«Русь деревенская в лирике С. Есенина»
СОДЕРЖАНИЕ: Введение. Сергей Есенин один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. 3Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гришино - Слободская средняя общеобразовательная школа
Жуковского района Брянской области
Реферат
«Русь деревенская
в лирике С.Есенина»
Выполнила: Хвалова Маргарита,
ученица 10 класса
2011 г.
Содержание
Введение. Сергей Есенин - один из самых ярких и самобытных поэтов XX века.------------------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Рождение и становление поэта.---------------------------------------------- 6
Глава 2. Сергей Есенин – поэт «страны березового ситца».
1) Любовь к природе родного края в раннем творчестве С. Есенина.--- 7
2) Любовь Сергея Есенина к Руси деревенской.-----------------------------10
3) Особенности поэтического стиля Есенина.------------------------------- 15
4) Быт родной деревни в творчестве поэта.---------------------------------- 17
5) «Живое» и «железное» в творчестве поэта.------------------------------- 20
6) Личная драма поэта.----------------------------------------------------------- 21
Глава 3. Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»-------------24
Глава 4. Верность поэта Руси крестьянской.-------------------------------------- 26
Глава 5. Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»--------- 27
Заключение. Сергей Есенин – истинно народный поэт.------------------------- 31
Список литературы.--------------------------------------------------------------------- 33
Введение
Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного российского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, неисчерпаемую печаль которых он умел передать так эмоционально и так звонко. В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в узком промежутке старых чувств и воззрений.
Сергей Есенин - один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. Его поэзия корнями восходит к русской деревне со всеми ее колоритными прелестями и трагедийной судьбой. Талант его рожден ощущением прозрачной синевы вечернего неба, хвойной позолотой леса, грустной деревенской песней. Но главное - необычайно острой любовью к России, к Руси деревенской. «…Он не только остался чуть ли не единственным народным русским поэтом, а как бы стал частью самой России, ее тоской и печалью, ее историей и природой и даже ее воздухом»1 .
Есенин, как мало кто в русской поэзии послереволюционных лет, трагически переживал коллизии преображения русской деревни. Он ощущал себя последним поэтом соломенной Руси.
Почему же в лирике Есенина отражена большей частью «Русь деревенская»? Ведь поэт рано покинул свою деревню, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родной дом приезжал время от времени как гость.
1 Корнилов В.Н. Из статьи «Золотая голова».
Может быть, разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает? В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту увидеть острее . Б. Пастернак пишет: « Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин, подарив его времени с бесподобною свободой и не отяжелив подарка стопудовой народнической старательностью. Самое драгоценное в нем – образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве»1 .
Попытаемся и мы понять, почему С. Есенин воспевает в своих стихах Русь деревенскую? Почему его так тревожит судьба деревни? Этому посвящено данное исследование. Я считаю, что сегодня эта тема актуальна как никогда. Российская деревня вымирает, малых деревень почти не осталось. Кругом – обветшалые деревенские избы, напоминающие тоскливые есенинские сюжеты. И только расцветающая весной природа дарит радость, напоминает о продолжении жизни, пробуждает любовь к родине.
В процессе работы над рефератом была изучена научная и художественная литература по данному вопросу. Интересными оказались работы А.Захарова «Поэтика Есенина», А.Марченко «Поэтический мир Есенина», Ю. Прокушева « Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха», статьи Н. Зуева «Народные истоки поэзии Сергея Есенина», В. Мусатова «Поэтический мир Сергея Есенина», В. Рождественского «Сергей Есенин», Ю. Бондарева «Незакатная звезда», статья самого поэта «О себе». Кроме того, были изучены справочные издания: Е.Карпов «С.А.Есенин: библиографический справочник », Большая Российская Энциклопедия, Большой учебный справочник для школьников.
_______________________________________
1 Пастернак Б.Л. Из книги «Люди и положения».
Целью работы стало изучение жизненного и творческого пути писателя, его отношения к родине, русской деревне, к Руси крестьянской.
Задачи исследования:
1. Систематизировать имеющийся материал по теме.
2. Дать общую характеристику произведений поэта, рассмотреть основные особенности лирики Сергея Есенина.
3. Определить произведения, посвящённые Родине, проследить эволюцию темы любви к родине в лирике Есенина.
4. Проанализировать описание «живого» и «железного» в поэзии С.Есенина, определить причины душевной драмы поэта.
I . Рождение и становление поэта.
