Перспективы применения инструментов индикативного планирования в России

СОДЕРЖАНИЕ: В статье рассмотрены возможности регулирования направлений экономического развития хозяйствующих субъектов в соответствии с государственной экономической политикой.

Перспективы применения инструментов индикативного планирования в России

А.С. Некрасова, соискатель, Юго-Западный государственный университет (Курск)

И.Ф. Рябцева, преподаватель, Юго-Западный государственный университет (Курск)

Э.Н. Кузьбожев, д-р экон. наук, профессор, Юго-Западный государственный университет (Курск)

Государственная экономическая политика реализуется с помощью различных механизмов. Опыт ряда зарубежных стран показывает перспективность использования инструментов индикативного планирования, которые в России только начинают развиваться. В статье рассмотрены возможности регулирования направлений экономического развития хозяйствующих субъектов в соответствии с государственной экономической политикой.

Ключевые слова: государственная экономическая политика, индикативное планирование, государственное регулирование.Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства. Экономическая политика государств реализуется с использованием различных инструментов. Под ними понимаются средства, с помощью которых государство добивается выполнения стратегических и текущих задач. Одним из основных инструментов по-прежнему является индикативное планирование. При создании методологии индикативного планирования неизбежно встает вопрос о взаимодействии планового и рыночного механизмов, противоречивых в традиционном понимании сущности обоих. Функционирование рынка органически включает конкуренцию, вызывает неопределенность и непредсказуемость, тогда как план в традиционном понимании - «система с полной начальной информацией».

Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации. Индикативное планирование есть процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

Опыт ряда стран свидетельствует, что индикативное планирование (ИП) в условиях рыночной экономики оперирует прежде всего параметрами макроэкономического ряда. ИП рассматривается как основной компонент в системе государственного регулирования экономики, и его использование предполагает рациональное сочетание механизмов рыночного саморегулирования и централизованно-указующего регулирования.

На базе индикативного планирования создается действенный механизм обеспечения согласия в обществе относительно целей и ориентиров социальноэкономического развития страны. Правительства воздействуют в рамках ИП на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия прямых решений и выдачи указаний. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявляться оптимальная схема предполагаемого экономического роста. Можно утверждать, что основной функцией индикативного планирования является информационно-ориентирующая, которая одновременно выступает и как мотивационная функция [2].

Индикативный план предусматривает разные степени воздействия со стороны государства на частные предприятия и на предприятия государственного сектора. Этот порядок при всей неотработан- ности пока механизма прогнозирования и планирования существует и в России. Например, согласно Федеральному закону РФ «О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995г. правительство Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета должно особо представлять Государственной Думе намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики. Теперь это реализуется путем представления плана развития государственного и муниципального секторов экономики.

Необходимо обратить внимание на органическую взаимосвязь разработки и реализации индикативных планов с механизмами формирования и осуществления промышленной политики страны. Часто выделяют промышленную политику из всей совокупности форм и разновидностей политики государства по развитию национальной социальнохозяйственной системы в силу того, что именно она концентрированно выражает инновационно-созидательные возможности стратегической линии государства.

Активная промышленная (инновационно-промышленная) политика означает высокую готовность общества к восприятию новых технологических возможностей и обеспечение наиболее точных и социально приемлемых решений относительно приоритетов на будущее. Национальные проекты и программы становятся одновременно и обоснованными в социально-экономическом смысле, и насыщенными наиболее прогрессивными научно-технологическими решениями. Соответственно, повышается социальная обоснованность и научнотехнологический уровень конкретных целевых программ [1].

Непосредственное воплощение национальной долгосрочной стратегии и индикативных планов в делах по социально-экономическому развитию страны происходит через действие корпораций (предприятий), через федеральные целевые программы, а также через региональные индикативные планы и целевые программы. Причем и корпорации (предприятия), и региональные структуры являются при изложенном подходе также активными участниками самого творческого формирования индикативных планов федерального уровня.

