От Адама до ОPEL

СОДЕРЖАНИЕ: Opel начинался со швейных машинок. Молодой и целеустремленный немец Адам Опель работал техником и постоянно совершал поездки по Европе. В Париже он устроился на курсы по производству швейных машин.

Петр Биргер

Адам Опель, 150 лет назад основавший компанию под собственным именем, конечно, и представить не мог, какие страсти разгорятся вокруг Opel в наше время. Тем более не мог он представить, что его детище может оказаться сначала в руках американской корпорации, а потом перейти под контроль консорциума с участием российских инвесторов: в нояб ре 2009 года Еврокомиссия примет окончательное решение по поводу сделки, в рамках которой Opel можеть быть продан альянсу в составе австрийско-канадской Magna и российского Сбербанка. Правительство Германии рассчитывает, что немецкие технологии и русские деньги помогут Opel вернуть былую славу, померкшую в последние десятилетия. Впрочем, сделка может и не состояться.

ОТ ШЛЯП К ВЕЛОСИПЕДАМ

Opel начинался со швейных машинок. Молодой и целеустремленный немец Адам Опель работал техником и постоянно совершал поездки по Европе. В Париже он устроился на курсы по производству швейных машин. Вернувшись на родину в 1862 году, Адам приспсобил машинку для производства шляп и основал компанию Opel, на которой наладил производство станков для выпуска головных уборов. Компания стала крупнейшим производителем шляп в Германии.

В 1884 году после посещения выставки во Франции Адам загорелся новой идеей – выпуском велосипедов. Сыновья Адама – Карл, Вильгельм, Генрих, Фридрих и Людвиг – с детства помогали отцу на фабрике, а в свободное время гоняли на велосипедах. Именно они популяризовали велоспорт в Германии и вскоре стали первыми чемпионами. Благодаря успехам братьев марка велосипедов Opel стала известна во всей Европе.

Опели первыми в 1890 году предложили использовать в колесах велосипедов наполненные воздухом шины конструкции англичанина по фамилии Данлоп. Компания выпускала две тысячи велосипедов в год и по-прежнему была крупнейшим в Германии производителем швейных машин вплоть до кончины Адама Опеля 8 сентября 1895 года. Основатель компании умер 58 лет, оставив налаженное производство сыновьям.

ОТ ВЕЛОСИПЕДОВ К АВТО

К концу XIX века предприятие Опеля из небольшой ремесленной мастерской превратилось в промышленное предприятие со штатом около 600 человек. Но производство швейных машинок и велосипедов уже не приносило достаточную прибыль. Развитие компании требовало новых решений. Их поиском и занялись сыновья Адама. В 1897 году братьев Опель – чемпионов по велосипедным гонкам – пригласили на Берлинский автосалон, где они впервые увидели самоходные экипажи и загорелись новой идеей – наладить выпуск автомобилей. Ознакомившись с опытом немногочисленных немецких изготовителей самодвижущихся экипажей, братья решили начать производство в кооперации с одним из них. Выбор пал на Фридриха Лутцмана, владельца автозавода в Дессау, поставлявшего машины членам германской августейшей фамилии. По контракту, заключенному 21 января 1899 года, завод в Рюссельсхайме начал выпуск модели Opel Patent-Motorwagen системы Лутцмана. Однако бизнес с Лутцманом у братьев «не пошел», и в 1901 году они расстались с компаньоном, заключив новое соглашение.

На этот раз в поле зрения Опелей попал французский автомобилестроитель Александр Даррак. В начале 1902 года в Рюссельсхайме появились первые лицензионные авто, продававшиеся под маркой Opel-Darracq. Параллельно велись активные разработки собственной модели. Первый автомобиль конструкции Opel был представлен уже осенью 1902 года – на автосалоне в Гамбурге. Публике показали модель 10/12 PS, оснащенную двухцилиндровым двигателем собственной конструкции.

