Осужденные и их правовой статус
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и содержание основных средств исправления осужденых. Правовое положение осужденных. Основные формы воспитательной работы. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Контроль за условно осужденными. Понятие режима.РЕФЕРАТ
по курсу «Уголовно-исправительное право»
по теме: «Осужденные и их правовой статус»
1. Понятие и содержание основных средств исправления осужденных
Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).
Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Проведение комплекса воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он включает в себя широкий набор разнообразных средств и методов их применения.
При достижении цели исправления осужденных следует применять не одно какое-либо воспитательное средство, а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых.
Общественно полезный труд в силу своих исключительно больших воспитательных возможностей воздействия на личность выступает важнейшим средством и исправления осужденных. Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки также является мощным средством их исправления.
Также в указанной системе мероприятий свое место находит сегодня и религиозное просвещение, в том числе и среди осужденных.
Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения (ч. 3 ст. 9 УИК РФ). Набор средств исправления зависит от вида наказания, примененного к осужденному. Но даже в рамках одного вида наказания набор и содержательная сторона этих средств будут неодинаковы.
Поведение осужденного в исправительном учреждении влияет на определение условий, в которых он отбывает наказание, а также на объем предоставляемых ему льгот, на возможность досрочного освобождения от наказания или на изменение режима содержания на более легкий вид.
2. Правовое положение осужденных
Под правовым положением гражданина понимается совокупность урегулированных нормами права прав и обязанностей личности в обществе и государстве; под правовым статусом осужденного понимается совокупность прав и обязанностей, которыми он наделен на период отбывания определенного вида уголовного наказания и на срок судимости.
Государство гарантирует охрану и защиту прав и законных интересов осужденных.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Правовым основанием для частичного или полного лишения определенных прав и свобод человека и гражданина или их существенного ограничения является ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Ограничение в правах лиц, отбывающих уголовное наказание, выражается в одной из следующих форм:
- лишение осужденного возможности пользоваться отдельными правами, предоставленными остальным гражданам (например, право свободного передвижения);
- установление ограничений, в рамках которых разрешается пользоваться отдельными правами (например, частичный запрет осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, пользоваться собственностью);
- предписание выполнения обязанности, невозлагаемой на других граждан, в которой реализуются элементы государственного принуждения (например, необходимость работать в том месте, куда осужденный к ограничению свободы будет направлен администрацией исправительного центра -ст. 50 УИК РФ).
Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (например, осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными, лично не воспитывают своих детей).
Составной частью правового статуса осужденного является совокупность специальных прав, которыми он пользуется в процессе отбывания наказания. При исполнении наказания таким лицам гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с учетом изъятий и ограничений, установленных законодательством.
Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 УИК РФ).
Правовое положение осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве формулируется исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, подлежащего защите с учетом требований международных стандартов обращения с осужденными.
В основу правового положения осужденных закладываются четыре фундаментальных положения:
1) права человека и гражданина, закрепленные в Конституции и других конституционных и иных законах РФ;
2) права и ограничения, содержащиеся в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний;
3) права осужденных и правила обращения с осужденными, содержащиеся в международных стандартах;
4) содержание наказания, личностные характеристики осужденного.
3. Основные формы воспитательной работы
Комплекс воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он включает обширный набор разнообразных средств и методов. В этом смысле непосредственную помощь персоналу может оказать знание основ исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. Психологические службы ныне широко развернуты в уголовно-исполнительной системе.
Известно, что для цели исправления осужденных следует применять не одно какое-либо воспитательное средство (сколь бы действенным оно не представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых. Основными направлениями воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы являются нравственное воспитание, правовое, трудовое и физическое.
В указанной системе мероприятий находит место и религиозное просвещение среди осужденных. Однако оно не может быть панацеей от всех бед; фетишизм в воспитательном процессе того или иного средства недопустим. Сейчас вместо политико-воспитательной работы с этим контингентом проводится просто воспитательная работа, что выразилось не только в снятии с нее идеологической окраски, но и в изменении ее содержательной стороны (например, политзанятия с осужденными не проводятся). Более подробно эти вопросы будут освещены в дальнейшем изложении при анализе организации работы с осужденными, отбывающими конкретные виды наказаний.
4. Понятие режима
Режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, во-первых, уточняют и конкретизируют некоторые существенные аспекты обеспечения режима в исправительных учреждениях, не нашедшие отражения в уголовно-исполнительном законодательстве. Во-вторых, они дают возможность единообразного применения законодательных положений в процессе функционирования отдельных исправительных учреждений с учетом специфики их деятельности, т. е. особенностей состава осужденных, при родно-климатических условий, конкретной оперативной обстановки по месту дислокации и т.д.
Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.
5. Труд как средство исправления осужденных
Общественно полезный труд в силу своих исключительных возможностей выступает важнейшим средством исправления осужденных; в свое время труд в соответствующих законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных. Сейчас в политике и законодательстве акцент смещен с трудового на уголовно-исполнительный. Тем не менее, труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний. Обязанность осужденных трудиться является специфической, она создает правовую основу для воздействия на них специальными мерами, в том числе и специфической ответственности в случае уклонения или отказа от труда. Осужденные, кроме того, должны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Обязанность указанных лиц трудиться не только не противоречит, но и полностью соответствует международным стандартам обращения с осужденными.
На администрацию исправительных учреждений возлагается обязанность привлекать осужденных к общественно полезному труду, т.е. их трудоустройство. При этом необходимо учитывать пол, возраст, состояние здоровья, трудоспособность осужденных и, по возможности, их специальность. Такие обстоятельства еще больше осложняют задачу сохранения, расширения и поиска новых рабочих мест в современных условиях. Ее решение затрудняется и постоянным ростом численности осужденных в местах лишения свободы. К чести уголовно-исполнительной системы даже в таких условиях количество безработных осужденных не возрастает, оставаясь вот уже ряд лет на уровне 16-18% к общему числу осужденных.
Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при обеспечении надлежащей охраны и изоляции данного контингента. Осужденные также вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Обязанность осужденных трудиться не носит абсолютного характера. Осужденные мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет, а также инвалиды I или II группы привлекаются к труду по их желанию. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду согласно законодательству Российской Федерации о труде. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы с соблюдением необходимых правил по их изоляции и охране.
Условия труда осужденных к лишению свободы по УИК РФ не только существенно смягчены по сравнению с ранее действовавшим законодательством, но и в своей основе регламентируются законодательством Российской Федерации о труде. Это относится к продолжительности рабочего дня (включая выходные и праздничные дни), правилам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и многим другим аспектам трудовой деятельности. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми исправительным учреждением по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные. Графики составляются с учетом местных условий, характера производства, времени года (особенно для выполнения сельскохозяйственных работ или работ по лесозаготовкам).
6. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества
К видам анализируемых наказаний относятся:
1. Обязательные работы.
2. Штраф.
3. Лишение права занимать определенные должности.
4. Исправительные работы.
1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно-полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Штраф – денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Штраф может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.
После оглашения приговора к штрафу суд разъясняет осужденному его обязанность уплатить сумму штрафа в банковское учреждение, где находится депозитный счет суда. Осужденный предупреждается о возможности принудительного взыскания штрафа.
УИК РФ ввел понятие «злостное уклонение от уплаты штрафа» (ст. 32). Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплатив и штраф или часть штрафа в сроки, установленные УИК РФ.
Исполнение штрафа считается оконченным, когда указанная в приговоре суда сумма будет уплачена в банковское учреждение на депозитный счет суда, исполнительный лист с отметкой судебного пристава об исполнении приговора в части взыскания штрафа поступит в суд, постановивший приговор.
В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организуют проведение с осужденными воспитательной работы.
Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.
Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ). Они устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2. лет; несовершеннолетним осужденным данный вид наказания назначается на срок до 1 года. Они могут применяться только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст. 45 УК РФ).
Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) (ч. 2 ст. 39 УИК РФ).
Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников милиции в законодательном порядке контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно; применяют меры поощрения и взыскания, а также устанавливают обязанности и запреты, предусмотренные УИК РФ.
7. Контроль за условно осужденными
Контроль за поведением условно осужденных представляет собой специфическую форму реализации уголовной ответственности, проявляющуюся, с одной стороны, в установлении для осужденного определенных ограничений (обязанностей), а с другой – в применении к осужденным комплекса профилактических и воспитательных мер.
Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих – командованием их воинских частей.
Кроме уголовно-исполнительных инспекций, в контроле за несовершеннолетними, осужденными условно, должны участвовать и комиссии по делам несовершеннолетних.
Основные направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций по контролю за условно осужденными:
а) персональный учет осужденных в течение испытательного срока;
б) контроль за соблюдением осужденным правопорядка;
в) контроль за исполнением возложенных судом на осужденного обязанностей;
г) исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
д) взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за осужденным;
е) взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении.
