Пенсионная реформа в России задачи и перспективы реализации
СОДЕРЖАНИЕ: Пенсионная реформа и ее содержание Общая характеристика пенсионной системы России Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из1.
2.
Пенсионная реформа и ее содержание
Общая характеристика пенсионной системы России Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн. Большинство из
них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из
них является основным, а зачастую и единственным источником средств к
существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной
системы. С 1990 г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью
обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные
изменения, как по существу, так и по форме. Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и
бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт
которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт
обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся
главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого
населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи.
Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном
отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые
другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не
заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система
слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть
– «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть
подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился. Иногда эти две подсистемы переплетаются – к страховой пенсии
производится бюджетная доплата. Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г.,
когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР, был принят Закон
«О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная
система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного
страхования наёмных работников. Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей пенсионной
системы, с собственной независимой финансовой базой, обособленной от
государственного бюджета, - с российским пенсионном страховым фондом?
Причин было несколько. Отмечу две главные, не потерявшие до сих пор
значения, а, наоборот, ставшие ещё более актуальными. Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть
укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного
страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать на практике
истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время постепенно,
хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических
отношений, менялось представление властных структур о целях общественного
производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в
частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного
противостояния двух мировых политических систем и использованию
высвобождаемых ресурсов, в прошлом пожираемых гонкой вооружений, в
интересах населения страны. В недалёком прошлом в течение десятилетий нашим соотечественникам
навязывался постулат в том, что государственное социальное страхование (а
пенсионное – часть его) осуществляется якобы за счёт государства.
Внедрённая в сознание людей, эта идея использовалась при формировании
управленческих решенй и получила даже законодательное выражение. Определяя
в централизованном порядке крайне низкую оплату труда практически для всех
работников, изымая львиную долю того, что создавалось их трудом,
государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от
уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших
завоеваний. Средства социального страхования практически слились с
налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с
иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых
взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё это
приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию,
что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создаёт
богатства общества. Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона
1990г.состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система
обязательного пенсионного страхования. Суть такой системы, представляющей
одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наёмных
работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех
развитых странах и вполне приемлема в период становления и развтия
многоукладных экономических отношений на основе различых форм
собственности. Её принципиальное содержание определяется следующими
основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может
несколько различаться. 1. Экономический критерий обязательного пенсионного страхования,
определяющий его сущность, коренится в производственных
отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно,
что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых
странах давно уже не определяется ценой «живого» труда
непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и
другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период
жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им
пенсия. 2. Социальный критерий обязательного пенсионного страхования,
определяющий его сущность, заключается в солидарности всех
застрахованных и работодателей, работающих в различных
регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в
солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных
людей. 3. Реализуются эти сущностные критерии через систему
соответствующих страховых платежей, которые в обязательном
порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы
собственности) и наёмными работниками, независимо от их
желания. Другими словами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в
отдельных странах, в том числе и в России, подобная система называется государственной. Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях
(в процентах к заработку) или в несколько большем объёме
работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в конечном
счете, страхование осуществляется за счёт самих работников,
поскольку доходы работодателя образуются в основном в
результате труда застрахованных. В связи с этим распределение
платежей между работниками и работодателями не имеет
существенного значения. 4. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде,
который обычно именуется фондом обязательного пенсионного
страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Его средства
не должны сливаться с государственным бюджетом, они
предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных,
их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на
иные цели. Управление таким фондом осуществляется
застрахованными и работодателями (их представителями) под
контролем государства. 5. Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а
также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в
процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж,
порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельные
размеры пенсии и т. д.) определяются законом. 6. Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете,
определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек,
или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями
уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя
определяют в основном уровень пенсионного обеспечения
конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах
пенсий застрахованных, их семей. Уровень пенсионного обеспечения – один из существенных
показателей, характеризующих пенсионную систему и её
состояние в каждый период времени. Необходимо различать относительный и
абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые неразрывно связанымежду собой. Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его
среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот
показатель именуют коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по
стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на
средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или в
регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток,
потребление) пенсионеров – бывших наёмных работников, живущих на пенсию, по
сравнению с уровнем жизни наёмных работников, продолжающих трудиться и
живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне
жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах
большинство населения. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в странах, где высокая
реальная оплата труда, относительный уровень пенсионного обеспечения обычносравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда,
он повыше. Объясняется это просто: при уровне пенсионного обеспечения в
первых странах, допустим, в 40-45%, человек, живущий на пенсию, вполне
может за счёт такой пенсии удовлетворять свои обычные потребности (в пище,
одежде, оплате соответствующих услуг и т. д.), поскольку работающий член
общества затрачивает на эти цели не более той же части своего заработка.
Что касается других стран, то в них на удовлетворение обычных потребностей
человека расходуется значительно большая часть заработка, следовательно,
относительный уровень пенсионного обеспечения должен быть существенно выше.
В противном случае пенсионер оказывается за чертой бедности или на её
грани. Абсолютный уровень пенсионного обеспечения – это потребительская
стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный
показатель определяет, в каком объёме пенсионер может приобретать
необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны
ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.
В российском пенсионном Законе 1990 г. Отражены все перечисленные выше
критерии – принципы, на которых должна основываться обязательная страховая
пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно
функционируют и развиваются общенациональные страховые системы. Эти
критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его
принявших, а практической реализацией общепризнанных в мире идей
обязательного пенсионного страхования. Вторая причина, побудившая Россию приступить к формированию новой
пенсионной системы, состояла в необходимости повысить реальный уровень
доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При
этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как
относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно
тех граждан, пенсия которых превышала минимальный размер. Это произошло в
связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время
максимального размера пенсии (он не повышался более 30 лет). В результате
пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде.
