Особенности структуры медицинских учреждений Санкт-Петербурга на современном этапе развития города

СОДЕРЖАНИЕ: Изучена структура медицинских учреждений Санкт-Петербурга, участвующих в оказании медицинской помощи жителям города в рамках программы обязательного медицинского страхования. Рассчитаны показатели обеспеченности и доступности медицинской помощи для населения города.

Особенности структуры медицинских учреждений Санкт-Петербурга на современном этапе развития города

К.П.Яблонский, А.Х.Алборов, А.О.Чичкова, К.И.Русакевич, П.А.Васильев

Медицинский информационно-аналитический центр, Санкт-Петербург Санкт-Петербургский государственный университет

Программа модернизации здравоохранения в 2011-2012 гг. как в Российской Федерации в целом, так и в Санкт-Петербурге в частности, предусматривает три основных направления: укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение и разработку с реализацией стандартов оказания медицинской помощи, предоставляемой врачами-специалистами. Необходимость решения перечисленных задач очевидна, однако на федеральном уровне в программе не учитываются особенности существующей структуры медицинских учреждений в регионах России. Для Санкт- Петербурга это один из ключевых моментов, оказывающих существенное влияние на реализацию программы, так как обеспеченность и доступность медицинской помощи для населения данного мегаполиса, рассчитываемые как сопоставление демографических показателей и географических особенностей структуры медицинских учреждений, могут послужить основой для структурных преобразований в системе здравоохранения города.

Цель нашего исследования — изучить особенности структуры медицинских учреждений Санкт-Петербурга для оценки их возможного влияния на ход реализации региональной программы модернизации здравоохранения на современном этапе развития общества.

Материал и методы исследования

Проанализирована база данных лечебнопрофилактических учреждений (ЛПУ), располагающихся на территории Санкт-Петербурга, сформированная в рамках подготовки Программы модернизации здравоохранения города в 2011-2012 гг. Учитывая тот факт, что основные объемы медицинской помощи населению Санкт-Петербурга оказываются медицинскими учреждениями, включенными в программу государственных гарантий, были проанализированы только ЛПУ, входящие в систему ОМС. Всего на территории Санкт-Петербурга расположены 350 таких учреждений здравоохранения (УЗ) разного подчинения (табл.1).

Таблица 1

Количество ЛПУ в СПб по уровням подчинения

Уровни подчинения

Количество

учреждений

Федеральный (ФУЗ)

41

Региональный (ГУЗ)

116

Муниципальный (МУЗ)

180

Частный (ЧУЗ)

13

Всего

350

В ходе работы создано несколько карт расположения УЗ в Санкт-Петербурге, используя которые можно продемонстрировать особенности размещения медицинских учреждений Санкт-Петербурга различных специализаций и лицензионных рангов на современном этапе развития города (картографический метод). Кроме того созданы интерактивные карты с использованием геоинформационных технологий, которые позволяют получить исчерпывающую информацию о любом из 350 учреждений здравоохранения в Санкт-Петербурге в режиме реального времени (геоинформационный метод). При выполнении работы изучены демографические показатели по Санкт-Петербургу на основе статистических данных Петростата за период с 2000 по 2010 гг.

Показатели обеспеченности населения города медицинской помощью сопоставлены в ракурсе оценки количества и специализации ЛПУ с действующими нормативами [1,2].

Результаты и их обсуждение

В число 41 ФУЗ входят клиники и клинические больницы, НИИ, образовательные учреждения Мин- здравсоцразвития, Минобороны, Минобразования РФ и Российской Академии медицинских наук. Они сосредоточены в основном в центральной части города: 24 из них расположены в пяти центральных районах Санкт-Петербурга — Василеостровском, Центральном, Адмиралтейском, Петроградском, Невском, тогда как в других 13 районах размещены всего 17 ФУЗ.

