Человек и природа

СОДЕРЖАНИЕ: Философский образ природы от древности до современности. Основы системы: природа – биосфера – человек. Современные проблемы экологии. Явления и объекты природы. Представления о биосфере как о космическом явлении. Человек как универсальная сила природы.

План

Введение

1. Философский образ природы от древности до современности

2. Система: природа – биосфера – человек

3. Современные проблемы экологии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой.

Актуальность философской проблемы природы обусловлена многими тенденциями научно-технической революции и развития всей современной технической цивилизации. Сегодня нельзя исследовать закономерности общественного развития без тесной связи с закономерностями развития природы и наоборот.

В отечественной философской литературе еще совсем недавно этой проблеме не придавалось должного значения. В отношении к природе превалировал прагматический взгляд: она воспринималась лишь как объект применения силы человека, предмет эксплуатации ее ресурсов. Содержание слова «природа» интуитивно для всех понятно и, казалось бы, не нуждается в каком-либо специальном определении. Но интуитивное представление о природе не раскрывает всего ее многообразия в разных исторических и культурных контекстах, в разных типах мировоззрения. Под обманчивой простотой и расплывчатой общепонятностью слова таятся мощные смысловые наслоения, следы различных культурных эпох, своеобразной мыслительной работы.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о философском образе природы, взаимодействии природы и человека, современных проблемах экологии. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.


1. Философский образ природы от древности до современности

Под природой обычно понимается несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество». Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение «вторая природа», т.е. «очеловеченная природа» может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа – это не что иное, как природа в ее символическом значении. Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя – это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа «отношение человека к природе» и режет ухо высказывание типа «отношение человека к материи».

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа. Античная философия строится на примере природного. Выдающиеся древнегреческие мыслители воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. Средневековая христианская философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу, ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам. Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дает им иное толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал простонапросто природой. Античные философы в силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиций гилозоизма, считая Космос живым (гиле – жизнь) целым. Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала философии. В Новое время природа становится объектом тщательного научного изучения и вместе с там поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней. Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы французских философов Т. де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В.И. Вернадского. Ноосфера – это область господства разума. Все вышеуказанное говорит о том, что человек всегда находился в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует.


2. Система: природа – биосфера – человек

«Природа» в широком смысле слова включает различные области бытия: биотическую (живую), абиотическую (неживую), социальную. Все они в определенном смысле взаимосвязаны. Неорганическая природа есть бытие, протекающее в пространстве и во времени. Современная наука считает, что наша Вселенная 15 млрд. лет назад представляла собой раскаленный шар, в котором не было ни галактик, ни звезд, ни планет. Общепринятым является мнение о том, что большинство звезд проходит стадии развития и угасания. (Так наше Солнце через 10 млрд. лет превратиться в красного гиганта, а в дальнейшем – в белого, потом в черного, уже не испускающего света)1 .

В течение многих лет считалось, что природа не изменяется, что в ней происходит вечный круговорот: смена времен года, дня и ночи, поколений живого. Сегодня считается, что природа обладает жизненной активностью, творческой силой. Ее творческая мощь проявляется в почти неисчислимо разнообразных формах жизни на Земле. Здесь только позвоночных животных около 45 тыс. видов, из них рыб – более 20 тыс., земноводных – более 3 тыс., птиц – 9 тыс. и т.д.

По современным научным представлениям, планета Земля появилась около 5 млрд. лет назад. Первые достоверные следы жизни на ней обнаружены в отложениях, возраст которых более 3 млрд. лет. Примерно 2 млрд. лет назад возникли первые клетки, способные к фотосинтезу. Это радикально изменило характер земной атмосферы, ее химический состав и позволило жизни довольно быстро распространиться по всей поверхности планеты, образовав новую систему – биосферу (это понятие было введено в 1868 г. французским мыслителем Э. Реклю). Так называется оболочка, охваченная жизнью.

Долгое время Жизнь, ее возникновение рассматривались только применительно к нашей планете. В начале ХХ века благодаря К.Э. Циолковскому, В.И. Вернадскому, А.Л. Чижевскому обозначился новый подход к оценке жизни. Она стала восприниматься в качестве фактора космического порядка.

Представления о биосфере как о явлении космическом позволяет рассматривать жизнь как сплошной, непрерывный во времени и пространстве поток, в котором безостановочно преобразуются вещества, энергия, информация, а каждый живой организм принято рассматривать как концентрацию вещества, энергии, информации.

Возникновение человечества на Земле было естественным этапом эволюции биосферы, а человечество стало естественным элементом биосферы.

Ноосфера зависима от биосферы, а та, в свою очередь, - от неживой природы. Зависимость человека от природы сохраняется всегда в силу того, что человек есть биологическое существо, живой организм, и выражается в следующем.

Во-первых, человек зависит от общих для всех живых организмов условий природы: от удовлетворения потребностей в пище, воде, воздухе и т. д. Данная зависимость является вечной, непреходящей, общей для всех рас, народов и относительно неизменной. Она сочетается с относительной независимостью человека от природы, проявляющейся в его способности защитить себя от неблагоприятных природных влияний. Так, от холода он может спастись у костра, в пещере, юрте, деревенской избе или городской квартире, надев на себя одежду из шкур зверей, натуральных или искусственных волокон.

