«ответ»
СОДЕРЖАНИЕ: Монголии, центральной и Средней Азии – у 15-30%. Столь быстрое распространение нового генотипа, безусловно, связано не с биологическим, а с социальным отбором – прямыми преимуществами по части деторождения у представителей Чингизидов
Реферат
Тюрки в XII - XV веках
Содержание
стр.
1. Миграционный реванш монголоидов 3 2.Тюрки в XII-XV веках 9
Список литературы 15
1. Миграционный реванш монголоидов
Миграционный «ответ» монголоидов состоял сначала в вытеснении европеоидов-ариев из Юго-Восточной Азии, а потом - в мощном набеге Чингисхана и его потомков, чей генотип распространился из Монголии на огромные пространства от Тихого океана до Каспийского моря. Соответствующая «молодая» генетическая линия Y-хромосомы (возникшая около 1000 лет назад) встречается на этом пространстве у 8% мужчин, а в отдельных районах Монголии, центральной и Средней Азии – у 15-30%. Столь быстрое распространение нового генотипа, безусловно, связано не с биологическим, а с социальным отбором – прямыми преимуществами по части деторождения у представителей Чингизидов.
Первый реванш монголоидов начался со Средней Азии и столетие за столетием отодвигал европеоидов все дальше на запад. Сарматы, принимавшие у себя потоки монголоидных мигрантов, стремились все-таки оставаться европеоидами, сходными обликом со своими родовыми вождями - древними ариями. Именно поэтому у них был распространен обычай в раннем детстве придавать голове ребенка более вытянутую форму. Круглоголовость, очевидно, была признаком монголоидной примеси. Борьба с монголоидными влияниями велась в Средней Азии V-III вв. до н.э., в Центральном Казахстане еще в III-I вв. до н.э., а затем и в Восточной Европе. С усилением монголоидов практика деформации черепов становилась общераспространенной. Это была плата за смешанные браки сарматов, уродство которых отмечал Тацит. Вслед за антропологическим уродством с середины III в. н.э. последовал страшный упадок – обезлюживание огромных территорий от Приднестровья и Подонья до Прикубанья. Болезни и смуты ослабили и разрушили Сарматию – союз некогда европеоидных племен. Население разбежалось на Урал, за Волгу, спряталось в Кавказских горах и в Крыму.
Образ жизни степняков был универсальным. В результате смешения многих миграционных потоков образовалась гуннская орда, где, очевидно, во главе стояли монголоиды. Это обстоятельство объясняет стремление гуннов изменять внешность, придавая ей более монголоидный вид – выжигать волосяной покров на лице. Европеоиды брали пример с монголоидной знати, которая густой растительности на лице не имела. Вместе с тем, у гуннов прослеживается связь с финно-уграми – прежде всего, стойким обычаями сыроядения, людоедства и умерщвления стариков, сохранившимися вплоть до начала XIX вв. Андрофаги – народ, известный со скифских времен, были изгнаны со Среднего Днепра готами, а вернулись вместе с гуннами. Но основу гуннской орды составляли сибирские монголоиды – коренастые, смуглокожие, узкоглазые, плосконосые и круглолицые типы. Разумеется, к китайским хунну эта степная орда не имела никакого отношения. Разве что близость имени, которую можно объяснить некоей родственностью знати. Хунну при этом жили в комфортной расовой среде и не нуждались в изменении внешности.
Гуннское нашествие IV в. добило остатки алано-сарматов и смело готское государство. Закрепление гуннов в Северном Причерноморье было связано с похолоданием и увлажнением климата, способствующим кочевникам, вернувшимся к условиям скифских времен. Алано-сарматы сохранились лишь в городах-крепостях Черноморского побережья Кавказа и в кавказских ущельях. Степные жители бежали и рассеялись по Южной и Западной Европе, а иные добрались даже до Испании и Африки. Часть сарматов покорилась и воевала в гуннской орде. Вестготы бежали за Днестр, остготы были разгромлены и также пытались найти убежище в приднестровских лесах. Но гунны нашли врага и там, и готы бежали за Дунай, стремясь найти защиту у Рима. В дальнейшем остготы и гепиды входили в состав армии Атиллы.
Гуннское нашествие перемешало европейские народы. Вандалы, смешавшись с аланами, образовали государство в Африке, выгнав римлян и ливийцев. Сдвинутые со своих территорий вестготы в 410 году захватывают и грабят Рим, но потом отступают в Южную Галлию и образуют Тулузское королевство, позднее переходят Пиренеи и создают государство с центром в Толедо (сохранившееся до арабского завоевания в VIII веке). В 455 году Рим грабят уже африканские вандалы. Но в VI веке вандальское государство в Африке завоевывает Византия.
В римской армии против Атиллы сражались визиготы, свевы, бургунды, саксы, кельтские и сармато-аланские племена. Сильная имперская власть соединяла разные народы как вокруг римских консулов, так и вокруг Атиллы – до тех пор, пока властный центр оставался единым. Византия, расколотая изнутри, например, ничего не могла противопоставить армиям гуннов и платила колоссальную дань.
