Особенности взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через там
СОДЕРЖАНИЕ: Реферат Турутиной Светланы Алексеевны Тема: «Особенности взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу».
Реферат
Турутиной Светланы Алексеевны
Тема: «Особенности взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу».
Научный руководитель: Быкова Н.Н.
Налог на добавленную стоимость и акцизы являются важнейшими косвенными налогами, которые в отечественной налоговой системе занимают основное место. Одним из наиболее трудных случаев налогообложения является взимание налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу. Это и обусловило актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является анализ действующей практики взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость, история возникновения налога;
- дать определение понятию «акцизы»;
- охарактеризовать значение и роль налога на добавленную стоимость и акцизов в налоговой системе России;
- описать особенности взимания налог на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
- выявить основные проблемы, связанные с взиманием налог на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Объектом исследования данной работы является система налогов и сборов Российской Федерации.
Предметом исследования являются налог на добавленную стоимость и акцизы как инструменты управления экономическими процессами в государстве.
В данной курсовой работе использовался 21 источник.
Содержание
1.1 Понятие добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость и история возникновения. 7
1.2 Понятие акцизов и история возникновения акцизного налогообложения. 13
1.3 Роль и значение налога на добавленную стоимость и акцизов в налоговой системе РФ.. 15
2.1 Порядок налогообложения экспортно-импортных операций в РФ. Виды таможенных режимов. 19
3. Особенности взимания акцизов при перемещении товаров через таможенную границу. 36
3.1 Порядок налогообложения экспортно-импортных операций с подакцизными товарами. 36
3.2 Проблемы взимания акцизов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.. 38
Список использованной литературы.. 43
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой.
В системе налогов Российской Федерации далеко не все платежи играют одинаковую роль как с точки зрения доходов бюджетов, так и с позиции влияния на материальное положение налогоплательщиков. Если налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы формируют основную часть налоговых поступлений, то налог на имущество убыточен для бюджета. Следует заметить, что и налог на добавленную стоимость и акцизы являются косвенными налогами, которые в отечественной налоговой системе занимают основное место. Они взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг и включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
В настоящее время налог на добавленную стоимость - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
Налог на добавленную стоимость как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.
От четкости или нечеткости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых заинтересована любая организация.
За период существования налога на добавленную стоимость и акцизов действующий механизм их исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данными налогами и отражения организации учета данных видов налогов в бухгалтерском учете предприятия. Несмотря на то, что данным налогам уделяется достаточно много внимания, вносятся постоянные изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую налоговые правоотношения, до сих пор остается много спорных вопросов, что подтверждается многочисленной арбитражной практикой. Одним из наиболее трудных случаев налогообложения является взимание налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу. Проблемы возникают возникает в связи с несовершенством законодательной базы и налоговой культуры, которые позволяют уклоняться от уплаты налога на добавленную стоимость акцизов или производить незаконное возмещение. Это и обусловило актуальность темы данной работы.
Повышение уровня собираемости налогов в последние годы является приоритетной задачей налоговых органов. К ее решению привлечены все силовые и административные государственные структуры. Как известно, налог на добавленную стоимость является вторым по значимости после налога на прибыль налогом, а акцизы четвертым после налога на доходы физических лиц уплачиваемым предприятиями и организациями. Вопросы их исчисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия и взимания привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов, бухгалтеров предприятий и широко обсуждаются на страницах периодической печати. Таким образом, проблематика настоящей работы прежде всего связана со сложностью и неоднозначностью трактования действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления, взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость, история возникновения налога;
- дать определение понятию «акцизы»;
- охарактеризовать значение и роль налога на добавленную стоимость и акцизов в налоговой системе России;
- описать особенности взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
- выявить основные проблемы, связанные с взиманием налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
Объектом исследования данной работы является система налогов и сборов Российской Федерации.
Предметом исследования являются налог на добавленную стоимость и акцизы как инструменты управления экономическими процессами в государстве.
Методологической базой исследования стали труды зарубежных и отечественных ученых: А.Вагнера, Э.Селигмана, Ж.Сисмонди, В.М. Акимовой, С.В. Барулина, А.В. Брызгалина, И.В.Горского.
В работе использовались теоретический и аналитический методы исследования.
1. Экономическая сущность налог на добавленную стоимость и акцизов и их роль в налоговой системе РФ
1.1 Понятие добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость и история возникновения
По вопросу об экономической природе добавленной стоимости выработаны две прямо противоположные теории. Одна из них — классическая концепция прибавочной стоимости, являющаяся прямым продолжением трудовой теории стоимости. Ее разработали А. Смит и Д. Рикардо, а наиболее полно и глубоко развил К. Маркс в «Капитале».
Другую теорию первоначально создал французский экономист Жан-Батист Сей (1767—1832). В своей концепции факторов производства он утверждал, что труд, капитал и природа равноправно участвуют в процессе создания стоимости. Идею о равноправии факторов, создающих новую стоимость, по-своему развил американский экономист Дж. Б. Кларк. На базе теории предельной полезности он создал учение о предельной производительности труда и капитала.
Указанные теории анализируют разные сферы экономики. Теория прибавочной стоимости характеризует глубинные процессы производства новой стоимости. Концепция же факторов касается преимущественно распределения новой стоимости на ее составляющие части.
У многих экономистов, начиная с Адама Смита, в качестве источника добавочной стоимости выступает человек, в то время как Франсуа Кенэ считал, что это – природа.
Адам Смит внес существенный вклад в развитие мировой экономической науки. Смит положил в основу своих взглядов трудовую теорию стоимости, считая закономерным определение стоимости затраченным трудом и обмен товаров, соответственно, - заключенным в них количеством труда. То есть новую стоимость своим трудом создают наемные работники. Эта стоимость частично достается ее создателям в виде заработной платы, а остальную часть в форме прибыли получает собственник капитала. А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» утверждал: «Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама... на две части, из которых одна идет на оплату заработной платы, а другая — на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы».