В рыночных условиях идея индикативного планирования актуальна и на уровне регионов. Отказ от прежней плановой системы управления, центральным элементом которой был комплекс предплановых и планово-директивных методов, требует пересмотра методической базы расчетов, особенно на регионарном уровне. Произошли структурные изменения в РХК, перераспределение собственности и рабочей силы. В соответствии с мировой практикой этот процесс нуждается в государственном регулировании в рамках выбранной стратегии [2].

Управление региональной экономикой осуществляется в целях эффективного ее развития, а также в целях органичного встраивания экономики региона в экономическое пространство страны. В процессе регулирования территориального развития определяющее значение имеют показатели, характеризующие степень развития производительных сил, темпы и уровни развития регионов хозяйства, их структура. На их основе определяются показатели эффективности хозяйства региона, проводятся сопоставления экономического и социального развития отдельных частей страны.

На современном этапе развития рыночных отношений в российской экономике объективно необходимым и приоритетным является формирование системы планирования на микроуровне. Планирование именно на уровне производственно-хозяйственных систем приобретает определяющее значение как для их устойчивого развития в условиях нестабильности, так и для развития национальной экономики [3].

Индикативное планирование выступает одновременно и методом государственного регулирования рыночной экономики, и методом ее саморегулирования. Индикативное планирование призвано корректировать как дефекты собственно рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в рыночные воспроизводственные процессы.

Ниже обсуждена такая работа[1], учитывающая особенности современной экономической политики РФ, конкретного региона и предприятия, функционирующего в нем.

Регион, на примере которого ниже обсуждены главные положения ИП, был в числе субъектов РФ, подготовивших «Стратегию социально-экономического развития на период до 2020 года»; стратегия была положительно отмечена межведомственной комиссией министерства регионального развития РФ. Предусматривались два сценария: «инерционное» развитие и «инновационно-прорывной путь». Администрацией региона был выбран второй сценарий, предполагающий структурные сдвиги в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг.

В соответствии со стратегией намечена среднесрочная программа экономического и социального развития территории до 2015 года, сформирована схема территориального планирования: до 2015 года, до 2025 года, прогноз развития на 25-30 лет.

Во всех документах внимание было уделено: а) социальной политике, ориентированной на общегосударственные и региональные программы; б) в составе вторых программ находилось и жилищное строительство. В рамках реализации этого направления предложен возможный вариант интеграции экономической политики со стратегическим планом развития конкретного предприятия. Суть идеи в следующем.

Рынок жилья в России характеризуется высоким спросом и отстающими от него темпами строительства, потому желательно использовать специфический резерв - деревянное домостроение. Прогнозом определено, что объемы строительства деревянных домов к 2015 году увеличатся в 6-7 раз, а это потребует введения новых производственных мощностей за счет государственных и частных инвестиций.

Обсудим сущность планирования структурной перестройки экономики региона.

Средствами АСАПСЭР из множества изученных вариантов возможного развития региональной производственной системы выбран рациональный (т.е. обоснованный, удовлетворяющий конкретным критериям и ограничениям на ресурсы и темпы роста). Реально действующая (базисная) отраслевая структура (в статье рассматриваются сдвиги в отраслевой структуре, так как по ней проводилось исследование) и ее обоснованный вариант выглядят следующим образом*.

Базисный вариант:

Машиностроение - 0,3, в том числе:

машиностроение для лесной и деревоперерабатывающей промышленности - 0,12;

для производства электрического оборудования - 0,18;

Производство строительных материалов - 0,13;

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 0,20;

Строительство - 0,07;

Другие отрасли - 0,30.

Рациональный вариант:

Машиностроение - 0,33, в том числе:

машиностроение для лесной и деревоперерабатывающей промышленности - 0,14;

для производства электрического оборудования - 0,19;

Производство строительных материалов - 0,15;

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - 0,21;

Строительство - 0,10;

Другие отрасли - 0,30.

