Особенности структуры медицинских учреждений Санкт-Петербурга на современном этапе развития города
СОДЕРЖАНИЕ: Изучена структура медицинских учреждений Санкт-Петербурга, участвующих в оказании медицинской помощи жителям города в рамках программы обязательного медицинского страхования. Рассчитаны показатели обеспеченности и доступности медицинской помощи для населения города.Особенности структуры медицинских учреждений Санкт-Петербурга на современном этапе развития города
К.П.Яблонский, А.Х.Алборов, А.О.Чичкова, К.И.Русакевич, П.А.Васильев
Медицинский информационно-аналитический центр, Санкт-Петербург Санкт-Петербургский государственный университет
Программа модернизации здравоохранения в 2011-2012 гг. как в Российской Федерации в целом, так и в Санкт-Петербурге в частности, предусматривает три основных направления: укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение и разработку с реализацией стандартов оказания медицинской помощи, предоставляемой врачами-специалистами. Необходимость решения перечисленных задач очевидна, однако на федеральном уровне в программе не учитываются особенности существующей структуры медицинских учреждений в регионах России. Для Санкт- Петербурга это один из ключевых моментов, оказывающих существенное влияние на реализацию программы, так как обеспеченность и доступность медицинской помощи для населения данного мегаполиса, рассчитываемые как сопоставление демографических показателей и географических особенностей структуры медицинских учреждений, могут послужить основой для структурных преобразований в системе здравоохранения города.
Цель нашего исследования — изучить особенности структуры медицинских учреждений Санкт-Петербурга для оценки их возможного влияния на ход реализации региональной программы модернизации здравоохранения на современном этапе развития общества.
Материал и методы исследования
Проанализирована база данных лечебнопрофилактических учреждений (ЛПУ), располагающихся на территории Санкт-Петербурга, сформированная в рамках подготовки Программы модернизации здравоохранения города в 2011-2012 гг. Учитывая тот факт, что основные объемы медицинской помощи населению Санкт-Петербурга оказываются медицинскими учреждениями, включенными в программу государственных гарантий, были проанализированы только ЛПУ, входящие в систему ОМС. Всего на территории Санкт-Петербурга расположены 350 таких учреждений здравоохранения (УЗ) разного подчинения (табл.1).
Таблица 1
Количество ЛПУ в СПб по уровням подчинения
Уровни подчинения |
Количество учреждений |
Федеральный (ФУЗ) |
41 |
Региональный (ГУЗ) |
116 |
Муниципальный (МУЗ) |
180 |
Частный (ЧУЗ) |
13 |
Всего |
350 |
В ходе работы создано несколько карт расположения УЗ в Санкт-Петербурге, используя которые можно продемонстрировать особенности размещения медицинских учреждений Санкт-Петербурга различных специализаций и лицензионных рангов на современном этапе развития города (картографический метод). Кроме того созданы интерактивные карты с использованием геоинформационных технологий, которые позволяют получить исчерпывающую информацию о любом из 350 учреждений здравоохранения в Санкт-Петербурге в режиме реального времени (геоинформационный метод). При выполнении работы изучены демографические показатели по Санкт-Петербургу на основе статистических данных Петростата за период с 2000 по 2010 гг.
Показатели обеспеченности населения города медицинской помощью сопоставлены в ракурсе оценки количества и специализации ЛПУ с действующими нормативами [1,2].
Результаты и их обсуждение
В число 41 ФУЗ входят клиники и клинические больницы, НИИ, образовательные учреждения Мин- здравсоцразвития, Минобороны, Минобразования РФ и Российской Академии медицинских наук. Они сосредоточены в основном в центральной части города: 24 из них расположены в пяти центральных районах Санкт-Петербурга — Василеостровском, Центральном, Адмиралтейском, Петроградском, Невском, тогда как в других 13 районах размещены всего 17 ФУЗ.
В структуре 116 медицинских учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга (ГУЗ) в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ №627 от 07.10.2005 [2] находятся 39 больничных учреждений, 12 амбулаторнополиклинических учреждений, 8 диспансеров, 14 санаторно-курортных учреждений, 8 учреждений охраны материнства и детства, 2 учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, 18 центров и 2 бюро. ГУЗ располагаются столь же неравномерно, как и ФУЗ: 65 из них находятся в 6 районах города — Адмиралтейском, Василеостровском, Московском, Петроградском, Фрунзенском, Центральном. В Санкт-Петербурге имеется 13 медицинских учреждений, которые нельзя отнести ни к одному виду медицинских учреждений согласно номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Большинство из них является средними специальными образовательными учреждениями и не оказывают медицинской помощи населению города. Поэтому они не учитывались при расчете показателей обеспеченности жителей Санкт-Петербурга медицинской помощью.