Тот факт, что в конце процесса труда стоимость увеличивается по отношению к началу процесса, трактуется как явление «прибавочной стоимости», так как труд – это единственный товар, который мог бы произвести стоимость, большую, чем его собственная.
При этом А. Смит считал, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы для данного состояния производства. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к последнему посредством коэффициентов [21].
Таким образом, смысл его теории состоит в том, что создателем стоимости является человек. Именно человек, а не природа, как у Кенэ. Смит называл прибылью всю разницу между добавленной трудом стоимостью и заработной платой и в этих случаях имел в виду прибавочную стоимость.
В трудах Давида Рикардо также прослеживается идея трудовой стоимости. Д. Рикардо опровергает теорию «производительности капитала» и концепцию о земле как источнике ренты. Рикардо нигде не рассматривает прибавочную стоимость обособленно от её конкретных форм - прибыли, ссудного процента и ренты, хотя и подходит к такому пониманию, трактуя процент и ренту как вычет из прибыли, которые промышленный капиталист вынужден делать в пользу собственника ссудного капитала и землевладельца.
В сущности, тот факт, что рабочий создаёт своим трудом большую стоимость, чем получает в виде заработной платы, представляется Рикардо очевидным и не нуждается, по его мнению, в каком-то особом анализе. Его интересует лишь количественное соотношение, распадение на зарплату и прибыль.
Д. Рикардо в своей книге «Начала политической экономии и налогового обложения» сформулировал закон, согласно которому величины заработной платы и прибыли находятся в обратной пропорциональной зависимости. Он пришел к заключению: «Какая доля продукта уплачивается в форме заработной платы — вопрос в высшей степени важный при изучении прибыли. Ибо нужно сейчас же заметить, что последняя будет высока или низка в той же самой пропорции, в какой будет низка или высока заработная плата» [15].
Теория трудовой стоимости А. Смита нашла свое отражение также в трудах Карла Маркса. По мнению К. Маркса, прибавочная стоимость создается в основном за счет эксплуатации рабочей силы. Ведь он считает, что стоимость рабочей силы и стоимость, создаваемая в процессе ее «потребления», это не две различные величины, а две одинаковые величины. Наличие разницы между стоимостью рабочей силы и стоимостью, создаваемой в процессе ее «потребления», свидетельствует о ее эксплуатации [15].
В настоящее время понятие добавленной стоимости также не трактуется однозначно. В самом общем виде добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги [16, 137].
С одной стороны, добавленную стоимость можно представить как сумму заработной платы и получаемой прибыли как основных элементов, входящих в состав добавленной стоимости, а также некоторых других элементов затрат налогоплательщика, связанных непосредственно с его производственным циклом. С другой стороны, добавленную стоимость можно представить как разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг и произведенными при этом затратами [20; 112].
Исходя из этих двух вариантов определения добавленной стоимости, можно сформулировать четыре механизма для расчета суммы НДС:
1) НДС = Ст- (ЗП + П);
2) НДС = Ст-ЗП + Ст-П;
3) НДС = Ст- (РП - МЗ);
4) НДС = От РП - Ст МЗ,
где Ст — ставка налога.
Может показаться, что математическая идентичность между первым и вторым, а также третьим и четвертым механизмами расчета очевидна. Однако сумма налога, исчисленная по каждому из этих механизмов для конкретного промежутка времени (налогового периода), может получаться различной. Это объясняется тем, что при использовании разных механизмов исчисления налога на добавленную стоимость значения заработной платы, прибыли, выручки от реализации товаров и произведенными затратами не совпадают между собой. В частности, в третьем механизме речь идет о произведенной в течение определенного периода времени продукции, а в четвертом механизме — о реализованной продукции за тот же период.
Поскольку при исчислении налога могут быть использованы различные механизмы, важным становится законодательное установление порядка исчисления налога на добавленную стоимость. Наибольшее распространение в мире получил четвертый механизм расчета налога, он применяется и в нашей стране. На практике использование данного метода связано с тем, что он позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, поскольку не требуется определения собственно добавленной стоимости, а ставка применяется к ее компонентам (реализованной продукции и затратам).
Налог на добавленную стоимость является одним из самых важных и в то же время наиболее сложных для понимания, исчисления и контроля. Тем не менее он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой, обеспечивая поступление от 12 до 30 процентов налоговых доходов государства. В частности, 20 из 24 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) применяют налог на добавленную стоимость как основной налог на потребление. Кроме того, налог на добавленную стоимость взимается еще в 35 развивающихся странах. Не действует данный вид косвенного налогообложения в таких развитых странах, как США, Канада, Австралия и Швейцария.
Распространение налог на добавленную стоимость в 1970—1980-е гг. XX века можно считать одним из наиболее важных достижений мировой теории и практики налогообложения. История развития налогов не знает других примеров, когда бы налог так быстро был переведен из теоретической конструкции в практическую область, заняв при этом доминирующее положение среди налогов на потребление в большинстве стран мира.
Первоначально в Германии экономист Вильгельм фон Сименс предложил ввести «облагороженный налог с оборота». Однако в то время его идея не была воспринята должным образом. Затем в 1954 году министр финансов Франции Морис Лоре разработал принципиальную схему действия налога, способного заменить налог с оборота, который в то время взимался в стране. Впервые налог на добавленную стоимость на практике был апробирован во Франции в 1958 году, а с конца 1960-х гг. распространение данного налога приняло масштабный характер. Этому способствовало принятие директив ЕЭС, согласно которым налог на добавленную стоимость утверждался в качестве основного косвенного налога для стран–членов ЕЭС и устанавливались сроки его введения – до 1972 года.