Мне кажется, если проследить историю нашей страны, а может быть, и историю всего человечества, то можно увидеть такую закономерность: на определенном временном этапе обязательно появляется личность, которая вносит изменения в обыденный жизненный уклад, открывает миру что-то новое. И таких людей общество ждет. Может быть, бессознательно, но ждет. Так произошло и с Сергеем Есениным, поэтом «страны березового ситца». Его ждали, хотя в это время о деревне и природе писали многие поэты.
В 1905 году А. Блок утверждал, что «должен появиться поэт, который принесет в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, не символическими и не мистическими, а изумительными в своей красоте».
А 9 марта 1915 года после встречи с Есениным он записал: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».
Конечно, родиться такие стихи могли только у человека, глубоко любящего свою родину.
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил С. Есенин. Россия, Русь — это имя постоянно звучит в его стихах. При этом важно отметить то, что поэт, как правило, говорит о Руси деревенской, о крестьянской России. «Я — последний поэт деревни»1
- скажет позднее о себе С. Есенин и будет прав.
С деревней он был связан с самого рождения. Родной край, родина С. Есенина, — село Константиново Рязанской губернии. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали страной детства, колыбелью его поэзии. Мир народно-поэтических образов, мир русской природы окружал его с первых дней жизни:
Родился я с песнями
В травном одеяле,
Зори меня вешние
В радугу свивали.
__________________________________
1 Есенин С. Из статьи « О себе». Собрание сочинений.Т.1 М., Советская Россия, 1990, с.24
II . Сергей Есенин – поэт «страны березового ситца».
1. Любовь к природе родного края в раннем творчестве С.Есенина.
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника – вся красота родного края с годами отлилась в задушевные и светлые строфы.
Для Есенина природа – не застывший пейзаж: она вся в движении, в гармонии с человеком. Она дышит, действует, живет. Его ранние стихотворения полны голосами птиц, шелестом листьев, журчаньем ручьев.
О чем бы ни писал Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.
В стихотворении «Береза», написанном Есениным в 1913 году, поэт рисует реалистичную картину – зимний пейзаж, увиденный им из окна. При этом он использует простые художественные средства: не метафорические эпитеты, а обычные определения (белая береза, пушистые ветки, снежная кайма, новое серебро) и сравнения («снегом, точно серебром»; «Распустились кисти белой бахромой»), образные, метафорические средства только намечаются ( сонная тишина, заря лениво обходит березу и осыпает ветки). Это начальный, ученический период творчества Есенина. Здесь нет ярких красок, библейских образов, все просто, почти натуралистично.
Но уже с 1914 года есенинский поэтический мир резко меняется, поэт вводит в него библейские образы. С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
С присущей С.Есенину - лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: Гой ты, Русь, моя родная».
Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Стихотворение со строки «только синь сосет в глаза» обретает ноту щемящей грусти, со строки «как захожий богомолец» возникает образ странника, появляется чувство неприкаянности:
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Но затем чувство тихой щемящей грусти сменяется «девичьим смехом»:
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Мир Руси для С.Есенина - это и мир крестьянских домов, в которых пахнет яблоком и медом», где «гудит за косогором на лугах веселый пляс», где радость коротка, а печаль бесконечна.
В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы. Стихотворение — признание в любви к родной земле, стремление раствориться в ней:
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех..
Поэтический язык стихотворения своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно- выразительны, а автор чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной.
Лирический герой - странник, который «как захожий богомолец» смотрит в родные поля и не может наглядеться, потому что «синь сосет в глаза».
Русь сравнивается в стихотворении с раем:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Отличительная черта стихотворения – потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, к родине, к деревне.
В стихотворениях Есенина в некоторых мотивах чувствуется сын земли, сын хаты, деревенский кудрявый парень, от частушки пришедший в город со своими песнями, навеянными ивовой грустью, малиновыми зорями, овсом и рожью. Есть в них искренняя любовь к скирдам, к тополям и рощам.
И спустя 10 лет в «Руси Советской» Есенин не отрекается от люби к Родине, он стоит на своем:
«Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»
В этом же стихотворении автор показывает, что кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – «изумительными в своей красоте».
Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве не видно это по его произведениям! Бывает, пишешь сочинение и никак не найдешь цитату. А здесь другая беда: не знаешь, какую выбрать. Это, наверное, потому, что чуть ли не в каждом своем произведении поэт, так или иначе, говорит о Родине. Поэтому так трудно, просто порой невозможно отделить эту тему от других: ведь чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к природе, жизни.