Европа едва устояла под напором полчищ во главе с монголоидной знатью. Аэций, «последний великий римлянин» – полководец германского происхождения, отразил поход огромной армии Атиллы и отбросил его от пределов Рима. В 451 г. в 150 км восточнее Парижа, на Каталаунских полях состоялась «Битва народов», в которой Атилла потерпел поражение и отступил. После внезапной смерти Атиллы покоренные европеоиды восстали – германские и аланские племена растерзали державу гуннов и истребили гуннов почти полностью. Часть гуннов, возможно, бежала в Среднюю Азию и растворилась в тамошних племенах. Дни Римской Империи также были сочтены – королевства варваров не нуждались более в консолидирующем центре. В 476 г. Одоакра низложил последнего римского императора и отсылал знаки императорского достоинства в Константинополь – последнему, признанному в Европе императору. Брат Одоакра Вислав (Витслав) стал родоначальником вандальских правителей Мекленбурга.
Гунны породили Великое переселение народов, которое «германизировало» Европу, обрушив, в конце концов, Западно-Римскую империю и косвенно послужив возвышению Византии. Арийские волны смешались в этом круговороте племен и народов между собой, а также с кельтами, кавказоидами и даже североафриканцами. И только лесные массивы Восточной Европы сохранили арийский тип, несколько трансформированный на юге степными нашествиями, а на севере – остатками финно-угорских племен.
Европеоидное население Средней Азии было постепенно вытеснено из Степи монголоидами в III-IV вв. Часть европеоидов ушла в горы, другая – смешалась с монголоидными племенами, образовав завоевательные армии, подобные гуннским, которые двинулись на восток и юго-восток. Нашествия с севера и северо-запада то и дело меняли власть в Поднебесной.
В середине IV века коренные китайцы вырезали, казалось бы полностью ассимилированных хунну. Изобличенные как потомки варваров, окитаенные хунну были истреблены поголовно – их выявляли по малейшим признакам европеоидности и умерщвляли. Вслед за хунну пришли жуань-жуане (жужане). Их китайцы определили как чужаков, поскольку считали густые волосы и густую бороду, присущие европеоидам, признаками дикости. Язык жуань-жуаней был также не знаком китайцам. Начались затяжные войны северокитайских императоров с набегами этих кочевников. Но более успешно с жуань-жуанями боролись не огромные китайские армии, а степные засухи.
Держава жуань-жуаней возникла в Центральной Азии IV в., опираясь в войнах против Китая на кочевые монголоидные племена Восточной Монголии и Западной Маньчжурии и тангутов Северо-Восточного Тибета и китайской провинции Ганьсу. Но успехи китайской армии оттеснили жуань-жуаней на север, где они покорили племена уйгуров и двинулись в сторону Семиречья, вытеснили усуней в горы Тянь-Шаня и Памира и подчинили своей власти эфталитов. В начале V в. ими были покорены племена, жившие в районе Алтая и Саян, включая прототюркские племена. Держава жуань-жуаней существовала до середины VI в.
В этой истории европеоидный компонент был связан с обликом вождей хунну и жуань-жуаней. Точно также гуннские вожди вместе со своей гвардией были монголоидами, а их завоевательные армии собирали разнородные европеоидные племена. Фактор расовой вражды нейтрализовался в иерархической системе. Пока лидерство удерживалось, существовали огромные империи; как только лидерство утрачивалось, расовый конфликт разрывал эти империи на части, а расовый тип вождей подлежал истреблению.
В дальнейшем подобную иерархию сумели организовать тюрки, которые в союзе с расово близкими монголоидными племенами громят империю жуань-жуаней и, установив свое лидерство в Степи, начинают движение на запад и на юго-восток. На юго-востоке они продолжают терзать Китай, на юго-западе пытаются пробиться в Иран, на западе в обход Каспия обрушиваются на Северный Кавказ, где в VI веке устраивают страшную резню, встретив сопротивление горских племен. В Средней Азии тюркскую армию европеоидам удалось остановить в долине Герата и полностью разбить.
Армянские источники описывают изначальных тюрок с отвращением: безобразная, гнусная, широколицая, безресничная толпа. Грузины, отбиваясь от осадивших Тбилиси тюрок, сравнивали облик тюркского царя с тыквой – круглая голова без бороды, редкие усы, узкие как щели глаза, плоский нос. Тюрками в Персии и Европе стали называть всех кочевников, а собственно этнические тюрки просуществовали лишь до конца VIII в., оставив после себя только лингвистические особенности некоторых языков. В конце концов, уйгуры, ставшие главным наполнением тюркского войска, разрушили в VIII веке государство древних тюрок, а завоевательные армии тюрок перемешались с местным населением. Современные российские «тюрки» и по расово-генетическим параметрам, и по языку скорее родственны татаро-монголам, а современные турки – южные европеоиды, чье имя происходит от имени туркменского (тюркского) султана Османа (ХIV в.), но не означает антропологической связи с древними тюрками.