Из 180 муниципальным УЗ 10 — больничные, 108 — амбулаторные и поликлинические, 36 — диспансеры, 3 — санаторно-курортные учреждения, 17 — учреждения охраны материнства и детства, 3 — станции скорой медицинской помощи и 3 — диагностические и консультативно-диагностические центры. Несмотря на кажущуюся равномерность расположения МУЗ в некоторых районах города их чрезвычайно мало (в Курортном и Кронштадтском — 3 подобных учреждения).
Сведения об обеспеченности населения Санкт- Петербурга амбулаторно-поликлиническими учреждениями отражены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели обеспеченности населения Санкт- Петербурга учреждениями амбулаторнополиклинической помощи (нормативная обеспеченность — 10 тыс. чел / 1 мед. учреждение (МУ))
Районы Санкт-Петербурга |
Реальная обеспеченность, чел./1 МУ |
Расхождение с нормативом, чел./1 МУ |
Адмиралтейский |
18923,89 |
-8923,89 |
Василеостровский |
32519,17 |
-22519,17 |
Выборгский |
34170,25 |
-24170,25 |
Калининский |
50776 |
-40776 |
Кировский |
45731,29 |
-35731,29 |
Колпинский |
30599,33 |
-20599,33 |
Красногвардейский |
53938,83 |
-43938,83 |
Красносельский |
76950,25 |
-66950,25 |
Кронштадтский |
42755 |
-32755 |
Курортный |
0 |
-10000 |
Московский |
41470 |
-31470 |
Невский |
31411,50 |
-21411,5 |
Петроградский |
13865,56 |
-3865,56 |
Петродворцовый |
29229,75 |
-19229,75 |
Приморский |
51976,13 |
-41976,13 |
Пушкинский |
41599,33 |
-31599,33 |
Фрунзенский |
43442,22 |
-33442,22 |
Центральный |
27318,50 |
-17318,5 |
Как видим, |
ни в одном |
районе Санкт- |
Петербурга население не обеспечено в соответствии с нормативами амбулаторно-поликлинической помощи. Причем превышение нагрузки на одно медицинское учреждение данного типа по сравнению с нормативом составляет от 1,3 раза в Петроградском районе до 7,6 раза в Красносельском.
Сведения о доступности амбулаторно-поликлинической помощи жителям Санкт-Петербурга представлены в табл.3.
Таблица 3
Показатели географической доступности амбулаторнополиклинической помощи для населения Санкт-Петербурга (нормативная доступность — 6,3 кв. км / 1 МУ)
Районы Санкт-Петербурга |
Реальная доступность, кв. км / 1 МУ |
Расхождение с нормативом, кв. км / 1 МУ |
Адмиралтейский |
1,54 |
4,76 |
Василеостровский |
2,44 |
3,86 |
Выборгский |
9,62 |
-3,32 |
Калининский |
4,46 |
1,84 |
Кировский |
6,86 |
-0,56 |
Колпинский |
17,63 |
-11,33 |
Красногвардейский |
9,47 |
-3,17 |
Красносельский |
28,75 |
-22,45 |
Кронштадтский |
19,35 |
-13,05 |
Курортный |
— |
— |
Московский |
10,15 |
-3,85 |
Невский |
4,41 |
1,89 |
Петроградский |
2,67 |
3,63 |
Петродворцовый |
28,84 |
-22,54 |
Приморский |
13,73 |
-7,43 |
Пушкинский |
79,98 |
-73,68 |
Фрунзенский |
4,16 |
2,14 |
Центральный |
2,14 |
4,16 |
Из табл.3 следует, что в ряде районов Санкт- Петербурга (Адмиралтейском, Василеостровском, Калининском, Невском, Петроградском, Фрунзенском, Центральном) наблюдается явное перенасыщение амбулаторно-поликлиническими учреждениями, тогда как в Выборгском, Кировском, Кол- пинском, Красногвардейском, Кронштадтском, Московском, Петродворцовом, Приморском, Пушкинском районах количество таких медицинских учреждений очевидно недостаточно, причем в последнем из них норматив доступности превышен более чем в 12 раз.
