Пахмутова Александра

СОДЕРЖАНИЕ: Советский и российский композитор (р. 1929).

Советский и российский композитор (р. 1929)

Осенью 1967 года на Международном фестивале современной молодежной песни в Сочи первое место было присуждено песне Александры Пахмутовой «Нежность»...

Александра Николаевна Пахмутова родилась в 1929 году в поселке Бекетовка под Сталинградом. Ее отец Николай Андрианович был рабочим на электростанции, в юности подрабатывал в кинотеатре тапером, мать Мария Андреевна вела домашнее хозяйство. Отец, большой энтузиаст музыки, решил научить музыке дочь, но в Бекетовке не было музыкальной школы, и мать дважды в неделю возила маленькую Алю за восемнадцать километров в Сталинград.

22 июня 1941 года ученица четвертого класса Сталинградской музыкальной школы Александра Пахмутова играла в городском театре произведения Гайдна и собственные сочинения. Концерт прервало сообщением о начале войны. 1 ноября 1941 года во время первого же налета бомбардировщиков на Сталинград погибла учительница музыки Александры Пахмутовой Мария Лазаревна Троицкая: бомба угодила в здание музыкальной школы.

Вскоре семью Пахмутовых эвакуировали, но летом 1943 года она вернулась в разрушенный Сталинград. Времена были трудные, но 14-летняя Аля, которая не мыслила себе жизни без музыки, упросила отца отвезти ее в Москву.

Осенью 1943 года Александру зачислили в шестой класс Центральной детской музыкальной школы при Московской консерватории. При поступлении была отмечена исключительная музыкальная одаренность девочки.

Жить в Москве пришлось в тесноте и скученности, и это не позволило Александре Пахмутовой иметь собственный инструмент. Чтобы упражняться на фортепиано, она приходила в класс задолго до начала занятий, садилась за инструмент и подолгу повторяла труднейшие домашние задания. Уже в седьмом классе, Александра стала участницей кружка юных композиторов. Большое впечатление на нее в эти годы произвели симфонические концерты, которые она исправно посещала. Талантливый композитор и великолепный педагог Виссарион Шебалин, у которого занималась Пахмутова, учил Александру избегать малейшей фальши, все чувства выражать предельно искренне, но в то же время сдержанно. Эти советы будущая знаменитость запомнила на всю жизнь.

Закончив музыкальную школу с отличием, Александра Пахмутова в 1948 году поступила в Московскую консерваторию, в которой занималась по классу композиции. Летом 1951 года она в числе других студентов консерватории отправилась на фольклорную практику в Поволжье. Там Пахмутова собрала богатый песенный материал, который позже лег в основу цикла обработок русских народных песен «Не заря ты, зорюшка», «На Иванушке чапан», а также Миниатюр для струнного квартета и «Русской сюиты». Особый успех достался последнему произведению: «Русскую сюиту» несколько раз транслировали по радио, сочинение было записано на пластинку. Критики отмечали ясность мелодии и ярко выраженный национальный колорит произведения молодого композитора. В эти же годы песня Александры Пахмутовой «Походная кавалерийская» получила первую премию на конкурсе песен, посвященных Советской Армии. Это была первая песня Александры Пахмутовой, о которой упомянули в печати.

После окончания учебы Александра Пахмутова поступила в аспирантуру при Московской консерватории. Наиболее известное ее произведение тех лет — Концерт для трубы с оркестром. Как и в прежние годы, Александра Пахмутова много сочиняла в разных жанрах, искала себя. Из-под ее пера вышли симфонические увертюры «Юность» и «Тюрингия», музыка к радиопостановкам «Противная сторона», «У самого синего моря», «Не проходите мимо». Написала она и музыку к фильму «Семья Ульяновых».

