по дисциплине История экономики. Тема: Средневековый город
СОДЕРЖАНИЕ: Ремесленники наряду с купцами составляли основное население средневековых городов, возникавших около замков и крепостей, стены которых могли служить защитой в случае опасности, вокруг монастырей, куда приходило большое количество паломников, близ мостов и переправМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
Факультет Управления
Кафедра «История и философия»
Реферат
по дисциплине История экономики.
Тема: Средневековый город.
Выполнил: студентка Кукина С.Ю.
Группа УЗс 111/0-09
Проверил: Янин Д.А.
Москва 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Средневековый город
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Введение
В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города, и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи, защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Стремящийся к успеху горожанин стал новым типом личности. Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования. Вещи, сделанные ремесленниками-профессионалами, были сложнее и красивее тех, которые мастерили крестьяне. Но ремесленник, не вышедший из общины, имел очень узкий рынок сбыта изделий; условия для развития производства в деревне были ограниченными. Кроме того, значительную часть изделий в качестве оброка забирал владелец вотчины. Поэтому сельские ремесленники покидали деревню и уходили в такие места, где можно было найти больше заказчиков и покупателей. Ремесленники наряду с купцами составляли основное население средневековых городов, возникавших около замков и крепостей, стены которых могли служить защитой в случае опасности, вокруг монастырей, куда приходило большое количество паломников, близ мостов и переправ.
В своей работе я рассмотрю средневековый город, как центр, ремесла и торговли, расскажу, как выглядели города в средневековье, как зарождался средневековый город.
Средневековый город.
В Западной Европе средневековые города раньше всего появились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Неаполь, Амальфи и др.), а также на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн и Монпелье), так как здесь начиная уже с IX в. развитие феодальных отношений привело к значительному росту производительных сил и отделению ремесла от сельского хозяйства.
В Восточной Европе древнейшими городами, рано начавшими играть роль центров ремесла и торговли, были Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк и Новгород. Уже в X—XI вв. Киев был очень значительным ремесленным и торговым центром и поражал современников своим великолепием. Его называли соперником Константинополя. По свидетельству современников, к началу XI в., в Киеве было 8 рынков.
Большим и богатым городом являлся в это время и Новгород. Как показали раскопки советских археологов, улицы Новгорода были замощены деревянными мостовыми уже в XI в. В Новгороде в XI—XII вв. существовал и водопровод: вода шла по выдолбленным деревянным трубам. Это был один из самых ранних городских водопроводов в средневековой Европе.
Города древней Руси в X—XI вв. имели уже обширные торговые связи с многими областями и странами Востока и Запада — с Поволжьем, Кавказом, Византией, Средней Азией, Ираном, арабскими странами, Средиземноморьем, славянским Поморьем, Скандинавией, Прибалтикой, а также со странами Центральной и Западной Европы — Чехией, Моравией, Польшей, Венгрией и Германией. Особенно большую роль в международной торговле с начала X в. играл Новгород. Значительны были успехи русских городов в развитии ремесла (особенно в обработке металлов и изготовлении оружия, в ювелирном деле и др.).
Значительным центром ремесла и торговли в Европе была Прага. Известный арабский путешественник географ Ибрахим ибн Якуб, побывавший в Чехии в середине X в., писал о Праге, что она «является богатейшим из городов в торговле».
Прогрессивную роль в возникновении городов сыграло строительство крепостей, которое вели от нападений феодалов и нашествий неприятеля. Крепости, построенные в IX—X вв. королями, служили лишь временным убежищем для сельского населения, которое укрывалось от набегов за валами и деревянными (реже — каменными) стенами, но по прошествии войн снова возвращалось в окрестные села. И, тем не менее, строительство крепостей имело большое значение, так как в процессе их осуществления возникали общие для окружающих жителей трудовые и натуральные повинности, появились обязанности иметь вооружение, слуг и лошадей на случай войны, т. е. на почве совместной обороны происходило то сближение разобщенных сельских общин, которое облегчало возникновение города. Однако далеко не каждая крепость превратилась в город. Для этого необходимо было наличие экономической базы. Только там, где крепость имела рынок, начинало оседать население, развивались ремесла и, в конечном счете, возникал населенный пункт городского типа. От названия крепости, нередко переносимого и на город (нем. Burg), произошло название городского жителя Burger, отсюда же вытекла «бурговаи» теория происхождения городов. Незачем оспаривать, якобы, всеобъемлющего значения этой теории, так как возникновение «бурга» являлось лишь косвенной причиной зарождения города. Гораздо чаще город возникал до появления городских стен, которые сооружались давно осевшим в нем населением.
