«Оздоровление дошкольников старшего возраста через валеологическое воспитание.»

СОДЕРЖАНИЕ: Тема: «Оздоровление дошкольников старшего возраста через валеологическое воспитание.»

Тема: «Оздоровление дошкольников старшего возраста через валеологическое воспитание.»

Автор: Кривая Н.Д.

воспитатель

МДОУ «детский сад №28»

г.Кириши

Введение.

Для ребенка важно физическое развитие и физическое здоровье. Это связано и с потребностью ребенка в двигательной активности. Активный ребенок – это здоровый ребенок. Задача взрослых заключается не только в том, чтобы вырастить здорового ребенка, но и научить его заботиться о своем здоровье, и знанию, как это делать. Воспитатель тоже является наставником ребенка, и может многому его научить, например – узнать строение своего организма, его функции. Обладая этими знаниями, ребенок научится беречь свое здоровье. Для этого мною используется такой предмет, как валеология. В непосредственной совместной образовательной деятельности проводятся беседы, рассматривание иллюстраций, рассказывание и придумывание валеологических сказок, практические занятия: упражнения на дыхание, самомассаж, умение расслабляться, происходит знакомство с функциями различных органов, подтвержденное опытами.

Актуальность этих занятий состоит в том, что маленький человек, обладая набором необходимых знаний может помочь себе остаться здоровым, не приобрести вредных привычек. Для растущего организма очень важен режим. Именно во время этой деятельности ребенок учится правильно распределять время, уделяя внимание заботе о своем здоровье, правильном здоровом питании, режиме отдыха и сна, необходимости зарядки, прогулки на свежем воздухе и т.д. Так же ребенок получает знания о пользе витаминов, и правилах их употребления. Способов познакомить детей с этими знаниями множество. Это и свободная деятельность, и занятия, и целевые прогулки, и различные физминутки. Форма проведения мероприятий нестандартна и интересна. Это позволяет поддерживать интерес детей на высоком уровне.

Цель: формировать основы здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Воспитывать гармонично развитую личность.

2. Дать необходимые знания о своем организме.

3. Формировать навыки по уходу за своим телом.

4. Учить приемам самомассажа, релаксации, дыхательной гимнастики.

5. Учить правильно оценивать состояние своего организма.

Планирование валеологической работы

с детьми старшего возраста.

Месяц

Тема

валеологического

занятия

Цель

Тема беседы

Сентябрь

Диагностика валеологических знаний и умений.

Выявить уровень сформированности валеологических знаний у детей старшего возраста.

«Что мы знаем о своём организме и здоровье?».

Октябрь

«Режим дня»

Продолжать закреплять знания детей о необходимости соблюдения режима дня, его значение для своего организма.

«Зачем человеку нужен сон?»

«Почему необходимо принимать пищу в одно и тоже время?»

Ноябрь

«Чудо - нос»

Продолжать знакомить детей со строением носа и способами ухода за ним.

«Как мы дышим».

«Как нос защищает нас от микробов?»

Декабрь

«Путешествие в страну здоровячков»

Воспитывать правильное отношение к здоровью, развивать представление что полезно, что вредно, помочь осознать свои особенности.

«Как лечат звуки и цвета?»

Январь

«Путешествие на лесную полянку»

Закреплять знания детей о своём организме, вызвать желание заботиться о своём здоровье.

«Зачем человеку надо быть здоровым»

Февраль

«Органы чувств»

Уточнить представления об основных функциях некоторых органов человека, показать, что они могут помогать друг другу и заменять друг друга, продолжить формировать интерес к познанию своего тела.

«Чем можно заменить речь».

Март

«Что? Где? Когда?»

Закрепить знания детей об органах чувств, совершенствовать умение устанавливать причинно- следственные связи.

«Почему нос плохо дышит? »

«Зоркие глаза»

Апрель

Физкультурно-оздоровительный досуг

«В гостях у спортика»

Развитие двигательных навыков у детей, пропаганда формирования здорового образа жизни в семье.

«Как развиваются физические навыки»

Май

Диагностика валеологических знаний и умений.

Выявит динамику сформированности валеологических знаний.

ТЕМА: «РЕЖИМ ДНЯ»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Формировать представление о режиме дня и его значении в жизни человека;

2. Учить устанавливать взаимосвязь между временем суток и деятельностью людей (обращая особое внимание на проведение в определенное время гигиенических и закаливающих процедур, зарядки, сна) объяснив, какое влияние они оказывают на здоровье и настроение людей;

3. Закрепить знания о частях суток;

4. Продолжать учить правильно выполнять дыхательные упражнения, обращая внимание на длительность выдоха;

5. Расширять знания о назначении и оборудовании комнат внутри дома, пополняя словарный запас (прихожая);

6. Закрепить название цветов;

7. Закреплять технику самомассажа кистей рук;

8. Воспитывать положительное отношение к соблюдению режима дня.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

- Посмотрите, ребята, мой знакомый гном прислал нам посылку. Давайте посмотрим, что в ней.

Ой, ребятки, гном хотел нам рассказать о своем доме, и прислал картинки, но они в посылке перепутались. Давайте разложим их по порядку и посмотрим, что у нас получится.

Как вы думаете, что это? – правильно, прихожая, ванная, и т д.

Рома и Лера подберут предметы для прихожей. Настя и Виталик – для кухни. Настя и Дима расскажут, что находится в ванной, а Геля и Алена подберут мебель для спальни (работа у стола).

