Пилотажное исследование самопрезентации личности в дошкольном возрасте
СОДЕРЖАНИЕ: В статье кратко излагаются основные идеи понимания феномена самопрезен- тации. Предлагается пилотажное исследование, в результате которого выявляются особенности самопрезентации личности в дошкольном возрасте.Пилотажное исследование самопрезентации личности в дошкольном возрасте
И.А. Журавлёва
В повседневной жизни каждый ребенок дошкольного возраста взаимодействует с социальной средой, устанавливает определенного рода контакты со взрослыми и другими детьми. Во взаимодействии с обществом ребенок отстаивает свое мнение либо соглашается с чужим, выражает свое отношение к тем или иным явлениям, проявляя личностную активность, предъявляя особенности своей личности социуму. Предъявление социальному окружению особенностей личности реализуется в процессе одной из форм активности личности — самопрезентации.
Впервые термин «самопрезентация» изучался в эпоху античности, в дальнейшем получил широкое развитие в зарубежной психологии и значительно позже в 90-х г. XX в. — в отечественной психологии.
В Древней Греции самопрезентация определялась как самовыражение субъекта в образе. Платон акцентировал внимание на активной, творческой, целенаправленной деятельности по созданию образа, соответствующего соз- дателю-прообразу [9: с. 17]. Аристотель уделил внимание тому, что создаваемый образ не обязательно должен быть полностью адекватным отображаемому субъекту [9: с. 18]. В дальнейшем идеи Платона и Аристотеля продолжают американские философы, психологи, социологи: У Джемс, Дж. Мид и Ч. Кули,
Э.Гоффман. Так, У Джемс определяет самопрезентацию как активность, основанную на врожденном свойстве психики — самовосприятии, полагая, что человек способен создать свой образ, опираясь на то, как он чувствует себя, не придавая значение социальному окружению. Дж. Мид утверждает, что выработка образа представляет разновидность приспособительного поведения, основанного на врожденном умении человека принимать роль другого человека. Отводя значимую роль обществу в формировании образа, Э. Гоффман заявляет о создании правильного образа, отмечая способность сознательно корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями окружения [2: с. 645]. Закрепляет данные идеи Ч. Кули, утверждая, что образ, создаваемый для других, по своей природе не может не быть социальным. Стремление привлечь внимание, создать «правильный» образ — врожденны и проявляются уже в младенчестве, например, с «комплексом оживления» и человек способен управлять создаваемым образом.
Д. Майерс, интерпретируя феномен самопрезентации, определяет ее как «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление о себе или впечатление, соответствующее чьим- либо идеалам» [3: с. 395]. Соглашаясь с позицией Д. Майерс, М. Снайдер, определяя самопрезентацию как управление впечатлением, отмечает, что некоторые люди осуществляют управление впечатлением, обращая внимание на свое «внутреннее Я», иные — на то, какое впечатление производят на других [5: с. 51]. Можно сказать, что самопрезентация — это активность человека, направленная на представление желаемого образа как для аудитории, то есть вовне, так и внутрь. Тем самым понимание самопрезентации и предъявляемого образа выходит на личностный уровень, учитывая особенности мотивации, потребностей человека.
Углубление понятия «самопрезентация» с позиции личности происходит в исследованиях теории когнитивного диссонанса. Изучаемый Л. Фестин- гером феномен интерпретируется как активность личности, направленная на устранение когнитивного диссонанса, для сохранения единства «образа Я». Развивают подобную идею Дж. Тедеши, Б. Шленкер, Т. Бонома, отмечая, что человек как личность, самопрезентируясь, сохраняет свою целостность [5: с. 95] и лишь стремится быть последовательным в производимом впечатлении. Дополняя данную идею, Р. А. Викланд утверждает, что в предъявлении себя обществу личность проявляет индивидуальные различия, основанные на мотивации [5: с. 97]. Не отрицают предложенные идеи Б. Шленкер и Р Бауместер, дополняя их постулатом о том, что самопрезентация демонстрирует наши мысли и характер [5: с. 113].
В 90-х гг. XX в. явление самопрезентации становится предметом исследования в отечественной социальной психологии. Изучение данного явления зарождается в контексте проблемы общения. Так, Б.Ф. Ломов описывает общение, в процессе которого возможна и самопрезентация человека, в котором происходит «цементирование» качеств личности и в то же время развитие их. Согласно идеям В.Н. Парфенова, в самопрезентации человек демонстрирует особенности отношения к партнеру, привлекательные черты характера и способности, статус через знаковые атрибуты и невербальную коммуникацию.
В свою очередь Л.Б. Филонов отмечает, что личность стремится всегда создать впечатление о себе и предъявляет личностные качества [10: с. 39], что проявляется исключительно во время общения, когда каждый из субъектов общения проявляет активность. Продолжая исследовать самопрезентацию в контексте общения, А.А. Бодалев подчеркивает «двойственость» процесса, в котором человек может быть и активным, и пассивным, и в тоже время может быть не только субъектом, но и объектом познания, в процессе которого формируется отношение к окружающему миру и самому себе.