ПЕРВЫЙ НАРОДНЫЙ

Рынок принял новичков благосклонно. Уже через несколько лет завод Опелей стал одним из самых успешных автомобилестроительных предприятий Германии. В 1906 году, т. е. всего через четыре года после гамбургской премьеры, братья Опель выпустили тысячный автомобиль. Расширился и модельный ряд: к первенцу 10/12 PS прибавилась модель 20/22 PS с более мощным четырехцилиндровым двигателем, появились и грузовые версии. Завод в Рюссельсхайме не справлялся с увеличившимися объемами производства, и в том же 1906 году Opel открыл филиал в Берлине. Но подлинный прорыв компания совершила, выпустив на рынок свой первый бестселлер – легендарный Opel 4/8 PS Doktorwagen. Автомобиль, ничем не уступавший конкурентам по качеству и степени оснащения, предлагался всего за 3950 марок – вдвое дешевле аналогов. Фактически Doktorwagen вполне мог претендовать на лавры первого в Германии «народного» автомобиля. Как бы там ни было, серьезный рыночный успех новинки в сочетании с принятой годом позже модульной системой производства, позволившей комплектовать «полуфабрикаты» автомобильных кузовов с различными типами шасси и двигателей, сыграл существенную роль в развитии компании. В 1912 году суммарный объем производства переваливает за 10 тыс. авто, и к 1914 году, обойдя всех конкурентов, Opel становится крупнейшим немецким автомобилестроителем.

Успешное развитие позволило компании расширить сферу деятельности. В предвоенные годы инженеры Opel активно работали над широким кругом «непрофильных» тем: от сельскохозяйственного мотокультиватора до пожарного насоса. Тогда же были предприняты и первые попытки производства авиационных двигателей. Моторами Opel комплектовались бипланы Euler.

ДРЕВЕСНАЯ ЛЯГУШКА

Жесточайший экономический кризис 20-х годов поставил немецкую автомобильную промышленность на грань выживания. В разоренной войной Германии автомобиль стал недоступной роскошью. Спасти положение могло лишь массовое производство автомобилей с предельно низкой себестоимостью, т. е. конвейерная сборка. Первый в Германии конвейер заработал в 1924 году в Рюссельсхайме. Модернизация производства обошлась в 1 млн золотых марок, но игра стоила свеч: за шесть лет отпускная цена Opel 4/12 PS Laubfrosch, положившей начало конвейер ной сборке, снизилась с 4,5 тыс. марок до 1,99 тыс. «Древесная лягушка» (в переводе на русский) вернула немцам уверенность в завтрашнем дне, а автомобилю – статус общедоступного средства передвижения. Но даже вновь завоевав лавры лидера немецкой автомобильной промышленности (в 1928 г. на долю Opel приходилось 37,5% рынка, а общий объем продаж приближался к 43 тыс. авто), компания остро нуждалась в поддержке. Преобразовав бизнес в открытое акционерное общество, братья занялись поисками сильного партнера.

Помощь пришла из-за океана: немецким автогигантом заинтересовалась General Motors. В марте 1929 года наследники Адама Опеля передали GM контрольный пакет (80%) акций компании, сохранив по условиям сделки «полную независимость во всех сферах». Войдя в империю GM, Opel получила широкий доступ на международный рынок. В начале 30-х компания закреп ляется в Японии, Китае и Латинской Америке, на родине позиции тоже существенно упрочились: в 1935 году с конвейеров Opel сошло свыше 100 тыс. легковых и грузовых автомобилей – рекордный по тем временам годовой объем производства. Растущий спрос на грузовики вынудил компанию выделить производство в отдельное предприятие. В том же 1935-м в Бранденбурге открылся завод мощностью 25 тыс. автомобилей в год. Производство ориентировалось на выпуск малотоннажных Opel Blitz, дебютировавших в 1931 году и быстро завоевавших огромную популярность в Германии и за ее пределами. Кстати, именно этому полуторатонному грузовичку концерн Adam Opel AG обязан фирменной эмблемой – молнией, делящей окружность пополам. Впервые изображение серебряной молнии появилось в 1931 году именно на Opel Blitz.