Для создания рациональной структуры некоторые отрасли (а точнее - предприятия отраслей) должны в плановом периоде изменить объемы производства до рационального уровня.

В нашем примере машиностроение желательно в плановом периоде увеличить на 0,03 пункта, в т.ч. подотрасль 1.1. - на 0,02 пункта, 1.2. - на 0,01; производство строительных материалов на 0,02; лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность - на 0,01; строительство - на 0,03.

Пока отрасль (предприятие) динамично и расширенно воспроизводится, используя лишь собственные ресурсы, принципиальных трудностей у органа регионального управления нет; он лишь должен рекомендовать отрасли (предприятию) наращивать свой потенциал темпами, упоминаемыми в контрольных цифрах. А воспроизведение пропорции между отраслевыми объемами производства производно от показателей рационального варианта регионального развития. Например, анализом выявлено, что динамические цепные темпы роста (ретроспективные за 3-5 лет от базисного года), рассчитанные по средней арифметической, были равны величине «п»; темп роста за последний предплановый год был равен величине, близкой к «п». В этом, простейшем, случае темп роста в плановом периоде тоже может быть принят на уровне «п». Случай, когда темп роста в последнем году значительно отличается от средней арифметической, представляется более сложным, проблематичным относительно достижения к нужному сроку рациональных значений. Необходимо вмешательство органа управления в процесс регулирования необходимой воспроизводственной динамики.

Это и позволяет назвать такой плановый процесс индикативным (указательным, указывающим). Динамика темпов роста «гладкой» не бывает, она всегда изменчива. Но амплитуду изменчивости надо и можно регулировать, не «позволять» ей «подниматься - опускаться выше - ниже» заданных величин (пределы допустимого «роста - падения»).

В обсуждаемом здесь примере каждая отрасль, упоминаемая в базисном и рациональном варианте, представлена одним предприятием (объединением). Это упрощает распределение ресурсов между отраслями. Главными ресурсами - факторами производства являются капитальные вложения, трудовые, земля. В рассматриваемом примере региональный план производства соответствует арифметической сумме объемов производства на упомянутых предприятиях. Предположим, что эти предприятия таковы:

Завод электротехнического оборудования;

Лесопромышленное объединение («Леспромхоз»);

Строительно-монтажное объединение;

Завод «Деревомаш»;

Завод КПД.

Для формирования рационального варианта развития правительство заключает с перечисленными предприятиями экономические соглашения, объединенные общей целью - строительство жилого поселка (одна из задач государственной экономической политики). В принципе, участие региона в реализации ГЭП может быть гарантией получения, при необходимости, от правительства РФ финансовой помощи. Взаимоотношения всех участников (пять предприятий- объединений и правительство региона) фиксируются в экономических соглашениях. Само содержание этих соглашений приводится ниже.

Содержание соглашений между участниками процесса формирования индикативного плана.

Участники:

Правительство региона (контроль и регулирование планового процесса).

Завод электротехнического оборудования (изготовление солнечных батарей).

Лесопромышленное объединение (продажа деловой древесины заводу «Де- ревомаш», участие в строительстве филиала завода электротехнического оборудования на территории лесного поселка).

Строительно-монтажное объединение (строительство дорог, промышленное и гражданское строительство).

Завод «Деревомаш»(изготовление дереводеталей для строительства домов);

Завод КПД (изготовление деталей из бетона для строительства домов).

Упомянутый жилой поселок строится на земле из государственного резерва: правительство, предоставляя эту землю безвозмездно для строительства, удешевляет последнее. Отношения правительства с другими участниками планового процесса таковы:

Правительство - заказчик.

Завод электротехнического оборудования проектирует и осваивает производство нового продукта - солнечные батареи, выполняет их последующий монтаж на жилых зданиях; участвует в создании филиала в лесном поселке, где

функционируют предприятия лесопромышленного объединения (одно предприятие-лесопункт «закрылось», появилась «свободная» рабочая сила).

