по Экономике организаций 2
СОДЕРЖАНИЕ: ФГОУ ВПО КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Экономический факультет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Экономика организаций»ФГОУ ВПО КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Экономический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономика организаций»
Выполнила: Студентка факультета заочного обучения
3 курса 4 группы Можаровская Н.В.
шифр 08101
Проверил:
Кострома 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Влияние рыночной и централизованно-плановой систем хозяйствования на деятельность предприятия…………………………………………………….5
2. Классификация издержек сельскохозяйственного предприятия. Возрастающие, уменьшающиеся и равномерные издержки…………………...8
3. Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия…………...13
ТЕСТ…………………………………………………………………………..20
Список используемой литературы……………………………………………...23
Введение.
Экономика предприятия изучает само предприятие как коммерческую организацию, его ресурсы (основные и оборотные средства, рабочую силу, инвестиции) и пути увеличения их использования, общественные формы организации производства, планирование, финансовое состояние.
Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это хозяйственная единица, которая:
· Самостоятельно принимает решения;
· Реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;
· Стремится к получению дохода и реализации других целей.
Предприятие является коммерческой организацией, то есть нацеленной на получение прибыли.
Отраслевые экономические науки исследуют особые формы проявления общих законов в различных отраслях народного хозяйства, производственные силы, отрасли во взаимодействии с производственными отношениями, методы наиболее эффективного хозяйства.
Экономика как наука объясняет экономическую практику. Она призвана решать такие жизненно важные проблемы:
· Что производить, какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет потребности общества;
· Сколько производить, какие ресурсы, и в каком количестве целесообразно при этом использовать;
· Как производить;
· Для чего производить – для личного потребления или для получения дохода;
· Как распределять производственную продукцию.
Предмет науки экономика предприятия – это исследование производственных отношений предприятия, механизма действий экономических законов и форм их проявлений.
1. Влияние рыночной и централизованно-плановой систем хозяйствования на деятельность предприятия.
В мире сложилось две системы хозяйствования централизованно-плановая и рыночная.
Каждая из них характеризуется определёнными признаками, чертами:
Основные черты функционирования экономической системы
Регулируемая рыночная система | Централизованно-плановая система |
Индивидуализм | Господство государственной собственности |
Частная собственность | Всеобщий контроль государства |
Прибыль в качестве побудительного мотива производства | Побудительный мотив – выполнение плана |
Власть потребителя | Уравнительный принцип распределения |
Свобода и конкуренция | |
Свобода контракта | |
Ограниченная роль правительства |
Как видно, в основе рыночной системы хозяйствования лежит индивидуализм (личность), и суть её состоит в том, что группа, общество и правительство необходимы, но менее важны, чем самоопределение индивидуальности. Эта идея идёт от древних греков, которые во главу угла ставили достоинство и уникальность личности. Она закреплена в конституциях развитых стран, согласно которым положение каждого гражданина в обществе определяется и зависит от его собственных усилий и предпринимательства. Этот индивидуализм основывается на праве личности иметь частную собственность, являющуюся священной и незабываемой основой существования и развития рыночной системы хозяйствования. Это означает, что каждый гражданин имеет право приобретать, использовать, накапливать и распоряжаться вещами-ценностями (факторами производства), что в конечном итоге приводит к успеху, а, следовательно, ведёт к улучшению материального положения работающего.
Инициатива была бы сильно ограничена, если бы личность не могла владеть капиталом и накапливать его. Последнее является сердцевиной побуждения к такой деятельности, которая бы улучшала материальное положение личности. Люди используют свою частную собственность (факторы производства) для генерирования ещё большей собственности.Они её инвестируют, чтобы сделать прибыль. Побуждение к инвестированию своей собственности лежит в возможности получить процент за неё. Получение прибыли становится движущим мотивом производства. В связи с этим можно слышать, что это порождает якобы производство таких товаров, которые не нужны обществу. Это далеко не так: уже то, что власть на рынке (право выбора) принадлежит потребителю, обусловливает производство только таких товаров, которые пользуются спросом с его стороны. В противном случае нет общественного признания товара, следовательно, нет и прибыли, а есть убыток, который влечёт за собой разорение. И в то же время при централизованно-плановой системе нет гарантий, что произведённые товары и услуги являются теми, которые нужны потребителям. Это подтверждают многочисленные случаи затоваривания.