Даже любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле! Природа у него неразрывно связана с деревней, ибо только сельский житель способен так ее одухотворять. Вообще, ни у одного поэта не встречала я такой поразительной способности одушевлять природу:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Любимый образ — березка — становится у него березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; осины, смотрящие в розовую водь; горящая своими плодами рябина; рожь с лебединой шеей и десятки других не менее удивительных метафор и образов составляют как бы особый мир — мир живой и одухотворенной природы, в котором всю жизнь жил поэт и который он гостеприимно распахнул для нас.
2. Любовь Сергея Есенина к Руси деревенской.
Немаловажное условие успеха С. Есенина состояло в способности увидеть необычайное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни.
В рассказе «На родине Есенина» А.И. Солженицын пишет: «Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, - и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность. И еще сегодня обжигает мне щеки здесь. Я выхожу на окский косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой темной полоске хворостовского леса можно было так загадочно сказать:
На бору со звонами плачут глухари…?
И об эти луговых петлях спокойной Оки:
Скирды солнца в водах лонных…?
Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столько для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?...»1
Может быть, это шло оттого, что С. Есенин любил не абстрактную Россию, а создал образ близкой и дорогой ему земли — Рязанщины, где его описание родной деревни всегда подробно и конкретно.
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Даже в таких низких бытовых подробностях деревня мила поэту.
В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворении «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж видится поэту так:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных,
С. Есенин обладал удивительным свойством передавать особое очарование деревенского пейзажа, которое сочеталось с чувством глубокого духовного родства с родным краем.
Он рассматривал деревню и ее жителей как основных носителей национального начала, поэтому основная тематическая направленность произведений поэта — мир русского крестьянства. Мир деревни – это храм с гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для Есенина – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, « край заброшенный», «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты – русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта
после 1914 года – начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Как проникновенно, с какой
___________________________________________
1 Солженицын А.И. Из рассказа «На родине Есенина»
болью описал поэт деревенскую тишину, пустоту, страх перед войной. Поля пусты. Избы заперты.Лишь изредка достигнет деревни солдатская весточка. Раньше пели крестьяне веселые песни, беззаботные, теперь « все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год». Для поэта родная деревня в России – это нечто единое. Это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие « малой родины». С присущей Есенину- лирику склонностью одушевлять все окружающее его, он и к России обращается как к близкому человеку:
«Ой, ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу».
Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их – странник, покинувший родную хижину, всеми отвергнутый и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность – это природа и Россия, природа и Россия деревенская. Ведь и русский крестьянин всем своим бытием связан с природой.
В родной деревне поэт научился «слушать песни дождей и черемух», любить «братьев наших меньших», осознавать себя самого частью общего гармонического строя природной жизни.
Поэт был сыном рязанского крестьянина, и мир “золотой бревенчатой избы” с детства был ему родным. В этом мире все слито воедино: труд, праздник, вера и быт — все превращено в бытие, и все одухотворено, полно теплоты и радости жизни:
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Есенин, влюбленный в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы, чувствовал, как и крестьянин, живущий на земле, что связан с ней кровными узами. И поэтому в его стихах, как в древних песнях и бабушкиных сказках, у изб, деревьев, цветов, лошадей, ветров — чуткие человеческие души.
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Деревья у поэта превращаются в зверей, а его звери — это “меньшие наши братья”, у которых тоже свои думы и заботы, радости и страдания. Лошади задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит “грусть соломенную”, кошка у окна ловит лапой луну. И, конечно, все помнят его знаменитую “Песнь о собаке”, в которой “покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег”. Никто до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием. М. Горький сказал о нем: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которого — более всего — заслуживает человек”. И когда Есенин говорит о родине, то кажется, что это все о том же — обо “всем живом”, о скоротечности и радости жизни. Образ родины, России складывается у поэта из мелких штрихов-черточек: “березовое молоко по равнине”, дед “с берестяной клюкой” и святой Микола “в лапоточках,” обходящий русский край, босяк-бродяга, что идет “проселочной дорогой, молясь на копны и стога”. Может быть, такая Русь выглядит слишком благостной и смиренной, но поэту дорог этот ее облик.
И в то же время Есенин, пристально вглядываясь в лицо родной земли, все острее сознает ее заброшенность и забитость, и в стихах все отчетливей проступает грусть:
...А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам,
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Эта печаль, то светлая, умиротворенная, то мучительная, навсегда осталась в его стихах о России, о деревне.
Не случайно за Сергеем Есениным прочно укрепилась слава поэта “с крестьянским уклоном”. По своему рождению и призванию он и был таковым:
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.