Лесопромышленное объединение заготавливает и передает заводу «Дере- вомаш» строительную древесину; участвует в строительстве филиала завода электротехнического оборудования в лесном поселке (запуск последнего ликвидирует «свободную» рабочую силу).

Строительно-монтажное объединение - генеральный подрядчик строительства жилого поселка, филиала завода в лесном поселке; автодороги от областного центра до жилого поселка; капитального ремонта автодороги от областного центра до жилого поселка.

Завод «Деревомаш» - изготавливает и продает генподрядчику дереводе- тали для домов жилого поселка.

Завод крупнопанельного домостроения - субподрядчик генерального подрядчика; изготавливает и продает по установленному графику железобетонные детали для жилого и промышленного строительства.

Для изготовления деревянных домов необходим обработанный пиломатериал в виде: оцилиндрованного бревна - для устройства стен; бруса - для изготовления стропильных ног, ригелей, подкосов, бабок; доски - для устройства обрешетки под кровлю. Изготовление доски возможно на производимых на предприятии круглопильных станках. Прогноз максимально возможного объема производства на имеющемся оборудовании представлен в таблице 1.

Таблица 1

Максимально возможный объем

производства обработанной древисины, м3

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1764

1788

1810

Во всех расчетах за базу принят одноэтажный дом размером 8,0х8,0 метров.

Ожидается следующий расход пиломатериалов: оцилиндрованного бревна

на несущие стены (без учета перегородок, с учетом оконных и дверных проемов) понадобится 23,2 м3 при диаметре бревна 260 мм; стропильные ноги устанавливаются с шагом 110 мм из бруса сечением 150х100; обрешетка выполняется из доски толщиной 25 мм с расстоянием между доской 80 мм. На конструкцию крыши и обрешетки требуется 3,3 м3. Всего же на один деревянный дом понадобится 26,5 м3 готового пиломатериала. Прогнозное количество готовых домов, которое можно изготовить из перечисленного материалов, представлено в таблице 2.

Таблица 2 Количество готовых домов, шт

2013 г.

2014 г.

2015 г.

64

66

66

Такие объемы производства в существующих производственных условиях для наращивания объемов производства (свыше 1764, 1788 и 1810м3, об этом сказано выше) предприятие должно дополнительно иметь средства на строительство и монтаж основных производственных фондов; объемы и сроки предоставления таких средств оговариваются в соглашении между региональной администрацией и предприятием.

Таким образом, расширяя свою производственную деятельность, предприятие реализует государственную экономическую политику. Прежде чем приступить к производству новых видов продукции предприятие изучает направления социальной и экономической политики,

федеральные и региональные целевые программы, возможность субсидирования проекта из бюджета, проводит мониторинг рынка. Следовательно, решение о запуске нового производства является результатом планирования.

Необходимость планирования и прогнозирования осознается правительством и экономической наукой России. Формирование рыночной экономики не оставляет иного пути государственного регулирования в России кроме индикативного планирования.

Список литературы

Дудкин В. Индикативное планирование: о сущности и методологическом инструментарии [Электронный ресурс]. Новостной портал «ЛИНК». 2009. URL: http:// besterons.ru.

Вертакова Ю.В. Индикативное управление устойчивым развитием региона: монография. LAMBERT, Academic Publishing, 2011. 351 с.

Рекомендации по разработке государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Министерство промышленности, науки и технологий РоссийскойФедерации.URL: http://regions.extech.ru

Модельное исследование региональных социально-экономических систем: монография / под ред. Т.Н. Бабич, С.Г. Емельянова, Э.Н. Кузьбожева [и др.]. Курск, 2008. 184 с.

В структуре упомянуты лишь отрасли, дающие наибольший вклад в объем регионального произ­водства; для малозначимых отраслей (других) указана лишь общая сумма производимого про­дукта.

Скачать архив с текстом документа