С самого начала отличительной чертой города было имущественное и социальное неравенство населения. Очень рано, уже в ХII-ХIII вв. в результате такой дифференциации в городе возникают два полюса — богатых и бедных. Бедных в городе было значительно больше, чем богатых и обеспеченных. По своим размерам средневековые города были самые различные — мелкие, средние и крупные. В мелких городах население было невелико — порядка 1 тыс. человек. В средних городах — от 2 до 5 тыс. чел. В XIV-XV вв. с ростом городского производства и укреплением торговли численность населения города возрастала. Город рос также за счет деревни — он как бы притягивал население из деревень, все больше привлекая к себе крестьян. В XIV-XV вв. город с населением в 20-30 тыс. человек был типичным городом периода развитого и позднего феодализма. И только в немногих городах (таких как Париж, Венеция, Милан, Флоренция, Кордова, Севилья) население колебалось от 80 до 100 тыс. человек. Это были своего рода средневековые мегаполисы, часть из них оформилась как города-государства (Италия).
Город обязательно окружали стены, на которых строились дозорные башни. Стены имели въездные и выездные ворота. Эти ворота охранялись и закрывались в определенное время суток. Часто средневековый город был защищен не только стенами, но и рвами, заполненными или не заполненными водой. В общих чертах абрис средневекового города напоминал феодальный замок, который, по-видимому, и явился его архитектурным прототипом.
Но город — это не застывшее явление, а живой организм. Город живет, растет и функционирует. Стены, окружавшие город в XI в., уже в ХII-ХIII вв. и особенно в XIV в. становятся ему тесны. Это приводит к тому, что вокруг городских стен начинают возникать предместья. Первые предместья по своему характеру были ремесленными. Они состояли из различных ремесленных слобод, в которых занимались тем или иным видом ремесла. Вокруг этих предместий или слобод постепенно строилась вторая стена — в целях защиты города и его производства, защиты накапливаемых в нем богатств.
Центральным местом в городе была рыночная площадь, рядом с которой обычно располагались городской собор, а там, где было самоуправление горожан, — еще и ратуша (здание городского совета). Люди одинаковых или смежных специальностей нередко селились по соседству.
Поскольку стены мешали городу расти вширь, улицы делались крайне узкими (по закону — «не шире длины копья»). Дома, часто деревянные, тесно примыкали друг к другу. Выдающиеся вперед верхние этажи и крутые крыши домов, расположенных напротив друг друга, чуть не соприкасались. В узкие и кривые улицы почти не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало, как, впрочем, и канализации. Санитарное состояние городов не только мешало передвижению по их улицам, но и приводило к серьезным последствиям. Улицы, заваленные пищевыми отходами, способствовали размножению крыс — разносчиков различных заболеваний. И эпидемии чумы становились постоянным явлением средневекового города. Во время эпидемии население небольшого города могло вымереть, практически, полностью. Уличная грязь увеличивается оттого, что, не смотря на строгие постановления и требования рата (городского совета), жители города никак не могут расстаться со своими крайне неудобными для общежития привычками: все лишнее, все ненужное, без зазрения совести, выбрасывается ими на улицу. Только в особенно важных случаях улицы средневекового города закидывались щебнем или устилались соломой, причем каждый из городских обывателей покрывал соломой часть улицы, прилегающую к его жилищу. Вследствие тесноты и антисанитарного состояния в городах вспыхивали опустошительные эпидемии, часто случались пожары.
Размеры европейских городов были весьма невелики. Как правило, города были малы и тесны и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень крупные города имели население в несколько десятков тысяч человек.
