по дисциплине: История Беларуси на тему: “
СОДЕРЖАНИЕ: Крестьянская реформа позволила высвободить рабочую силу, что в свою очередь положило начало интенсивному развитию промышленности: заводов, фабрик, артелей и т д. Это дало толчок развитию капитализма. И уже к 1913 году Россия занимала лидирующие позиции в миреМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
“УО” БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История Беларуси
на тему: “Отмена крепостного права”
Студентка
ФЭУТ, 1-й курс, ДГС-1 М.С. Шульпина
Проверил И.И. Сацукевич
Минск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Историческая ситуация накануне отмены крепостного права……………....4
2 Основные черты реформы 19 февраля 1861 года……………………………..7
3 Последствия реформы 1861 года………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………..15
Список использованных источников……………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Отмена крепостного права является переломным моментом в истории российской империи. Правительство понимало, что дальнейшее развитие России невозможно без проведения кардинальных реформ, первой из которых была крестьянская реформа. Крестьянская реформа позволила высвободить рабочую силу, что в свою очередь положило начало интенсивному развитию промышленности: заводов, фабрик, артелей и т.д. Это дало толчок развитию капитализма. И уже к 1913 году Россия занимала лидирующие позиции в мире.
Эта тема интересна тем, что конец XIX века в России ознаменован переменами и реформами, которые сказались на дальнейшем развитии страны, предопределили ее историю. Эпоха интересна своей схожестью с ситуацией современности. Отмена крепостного права сродни объявлению перестройки в конце 80-ых годов XX века, которая положила начало развитию предпринимательства в СССР. Обе эти реформы, проводимые правительством, были направлены на развитие экономики. Также как и крестьянская реформа, перестройка заключалась в стимулировании развития экономики, посредством вовлечения широких масс населения в экономическую деятельность.
Задачей работы является, определение исторической эпохи, сложившейся накануне принятия крестьянской реформы, предпосылок послуживших проведению реформ. Цель исследования – определить значимость проводимых реформ для дальнейшего развития России.
При написании реферата были использованы в основном три источника: Введенский, Б.А. Большая советская энциклопедия: У 52 т. / гл. ред.: Б.А. Введенский [и др.] / 2-е издание – Москва, 1953 – Т.23 – 636 с.; Ключевский, В.О. Сочинения. В 9 т. Т.5. Курс русской истории. Ч.5 / Под ред. В.Л. Янина; Послесл. и коммент. Составили В.А. Аександров, В.Г. Зимина.- М.: Мысль, 1989. – 476, [1] с.; Нов i к, Я.К. Гiсторыя Беларусi: У 2 ч. Ч.1. Ад старажытных часоу – па Г 46 люты 1917г.: Вучэб. дапам. / Пад рэд. Я.К. Новiка, Г.С. Марцуля. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 416 с.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НАКАНУНЕ
ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА
В 1857 была произведена во всей империи Х перепись (ревизия) населения. По данным этой ревизии, численность населения в империи, не исключая Царства Польского и Великого княжества Финляндского, составляла 62,5 млн. человек. Громадное большинство этого населения составляли сельские классы: крестьян удельных было 3,5 млн. человек; крестьян государственных – 23,1 млн. человек; ревизских подданных – 10,5 млн.; действительных подданных – 23 080; дворян разных классов - 236 тыс. [3.С. 259]. В начале 30-х годов была произведена VIII ревизия; по этой ревизии значилось несколько больше крепостных, чем по Х, следовательно, с 30-х годов до 50-х годов крепостное население не только не имело естественного прироста, но и уменьшалось. Главным образом это уменьшение происходило за счет перехода крепостных крестьян в положение крестьян государственных. Но также это происходило за счет того, что крепостные крестьяне находились в худшем положении по сравнению с другими классами.