Широкое распространение налог на добавленную стоимость обусловлено рядом фундаментальных преимуществ данного налога:
- стремление облагать налогом расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров, работ, услуг;
- потенциально широкая база налогообложения (большинство товаров, работ, услуг облагаются налогом на добавленную стоимость );
- регулярность налоговых поступлений и их пропорциональное увеличение в зависимости от изменения уровня цен;
- получение государством части дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла, при том, что конечная сумма налога на добавленную стоимость, получаемая государством, не зависит от количества промежуточных производителей и продавцов;
- применение «зачетной» схемы этого налога по всей цепи производства и обращения товара, создающей трудности для уклонения от его уплаты;
- косвенное стимулирование процессов накопления и инвестирования (доходы, идущие на эти цели, не облагаются налогом на добавленную стоимость), а также производства экспортной продукции (применяется минимально возможная ставка 0 процентов).
В РФ налог на добавленную стоимость был введен с 1 января 1992 году и в совокупности с акцизами фактически вытеснил другие косвенные налоги с оборота и с продаж, намного превзойдя их по своей роли и значению. В настоящее время налог на добавленную стоимость в России является основным косвенным налогом, а также важнейшим источником формирования доходной части бюджета. Доля налога на добавленную стоимость в доходе консолидированного и в особенности федерального бюджета остается стабильно высокой. Так, в 2003 году удельный вес данного налога в консолидированном бюджете составлял около 24 процентов всех налоговых доходов, а в федеральном бюджете — около 37 процентов [20; 47].
Начиная с 1 января 2001 г. взимание налога на добавленную стоимость в РФ осуществляется в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса [Далее НК РФ, гл. 21].
В большинстве случаев бремя уплаты налога на добавленную стоимость переносится на конечных потребителей, поэтому его и относят к разряду косвенных налогов. Однако при передаче товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственных нужд, при налогообложении строительно-монтажных работ для собственного потребления и в некоторых других случаях он приобретает признаки прямого налога.
1.2 Понятие акцизов и история возникновения акцизного налогообложения
Акцизы — это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.
Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой. Принципы, используемые при установлении акцизов и перечня подакцизных товаров, могут быть сформулированы следующим образом:
- во-первых, акцизами не облагаются товары первой необходимости;
- во-вторых, акцизы устанавливаются с целью изъятия в бюджет получаемой сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты);
- в-третьих, облагая акцизом товары, наносящие вред здоровью человека, государство стремится ограничить их потребление (алкогольная и табачная продукция).
За время использования акцизов неоднократно менялись группы облагаемых товаров и ставки налога. В России в течение XV—XX веков акцизами облагались в основном такие товарные группы, как соль, алкогольная продукция, табак, сахар, нефтепродукты. Поступления акцизного налога в бюджет достигали весомых размеров. После революции 1917 года акцизы были отменены, а с 1921 года — вновь восстановлены, в период финансовой реформы 1930—1932 гг. акцизы были снова ликвидированы. Вновь акцизный налог был введен в России с 1 января 1992 года. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после налога на добавленную стоимость. В 2007 году удельный вес акцизов в консолидированном бюджете составлял 9,3процентов в общей сумме налоговых поступлений.
Начиная с 1 января 2001 года взимание акцизов в РФ осуществляется в соответствии с гл. 22 НК. Акцизы относятся к разряду регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в зависимости от вида подакцизного товара (по некоторым подакцизным товарам налог целиком поступает в федеральный бюджет).
Следует отметить, что состав подакцизных товаров в период 1992—2003 гг. подвергался значительным изменениям. Так, в начале 1990-х гг. была предпринята попытка расширить круг подакцизной продукции за счет изделий из хрусталя, меха, ювелирных изделий и т.п. В течение нескольких лет помимо товаров облагались акцизами и некоторые виды минерального сырья (нефть, природный газ). В настоящее время перечень подакцизной продукции упорядочен, он значительно сузился и приближен к перечням подакцизных товаров, применяемым в развитых зарубежных странах. Следует иметь в виду, к числу подакцизных товаров всегда относились и, вероятно, будут относиться и впредь алкогольная продукция и табачные изделия. Это объясняется характерными особенностями, присущими указанным товарным группам: с одной стороны, они не являются обязательными для всех потребителей, с другой — для этих товаров свойственны достаточно низкая себестоимость производства и высокая акцизная ставка.
Сейчас подакцизными товарами признаются (ст. 181 НК):
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и др.) с объемной долей этилового спирта более 9процентов;
3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процентов, за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые; мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с);
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9) моторные масла для дизельных и/или карбюраторных (инжекторных) двигателей;
10) прямогонный бензин.
Согласно статье 179 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками акциза являются [Далее НК РФ, гл. 179]:
- организации,
- индивидуальные предприниматели (ИП);
- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (их состав определяется в соответствии с ТК).
При этом следует учитывать, что организации и ИП признаются налогоплательщиками, только если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами.
1.3 Роль и значение налога на добавленную стоимость и акцизов в налоговой системе РФ
Доходы бюджетов складываются из двух основных источников: налоговых и неналоговых доходов. Причем налоговые доходы составляют основную часть доходов бюджетов во многих странах.
В Российской Федерации очень велика роль косвенных налогов в формировании доходной части консолидированного бюджета. Наиболее важными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы, потому что уже много лет подряд они занимают важное место в структуре поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость и акцизы, являясь косвенными налогами, включается в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачивается потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, косвенные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.
Налог на добавленную стоимость - важнейший косвенный налог на потребление. Налог на добавленную стоимость представляет собой многоступенчатый косвенный налог, взимаемый на каждой стадии движения товара (услуги), начиная с первого производственного цикла и заканчивая продажей товара потребителю.
Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Преимуществом налога на добавленную стоимость является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка налога на добавленную стоимость — в размере 0 процентов. Налог на добавленную стоимость, в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.
