. 73-78.

[8]Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н.Безопасность: Учеб.-метод. пособие по основам безопас­ности жизнедеятельности детей ст. дошкольного возраста. СПб., 2005.

[9]Козлова С. А.Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я — человек» // Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е.Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я — человек». Мой организм: Метод. рекомендации. М., 2001. С. 5-29; Козлова С. А.Со­циальное развитие дошкольника. Советы родителям. М., 2003 (Программа «Я — человек» // Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 34); Стеркина Р. Б., Князева О. Л.Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образоват. учреждений. М.,

2005.

[10]Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. и др.Детство: Примерная основная об­щеобразовательная программа дошкольного образования. СПб., 2011; Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Л. А. Пара­моновой. М., 2011; Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольно­го образования. М., 2010.

[11]Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 г. № 655) // Справочник по дошкольному об­разованию. М., 2011. С. 295-303.

[12]Сб. документов по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учрежде­ний. М., 1996. С. 69—71.

[13]Гребеньков В. А., Меньшиков В. М.Учебная программа курса «Основы православной культуры» // Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д. Е. Самогаев; под общ. ред. иеромон. Киприана (Ященко) и Л. Л. Шевченко. М., 2003. С. 188—234; Харитонова О. К., Дорофеев В., прот.Программа курса для дошкольников, на­чальных и старших классов общеобразовательной школы. // Там же. С. 140—187.

[14]Алексеева Г. Г.Нравственное воспитание на основах Православия. Авторская програм­ма для дошкольного и младшего школьного возраста // Сб. программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ. М., 1999. С. 93-126.

[15]Афанасьева С. Ю.Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возрас­та (5-7 лет). Калининград, 2002.

[16]Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Методические рекомен­дации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Сост. Н. П. Шитякова, Т. Г. Феоктистова. Челябинск, 2002.

[17]Султанова Н. Н., Цилько Н. В.Программа «Духовно-нравственное воспитание до­школьников». Печоры, 2003.

[18]Вишневская В. Н.Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2004.

[19]Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка / Под научной ред. канд мед. наук, доц. В. С. Коваленко. СПб., 2006.

[20]Гладких Л.П., Зиновий, архим. (Корзинкин А. А.), Меньшиков В. М.Основы православной культуры. Мир — прекрасное творение: Науч.-метод. пособие для педагогов детских садов. Курск, 2008.

[21]Шевченко Л. Л.Добрый мир. Православная культура для малышей: Метод. пособие. М.,

[22]Положение о дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным (нацио­нальным) компонентом образования в г. Москве // Русская православно-ориентированная школа. Традиции, настоящее и будущее / Сост. и науч. ред. С. Ф. Иванова. М., 1999. С. 38-42; Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом об­разования в г. Москве // Там же. С. 33-37.

[23]Русская православно-ориентированная школа... С. 43-74.

[24]Там же. С. 90-114.

[25]Писарева А. Е., Уткина В. В.Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в Д0У: Ме­тод. пособие. М., 2007.

[26]Концепция православного дошкольного образования. М., 1993.

[27]Загвоздкин В.Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой. М.; СПб., 2005. С. 50.

[28]Там же. С. 59.

[29]Хилтунен Е.Космическое воспитание. М., 2005. С. 66.

[30]Там же.

[31]Там же. С 14.

[32]Там же. С. 71—72.

[33]Стэндинг Э.Жизнь и творчество Марии Монтессори. С. 55-56.

[34]Там же. С. 69.

[35]Там же. С. 56.

[36]Открытое письмо Президента Фонда «Монтессори», директора Центра Педагоги­ки Монтессори АПК и ППРО, д-ра пед. наук, проф. К. Е. Сумнительного к российскому Монтессори-сообществу. [Электронный ресурс]. URL: http://www.montessori-center.ru/li/content/2/

[37]Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (в редакции Поста­новления правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666) // Справочник по дошкольному образованию. С. 42-51.

[38]Аналитические материалы для использования при подготовке инструктивно­методического письма Министерства образования РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/1 // Вестник образования России. 2002. № 23. С. 14-33.

[39]Лебедева Е. Ю.Потягушечки-порастушечки (двигательные забавы для самых малень­ких). М., 2004. (Серия «Прикладная мастерская семейной педагогики»).

[40]Крячко А. А.Русская сказка в домашнем театре. М., 2004. (Серия «Прикладная мастер­ская семейной педагогики»).

[41]Абрамова А. А.Формирование культуры родительства в современном российском обще­стве: Автореф. дис. ... канд. культуролог. наук. М., 2011; Крячко (Абрамова) А. А.Стратегии раз­вития родительской культуры на пороге третьего тысячелетия: поиск оптимального подхода. [Электронный ресурс]. URL: //http://www.rojdestvo.ru/data/publish_pedag/publish_ped08.shtml

Скачать архив с текстом документа