Мир стихов Есенина — мир сельский. Поэт — один из немногих в русской литературе того времени выходец из деревни, и он по праву воспринимал себя как лирического представителя сельского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии.
Сборник есенинских стихотворений “Радуница” дает нам возможность заглянуть в жизнь родной поэту деревни. Его пейзажи только отчасти “природны” — в них настойчиво возникают детали, связанные с сельским бытом:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания у автора. Сельская жизнь во всех ее проявлениях — вот содержание поэзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца — все это хочет описать он в своих стихах.
3. Особенности поэтического стиля Есенина
В качестве особенностей поэтического стиля Сергея Есенина необходимо отметить песенно-фольклорное начало. Это прежде всего мелодичность. Не случайно Есенин до сих пор – поэт , которого поют больше чем кого-либо другого. От народной же песни – обилие повторов и кольцевые обрамления: и наконец - постоянные эпитеты и системы сквозных лирических образов ( клен, черемуха, яблоня, сад, осень), переходящих из стихотворения в стихотворение.
Вторая особенность – это образность. Каждый есенинский образ заключает в себе определение какой-то, не всегда легко, с ходу, понятной поэтической мысли. Для того, чтобы глубже понять мысль поэта, необходимо учитывать весь контекст его творчества. Словесный образ Есенина отражает «узловую завязь природу и человека». Отсюда два любимых художественных приема - олицетворение и метафора, которые не редко совмещаются в одном образе:
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
(« О красном вечере задумалась дорога…» 1916год).
Своеобразное открытие Есенина - «олицетворение наоборот», когда происходящее с миром природы отождествляется с состоянием человека. (« Отговорила роща золотая…»).
Для творчества Есенина характерны особенности цвето-световой палитры. Преобладающие цвета в лирике Есенина- синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное-
Дышит запахом меда и роз.
(«Несказанное, синее, нежное…»,1925 год)
Любимые есенинские эпитеты - синий и голубой – постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта. Хотя показательно то, что в зимнем цикле стихов преобладают в основном два цвета- черный и белый:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
(«Снежная равнина, белая луна…», 1925 )
Стихотворения Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается белый перезвон берез, вызванивают ивы, звенят удила, со звонами плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится дрем-ная песня рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом — мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым. У его героинь красной рюшкою по белу сарафан на подоле, синие или украшенные шитьем платки, а герой — в белой свитке и алом кушаке. Полыхают зори, рощи кроют синим мраком, впрочем, мрак может быть и алым, на воде — желтые поводья месяца. Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее, золотое — брызжет и переливается в стихах поэта. Простая крестьянская изба, родные приокские просторы обретают почти сказочную красочность:
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где-то мышь скребется в затворенной клети...
Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремится не просто донести до читателя свою радость от их видения, а передать, заразить его ощущением полноты и красоты жизни. Светлый и радостный колорит кажется преобладающим. Однако за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью в его стихах всегда ощущается нечто грустное и печальное. За радостным настроением, за чувством ликования и полного приятия земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит, но обязательно присутствует некая тайна — тайна краткости, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья.
И еще одна главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина — полная слитность с народной жизнью. И дело здесь не в происхождении и обстоятельствах жизни самого поэта, дело не просто в знании реальных условий, тягот и лишений крестьянской судьбы, хотя, конечно, кровная связь с крестьянской жизнью обогатила Есенина ее органическим, природным, некнижным знанием
Родная земля дала ему большее — народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье, которые вырабатывались народом в течение столетий. Ему не надо было искать путей к душе народа — он сам по праву ощущал себя одним из ее носителей.
4. Быт родной деревни в творчестве поэта.
В полном соответствии с традицией, заложенной русской классической литературой и особенно поэзией Н. А. Некрасова, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной «русской идее», а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по полю травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.
Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отражение у Есенина. Троицын день и Купалье, девичники и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки неизменно сопровождают читателя его стихотворений. В них приволье сельских праздников, гуляний, детская радость ночного, смех, песни, голоса птиц. Стихи полны красок и запахов:
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари...
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети...
Радостно включается поэт в размеренную, годами повторяющуюся череду сельских праздников и будней. Вместе со всеми он пойдет в церковь, будет косить траву, выйдет на гулянье:
Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы...
Мне было непонятно, почему нужно плакать на цветы. Оказывается, это очень древний обряд, еще языческий. Чтобы дождь напоил посевы и был урожай, на празднике весны, который после принятия христианства совпал с «зеленой Троицей», нужно было собрать немного полевых цветов, принести их в церковь и обязательно уронить на них несколько слезинок. Чем больше слез, тем больше дождей. Поэтичный и красивый обряд поэт вспоминает не как что-то экзотическое, как обычную деталь своей повседневной жизни. Становится понятно, что он действительно знает деревенский быт, любит его.