Кроме того, в прошлом пенсии вообще не индексировались ни с учётом роста
цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный
достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.
Закон 1990 г. затронул и бюджетную систему пенсионного обеспечения.
Он, во-первых, существенно повысил уровень пенсионного обеспечения
военнослужащих из числа солдат, сержантов и старшин и приравненных к ним
категорий граждан, упорядочил их пенсионное обеспечение. Ранее зачастую
пенсии граждан, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы,
оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего
заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную
несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потери кормильца,
умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1 февраля 1993
г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, и их семей» завершилось создание достаточно
развитой и «возвышенной» системы пенсионного обеспечения всех категорий
военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей.
«Возвышенная», т. е. прежде всего более высокая по своему уровню
система пенсионного обеспечения для указанных категорий граждан, условия
службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для большинства
стран. Особые пенсии для таких граждан были и в СССР. Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем в
последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с одной
стороны, резким, постоянно нарастающим снижением относительного и
абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех, без какого-
либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом
1990 г., а с другой – введением значительно более высоких пенсий для
сотрудников властных, силовых структур как на федеральном, так и на
региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые
определены в Законе 1990 г., - формированию единой системы государственных
пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного
обеспечения и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного
обеспечения с учётом труда и его результатов. Результаты и проблемы пенсионной реформы В настоящее время происходит переход к трёхуровневой системе
пенсионного обеспечения: 1) базовая часть формируется за счёт 14% от фонда оплаты труда. Эта
сумма поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и
используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии.
В случае недостатка поступлений федеральный бюджет компенсирует
образующийся дефицит; 2) страховая часть пенсии (11-14% от фонда оплаты труда) поступает
разу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-
накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа
работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины
заработной платы по стране; 3) накопительная часть пенсии (2-6% от фонда оплаты труда) поступает
на специальный индивидуальный счёт работника. Будущий размер выплат зависит
от взносов работника и дохода от инвестирования накопительной части пенсии.
Кроме того, работник (или работодатель) могут добровольно делать
взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от
них пенсию. Трёхуровневая система позволяет осуществлять переход от
распределительной системы пенсионного обеспечения к системе с преобладанием
трахового принципа. Это способствует повышению устойчивости пенсионной
системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциации пенсий вырастет
заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в
участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своих заработных
плат. На 1 января 2003 года пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ
составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от ВВП), причём 1,36 млрд. руб. из них
были получены в виде дохода от временного размещения средств в
государственных ценных бумагах. Таким образом, доходность этих вложений
составила около 8%, что в условиях инфляции более 15% за 2002 год означает
сокращение реального размера пенсионных накоплений. Современный период пенсионной реформы является одним из основных в
переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной
накопительно-распределительной системе. В настоящий момент граждане впервые
могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование
накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были
осуществлены следующие мероприятия: 1) практически сформирована нормативная база для трёхуровневой системы
пенсионного обеспечения; 2) создан Общественный совет по инвестированию средств пенсионных
накоплений, который провёл первые заседания; 3) проведены конкурсы по выбору управляющих компаний и
спецдепозитария; 4) заключены договоры между Пенсионным фондом РФ и управляющими
компаниями на управление накопительной частью пенсии; 5) проведена рассылка писем гражданам о размере накопленных за 2002 г.
средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений для выбора
управляющей компании; 6) подписаны соглашения об удостоверении подписей на заявлениях о
выборе частной управляющей компании между несколькими крупными банками иПенсионным фондом РФ. В ходе реализации указанных мероприятий возникли определённые
проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:
1) технические проблемы в Пенсионном фонде с рассылкой писем гражданам
привели к срыву сроков проведения пенсионной реформы. В результате задержки
рассылки писем на три месяца целый год оказался во многом потерян для
пенсионной реформы; 2) отсутствие информационной кампании о пенсионной реформе ведёт к
тому, что большая часть населения не очень хорошо знает, как можно
распорядиться накопительной частью своей пенсии; 3) сложность подачи заявления о выборе управляющей компании сокращает
число граждан, которые доверят им управление своими пенсионными
накоплениями; 4) отсутствие механизма раскрытия информации о деятельности частных и
государственных управляющих компаний, а также самого Пенсионного фонда РФ
приводит к сложности выбора населением управляющей компании для наиболее
эффективного инвестирования пенсий; 5) отсутствие закона о методике расчёта размера пенсии в зависимости
от суммы накопленных средств на индивидуальном счёте сокращает прозрачность
пенсионной реформы и ограничивает мотивацию граждан к участию в пенсионной
реформе; 6) юридическая неопределённость статуса Внешэкономбанка в качестве
государственной управляющей компании, а также самого Пенсионного фонда РФ
повышает вероятность возникновения конфликтов между ними, частнымиуправляющими компаниями и гражданами; 7) недостаточно жёсткие требования к частным управляющим компаниям
позволили пройти конкурс 55 компаниям, большая часть из которых, вероятно,
не сможет принять активного участия в реформе, а выбравшие их граждане не
будут получать стабильный доход от инвестирования их пенсионных накоплений.
Единая пенсионная система государственных пенсий в России не
состоялась. Другого вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы
для многих категорий работников введены особые, привилегированные по своему
уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к «обычным»
пенсиям. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются
пропорционально росту оплаты труда соответствующих продолжающих трудиться
чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически
оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся
процесс обесценения рубля. Не обеспечена также стабильность реального уровня пенсионного
обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился
к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколько раз и продолжает
падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая
за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и
практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию.