Налог на добавленную стоимость для государства является чрезвычайно привлекательным налогом, так как он зависит от оборота (объема реализации) и не зависит от эффективности работы предприятия, от прибыльности или убыточности, от наличия и стоимости имущества, от того, какую заработную плату получают работники и получают ли ее вообще. Если предприятие ведет хоть какую-нибудь деятельность, то оно создает добавленную стоимость и должно платить этот налог. Благодаря этому фискальная функция налога на добавленную стоимость очень велика. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты.
Сегодня налог на добавленную стоимость в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
Поступления указанного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в 2007 г. около 23 процентов всех поступлений налогов, сборов и платежей (См. Приложение А) [19; 47].
В результате можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость является одним из самых существенных источников доходов бюджета. Он занимает первое место в структуре доходов консолидированного бюджета России в 2007 году.
Немаловажное значение в налоговой системе России имеют и акцизы. Акцизы являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.
В Российской Федерации доля акцизов в общей структуре доходов составляет 15 процентов за 2007 год. Несмотря на такой скромный процент, в сравнении с, например, налогом на добавленную стоимость, акцизы являются важным источником налоговых поступлений в любой рыночной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.
Итак, налог на добавленную стоимость и акцизы являются одними из самых существенных источников доходов бюджета. Он занимают первые места в структуре доходов консолидированного бюджета России.
2. Анализ особенностей взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу
2.1 Порядок налогообложения экспортно-импортных операций в РФ. Виды таможенных режимов
Статьей 147 Налогового Кодекса Российской Федерации [Далее НК РФ, ст. 147] установлен порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость. Так, согласно данной статье НК РФ местом реализации товаров, находящихся в момент начала отгрузки или транспортировки на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации. Если такие товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, операции по их реализации облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК РФ. При этом вышеуказанная налоговая ставка применяется независимо от условий поставки товаров, в том числе места перехода права собственности.
Экспорт - это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории России, вывозятся с этой территории без обязательств об их обратном ввозе (ст. 165 Таможенного кодекса РФ).
Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу (в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и его передаче другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу).
Ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов с 1 января 2005 года применяется также и в отношении нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ. При реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ до 1 января 2005 года применялась ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.
Для подтверждения правомерности применения ставки в размере 0 процентов в налоговые органы должны представляться соответствующие документы, перечень которых предусмотрен ст.165 НК РФ:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя экспортируемого товара на счет налогоплательщика в российском банке. Выписка банка (ее копия) может не представляться при расчетах наличными денежными средствами в случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, а также в случаях незачисления валютной выручки на территории Российской Федерации на основании законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе при зачислении валютной выручки на счета экспортера или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации.
Если контрактом налогоплательщика с иностранным покупателем экспортируемого товара предусмотрено, что оплата этого товара будет осуществляться третьим лицом, в налоговые органы может представляться выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки за реализованные товары от третьего лица.
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничного таможенного органа).
Исключение составляют товары, вывозимые трубопроводным транспортом или по линиям электропередач, а также товары, вывозимые через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен.
Следует отметить, что согласно действующему законодательству Российской Федерации таможенный контроль российских товаров отменен при перемещении этих товаров только через границу Российской Федерации и Республики Белоруссия.
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Такие документы не представляются только в случае вывоза товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач.
Налогоплательщик может представлять любой из вышеперечисленных документов с учетом ряда особенностей.
Если по истечении 180 дней начиная с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта налогоплательщик не представил документы, подтверждающие факт экспорта товаров, операции по реализации товаров облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов. При этом при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров, а также авансовые суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет, принимаются к вычету в общеустановленном порядке. Кроме того, на основании ст.75 НК РФ налогоплательщики должны заплатить, помимо сумм налога, соответствующие пени.
В соответствии с п.9 ст.165 НК РФ если налогоплательщик представит впоследствии в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, уплаченные в бюджет суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных ст.176 НК РФ.
Что касается пеней, то их возврат в случае представления в налоговые органы пакета документов, подтверждающих ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрен.
Под импортом понимается ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется на основании не только главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, но также положений Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) и зависит от таможенного режима, под который будут помещены ввозимые товары.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость являются декларанты, под которыми подразумеваются лица, которые декларируют товары либо от имени которых декларируются товары. При этом в ст. 328 ТК РФ указано, что таможенные пошлины и налоги (налог на добавленную стоимость) за товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, может уплатить любое лицо.
На основании ст. 126 ТК РФ в качестве декларантов имеют право выступать:
- лица, имеющие право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;
- иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с таможенным законодательством декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу, предусмотренных п. 2 ст. 126 ТК РФ.
Согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налогов, в том числе налог на добавленную стоимость, исполняется российскими налогоплательщиками в валюте Российской Федерации.
Перечень товаров, ввоз которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, приведен в ст. 150 НК РФ.
Статьей 155 ТК РФ определены виды таможенных режимов, используемых в целях таможенного регулирования. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, должны быть помещены под один из таможенных режимов. При этом помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа.
Обложение налогом на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации производится в зависимости от избранного таможенного режима, под который помещается товар (ст. 151 НК РФ).
Согласно ст. 163 ТК РФ под выпуском товаров для внутреннего потребления понимается таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
После уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании и внешнеторговой деятельности, товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 151 НК РФ при выпуске товаров для свободного обращения налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме.
Налоговая база по налогу на добавленную стоимость в этом случае определяется как сумма:
1) таможенной стоимости этих товаров;
2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью).
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, аналогичные тем, которые применяются к таким товарам при их реализации на территории Российской Федерации (п. 5 ст. 164 НК РФ).