Так, в чередовании трудов и немудреных праздников, и проходит жизнь обитателей деревенского мира Есенина. Мир этот — патриархальный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный. Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий “пытать людей в любови” — все эти образы – неотъемлемая часть его описаний. Религиозность присуща деревне изначально, это тот источник, из которого выросла глубокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. А кроме того, в ней — мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, радующее душу зрелище:
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
В ряду певцов сельской жизни Есенин, пожалуй, действительно “последний поэт”. Всем своим творчеством он был предан этой теме. Проникновенность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов о деревне не оставляют равнодушным читателя и свидетельствуют о том, что всем сердцем, всей душой автор любил этот прекрасный и светлый мир своего детства и своих взрослых снов.
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла,
- скажет Есенин.
Действительно, особой красотой и напевностью наполнены его стихи о сельском приволье, прелести родных просторов. Лиризм и нежность строк Есенина входят в душу, поражают своей наполненностью светом, воздухом, звучанием, завораживают сказочностью.
Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
Снова выплыл из рощи
Синим лебедем мрак.
Чудотворные мощи
Он принес на крылах.
Только влюбленному в жизнь открываются такие искренние и проникновенные строки, доходящие до глубины сознания, трогающие до слез, до сердечной боли. Поэт любил Россию такой, какой она была, не приукрашивая и не умаляя ее достоинств. Сыновней любовью веет от его произведений.
Даль подернулась туманом.
Чешет тучи лунный гребень.
Красный вечер за куканом
Расстелил кудрявый бредень.
Под окном от скользких ветел
Перепелъи звоны ветра.
Тихий сумрак, ангел теплый,
Напоен нездешним светом.
5. «Живое» и «железное» в творчестве Есенина.
Но поэт не может вечно существовать в тихом замкнутом мирке, каким бы милым и привлекательным он ни был. Его манит жизнь, и Есенин уезжает в город, далекий и таинственный в воображении молодого человека. Но проходит совсем немного времени, и город начинает давить поэта своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и неискренностью окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина.
Храня завет родных поверий -
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
Как муравьи кишели люди
Из щелей выдолбленных глыб,
И, схилясъ, двигались их груди,
Что чешуя скорузлых рыб…
И я услышал зык от бога:
Забудь, что видел, и беги! («Город»,1915 г.)
Город враждебен и агрессивен. Он наступает на милые сердцу поэта поля. Под пятой железного коня трогательный тонконогий жеребенок обречен на гибель, спелые колосья соберет неживая, чужая ладонь. Наступление города автор сравнивает с безжалостной охотой, с травлей:
Город, город, ты в схватке железной
Окрестил нас как падаль и мразъ.
В искусственно созданном мире приходится искать утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и еще не понимая, чего хочет душа.
Сам Есенин в 1919 году написал: «Душа грустит о небесах…»
Изначальную раздвоенность человеческой души – порыв в небо и непреодолимое притяжение к земле – Есенин выразил как никто другой из русских поэтов. Причем раздвоенность именно русской души, которая всегда – меж двух бездн. Этот период жизни Есенина можно охарактеризовать словами А. Блока:
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в Божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь- осенить себя крестом.
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом…
Есенин с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, чуждую городским порочным забавам, суете. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, чтобы “грусть свою уменьшить”, “золото овса подать кобыле”, увиденной на улице. Герой чувствует себя неуютно в новом для него мире. Его решение остаться в нем сулит боль и тоску. И поэтому ему часто хочется вернуться в родную деревню:
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет, человек.
6. Личная драма поэта.
Год 1920- переломный в творчестве Есенина. К мотиву покинутого дома прибавился конфликт « Русь Советская»- «Русь уходящая»: « Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец». Сам поэт не знает ответа на вопрос « куда несет нас рок событий», поэтому он дает право голоса своим героям: матери, деду, сестрам, землякам.
Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит оголь.
«С советской властью жить нам по нутрю…
Теперь бы ситцу…Да гвоздей немного…»
Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном
Картофеле и хлебе.
(«Русь уходящая», 1924год )
Время С. Есенина — время крутых поворотов истории России, в которых судьба русской деревни складывалась непросто.
Мечты о будущем Родины у поэта связаны, прежде всего, с патриархальным сельским раем. Он ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, “привязанную” к земле, к деревенскому труду, к природе.