Следствие этого – многократный рост смертности среди пенсионеров, в
частности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжёлых
заболеваний, включая психические. В связи со сдерживанием повышения минимальных размеров пенсий,
ограничением их размеров предельной суммой, сопоставимой с заниженным
минимумом, неполной индексацией пенсионных сумм и заменой её
компенсационными выплатами общая пенсионная система превращена в
уравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности
трудовой деятельности и уровня оплаты труда (т. е. трудового вклада),
заложенная в Законе 1990 г., практически ликвидирована. Сейчас в России
установлены нищенские пенсии для большинства граждан, крайне незначительно
различающиеся в зависимости от того, как долго, на какой работе и с какой
оплатой трудился человек.
2. Основные задачи и совершенствование пенсионного фонда РФ
Назначение и выплата трудовых пенсий и определенных видов пенсий по
государственному пенсионному обеспечению, финансирование расходов на выплату и доставку этих пенсий; организация и ведение персонифицированного учета в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (1996 с изменением и дополнением 2001); подготовка и внесение в Правительство РФ законопроектов о бюджете ПФР на очередной год и отчете об исполнении бюджета ПФР за прошедший год, а также предложений и законопроектов о реформировании и совершенствовании системы государственного пенсионного обеспечения (страхования); межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда РФ; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по пенсионным вопросам; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительная, работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Пенсионный фонд РФ до вступления в силу части II Налогового кодекса РФ осуществлял также контроль за своевременным и полным поступлением в пенсионный фонд РФ страховых взносов. С 1 января 2001 функция сбора единого социального налога (взноса) передана Министерству РФ по налогам и сборам. Согласно Федеральному закону от 27 ноября 2001 № 155-ФЗ ПФР выплачивает доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающим пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовым источником этих выплат является тариф взносов, устанавливаемый сверх ставки социального налога для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В соответствии с законодательством [включая часть II Налогового кодекса РФ и Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (2001)] бюджет ПФР формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета РФ, направляемых целевым образом на финансирование установленное законом расходов, средств, возмещаемых ПФР в связи с назначением досрочных пенсий безработным, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
За счет бюджета пенсионного фонда РФ финансируется выплата пенсий, предусмотренных законодательством РФ, включая трудовые пенсии (в том числе трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца), социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Средства бюджета пенсионного фонда РФ, в соответствии с федеральным законом о бюджете пенсионного фонда РФ, направляются также на доставку пенсий, выплачиваемых за счет этого бюджета, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика. Расходы, не предусмотренные бюджетом пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета пенсионного фонда РФ создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете пенсионного фонда РФ. В соответствии с пакетом законов по пенсионной реформе, принятых в декабре 2001, с 1 января 2002 за счет средств федерального бюджета выплачиваются базовые пенсии, устанавливаемые согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (2001) и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (пенсии федеральным государственным служащим, военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, социальные пенсии нетрудоспособным гражданам) в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2001) (включая организацию доставки указанных пенсий). Кроме того, за счет средств федерального бюджета РФ, согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» (2001), должна возмещаться уплата страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом. После создания пенсионного фондаРФ его функции и организация работы уточнялись путем принятия законодательно нормативных актов в ходе дальнейшего реформирования пенсионной системы России. Наиболее существенные изменения в деятельность пенсионного фонда РФ внесены Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и Указом Президента РФ от 27 сент. 2000 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». В соответствии с законом пенсионный фонд РФ создал систему индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав граждан, в которой на конец 2001 зарегистрировано более 70 миллионов лиц из числа занятого населения. Создаваемые в системе персонифицированного учета и поддерживаемые в актуальном состоянии индивидуальные лицевые счета граждан, в которых накапливается информация об их стаже, заработке и уплаченных в бюджет пенсионной системы страховых взносах (налоге), являются основой для назначения пенсий (Федеральный закон от 5 мая 1977 № 77-ФЗ) и дальнейшего реформирования пенсионной системы.
Указ Президента РФ определил новую организационную структуру государственной пенсионной системы. В соответствии с Указом за ПФР закреплены функции назначения и выплаты пенсий. В результате весь пенсионный процесс осуществляется федеральной организацией, обеспечивающей единообразный порядок исполнения федерального пенсионного законодательства и равные условия для всех граждан страны в отношении пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. До принятия Указа на большей части территории России функции назначения и выплаты пенсий осуществлялись органами социальной защиты населения субъектов РФ. Функции, права и обязанности пенсионного фонда РоссийскойФедерации в связи с проводимой в стране с 2002 реформой пенсионной системы определены Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (2001). Закон возлагает на пенсионный фонд РФ функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Для реализации своих функций пенсионный фонд РФ создал и поддерживает в актуальном состоянии информационные базы застрахованных лиц, пенсионеров, страхователей по обязательному пенсионному страхованию.
Совершенствование пенсионной системы РФ
При планировании пенсионной реформы возникает необходимость учета российской специфики в организации пенсионного обеспечения. Этот вопрос исключительно важен в свете того факта, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, характеризуются многообразием национальных особенностей. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.
Начиная с 1995 года, доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. И в 2001 г. была проведена пенсионная реформа, вступившая в силу в 2002 г. теперь пенсия подразделяется на три части - базовая, страховая и накопительная, что должно гарантировать благосостояние граждан после выхода на пенсию. Также в целях повышения собираемости средств в пенсионный фонд была снижена ставка единого социального налога до 26 %, 20 % из которых идут в пенсионный фонд. Однако средств в пенсионном фонде по-прежнему не хватает, и выплата пенсии происходит за счет профицитного дохода бюджета.