В год 40-летия комсомола появилась «Песня о тревожной молодости» — произведение, которое по существу дало начало новой творческой биографии Александры Пахмутовой. Песня, написанная для фильма «По ту сторону» в содружестве с Львом Ошаниным, моментально стала популярной. Песня Пахмутовой и Ошанина получилась романтичной, искренней, возвышенной и одновременно строгой, как клятва. И в наше время, когда фильм практически забыт, песня по-прежнему звучит свежо и актуально, вне всяких политических рамок. После успеха «Песни о тревожной молодости» Пахмутова целиком посвятила себя песенному жанру, в котором и нашла себя. Если первые песни Александры Пахмутовой еще не отмечены клеймом мастера, то в последующих произведениях — «Надо мечтать», «Геологи», «Хорошие девчата», «Старый клен», «Машинист», «Песня о друге», «Камчатка», «На Смоленщине», «Хорошо, когда снежинки падают», «Снегурочка», «На маленькой станции», «Я тебя люблю» и других — слушателей неизменно привлекают искренность, ощущение молодости, непосредственность. Вот что об этом говорила сама Пахмутова: «Я люблю песенный жанр не только за присущий ему тесный контакт исполнителя со слушателем, но и за быструю отдачу в творческом процессе. Я люблю песню за ее удивительную судьбу. Я люблю песню за то, что она приходит к людям в момент их наивысшего духовного подъема». Пахмутова активно использовала подмеченные ею свойства песни: соответствие моменту «наивысшего духовного подъема», тесный контакт со слушателем, актуальность. Она не боялась затрагивать героические темы, когда писала такие песни, как «Коммунист», «Надо мечтать», «Слава впередсмотрящим», «Заря космического века», «Марш молодых строителей»... Ясно, что композитор откликалась на актуальные события своего времени, однако при этом старалась уходить от штампов, которые делают песню не более чем однодневкой.

С позиций сегодняшнего дня особенно хорошо заметно, что песенная публицистика Александры Пахмутовой отражала современную композитору партийно-коммунистическую эпоху. И в то же время Пахмутова умела делать акценты на общечеловеческих ценностях.

КПСС всячески обласкивала талантливую женщину. По существу, такие авторы, как Пахмутова и Дунаевский, были своеобразными песенными «адвокатами» коммунистического строя. Они искренне и талантливо писали о «возвышенных», «высоко духовных» моментах социализма, стараясь не замечать его минусов.

Как только очертились особенности таланта Александры Пахмутовой, партия и правительство стали активно направлять ее в творческие командировки. Начиная с 1962 года, Александра Пахмутова много ездит по стране, посещая ударные комсомольские стройки, вокруг которых искусственно поддерживалась атмосфера героизма, а по существу — ажиотажа, призванного оправдать неудобства быта. В эту компанию активно вовлекались талантливые «деятели советского искусства», заманивавшие свежую рабочую силу романтикой «зеленого моря тайги». Расчет был простой, пригреть несколько десятков авторов оказалось куда легче, чем наладить быт строителей в Сибири.

Пахмутова посетила Усть-Илимск, Братскую ГЭС, заезжала и в воинские части, на корабли различных флотов, где собирала материал для будущих песен. Солдаты, моряки, строители, рабочие почитали за честь принимать у себя знаменитого композитора. В таких поездках Пахмутова и ее соавторы С. Гребенников и Н. Добронравов накапливали бесценные творческие впечатления. Иногда после нескольких поездок оставалась всего одна деталь, но она оказывалась настолько яркой, что вытягивала всю песню...

«Главное, ребята, сердцем не стареть», «Мы учим летать самолеты», «Обнимая небо крепкими руками», «На взлет», «Нежность», «Орлята учатся летать»... Герои песен Александры Пахмутовой не терпят высокопарных слов, знают цену настоящей дружбе и смелости. Сколько нужно поездок совершить и сколько увидеть, например, для того, чтобы найти точный образ летчика, обнимающего небо «крепкими руками»? Такие песни не могли быть написаны в тиши кабинета...

Песни Пахмутовой приобрели и мировую славу. «Песня о тревожной молодости», например, стала особенно популярной в Японии, «Нежность», в которой речь идет об Антуане де Сент-Экзюпери, вовсю пели и продолжают петь во Франции. Запомнились публике и подлинные шедевры песенного жанра— композиции «Белоруссия» и «Беловежская пуща», до сих пор популярные во многих странах.

В 1980 году Александре Пахмутовой было доверено особое задание: написать песню, которая должна закрывать Олимпийские игры в Москве. Опытный композитор с честью справилась с поставленной задачей: песня-прощание «До свидания» получилась лаконичной, выразительной и бьющей точно в цель. Она стала кульминацией церемонии закрытия игр, вызвала слезы не только у симпатичного изображения Мишки-талисмана, но и у миллионов телезрителей.

Александра Пахмутова в течение долгих лет была членом правления Союза композиторов СССР, членом Комитета советских женщин. Ее активная творческая деятельность длится и по сей день. Композитор много сотрудничает с молодым и перспективным певцом Юлианом, другими исполнителями российской эстрады.

Скачать архив с текстом документа