А теперь расскажите, что у вас получилось. - Все правильно? (да)

2. Режим дня.

Видите, какой уютный дом у гнома. А еще гном хочет рассказать нам о том, как он проводит свой день, а заодно узнать у вас, что вы делаете и чем занимаетесь.

Итак, наступило утро. – Что поможет проснуться и почувствовать себя бодрыми? (умывание и зарядка) В какой комнате нужно умываться? (в ванной) А зачем нам нужно умываться? (ответы детей)

Давайте вместе с гномом умоемся (идем на ковер)

3. Самомассаж рук.

Молодцы, умылись, а теперь сделаем зарядку (физминутка)

4. Физминутка.

5.Развитие функционального дыхания.

Посмотрите, у гнома в посылке лежат карточки, на них изображены движения, которые вы будете выполнять. Смотрите внимательно, я говорить ничего не буду (зарядка по схемам).

Ну вот наш гном проснулся, сделал зарядку. А что еще нужно сделать утром, чтобы набраться сил? – правильно, позавтракать. А где мы завтракаем? В столовой. На завтрак у гнома каша, но она очень горячая. – Давайте на нее подуем, пусть каша немного остынет.

Положите одну руку на грудь. Другую на живот. Носом делам вдох, а ртом выдыхаем ф-ф-ф (3-4 раза) Ну вот, каша и остыла.

Вот и солнышко проснулось….

6.Развитие мышления.

И теперь гном приглашает нас поиграть – смотрите, в посылке лежат разноцветные колпачки. Какую геометрическую фигуру они вам напоминают? (треугольник) Сейчас я высыплю их на ковер. А вы разложите их в обручи по цветам, но будьте внимательны. Какие фигуры оказались во всех обручах?

7.Гигиенические навыки.

Ну вот, мы наигрались и проголодались. Какое время суток наступает после утра? – день. Днем наш гном обедает, чтобы набраться сил для игр и работы. А что нужно сделать перед едой? – вымыть руки.

А как вы думаете, что у гнома на обед? (ответы детей)

Ну вот, наш гном напрыгался, набегался, пообедал, и ему нужно отдохнуть.

Давайте уложим его в кроватку – стихотворение: « Где-то в небе голубом…»

А пока гном спит, давайте посмотрим, что еще он нам прислал. – Смотрите, ребята, здесь лежат часы, которые показывают части суток. А какие мы с вами знаем части суток? (дети называют). Такой порядок, когда все происходит по очереди, называется режим дня. А как вы думаете, почему режим дня не должен нарушаться? Потому, что можно заболеть, если все время играть. – Смотрите, здесь лежат картинки с изображением режима дня. Давайте, мы с вами разберем картинки и разложим их по порядку – утро, день, вечер, ночь. Читаю стихотворение «Утро»

8.Чтение стихов.

Рома, прочитай нам свое стихотворение (5)

Про какое время суток рассказал нам Рома? А Геля? (4)

Читаю стихотворение и показываю на часах:

Утром нужно умываться, на зарядку выбегать.

Днем обедать и играть, и еще немножко спать.

А как вечер наступает, ужинает гном, порисует и в кровать готов.

Ночью нужно крепко спать,

Чтобы утром рано встать.

Игра «Поставь часы правильно». Какое сейчас время суток? (утро) Чем мы будем заниматься? (пойдем гулять) и т д.

Спасибо гному за посылку. Я думаю, в следующий раз он сам к нам в гости придет, и расскажет еще много интересного.

А что вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей)

Стих 1.

Гномик наш хороший мальчик, моет мылом каждый пальчик

Вымыл пальчик он большой, сполоснул его водой

Палец указательный мылил мылом тщательно

Средний палец мыл умело ароматной мыльной пеной

Безымянному от щетки досталось - вовсе грязи на нем не осталось.

А мизинчик быстро мыл, очень маленьким он был.

Стих 2.

Вот и солнышко проснулось, всем нам мило улыбнулось.

Вышел гномик погулять, будем вместе мы играть.

Стих 3.

Где-то в небе голубом звезды засыпают

На подушке дремлет гном, головой качает.

Мы укроем одеялом, и взобьем подушку.

Засыпай наш милый гном, похожий на игрушку.

Стих 4.

Если звонко за окном защебечут птицы,

Если так светло кругом, что совсем не спится.

Если радио у нас вдруг заговорило, это значит, что сейчас…

Утро наступило.

Стих 5.

Светлый день, светлый день весело таращится,

Лупоглазый, как тюлень, озорной как ящерица,

Светлый день, светлый день, скачет и дурачится.

ТЕМА: «ЧУДО – НОС»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Познакомить с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека;

2. Показать необходимость выполнения упражнений увеличивающих объем легких;

3. Показать отличие застоявшегося комнатного воздуха от свежего в хорошо проветриваемом помещении;

4. Учить различать запахи, узнавать знакомые, наслаждаться ароматом.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Воспитывать привычку к опрятности;

2. Создать определенный эмоциональный настрой во время занятия.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Рассматривание картинок с изображением строения носа, бронхов, легких, беседа о функциях этих органов;

2. Обучение самомассажу, упражнениям на дыхание.

Беседа о правилах безопасности, охране своего организма от травм, простуд.