Его страна видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца.
Земля дала поэзии Есенина краски, образы, народную мудрость, взгляд на жизнь, добро и зло. Он болел народом, село было для него и родиной, и детством, и надеждой на будущее. Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.
Поэт не из газет и учебников знал, что крестьянство — это 95 % населения России. Его счастье должно было стать счастьем родины. Поэтому он принял революцию с восторгом. « В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по- своему, с крестьянским
уклоном»1
- пишет он в
1 Есенин С. Из статьи « О себе». Собрание сочинений.Т.1 М., Советская Россия, 1990, с.24
статье «О себе» (1925г.)
В первых произведениях, написанных после революции, он приветствует ее «как возможность обновления России»:
О Русь, взмахни крылами!
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
Для него катастрофические события были очищающим всемирным потопом, после которого должна была настать новая счастливая жизнь в голубиной стране народных легенд. Но радость была недолгой. Очень скоро стало ясно, что ожидания не оправдались.
Есенина не обманули лозунги, он видел, как разрушается деревня, уничтожается быт, весь уклад жизни, как вместо счастья и богатства по селам идут нищета, голод и смерть.
На деревню железной пятой наступает город, сталь и железо пришли на смену гармоничной жизни природы. С. Есенин тяжело, временами трагически переживает ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Боль и тревога звучат в стихах поэта, посвященных погибающему жизненному укладу. Невозможно забыть есенинского «красногривого жеребенка». Сам Есенин писал, что «конь стальной победил коня живого», и этот маленький жеребенок был для него наглядным дорогим вымирающим образом деревни.
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Там, где все видели победу цивилизации и техники, Есенин увидел гибель огромного пласта культуры. В победном шествии социализма умный и тонко чувствующий поэт провидел «умерщвление личности как живого». Мы пережили страшные последствия этого убийства личности, когда ценность человеческой индивидуальности свелась к нулю. И стихи Есенина возвращают нас к простому и сильному чувству любви к каждому отдельному человеку, будь он поэтом или пахарем, любви к родине, даже если она грязна и бедна и над ней смеются богатые и сытые соседи:
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь
В стихотворении Русь уходящая он с горечью пишет:
Я человек не новый.
Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнатъ стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
III . Анализ стихотворения “Не жалею, не зову, не плачу...”
Стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу...” написано С. Есениным в 1921 году. В ту пору ему исполнилось всего двадцать шесть лет, а в его творчестве уже появились грустные философские размышления о скоротечности жизни. Немного несвоевременно, не так ли? Ведь по-настоящему у поэта не наступил еще полдень жизни, а он уже грустит о ее закате. Но сам Есенин так объясняет мотивы печали и грустных размышлений: “Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь”.
Это стихотворение — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он вполне может рассчитывать. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства захватывают, пленяют и покоряют своей простотой и искренностью. Может быть, потому, что Есенин здесь представляется частью природы. Если пользоваться словами М. Пришвина, это “видение души человека через образы природы”.
Как талантливый художник, Есенин умело пользуется всей палитрой красок, создавая свои неповторимые оттенки: “страна березового ситца”, “пламень уст”, “гулкая рань”, “розовый конь”. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает живописную одухотворенность. Казалось бы, розовый цвет какой-то неопределенный, маловыразительный, промежуточный, несколько разбавленный. И тем более интересно умение Есенина пользоваться этой краской, придавая не свойственную ей выразительность. Ведь именно одно слово “розовый” создает и усиливает ощущение прошедшей юности, красоты, свежести:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Песенность этого стихотворения несомненна. Музыка звучит в каждой строфе. Эпитеты, сравнения, метафоры существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя. Прошлое (“страна березового ситца не заманит шляться босиком”), настоящее (“дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст”), грустные думы о будущем (“увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым”) — все сливается в единую картину человеческой осени.
Есенин задает себе вопрос: “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”, прислушиваясь к себе с тревогой, смятением, неуверенностью и беспокойством. Ох, как не хочется ему в это верить, и он делает попытку если не преодолеть это мучительное состояние, то хотя бы попытаться осмыслить новое для него настроение. И, чувствуя себя неотделимым от природы, от этого великого вечного движения, связанным с рождением, расцветом и увяданием, с вечным обновлением, поэт обретает мудрое, философское отношение к жизни.
IV
. Верность поэта Руси крестьянской
Вернувшись в двадцатых годах домой, Есенин замечает в деревне, которая является для него символом родины, приметы больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его родина в нем не нуждается и у нее теперь есть другие певцы:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал, что я с народом дpужeн?