К числу задач, решаемых при этом уголовно- исполнительными инспекциями, относятся:
а) изучение личности осужденного, условий его жизни и ближайшего окружения;
б) сбор и анализ информации о поведении данного лица по месту работы (учебы) и в быту, позволяющей судить о его исправлении, о возможности досрочной отмены условного осуждения и снятии с осужденного судимости, сокращения либо продления испытательного срока;
в) информирование компетентных органов о совершенных осужденным в течение испытательного срока правонарушениях для привлечения его к установленной законом ответственности, о фактах невыполнения возложенных на него судом обязанностей;
г) подготовка представлений в суд о полной или частичной отмене либо дополнении установленных для условно осужденного обязанностей, о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения с освобождением от наказания либо с применением назначенного наказания.
Контроль за условно осужденными осуществляется с соблюдением принципов уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и не направлен на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Закон наделяет уголовно-исполнительные инспекции определенными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля. Инспекции имеют право приглашать осужденного для бесед, требовать от него отчета о своем поведении, осуществлять его принудительный привод в случае неявки без уважительных причин, а также проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении осужденного от отбывания наказания и когда его местонахождение неизвестно. Кроме того, инспекции могут влиять на режим осуществления контроля, который во многом зависит от количества и характера возложенных судом на условно осужденного обязанностей.
8. Освобождение от отбывания наказания, оказание помощи освобожденным и осуществления контроля за их поведением
Освобождение означает прекращение отбывания наказания и отмену вытекающих из него правоограничений.
Основаниями освобождения от отбывания наказания являются:
1. Отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда.
Наказание признается отбытым в момент истечения его срока. Обязанность исчисления срока наказания возлагается законом на орган, исполняющий приговор суда в отношении конкретного осужденного.
2. Отмена приговора суда с прекращением дела производством.
Освобождение вследствие отмены приговора суда с прекращением дела производством означает реабилитацию лица как осужденного необоснованно. Оно производится органом, исполняющим наказание, после получения копии определения суда, вынесшего такое решение. Это определение (постановление), приобщается к личному делу осужденного.
3. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания производится органом, исполняющим наказание, после получения определения о том суда.
4. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Замена неотбытой части наказания более мягким его видом производится по основаниям, предусмотренным ст. 80 УК РФ.
5. Помилование или амнистия.
Президент РФ наделен правом осуществлять помилование. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания (ст. 85 УК РФ).
6. Тяжелая болезнь или инвалидность. К досрочному освобождению от отбывания наказания по болезни могут быть представлены осужденные: а) заболевшие во время отбывания наказания психической болезнью, лишающей их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; б) заболевшее иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания.
В случаях психического заболевания осужденного судья по представлению начальника органа, ведающего исполнением наказания, на основании заключения врачебной комиссии выносит постановление об освобождении данного лица от дальнейшего отбывания наказания. Такому лицу суд может назначить принудительные меры медицинского характера или передать его на попечение органов здравоохранения. Если же осужденный заболел иной тяжелой болезнью, то судья решает вопрос о его освобождении от отбывания наказания с учетом тяжести совершенного этим индивидом преступления, особенностей его личности и других обстоятельств.
7. Иные основания, предусмотренные законом.
К иным предусмотренным законом основаниям освобождения от отбывания наказания относится прежде всего изменение уголовного закона.
Лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными федеральным законом для лиц, имеющих судимость (ст. 179 УИК РФ).
Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т. п. Трудности, испытываемые лицом, от бывшим наказание, особенно в трудовом и бытовом устройстве, могут подталкивать его к совершению новых преступлений. Поэтому закон возлагает на администрацию исправительных учреждений по месту отбывания осужденными наказаний в виде ареста, ограничения либо лишения свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до 6 месяцев – после вступления приговора в законную силу, администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях (ч. 1 ст. 180 УИК РФ).
С осужденным проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.
Если освобождаемые в силу пенсионного возраста или инвалидности являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация учреждения, исполняющего наказания, направляет органам социальной защиты представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых. К представлению прилагается письменная просьба самих осужденных.
В целях способствования адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности закон предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими наказания.
В соответствии со ст. 182 УИК РФ осужденные, освобождаемые от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Его суть заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Иногда контролирующий субъект наделяется законом правом самостоятельного применения некоторых превентивных мер.
Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права.
Контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.
Главная цель контроля – помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения.
Срок контроля за условно-досрочно освобожденным равен неотбытой части срока наказания.
Список использованных источников
1. Гражданско-процессуальный Кодекс РФ.
2. Гражданский Кодекс РФ.
3. Уголовный кодекс РФ.
4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
5. Справочник по доказыванию в уголовном судопроизводстве/ Под ред. И.В. Решетниковой. М.: Норма, 2006.
6. Конев Ф.Ф. Лекции по уголовно-исправительному праву. М., 2007.
7. Алексеев А.С. Уголовно-исправительное право. М., 2006, Ч. 1.