ОБОРУДОВАНИЕ: полиэтиленовые пакеты, шарики из бумаги, яблоко, апельсин, ваниль, эвкалипт, туалетное мыло.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Я – ребята, отгадайте загадку: «Между двух глаз я в середине один?» - правильно, это нос. А вы знаете, некоторые люди считают, что нос – это просто украшение на лице. А вы как думаете, для чего нам нужен нос? – Правильно, чтобы дышать. И хотя носы у всех разные – у птиц – у журавля и аиста длинные, у слона гибкий хобот, у свиньи маленький пятачок, но на самом деле, даже самый маленький нос очень важная часть тела – носом мы дышим.

2. Строение носа.

Давайте рассмотрим с вами схему носа, и вспомним его строение.

Мы вдыхаем через две дырочки – как они называются? – правильно, ноздри. А что это за извилины? Это носовые ходы.

Для чего они нужны? – Они как печка, проходя через них воздух согревается.

А что же это за волоски в носу?

Они задерживают пыль и микробы, чтобы они не попали в легкие.

- Совершенно верно. А что же еще есть у нас в носу? – слизь или липучки.

Для чего они нужны? – К ним пыль и микробы приклеиваются и погибают. - Молодцы, вы замечательно знаете, что у вас находится в носу.

А что же мы нашими замечательными носами вдыхаем? - воздух-

А в нашей группе воздух есть? (да, он есть везде)

Давайте с вами вдохнем – куда попал воздух? (в нос) А затем куда он опустился? (в горло) – Да, а дальше? (в легкие)

3. Как мы дышим.

Положите себе руки на грудь и подышите – чувствуете, как она поднимается на вдохе и опускается на выдохе? Вдыхаем мы хороший воздух – скажите мне, как он называется? (кислород), а выдыхаем плохой. Кто знает, как он называется? (углекислый газ)

Так мы с вами дышим всю жизнь. Воздух нужен нам для жизни.

А хотите узнать, много ли воздуха в ваших легких? (раздаю пакетики) – давайте представим, что это наши легкие, и посмотрим, как они работают. – Делаем вдох носом, а выдох ртом в пакет.

Наш нос, как насос, он сначала набирает воздух в легкие, а потом выдувает. Итак – вдохнули носом, ртом выдули воздух в пакет – зажали пакет в руках, и посмотрим сколько воздуха в пакете у каждого из вас (вот сколько!).

А теперь попробуйте закрыть нос и рот, и не дышать - что вы почувствовали? (трудно дышать, чуть не задохнулись)

Вызываю ребенка, прошу задержать дыхание (все остальные дети считают) - всего два - три ребенка. Кто сможет дольше задержать дыхание. Так может ли человек прожить без дыхания? (нет)

Ребята, сейчас мы узнаем, у кого из вас сильные легкие(раздаю комочки бумаги) – положите их к себе на ладошки. Давайте подуем на них, и посмотрим, чей улетит дальше (дуем).

Вот какие у вас сильные легкие! Молодцы.

4. Воздух для человека.

В- А теперь давайте порассуждаем с вами: какой воздух нужен человеку, как вы думаете? (чистый, свежий как на улице). Да, в помещении где находится много людей долгое время, скапливается плохой воздух - как он называется? (углекислый газ) и людям становится трудно дышать. Как мы тогда говорим? (стало душно). А что нужно сделать, чтобы воздух в помещении стал снова свежим – как ты думаешь, Геля? (нужно проветривать, открыть окно) Сравните воздух в группе и в спальне - он отличается? – чем? (более свежий) Почему? (в спальне мы только спим, а в группе занимаемся, играем, дольше находимся) А каким воздухом приятнее дышать? (свежим) Вы совершенно правы, ребята. Для жизни человеку нужен чистый свежий воздух, в нем приятней находиться – спать, играть, им приятно дышать.

5. Физминутка.

Идите ко мне – мы с вами сейчас и подышим и поиграем – становитесь в круг: (физминутка)

Чтобы сильным стать и ловким приступаем к тренировке

Носом вдох, а выдох ртом – дышим глубже, а потом

Шаг на месте не спеша – как погода хороша!

Не боимся мы пороши, ловим снег – хлопок в ладоши

Руки в стороны, по швам – хватит снега нам и вам

Мы теперь метатели бьем по неприятелю

Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!

6. Обоняние.

- Ребята, а как вы думаете, для чего еще нужен нос? (различать запахи, нюхать). А как наш нос чувствует запахи? (воздух, который мы вдыхаем носом раздражает нервные окончания. И если воздух имеет какой – либо запах, мы его чувствуем).

-Есть запахи которые нам нравятся, а есть которые не нравятся. Назовите мне запахи которые вам нравятся (называем). А теперь те, которые не нравятся (называем, в том числе – дым). Да, ребята, дым особенно вреден для здоровья, поэтому нужно избегать помещений, где курят. Опасен и дым от пожара. Люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться от его едкого запаха.

-А ртом можно почувствовать запахи? Как ты, думаешь, Виталик? (нет). Правильно, запахи чувствует наш нос. Вот сейчас мы с вами и проверим, хорошо ли ваши носы работают.

- Давайте с вами поиграем в интересную игру. Вот здесь я разложу предметы, буду завязывать вам глаза, а вы должны будете угадать по запаху, что это такое (на столе апельсин, чеснок, яблоко, эвкалипт, туалетное мыло, укроп, ваниль).