Почему так происходит? Дело в том, что ключевая проблема плановой экономики – растущая сложность экономических процессов. Последняя проистекает из того, что, поскольку планирование осуществляется только из одного центра, его объектом является постоянно растущее многообразие общественного производства и потребления, то в условиях отсутствия инструментария, позволяющего учесть всё это многообразие, оно не в состоянии правильно отразить реальную картину в централизованном плане.
В то же время в рыночной экономике фирмы и лица сами планируют свои действия, а, следовательно, каждый индивидуум, отдельная фирма сталкиваются с уровнем сложности на много ниже, чем центр при плановой экономике. Из этого следует, что они имеют большую реальную возможность осуществлять свои планы. Эту проблему можно охарактеризовать как закон, гласящий, что сложность процесса увеличивается на квадрат числа единиц, которые надлежит организовать.
Две рассматриваемые системы хозяйствования заинтересованы в решении основной экономической проблемы, но решают её они по-разному.
Методы решения основной экономической проблемы :
Централизованно-плановая система | Регулируемая рыночная система |
1. Правительство осуществляет централизованное планирование производства | 1. Индивидуальные потребители на основе права выбора определяют, что и сколько производить |
2. Централизованное планирование определяет перечень и объём ресурсов, которые будут использоваться | 2. Производитель определяет, какие ресурсы и сколько их будет задействовано в производстве на основе спроса на товары и услуги |
3. Ресурсы используются для того, чтобы достичь целей, поставленных планом | 3. Ресурсы применяются в соответствии с решениями, сделанными индивидуальными потребителями на рынке, и для получения прибыли |
4. Государственный план определяет:
|
4. Рынок определяет:
|
Из таблицы видно, что развитие предприятия в условиях централизованно-плановой системы хозяйствования следует за распределением ресурсов, в то время как при рыночной системе предприятия следуют за распределениями, которые происходят на рынке на основе спроса потребителей.
Опыт работы советской экономической системы в условиях централизованно-планового хозяйствования показал её несостоятельность по многим вопросам хозяйственной жизни. Установление признаков, присущих развитию той или иной системе хозяйствования, является важным, но недостаточным для выбора направления действий предприятия. Необходимо знание закономерностей и особенностей развития систем, в которых работает предприятие.
В последнее время Россия завершила переход от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной, оценив все ее преимущества.
2. Классификация издержек сельскохозяйственного предприятия. Возрастающие, уменьшающиеся и равномерные издержки.
При производстве сельскохозяйственной продукции затрачивается живой и прошлый (овеществленный) труд. Совокупность затрат живого и прошлого труда, овеществленного в средствах производства, на создание продукции образует издержки производства.
Различают общественные и индивидуальные издержки, или издержки конкретного предприятия.
Общественные издержки производства представляют собой сумму овеществленного и живого труда, затраченного обществом на производство данной продукции. Они необходимы для создания продукции при любом способе производства и измеряются рабочим временем. В условиях товарного производства общественные издержки выступают как стоимость продукции. Стоимость (Сп) продукции можно выразить формулой:
Сп = с + v + m,
Где с – стоимость затраченных средств производства, созданная прошлым трудом и перенесённая живым трудом на продукцию;
v + m– стоимость, вновь созданная живым трудом, в том числе v– трудом, необходимым для воспроизводства рабочей силы, m – прибавочным трудом.
В соотношении затрат живого и овеществленного труда постепенно увеличивается доля последнего благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса.
В общем виде понятие индивидуальных издержек (издержек производства конкретного предприятия) в зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы. Классическими факторами производства являются труд, земля, капитал.
Чтобы начать производство, нужно ввести в процесс экономические ресурсы. Затраты производственных факторов (рабочее время, семена, корма, удобрения, топливо и смазочные материалы и т. д.) исчисляют в денежном выражении, поскольку необходим единый критерий. С этой точки зрения понятия «издержки производства» и «себестоимость продукции» совпадают: под издержками понимают затраты, то есть речь идёт о затратном методе определения издержек.