В VI веке Византия достигла могущества, оказавшись чуть ли не единственным государством периода античности, не рухнувшим под напором Великого переселения народов. Немалую роль играл и тот факт, что византийский император - единственный из европейских монархов сохранил глубокую родословную, а значит – и право повелевать народами и странами. Служить единственному императору было почетно и выгодно.
Союзниками Византии на какое-то время стали авары (обры), собравшие по Степи множество народов – потомков сарматов с Поволжья и Северного Причерноморья. В то же время, европеоидный компонент в аварской знати был бесспорным. Византийские источники описывают аварских вождей высокорослыми, с длинными волосами, заплетенными в косы. Немалую роль в доминировании авар в Степи сыграл новый комплекс вооружений – дальнобойные луки, длинные копья, изогнутые сабли, стремя. Именно этими новациями скромное по численности аварское войско (около 20 тыс.) достигло победы в Причерноморье и Подунавье, завоевания Паннонии и Далмации, совершило успешные вторжения в Византию. Завоеванные аварами славяне-анты вынуждены были участвовать в аварском войске в составе передовых отрядов, принимавших на себя основной удар противника. Сильное сопротивление аварам оказали прикарпатские дулебы.
Новые лидеры Степи, возможно, были частью разгромленных тюрками жуань-жуаней, отступивших в Среднюю Азию. Тип аварского захоронения лошадей (отдельно хоронились только ноги и череп) говорит об иранских обычаях, захоронение лошадей отдельно от человека – о монгольских. Захоронения людей в стоячем или сидячем положении – о связях с сарматами и Средней Азией. Изучение костных останков лошадей выявляют в них восточное происхождение. В захоронениях аварской эпохи встречаются как чисто монголоидные черепа, так и европеоидные - североевропейского, средиземноморского, восточно-балтийского типов. Удельный вес монголоидов в захоронениях в центре аварских земель на территории современной Венгрии не превышает 10%, что отражает доминирование европеоидов в аварской знати.
Интенсивное смешение с потомками сарматов, германцами и славянами постепенно ассимилирует аварских пришельцев. В позднеаварский период (VIII - начало IX вв.) из их обычаев исчезают иранские и монгольские признаки. Скорее всего, авары были европеоидами – именно поэтому не создали союза с тюрками. Возможно, они участвовали как давние союзники в сопротивлении тюркской экспансии на стороне эфталитов. Именно европеоидные черты аваров и их обычаи не напугали местное население и не превратили их появление в Европе в нашествие, подобное гуннскому. В данном случае, напротив, возник альянс, подобный греко-скифскому.
Тем не менее, аварскую державу постигла та же участь, что и гуннскую – подчинив себе огромную территорию от Дона до Одера и от верховий Днепра до Дуная, авары постепенно растворились в местном европеоидном населении, а растворившись, утратили лидерство. Немалую роль сыграло, и пресечение династии первого правителя Аварского каганата Баяна. В конце VIII века авары, раздираемые внутренними распрями, были разгромлены франками и попали в подчинение Карлу Великому. Несколько восстаний аваров было подавлено; последний раз имя этого народа упоминается в договорах о разделе империи Карла Великого.
В VII веке в результате ослабления Аварского каганата и распада Тюркского каганата в Приазовье и Северном Причерноморье образовалась Великая Болгария со столицей в древнегреческой Фанагории на Таманском полуострове. Объединитель нескольких кочевых орд хан Кубрат был христианином и другом византийского императора. Но после его смерти недолгий племенной союз распался, а составившие его орды были отброшены нашествием хазар и ушли по разным направлениям: на Дунай, в Крым, на Дон и Кубань, часть – в Среднее Поволжье, где образовали Волжско-Камскую Болгарию.
Многочисленная болгарская орда хана Аспаруха, сына Кубрата разбила византийское войско и расселилась между Дунаем и Балканских хребтом, подчинив себе проживавших здесь славян. Правда, положение Болгарского царства было чрезвычайно сложным – между ромеев, авар и руси. Славяне стали частью болгарского войска, оборонявшего границы. К середине VIII века славянская знать получила преобладание в болгарском государстве. Подвергшись ударам 967-971 гг. со стороны русского войска князя Святослава, а в 1018 г. оказавшись завоеванным ромеями, Болгарское царство прекратило свое существование. Тем не менее, за время его процветания сложился болгарский народ – преимущественно славянский, растворивший в себе кочевое население Причерноморья. В данном случае мы имеем дело с процессом этнообразования, в котором участвуют преимущественно европеоидные племена.