Уплата налога на добавленную стоимость при импорте производится в форме авансовых платежей на счет УФК РФ. Причем суммы, причитающиеся к уплате, перечисляются одним платежным поручением без выделения сумм таможенных платежей и налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, подлежат вычетам в случае использования вышеуказанных товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, принимается к вычету на основании таможенных деклараций по ввозимым товарам и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату этого налога таможенным органам.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся в полном объеме после принятия на учет указанных товаров (основных средств).
Согласно ст. 197 ТК РФ под переработкой вне таможенной территории понимается таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки. При помещении товаров под вышеуказанный таможенный режим производится полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.
Срок переработки товаров вне таможенной территории определяется декларантом по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года.
Вывоз товаров на переработку вне таможенной территории допускается только при наличии у декларанта разрешения на переработку товаров, выдаваемого таможенным органом.
Полное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. При этом в отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, полное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость не предоставляется, если при выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта [Далее ТК РФ ст. 207].
Во всех остальных случаях в отношении продуктов переработки предоставляется частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.
Налоговая база по налогу на добавленную стоимость в этом случае определяется как стоимость операций по переработке товаров, а при отсутствии документов, подтверждающих стоимость операций по переработке, - как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.
Ставка налога на добавленную стоимость, применяемая к продуктам переработки, аналогична той, которая применяется при реализации товара на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 209 ТК РФ под временным ввозом понимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном таможенным законодательством.
Срок временного ввоза товаров составляет не более двух лет. Однако в отдельных случаях Правительство РФ может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза.
Согласно ст. 212 ТК РФ полное условное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности:
- временно ввозятся контейнеры, поддоны, другие виды многооборотной тары и упаковок;
- если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма.
Полный перечень товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, установлен постановлением Правительства РФ от 16.08.2000 N 599.
При частичном условном освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3процентов суммы налога, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (п. 2 ст. 212 ТК РФ).
Общая сумма таможенных пошлин и налогов, взимаемых при временном ввозе, не должна превышать сумму таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если в день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза товары были бы выпущены для свободного обращения. Если данные суммы станут равными, товар считается выпущенным для свободного обращения при условии, что к нему не применяются ограничения экономического характера (п. 4, 5 ст. 212 ТК РФ).
Ответственность за уплату налога несет лицо, получившее разрешение таможенного органа на временный ввоз.
Таможенный режим временного ввоза завершается вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо ввезенные ранее товары заявляются к иному таможенному режиму в соответствии с ТК РФ.
Согласно ст. 234 ТК РФ под реимпортом понимается таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Статьей 235 ТК РФ определены условия, при соблюдении которых товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, могут быть помещены под таможенный режим реимпорта.
Помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается:
- если при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товары имели статус товаров, находившихся в свободном обращении, либо были продуктами переработки иностранных товаров;
- если товары заявлены к таможенному режиму реимпорта в течение трех лет со дня, следующего за днем пересечения вышеуказанными товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации;
- если товары находятся в том же состоянии, в каком они были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации).
Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога на добавленную стоимость, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
Принятие к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного российским таможенным органам при ввозе товаров в таможенном режиме реимпорта, НК РФ не предусмотрено. Кроме того, суммы налога на добавленную стоимость не могут учитываться в стоимости товара на основании п. 2 ст. 170 НК РФ. Данный таможенный режим введен в действие ТК РФ, действующим с 1 января 2004 года.
Согласно ст. 187 ТК РФ под переработкой для внутреннего потребления понимается таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты только таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
При этом согласно подпункту 7 п. 1 ст. 151 ТК РФ при помещении товаров под данный таможенный режим налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме.
Статьей 188 ТК РФ установлены конкретные условия для помещения товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления, а именно:
- переработка допускается при наличии разрешения таможенного органа;
- переработка допускается в отношении товаров, перечень которых определяется Правительством РФ.
Срок переработки товаров для внутреннего потребления определяется заявителем по согласованию с таможенным органом исходя из продолжительности процесса переработки товаров и не может превышать один год (ст. 191 ТК РФ).
Таможенный режим переработки для внутреннего потребления завершается выпуском продуктов переработки для свободного обращения. При этом уплата налога на добавленную стоимость в этом случае нормами ТК РФ не предусмотрена.
Переработка на таможенной территории является таможенным режимом, при котором товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 173 ТК РФ под переработкой на таможенной территории понимается таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.
К операциям по переработке товаров при вышеуказанном таможенном режиме относятся:
1) собственно переработка или обработка товаров;
2) изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров;
3) ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление их потребительских свойств;
4) переработка товаров, которая содействует производству товарной продукции или облегчает его, если даже эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (ст. 176 ТК РФ).
Срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать два года.
Таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен не позднее дня истечения двухгодичного срока:
- вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации;
- помещением ввезенных товаров и (или) продуктов их переработки под иные таможенные режимы.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 151 НК РФ установлен перечень таможенных режимов, при помещении товаров под которые налог на добавленную стоимость не уплачивается.
К данным таможенным режимам относятся:
1) международный таможенный транзит - таможенный режим, определенный ст. 167-172 ТК РФ, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации);
2) таможенный склад - таможенный режим, определенный ст. 215-233 ТК РФ, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
3) беспошлинная торговля - таможенный режим, определенный ст. 258- 263 ТК РФ, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
4) свободная таможенная зона (свободный склад) - таможенные режимы, определенные главой 12 ТК РФ, действующего до 1 января 2004 года, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики;
5) уничтожение - таможенный режим, определенный ст. 243-247 ТК РФ, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
6) отказ в пользу государства - таможенный режим, определенный ст. 248-251 ТК РФ, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
7) перемещение припасов - таможенный режим, определенный ст. 264-267 ТК РФ, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
2.2. Существующие проблемы взимания налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу РФ
В настоящее время достаточно остро стоят проблемы, связанные с механизмом возмещения сумм налога на добавленную стоимость. Поэтому одним из наиболее важных вопросов в области фискальной политики является упорядочение положения с возмещением налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам, применяющим ставку налога в размере 0 процентов.