Характеризуя экономику средневековых европейских городов, нельзя забывать того, что сельское хозяйство в его чистом виде также имело для города большое значение, особенно на ранних стадиях формирования городского общества.
Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения — многочисленной свиты, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации и т. д.— создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье, в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог, у речных переправ и мостов, в устьях рек, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе.
Покинув деревню и переселившись в город, крестьянин не желал, да и не имел возможности окончательно порвать с привычным ему земледелием. Многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко паслись прямо в городе, причём свиньи находили себе там обильную пищу, так как мусор, остатки пищи и нечистоты, обычно выбрасывались прямо на улицу. Для ряда городов южной Франции разведение виноградников было главной отраслью городского хозяйства. Бегство крестьян из деревни так же привело непосредственно к образованию средневековых городов как центров ремесла и торговли. Таким образом, ремесленная деятельность, связанная с сельским хозяйством, была разнообразной и, кроме того, имела, для городов средневековья отнюдь немаловажное значение.
Однако ремесленное производство никогда не смогло бы превратиться в решающий фактор развития городов, если бы не было рынка—этого главного жизненного центра средневекового города. Рынок являлся местом сбыта продукции городского ремесла. С помощью рынка происходил обмен между городом и деревней и даже больше—между городами одной пли нескольких стран. Большинство правовых институтов средневекового города исторически восходит к рыночным отношениям. Из рыночного права, регулировавшего взаимоотношения купцов, с течением времени выработалось общегородское право: рыночный суд дал толчок развитию городского суда, наконец, рынок оказал огромное влияние на формирование архитектурно-планировочной структуры города.
Старейшие из средневековых городов, с точки зрения местоположения рынка, прошли две стадии развития: первоначальную, когда торговля производилась на общинных землях, находившихся за пределами городских укреплений, и последующую, когда с ростом значения торговли рынок перенесли внутрь города. Но, войдя в город, рынок не мог остаться бесформенным порожним местом, как это было ранее. Окружавшийся теперь со всех сторон городской застройкой, он неизбежно должен был стать тем, что мы называем городской площадью. Появление в городе рыночной площади произвело целый переворот. По мере развития торговли рыночная площадь приобрела городские весы, колодец, на украшение которого горожане не скупились, приходскую или соборную церковь, а вместе с ростом политической независимости бюргерства и ратушу. В результате весь этот комплекс построек превратился в общественный центр феодального города. Отныне средневековый город имел уже не только характерную для феодального способа производства социально-экономическую структуру, но и специфическую для нас архитектурно-планировочную структуру
Средневековые города возникали всегда на земле феодала и поэтому неизбежно должны были подчиняться феодальному сеньору, в руках которого первоначально была сосредоточена вся власть в городе. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход.
По стремление феодалов извлечь как можно больше доходов неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Феодалы прибегали к прямому насилию, вызывавшему отпор со стороны горожан и их борьбу за освобождение от феодального гнёта. От исхода этой борьбы зависело политическое устройство, которое получал город, и степень его независимости по отношению к феодальному сеньору.
Бежавшие от своих сеньоров крестьяне, селившиеся в возникавших городах, приносили с собой из деревни обычаи и навыки существовавшего там общинного устройства. Строй общины-марки, изменённый в соответствии с условиями городского развития, сыграл очень большую роль в организации городского самоуправления в средние века.
Борьба между сеньорами и горожанами, в процессе которой возникало и складывалось городское самоуправление, протекала в различных странах Европы по-разному, в зависимости от условий их исторического развития. В Италии, например, где города рано достигли значительного экономического расцвета, горожане добились большой самостоятельности уже в XI—XII вв. Многие города Северной и Средней Италии подчинили себе значительные области вокруг города и стали городами-государствами. Это были городские республики — Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан и др.
Сходное положение имело место и в Германии, где так называемые имперские города, начиная с XII, а особенно в XIII в., подчиняясь формально императору, наделе являлись независимыми городскими республиками. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету и т. д. Такими городами были Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне и другие.