Помещики старались взять с крепостного труда все, что можно было взять с него, чтобы увеличить доходность имений, применяли различные меры: развитие барщинного хозяйства на счет оброчного. В ХIХ в. помещики усиленно переводят крестьян с оброка на барщину; барщина доставляла землевладельцу вообще более широкий доход сравнительно с оброком. Но все равно сельское хозяйство оставалось низкопроизводительным, неэффективным. Все это значительно ухудшило положение крепостных в последнее десятилетие перед освобождением. Особенным бедствием для крепостных была отдача их на фабрики в работники. Помещики также расширяли запашку за счет сокращения крестьянских наделов. Но помещичьи хозяйства не смотря на все принятые меры падали одно за одним; имения и крепостные крестьяне (в 1859 году около 60 % крестьян было заложено помещиками) закладывались в государственные кредитные учреждения, но взятые там капиталы в большинстве своем не получали производительного занятия [9.С. 236]. Таким образом, постепенно сами собой дворянские имения из-за долга переходили в руки государства. Если предположить, что крепостное право не отменили бы еще на 2-3 поколения, то все дворянские имения стали бы государственной собственностью. Так экономическое положение дворянского хозяйства подготовило уничтожение крепостного права.
В общем, старая крепостническая система организации общественной жизни полностью изживала себя. В промышленности более широко стали применяться машины и механизмы, повышавшие производительность труда, рос объем выпускавшейся продукции, увеличивалось число наемных рабочих. В 1860 году в Беларуси работало 157 фабрик и мануфактурных предприятий, 69 из которых пользовалось только наемным трудом [2.С. 117]. С развитием промышленности росло число городов и потребность в товарном хлебе. Городское население в 1796 составляло 4,1%, а в 1851- 7,8% [1.С. 364]. Но крепостнические отношения сдерживали расширение внутреннего рынка, формирование свободной рабочей силы, тормозили технический прогресс, развитие промышленного производства, что приводило к усилению эксплуатации крестьян. Усиление помещичьего гнета вело к росту стихийных крестьянских волнений. В 1858-1860 гг. они прошли почти во всех уездах Беларуси. 11 раз их подавляли военной силой. В годы Крымской войны (1853-1856) крестьянским движением было охвачено 26 губерний [9.С.236]. Крестьяне требовали отмены барщины, бесплатной передачи им тех земель, которые они издавна обрабатывали.
Социально- политическая обстановка в Беларуси осложнялась еще и тем, что пропольски настроенные, в том числе и дворянские, круги, недовольные политикой российского правительства, организовывали в городах манифестации националистического характера.
Таким образом, в конце 50-х – начале 60-х годов слабость крепостнического строя становилась все более очевидными. Царизм, стремясь предупредить социально-политический взрыв и проиграв в Крымской войне, вынужден был приступить к подготовке реформы по освобождению крестьян “сверху”, не дожидаясь, пока его свергнут ”снизу”.
30 марта 1856 Александр II сделал первое заявление московскому дворянству о необходимости реформы. Подготовку реформы царизм решил начать с белорусских и литовских губерний, так как ждал добровольного волеизъявления помещиков в этом вопросе. Помещики этих губерний были готовы к отмене крепостного права. Их хозяйства давно были связаны с западноевропейским рынком, втянуты в товарно-денежные отношения и в той или иной мере имели опыт применения труда безземельных крестьян [9.С.237]. К тому же здесь, в губернии, граничившей с Польшей, где крестьянство уже пользовалось личной свободой, крестьянское движение может не только приобрести широкий размах, но и вылиться в вооруженные формы борьбы. Царизм боялся, что недовольство крестьян здесь могут использовать помещики-поляки, мечтающие о возрождении Речи Посполитой в границах 1772 года [4.С. 3].
Учитывая эти обстоятельства, Александр II, находясь в Вильно, весной 1857 года предложил местному дворянству высказать свое мнение по вопросу об отмене крепостного права. В сентябре этого же года помещики Виленской, Гродненской и Ковенской губерний через виленского генерал-губернатора В.И. Назимова выразили желание освободить крестьян, но без земли. В ответ на предложение помещиков западнобелорусских и литовских губерний 20 ноября 1857 года был опубликован рескрипт Александра II на имя генерал-губернатора В.И. Назимова, в котором разрешалось в губерниях учредить дворянские комитеты, в которых должны были состоять депутаты от уездных дворян губерний и из опытных помещиков, назначенных генерал-губернатором, и общую комиссию в Вильно для подготовки проектов освобождения крестьян. Рескрипт указывал и начала, на которых должны быть основаны эти проекты. Вот эти три начала: крестьяне выкупают у помещиках свою усадебную оседлость; полевой землей они пользуются по соглашению с землевладельцем. Дальнейшее устройство крестьян должно быть таково, чтобы оно обеспечивало дальнейшую уплату крестьянами государственных и земских податей. Крестьяне, получив усадьбу и землю от землевладельцев, устраиваются в сельские общества, но остаются под властью помещика как вотчинного полицейского наблюдателя [3.С.266].