Можно выявить различные причины такой ситуации: 1. Старение населения, которое происходит за счет сокращения рождаемости и трудоспособных граждан. И в связи с этим с каждым годом на каждого работающего человека приходится все больше не работающих. 2. несмотря на то, что после снижения ставки ЕСН многие предприятия легализовали свои выплаты, но практика «серой» заработной платы по-прежнему имеет место, и часть доходов остается неучтенными.
К косвенным причинам, оказавшим влияние на нынешнее положение Пенсионного фонда, можно отнести, что пенсионные программы предполагают длительных сроков, чтобы начать правильно функционировать, у нас же реформы по-прежнему продолжаются. Прежние нововведения еще не заработали, а вводятся новые положения.
Проблема дефицита средств пенсионного фонда является достаточно острой, особенно в связи с прогнозируемым снижением профицита государственного бюджета, когда федеральный бюджет не сможет дополнительно ассигновать бюджет Пенсионного фонда. И в настоящее время появляются новые предложения по поводу увеличения средств Пенсионного фонда, такие как увеличение ставки единого социального налога до 30 %, что повысит доходы фонда; изменения возраста выхода на пенсию, скорее всего, увеличение его до 65 лет для мужчин, и до 60 - для женщин. На самом деле, ничем, кроме провала, это не назовешь, поскольку расчеты всех пенсионных схем, которые делались под накопительную пенсионную систему, под конкретные показатели накопительной части в общей сумме социальных платежей и отчислений в Пенсионный фонд, делались, исходя из статистики, в том числе, из статистики средней продолжительности жизни после выхода на пенсию. И если сейчас менять базовые показатели, одним из которых является возраст выхода на пенсию, то, естественно, все ломается. Попытки то в одном месте латать дырку, изымая из накопительной системы очередную возрастную группу, то в другом месте латать дыру увеличением возраста выхода на пенсию и так далее. Этими попытками мы просто откажемся от пенсионной реформы, как она была задумана, и реализуем не пенсионную реформу, а пенсионную контрреформу, где базовые принципы останутся теми же, но будет наблюдаться явное ухудшение.
В ближайшее время на заседании правительства предполагается рассмотреть вопрос о комплексе мер по совершенствованию пенсионной системы, подготовка которого поручена трем министерствам - Минздравсоцразвития, Минэкономразвития и Минфину РФ. И как часто бывает, у каждого из этих министерств есть своя точка зрения на то, каким путем продвигать пенсионную реформу. Кроме того, у профессиональных участников фондового рынка, задействованных в реформе (управляющих компаний и пенсионных фондов), есть свои предложения по развитию рынка пенсионных услуг. Основная проблема, которую госчиновникам придется решать, заключается в том, что, с одной стороны, Пенсионный фонд РФ уже в настоящее время испытывает дефицит средств для финансирования выплат текущих пенсий, а в дальнейшем этот дефицит будет только расти, а с другой стороны - существует достаточно большой объем ресурсов, представляющих собой накопительную часть пенсий (средства, переданные в управление «Внешэкономбанка»), которые приносят доход ниже уровня инфляции, т.е. попросту обесцениваются.
Минздравсоцразвития РФ предлагает дать возможность гражданам отказаться от накопительной части пенсий в пользу страховой
В предложениях, подготавливаемых Минздравсоцразвития, одной из центральных тем является тема повышения уровня пенсионного обеспечения нынешних пенсионеров, при этом ставится цель обеспечить выплаты пенсионерам на уровне не ниже прожиточного минимума в регионе. Учитывая же тот факт, что выплата пенсий Пенсионным фондом РФ (ПФР) даже на текущем уровне при существующей схеме поступления средств в фонд является непосильной задачей, которую он сейчас решает за счет подпитки из федерального бюджета, становится понятным, что достичь поставленных целей, можно лишь увеличив поступления в ПФР.
По мнению руководства Минздравсоцразвития, добиться этого можно, изменив финансовые потоки, в частности, увеличив долю поступлений в страховую систему за счет соответствующего снижения объема накопительной части пенсии. В министерстве считают, что при введении обязательного накопления средств на пенсию в 2002 году застрахованным лицам не была предоставлена возможность отказаться от такого способа зарабатывания пенсии. Только возможность выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ), частную управляющую компанию (УК), либо по умолчанию - доверить средства пенсионных накоплений государственной управляющей компании. В итоге, как известно, 95 % застрахованных не проявили интерес к новым открывшимся возможностям преумножения средств пенсионных накоплений и предпочли остаться «молчунами». Отчисляемые в их пользу средства вкладываются через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) в государственные ценные бумаги, доходность по которым не обеспечивает рост средств пенсионных накоплений выше уровня инфляции, что ведет к их постепенному обесцениванию. Обсуждаемую второй год идею разделить средства «молчунов» между частными компаниями, не спрашивая мнения застрахованных лиц, Минздравсоцразвития России не поддерживает. В качестве альтернативного варианта, министерство предлагает, начиная с 2008 г., вообще отказаться от передачи средств «молчунов» в управление «Внешэкономбанку», а учитывать их на лицевых счетах в Пенсионном фонде с начислением процентов на уровне доходности государственной управляющей компании от ранее сформированных накоплений «молчунов», но не ниже инфляции. При этом суммы поступающих накопительных взносов «молчунов» направлялись бы на две цели: на обеспечение перевода накоплений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании (УК) по выбору застрахованных лиц, а также на выплату текущих пенсий. Последнее может заменить финансирование дефицита Пенсионного фонда за счет средств федерального бюджета, который наполняется в том числе за счет продажи все тех же государственных ценных бумаг.