Он искренне пытался принять новую, советскую Россию, винил себя в том, что “юность светлую мою в борьбе других я не увидел”, был готов, “задрав штаны, бежать за комсомолом”. Об этом рассказывают его маленькие поэмы “Возвращение на Родину”, “Русь уходящая”, “Письмо к женщине”, “Русь советская”. И все же поэт чувствовал себя здесь чужим, бесполезным, выброшенным из жизни:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Он никого не упрекал в своей трагедии, был готов все принять и простить, но стать поэтом “социалистических преобразований” просто не мог по своей сути:
...У вас иная жизнь, у вас другой напев,
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев..
С тоской глядит поэт на новую деревню. И в его стихах появляются новые настроения. Он пытается привыкнуть к происходящему и увидеть в нем что-нибудь близкое. Есенин пишет: “Мне теперь по душе иное”. Бедные поля, жалкие лачуги, нищета — вот таким он видит образ прежней деревни. Во имя благоденствия, богатства страны — “каменного и стального” — он отступается от нее. Но нельзя сказать, что поэт предает родной ему жизненный уклад, переходит в стан противника. Нет, ему по-прежнему близки идеи его молодости. Его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Он по-прежнему дорожит теплом и светом сельской жизни.
К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
Вместе с деревенским миром С. Есенин пережил его крушение, сострадая и печалясь о нем. За поверхностным городским лоском, за лайковыми перчатками и заграничным костюмом — все тот же “беспечный парень”, который запросто может взять в руки косу и вывести ею “травяные строчки”; читать их сможет “каждая корова”, и оттого душу героя наполняет радость: результат его труда ясен и очевиден, к тому же несомненно полезен.
V . Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
О гражданской позиции Сергея Есенина, о его любви к России , к сельской родине рассказывает стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Оно было написано в июле 1925 года и опубликовано в газете «Бакинский рабочий» за полгода до смерти поэта. Композиционно это стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых четверостишие. Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй – о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству. Главная тема стихотворения – глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту. Читая это стихотворение, слышишь голос лирического героя, который пронизан чувством грусти, сожаления. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. Мне представляется картина: ночь, залитая лунным светом равнина, насыщенный запах луговых трав. Стоит тишина, но если прислушаться, то можно услышать, как лёгкий ветерок слегка колышет тонкие травинки и где-то вдалеке раздаётся крик журавля. Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов.
Стихотворение начинается двумя предложениями, которые вводят нас в мир природы, окружающий лирического героя:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Слово «дорогая» стоит в сильной позиции, для чего Есенин использует
инверсию. Вводя нас в мир чувственного восприятия природы, автор использует в качестве олицетворения глагол «спит». Это описание позволяет нам ощутить настроение лирического героя, возникновение у него чувства теплоты и любви к родине:
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Созерцая природу, лирический герой замечает малейшие изменения,
происходящие вокруг: «спит ковыль», «свинцовой свежести полынь».
Следующая строфа состоит из двух предложений. Здесь перед нами
предстаёт картина философских размышлений лирического героя, которые в основном передаются путём использования глаголов и деепричастий.
Знать, у всех у нас такая участь.
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
Лирический герой принимает жизнь такой, как она есть, во всех её
проявлениях и противоречиях.
Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля, -
Вторая часть продолжает философские размышления лирического героя на тему отношения к родине.
Чем дальше читаешь это стихотворение, тем больше оно нравится. В
последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения. Здесь повествуется о серьёзных переменах, произошедших в социальной жизни и мировоззрении людей:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы…
Это подтверждается использованием однокоренных слов «новым светом», «новью». Но эти перемены на истинные чувства лирического героя не повлияли:
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта. Идеал Есенина – патриархальная, «Голубая» Русь, а не «железная», какой она стала при советской власти. Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные:
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Лирический герой видит окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остаётся в своём прежнем мире:
Но и всё же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!
Есенин, возможно, предчувствуя свою гибель, пишет эти пророческие строчки.
Не случайно слова «пропеть» и «умереть» рифмуются в этой строфе. Поэт мечтает оставить после себя достойную своей родины песню, чтобы живущие после него ощутили притягательную силу родных мест. Отдав таким образом дань родине, поэт считает свою миссию выполненной.
Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально.
Есенин не понимал советскую власть, он воспринял «новый свет» как нечто враждебное, он до конца своих дней остался поэтом золотой бревёнчатой избы, его идеал – патриархальная Русь.
На мой взгляд, стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» можно отнести к лучшим произведениям Есенина. Оно привлекло меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природе.