Во-вторых, человек зависит от местных условий и особенностей флоры и фауны, климата и т. д. Уже в первобытные времена занятия и образ жизни различных племен (охота или рыболовство) определялись особенностями окружающей природы. Позднее эта прямая зависимость все более преломлялась социальными факторами, и, прежде всего развитием техники. Так, сначала моря разъединяли людей. Но с тех пор как люди научились строить суда, моря стали наилучшей дорогой, используемой для общения народов. С другой стороны, природа тоже оказывает влияние на характер этого «преломления». Так, искусство судостроения сформировано именно у приморских народов. Народам лесным, например нашим русским предкам, свойственны такие занятия, как обработка и самое разнообразное использование дерева.

Природные условия оказывают влияние и на темпы экономического развития. При первобытной формации слишком щедрая (тропики) или слишком суровая (Крайний Север) природа тормозила развитие общества. В первом случае она как бы вела человека на помочах, тем самым сдерживая его совершенствование. Во втором случае очень трудные условия жизни заставляли людей почти все время и энергию тратить на обеспечение себя элементарными средствами существования. Наибольших успехов человек добивался там, где естественные условия общественного производства были разнообразны, а климат не слишком мягок и не очень суров.

На начальных стадиях развития общества преимущественно использовалось естественные богатства средств существования, в дальнейшем на первое место выдвинулись естественные источники средств труда. В результате усилилась опосредованная зависимость общества от природных условий. Запасы таких, не находивших в прошлом применения полезных ископаемых, как нефть, урановая руда, руды редких металлов, в настоящее время имеют огромное значение для любой страны. И в наши дни природные условия не могут не влиять на географическое размещение производства, в том числе и сельскохозяйственного.

В-третьих, человек зависит от стихийных изменений в природе. Эти изменения бывают как кратковременными, так и длительными. К кратковременным относятся стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, вулканические извержения и др.), к длительным - вековые изменения климата, опускания и подъемы земной коры. Газеты, радио, телевидение почти еженедельно сообщают нам о разрушениях и человеческих жертвах, приносимых наводнениями, ураганами, другими стихийными бедствиями.

3. Современные проблемы экологии

Все большее значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин «экология» образован от греческих оkos - дом, жилище и logos - наука; употребляется чаще всего для обозначения науки о взаимоотношениях общества и природы.

Проблема взаимоотношения общества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине нынешнего века, когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.

Природная среда существования общества изменяется под воздействием как сугубо естественных земных и космических факторов, так и деятельности людей. Речь идет прежде всего о их производственной деятельности, в орбиту которой вовлекается все больше природного материала - недра земли, горные породы, почвы, леса, реки, моря и т.д. и которая нередко нарушает ход естественных процессов, что ведет порой к непредсказуемым последствиям.

Глобальная экологическая проблема, сущность которой была определена выше, имеет множество сторон. Каждая из них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическую проблему, тесно связанную с другими. В настоящее время чаще всего отмечаются следующие экологические проблемы:

- рациональное использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов);

- рациональное использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира);

- борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами и т.д.);

- защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы.

Надо сказать, что действия человека по отношению к природе носят все более некомпенсируемый характер. Так, например, естественный процесс образования угля, нефти, газа и других полезных ископаемых длится миллионы лет. Однако огромная их часть извлечена из недр земли всего лишь за последние сто пятьдесят-двести лет. Сегодня эти ресурсы на исходе, в то же время их потребление многократно возрастает. Возникла реальная опасность их полного исчерпания в ближайшие несколько десятков лет.

Некомпенсируемый характер носит и все ускоряющаяся вырубка лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилии и других странах. Леса этих стран справедливо называют «легкими планеты», поскольку они в огромных количествах снабжают ее кислородом. К тому же эти и все другие леса имеют большое значение для нормального функционирования почв. К сожалению, люди не всегда предвидят сколько-нибудь отдаленные последствия своих действий по отношению к природе. Многие ученые считают, что на месте современной пустыни Сахары некогда была обильная растительность. Со временем она погибла в результате уничтожения лесов и разрушения почв. В последние триста лет в Европе на огромных площадях шло уничтожение лесов. В результате существенно нарушился водный баланс, исчезли многие реки и озера, ухудшилась структура почв.

Важнейшее значение для существования человечества приобретает сохранение и улучшение почв, вод, растительного и животного мира. Важно осуществлять комплексное и в то же время научное воздействие на почвы. При этом важны и лесопосадки, и орошение, и осушение, и внесение удобрений как органических, так и неорганических при строгом соблюдении норм. Основное направление развития земледелия в передовых странах мира - это интенсификация, означающая все большее превращение его в наукоемкое производство с применением новой техники, прогрессивных технологий, современной агрономической науки и т.д.