Новым направлением, в котором исследуется самопрезентация в 90-х гг. XX в. в отечественной психологии, является имидж-психология. В.М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам» [9: с. 76]. Ю.С. Крижановская и В.П. Третьяков описывают самопре- зентацию как «способность в большинстве случаев неосознаваемо направлять восприятие партнера по определенному пути» [7: с. 14]. В противовес их идеям Е.А. Петрова отмечает в большей степени сознательность самоподачи [7: с. 23], в процессе которой человек самоопределяется, «показывая» себя как человека определенного типа. По ее мнению, в процессе самоподачи человек развивает психосемиотическую компетентность и рефлексию, основанную на достижении успеха в предъявлении себя. Н.А. Ананьева отмечает, что индивид стремится сообщить окружающим то, что необходимо [1: с. 99]. В работах О.А. Пикулевой самопрезентация рассматривается как деятельность (активность), в различной степени осознаваемая и реализуемая в межличностном взаимодействии, предъявлении «Я-информации» [8: с. 87-88]. Е.В. Сидоренко, а также А.Н. Лебедев-Любимов, устанавливая в основу понятие «самореклама», характеризуют самопрезентацию как процесс достижения целей, возможность управлять впечатлением [5: с. 16-18]. Е.Л. Доценко анализирует понимание самопрезентации, основываясь на понятии «манипуляция», в процессе которой происходит создание необходимого образа. Продолжая идеи о манипуляции, Ю.М. Жуков разработал «правила общения», способствующие улучшению самоподачи.
Таким образом, онтогенез понятия «самопрезентация» в психологии начался с образа субъекта, продолжился в контексте проблемы общения, личности, затем — активности, в дальнейшем, преломляя эти идеи, стал изучаться в контексте «самоподачи», «имиджа», «саморекламы», «манипуляции».
Несмотря на многообразие определений самопрезентации, данный феномен явственно соотносится и с внутренним миром человека, и с ориентацией на социальную ситуацию. В нашем понимании самопрезентация — одна из форм проявления активности личности, зарождение которой приходится именно на дошкольный возраст. Поэтому, на наш взгляд, самопрезентация личности в дошкольном возрасте может рассматриваться как одна из форм проявления активности личности ребенка.
Активность личности дошкольника может наблюдаться в повседневной жизни, но особо ярко она проявляется в ситуации неопределенности, когда возникает выбор, или в ситуации фрустрации. Каждый день человек, согласно идеям экзистенциальных психологов, делает выбор и в стабильных, и в стрессовых условиях.
Ребенок, проявляя личностную активность (самопрезентируясь), предъявляет социуму индивидуальные личностные характеристики, которые Б.Г. Ананьев и
В.С. Мерлин определяют как «закрытую систему с уникальным сочетанием всех свойств человека как индивида и личности» [4: с. 22].
В нашей работе индивидуальные личностные характеристики дошкольника предъявляемые в особой форме активности личности — самопрезен- тации, выявлялись в пилотажном исследовании. Оно проводилось в 2010 г. на базе ГОУ Детский сад № 328, ГОУ Детский сад № 2387 г. Москвы. Группа дошкольников (90 респондентов от 3 до 6-7 лет) не была поделена на подгруппы в соответствии с традициями возрастной психологии. Дети опрашивались индивидуально и лишь после получения согласия родителей, в привычной для них обстановке.
Инструментарий пилотажного исследования представлен методикой: «Кто Я?» (разработана представителями интеракционистского направления М. Куном и Т. Макпартлендом), а также проективным методом депривации структурных звеньев самосознания (В.С. Мухина, К.А. Хвостов). Первая методика «Кто Я?» позволяет нам изучить содержательные характеристики идентичности личности дошкольника, предоставляет характеристики собственного восприятия человеком самого себя, отражает собственное представление о своих личностных характеристиках и своей принадлежности к той или иной социальной группе. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания позволяет изучить личностные особенности детей в возрасте от 3 до 8 лет в ситуациях общения со взрослыми (учителем-воспитателем, родителями) и сверстниками.
В связи с быстрой утомляемостью, неспособностью к длительной концентрации внимания и неусидчивостью респондентов предъявление методик осуществлялось в определенном порядке: сначала методика «Кто Я?», затем, через некоторый промежуток времени, в другое время суток или день — проективный метод депривации структурных звеньев самосознания.
Анализ данных результатов исследования позволил зафиксировать особенности развития личности дошкольника и особенности самопрезентации как одной из индивидуальных личностных характеристик в дошкольном возрасте.