Заключение
Сергей Есенин ушел из жизни в 1925 году. Но для нас поэт всегда остается живым, всегда его творчество вливает нам в грудь теплынь, учит по-новому видеть родное и любить его. Главная и определяющая черта его поэзии — народность. Он своими глазами видел деревенскую жизнь.
С раннего детства родная земля дала ему самое большое — народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, он увидел добро и зло, счастье и несчастье. Любовь к родной земле и ее вечно прекрасной природе была впитана Есениным с молоком матери, поэтому природе, родине и отчему дому он посвятил большую часть своих произведений. И, уходя, Есенин передал нам всю свою чистую, пронзительную, бесконечную любовь к “стране березового ситца”, свою необыкновенную искренность и человечность.
Стихи Сергея Есенина, мне кажется, не оставляют равнодушным никого. Наверное, потому, что они затрагивают все самое чистое, искреннее, детское и тайное, что есть в каждом из нас. Слова “любовь к родине”, “родная природа” настолько затерты, что уже почти не воспринимаются, но когда читаешь Есенина, с них как бы спадает шелуха, и заново чувствуешь боль и какую-то щемящую нежность. И недаром никакие запреты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена не могли заставить забыть его, ибо в его глазах прозрений дивный свет.
Горький писал: Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России1 .
Когда я думаю об этом человеке, вспоминаются строки Н. А. Некрасова: Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру... Тогда бы заглохли и поэтичность, лиричность — светлые родники человеческой души.
Поэзия Есенина всегда находила добрый отклик в душах людей. В наши дни мы являемся свидетелями его мировой славы, всенародной любви к нему. Сейчас его стихи переведены на грузинский, белорусский, литовский, украинский и другие языки. Его произведения используют композиторы, художники, драматурги. А почему нас так притягивает сила есенинской поэзии? Что делает его лирику близкой и дорогой для читателей? Конечно же, любовь к человеку, к родине, природе, отчему дому. Его произведения пробуждают в нас самые светлые чувства, и мы находим в его поэзии что-то близкое нашей душе. Он действительно является поэтом “страны березового ситца».
_________________________________________
1 Горький М. Собр. Соч. – Т. 17. – С.212
Список литературы.
1.А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин «Избранные сочинения», под ред. Беленького Г.И. Москва,1991.
2.Вс. Рождественский «Страницы жизни. С.Есенин». М.,1974.
3. Зуев Н. «Народные истоки поэзии Сергея Есенина».Журнал « Литература в школе»№5
4. Изучение русской советской литературы в 10 классе, учебник под редакцией В.А.Ковалева. М.,1988.
5. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника./ Сост. А.А.Воротников. - Минск, 1995
6.Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М.В. Кожевникова и П.А.Николаева. - М. 1987
7. Марченко А. «Поэтический мир Есенина». М., Советский писатель, 1989.
8. В.Мусатов В. «Поэтический мир Сергея Есенина» Журнал « Литература в школе».№6.1995.
9.. «О Есенине: Стихи и проза писателей- современников поэта». М.,1990.
10. Прокушев Ю.Л. «С.Есенин: Образ. Стихи. Эпоха». М.,1985.
11. Прокушев Ю.Л. Есенин. Человек, поэт. – М.: Просвещение, 1973
12. «Русская литература». Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. 5-е издание, стереотип. М.Дрова,2005.
13. Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. - М., 1997.
14. С.А. Есенин в воспоминаниях современников» (т.1-2). М.,1986.
15.С. Есенин: собрание сочинений (т.1). М.,1990.
16.С.А. Есенин “Стихотворения и поэмы”, “Художественная Литература”, - М. 1982.
17.Словарь литературоведческих терминов. /Под ред. Л.И.Тимофеева и
М.П.Венгрова. - М., 1963
18.Словарь русской литературы. / Под ред. М.Г.Уртминцевой. - Н. Новгород,
1997.
19. Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова. - М.,
1987
20.Солицева Н.М. « Китежский павлин: Филологическая проза. Документы. Факты. Версии». М., 1992.
21.Тавризян Г.М. «Изумленный свидетель» //Сборник статей под ред. И.С.
Нарского, Т.И. Ойзермана. - М., 1991.
22.Хазан В.И. Проблемы поэтики С.А. Есенина. М., Просвещение, 1989. 23.Шубникова- Гусева Н. «Вступительная статья к изданию «С.Есенин в
стихах и в жизни: Стихотворения, 1910-1925». М.,1995.
24.Эвентов И.С. «Сергей Есенин». – М., Просвещение, 1987