Волжско-болгарское племенное объединение освободилось от зависимости и вступило в борьбу с Хазарией в Х веке. В борьбе с Хазарией хан Альмас принял помощь Абарского халифата и провозгласил религией своего народа ислам. Последнее способствовало этнообразованию, отделяя волжских болгар от окружающего славянского и хазарского населения. При этом волжские болгары складывались из различных этносов – берсулов гуннского происхождения, тюркоязычных сувазов (проточувашей) и эскелов – вероятно, приуральского происхождения. В данном случае этнообразование происходит с преимуществом монголоидного компонента и различных переходных расовых типов. Новый этнос оказался на редкость стойким, свидетельство чему – длительная конкуренция с Русью. Волжские болгары подверглись разгрому князя Святослава в 965 году, затем были разгромлены князем Владимиром Святославичем, совершавшего неоднократные успешные походы против волжских болгар в последней четверти Х века. В XI-XII вв. русские и болгары обменивались ударами в борьбе за контроль за низовья Оки и построенный русскими Муром. Сторонниками болгар в этот период были племена мордвы, союзниками русских – донские половцы. Болгары осаждали Суздаль и Ярославль, разоряли окрестности Мурома и Рязани русские – взяли штурмом Булгар, сожгли несколько болгарских городов. В XIII веке Волжско-Камская Болгария была завоевана Батыем и вошла в состав Золотой Орды.
Торки-кочевники («черные клобуки», огузы) в дальнейшем служили буфером между Русью и половцами – вероятно, последней арийской волной Степи. Торки и печенеги не были расовыми антагонистами, активно смешиваясь и отступая под давлением новых волн степняков на Запад. Напротив расовый антагонизм проявился в жестокости к торко-печенежским переселенцам со стороны византийско-половецкого альянса. После разгрома тюркоязычной орды (начало 90-х годов XI в.) византийцы перебили 30 тыс. пленников – в основном женщин и детей, рассматривая печенегов как союзников тюркской империи Сельджуков. Торки, вторгшиеся в Византию в 1064 г., взяли у Константинополя большую контрибуцию, но оказались в плену в Греции. Попав в непривычные условия, они были поражены эпидемией и разгромлены греками, а затем рассеялись среди населения Македонии.
Ограждение от печенегов близкими им тюрками сыграло для Руси дурную роль при столкновении с половцами, которые первоначально увидели Русь именно с монголоидным лицом тюрков – вероятно, очень напоминавшим извечных врагов, в окружении которых половцам приходилось выживать столетиями.
Половецкая (кипчакская) волна исходила из прародины арией к северу от Алтая и достигла границ Руси в XI в., вытеснив из Причерноморья печенегов, сильно ослабленных борьбой с русскими князьями. На связь со скифскими временами указывает обычай устанавливать каменные изваяния, а также хоронить знатных воинов с конем и в полном вооружении, на связь с сарматами – элементы матриахата. Особенно разорительный поход половцев на Русь состоялся в 1092 г., когда страшная жара и засуха привела к эпидемии на Руси, а кочевников двинула в спасительный для них поход. При этом половцы пытались вести переговоры с русскими князьями через послов, которых киевский князь Святополк Изяславич предпочел бросить в темницу. Два года войны исчерпали возможности сопротивления Киева. Постепенный переход половцев к оседлости изменил их отношения с Русью, а после победных походов Владимира Мономаха и многочисленных династических браков половецкая угроза сошла на нет. В XIII веке половцы активно участвовали в отражении венгерских и польских нашествий на Юго-Западную Русь. В первом столкновении с монголо-татарами на Калке половцы и русские сражались вместе. Жесточайшее истребление половцев монголо-татарами указывает на признаки расовой вражды. Геноцид половцев был последовательным – Степь не терпела двоевластия. Половцы были уничтожены и рассеяны - небольшая половецкая орда ушла к венграм, проданные в рабство половцы оказались в Египте султанскими гвардейцами-мамлюками.
Монгольская империя очертила то же пространство, которое в свое время заполнили арии – прежние европеоидные хозяева Степи. Достоверность монгольской экспансии подкрепляет довод о достоверности арийской.
Монголоидная экспансия, казалось, была полностью сломлена Российской Империей, завоевавшей Сибирь и Среднюю Азию и утвердившей русский антропологический тип как коренной вплоть до Тихого Океана. Но реванш монголоидов созрел вновь под сенью советского строя, давшего монголоидным народам решающие преимущества перед европеоидными. Происшедший в начале 90-х годов ХХ века исход европеоидов из Средней Азии и продолжение монголоизации Дальнего Востока, Восточной и Южной Сибири, Южного Урала и Средней Азии – прямое свидетельство нового реванша Степи.
В жестоком противостоянии со Степью и монголоидными племенами, многие народы рассеялись или были уничтожены. Русь сопротивлялась, даже будучи раздробленной внутренними распрями.
Можно сказать, что причина упадка во все эпохи одинакова. Теперь перед русскими стоит та же проблема – сгинуть бесследно «аки обры» (авары) или преодолеть те пороки, которые свели в небытие многие народы и государства.