ПЕРВЫЕ КАДЕТЫ

Не забывали братья Опель и о «народных» легковушках. В 1935 году с конвейера в Рюссельcхайме сошел первый немецкий автомобиль с несущим кузовом – Opel Olympia. «Олимпия» выгодно отличалась малым весом, улучшенной пассивной безопасностью и прекрасной аэродинамикой. Но главное – новая концепция позволила изготавливать кузов отдельно от механических деталей – двигателя, трансмиссии и элементов подвески, объединяя их лишь на конечном этапе. Подобная методика сборки практикуется на автозаводах по сей день, но тогда это была настоящая революция.

Годом позже Рюссельcхайм порадовал немцев премьерой компактной малолитражки, продержавшейся на конвейере 55 лет. Речь о неувядающем Opel Kadett, «наследники» которого в четвертом и пятом поколениях – Kadett D и E – до сих пор колесят по дорогам планеты. Сходный по конструкции и внешности с «Олимпией» легкий автомобильчик стал подлинным бестселлером: за неполные четыре года было продано 107 608 «кадетов» первого поколения.

Основательно укрепив позиции в компакт-классе, Opel вступил в борьбу за верхний сегмент рынка. Взыскательным клиентам Рюссельсхайм предложил сразу две модели-люкс с мощными 6-цилиндровыми двигателями: Super 6 и Admiral. Два года спустя Super 6 уступит место последней предвоенной новинке – Opel Kapitan, а пока, в мирном 1936-м, братья Опель возносятся на вершину славы: с годовым объемом выпуска в 120 293 автомобиля компания стала абсолютным европейским лидером.

УДАРЫ ВОЙНЫ

Впрочем, пальма первенства в Рюссельсхайме не задержалась. Началась война. Милитаризованной экономике частный автотранспорт был ни к чему, и в октябре 1940 года директивой нацистского руководства производство легковых автомобилей на Opel было свернуто. В Бранденбурге, правда, продолжался выпуск «полуторок» Blitz для армейских нужд (в полноприводном варианте и даже на гусеничном ходу). Однако главные силы компании мобилизовали для выполнения задач, далеких от автомобилестроения. Припомнив былые заслуги Opel перед авиапромом, завод в Рюссельсхайме переориентировали на производство авиационных шасси, пилотских кабин и пуленепробиваемых топ ливных баков. К концу войны от былого могущества Opel не осталось и следа. В 1944 году заводы компании превратились в прах под бомбами союзников (интересно, были ли среди пилотов акционеры GM?), а годом позже хозяевам предприятия пришлось распрощаться с одной из своих лучших моделей: оборудование, техническая документация и все имевшиеся в наличии комплектующие для производства Opel Kadett были вывезены в СССР в качестве военных репараций.

СТАВКА НА МАЛОТИРАЖКИ

Выпуск «Кадета», известного российским автолюбителям как «Москвич-401», продолжался на заводе малолитражных автомобилей (ныне АО «Москвич») до середины 50-х годов. Кстати, на том же «Москвиче» в середине 70-х годов планировалось освоить сборку Opel модели Ascona, но проект не получил поддержки американцев.

Немцы же вернулись к малолитражкам лишь в 1962 году (после восстановления в начале 50-х компания сконцентрировалась на дорогих моделях). Для выпуска Opel Kadett A открылся новый завод в Бохуме. «Кадет» второго поколения роднили с предшественником разве что название да народная любовь: менее чем за четыре года количество выпущенных Kadett A перевалило за миллион. Компактный «кадет» оказался наиболее популярной моделью компании. К 1991 году, когда место ветерана на рынке заняла Astra, по всему миру продали около 11 млн этих автомобилей. С начала 70-х Рюссельсхайм занимает твердые позиции почти во всех основных сегментах рынка. В среднем классе честь компании отстаивали Opel Rekord и Ascona, спортивные традиции поддерживало купе Manta. В 1972 году Opel вновь стал национальным лидером. На долю компании приходилось 20,4% немецкого авторынка. 80-е добавили в линейку Opel седан Senator представительского класса и созданное на его базе купе Monza. На построенном в Испании заводе начали выпускать малолитражную Corsa (позднее модельный ряд завода в Сарагосе пополнила Tigra).

