Переработка отходов
СОДЕРЖАНИЕ: Охрана окружающей среды. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Безотходные технологии. Промышленная утилизация твердых бытовых отходов. Экологический мониторинг. Мониторинг учащихся о способах переработки твердых бытовых отходов.Содержание.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. ….……..4
1.1. Безотходные технологии. ………………………………………….………5
1.2. Промышленная утилизация твердых бытовых отходов. ………………..6
1.3 Экологический мониторинг. ……………………………………………….6
Глава II . Мониторинг учащихся 3, 7, 10 классов о способах переработки твердых бытовых отходов. ……………………………………………………..7
Приложение.
Список используемой литературы ………………………………………….11
Введение
В современных условиях, когда человек все активнее вмешивается в природные процессы, охрана окружающей среды является одной из самых острых и актуальных проблем. Она носит глобальный характер.
Все большую тревогу вызывает загрязнение атмосферного воздуха, рек, озер, морей, почвы, и только лишь потребительское отношение к природе и ее ресурсам. К природным ресурсам относятся: земля, вода, лес, различные руды и т.д.
В условиях современного мира все отчетливее выявляется объективная необходимость экологического образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений. В последнее время слово «экология» стало очень популярным; наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос- дом, жилище, родина, и логос- наука), означающих дословно « наука о местообитании».В более общем смысле экология- это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания.
А как мы, школьники, можем помочь взрослым в решении проблем загрязнения окружающей среды? На уроках технологии Светлана Сергеевна как-то предложила изготовить из твердых бытовых отходов какие-нибудь изделия. Мы с одноклассниками принесли пластиковые бутылки, алюминиевые баночки и другие материалы. Мы были удивлены, что из отходов можно сделать такие необычные, нужные и практичные изделия. Меня заинтересовало, какие существуют промышленные способы переработки твердых бытовых отходов? Какие изделия можно изготовить из других материалов? Что знают о переработки и использование твердых бытовых отходов учащиеся нашей школы? Я заинтересовался этой темой и стал подбирать материал. Цель моего исследования выяснить, как относятся к экологической ситуации учащиеся нашей школы, знают ли они о способах переработки твердых бытовых отходов?
«…Разруха не в окружающем мире,
разруха в головах!..»
1.1 Переработка бытового мусора и промышленных отходов.
Большую проблему с точки зрения экологии представляет утилизация бытовых и промышленных отходов. В России на санкционированных и несанкционированных свалках, хранилищах, полигонах скопилось около 86 млрд. твердых отходов производства и потребления или более 530тонн на каждого жителя страны. Коммунальные отходы от этого числа составляют примерно третью часть. Из этой массы на мусоросжигательные заводы поступает примерно 5%, остальное идет на полигоны и свалки. Кроме того, на территории России накоплено 1,1млрд. тонн опасных отходов.
Ежегодно накопление различных видов твердых отходов в России -10-15 тонн на человека, в том числе токсичных 0,8 т и разжиженного навоза 1 тонна. Степень утилизации отходов не велика: для инертных веществ (вскрышные породы, зола, строительный мусор) она не превышает 20-30%, для опасных 10-25 %. Сельскохозяйственные отходы утилизируются примерно на 70%, а радиоактивные в основном хранятся или подвергаются захоронению. В Европе приходится 10-11% т отходов на душу населения; доля бытовых -6% ,в России- 3%.
Особую угрозу для экологии представляют «дикие» свалки, откуда ядовитые вещества и микроорганизмы, попадая в подземные воды , распространяются на многие километры. На таких свалках сильно размножаются крысы, являющиеся переносчиками болезней.
В тоже время в бытовом мусоре содержится много ценных веществ: органические соединения, годные для удобрения, бумага и картон, стекло, пластмасса, кожа, древесина, металлы. Поэтому разрабатываются проекты и строятся специальные заводы по переработки мусора. Они более безопасны для окружающей среды и одновременно более экономичны, чем мусоросжигательные установки. Сократить накопление отходов позволяет многоразовое использование стеклянный бутылок, сбор пластмассовых бутылок, и полиэтиленовых пакетов для переплавки и т.д.