2. Тюрки в XII-XV веках
Болгары – тюркский народ «неизвестного происхождения» (как писал Бартольд). Факт, что пришли они из Азии, и на короткое время осели в Азовских степях. Впервые в источниках упоминаются они в 555 году среди народов, «которые живут в палатках и питаются мясом и рыбою». Византийцам в 585 году было известно, что болгары и хазары – «братья», более того, их языки схожи, а другие, тоже тюркские, народы не понимают ни тех, ни других. Считается, что прямым наследником этого загадочного языка является чувашский (язык это – тюркский, но его, ни татары, ни турки не понимают).
На рубеже VI-VII вв. болгары на короткий срок под руководством хана Курбата создают на Северном Кавказе каганат, называемый сегодня историками Великая Болгария. Под натиском врагов часть болгар под руководством хана Аспаруха около 660 года пошла дальше на запад, где на территории нынешней Болгарии, которую прежде пришлось отвоевать у Византии, создала в 681 году свое государство. Другая часть двинулась на север, по Волге, и остановилась в районе, где эта река (Атал, Итиль) сливается с Камой. Эти болгары создали государство, которое называется Волжской Булгарией (Болгария или Булгария - варианты произношения одного и того же слова).
Болгары на Волге приняли ислам. Почему - вопрос хотя и не праздный, но вряд ли разрешимый. Если Русь постоянно контактировала с Византией, и для нее выбор православия объясним хотя бы из этих соображений, то от Волжской Булгарии все мировые религии были равно удалены. Их противники – хазары, которым они платили дань еще в 922 году - в свое время выбрали иудаизм, что оказалось для них в итоге не слишком большой удачей, но сыграло важную роль для этнических и политических процессов в Восточной Европе. Важно, что иудейский выбор для булгар, очевидно, был закрыт, поскольку это была религия врагов. Христианство добиралось и до более отдаленных мест, но народ при выборе мировой религии всегда учитывает и чисто экономические аспекты. Сравнительно недалеко от Булгарии был исламский Хорезм (источники говорят, что хорезмийцы бывали на Волге часто, и подчас умирали в Булгаре, на каковой счет существовали специальные церемонии, а Каспийское море соединяло эту страну с Ираном).
Ислам проникает в Булгарию, вероятно, в самом конце IX в. В те времена его исповедовали не все; те, кто исповедовал, допускали литургические ошибки. К тому же цари Булгарии хотели, чтобы обращение их страны в ислам случилось не «само собой», а имело бы большой внешнеполитический резонанс и несло соответствующие выгоды. Поэтому в 921 году царь Булгарии А-л-м-с (обычно транскрибируется как «Алмуш») посылает своего человека в Багдад, и просит халифа выслать посольство с людьми, знающими истинную веру, и с деньгами, чтобы ученые обратили его народ в ислам, а деньги пошли бы на постройку крепости.
Посольство отправляется, в нем среди прочих едет человек, которого мы знает по отчеству - ибн Фадлан (а звали его Ахмад). Посольство с грехом пополам выполнило свою миссию, но, что ибн Фадлан все описал, и это сочинение дошло до нас.
Территория Булгарии периода ее расцвета может быть очерчена по данным археологии более-менее полно. На запад она простиралась, вероятно, до Нижнего Новгорода, иногда еще далее. На юг, как полагал Бартольд, до Укека, который он считал основанным Булгарией. На восток территория включала нынешнюю Башкирию, правда, на положении «союзника». Наконец, на север граница была размыта, как и у Великого Новгорода, и нет ничего удивительного в том, что булгары могли доходить почти до полярного круга в поисках пушнины.
Булгария сделала себе состояние торговлей и земледелием. О земледелии достаточно сказать, что, почва черная от плодородия, чего нет за пределами бывшего государства. Булгария сознательно заняла территорию «плодородного пятна» у слияния Волги и Камы, причем булгарские земледельцы применяли самые передовые технологии.
Что до торговли, то Булгария заняла нишу посредника в торговле, прежде всего мехами. Меха – это нефть средневековья, торговавшие ими обогащались по определению. Булгары поставили дело так, что русские, которые, собственно, и привозили меха, доезжали только до Булгара (с севера), а арабы, покупатели мехов, тоже только до Булгара (с юга). Конечно, покупатель и продавец не должны были встретиться, но Булгария была достаточно обширна, чтобы их разнести. Кроме того, булгары сами совершали экспедиции на север, в том числе на Урал.
Было бы, однако, неверным представлять Булгарию как «царство посреднического чистогана». Со временем в этой стране получили развитие ремесла. Так, особо хорошая кожа на всех рынках Халифата называлась «булгарской», как и сшитые из нее сапоги (это, собственно, «юфть», само слово заимствовано из булгарского языка; и сейчас в арабском языке высшие сорта кожи именуются аль-булгари). Мастерство металлургов и ювелиров известно нам по раскопкам могильников и поселений. Наконец, самое массовое производство того времени – гончарное – было поставлено в Булгарии так, что красный черепок булгарского сосуда, идеально прокаленный и без примесей, сразу опознается в культурном слое русского городища среди черепков русской работы: хрупких, черных, с песком и слюдой в тесте, и с полоской худого прожига по излому.