Расчет среднего расстояния между АПУ может служить интегральным показателем дорожнотранспортной доступности населения к поликлиникам и амбулаториям. Этот показатель в пределах Санкт-Петербурга колеблется от 1 до 9 км, что, очевидно, не может не сказываться на обеспеченности населения медицинской помощью.
Сведения о доступности стационарной помощи для населения Санкт-Петербурга представлены в табл.4.
Таблица 4
Показатели доступности стационарной медицинской помощи для населения Санкт-Петербурга
Районы Санкт-Петербурга |
Реальная обеспеченность, чел./1 МУ |
Реальная доступность, кв. км / 1 МУ |
Адмиралтейский |
28385,83 |
2,3 |
Василеостровский |
39023 |
2,93 |
Выборгский |
45560,33 |
12,82 |
Калининский |
91396,8 |
8,02 |
Кировский |
320119 |
48 |
Колпинский |
45899 |
26,45 |
Красногвардейский |
323633 |
56,83 |
Красносельский |
153900,5 |
57,5 |
Кронштадтский |
42755 |
19,35 |
Курортный |
34010 |
133,96 |
Московский |
145145 |
35,54 |
Невский |
146587 |
20,6 |
Петроградский |
24958 |
4,8 |
Петродворцовый |
116919 |
115,34 |
Приморский |
207904,5 |
54,94 |
Пушкинский |
41599,33 |
79,98 |
Фрунзенский |
195490 |
18,74 |
Центральный |
19868 |
1,56 |
Как видим, стационары в Санкт-Петербурге также расположены неравномерно. В основном больничные учреждения находятся в Центральном (11) и в Выборгском (9) районах города. Однако учитывая, что Выборгский район по показателю нормативной площади превосходит Центральный район более чем в 6 раз, а по численности населения — почти в 2 раза, приходится констатировать, что доступность стационарной помощи жителям в данных районах существенно различается.
В Адмиралтейском, Василеостровском, Калининском, Колпинском и Петроградском районах при почти одинаковом количестве больничных учреждений (от 4 в Колпинском до 6 в Адмиралтейском) географическая (а следовательно, и транспортная) доступность ЛПУ, как свидетельствует табл.4, колеблется в широких пределах.
В ряде других районов Санкт-Петербурга, на территории которых располагается менее трех больниц, констатируются еще более низкие показатели доступности и обеспеченности населения медицинскими заведениями.
В целом результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что показатели обеспеченности населения Санкт-Петербурга ЛПУ и их географическая доступность значительно отличаются в разных районах города, что не может не отражаться на качестве оказания медицинской помощи его жителям и не влиять на ход выполнения программы модернизации.
Нельзя не признать, что сложившаяся структура лечебно-профилактических учреждений Санкт- Петербурга не в полной мере соответствует территориальным, административным, демографическим и другим параметрам жизнедеятельности города. При этом к числу преимуществ можно отнести сохранение исторически сложившейся структуры ЛПУ Санкт-Петербурга; многопрофильность и доступность специализированной помощи в большинстве больниц (55,2%) городского и муниципального подчинения; сосредоточение в городе значительного (20%) количества медицинских учреждений федерального уровня. А бесспорными структурными недостатками являются нерациональное сосредоточение однопрофильных клиник на ограниченных территориях города; ведомственная разобщенность медицинских учреждений, относящихся к ряду министерств и РАМН; неоднозначная плотность медицинских заведений в разных административных районах города.
Одним из ресурсов повышения доступности медицинской помощи для населения Санкт-Петербурга в рамках существующей структуры ЛПУ может стать ослабление ведомственных ограничений маршрутизации пациентов при направлении их на лечение.
Заключение
Совершенствование структуры лечебнопрофилактических учреждений Санкт-Петербурга осуществляется постоянно и в процессе реализации Программы модернизации здравоохранения должно вывести деятельность медицинских работников города на новый эффективный уровень с сокращением финансовых издержек на оказание медицинской помощи населению и повышением ее качества.
Список литературы
СНиП 2.07.01-89 — Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений // Информ. бюл. «Нормирование в строительстве и ЖКХ». 2001. №2
Приказ №627 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 17.10.2005. №42.