Рассматривая сферы самоидентификации детей в дошкольном возрасте, которые характеризуют их личностные особенности в ситуации неопределенности, отметим следующую иерархию: статистически значимое (на 1-процентном уровне) доминирование показателей в сферах «Значимая деятельность» и «Нравственные характеристики»; в меньшей степени представлены показатели сфер «Сам собой» и «Социальная принадлежность»; уравновешены между собой и гораздо менее характерны показатели сфер «Физические данные», «Особенности мироощущения», «Лидерская позиция», «Эмоциональные проявления».
Данные свидетельствуют о том, что доминирующей индивидуальной личностной характеристикой в самопрезентации ребенка является сфера «Значимая деятельность». Известно, что на каждом этапе онтогенеза человека прослеживается ведущая деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. В связи с этим самопрезентация как активность личности наиболее ярко проявляется в ведущей деятельности ребенка — игре. Дошкольник познает социальное окружение и свои возможности через игру, которая раскрывает ему смысл человеческого взаимодействия в различных ситуациях, тем самым он осваивает социально-ролевые отношения, присваивая в символической форме функции деятельности взрослого.
Отношение взрослого особо важно для ребенка в этом возрасте, что определяет выявленную значимость второй сферы самоидентификации в самопре- зентации личности — «Нравственные характеристики». Реагируя на похвалы или критику взрослого, дошкольник выстраивает линию своего собственного поведения, а в ситуации выбора или в ситуации фрустрации дошкольник ощущает в социуме себя как личность, демонстрирует свой уникальный выбор. От того насколько ребенок хороший, добрый, дружелюбный, зависят его взаимоотношения со взрослыми, сверстниками. Однако потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает лишь в том случае, когда для ребенка тот или иной поступок, те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл.
Сферы самоидентификации «Социальная принадлежность» и «Сам собой» не играют статистически доминирующей роли в самопрезентации как личностной активности дошкольника, что может быть опосредовано в этом возрасте большей значимостью идентификации себя со взрослым, чем определением своего собственного социального статуса, а также присвоением демонстрируемых вовне паттернов поведения взрослого.
Еще менее актуальны и слабо проявлены показатели сфер «Физические данные», «Особенности мироощущения», «Лидерская позиция», «Эмоциональные проявления». Низкие позиции «Физических данных» в иерархии сфер самоидентификации могут объясняться тем, что предъявление сознательных гендерно-ролевых паттернов только начинается в дошкольном возрасте. На этом этапе развития содержание понятий «мальчик» и «девочка» не приобретает достаточного насыщения и применения, что в свою очередь закрепляется неустойчивым гендерно-ролевым поведением членов общества. Низкие позиции показателей сфер «Особенности мироощущения», «Лидерская позиция», «Эмоциональные проявления» могут быть определены несформированными умениями, при развитии которых ребенок может быть успешным, неустойчивой индивидуальной личностной характеристикой, а также отсутствием необходимости предъявлять обществу эмоциональное отношение к реалиям мира, и в то же время доминированием в личностной активности дошкольника задачи по усвоению и предъявлению социально приемлемых норм поведения.
В пилотажном исследовании самопрезентации личности дошкольника использовался метод депривации структурных звеньев самосознания, разработанный В.С. Мухиной. Детям предлагалось продолжить диалог в картинках в ситуации фрустрации структурных звеньев самосознания во взаимодействии (общении) со сверстниками, с родителями и учителем-воспитателем. Дети с удовольствием поясняли предъявляемые картинки и отвечали на вопросы. С помощью этой методики были выявлены способы реагирования на депривацию структурных звеньев самосознания в общении с родителями, сверстниками, учителями-воспитателями.
Анализ данных первой позиции показал явное, статистически значимое доминирование второго типа реакции активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации как в общении со сверстниками, так и в общении с родителями и учителями-воспитателями. Такому поведению свойственно извинение, согласие либо ответ на вопрос, а также оправдание. Доминирование подобного типа реакции демонстрирует высокую степень напряжения ребенка в ситуации фрустрации, а также действие двух, порой противоречивых линий поведения. С одной стороны, это стремление ребенка продемонстрировать свой уникальный и неповторимый выбор в ситуации неопределенности, стремление действовать не на основе существующих схем поведения, а желание проявить индивидуальную характеристику личности. С другой стороны, задача дошкольного возраста состоит в усвоении социально-нормативного, приемлемого поведения в обществе.
Вторые позиции менее значимые, в то же время менее однородные, чем первые. При взаимодействии со сверстниками характерным оказался третий тип реакции активно включаемый, адекватный, нелояльный, агрессивно фиксированный на фрустрации. При данном типе реагирования опрашиваемые дети зачастую начинали обзываться, либо переводить фрустрирующее высказывание на обращающихся к ним взрослых («Сам такой!»). Подобная особенность выбора ребенка в ситуации неопределенности характеризует его позицию, несформированность жестких личностных понятий. Данная особенность находит объяснение в том, что к 5-7 годам позиция дошкольника существенно меняется; сверстники в его глазах приобретают уникальность, и, стремясь быть социально значимым для других как личность, ребенок отвергает влияние или агрессию (доминирующие проявления) со стороны сверстников, старается не идти на поводу у общественного мнения, тем более когда оно противоречит его собственным убеждениям. Такое поведение также находит отражение в самопрезентации личности дошкольника.