В 2005 г., по данным Минфина, компании потребовали зачесть им 78,6 процентов всей суммы налога на добавленную стоимость, начисленной к уплате, в 2006 г. эта доля выросла до 81,5 процентов (385,9 млрд руб.), а в первом полугодии 2007 г. — до 85 процентов [11].
Эти проблемы, в первую очередь, обусловлены имеющимися существенными недостатками в нормах налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, регулирующих возмещение налога на добавленную стоимость экспортерам. Так, НК РФ не устанавливает зависимость между соблюдением налоговой дисциплины организациями-экспортерами и возмещением им налога на добавленную стоимость, а также обязанность налоговых органов проверять правильность применения цен на товары при контроле за полнотой исчисления и суммы возмещения налога на добавленную стоимость.
Счетная палата Российской Федерации впервые поставила вопрос о необходимости решения проблемы возмещения налога на добавленную стоимость по экспорту при обсуждении проекта бюджета на 2005 г., когда сумма возмещения налога стала расти непропорционально увеличению объема экспорта, облагаемого налогом на добавленную стоимость. По отчету за 2004 г. возмещение по экспорту составило 211,9 млрд руб. и увеличилось против 2003 г. в 2,2 раза. Сумма возмещения налога, 8предусмотренная в федеральном бюджете на 2003 г. (92,7 млрд руб.), была превышена на 119,2 млрд руб., или в 2,3 раза [14].
Но данная проблема существует не только в РФ. Данные налоговых органов многих стран свидетельствуют о широкомасштабных операциях по фальсификации данных об экспорте товаров с целью незаконного получения возврата налогов. Существует несколько видов махинаций, связанных с применением при экспорте товаров ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, известных в мировой практике. Приведем несколько наиболее распространенных схем:
- Вымышленный экспорт. Распространенным видом махинаций в отношении экспорта товаров является реализация экспортером несуществующих товаров с использованием для подтверждения экспорта подложных документов.
- Представление искаженной информации об экспорте. Другим распространенным видом махинаций в отношении экспорта товаров является преднамеренное увеличение экспортером объема или цены экспорта за счет увеличения затрат. В связи с этим экспортер получает зачет (возмещение) налога на добавленную стоимость на большую сумму, чем он получил бы в действительности.
- Неправильное распределение подлежащих зачету сумм налогов. Многие экспортеры производят товары как на экспорт, так и для продажи на внутренних рынках. Ряд экспортеров преднамеренно искажают распределение налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при производстве товаров, реализуемых на экспорт и на внутреннем рынке, в пользу экспорта, увеличивая сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую зачету (возврату).
- Создание подставных организаций-«однодневок». Организации-«однодневки», получив от экспортера предъявленную к возмещению сумму налога, ликвидируются, не уплатив в бюджет причитающуюся сумму налога, в то время как экспортеры в соответствии с установленным порядком предъявляют в налоговые органы к возмещению суммы уплаченного налога и требуют возместить их из бюджета [18].
Причем важно, что проблема возмещения налога заключается главным образом не в том, имел ли место реальный экспорт, а была ли произведена уплата в бюджет возмещаемых сумм налога на добавленную стоимость и поступила ли эта сумма налога в бюджет.
Проблема является чрезвычайно острой, поскольку она затрагивает не только экспортную деятельность. Подобные схемы используются и при импорте товаров, и при внутренних оборотах.
Предпринимаемые налоговыми органами меры по усилению контроля за обоснованностью ходатайств налогоплательщиков о возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров не принесли ожидаемого результата. Продление срока рассмотрения ходатайств налогоплательщиков о возврате сумм налога на добавленную стоимость хотя и расширило возможности налоговых органов для более тщательной проверки этих ходатайств, однако увеличивает сроки возврата средств законопослушным налогоплательщикам. Проверки во всей цепочке отдельных организаций, получивших возмещение по налогу на добавленную стоимость и не внесших его в бюджет, не дают практического результата, поскольку данные организации были созданы исключительно для этой цели и к моменту проведения контрольных мероприятий налоговыми органами они обычно ликвидируются. Так что продлением сроков проверки до шести месяцев и более проблему не решить.
Кроме того, в Российской Федерации почти 50процентов налогоплательщиков в совокупности или не состоят на налоговом учете, или не представляют налоговым органам никакой отчетности, или представляют так называемые нулевые балансы. То есть часто они, получив от покупателя сумму налога на добавленную стоимость, которую тот затем засчитывает, сами не вносят ее в бюджет. О масштабах уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость свидетельствует тот факт, что в настоящее время в Российской Федерации реально облагается налогом только 41процент ВВП, притом, что льгот по этому налогу не так уж много и применительно к ВВП они сокращаются.
В части возмещения налога на добавленную стоимость существует также немало проблем и у самих налогоплательщиков. Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная при приобретении товаров, работ, услуг, использованных при производстве и реализации товаров, работ, услуг, по которым документально подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, подлежит возмещению.
Возмещение сумм налога на добавленную стоимость производится не позднее 3 месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и требуемого пакета документов, подтверждающих экспорт товаров.
В течение этого срока налоговый орган на основании представленных документов производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении. Причем возвращается лишь та сумма, которая осталась после погашения всех долгов налогоплательщика, имеющихся перед федеральным бюджетом.
Если организацией не представлен пакет документов до истечения 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, налоговый орган выносит решение об отказе в возмещении.
Причем Конституционный суд подтвердил неизменность порядка возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям. Судьи пришли к выводу, что особая процедура возврата и зачета переплаты по налогу на добавленную стоимость прав налогоплательщика не нарушает [11].