В структуре 116 медицинских учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга (ГУЗ) в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ №627 от 07.10.2005 [2] находятся 39 больничных учреждений, 12 амбулаторнополиклинических учреждений, 8 диспансеров, 14 санаторно-курортных учреждений, 8 учреждений охраны материнства и детства, 2 учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, 18 центров и 2 бюро. ГУЗ располагаются столь же неравномерно, как и ФУЗ: 65 из них находятся в 6 районах города — Адмиралтейском, Василеостровском, Московском, Петроградском, Фрунзенском, Центральном. В Санкт-Петербурге имеется 13 медицинских учреждений, которые нельзя отнести ни к одному виду медицинских учреждений согласно номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Большинство из них является средними специальными образовательными учреждениями и не оказывают медицинской помощи населению города. Поэтому они не учитывались при расчете показателей обеспеченности жителей Санкт-Петербурга медицинской помощью.

Из 180 муниципальным УЗ 10 — больничные, 108 — амбулаторные и поликлинические, 36 — диспансеры, 3 — санаторно-курортные учреждения, 17 — учреждения охраны материнства и детства, 3 — станции скорой медицинской помощи и 3 — диагностические и консультативно-диагностические центры. Несмотря на кажущуюся равномерность расположения МУЗ в некоторых районах города их чрезвычайно мало (в Курортном и Кронштадтском — 3 подобных учреждения).

Сведения об обеспеченности населения Санкт- Петербурга амбулаторно-поликлиническими учреждениями отражены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели обеспеченности населения Санкт- Петербурга учреждениями амбулаторнополиклинической помощи (нормативная обеспеченность — 10 тыс. чел / 1 мед. учреждение (МУ))

Районы

Санкт-Петербурга

Реальная обеспеченность, чел./1 МУ

Расхождение с нормативом, чел./1 МУ

Адмиралтейский

18923,89

-8923,89

Василеостровский

32519,17

-22519,17

Выборгский

34170,25

-24170,25

Калининский

50776

-40776

Кировский

45731,29

-35731,29

Колпинский

30599,33

-20599,33

Красногвардейский

53938,83

-43938,83

Красносельский

76950,25

-66950,25

Кронштадтский

42755

-32755

Курортный

0

-10000

Московский

41470

-31470

Невский

31411,50

-21411,5

Петроградский

13865,56

-3865,56

Петродворцовый

29229,75

-19229,75

Приморский

51976,13

-41976,13

Пушкинский

41599,33

-31599,33

Фрунзенский

43442,22

-33442,22

Центральный

27318,50

-17318,5

Как видим,

ни в одном

районе Санкт-

Петербурга население не обеспечено в соответствии с нормативами амбулаторно-поликлинической помощи. Причем превышение нагрузки на одно медицинское учреждение данного типа по сравнению с нормативом составляет от 1,3 раза в Петроградском районе до 7,6 раза в Красносельском.

Сведения о доступности амбулаторно-поликлинической помощи жителям Санкт-Петербурга представлены в табл.3.

Таблица 3

Показатели географической доступности амбулаторнополиклинической помощи для населения Санкт-Петербурга (нормативная доступность — 6,3 кв. км / 1 МУ)

Районы

Санкт-Петербурга

Реальная доступность, кв. км / 1 МУ

Расхождение с нормативом, кв. км / 1 МУ

Адмиралтейский

1,54

4,76

Василеостровский

2,44

3,86

Выборгский

9,62

-3,32

Калининский

4,46

1,84

Кировский

6,86

-0,56

Колпинский

17,63

-11,33

Красногвардейский

9,47

-3,17

Красносельский

28,75

-22,45

Кронштадтский

19,35

-13,05

Курортный

Московский

10,15

-3,85

Невский

4,41

1,89

Петроградский

2,67

3,63

Петродворцовый

28,84

-22,54

Приморский

13,73

-7,43

Пушкинский

79,98

-73,68

Фрунзенский

4,16

2,14

Центральный

2,14

4,16

Из табл.3 следует, что в ряде районов Санкт- Петербурга (Адмиралтейском, Василеостровском, Калининском, Невском, Петроградском, Фрунзенском, Центральном) наблюдается явное перенасыщение амбулаторно-поликлиническими учреждениями, тогда как в Выборгском, Кировском, Кол- пинском, Красногвардейском, Кронштадтском, Московском, Петродворцовом, Приморском, Пушкинском районах количество таких медицинских учреждений очевидно недостаточно, причем в последнем из них норматив доступности превышен более чем в 12 раз.