В 1858 году соответствующие комитеты были созданы во всех губерниях Беларуси. В Минской, Виленской и Гродненской губерниях они высказались за безземельное освобождение крестьян, т.к. в связи с высоким уровнем товарно-денежных отношений земли стоили дорого и безземельные и малоземельные крестьяне, живущие в этом регионе, являлись дешевой рабочей силой; в Могилевской и Витебской - за наделение бывших крепостных небольшими участками, т.к. помещики, живущие в этих регионах, стремились избавиться от неплодородных земель за большой выкуп и рассчитывали получать в дальнейшем доходы от вложенных в банки капиталов, полученных от крестьян за землю [4.С.4].
Проекты безземельного освобождения крестьянства правительством было отвергнуто. Правительство боялось, что обезземеливание крестьян может привести к возникновению “опасных для государства потрясений”, то есть, революции. К тому же царизм стремился сохранить в лице крестьян аккуратных плательщиков государственных налогов.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЕФОРМЫ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА
Осознание социально-экономического и военно-технического отставания страны от других европейских государств, боязнь перерастания антикрепостнических настроений в крестьянскую революцию вынудили Александра II подписать 19 февраля 1861 года одобренные Государственным советом Манифест об отмене крепостного права и проекты “Положений” к нему. Опубликованы были эти акты лишь 5 марта, т.к. царское правительство опасалось взрыва недовольства крестьян и спешно принимало полицейские меры к предотвращению крестьянских волнений. Согласно “Положениям” 19 февраля крестьяне выходили из личной крепостной зависимости от помещиков. Всего было освобождено 22,5 млн. помещичьих крестьян [1.С.365]. Из них в белорусских губерниях – 4,4 млн. Они получили, хотя и не сразу, личную свободу, формальную независимость от помещика. Крестьянин от своего имени мог обращаться в государственные учреждения, заключать торговые и иные сделки, нести ответственность перед судом, записываться в сословия мещан и купцов, поступать на службу и в учебные заведения. Помещик лишался права распоряжаться крестьянами, как своей собственностью, вмешиваться в их личную жизнь, продавать и наказывать их. В то же время реформа 1861 года отличалась нерешительностью и непоследовательностью на практике, стремлением правительства любыми средствами не ущемить интересов помещиков. Основа феодализма – феодальная собственность на землю – не уничтожалась, а лишь ограничивалась. Земля оставалось в собственности помещиков. Помещичье землевладение было сохранено. В Беларуси реформа проводилась на основе общего и двух местных положений. На Витебскую и Могилевскую губернии распространялось “Положение для губерний великороссийской, новороссийской и белорусских”. В Минской, Гродненской, Виленской и Ковенской действовало “Местное положение” для этих губерний. Выделение этих губерний в особую группу диктовалось тем, что здесь не существовало крестьянской общины, а господствовало подворное землепользование с фиксированными крестьянскими наделами.
В тех губерниях и уездах, где господствовало общинное землепользование, устанавливались высший и низший наделы земли на душу мужского пола. Высший составлял 4-5,5 десятины земли, а низший – 1,3-2,8 десятины земли [9.С.238]. Во многих местах крестьянские дореформенные наделы были больше, чем вновь установленный высший предел. В этих случаях, если у помещика оставалось менее 1/3 окультуренной земли, часть крестьянских наделов отрезалось в пользу помещика. В губерниях Минской, Гродненской, Виленской и Ковенской сохранялись дореформенные крестьянские наделы, что узаконивало “отрезки”, которые были сделаны помещиками до реформы.