Многие города Северной Франции — Амьен, Сен-Кантен, Бове, Лан и др.— в результате упорной и ожесточённой борьбы со своими феодальными сеньорами, принимавшей нередко характер кровавых вооружённых столкновений, точно так же добились права самоуправления и могли выбирать из своей среды городской совет и должностных лиц, начиная с главы городского совета. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии — бургомистром. Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, финансы и право самообложения.
В то же время они освобождались от выполнения обычных сеньориальных повинностей — барщины и оброка и от различных платежей. Обязанности городов-коммун по отношению к феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной ренты и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.
На Руси в XI в. с развитием городов усилилось значение вечевых собраний. Горожане, как и в Западной Европе, вели борьбу за городские вольности. Своеобразный политический строи сложился в Новгороде Великом. Он представлял собой феодальную республику, но большую политическую силу там имело торгово-промышленное население.
Степень самостоятельности в городском самоуправлении, достигнутая городами, была неодинакова и зависела от конкретных исторических условий. Нередко городам удавалось получить права самоуправления путем уплаты сеньору крупной суммы денег. Таким путем получили освобождение из-под опеки сеньора и пали коммунами многие богатые города Южной Франции, Италии и др.
Часто большие города, особенно города, стоявшие на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегии и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления, действовавшие, однако, совместно с назначаемым королем чиновником или другим представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лорис, Лион, Нант, Шартр, а в Англии — Линкольн, Ипсвич, Оксфорд, Кембридж, Глостер. Но не всем городам удавалось добиться и такой степени самостоятельности. Некоторые города, особенно мелкие, не имевшие достаточно развитого ремесла и торговли и не обладавшие необходимыми денежными средствами и силами для борьбы со своими сеньорами, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации.
Таким образом, результаты борьбы городов с их сеньорами были различны. Однако в одном отношении они совпадали. Все горожане сумели добиться личного освобождения от крепостной зависимости. Поэтому если бежавший в город крепостной крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно — один год и один день, он также становился свободным и ни один сеньор не мог вернуть его в крепостное состояние. «Городской воздух делает свободным», — гласила средневековая пословица.
Производственную основу средневекового города представляло ремесло.
Главную часть городского населения составляли ремесленники. Ремесленники
свою специальность соединяли с сельскими занятиями. У ремесленника
обычно был свой огород, свой домашний скот, так что известную часть
своего пропитания он получал от сельского хозяйства. Но основным его
занятием являлось ремесло. Каждый ремесленник сам продавал продукты своего производства. Поэтому в городской торговле посредники-купцы не играли заметной роли. Городские власти даже преследовали скупщиков, повышавших своими спекуляциями цены на продукты.
Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация — объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы — цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии — с XI—XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде).
Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй. Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье. Он срастался с этими средствами производства, по выражению Маркса, «как улитка с раковиной». Традиционность и рутина были характерны для средневекового ремесла, так же как и для крестьянского хозяйства.
Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочего инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье — мастером.
В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников, опасной для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка и относительно незначительного спроса. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер — член цеха — выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д.
Известны нередкие случаи продажи учеников одним мастером другому, т. е.
переуступки мастером своих прав на ученика. Очевидно, эти права
представляли известную выгоду, если их продавали и покупали. Все это
определенно свидетельствует об эксплуатации учеников мастерами.
То же самое можно сказать об отношениях между мастером и подмастерьями.
Мастер по своему монопольному положению в цехе принудительно использовал и эксплуатировал труд подмастерьев. Подмастерье мог стать в конце концов мастером, но пока он состоял на службе у мастера, он должен был отдавать ему свой прибавочный труд. Подмастерье, равно как и ученик, подвергался внеэкономическому принуждению со стороны мастера. Мастера создавали цеховые уставы, мастерам принадлежал цеховой суд, где они судили
подмастерьев. Длительность рабочего дня у подмастерьев была очень
велика, особенно летом, когда они работали от зари до зари.