Необходима всемерная защита животного и растительного мира. Она весьма усложнилась, в частности, с внедрением в сельское хозяйство интенсивных технологий и активным применением химических веществ при обработке почв и выращивании растений. Решением этой задачи в нашей стране должны заниматься во всех хозяйствах - фермерских, коллективных, государственных. В целях воспроизводства и качественного улучшения животного и растительного мира необходимо вести селекционную работу по выведению новых видов растений и пород скота, улучшать работу в заповедниках, расширять их, улучшать их флору и фауну. Наконец, чрезвычайно важно усилить защиту лесов, рек, озер, морей и их обитателей от всякого рода браконьеров, наносящих огромный вред живой природе.

Особой важности задача состоит в рациональном использовании водных ресурсов, которые необходимы: для питья, поддержания жизни людей, животных и растений; для промышленного производства; для транспортных целей; для поливов и ирригации засушливых земель.

До настоящего времени человечество потребительски относилось к водным ресурсам, которые стремительно уменьшались. Особенно остро стоит проблема пресной воды, которая берется из наземных и подземных рек, озер и других водоемов.

Помимо самоограничения, бережного и экономного использования природных ресурсов, надо улучшить охрану природы, защитить ее от пагубного воздействия промышленных и иных браконьеров. Большая опасность заключается еще и в том, что в результате научных и промышленных экспериментов появились новые физико-химические вещества, которых никогда не существовало в природе и которые могут оказать непредсказуемые воздействия на все живое. Это может подорвать способность природы к саморегулированию и самовоспроизводству. Отсюда задача: добиться, чтобы вносимые человеком изменения в природу, в том числе получаемые искусственным путем физико-химические соединения, вписывались в структуру и естественное функционирование тех или иных природных систем. Другими словами, речь идет о компетентном вмешательстве в природу с учетом возможных последствий предпринимаемых действий.

Сегодня встает вопрос о защите не только водоемов, лесов, почв, флоры и фауны Земли, но также атмосферы и ближайшего космоса, который все больше становится сферой научной и практической деятельности людей.

Российская общественность многократно выступала и продолжает выступать за оптимальное решение экологических проблем. Выражением этого служит, в частности, такой глубокий и содержательный документ, как «Меморандум в защиту природы», подписанный известными российскими писателями, учеными, деятелями искусств, другими представителями культуры.

Люди являются самой значительной ценностью и каждый человек имеет право на необходимый уровень жизни и здоровую среду обитания. В соответствии с этим каждый человек несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды. Природные ресурсы Земли должны обеспечить улучшение качества жизни и возможность развития будущих поколений. Все эти положения сохраняют свою актуальность в наши дни.

Заключение

Наука все глубже проникает в тайны природы, в законы Вселенной, во внутреннее строение Земли, живых организмов и человека. Люди, и, прежде всего ученые, испытывают удивление и восхищение перед такими качествами природы, которые по отношению к человеку называют мудростью, изобретательностью, творческим гением. Но одновременно наук находит все более яркие свидетельства «бессмысленности», «расточительности» природы Сочетание этих противоположных качеств доказывает стихийный характер бытия и развития природы, получение ее целесообразных «решений» путем проб и ошибок. Однако человеку есть чему поучиться у природы. Показывая свои «решения», природа наталкивает его мысль на сознательное решение проблем.

Русское слово «природа» образовано от слова «род». Это означает понимание человеком того, что порожден природой, что природа родственна ему. В других европейских языках понятие природы выводится от латинского «натура», корень которого также обозначает рождение, порождение, происхождение. Таким образом, в сознании многих народов зафиксирован тот факт, что природа породила человека.

В истории философии были мыслители, которые разделяли и развивали данную идею, говоря, что человек – произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может – даже в мысли – выйти из природы. Другие не признавали первостепенное значение природно-биологических особенностей человека. Начиная с античной философии вплоть до наших дней такие философы доказывают, что разум, сознание, духовное – главный или даже единственный специфический человеческий признак. (Платон, Гегель).

Человек – универсальная сила природы. Вместе с тем это уже не чисто природная сила, так как свою универсальную природу он реализует и развивает как существо социальное.

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2000.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1998.

3. Баландин О.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., 1988.

4. Введение в философию. Учебник в двух частях. / Под ред. Фролова С.М.- М., 1989.

5. Введение в философию / Под ред. Л.И. Грекова – М.: Политиздат, 1999.- 636 с.

6. Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. - М., 1982.

7. Гуревич П.С. Основы философии - М.: Гардарика, 2003. – 438 с.

8. Канке В.А. Основы философии: Учебник. – М., 2002.

9. Радугин А.А., Радугин П.А. Философия: курс лекций. – М., 2004.

10. Русская философия / Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. - М., 1991.

11. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

12. Спиркин А.Г. Философия: учебник.- М.: Гардарика, 2000. – 816 с.

13. Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ Под ред. Бычко. - Киев, 1993.

14. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д, 2000.

15. Философия / Под ред. В.Н Лавриненко. – М., 2003.


1 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. С. 69.

Скачать архив с текстом документа