Памятники
Православный храм. Начнем с того, что бросается в глаза, хотя и не имеет отношения к древнейшей истории - совершенно целого христианского храма, который оригинально смотрится среди мусульманских руин и нисколько их не портит. Это - Успенская церковь, построенная в 1732 году, бывшая тогда центром Успенского монастыря. Сам монастырь основан, около 1722 года, по распоряжению Петра I, который посетил руины Булгара и распорядился их охранять, ну а охрану тогда понимали несколько иначе, чем сегодня: ею должны были заниматься не ученые, а монахи. Монахи, прежде всего, переделали под свои нужды Восточный мавзолей, назвав его храмом св. Николая. Храм этот был закрыт как раз в 1732 году, когда закончилась постройка этой вот Успенской церкви. Что уж монахи сохранили, что растащили - Бог ведает. Екатерина II очень жестко оценивала «успехи» монахов по охране древностей: «Внешне благочестивые, а по сути, варвары, ведут себя, как будто последние живут. Город весь растащили, хотя было Петра указание беречь». В 1764 году монастырь переводят в Чебоксары. Но остаются жить люди, которые построили себе на городище каменные дома примерно в, то, же время, что и Успенская церковь. Они дали ядро населению современного города Болгары, потому что до них городище совершенно не было населено. В XIX в. церковь обрела колокольню, уже как приходская, а не монастырская.
Сам храм является очень хорошим образцом, так называемой провинциальной поволжской школы. Их главное отличие от синхронных храмов Центральной России - большая мощь (храм как будто построен для того еще, чтобы быть и крепостью), и больший архаизм (кажется, что храмы древнее лет на сто, чем это есть на самом деле). В Успенском храме находится музей.
Четырехугольник (Соборная мечеть)
Минарет стоит на руинах сооружения, которое некогда именовали в литературе Четырехугольник, и которое, на самом деле - руины соборной мечети. Но непростой. Что это было за здание - очень сложно объяснить человеку, который не видел ничего подобного. Это была мечеть-крепость. Лучше всего это видно по современной реконструкции, сделанной на основе полных раскопок памятника: прямоугольный замок, представлявший из себя здание под покатой крышей, увенчанной башенкой. По сторонам стояли четыре фортификационные башни с зубцами, а на одной стороне - также и Большой минарет. Вход в здание располагался на той стороне, где минарет, и был оформлен богато - воротца, резьба, ступеньки. Дизайн постройки был чисто местным; очень похож на нее комплекс в городе Биляре, выстроенный еще до монгольского нашествия. Скорее всего, строительству таких крепостей-храмов булгары научились еще в 922 году, когда получили от Арабского халифата вместе с исламом и начатки архитектурных знаний.
Само по себе сочетание храма и крепости - не новость и в исламе, и в христианстве. На Руси часто в монастырях храмы встраивали в стены, и они становились как бы башнями. На Востоке эта традиция еще заметнее. Многочисленные горные храмы и монастырьки Крыма и Кавказа - это, прежде всего крепости, а уж потом молельные дома. Сооружение такого круга видим мы и в Булгаре.
«Монастырский погреб» (Северный мавзолей). Он находится буквально в десятке метров от Соборной мечети, и это - очень заметное сооружение, хотя и испорченное «зонтиком», подвешенным над ним от стихии еще в 1889 году. Его название - от того, монахи устроили в нем погреб. А изначально это был именно ханский мавзолей, входивший с Соборной мечетью в один комплекс.
О том, кто там был похоронен, и когда построено само здание, шли долгие споры. Скорее всего, мавзолей возвели в «зрелый» строительный период Соборной мечети, то есть в начале XIV в., когда обустраивали площадь вокруг нее. Установлено, что здание погибло в 1431 году от рук солдат русского воеводы Федора Пестрого, который устроил погром в городе.
Купол мавзолея сохранился относительно хорошо, только надо помнить, что прежде снаружи его закрывала восьмискатная крыша. А вот фундамент выглядит оплывшим, как будто «растаял» от времени, словно скульптура из песка. Это из-за того, что внешняя кладка утрачена, и то, что видно снаружи - кладка внутренняя, бутовая и рваная, не предназначенная вообще-то для обозрения. Изнутри здание, напротив, сохранило свою подлинную облицовку, которая на первый взгляд напоминает грубую булыгу, тщательно скрепленную раствором. Вход в мавзолей устроен был в виде стрельчатой арки, и эта особенность читается по сей день. Такой же формы были и небольшие оконца, ныне реставрированные и очень впечатляющие. Перед входом были некие превратные сооружения, от которых ныне сохранились только фундаменты.
