«Перспективные направления использования коллекции Зоологического музея как основа модернизация учебного процесса»

СОДЕРЖАНИЕ: Ключевые слова: Зоологический музей, бакалавриат, магистратура, электронные базы данных, дистанционное обучение, инновационный компонент классического образования

Реферат

Отчет 21 с., 5 ч., 6 табл., 3 электронных приложения.

Ключевые слова: Зоологический музей, бакалавриат, магистратура, электронные базы данных, дистанционное обучение, инновационный компонент классического образования

Основная цель проекта «Перспективные направления использования коллекции Зоологического музея как основа модернизация учебного процесса» - отработка принципов модернизации учебного процесса в условиях развития двухуровневой системы бакалавриата и магистратуры с использованием возможностей уникальной коллекции Зоологического музея Санкт-Петербургского государственного университета.

Выполнение задач проекта в первой половине 2008 года проводилось в условиях подготовки новых учебных планов, связанных с началом профильного обучения в бакалавриате с осени сего года. Работа над проектом явилась необходимой составляющей подготовки новых программ курсов в части обеспечения иллюстративным материалом общих курсов Зоология беспозвоночных (профиль «Экология, биоразнообразие и биоресурсы), а также Общая зоология с разделами Зоология беспозвоночных и Зоология позвоночных (профили «Клеточная биология и биотехнологии» и «Физиология и биомедицина»). Всего в связи с введением на биолого-почвенном факультете СПбГУ учебного плана многопрофильного бакалавриата материалы проекта использованы в разработке программ 6 базовых зоологических курсов со своими практикумами каждый.

Актуальными остаются и общие поставленные ранее задачи по обеспечению двухуровневого образования на основе модернизации имеющихся образовательных подходов, а также развитие инновационной компоненты учебного процесса. Основные результаты работы над проектом за отчетный период включают. 1. Завершение работы по оцифровке микроскопических препаратов Зоологического музея. Всего по разным разделам (микро- и макропрепараты) получено около 4000 файлов высококачественных цифровых изображений. Переведены в цифровой формат 9 пленочных видеофильмов. Продолжена работа по оцифровке аудиозаписей музейной коллекции. 2. Расширение разделов электронограмм, аудио- и видеотеки музея. 3. Специализация разделов Зоологического музея в соответствии с учебными планами магистратуры и новыми направлениями (профилями) бакалавриата. За отчетный период продолжено пополнение базы препаратов, обеспечивающих действующие авторские магистерские программы «Паразитология» и «Протистология». Начато формирование базы препаратов для авторской магистерской программы «Эволюционная морфология».

Сформирована интегрированная база данных по микроскопическим препаратам основной рабочей коллекции кафедры зоологии беспозвоночных («Синяя коллекция»), коллекции исторических препаратов («Красная коллекция»), паразитологической коллекции, коллекции препаратов практикумов по базовым курсам, гистологической коллекции позвоночных и ихтиологической коллекции микропрепаратов (данные о 3424 препаратов). База макропрепаратов ныне состоит из данных по 5360 препаратам кафедр Зоологии беспозвоночных, Зоологии позвоночных, Ихтиологии и гидробиологии.

Все это создает методическую основу для существенного повышения качества учебного процесса. 1. Обеспечение проведения практикумов к базовым курсам . За отчетный период продолжена работа по препаратному обеспечению 6 новых практикумов.

2. Иллюстративное обеспечение лекционных курсов . Для 2 действующих курсов магистратуры и бакалавриата дополнительно к выполненным в 2007 году весной нынешнего года созданы иллюстративные приложения на основе коллекций музея; 6 базовых курсов новой программы многопрофильного бакалавриата готовятся с использованием возможностей Зоологического музея (начало реализации – осенний семестр 2008 года).

Расширение возможностей для качественного улучшения иллюстративной стороны лекций и практических занятий по зоологии, связанное с выполнением настоящего проекта, было одной из причин принятия решения о создании стационарных демонстрационных комплексов в аудиториях, где обычно читаются лекции и проводятся практические занятия по зоологии. Важно отметить, что один из этих комплексов включает микроскопическое оборудование, которое позволяет использовать в аудиторной работе с демонстрацией на экран не только цифровые изображения, но и сами микроскопические препараты.


Скачать архив с текстом документа