Писатель, с которым я бы хотел встретиться
СОДЕРЖАНИЕ: Писатель, с которым я бы хотела встретиться. Кто он? На этот вопрос я могу ответить сразу же, без размыш- лений. Это Василь Быков, замечательный писатель, чей труд был оценён не только любовью русских читателей, но и любовью и уважением читателей воПисатель, с которым я бы хотела встретиться. Кто он?
На этот вопрос я могу ответить сразу же, без размыш-
лений. Это Василь Быков, замечательный писатель, чей труд был оценён не только любовью русских читателей, но и любовью и уважением читателей во
многих странах мира. Это человек с большой буквы.
Василь Быков внёс огромный вклад в развитие русской и мировой литературы. Почему же именно Быков стал моим любимым писателем ? Этот замечательный человек жил в эпоху очень тяжёлых лет для нашей страны. Это война 1941-1945 годов.
Принимал активное участие в борьбе против гитлеровской Германии. Искренне желал не допустить , чтобы фашисты , оккупанты , были на нашей земле. Быков пережил все тяготы и горечь войны. Пережил голод , смерть близких и родных ему людей , но этот сильный духом человек не «сломался» . Всё то ,что было пережито им самим и великим русским народом он рассказывает нам в своих замечательных произведениях, посвещённых эпохе 1941-1945 годов. Двадцать второго июня 1941 года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая дата , но и как рубеж , начало отсчёта долгих тысяча четырёхсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной.
Весь народ, от мала до велика, ковал победу над врагом – кто на фронтах , кто в тылу на фабриках и заводах , на колхозных и совхозных полях , животноводческих фермах.
В ночь на 9 мая узнали о Победе, о полном разгроме гитлеровской Германии.Россия , может быть не знала такого звёздного часа.
1941… Кто знал , что он станет зловещим? Кто знал , что сорок первый – горе ? С сорок первого по сорок пятый советский народ потерял более двадцати миллионов человек. О горе народа, об ужасах , которые пришлось пережить , рассказывают нам произведения советских писателей о войне.
Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических событий , но зато ему удаётся с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор даёт ответы на сложные вопросы войны. Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного значения с участием простых солдат. Шаг за шагом , анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях.
Быков – один из наиболее глубоких соврнменных художников. Почти вся его литературная деятельность посвящена Великой Отечественной войне. Такая приверженность одной темы определяется судьбой самого автора, прошедшего войну от начала до конца. Собственный жизненный опыт, заново пережитый, переосмысленный и переработанный в творческой лаборатории писателя, превращается в беспощадную правду жизни. По признанию самого писателя , его интересовали не исторические события, а человеческий характер, проявленный на войне.
Василь Быков родился в 1924 году в крестьянской семье. В первые дни войны уже воевал. Сам Быков партизаном не был, он воевал на фронте, в пехоте , в маломерной артиллерии, был там ранен и об этом начал успешно писать, добиваясь всё большей объёмности и углубленного психологизма в небольших по размеру повестях. Кто из читающей публики не знает и не любит его произведений, полных драматизма, достоверных до мельчайших подробностей фронтового быта всегда, чётко распределяющих краски: белое- это белое, чёрное- это чёрное! Добро у него не смешивается со злом, между ними даже не размываются границы, всегда видно, с кем сердце писателя.
Особняком в творчестве Быкова стоит повесть «Альпийская баллада». Она-то , как мне думается, и послужила мостиком к той теме, которую мы привычно называем темой народной войны. В ней Быков описывает побег русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь автор увлекается описанием внешних событий.
Но я хочу остановиться на повестях «Сотников»,
«Пойти и не вернуться», «Знак беды», которые являются вершиной творчества этого замечательного писателя. Несомненно, что эти повести- одно из наиболее значительных явлений в современной литературе.
Передо мной повесть «Сотников» . Главный герой стал воевать с самых первых дней. Первый бой стал для него последним, он попал в плен. Затем побег, снова плен и снова побег. В стремлении вырваться из плена чувствуется сила, мужество характера Сотникова. После удачного побега попадает в партизанский отряд. Здесь он проявляет себя, как самый смелый, решительный партизан. Однажды он остаётся в прикрытии с Рыбаком, когда их отряд напоролся на карателей. В бою Сотников спасает жизнь Рыбаку. После этого они вместе спали, вместе ели из одного котелка. Больной Сотников идёт на очередное задание вместе с Рыбаком, в то время, когда два здоровых партизана отказываются. На вопрос недоумевающего Рыбака, почему он согласился идти на задание, Сотников отвечает:
«Потому и не отказался, что другие отказались.»
Уже в начале повести намечен резкий контраст между сильным, энергичным, удачливым Рыбак5ом и молчаливым, больным, угрюмым Сотниковым.
Перед лицом страшных испытаний в повести показаны попавшие в руки полицаев два партизана- Сотников и Рыбак. Рыбак не может примириться с мыслью о необходимости смерти. Сотников наоборот внешне спокоен. Но он не покорился, он трезво оценивает обстановку. Рыбак же, оказавшись в ситуации, где невозможно прибегнуть к силе, растерялся, согласился на службу в полиции. Только после того , как Рыбак принял участие в казни Сотникова, он понял, что его надежды перехитрить полицаев и немцев и сбежать в лес к партизанам рухнули.Он сам себе отрезал путь назад. Не смог Рыбак и покончить жизнь самоубийством. В случившемся он готов винить кого угодно: немцев, войну, Сотникова, но только не себя. И в конце он приходит к выводу «Наверно ничего не поделаешь- такова судьба.» На мой взгляд, органом жизни Сотникова можно назвать настоящим подвигом во имя людей.