Внутрь проход свободный, там устроено нечто вроде лапидария, лежат камни, и надгробия, и просто архитектурные детали, в том числе из Соборной мечети. Некоторые поражают своими рисунками, выполненными, как правило, на основе геометрических орнаментов. Подобные орнаменты встречаются и на монетах, но было бы слишком самонадеянным датировать плиты на основании этого сходства, поэтому для тех, на ком не сохранилось датировки, подходит общая дата - XIV в. Надписи на плитах выполнены как «обычным» арабским шрифтом, так и куфи.
«Никольская церковь» (Восточный мавзолей). В самом начале XVIII в. русские священники переделали усыпальницу, входившую, как и «Монастырский погреб», в комплекс Соборной мечети, под храм св. Николая, но его упразднили уже в 1732 году, а название, пусть условное, в литературе осталось. Это - ярчайший и в то же время типичнейший образец булгарской архитектуры: четверик, переходящий в восьмерик, и все это покрыто восьмиугольной же конической крышей.
О том, кто был похоронен в этом мавзолее, есть лишь такое глухое свидетельство: в литературе XIX в. говорится, что при ремонте здания нашли надгробие с текстом: «Сабар-Ильчжи, дочь князя Бураша, умершая 4 июня 1291 года» (в переводе на наше счисление). Этот князь Бураш был, очевидно, региональным владетелем этих мест в период господства Ногая и частичной дезинтеграции Золотой Орды.
Как говорят археологи, на месте мавзолея некогда была железоделательная мастерская, а с середины XIII в. кладбище. Мастерская изготавливала предметы, необходимые для строительства Соборной мечети, и ее можно датировать первыми годами после вхождения города в состав Монгольской империи в 1236 году. В 1291 году здесь было совершено погребение ханской дочери, после чего на кладбище перестали хоронить, а над надгробием поставили этот мавзолей. Строительство заняло с десяток лет, и дату самой постройки определяют ныне как первые годы XIV в. (видимо, одновременно с «Монастырским погребом»). Аналогии этой постройке находятся по всему мусульманскому миру в пределах XII-XV вв., почти его близнец стоит неподалеку от Уфы (мавзолей Кэшэнэ). Это понятно: ханы Башкирии были в подчинении у ханов Булгара.
Малый минарет
Минарет сложен из огромных блоков, тщательно пригнанных друг к другу. На вершине его барабана - скупое украшение в виде «шестерни». С одной стороны можно заметить нишу, украшенную тонкой резьбой по белому камню. Вход в минарет оформлен аркой, которая по ранту столь же скупо украшена витым веревочным орнаментом. Наконец, на углах фундамента - украшения в форме стилизованных растительных розеток. Непосредственно на лестницу, ведущую наверх, не попадешь - сегодня приставлена лестница железная, а раньше, наверное, был каменный или деревянный пандус.
Ханская усыпальница находится рядом с Малым минаретом и принадлежит с ним к одному комплексу. Название происходит от того, что, согласно татарским преданиям, тут были похоронены десять святых мусульман, и в том числе ханы Болгар. 31 могила, вскрытая еще в начале века, дали среди прочего дату 709 год хиджры.
Внешне усыпальница напоминает мавзолеи возле Соборной мечети, особенно «Монастырский погреб», но на самом деле конструкция здания в корне иная. Некогда было три мавзолея, два из которых стояли рядом, третий чуть в стороне, соединенный с ними небольшой постройкой. Руины этих сооружений, ныне разрушенных до фундамента, можно видеть рядом с Ханской усыпальницей. Но главное - форма купола, которая в древности была совершенно иной у всех трех сооружений, чем у мавзолеев возле Соборной мечети. Если там это были восьмигранные шатры, то здесь - четырехгранные «паруса», как это хорошо видно на современной реконструкции.
Считается, что ханы были похоронены именно в сохранившейся усыпальнице. Но сопоставление с рисунками XVIII-XIX вв., когда еще три мавзолея стояли вместе, показывает, что ханской была одна из усыпальниц, которая не сохранилась, а в этой хоронили «святых мусульман», потом же, когда прочие разрушились, название «ханской» перешло именно к ней.
Усыпальница сложена из больших, местами аккуратно, местами не очень отесанных блоков, закрытых опять же кое-где красноватой «штукатуркой» на глиняной основе. Некогда здание было покрыто поливной плиткой с тонкими арабесками. О времени строительства этого сооружения нет точных данных. Известно, что оно было разрушено в 1361 году, значит, в это время уже существовало. В то же время ряд строительных приемов заставляют говорить, что усыпальница построена позже, чем Соборная мечеть (даже ее, скажем так, «средние строительные слои»), и в целом, наверное, наше сооружение можно датировать первыми десятилетиями XIV в. Для посетителей усыпальница закрыта.
Черная (Судная) палата. Это - одно из красивейших, к тому же хорошо сохранившихся сооружений города.