При разделе земли помещики, естественно, выбирали себе лучшие участки. Это привело к чересполосице барских и крестьянских владений. Почти все леса, озёра, лучшие сенокосы остались в руках помещиков. Крестьянам же наделы выделялись далеко от деревень, зачастую на неудобицах, песках, заболоченных участках. Они лишились сенокосов, водопоя для скота и других угодий общего пользования. Словом, большинство крестьян оказались в таком положении, что успешно вести свое самостоятельное хозяйство им было почти невозможно, и они опять попадали в зависимость от своих прежних господ. К тому же многие тысячи дворовых, которые до реформы служили в панских имениях и не имели земельных наделов, остались безземельными и после реформы [6.С. 305].
Чтобы не оставить помещиков без рабочих рук, “Положениями” от 19 февраля 1861 года предусматривалось, что выкупать свои наделы крестьяне могли не ранее чем через 9 лет. Все это время они считались временно-обязанными. Они не могли уйти с земли без разрешения помещика и должны были, как и раньше, отрабатывать панщину или платить помещику оброк за пользование “своим” наделом. На период временно-обязанного состояния для крестьян Могилевской и части Витебской губерний устанавливалась барщина. Она ограничивалась 40 днями мужского и 30 днями женского труда в год с высшего душевого надела, т.е. с 4-5,5 десятины земли, или 9- рублевый оброк в год. Если же крестьянин получает меньше высшего количества десятин на душу, то крестьянский оброк уменьшается. Для распределения оброка по десятинам была принята система градаций. За первую десятину платилось больше, чем за остальные. При 9-рублевом оброке на долю первой десятины приходилось 4 рубля. Остальные раскладывались равномерно на всю остальную часть надела [8.С.79]. В губерниях Минской, Гродненской, Ковенской и Виленской для определения оброка принимается означенная деньгами в инвентаре имения общая ценность повинностей, приходящихся на тот или другой крестьянский участок. Притом губернскому по крестьянским делам присутствию разрешается повышать оброк, который, однако, не может быть выше той общей денежной оценки повинностей, которая значится в инвентаре. Что касается другой части Витебской губернии, то все имения, в зависимости от густоты населения, делятся на несколько разрядов примерительно плотности населения каждого имения. В зависимости от этого оброки колебались между 1 руб. 60 коп. и 3 руб. Или устанавливалась барщина не менее 23 дней в году. Крестьяне могли требовать перевода с барщины на оброк через год после реформы при отсутствии недоимок [2.С.119].
Крестьяне получали от помещиков усадьбы и полевые наделы, которые они обязаны были выкупать у них и за пользование которыми до заключения сделки о выкупе обязаны были нести трудовые и денежные повинности. Выкуп усадьбы был обязательным как для крестьянина, так и для помещика, который должен был заключить выкупную сделку с крестьянином на его усадьбу. Выкуп же полевого надела крестьянина зависел исключительно от воли помещика, который мог заставить крестьянина выкупать свой надел, если помещик был заинтересован в этом [1.С.365]. В соответствии с законом выкуп крестьянин должен был платить только за землю. Однако цена на нее в Беларуси при этом была завышена в 3-4 раза. Необходимых для этого денег у крестьян, как правило, не было, а помещики хотели получить их полностью и безотлагательно. Правительство учло интересы помещиков следующим образом: 20% суммы при выкупе платили сами крестьяне, а оставшуюся часть – правительство. Крестьяне, становившиеся таким образом государственными должниками, должны были выплачивать эту сумму правительству в течение 49 лет. Причем крестьяне должны были платить и проценты за предоставление этого своеобразного правительственного кредита. Выкупные платежи собирались с крестьян вплоть до первой российской революции 1905-1907 гг., в связи с которой правительство вынуждено было досрочно отменить их [6.С. 305].