Дети с завязанными глазами угадывают по запаху, что перед ними. Вот видите, какие у вас замечательные носы, даже с завязанными глазами угадали, что у меня в руках.

7. Правила ухода за носом.

А вы знаете, вместе с воздухом мы можем вдохнуть и микробы. Что же тогда с нами может произойти? (мы можем заболеть). А чтобы этого не произошло, мы должны дышать носом, особенно на улице. А как вы думаете, почему? (нос задерживает микробы, не пускает их дальше, зимой воздух в носу согревается).

Скажите, а мы сами можем помочь нашему носу? (можем). А чем? (можно сделать массаж). Давайте сделаем с вами сейчас такой массаж (провожу точечный массаж носа). Если мы будем делать это постоянно, то не будем болеть, Но кроме этого нужно закалять свой организм. Что мы еще с вами делаем? (пьем витамины, полощем горло, ходим по тропе здоровья, купаемся в бассейне и т. д.). Молодцы, я надеюсь, что вы вырастете сильными и здоровыми.

8. Организация окончания занятия.

А теперь давайте вспомним, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии. Я вам помогу – я приготовила вам маленькие подсказки-схемы, и сейчас буду их выставлять. А вы будете рассказывать, что умеет делать наш нос (дышать, различать запахи приятные и неприятные, не пускает микробы в наш организм). А чего делать нельзя? (совать в нос посторонние предметы).

Все правильно, вы сегодня молодцы, очень хорошо поработали. Я дарю вам стихотворение про наши замечательные носы:

Нос не должен быть простужен

Нос здоровый всем нам нужен,

чтобы сон, когда придет

Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть –

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЯЧКОВ»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Формировать у детей представление о здоровом образе жизни;

2. Дать знания о лекарственных растениях;

3. Закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах в которых содержатся витамины;

4. Прививать любовь к спорту и физическим упражнениям;

5. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные;

6. Развивать навыки связной речи;

7. Воспитывать навыки заботы о своем организме, повышать его защитные силы;

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. – Кто хочет быть здоровым? Дети – Все. А какого человека можно назвать здоровым, как вы думаете? (веселого, подвижного, не болеющего, занимающегося спортом, того, кто много гуляет, занимается спортом.) СТУК В ДВЕРЬ. Приходит Ваня Заболейкин. Здравствуй, мальчик, ты кто? «Заболейкин Ваня я, только болен я, друзья. У меня усталый вид, очень голова болит. Ломит спину, колет бок. Нужен врач, он мне б помог. Ваня, а мы только – что как раз говорили с ребятами о здоровье. И я предлагаю нам всем отправиться в страну здоровячков, в которой и доктора живут. Я думаю, они и тебе, Ваня помогут. А поедем мы на лошадках. Сейчас каждый из вас превратится в лошадку. (дети поют песенку лошадки –и –и – и, постукивая себя ладошкой по груди, потряхивая головой вперед – назад, стучат копытцами, изображая бег на месте.

А теперь поскакали вперед. (подскоками с продвижением вперед) Ой, ребята, смотрите, впереди луг с высокой травой и совсем не видно тропинки – давайте ее протопчем. Положите друг другу руки на плечи и дружно протопчем тропинку. (двигаемся, часто ступая ногами) Ну вот, луг закончился. Смотрите, впереди страна здоровячков. А мы снова стали детьми. Ребята, а нас здесь встречают. Это – же доктор Айболит. Он лечит своих пациентов травами, и приглашает нас в зеленую аптеку. Давайте, посмотрим, что в его аптеке есть. (три коробочки) Откроем первую? Как вы думаете, что это за трава? Давайте понюхаем. (это малина) А что у нас на картинке? – правильно, это малина. А кто мне скажет, для чего она нужна? (ягоды, ветки этого растения можно использовать для снятия высокой температуры) – Вот, Ваня, когда ты болен, можно заваривать и пить отвар из малины от высокой температуры. Давайте, откроем другую баночку – как вы думаете, что это за трава? (шиповник) Давайте проверим – посмотрим картинку. Правильно – это шиповник. Кто мне ответит, для чего нужен шиповник? (из шиповника готовят сиропы, витаминные чаи, и пьют как успокаивающее средство, чтобы наш организм был крепким и здоровым.) Понял, Ваня, - шиповник укрепляет наш организм. У нас осталась последняя коробочка – посмотрим, что-же у доктора в ней спрятано. (это ромашка) Проверяем, правильно – ли мы отгадали. Совершенно верно – на картинке ромашка. Кто из вас знает, как можно лечиться ромашкой? (из ромашки готовят чай. Он помогает при болезнях желудка. А отваром ромашки полощут рот и горло при простудах) Доктору Айболиту понравились ваши ответы, и он на память дарит нам всем лепесток, чтобы мы не забывали о лекарственных травах. А мы продолжаем наше путешествие по стране здоровячков. Здесь живет другой доктор – Витамин. Он приглашает нас сесть и рассказать все, что мы знаем о витаминах. (витамины – это полезные вещества, которые необходимы нашему организму. Они находятся в овощах, фруктах, соках. А соки нужно пить разные) Доктор приготовил для вас соки. Давайте с вами расскажем Ване, как они называются. Сок из яблок? – яблочный. Сок из груш? – грушевый. Из абрикос – абрикосовый и т.д. Ваня, ты все запомнил? (Ваня – да) Ой, ребята, смотрите, кто-то шагает по дорожке к нам навстречу. Давайте, послушаем, о чем они говорят. (диалог витаминов) 1 – я – витамин А, живу в морковке, и во многих овощах и фруктах красного и оранжевого цвета. Меня называют витамином роста и зрения. 2 – я витамин С, живу в смородине, яблоках, луке, лимоне, в капусте. Меня нужно есть, чтобы не уставать, быть сильным и не болеть) Ваня, а ты понял, для чего нужны витамины? Да, я очень хочу вырасти большим и сильным. Ребята, а давайте подарим Ване волшебные карточки, в которых живут витамины А и С. Возьмите каждый по карточке, и расскажите какой витамин в ней спрятался. Ваня, в один твой карман мы положим карточки с витамином А, в другой- с витамином С. Ребята, доктор Витамин дарит нам еще один лепесток, чтобы мы не забывали – витамины полезны для нашего здоровья! Отправляемся дальше. Вот здесь живет третий доктор. Его зовут – Спорт. «доктор Спорт нам помогает – он здоровье укрепляет». Он для нас приготовил разминку:

Держим прямо спинку. Голову назад, голову вперед.

Вправо, влево поворот. Руки вверх поднять прямые –

Вот высокие какие! Еще выше потянитесь.

Вправо, влево повернитесь. А теперь танцует таз –

Посмотрите – ка на нас.

Этим славным упражненьем поднимаем настроенье!

Дальше будем приседать – дружно сесть, и дружно встать.

Прыгать нам совсем не лень, словно мячик целый день!

Давайте, покажем доктору, как мы умеем правильно дышать (дыхательная гимнастика) А теперь давайте расскажем доктору Спорту, как мы занимаемся физкультурой в нашем детском саду.

1. Делаем утреннюю гимнастику;

2. Ходим на физкультурные занятия;

3. Купаемся в бассейне;

4. Ходим по «тропе здоровья»;

5. Делаем зарядку после сна;

6. Играем в подвижные игры;

А по картинкам – подсказкам расскажем, как мы занимаемся спортом зимой (рассказывают) и летом (рассказывают) Ребята, доктор Спорт дарит нам свой лепесток, чтобы мы не забывали о занятиях спортом.

Настало время возвращаться нам в детский сад. Мы с вами снова – лошадки. Поскакали! Ну вот и приехали. Ваня, понравилось тебе путешествовать с нами? (очень) Ребята, а вам понравилось в стране здоровячков? (да)

А сейчас мы с вами соберем все лепестки, которые нам подарили доктора – смотрите, получился цветок. Цветок здоровья. Давайте, еще раз посмотрим на его лепестки и вспомним, что нужно делать, чтобы быть здоровым (заниматься спортом, пить витамины, закаляться, дышать свежим воздухом и т. д.). Ваня, я смотрю тебе пошло на пользу наше путешествие – ты прекрасно выглядишь (я совсем здоров). Мы с ребятами очень рады, что смогли тебе помочь. Ты сегодня много узнал о здоровье. Я вижу улыбку на твоем лице. А улыбка – это хорошее настроение и залог здоровья! Так давайте же подарим друг – другу свои улыбки и хорошее настроение!

ТЕМА: « ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Дать детям представление об одном из важнейших органов чувств – обонянии;

2. Приучать детей беречь нос и соблюдать правила ухода за ним;

3. Развивать способность по запаху определять, что находиться в посуде;

4. Развивать носовое дыхание, обучать элементам дыхательной гимнастики;

5. Развивать активную речь детей, обогащать словарный запас (клюв, хобот, пятачок, слова – антонимы).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети, сегодня мы с вами будем говорить об очень важной части нашего организма. Находится это на лице. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку: «вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит – то заходит, то выходит» (нос) Правильно. А сейчас мы с вами поиграем – вы будете рассказывать про разные носы. У меня в руках волшебный мячик – к кому он прилетит, тот отвечает на вопрос (дети встают полукругом).

Носы бывают разные: у ребенка носик (кидаю мяч) – маленький. У взрослых людей – большой. У воробья – короткий. У цапли – длинный. У всех птиц как называется нос – клюв. У поросенка – пятачок. У слона – хобот. Вот видите, носы у всех разные – большие и маленькие, длинные и короткие. И даже по – разному называются: нос, пятачок, клюв, хобот. Но они очень важны, как для людей, так и для птиц и животных. Давайте с вами сядем и побеседуем. Как вы думаете, для чего нужен нос? (чтобы дышать) Скажите мне, что мы вдыхаем? (воздух) Мы вдыхаем хороший воздух, в котором много кислорода. А выдыхаем плохой, в котором много углекислого газа. А вы знаете, ребята, что превратить плохой воздух в хороший нам помогают растения. Назовите мне растения, которые вы знаете (деревья, кусты, цветы, трава). А как вы думаете, как мы должны относиться к растениям? (ответы детей). Правильно, молодцы. Скажите, а что помогает нам очистить воздух в группе? (комнатные растения) Расскажите, как нужно ухаживать за нашими цветами (их нужно поливать, мыть, рыхлить землю, протирать листья.) Ребята, как вы думаете, где легче и приятнее дышать – в группе или на улице? (на улице) А почему? (там воздух чистый, свежий) А сейчас я приглашаю вас на прогулку в лес. (физминутка)

Гуляет по лесочку семейство медвежат,

Под лапами листочки и веточки шуршат.