Это величественное сооружение одно время упорно считали то усыпальницей, то мечетью. Однако новейшие исследования показывают, что оно носило сугубо светский характер. Так, при раскопках открыт водопровод, который шел в этот дом, совершенно неуместный в погребальном или культовом памятнике. Так, Паллас со слов местных жителей считал палату зданием суда, причем на первом этаже (действительно, мрачном) находилась тюрьма предварительного заключения для ждущих приговора, тогда как на втором вершился суд.
В конце XIX в. от местного муллы была записана легенда, которую сегодня воспринимают как верное воспоминание, по которой суд вершили четверо: сам хан и трое избранных из народа наиболее авторитетных людей. Хан обычно приходил в здание с запада, по переходу, которых соединял Черную палату с его дворцом (от которого ныне не осталось и следа), тогда как трое других судей входили каждый со своей стороны, и, так эффектно появляясь, они производили особое впечатление на подсудимых.
Название «Черная палата» имеет неясную этимологию, поскольку, здание отнюдь не черное. Скорее всего, так его назвали потому, что оно сильно погорело в 1361 году, при налете хана Булак Тимура. По некоторым аналогиям, оно построено в середине XIV в., и по строительным приемам показывает значительный прогресс относительно зданий аналогичного назначения даже в более “цивилизованных” регионах.
«Белые палаты» (Бани). Располагаются как бы на окраине (для неискушенного наблюдателя) городища, а на деле - в самом его сердце; просто дальше начинаются непаханые и некопаные поля, которые еще не касалась лопата археолога, и там, на горизонте только, за леском - вал и формальная граница города.
Баня была очень большой, и не частной, а общественной. В ней мылись рядовые горожане, о чем можно судить по строгости интерьера и отсутствию украшений. Она построена в 30-40 гг. XIV в., работала до 1361 года (примерно), а потом, после погрома, которому подвергся город в том году, ее постепенно забросили. Первое помещение, в которое попадал посетитель - предбанник; там люди раздевались. Далее шло главное помещение в форме квадрата со стороной больше 11 метров, причудливо разделенное на отдельные кабинки для мытья (они образовывали, если смотреть сверху, фигуру в форме креста). По сторонам зала находились индивидуальные комнаты для мытья. И центральный зал, и его боковые ответвления были покрыты куполами.
Помимо этого, в здании было несколько печей, нагревавших воду и воздух для отопления, а также целая система труб для подачи горячей воды и полых каналов под полом для нагнетания горячего воздуха (чтобы ноги на полу не стыли). В целом эта турецкая баня совершенно не отличалась от таковой в Константинополе, Багдаде, Дамаске или в Бахчисарае. Никакой скидки на «провинциализм» и удаленность от центров мировой культуры. Похоже, люди, жившие здесь, полагали в центре самих себя.
Восточная палата («Ханская баня»). Построена во второй половине XIII в, просуществовала до примерно 1340-х гг. Это, таким образом, самая старая общественная баня Булгара, и, наверное, самая крупная. Ее план в принципе напоминает Белую палату, хотя скорее больше отличий, чем сходства. Но это объясняется лишь тем, что Восточная палата сохранилась строго до уровня фундамента, тогда как в Белых палатах видна все-таки часть стен. Баня сложена была очень качественно, но без излишеств; так, здесь не практиковалось отопление пола в предбаннике. В целом же система нагрева воды и отопления примерно такая же, как в Белых палатах.
Руины бани находятся практически на улице современного села.
Остатки большого полукруглого сооружения - печь, а чуть в стороне - огромный, покрытый консервации ради современной плиткой – двойной бассейн, или, скорее, резервуар для воды.
Музей
Музей Булгара находится в церкви Успения.
Коллекция поливной посуды. Она не самая полная в российских музеях.
На фоне привычной для Булгара красной керамики запоминаются сфероконусы и подобные амфорам сосуды из глины серой. Назначение сфероконусов пока остается загадкой. Наиболее вероятно, что в таких емкостях с тонким отверстием перевозили ртуть. Серая глина считается признаком центрально-азиатского производства.
Внимание привлекает и плита с армянской надписью; армянская колония находилась левее от Соборной мечети, если стоять лицом к Волге, примерно метрах в 300.
Но самое яркое, своего рода символ музея – это конный идол, точнее, божество на, кажется, быке. Уж этого бога и татары, а особенно язычески настроенные чуваши видят своим прародителем. Идол небольшой, сантиметров 20 в высоту, но удостоился особой витрины, и возле него всегда толпится народ.
Найденным в Булгаре монетам посвящены два плотных стенда.
Список литературы
1. Путешествие ибн Фадлана на реку Итиль. Москва, бг. Наиболее доступное издание;
2. Город Болгар. Монументальное строительство, архитектура, благоустройство. Сб. М, 2001;
3. Город Болгар. Мастерство металлургов, кузнецов и литейщиков. Сб. М, 1996;
4. Ф. Хузин. Булгарский город в 10 - начале 13 вв. Казань, 2001;
5. А. Губайдуллин. Фортификация городищ Волжской Булгарии. Казань, 2002.
. . .