В предложениях Минздравсоцразвития не содержится положений, полностью ведущих к ликвидации частных способов управления средствами пенсионных накоплений, однако предлагается в перспективе (до 2013 года) предоставить гражданам право выбора, в том числе и возможность отказаться от их формирования. В результате, застрахованный мог бы сделать выбор в пользу зарабатывания страховой части пенсии в ПФР в большем объеме за счет страховых взносов, без обязательного отвлечения их части на накопление. Одновременно министерство предлагает ввести возможность добровольного участия в накопительной пенсионной системе всех тех поколений застрахованных лиц, которые были незаслуженно исключены из нее в 2005 году, либо не допускались вовсе. Добровольные платежи граждан при этом могли бы стимулироваться соплатежами государства в пропорции 2:1, а также другими способами, в частности, предоставлением налогового вычета на сумму уплаченных взносов, что позволило бы каждому повысить размер своей будущей трудовой пенсии.
Минэкономразвития и Минфин против сокращения трехуровневой пенсионной системы до двухуровневой
В противовес идеям Минздравсоцразвития, другие министерства, озадаченные проблемой совершенствования пенсионной реформы, прежде всего Минэкономразвития и Минфин, настроены на то, чтобы более активно продвигать существующую трехуровневую систему. Предложения этих министерств направлены на то, чтобы, не отказываясь от накопительной пенсии, заставить средства так называемых «молчунов» работать более эффективно. Для этого Минэкономразвития предлагает передать их в управление частным управляющим компаниям, определив определенным образом правила отбора УК и условия инвестирования средств.
Согласно подготавливаемым поправкам в закон об инвестировании пенсионных накоплений, средства «молчунов», то есть тех граждан, которые не выбрали частную управляющую компанию, будут автоматически распределяться между частными УК. В то же время предусмотрено, что если гражданин захочет сохранить свои средства в государственной управляющей компании, то он такое право имеет, но для этого ему нужно будет написать уведомление. Предполагается также, что объем средств накопительных сбережений «молчунов», которыми сейчас управляет государственная управляющая компания, останется в управлении этой компании, а передаваться «частникам» будут вновь поступающие средства. Внешэкономбанк при этом в отличие от частных управляющих компаний после принятия закона не сможет инвестировать пенсионные средства в ценные бумаги компаний, оставаясь тем самым управляющей компанией с самой консервативной инвестиционной стратегией.
Частные же управляющие компании смогут вкладывать средства «молчунов» в более широкий круг финансовых инструментов по сравнению с государственной УК, что позволит увеличить доходность инвестиций пенсионных накоплений. Однако, как считают в самих управляющих компаниях, правила инвестирования этих средств, скорее всего, будут более консервативными по отношению к уже существующим вложениям, принятым для средств тех граждан, кто сознательно выбрал ту или иную частную УК и доверил ей управление своими пенсионными накоплениями. Таким образом, можно предположить, что доходность вложений пенсионных накоплений «молчунов», которые будут переведены в управление частным УК, будет лишь немного опережать инфляцию.
В свою очередь министерство финансов не исключает и еще одного варианта, позволяющего, сохранив как таковую накопительную систему, увеличить эффективность работы пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка. В частности, Минфин РФ готовит предложения по расширению круга доступных для государственной управляющей компании финансовых инструментов, в которые могут быть вложены пенсионные накопления, в том числе не исключается возможность вкладывать их в акции.
Однако такой вариант тоже не может считаться идеальным, поскольку в этом случае в определенной степени будет размыта граница между инвестиционными стратегиями частных УК и государственной. При этом инвестиционную стратегию Внешэкономбанка вряд ли уже можно будет назвать консервативной, так как вложения в акции, пусть даже и в незначительном объеме, могут принести существенные убытки в случае сильных потрясений на фондовых рынках. Ведь не секрет, что российские «голубые фишки» в большинстве своем «ходят» в одном направлении, и поэтому в случае негативной конъюнктуры они будут падать все вместе. Тем самым государство лишает застрахованных лиц возможности выбора реально консервативной стратегии, в принципе не подразумевающей вложений в инструменты с нефиксированной доходностью (а кто как не государство должно предоставить такую возможность).
Есть еще одна опасность того, что Внешэкономбанк может получить приблизительно равные инвестиционные возможности с частными УК, заключается в том, что на рынке будет создан доминирующий игрок, обладающий огромными денежными ресурсами, которому будет очень сложно противостоять. В такой ситуации возникает уже угроза самому фондовому рынку, ведь нормальный рынок - это когда идет столкновение интересов покупателей и продавцов, а в данном случае будет перевес одной стороны, что сначала может привести к перекосам, а затем и к фондовому кризису. Кроме того, такой подход явно не будет стимулировать граждан делать какие-либо телодвижения в плане реального управления своими пенсионными накоплениями. А это, в определенной степени, будет тормозить динамику развития некоторых секторов финансового рынка, в частности, индустрии негосударственных пенсионных фондов.
РСПП предлагает свои меры по модернизации пенсионной системы РФ
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает свою модель реформирования пенсионной системы, базирующуюся на введении добровольных отчислений гражданами в накопительную часть трудовой пенсии на паритетных с работодателями основах.
Как следует из предложений рабочей группы РСПП по развитию пенсионных систем, гражданам предлагается предоставить право ежемесячно добровольно перечислять 3 % от своего заработка в выбранный им негосударственный пенсионный фонд для формирования дополнительной накопительной пенсии. В этом случае работодатель обязан перечислить в тот же фонд взнос в размере 3 % от заработка работника из средств, которые должны направляться в единый социальный налог и перечисляться в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии. Вместе с тем, если работник не будет участвовать в новой системе дополнительного финансирования накопительной пенсии, эти 3 % по-прежнему будут направляться в базовую часть пенсии.