Эта дифференциация внутри цеха, первоначально сравнительно слабая,
поскольку почти каждый подмастерье мог стать мастером, с течением
времени усиливается. Наступает момент, когда подмастерье не может уже
стать мастером и превращается в постоянного наемного рабочего. Связь с
широким рынком создавала предпосылки для производства в более крупных
масштабах. Укрупнение производства вело к тому, что руководящая роль в
цехе стала переходить к крупным мастерам. На этой почве начинается
усиленное социальное расслоение. Очень часто крупный мастер сдавал
работу мелким мастерам, снабжая их сырьем или полуфабрикатами и получая
от них готовый продукт. Внутри цехов происходит дифференциация; в них
отделяется цеховая верхушка и создается эксплуатируемая масса в виде
подмастерьев и мелких мастеров, попадающих в зависимость от более
крупных мастеров.
Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха. Таким образом, цех представлял собой очень сложную систему — производственную, жизнеопределяющую, духовно-религиозную, культурную, военную и т.д.
Коммунальное движение, которое привело к городской независимости, послужило причиной еще одного явления — складывания городского патрициата, которого не было на ранней стадии развития средневекового города. Суд, финансы, городская администрация начинают постепенно сосредотачиваться в руках патрициата. В результате в XIII-XV вв. почти во всех странах Западной Европы развертывается борьба уже внутри города — борьба горожан с патрициатом. Несмотря на некоторые особенности в разных городах Западной Европы эта борьба заканчивается победой богатых ремесленников и торговых слоев города, которые устанавливают городское олигархическое управление, практически сливавшееся с городским патрициатом. Олигархическое управление действует в интересах богатых горожан.
В XIV-XV вв. наблюдается процесс «трансформации цехов», или «цеховая трансформация», которая приводит к появлению богатых, или старших цехов и бедных, или младших цехов. Младшие цехи, в результате конкурентной борьбы с богатыми старшими цехами, постепенно разоряются, и члены младших цехов постепенно превращаются в наемных рабочих — прототип будущего предпролетариата и пролетариата, который сложится два века спустя.
В этот исторический период меняется обстановка в самом цеху. Раньше ученик или подмастерье мог надеяться со временем стать мастером. В XIV-XV вв. подмастерья и ученики такую надежду потеряли. В это время мастером мог стать либо родственник мастера, либо подмастерье ценой немалых усилий (подарков мастеру и т.п.), но и это было редким явлением. Все больше и больше с течением времени подмастерья и ученики попадали в число эксплуатируемых. Отучившись 12 лет (т.е. уже будучи практически мастером) ученик по-прежнему оставался учеником без всякой надежды на продвижение по профессиональной и социальной лестнице. Получалось так, что реально мастер эксплуатировал труд не ученика, не подмастерья, а уже высококвалифицированного работника. Рабочий день для подмастерья в XIV в. был длинным — от 14 до 18 часов. Мастер становился как бы воплощением цеха, и именно в этот период начинается процесс, который получил в исторической науке название «замыкание цехов»: ученики и подмастерья окончательно теряли возможность повысить свой профессиональный и социальный статус и все больше и больше превращались в наемных рабочих.
На потерю своего будущего подмастерья и ученики ответили созданием своих обществ — братств, которые начали бороться против мастеров. Вскоре городское население от бойкота и забастовок перешло к восстаниям против городских олигархов. Социальная борьба, развернувшаяся в городе, прошла три этапа. Первый этап — коммунальное движение, второй этап — борьба с патрициатом, и третий — борьба городского ремесленного плебейства против богатых мастеров и купцов, слившихся с патрициатом, и против городской олигархии.
На протяжении XI-XV вв. в городах Западной Европы складывается новое сословие: средневековое сословие горожан. Оно было связано с торговым и ремесленным производством, с собственностью. Это сословие в политико-правовом отношении пользовалось безусловными привилегиями и вольностями, которые составляли статус полноправного горожанина. В XIV-XV вв. жители города стали называться бюргерами. От этого слова в дальнейшем часть городского населения, преуспевшего в товарном производстве, получит название «буржуазия».