Размер выкупной суммы за усадьбу устанавливался в губерниях Витебской и Могилевской на основании 6-процентной капитализации годового оброка, причитавшегося за пользование усадьбой. В Ковенской, Виленской, Гродненской и Минской губерниях усадьбы по размерам выкупных сумм были разделены на четыре разряда. К первому разряду, оцененному в 120 рублей, относились усадьбы, находившиеся в земледельческой местности, где крестьяне не имели возможности получать дополнительные заработки. Ко второму разряду, оцененному 180 рублей, принадлежали усадьбы, расположенные вблизи судоходных рек, каналов, железнодорожных станций или в пяти верстах от большого города. К третьему разряду, оцененному в 240 рублей, причислялись усадьбы, расположенные в местечках, отличающихся промышленным развитием и имеющих торговое значение. К четвертому разряду были отнесены усадьбы, находившиеся в богатых промышленных местечках и принадлежавшие крестьянам, у которых не было полевых наделов [4.С. 7]. Они платили определенный чинш за место, занимаемое домом. Их стоимость определялась на основании 6-процентной капитализации ежегодного чинша. При определении размера выкупной суммы за полевой надел за основу принималась не рыночная цена земли, а размер оброка временно-обязанного состояния крестьян путем 6-процентной его капитализации:
Х= (сумма годового оброка х 100)/6
Таким образом, общая сумма, которую крестьяне должны были заплатить за землю, значительно превышала рыночную стоимость этой земли (на Беларуси – в 3-4 раза). Получается, что крестьяне не только выкупали землю, но и компенсировали помещикам утрату их власти над ними. Только бывшие помещичьи крестьяне (не считая государственных и удельных крестьян) по всей империи выплатили царскому правительству по выкупной операции 1,9 млрд. руб., в то время как рыночная цена перешедшей к крестьянам земли не превышала 544 млн. руб. [1.С. 365].
Иногда помещик по соглашению с крестьянами дарил им часть земли. В этом случае крестьяне могли отказаться от остальной части отведенного им надела, которая поступала в собственность землевладельца. По общему правилу, дарственный надел крестьяне могли принять в размере не менее одной четверти высшей нормы. Это так называемый четвертной, или нищенский, надел, на который крестьяне бросались в тех местностях, где на землю был назначен слишком высокий оброк. Так землевладелец в черноземных губерниях имел выгоду предлагать крестьянам четвертый надел, а крестьянам казалось, что им выгодно получать маленький надел без выкупа [3.С. 276].
Дворовые крестьяне освобождались без земли с обязательством в течение двух лет нести прежнюю службу у помещика; по истечению этого срока они попадали в положение безземельных батраков. В результате такого “освобождения” крестьянам приходилось дополнительно арендовать у помещиков земли на самых кабальных условиях и оставаться фактически в крепостных отношениях, отрабатывая ту же барщину под видом аренды за отработки.
Помещики утрачивали абсолютную власть над деревней, так как предусматривался новый порядок управления, основанный на выборности низших должностных лиц. Он состоял в том, что на общем собрании сельские жители избирали старосту, сборщика податей и других должностных лиц. Несколько сельских общин, которые относились к одному церковному приходу, образовывали волость. На волостных собраниях сельские старосты вместе с уполномоченными (один от 10 дворов) выбирали волостное правление, волостного председателя и судью. К числу главных обязанностей выборных сельских органов относились: расклад и сбор налогов, контроль над выполнением крестьянами своих повинностей, регулирование земельных отношений, организация в деревнях полицейской службы (сотские, десятские). За своевременным выполнением всех повинностей крестьяне отвечали на основе круговой поруки.
ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ 1861 ГОДА
Положение, в которое попали крестьяне в результате реформы, во многом их не устраивало. Они не приняли объявленной им “свободы”, отказывались отбывать барщину и другие повинности, подчиняться распоряжениям управляющих имениями. Имели место самовольные порубки леса и покосы лугов, а также поджоги помещичьих усадеб. Уже в 1861 году произошли массовые возмущения и выступления крестьян. В течение марта-июня на Беларуси состоялось 273 выступления. Они охватили 1305 деревень. За весь 1861 год в крае было зафиксировано 379 выступлений (в 9 раз больше, чем в 1860 году), из которых 125 подавлено полицией и войсками [2.С. 119-120]. В 1862 году состоялось 152 выступления, 78 из которых были связаны с распределением земли между помещиками и крестьянами, закреплением их обязанностей. И эти волнения подавлялись с использованием войск [6.С. 306]. На стороне крестьян выступали революционные демократы, разоблачавшие грабительский, крепостнический характер крепостной реформы и призывавшие крестьян к подготовке вооруженного восстания. В прокламации “Барским крестьянам”, в ”Письмах без адреса”, ”Прологе” и других произведениях Н. Г. Чернышевский развивал идею крестьянской революции, вскрывал истинный характер реформы, показывал политическую сущность либерализма, тактику либералов, пошедших на сговор с царизмом в страхе перед массовым народным движением. На страницах “Колокола” А.И. Герцен и Н.П. Огарёв разоблачали царское правительство и помещиков как врагов освобождения народа, призывали крестьян к вооруженной борьбе.