Гулять устали мишки, решили отдохнуть.

Под елочкой присели, им хочется вздремнуть.

Проснулись наши мишки, веселья не унять.

Под елочкой зеленой решили поплясать.

Вот мы с вами и очутились на лесной полянке. Как вы думаете, чем пахнет воздух в лесу? (елкой, сосной, грибами, ягодами, травами.) А какой здесь воздух чистый! Давайте, мы потренируем наши носики, наши легкие, чтобы мы были сильными и не болели. Возьмите каждый красивую веточку с листочками.

1. Вдох носом – длинный выдох на листок;

2. Вдох носом – выдох резкий;

3. Вдох носом – выдох с поддуванием;

Ребята, я слышу, что кто-то за кустиками шевелится – наверное зверек какой-то прячется. Ой, убежал зверек, только рыжий хвост мелькнул за деревьями. Смотрите, он для нас подарок оставил. Что-же это за зверек такой к нам прибегал? (лиса) Давайте посмотрим, что находится в этой красивой коробке. Смотрите, здесь письмо – почитаем? «Здравствуйте, дети, я живу здесь, неподалеку. Услыхала, как вы про носы говорили. Вы сказали, что нос нужен для того, чтобы дышать. А я знаю, что нос нужен не только для этого – скажите, для чего еще? (нюхать, различать запахи) А еще я хочу знать, а можно запахи чувствовать ртом? (нет) За правильные ответы в посылке мой сюрприз для вас. Я хочу посмотреть справитесь-ли вы с моим заданием: отгадайте по запаху что спрятано в бутылочках. (игра «отгадай по запаху» лук, чеснок, апельсин, шоколад) Молодцы, ребята. А какой орган помог вам справиться с лисичкиным заданием? (нос)

А вы знаете, что нос у животных более чувствительный, чем у людей? Они могут почуять даже самый легкий запах. Это им помогает находить еду, спасаться от врагов. Хорошо в лесу гулять, но нам пора возвращаться. «По тропинке мы пошли, прямо к садику пришли. Эта ровная тропинка привела нас всех к картинке» (на доске коллаж «нос и уход за ним») Ребята, посмотрите внимательно, о чем эта таблица может нам рассказать? (о носе) Послушайте сначала мой рассказ: у людей есть замечательный помощник - это нос. Он у человека один. Этот помощник очень важный. Он помогает почувствовать, как пахнут цветочки, узнать, что мама готовит на кухне. Нос помогает нам дышать. Зимой он согревает воздух, а летом, как пылесос, не пускает внутрь пылинки. За носом нужно ухаживать. У каждого в кармане должен быть носовой платок. Носик любит чистоту, свежий воздух, поэтому нужно чаще гулять. Очень опасно и вредно для носика когда дети делают глупости: засовывают в нос посторонние предметы. (дети составляют свои рассказы по таблице.)

А сейчас, без промедленья, мы разучим упражненья.

Их, друзья не забывайте, и почаще повторяйте!

1. Поглаживание от крыльев носа к переносице и обратно - 5 раз;

2. Вдох одной ноздрей – выдох другой – 5 раз;

3. Вдох и выдох одной ноздрей (вторая закрыта) - 3- 5 раз;

4. Вдох, на выдохе «мычание», рот закрыт. Пальцами постучать по крыльям носа. Сделать это, закрывая то одну, то другую ноздрю.

Теперь я уверена, что ваши носики будут в порядке и вы будете расти крепкими и здоровыми. А наше занятие окончено.

ТЕМА: « ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Раскрыть значение органов чувств;

2. Подвести детей к пониманию роли органов чувств в жизни людей;

3. Закрепить знания детей о строении глаза и уха человека;

4. Продолжать знакомить детей с условиями охраны органов чувств;

5. Развивать зрительное внимание и память.

РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Активизировать в речи детей описательные прилагательные;

2. Расширять словарный запас за счет существительных, обозначающих части глаза и уха;

3. Добиваться ответов детей полным предложением.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье;

2. Прививать интерес к занятиям валеологией.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, вы любите путешествовать? А как вы думаете, куда можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

Я предлагаю вам отправиться в очень необычное путешествие – по своему собственному организму.

Скажите, ребята, а как вы думаете, для чего нам нужно знать устройство своего организма? (ответы детей) Сегодня наше путешествие – это органы чувств. В каждом пункте назначения вас ждут загадки, задания, игры.

Идти мы с вами будем по следам. Но прежде чем отправиться в путь, мы должны ответить на три главных вопроса, и тогда нам поможет «план – карта»

1. Что такое мозг?

2. Как вы понимаете, что такое органы чувств?

3. Зачем нам нужны органы чувств?

Раскрываем «план – карту» и идем по следам к первому пункту назначения. Здесь вас ждет загадка: «я круглый, хрупкий и очень нежный. Живу в дупле. Люблю все рассматривать, и все всегда фотографирую. Угадайте, кто я?» (глаз)

Правильно, это глаз. А к какому органу чувств относится глаз? (орган зрения) На этом плакате изображено строение глаза. Расскажите мне, пожалуйста, из каких частей он состоит (ответы детей). А теперь поиграем – игра называется «глаза – фотоаппараты» Посмотрите внимательно на карточку – образец, запомните последовательность. Я убираю карточку, а вы выкладываете свои карточки в той же последовательности (дети выполняют задание). Давайте вложим карту – отгадку в план, и пойдем дальше.