И вот передо мной новая повесть «Пойти и не вернуться» Как будто привычно «быковская» - в прежних произведениях часто действуют двое: бегут из концлагеря двое, двое отправляются на поиск, а то исполняют и совсем уж будничную работу- идут добыть продуктов для партизанского отряда, обложенного в болотах врагами. Да, повесть привычная, но в то же время ещё более напряжённая, страстная; простая по стилю и строю- и в то же время сложная, хотя и не многоплановая по замыслу и исполнению. И ещё новость в творчестве писателя: на этот раз главным героем его произведения является женщина, и не в дежурном, затасканном смысле слова «герой», а , как кажется , в самом что ни есть прямом смысле, хотя и автор, и сама Зоська Нарейко склонны считать : « Она была маленьким человеком на земле… Увы, земля рождает людей вообще маленькими и беспощадными, это потом жизнь, воспоминания, среда, обстоятельства формируют их характер, жизнеспособность, совесть. Вот о совести- то больше всего и задумывается автор этого небольшого, но самого драматического, если не трагического его произведения.
Этой повестью Быков сделал шаг вперёд в своём сложном и напряжённом творчестве, прибавил ещё одну страницу к героической летописи нашего народа, с огромным перенапряжением сил, сч большими, часто горькими потерями выигравшего величайшую битву.
Повесть Быкова « Знак беды» вышла из печати в тысяча девятьсот восемьдесят третьем году. Сразу же она была отмечена самой дорогой и самой высокой для писателя наградой- признанием читателей. Автор с такой достоверностью описал простых людей- белорусских крестьян, на долю которых выпали тяжелейшие испытания, что при чтении создаётся ощущение присутствия при реально происходящих событиях.
Начало повести написано с использованием характерных приёмов Быкова: перенесение читателей из настоящего в прошлое. С первых же строк начинает звучать тема памяти. Автор как бы сразу намечает одну сложенную линию, которая проходит через всю повесть, хотя так явно больше нигде не проявляется. Словно волшебник, способный повелевать временем, Быков переносит нас в те дни, когда страшная беда свалилась на плечи советского народа. Все действия повести конкретизируются, число персонажей ограничено, место действия охватывает небольшую территорию. Самое главное для автора- приобщение к народной судьбе, изображение тех «маленьких» людей, силами которых страна была спасена от фашистского нашествия. Герои повести, Степанида и Петрок, не совершают ратных подвигов, но их живой , поистине народный дух не удаётся сломить немцам. С необычной творческой силой Быков изображает думы Степаниды о происходящем. По этим размышлениям можно составить полное представление о характере Степаниды. В нём прослеживается основная идея произведения: для Степаниды никогда не наступит такое время, когда она сможет смириться с тем , что её выгнали из родного дома, что землю её народа топчут оккупанты. Она не может принять это уклад жизни, который навязывают людям фашисты. Именно поэтому Степанида выбирает смерть , а не подчинение захватчикам.
Муж Степаниды Петрок не обладает такой решимостью и бескомпромиссностью , как его жена. В. Быков так изображает его, что мы можем составить о нём мнение как о трусе. Но в итоге он оказывается не менее смелым, чем Степапида и находит в себе мужество бросить полицаям в лицо слова о своём презрении к ним.
Подводя итоги , можно задать себе вопрос: в чём глубина творчества писателя Быкова? Возьмём повесть «Сотников» . Он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжёлого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своём предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще даёт Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предлагал , что и эту вину можно искупить. Папа Римский вручил Быкову за эту повесть специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том , что в этом произведении усматривается общечеловеческое нравственное начало.
Творчество Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях, сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку обстоятельствам войны, тех страшных лет , не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя Быкова.
Быков создал свой неповторимый литературный стиль.Благодаря этой неповторимости в современную литературу прочно вошли такие понятия , как «быковский герой» . И неважно то, что повести писателя рассказывают о событиях, произошедших более 50 лет назад, ведь темы совести, честности, справедливости, доброты, поднятые автором , никогда не перестанут быть актуальными, и до тех пор , пока существует человечество, будут волновать всё новые и новые поколения людей. А это значит, что прекрасные повести В . Быкова никогда не устареют , и ещё не одна сотня, а может быть, и тысяча людей станет лучше, добрее, чище и выше духовно, познакомившись с ними.
ПЛАН
1. Введение………………………………………1
2. Война 1941-1945 годов………………………2
3. Факты с биографии…………………………..3-4
4. Повесть «Сотников»…………………………5-8
5. Повесть «Пойти и не вернуться»……………8-10
6. «Знак беды»…………………………………..10-12
7. Выводы и итоги………………………………12-14
ГОУ средняя общеобразовательная
ШКОЛА№4
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
«ПИСАТЕЛЬ, С КОТОРЫМ Я БЫ ХОТЕЛ
ВСТРЕТИТЬСЯ»
Работу выполнил:
Димитров В.
Руководитель:
Шабалдина И Ю
г. ТАТАРСК
2003 г.