Восстание 1861 года вынудило российское правительство принять меры, имевшие целью смягчить социально-политическую напряженность, не допустить массового участия в нем белорусского крестьянства. Указом 1 марта 1863 года вводился обязательный выкуп крестьянами своих наделов в Виленской, Ковенсой, Гродненской, Минской губерниях. С 1 мая прекращались временно-обязанные отношения, крестьяне переводились в разряд собственников земли. Выкупные платежи снижались на 20. В ноябре 1863 года этот указ был распространен на Витебскую и Могилевскую губернии.
За Крестьянской реформой последовал ряд других реформ (в области суда, управления, армии и т.п.), носивших буржуазный характер и явившихся, так же как и Крестьянская реформа, результатом революционного натиска на самодержавие. По характеристике В.И. Ленина, реформы 60-х годов были не только в экономическом, но и в политическом отношении шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную [5.С.88].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видим из приведенного исследования Крестьянская реформа, вопреки расчетам господствующих классов, надеющихся путем реформы устранить угрозу народной революции в России, привела к дальнейшему обострению классовых противоречий и усилению революционного движения в стране. Год 1861-ый породил 1905-ый… Реформа, проведенная крепостниками в эпоху полной неразвитости угнетенных масс, породила революцию к тому времени, когда созрели революционные элементы в этих массах.
Несмотря на крепостнический характер, крестьянская реформа создала условия для развития капитализма. Сельское хозяйство все более перестраивалось. Промышленность получила свободную рабочую силу. Быстрыми темпами начали развиваться города, увеличивалось число фабрик и заводов, рос внутренний рынок. В России стал формироваться пролетариат. Поскольку крестьянин вырвался из-под власти помещика, постольку он попадал в область буржуазных отношений. 19 февраля 1861 года знаменует собой начало новой, буржуазной, России. Из всего этого можно сделать вывод, что отмена крепостного права имела положительные результаты, так ускоренные темпы развития промышленности повлекли за собой повышение грамотности населения. Усложнение производства потребовало наличие обученных мастеровых и рабочих. Крестьяне стали свободными, их нельзя уже было продать или купить. Проведенные реформы позволили крестьянским детям посещать школу, развиваться духовно, что не могло не сказаться на уровне ведения сельского хозяйства.
Список использованных источников
1. Введенский, Б.А. Большая советская энциклопедия: В 52 т. / гл. ред.: Б.А. Введенский [и др.] / 2-е издание – Москва, 1953 – Т.23 – 636 с.
2. История Белорусской ССР. - Мн., 1977
3. Ключевский, В.О. Сочинения. В 9 т. Т.5. Курс русской истории. Ч.5 / Под ред. В.Л. Янина; Послесл. и коммент. составили В.А. Аександров, В.Г. Зимина.- М.: Мысль, 1989. – 476, [1] с.
4. Ковкель, И.И. История Беларуси: Учебное пособие по одноименному курсу слушателей отделения доуниверситетской подготовки. В. 3 ч. Ч.2 – 1861-1917 годы. – Гродно: ГрГУ, 1998. – 190 с.
5. Ленин, В.И. Сочинения, 4 изд., т.17.
6. Нарысы Гiсторыi Беларусi. Ч.1. – Мн., 1994.
7. Нов i к, Я.К. Гiсторыя Беларусi: У 2 ч. Ч.1. Ад старажытных часоу – па Г 46 люты 1917г.: Вучэб. дапам. / Пад рэд. Я.К. Новiка, Г.С. Марцуля. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 416 с.
8. Пичета, В.И. История белорусского народа / В.И. Пичета. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. – 184 с.
9. Чигринов, П.Г. Очерки Истории Беларуси / 2-е издание, переработанное и дополненное – Мн.: Выш. шк., 2004. – 463 с.