Со второй половины 80-х модельный ряд Opel приобретает современные черты. В 1986 году Record уступил место Omega, а двумя годами позже на смену Ascona пришла Vectra. Для полноты картины не хватало лишь внедорожников и минивэнов – они появились уже в 90-е. Наладив в 1991 году сборку внедорожников Isuzu под собственной маркой (модель Frontera), Opel без труда стал их основным европейским поставщиком. На руку компании, видимо, сыграли два фактора: невысокая конкуренция (в Старом Свете этот транспорт не пользуется особой популярностью) и американская принадлежность Opel.

НОВАЯ ЭПОХА

Но золотые времена концерна остались в прошлом. Будучи европейским лидером в предвоенные годы, Opel имел все шансы не только сохранить титул, но и существенно упрочить позиции на мировом рынке. Динамичное развитие Adam Opel AG могла остановить только катастрофа. И компании фатально не повезло – началась война...

Ценой невероятных усилий производство удалось восстановить (к середине 50-х его объемы сравнялись с довоенными), но реалии рынка уже значительно изменились. У Рюссельс хайма появился серьезный конкурент: стремительно набиравший обороты Volkswagen серьезно потеснил Opel в традиционном для концерна сегменте недорогих «народных» автомобилей. Попытки вернуть былое величие увенчались успехом лишь в 1972 году, когда Opel вновь стал самым крупным игроком национального рынка. Создание же Volkswagen Group окончательно лишило Рюссельсхайм шансов на европейское господство.

Очередной удар постиг Opel в 2004– 2005 годах. К этому времени компания обросла огромным количеством сотрудников, что серьезно сказалось на себестоимости автомобилей. Сложности с утверждением технологических решений и зависимость менеджмента Opel от американцев довершили дело: к 2005 году доля Opel на рынке Европы упала ниже 10%. Чтобы исправить ситуацию, европейское руководство пошло на массовое сокращение персонала, что вызвало серьезные протесты на заводах по всей стране. К 2006 году количество немецких сотрудников Opel сократилось почти в два раза – до 27,6 тыс. Только такой мерой компании удалось стать рентабельной: Opel вышел на стабильные объемы производства –1,6– 1,7 млн авто в год, почти 2 млн двигателей и столько же коробок передач. В конце 2008 года Opel считался, наверное, самым здоровым подразделением General Motors: к 2012 году планировался серийный запуск до 25 новых моделей, его доля на европейском рынке стала расти. Но по иронии судьбы оздоровленный Opel снова пал жертвой кризиса. Трудности Opel можно объяснить тем, что американское руководство GM больше заботилось о сохранении материнской американской структуры – именно поэтому обещанные средства на выплату кредитных обязательств Opel не были перечислены. Новость о том, что Opel может стать банкротом, облетела всю Германию и надолго стала главной в новостных лентах. Крах крупнейшего автопроизводителя Европы, на заводах которого только в Германии трудится свыше 25 тыс. человек, мог стать для страны настоящей трагедией. Продажа была единственным выходом. Что будет с Opel в ближайшие десятилетия – зависит теперь и от Сбербанка.

***

ФAКTЫ ИСТОРИИ

OPEL DOKTORWAGEN стал первым в Германии «народным» авто

1902 В начале 1902 г. в Рюссельхайме были собраны первые автомобили, продававшиеся под маркой Opel-Darracq. Автором модели значился француз Александр Даррак.

1929

Наследники Адама Опеля передали контрольный пакет акций компании американской GM, сохранив по условиям сделки «полную независимость во всех сферах».

1962

После войны Opel сконцентрировался на выпуске дорогих моделей и вернулся малолитражкам только в 1962 г., начав выпускать Opel Kadett A на новом заводе в Бохуме.

2008

OPEL СЧИТАЛСЯ САМЫМ ЗДОРОВЫМ подразделением General Motors, но по иронии судьбы снова пал жертвой кризиса

Список литературы

Наши деньги №11 (67) ноябрь 2009

Скачать архив с текстом документа