С ростом городов возрастает ремесленное производство, растет и торговля. Город и возникший вокруг него рынок становятся основой для образования единого внутреннего рынка. Уже в XIII-XV вв. складываются два крупнейших центра международной торговли. Первый центр — Средиземноморье, с которым было связано купечество романизированных регионов Европы, давал выход на Византию и далее на Восток. Второй центр международной и особенно общей западноевропейской торговли сложился на севере — регионы Балтийского и Северного морей. К этому торговому региону примыкала также Северо-западная Русь: Новгород, Псков, Полоцк и др. города. Северная торговля шла по знаменитому «Янтарному пути», получившему свое название от янтаря Балтийского моря. Этот путь становится главным торговым нервом Западной Европы. В это же время начинают складываться крупнейшие торговые купеческие компании, которые были важны не только для самой торговли и образования торгового капитала, но и играли огромную роль в политических коллизиях Западной Европы, являясь средоточием ее богатства и тем самым определяя ее политическую жизнь. Самой знаменитой из них была компания, созданная купцами немецких земель — Ганза, или Ганзейское торговое общество. В Ганзу входили купцы Новгорода и Пскова. Ганза активно вмешивалась в политические коллизии Западной Европы. В ХII-ХIII вв. возникает еще одно новое явление — ярмарки, как крупные центры оптовой торговли. Наиболее крупным ярмарочным центром в то время была Шампань. В XIV-XV вв. центр ярмарочной торговли в Европе смещается на север. Главным центром ярмарочной торговли становится г. Брюгге во Фландрии. Уже тот уровень торгового капитала, который оформился к XV в., привел к появлению сферы денежных и кредитных операций. Возникают банки. Первые банки появились в городах Северной Италии, в Ломбардии. Затем они начинают открываться во многих городах Западной Европы.
Итак, к XIV в. оформляется торговый купеческий капитал, как предшествующий капиталистическому капиталу. Одновременно с оформлением торгового капитала возникают элементы капиталистического производства — различные формы и типы мануфактур. Наряду с цехом появляются новый типы производства — мануфактуры, но мануфактуры пока еще не капиталистические. Мануфактура — это более крупный тип производства, чем цех, включающий в себя большее число работников, значительное техническое оснащение и т.д. Мануфактурой, как правило, руководил не один человек, а совет. Мануфактура освобождалась от жесткой регламентации — она уже более свободна в выборе материала, количестве станков, в самом производстве. В XIV-XV вв., если еще нельзя говорить о складывании капитализма, то можно вполне определенно говорить о кризисе вотчинной, классической феодальной системы. Об этом свидетельствуют перемены, происходившие не только в городе, но и в сфере сельского хозяйства — втягивание феодального и крестьянского хозяйства в торгово-денежные отношения. Средневековые города, как один из главных жизненных нервов феодализационных процессов Западной Европы, на протяжении IX-XV вв. становятся центрами ремесла, торговли, развития товарного производства и появления элементов капитализации. Город начинает оказывать все более существенное влияние на все сферы развития феодального государства. Город прочно становится не только центром производства, но и центром культуры Средневековья. Именно в нем, наряду с мощным производственным потенциалом и материальными богатствами, накапливается и культурный потенциал.
Заключение
Что же выделяло средневековый город, определяло его роль в средневековом обществе? Город отличало многообразие технических, коммерческих и интеллектуальных занятий, концентрация разнородных групп населения, стиль самоуправления и человеческого общения, чувство личной свободы, незнакомое в деревне; городу были присущи острота имущественных контрастов и социальных противоречий, смешение языков, психологических и национальных типов, разнообразие связей с внешним миром, восприимчивость к новым духовным веяниям, иной ритм жизни. Выделяла средневековый город уже сама его планировка, эстетика зданий, ощущение близости к богу как следствие сосредоточения церквей, мощей святых, сознание защищенности, которое давали окружавшие город стены. Роль города в средневековом обществе во многом определяло существование университета, монастырей, госпиталей, странноприимных домов, публичных бань. Эти и другие черты формировали специфику городской жизни.
Список использованной литературы:
1. Город в Средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1, М.,1999. 321 с.
2. Город и государство в древних обществах. Л.,2002. 261 с.
3. Городская культура. Л.,1996. 257 с.
4. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Юнити, 1994. 378 с.
5. Гуревич Л. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Просвещение, 1990. 411 с.
6. Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. Спб., 1902. 384 с.
7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Феникс, 2002 322 с.
8. Средневековая культура / Под ред. проф. Храпова Н.С. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003. 418 с.