В то же время как во взаимодействии (в общении) с родителями и учите- лем-воспитателем характерным типом реакции на фрустрацию является первый (активно включаемый, адекватный, лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации) — высшая позитивная форма социального реагирования. При данном типе поведения дети часто переживают, стараются исправить ситуацию, интеллектуально решить ее. На наш взгляд, данные типы поведения наиболее часто встречаются во взаимоотношении с учителем-воспитателем в связи с тем, что персона взрослого в дошкольном возрасте имеет весомый авторитет и ребенок, стремясь соответствовать требованиям взрослого, определяет свой тип поведения в соответствии с заданными взрослым рамками. Наибольшее проявление данного типа реакции было выявлено в общении с родителями.
Итак, в общении со сверстниками, родителями, учителями-воспитателя- ми значимое проявление получили три типа реакции: 1) активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации; 2) активно включаемый, адекватно нелояльный, агрессивно фиксированный; 3) активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации.
Все остальные типы реакции в общении с родителями, с учителями-вос- питателями и сверстниками гораздо менее актуальны в данной возрастной группе и слабо представлены.
Таким образом, в результате проведенного пилотажного исследования са- мопрезентации дошкольников нами были получены следующие результаты:
Первое рождение личности приходится на дошкольный возраст.
Личность в дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется в ситуации неопределенности, когда существует ситуация выбора или ситуация фрустрации.
Самопрезентация — это одна из форм активности личности.
Самопрезентация в дошкольном возрасте — одна из форм активности личности ребенка в дошкольном возрасте.
Самопрезентация — это феномен социальной психологии развития личности дошкольника, обусловливается не только внутренней (личностной), но и внешней (социальной) ситуацией развития.
Самопрезентация личности в дошкольном возрасте — это одна из форм предъявления ребенком в возрасте от 3 до 7 лет индивидуальной личностной характеристики в социум.
Индивидуальные личностные характеристики дошкольника находят отражение во взаимоотношениях со сверстниками, с родителями, со взрослыми другими (учителями, воспитателями).
Самопрезентация личности дошкольника в наибольшей степени демонстрирует индивидуальные личностные характеристики в сферах самоидентификации: «Значимая деятельность» и «Нравственные характеристики».
В дошкольном возрасте самопрезентация демонстрирует личностную особенность ребенка, такую как доминирующий тип реакции: активно включаемый, неадекватно лояльный, фиксированный на фрустрации в общении со сверстниками, родителями, учителями-воспитателями.
При изучении особенностей самопрезентации личности в дошкольном возрасте целесообразно выделение трех подгрупп респондентов, обусловленное специфическими психологическими особенностями периодов онтогенеза, а именно: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный (5 лет), старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Изучение особенностей самопрезентации личности в дошкольном возрасте в дальнейшем нами предполагается исследовать с использованием описанных в данной статье методов исследования, но в то же время для уточнения предмета исследования целесообразно расширить их спектр.
Список литературы
Ананьева Н.А. Закономерности распознавания презентуемого имиджа личности / Н.А. Ананьева // Имиджелогия - 2005: мат-лы III-го международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. - М.: РИЦ АИМ, 2005. - С.98-102.
Гоффман Э. Представление себя другим / Э. Гоффман // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2000. - С.640-650.
Майерс Д. Социальная психология: пер. с англ. / Д. Майерс. - 7-е изд. - СПб.: ПитерКом, 2007. - 793 с.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин // Мерлин В.С. Избранные психологические труды / В.С. Мерлин; под ред. Е.А. Климова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 544 с.
Михайлова Е.В. Самопрезентация. Теории. Исследования. Тренинг: учеб. пособие / Е.В. Михайлова. - М.: Речь, 2007. - 224 с.
Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты: монография / В.С. Мухина. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Прометей, 2010. - 1088 с.
Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Психология» / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 214 с.
Пикулева О.А. К вопросу о содержании самопрезентации: тактики и стратегии / О.А. Пикулева // Имиджелогия - 005: мат-лы III-го международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. - М.: РИЦ АИМ, 2005. - С. 87-88.
Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям: учеб. пособие / В.М. Ше- пель. - М.: Народное образование, 2002. - 360 с.
Яндарова С.В. Имидж личности: содержание, функции и мотивации построения: дис. ... канд. психол. наук / С.В. Яндарова. - М.: РГБ, 2006. - 196 с.