Оставшиеся 3 % из 6 % заработка, зачисляемых в ЕСН и направляемых на финансирование базовой части пенсии, предлагается перечислять в страховую часть пенсии в дополнение к существующему сейчас тарифу. Для замещения средств, за счет которых формируется базовая часть пенсии, РСПП предлагает изыскать другие источники в федеральном бюджете за счет общих поступлений, не связанных с налогообложением фонда оплаты труда. Эту систему предлагается ввести в действие с 2008 г.
В настоящее время финансирование пенсионных взносов за счет ЕСН осуществляется следующим образом: за граждан старше 1967 года рождения в базовую часть отчисляется 6 % от заработка, в страховую часть - 14 %, в накопительную часть пенсии платежей не предусмотрено. За граждан от 1967 года рождения в базовую часть перечисляется 6 %, в страховую - 10 % (с 2008 года - 8 %). В накопительную часть пенсии идут 4 % от заработка (с 2008 года - 6 %).
В случае реализации предложенных РСПП мер у «старшей» возрастной группы (до 1967 г.р.) отчисления в страховую часть пенсии будут увеличены до 17 %, взнос в дополнительную накопительную пенсию составит 3 %. У граждан от 1967 г.р. размер взноса в страховую часть с 2008 года составит 11 %, в накопительную часть - 6 %, в дополнительную накопительную пенсию - 3 % от заработка.
Стимулирование добровольных пенсионных отчислений позволит в будущем избежать многих проблем
Если в вопросе о том, что делать с обязательными пенсионными отчислениями мнения различных министерств расходятся, то необходимость стимулирования граждан к дополнительным добровольным пенсионным отчислениям практически никем не оспаривается. Всему виной демографическая ситуация в стране - снижение рождаемости и количественный рост лиц пенсионного возраста увеличивает нагрузку на активно работающих граждан. А это означает, что решить проблему достойного пенсионного обеспечения без увеличения налоговой нагрузки или пенсионного возраста, а возможно даже и обоих параметров, можно лишь за счет средств самих граждан, которые постепенно копили бы себе «на старость».
Среди предложений, которые выдвигаются в этой связи, можно отметить такие меры стимулирования как софинансирование дополнительных отчислений граждан в определенной пропорции со стороны государства, предоставление налоговых льгот в отношении такого рода отчислений, возможность капитализировать пенсионные накопления, в случае если гражданин продолжает работать и отчислять денежные средства в пенсионную систему после своего выхода на пенсию.
Однако этого будет недостаточно без существенных изменений законодательства, касающегося деятельности негосударственных пенсионных фондов, которые должны будут аккумулировать средства в рамках добровольных пенсионных программ. В настоящее время успешному развитию в России негосударственного пенсионного обеспечения мешают, прежде всего, отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, непродуманный порядок налогообложения НПФ, отсутствие качественного информирования населения. Действующая система налогообложения не стимулирует развитие негосударственного пенсионного обеспечения, поскольку фактически является двойной: полученный от инвестирования доход облагается налогом на прибыль, а при получении пенсионных выплат уплачивается налог на доход. Материал подготовлен специалистами Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). /9/
Пенсионное обеспечение является серьезным вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем. В России пенсионное обеспечение как таковое начало существование в 1927 г. и носило характер государственного обеспечения. Со временем в такой системе поддержки граждан, имеющих право на пенсионные выплаты, появлялось все больше проблем, и возникал все больший дефицит средств. Тогда был предпринят переход к европейской пенсионной системе, носящей страховой характер, когда посредствам взносов работающего населения обеспечивались выплаты пенсионерам. Но в настоящее время и эта система уже малоэффективна, так как количество пенсионеров растет, количество работающих граждан падает, а дальнейший рост налогового бремени на социальные нужды может подорвать налоговую дисциплину. И в 2002 года была проведена новая пенсионная реформа в основу, которой легла чилийская система пенсионного обеспечения. Была введена накопительная часть трудовой пенсии, когда каждый гражданин в течение «трудовой жизни» копит на «достойную старость». Система, имеющая явные преимущества в современных условиях, но необходимо учитывать и национальные особенности населения, и качество жизни, и уровень стабильности экономики. Большая часть населения страны не готова доверить вои пенсионные накопления только что образовавшимся негосударственным пенсионным фондам, так как стабильность экономики России по-прежнему взывает сомнения. Да и в целом, реформирование пенсионной системы требует достаточно длительных периодов, чтобы начать функционировать, так как это было запланировано. Однако проблема дефицита средств ПФР существует сейчас, в результате чего реформы продолжаются. В настоящее время намечается совершенствование существующей пенсионной системы. Основные направления реформирования пенсионной системы определил президент РФ Д. Медведев - «Это улучшение действия страховых принципов пенсионной деятельности, это развитие накопительных механизмов, когда мы получаем возможность софинансирования пенсионных выплат путем привлечения денежных средств, как федерального бюджета, так и денежных средств, которые принадлежат самим гражданам - будущим пенсионерам, и средств работодателей». При этом совершенствование пенсионной системы «должно идти неразрывно с общим увеличением пенсий». В настоящие время ассигнования Пенсионного Фонда федеральным бюджетом происходит на уровне 50 %, и в дальнейшем рост дефицита ПФР будет наблюдаться еще острее. Существуют различные мнения по поводу разрешения данной проблемы, и некоторые из них были отмечены выше. На мой взгляд, может быть целесообразным повышение ставки ЕСН до 30 %, так как накопительная система не распространяется на нынешних пенсионеров и на тех, кто не успел накопить себе пенсию. В дальнейшем же в соответствии с принципами накопительной системы, обеспечит информированность граждан об их возможностях. А так же одним из важных факторов успешного функционирования всей системы - это степень доверия граждан НПФР. Государство по возможности должно страховать риски граждан при вложении в негосударственные фонды средств пенсионных накоплений.