Смотрите, здесь тоже загадка: «Я гибкий, розовый и мягкий. Люблю подслушивать, ко всему прислушиваться. Кто я?» (ухо) Скажите, к какому органу чувств относится ухо? (это орган слуха)

Ребята, а теперь вы должны расшифровать этот коллаж и рассказать о нем. (коллаж «орган слуха») – ответы детей.

Скажите, пожалуйста, что нужно делать, чтобы уши были здоровыми? (ответы детей) Молодцы! И с этим заданием вы справились. Вложим и эту отгадку в план. Идем дальше. У нас на пути третья загадка:

«Я маленький, толстенький и всегда мокрый. Живу в пещере. Люблю, когда ко мне приходят гости. Гостей я пробую на вкус. Угадайте, кто я?» (язык) К какому органу чувств у нас относится язык? (орган вкуса)

Следующее задание – для языка. В этой мнемотаблице спряталось слово «язык» разгадайте ее. Молодцы! И это задание оказалось вам по плечу. И эту карту – отгадку вложим в нашу «план – карту» Можем двигаться дальше. А дальше у нас физминутка. (как живешь?) Отдохнули? Можем идти дальше. У нас на пути четвертая загадка:

«Я удлиненный, утонченный, могу быть курносым, задиристым. Живу в домике – вместо дверей две норки. Люблю все нюхать, обо всем знать. Угадайте, кто я?» (нос) К какому органу чувств относится нос? (это орган обоняния) У меня и для носа есть задание, но прежде чем его выполнить, нужно ответить на вопрос – у какого животного лучше развито чувство обоняния? Это животное и будет нашим экспертом.

Кто из вас правильно ответит на вопрос, получит звезду. Тот, кто соберет больше звезд, станет победителем нашей викторины.

Вопросы викторины:

1. Для чего нам нужен нос?

2. Зачем в носу маленькие волоски?

3. Почему нос называют пылесосом

4. Как нос нагревает холодный воздух?

5. Как следить за чистотой носа?

6. Что опасно для носа?

7. Чем опасен насморк?

8. Как беречь свой нос?

Награждаем победителя викторины. Карту – отгадку вкладываем в план – карту. У нас с вами на пути последняя пятая загадка:

«Я защитница всей страны, под названием – организм. Я очень нежная, бархатистая, чувствительная. Люблю чистоту и заботу. Люблю загорать, боюсь холода. Угадайте, кто я?» (кожа) К какому органу чувств относится кожа? (орган осязания) Мы сейчас поиграем в игру «пальчики – узнавальчики» (игроку завязывают глаза, и предлагают угадать из чего сделан, и какой по ощущению предмет) – даю 8 заданий. Молодцы, и с этим непростым заданием вы справились отлично. Все карты – отгадки у нас с вами собраны. Давайте подведем итоги нашего путешествия:

Сколько всего у нас органов чувств? (пять) Назовите их все (ответы) Какие задания и игры вам больше всего понравились? (ответы) Наше путешествие закончено.

ТЕМА: ИГРА « ЧТО, ГДЕ, КОГДА»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Образовательные задачи:

а) Закрепить знания детей о правилах гигиены;

б) Закрепить знания детей о глазах, как об органе зрения и правилах, как его сохранить;

в) Уточнить знание детей о зубах, о правилах ухода за ними;

г) Закрепить знания детей об ушах, как об органе слуха и правилах сохранения слуха;

д) Уточнить знания детей о здоровом образе жизни;

е) Продолжать учить детей расслабляться;

ж) Совершенствовать двигательные навыки и чувство ритма.

2. Речевые задачи:

а) Продолжать учить детей отвечать полными предложениями;

б) Активизировать в речи детей валеологические термины: обоняние, осязание, вкус, 5 органов чувств.

3. Воспитательные задачи:

а) Воспитывать умение работать в команде;

б) Воспитывать желание быть здоровым.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Волчок со стрелкой;

2. Конверты;

3. Задания;

4. Видеозапись;

5. Аудиозаписи;

6. Поднос;

7. Цветок здоровья;

8. Мольберт;

9. Цифры от нуля до шести;

10.Песочные часы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Здравствуйте, господа зрители. Сегодня мы приглашаем вас на заключительную игру сезона 2007 года «Что, где, когда.» Предлагаем вам быть не только зрителями, но и участниками нашей игры. Я буду исполнять роль ведущей. Счет нашей игры будет фиксироваться вот на этом табло, по этим песочным часам, мы будем определять время, отпущенное знатокам на ответ. А теперь разрешите представить вам команду «знатоков» Дети входят под музыку. – Знатоки, займите, пожалуйста, свои места. (представляю команду) Дети приветствуют зрителей.

Против команды знатоков сегодня играют сказочные герои. Счет идет до 6 очков. Прежде, чем мы начнем игру, я хочу задать вопрос «знатокам» - как вы думаете, что на свете всего дороже? (здоровье) Совершенно верно. Дороже всего – здоровье. И вопросы наших сказочных героев сегодня будут о том, что нужно делать, чтобы сберечь свое здоровье.

На каждый ответ у вас будет ровно одна минута. – капитан команды – крутите волчок. Вопрос от Незнайки. – Внимание – стихи.

- Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,

Это глупое занятье не приводит ни к чему,

Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо

Так зачем – же тратить силы, время попусту терять!

Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет.

К старости сама собою облысеет голова!

Как вы, считаете, Незнайка прав? Попробуйте за одну минуту его переубедить. (дети совещаются) Минута закончилась, кто будет отвечать? (Виталик, Настя, Кристина читают отрывки из Мойдодыра)

Надо – надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам…

Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое, и зубной порошок, и густой гребешок…

Давайте-же мыться, купаться, плескаться, нырять, кувыркаться, в корыте в лохани, и в бане, и в ванне – всегда и везде – вечная слава воде.

А каким правилам гигиены вы можете научить Незнайку? (мыть руки, причесываться, не есть немытые фрукты, чистить зубы, не есть на улице) Господа, зрители. Как вы считаете, «знатоки» ответили на вопрос? Счет становится 1:0 в пользу «знатоков» Вы зарабатываете первое очко. Виталик, крути волчок. – Это вопрос от Знайки. Вопрос не простой. Посмотрите внимательно – о чем вас спрашивает Знайка. Капитан – ответьте, «что нужно делать, чтобы не носить очки?» - пожалуйста, через минуту дайте ответ на этот вопрос. (ответы детей – не смотреть близко телевизор, есть чернику, морковку, быть аккуратными в обращении с острыми предметами, не читать лежа, при плохом свете и т.д.)

Я присуждаю «знатокам» еще одно очко. Счет становится 2:0. Настя, крути, пожалуйста, волчок. Вопрос от Бармалея. Посмотрите, в конверте – зуб. Помните, в сказке у Бармалея разболелся зуб? – он хочет знать, что нужно делать, чтобы зубы были всегда здоровыми – ответьте через минуту.(нужно чистить их два раза в день, меньше есть сладкого, полоскать рот после еды и т.д.) Какой совет вы дадите Бармалею? – Настя:

Как поел – почисти зубки – делай так два раза в сутки,

Предпочти конфетам фрукты – очень важные продукты,

И тогда улыбки свет, сохранишь на много лет.

Безусловная победа «знатоков»! - счет 3:0. Геля, крути волчок. Конверт с буквой Р – в конверте – звездочка. Это значит, что у нас расслабляющее упражнение. Отодвиньте стулья от стола, сядьте на краешек стула, обопритесь о спинку, опустите руки вдоль туловища, вытяните ноги, закройте глаза. (включается музыка)

- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте, сотворим солнце в себе. Представьте, в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь – звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир, звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром – звездочка стала еще больше, я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем-всем. Возьмите его в руки, откройте глаза, улыбнитесь и подарите его нашим гостям – подули. Игорь, крути волчок. Вопрос от доктора Айболита. Это звуковое видеописьмо – внимание на экран (показ видеоролика)

- Здравствуй, баба Катерина!

– У меня яиц корзина.

- Как поживают домашние?

– Яйца свежие, вчерашние.

- Ничего себе вышла беседа!

- Авось распродам до обеда.

Уважаемые «знатоки», вы догадались, о чем вас спрашивает доктор Айболит? (как беречь уши, чтобы все время хорошо слышать) Дайте ответ через минуту. (чистить ватной палочкой, не слушать громко музыку, не кричать в ухо, не совать предметы в ухо и т.д.) Ответ правильный. А теперь покажите зрителям, как можно сделать самомассаж ушей. (капитан командует) И счет становится 4:0 в пользу «знатоков». Молодцы, «знатоки»! Маша, крути волчок. – Вопрос от Дюймовочки. – Внимание! Внесите зеленый поднос. – Дюймовочка прислала нам цветок здоровья. Возьмите каждый по одному лепестку. По схеме на нем скажите, что нужно делать, чтобы не болеть. (нужно делать зарядку и т.д.) Я присуждаю вам еще одно очко! Счет становится 5:0. «знатоки» уверенно выигрывают. Напоминаю, игра идет до 6 очков. Кто – же победит сегодня? Алена, крути волчок. Скажите мне, пожалуйста, что это за фигура? (скрипичный ключ) У нас – музыкальная пауза! И так, господа – танец Буги-вуги. (физминутка) Продолжим нашу игру, Кристина, крути волчок. Конверт со знаком вопроса – это вопрос от ведущего. Геля, ответь мне, пожалуйста, сколько органов чувств есть у человека? (пять) Назовите мне их через минуту. Капитан команды – поясните, пожалуйста, что такое вкус, осязание и обоняние.

Я с удовольствием присуждаю вам победное шестое очко. («знатоки» совещаются) Господа зрители – «знатоки» посовещались и решили дать возможность сказочным героям отыграть хотя-бы одно очко. Просим вас помочь сказочным героям. «знатоки» просят вас ответить на вопрос. Согласны? Какого человека можно назвать здоровым? (ответы зрителей) «знатоки» хотят дополнить ваш ответ. Итак, одно очко присуждается зрителям. Общий счет игры 6:1 в пользу «знатоков» Я поздравляю «знатоков» с победой. Благодарю зрителей за помощь и поддержку. На прощание хочу дать вам один небольшой совет:

- Все, кто хочет быть здоров, закаляйтесь вы со мной.

Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых – настоящий.

На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать.

Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный

Вас во век не одолеет! Наша игра окончена, спасибо всем!

Скачать архив с текстом документа