Нет нужды доказывать, что техника все больше совершенствуется. Все больше производится сложных машин и механизмов, которые состоят из самых разнообразных материалов: черных и цветных металлов, пластмасс, древесины, резины, стекловолокна и композитов. Срок службы таких изделий определяется не их физическим износом, а нормальным устареванием. Все чаще технически «здоровые» изделия и материалы оказываются на свалке. Но ведь можно их использовать как сырье для новых механизмов, т.е. рециклировать. Цикличность материальных потоков - перспективное направление создания промышленных производств с безотходной технологией.
1.1. Безотходные технологии.
Безотходная технология – это такой способ производства продукции, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле : сырьевые ресурсы - производство-потребление- вторичные сырьевые ресурсы. Это позволяет сделать минимальным воздействием на окружающую среду и не нарушать ее нормального функционирования.
Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своих отходов. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйствования вещества: металлы, стекло, бумагу и др. Задача заключается лишь в том, чтобы разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов. Наиболее перспективным проектом является создание таких производственных технологий. Когда отходы одного процесса используются в качестве сырья для другого. В результате объем твердых, жидких и газообразных отходов, сбросов и выбросов будет минимальным. Ученые считают, что сейчас имеется много технических знаний и оборудования, чтобы повторно использовать 2/3образующихся отходов. Главный тормоз - неправильная организация производства, отсутствие у производителей экологических знаний и культуры природопользования, низкие цены на природные ресурсы и незначительные штрафы с предприятий, загрязняющих окружающую среду.
Наиболее широко из безотходных технологий в нашей стране используются замкнутые системы промышленного водоснабжения. Создаются установки для получения их отходов биогаза. Небольшие установки (объемом от 1 м до 500 м ) используются на фермах, более крупные- на сахарных, спиртовых и других заводах, а также на свалках бытовых и промышленных отходов. Конструкции установок одинакового объема могут сильно отличатся в зависимости от вида сырья. Занимаемой площади. Необходимой степени очистки газа. Проблемами технологий производства биогаза занимается новая область науки промышленного производства - биотехнология. В мире эксплуатируется более 8 миллионов установок производства биогаза. ( См. прил. 2 рис.1)
1.2. Промышленная утилизация твердых бытовых отходов .
В городах возрастает количество бытовых отходов, под складирование которых отводятся большие территории. Тонны твердых бытовых отходов накапливается в городах России. Их обеззараживание и утилизация - одно из важнейших мероприятий в деле охраны окружающей среды. Мы знаем, что переработка твердых бытовых отходов дает немалый экономический эффект.
Усовершенствованные свалки не являются радикальным решением проблемы обезвреживания и утилизации бытовых отбросов. В отечественной и зарубежной практике получили распространение механизированные методы очистки на специальных заводах. Такие заводы действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Ташкенте.
Мусоросжигательные заводы используют принцип слоевого сжигания при температуре до 1000 С. Вырабатываемый котлами пар давлением 13 атмосфер температурой 194 С используется для собственных нужд завода. Избыток пара направляется для нагрева городской системы теплоснабжения. Ввод в эксплуатацию мусоросжигательных заводов позволят улучшить санитарное состояние городов, но и это не решает проблему в целом.(См. прил. 2 рис.2)
Применение вторичных ресурсов в качестве основного дает значительный экологический эффект. Например, при производстве бумаги или картона из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85 %, загрязнение воды- до 40 %.Утилизация отходов позволяет более бережно расходовать природные ресурсы.
На мусороперерабатывающих заводах осуществляется промышленная переработка твердых отходов в органическое удобрение- компост и сжигание не компостируемых фракций отходов.
1.3 Экологический мониторинг.