3. Перспективы реформирования пенсионного законодательства Сегодня на наших глазах происходит формирование законодательства,которое будет определять состояние пенсионной системы государства, как
минимум, на ближайшие десять лет. От того, каким станет это
законодательство зависит будущее не только ныне работающего населения, но и
тех молодых людей, которые начинают свою профессиональную трудовую
деятельность. Можно сказать, что на отношение к государству его граждан
сильно повлияет то, насколько внимательно и серьёзно власти отнесутся к
сегодняшнему и завтрашнему дню недееспособной части населения.
Положение с пенсиями в течение девяностых годов нельзя было назвать
стабильным. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в 1997-1998 годах, когда
реальный размер пенсии снизился в два раза, а получить эти крохи на руки не
удавалось месяцами, из-за многомесячных задолженностей. В последние три
года ситуация стала выправляться, но, по большому счёту, долгосрочные
проблемы ещё не решены. По-прежнему, современная пенсионная система даёт
гигантскую нагрузку на систему оплаты труда и страховых взносов. Россия
входит в число пятнадцати стран с самыми высокими ставками взносов, из-за
чего происходит ослабление налогооблагающей базы. Второй причиной пробуксовки пенсионной системы стала её
перегруженность большим числом обязательств, часто не оправданных ни
экономически, ни социально. А ведь на сегодня, по данным Минтруда, из
трудоспособного возраста выбыло 1,5 миллиона человек, а вошло в него – 2,4
миллиона. И это ещё без учёта сокращения продолжительности жизни населения.
При этом нельзя не учитывать и долгосрочные демографические
тенденции. Те люди, которые появились на свет в результате послевоенной
волны рождаемости, условно к 2005 году уйдут на пенсию. На смену им прийти
некому – в девяностые годы рождаемость снизилась в два раза.
Полумеры в сложившейся ситуации не помогут. Не изменив самих
принципов действия пенсионной системы можно дождаться повторения печального
опыта 1998 года, и вряд ли страна выдержит подобное ещё раз. Начиная с 1997
года и на протяжении четырёх лет в Правительстве России шли напряжённые
дискуссии по разработке новой пенсионной модели. Вариантов было много, и
все они широко освещались в средствах массовой информации.
Последний и основной вариант пенсионной реформы включает в себя
несколько этапов, которые будут регулироваться шестью федеральными
законами. Уже принят закон «Об обязательном пенсионном страховании», который
устанавливает три основных составляющих пенсионной системы. Первая –
базовая пенсия, которая финансируется за счёт средств федерального бюджета
и является всеобщей социальной гарантией. Вторая – это трудовая пенсия,
состоящая из двух компонентов, одним из которых является страховая пенсия,
финансируемая за счёт текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ и напрямую
зависящая от прошлых заработков и персональных взносов пенсионеров. И,
наконец, накопительная составляющая, которая будет финансироваться
нетрадиционно для российской пенсионной системы, но о ней – чуть позже.
Ещё два принятых федеральных закона регулируют размер и порядок
выплаты пенсий. Это закон «О государственном пенсионном обеспечении», в
котором рассматриваются разного рода выплаты, связанные с бюджетным
финансированием пенсий. Второй закон – «О трудовых пенсиях в РФ», который
определяет и размер, и порядок назначения страховой и накопительной части
пенсий. Надо сказать, что содержание этих законов вызвало неоднозначную
реакцию, как со стороны специалистов, так и со стороны средств массовой
информации. К примеру, в статье 1 пункте 3 закона «О трудовых пенсиях»
говорится о том, что: «При возникновении неопределённости в вопросах,
связанных с установлением и выплатой трудовых пенсий, могут раздаваться
разъяснения в порядке, определённом Правительством РФ». Таким образом,
Правительство может поручить принимать эти самые разъяснения одному органу,
к примеру – Пенсионному фонду, а может – нескольким, т.е. Пенсионному фонду
и Минтруда, и всё это – лишь в силу собственного разумения. Однако в
правовом государстве подобные законодательные коллизии разрешаются
законодательным же образом, а именно – внесением поправок в закон.
Четвёртый закон, связанный с пенсионной реформой – это закон,
определяющий новые размеры взносов и социального налога в Пенсионный фонд.
Пока этот закон будет регулировать лишь изменения структуры ставок
социального налога в рамках тех 20 процентов, которые сейчас направляются
на финансирование пенсий. Все ставки дифференцированы в зависимости от
заработка работника, то есть по всем из них применяется регрессивная шкала,
причём предлагается с заработка свыше 600 тысяч рублей в год вообще не
взимать социального налога в Пенсионный фонд, вместо него будет действовать
не применявшаяся ранее долевая ставка. Ещё одна новация этого закона – половина социального налога по
ставке 14 процентов направляется в федеральный бюджет и оттуда будет
расходоваться на выплату пенсий по государственному пенсионному
обеспечению, связанных с социальными гарантиями государства. Остальные 14
процентов разбиваются между накопительной и распределительной
составляющими. Большая часть пойдёт на финансирование распределительной
пенсии, а для работников в возрасте до 30 лет, начиная с 2006 года, шесть
процентов от суммы социального налога пойдёт на накопительную пенсию. До
этого весь социальный налог шёл непосредственно в Пенсионный фонд.