Расчет среднего расстояния между АПУ может служить интегральным показателем дорожнотранспортной доступности населения к поликлиникам и амбулаториям. Этот показатель в пределах Санкт-Петербурга колеблется от 1 до 9 км, что, очевидно, не может не сказываться на обеспеченности населения медицинской помощью.

Сведения о доступности стационарной помощи для населения Санкт-Петербурга представлены в табл.4.

Таблица 4

Показатели доступности стационарной медицинской помощи для населения Санкт-Петербурга

Районы

Санкт-Петербурга

Реальная обеспеченность, чел./1 МУ

Реальная доступность, кв. км / 1 МУ

Адмиралтейский

28385,83

2,3

Василеостровский

39023

2,93

Выборгский

45560,33

12,82

Калининский

91396,8

8,02

Кировский

320119

48

Колпинский

45899

26,45

Красногвардейский

323633

56,83

Красносельский

153900,5

57,5

Кронштадтский

42755

19,35

Курортный

34010

133,96

Московский

145145

35,54

Невский

146587

20,6

Петроградский

24958

4,8

Петродворцовый

116919

115,34

Приморский

207904,5

54,94

Пушкинский

41599,33

79,98

Фрунзенский

195490

18,74

Центральный

19868

1,56

Как видим, стационары в Санкт-Петербурге также расположены неравномерно. В основном больничные учреждения находятся в Центральном (11) и в Выборгском (9) районах города. Однако учитывая, что Выборгский район по показателю нормативной площади превосходит Центральный район более чем в 6 раз, а по численности населения — почти в 2 раза, приходится констатировать, что доступность стационарной помощи жителям в данных районах существенно различается.

В Адмиралтейском, Василеостровском, Калининском, Колпинском и Петроградском районах при почти одинаковом количестве больничных учреждений (от 4 в Колпинском до 6 в Адмиралтейском) географическая (а следовательно, и транспортная) доступность ЛПУ, как свидетельствует табл.4, колеблется в широких пределах.

В ряде других районов Санкт-Петербурга, на территории которых располагается менее трех больниц, констатируются еще более низкие показатели доступности и обеспеченности населения медицинскими заведениями.

В целом результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что показатели обеспеченности населения Санкт-Петербурга ЛПУ и их географическая доступность значительно отличаются в разных районах города, что не может не отражаться на качестве оказания медицинской помощи его жителям и не влиять на ход выполнения программы модернизации.

Нельзя не признать, что сложившаяся структура лечебно-профилактических учреждений Санкт- Петербурга не в полной мере соответствует территориальным, административным, демографическим и другим параметрам жизнедеятельности города. При этом к числу преимуществ можно отнести сохранение исторически сложившейся структуры ЛПУ Санкт-Петербурга; многопрофильность и доступность специализированной помощи в большинстве больниц (55,2%) городского и муниципального подчинения; сосредоточение в городе значительного (20%) количества медицинских учреждений федерального уровня. А бесспорными структурными недостатками являются нерациональное сосредоточение однопрофильных клиник на ограниченных территориях города; ведомственная разобщенность медицинских учреждений, относящихся к ряду министерств и РАМН; неоднозначная плотность медицинских заведений в разных административных районах города.

Одним из ресурсов повышения доступности медицинской помощи для населения Санкт-Петербурга в рамках существующей структуры ЛПУ может стать ослабление ведомственных ограничений маршрутизации пациентов при направлении их на лечение.

Заключение

Совершенствование структуры лечебнопрофилактических учреждений Санкт-Петербурга осуществляется постоянно и в процессе реализации Программы модернизации здравоохранения должно вывести деятельность медицинских работников города на новый эффективный уровень с сокращением финансовых издержек на оказание медицинской помощи населению и повышением ее качества.

Список литературы

СНиП 2.07.01-89 — Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений // Информ. бюл. «Нормирование в строительстве и ЖКХ». 2001. №2

Приказ №627 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 17.10.2005. №42.

Скачать архив с текстом документа