Особое значение в современных экономических условиях приобретает использование достижений научно-технического процесса для решения природоохранных задач. Это в первую очередь касается оптимизации совершеннологических процессов, создания комплексных безотходных производств, широкого применения водооборотных схем, систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и состоянием природных объектов и всей биосферы с целью ранней диагностики начавшихся изменений. Все возрастающая опасность отрицательного воздействия интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производств на здоровье людей требует надежной оценки состояния природной среды.
Информационная система наблюдения и анализа состояния природной среды, в первую очередь уровней загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере, получила название МОНИТОРИНГА.
Рассмотрите блок-схему мониторинга, предложенную Ю.А.Израэлем (1974).
Информационная система (мониторинг)
Управление
Наблюдение Оценка фактического состояния
Прогноз состояния Оценка прогнозируемого Регулирование
Состояния качества среды
Мониторинг включает три основных процедуры: наблюдение, оценку состояния прогноз возможных изменений.
Важнейший элемент мониторинга – оценка состояния природной среды. Этапами этой оценки являются выбор показателей и характеристик объектов окружающей среды и их непосредственное измерение. Набор параметров должен отвечать на вопрос «Каково состояние объекта (природной среды)?»
Новая промышленная технология непременно должна проходить экологическую экспертизу, т.е. оценку по всем параметрам мониторинга.
И только в том случае, если эта технология кроме технических достоинств отвечает природосберегающим требованиям, она имеет право на внедрение.
Глава II . Мониторинг учащихся 3. 7, 10 классов
Каждую минуту в мире выпускается огромное количество разнообразных пластиковых бутылок. Однако по мере опустошения все это многообразие форм, цветов и размеров безжалостно выбрасывается. Но можно проявить смекалку и убедится, что из кучи бесполезных пластиковых бутылок и других твердых бытовых отходов, можно сделать такую же кучу полезных вещей.(См.прил.2)
Мы провели опрос среди учащихся нашей школы по проблеме переработки и вторичном использование твердых бытовых отходов.
В анкетировании принимали 127 учащихся3-х, 5-х, 10-х классов. ( См. прил.1)
Результаты анкетирования показали, что не все ребята задумываются об экологической ситуации в нашей стране. На второй вопрос все учащиеся ответили, нет, так как в нашей стране еще не принято сортировать мусор.
Возраст | 3 вопрос | 4 вопрос |
5 вопрос |
6 вопрос | |||||
да | нет | да | нет | да | нет | да |
нет | ||
9-10 лет 52 чел. |
75% | 25% | 98% | 2% | 3% | 97% | 29% | 71% | |
13-14лет 51чел. | 63% | 27% | 80% | 20% | 80% | 20% | 53% | 47% | |
15-16 лет 44 чел |
32% | 68% | 82% | 18% | 36% | 64% | 21% | 79% |
Приложение 1
Анкета
1. Сколько вам лет?
2.Сортируете ли вы мусор
3.Знаете ли Вы, как можно вторично использовать
*бумагу
*пластмассовые бутылки
*алюминиевые баночки
*полиэтиленовые пакеты (мешочки)
4.Убираете ли Вы, мусор после отдыха на природе?
5.Знаете ли Вы, способы утилизации твердых бытовых отходов?
6.Ваши предложения по использованию твердых бытовых отходов?
Список используемой литература.
1. Экология: 9 класс; Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений /Е.А.Криксунов.-М.:Дрофа,1995.-240с.: ил.
2. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под редакцией В.Д.Симоненко.-М.:Вент Графф,2000.-228с.: ил.
3. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы/ Под редакцией В.Д.Симоненко.-М.:Вента Граф,2004.-304с.: ил
4. Оч.умелые ручки: Для широкого круга читателей /А. Бахметьев,
Т. Кизяков.-М.:Росмен,2004.-97с.: ил.
5. 300 вопросов и ответов по экологии/Художники В.Х.Янаев, В.Н.Куров.-Ярославль: «Академия развития»,1998.-240с.: ил
6. Кожа: Практическое руководство.- М.: Издательство эксмо,2003.-248с,ил.