В определении Конституционного суда сказано, что выделение порядка возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам в отдельную процедуру связано с особенностями самих экспортных операций. Ведь они облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
Поэтому законодатель вправе установить в их отношении особые правила и особые меры контроля.
Итак, проблемы, возникающие при взимании налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу РФ свидетельствуют о несовершенстве самого механизма взимания.
3. Особенности взимания акцизов при перемещении товаров через таможенную границу
3.1 Порядок налогообложения экспортно-импортных операций с подакцизными товарами
Существуют определенные особенности при налогообложении товаров, ввозимых на территорию РФ, и особенности освобождения от налогообложения экспорта товаров.
Особенности налогообложения при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ определяются выбранным таможенным режимом и сводится к с следующему (п. 1 ст. 185 НК):
- при их выпуске для свободного обращения и при их помещении под таможенный режим переработки для внутреннего потребления акциз уплачивается в полном объеме;
- при их помещении под таможенный режим реимпорта уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых налогоплательщик был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров;
- при их помещении под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается;
- при их помещении под таможенный режим переработки на территории РФ акциз не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме;
- при их помещении под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.
Особенности освобождения от налогообложения экспорта подакцизных товаров определяются ст. 184 и п. 7 ст. 198 НК. Обязательным условием освобождения от уплаты акциза является представление в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии, предусматривающие обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в течение 180 дней документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им в связи с этим акциза и/или пеней. В случае отсутствия таких документов налогоплательщик обязан уплатить акциз, но впоследствии уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
При экспорте подакцизных товаров налогоплательщик обязан в течение 180 дней со дня реализации представить в налоговый орган по месту регистрации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза следующие документы:
- контракт или заверенную копию контракта налогоплательщика с иностранным покупателем на поставку подакцизных товаров. Если поставка осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, то представляются соответствующие договоры или их заверенные копии, а также контракт или заверенная копия контракта лица, осуществляющего поставку по поручению налогоплательщика, с иностранным партнером;
- платежные документы и выписку банка или их заверенные копии, которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке или же на счет его комиссионера, поверенного или агента;
- грузовую таможенную декларацию или ее копию с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы территории РФ;
- копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.
3.2 Проблемы взимания акцизов при перемещении товаров через таможенную границу РФ
Основные трудности, возникающие при взимании акцизов при перемещении товаров через таможенную границу, связаны с несовершенством российского налогового законодательства. В первую очередь это относится к внешнеторговым отношениям России со странами СНГ.
Если пошлины в торговле со странами СНГ не применяются, то практика взимания акцизов, напротив, существует, что в принципе не противоречит принятым взаимным договоренностям о зоне свободной торговле между Россией и бывшими республиками. Конкретные механизмы взаимной торговли определяются двусторонними соглашениями, при этом национальная акцизная политика значительно различается по странам Содружества не только по величине ставок на аналогичные товары, но и по используемой налоговой базе. К сожалению, до сих пор не выработаны единые правила в отношении применения акцизов.
Последовательно проводя политику импортных преференций в отношении сопредельных государств, Россия в торговле с ними не использовала механизм акцизов. Так, в первом федеральном Законе «Об акцизах» (от 06.12.91) декларировалось, что товары, происходящие с территории государств бывшего СССР, при ввозе в Россию акцизами не облагаются.
В последующих нормативных актах это преимущество для указанных товаров сохранялось. В принятом 06.08.93 г. Законе РФ «О внесении изменений в закон РФ «Об акцизах» указывалось, что подакцизные товары, происходящие с территории стран-членов СНГ при ввозе на территорию РФ акцизами не облагаются, при этом происхождение товара должно было быть подтверждено специальным сертификатом.
Однако партнеры по СНГ нередко в одностороннем порядке вводят меры, прямо противоположные межгосударственным Соглашениям, и Россия вынуждена реагировать на эти меры, как например, было в отношении отмены акцизов на экспорт со стороны Украины и Казахстана.
В начале 1996 года Украина отменила взимание акцизов с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при ввозе в Российскую Федерацию. В целях защиты отечественных производителей и на основании Закона Российской Федерации «Об акцизах», а также с учетом решений Экономического Суда Содружества Независимых Государств о толковании положений учредительных документов Содружества относительно статуса Украины как государства-участника Содружества Независимых Государств был подписан Указ Президента РФ от 18.01.96 г. «О взимании акцизов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины, при ввозе на таможенную территорию РФ». Для реализации нового порядка взимания акцизов с подакцизных товаров из сопредельных стран, ГТК России было принято решение о том, что зачет акцизов не разрешается производить до выработки соответствующего порядка проведения зачета по каждой отдельной стране. Однако в связи с изменениями акцизной политики (в том числе уровня ставок акцизов) Украины и Казахстана, для товаров, происходящих с их территории, временно было приостановлено действие механизма зачета акцизов при их ввозе в Россию и сейчас при импорте подакцизных товаров из этих стран взимаются акцизы в тех же размерах, что и с импортируемых подакцизных товаров из третьих стран.
Указание о зачете сумм акцизов, уплаченных на территории Молдовы, было принято 19 ноября 1996 г., в нем указывалось, что при таможенном оформлении подакцизных товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Молдова, следует производить зачет суммы акциза, уплаченного в стране их происхождения, при условии подтверждения такой уплаты в бюджет Республики Молдова.
Особый режим существует в отношении импортируемых товаров из Белоруссии. 6 января 1995 года Россия и Белоруссия подписали Соглашение о Таможенном союзе. Конкретный механизм таможенного оформления товаров, перемещаемых между Россией и Белоруссией был определен, в частности, в Указании ГТК РФ от 28.11.96 г. «О таможенном оформлении товаров».