Та часть, которая будет перечисляться в Пенсионный фонд, перестанет
называться социальным налогом и не будет регулироваться Налоговым кодексом
РФ. Она приобретёт статус страхового взноса и будет взиматься по отдельному
закону. Изменение в статусе этой части социального налога связано с тем,
что по современному гражданскому и налоговому законодательству, а также по
Конституции РФ такой платёж невозможно сделать налоговым. Этот взнос будет
делаться в пользу работников предприятий и от суммы выплат будет
формироваться пенсия. По-прежнему собирать его будет Министерство по
налогам и сборам, но меры внесудебного администрирования к нему применяться
не будут. Если работодатель не уплатит эти 14 процентов в Пенсионный фонд,
то в судебном порядке ему придётся платить пени и штрафы, а также вместо 14
заплатить 28 процентов социального налога в федеральный бюджет.
В этот же пакет из шести законов войдёт и закон «Об инвестировании
средств пенсионной системы». Одна его часть коснётся всеобщей накопительной
части трудовой пенсии. С 1 января 2002 года действие закона
распространилось на ту часть населения, которой до пенсионного возраста
осталось больше, чем десять лет, а затем, постепенно, будет охватывать всех
остальных. Вопрос о том, как инвестировать пенсионные накопления оказался
наиболее острым из всех обсуждавшихся в ходе реформы. Только за последние
два года Минтруда подготовило пять его вариантов и несметное количество
поправок. В последней версии этот закон даёт большую свободу выбора
гражданам в части инвестирования накопительных взносов. Граждане могут
доверить формирование этой части своей пенсии Пенсионному фонду, который
будет инвестировать эти средства в активы, список которых жёстко
регламентируется и федеральным законом, и решениями Правительства РФ.
Одновременно будет создана и жёсткая система государственного и
общественного контроля за этой деятельностью. О результатах инвестирования
население будет получать всю информацию. Те граждане, которые не хотят, чтобы их накопления формировало
государство, могут поручить инвестирование своих взносов в
негосударственные пенсионные фонды. Это станет возможным с 1 января 2004
года. Их деятельность также будут жёстко контролировать органы государства.
Кроме того, возможен и третий, так называемый «шведский» вариант
формирования накопительной части пенсии. Допустим, гражданин доверяет
Пенсионному фонду РФ. В этом случае он получает возможность самостоятельно
выбрать тот инвестиционный портфель, куда будут направляться его взносы.
Схема проста: у Пенсионного фонда существует несколько управляющих
компаний, в каждой из которых своя структура вложений. Гражданин выберет
удобную для себя схему. Опять же Минтруда утверждает, что в инвестиционные
портфели войдут наиболее надёжные активы и риск доверившегося работника
будет минимальным. И, наконец, последний из предполагаемого пенсионного списка
возможный закон «О реформировании досрочного пенсионного обеспечения».
Сейчас получается так, что все налогоплательщики, помимо финансирования
пенсий по старости, вынуждено солидарно финансировать пенсии работников
определённых профессий и отраслей, которые по различным причинам имеют
право на досрочный – на пять-десять лет, - выход на пенсию. По мнению
специалистов Минтруда, не всегда подобная льгота оправдана, как
экономически, так и социально. Новый вариант решения проблемы заключается в том, чтобы
финансировали ранний выход своих специалистов сами работодатели, а не всё
население страны и только в том случае, если этот выход на сегодняшний день
оправдан, а не является историческим атавизмом. Это значит, что по наиболее массовому виду досрочного выхода на
пенсию – в связи с особыми вредными условиями труда – с 1 января 2003 года
введён новый механизм финансирования. Для тех предприятий, которые имеют
рабочие места, позволяющие работникам выходить на пенсию досрочно, схема
накопительного финансирования досрочной пенсии действует через
профессиональные пенсионные системы. В подобную систему работодатель должен
выплачивать взносы, и не маленькие. Если работа предполагает выход на
пенсию за десять лет до общего срока, то в размере от 25 и более процентов,
в зависимости от зарплаты работника. Если – за пять лет до пенсионного
возраста, то ставка составит 12-15 процентов. Для финансирования досрочных пенсий своих работников, работодатель
имеет возможность на основе коллективного договора заключить соглашение с
негосударственным пенсионным фондом, либо формирует накопления с участием
Пенсионного фонда РФ. В связи с этим назрела и проблема пересмотра и повторной аттестации
«привилегированных» профессий на предмет их соответствия вредным условиям
труда. Если в результате выяснится, что условия труда изменились, то и
действие закона на данное рабочее место прекратится.Так выглядит основной пакет законов пенсионной реформы. Что сулит
нам их реализация – трудно спрогнозировать.
Список литературы
1. Романовский М.В., Финансы: учебник / под. ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 462 с. - (Университеты России)
2. Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика - 2009 г. - 336 с.: ил.
3. Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика - 2009 г.
4. официальный сайт Пенсионного Фонда РФ - http://www.pfrf.ru
5. А. Колесник. Персонифицированный учет, как отображение в пенсионной системе России трудовой деятельности каждого гражданина. // Пенсия. № 3 Март 2008.
6. http://www.fundshub.ru/17492/
7. http://www.naufor.ru
8. ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда РФ на 2009 год»
9. ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда РФ на 2009 год»
10. Федеральный Закон от 19.12.2006 № 236 - ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда РФ на 2008 год»
11. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20.02.2008). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 224 с.
12. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2008. - №24. - 145 с.
13. Невинная И. Таблица умножения для пенсионеров // Российская газета. - 2008. - №172(4138). - 16 с.
14. Соловьев А.К. Право социального обеспечения. - М.: Юнити. - 2008. - 320 с.