Как следует из вышеизложенного, в правовом регулировании акцизных сборов в торговле между странами СНГ существует значительная неопределенность. В соответствии с российской Конституцией, нормы международных договоров имеют приоритет над нормами внутреннего законодательства. Поэтому оптимальной была бы ситуация, при которой внешнеторговый режим в рамках Содружества максимально полно регулировался бы многосторонними и двусторонними международными соглашениями. На сегодняшний день формально действуют бессрочные Договоры о свободной торговле между странами СНГ и Соглашение о Таможенном Союзе России и Белоруссии, к которому в дальнейшем присоединились Казахстан, Киргизия (Соглашения «О Таможенном союзе» от 6.01 95 г. и от 20.01.95 г.). Однако нормы этих документов сформулированы недостаточно конкретно и многие из них фактически не применимы в отсутствие унифицированного таможенного законодательства, особенно в части акцизных сборов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены одни из основных элементов налоговой системы России - налог на добавленную стоимость и акцизы.
Следует сказать, что данные налоги является одними из важнейших источников формирования доходов консолидированного и федерального бюджетов. Он занимает первое место в структуре доходов консолидированного бюджета России, акцизы – четвертое.
Несмотря на то, что в целом объем поступлений налога на добавленную стоимость и акцизов в бюджет достаточно велик, остается много проблем, связанных со взиманием данных налогов.
Основные проблемы, возникающие при взимании налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу, связаны с недоимками или излишними переплатами. Причем недоимки по налогу на добавленную стоимость могут быть связаны не только с занижением налоговой базы и неправомерным применением вычетов при ведении экономической деятельности на территории Российской Федерации, но и при ведении внешнеэкономической деятельности.
Введение в действие с 2001 г. второй части Налогового кодекса существенно упорядочило отношения между экспортерами и налоговыми органами, так как непосредственно в текст кодекса (ст. 165 НК РФ) был включен перечень документов, подтверждающих право на возмещение налога на добавленную стоимость. Тем не менее необоснованные отказы налоговых органов в возмещении по-прежнему весьма распространены; соответственно, массовый характер носят и иски налогоплательщиков по данному поводу.
Также в настоящее время достаточно остро стоят проблемы, связанные с механизмом возмещения сумм налога на добавленную стоимость. Поэтому одним из наиболее важных вопросов в области фискальной политики является упорядочение положения с возмещением налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам, применяющим ставку налога в размере 0процентов.
Причем важно, что проблема возмещения налога заключается главным образом не в том, имел ли место реальный экспорт, а была ли произведена уплата в бюджет возмещаемых сумм налога на добавленную стоимость и поступила ли эта сумма налога в бюджет.
К сожалению, не все заявки на возмещение налога на добавленную стоимость подаются законопослушными налогоплательщиками. Довольно широкое распространение получила мошенническая схема «лжеэкспорта», направленная на незаконное получение средств из бюджета.
Основные трудности, возникающие при взимании акцизов при перемещении товаров через таможенную границу, связаны с несовершенством российского налогового законодательства. В первую очередь это относится к внешнеторговым отношениям России со странами СНГ. В отношении этих государств в России до сих пор не выработаны единые правила в части применения акцизов.
Как следует из вышеизложенного, в правовом регулировании акцизных сборов в торговле между странами СНГ существует значительная неопределенность. На сегодняшний день формально действуют бессрочные Договоры о свободной торговле между странами СНГ и Соглашение о Таможенном Союзе России и Белоруссии, к которому в дальнейшем присоединились Казахстан, Киргизия (Соглашения «О Таможенном союзе» от 6.01 95 г. и от 20.01.95 г.). Однако нормы этих документов сформулированы недостаточно конкретно и многие из них фактически не применимы в отсутствие унифицированного таможенного законодательства, особенно в части акцизных сборов.
Таким образом, непроработанность межгосударственных соглашений и соглашений о таможенном союзе снижает действенность интеграции в этой области.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07. 98 № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.00 № 117-ФЗ.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.03 № 61-ФЗ.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.93 № 5221-I.
4. Закон Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-I «О налоге на добавленную стоимость».
5. Закон РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 «Об акцизах».
6. Соглашение от 15.09.04 года между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
7. Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость » Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС РФ от 20.12.00 № БГ-3-03/447.
8. Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары). Утв. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 декабря 2000 г. N БГ-3-03/440 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары)».
9. Актянов Д.В. Споры о налоге на добавленную стоимость по экспортным операциям. //Главбух. – 2004. –№20. – С.14-15.
10. Бирюкова Н.В. Налог на добавленную стоимость. – М.: НалогИнформ, 2003. – 126c.
11. Брызгалин В.В. О применении ставки 0 процентов при обложении налогом на добавленную стоимость экспортных операций. // Налоговый вестник. – 2003. – №2. – С.179-182.
12. Гиблов А.А. Особенности налогообложения импорта товаров. // Аудиторские ведомости. – 2003. – №3. – С.44-47.
13. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник / под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова; Рос. эконом. акад. им. Г. В. Плеханова. - М.: Экономистъ, 2007. - 761с.
14. Дозоров Р.Е. Коварство экспортного налога на добавленную стоимость. //Практическая бухгалтерия. – 2005. – №3. – С.18.
15. Курс экономической теории. //Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, 2001. - 752с.
16. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Дело, 2004. - 400с.
17. Налоги и налогообложение [Текст] = Taxes: учебник / под ред. И. А. Майбурова. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 655с.
18. Налоги: Учебное пособие / Под редакцией Д.Г. Черника – М.: Финансы и статистика, 2001. –315с.
19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004. – 576с.
20. Романова И. Б. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб.-метод. комплекс / И. Б. Романова; Федер. агентство по образованию; Ульянов. гос. ун-т. Ульяновск: УлГУ, 2006. - 85с.
21. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Ось-89, 1997. – 256с.
22. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 517с.
23. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Инфа-М, 1999. – 432с.