В условиях рынка определяют также издержки по принципу упущенных возможностей. Под издержками упущенных возможностей понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из способов осуществления хозяйственных операций и отказе от другого возможного способа. Так как издержки упущенных возможностей предполагают выбор, их также называют альтернативными.
Стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики.
Издержки, рассчитанные по методу упущенных возможностей, часто называют также экономическими. Они включают все виды выплат за используемые ресурсы и состоят из двух видов: внешних, или явных, и внутренних, или неявных.
Внешние (явные) издержки представляют собой издержки предприятия на оплату используемых факторов производства. Это расходы на оплату труда, основные и оборотные фонды, а также оплата предпринимательских способностей организаторов производства и сбыта. Группа явных издержек составляет бухгалтерские издержки – себестоимость продукции .
В рыночной экономике, чтобы принять решение о начале или дальнейшем развитии производства, следует учитывать не только явные (внешние), но и внутренние (неявные) издержки.
Внутренние (неявные) издержки представляют собой денежные платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов; сюда относят «издержки упущенных возможностей» (недополученную прибыль); нормальную прибыль как минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли. Например, вложив в дело 100 тыс. руб., предприниматель получил 10 тыс. руб. прибыли, или 10%. Если в это время процентная ставка составит также 10%, то полученная прибыль будет нормальной, отражающей альтернативные издержки, связанные с возможностью вложения 100 тыс. руб. в банк.
Таким образом, в обобщённом виде внутренние (неявные) издержки представляют собой сумму дохода на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд) в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были вложены в банк, земля сдана в аренду и т. д., и нормальной прибыли.
Отдельные факторы производства используются предприятием постоянно независимо от объёмов производства и даже временного прекращения работ. Издержки, связанные с возмещением производственных факторов, не зависящих от объёмов производимой продукции, называют постоянными. Это амортизация основных средств, затраты на организацию производства и управление, арендная плата, страховые платежи и некоторые другие.
Под переменными понимают издержки, величина которых изменяется с изменением объёмов производства продукции. К ним относят заработную плату, платежи за использованные сырьё и материалы, корма, удобрения, средства защиты растений и животных, топливо, электроэнергию и т.д.
Если производство прекратится, переменные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные останутся на том же уровне.
Основу постоянных издержек составляют издержки, связанные с использованием основных фондов, а переменных – издержки, связанные с использованием оборотных фондов.
Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки производства. Определяют также средние издержки. Средними называют издержки, приходящиеся на единицу производимой продукции. Средние издержки рассчитывают путём деления валовых издержек на объём произведённой продукции.
Разделение издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для анализа деятельности предприятия, в частности, принятия решения о его закрытии или об объявлении банкротом.
Анализ издержек проводится в краткосрочном (когда изменяются переменные издержки) и долгосрочном (когда могут изменяться все издержки) временных интервалах.
Различают также предельные издержки предприятия . Часто возникает вопрос о необходимости расширения или сокращения производства продукции. При этом следует проанализировать, насколько оправданным может быть то или иное решение. Нельзя произвольно увеличивать число переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи (возрастающих затрат). В соответствии с этим законом непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других на определённом этапе приведёт к прекращению роста отдачи от него, а затем и к её сокращению. При этом закон предполагает неизменность технологического уровня производства; переход же к более прогрессивной технологии может повысить отдачу независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.
Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во всех отраслях.
Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной продукции, то есть отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции, называется предельными издержками предприятия.
Имея сведения о постоянных, переменных, предельных и средних издержках, можно построить график их изменения в зависимости от объёма производимой продукции. Это необходимо при выборе предприятием объёма производства продукции на краткосрочный период, когда часть издержек постоянна (например, при расчёте объёма зерна, которое может быть выращено на фиксированных посевных площадях и при имеющейся сельскохозяйственной техники) [3;187-190].
Различают 3 группы поведения издержек при изменяющемся объёме производства.
1. Равномерные (пропорциональные) издержки. При расширении производства каждая дополнительная единица дохода вызывает всегда количество дополнительных издержек. Например, остаются равными издержки на сушку центнера зерна, арендная плата в расчёте на центнер зерна, картофеля и др., если дополнительная продукция производится за счёт дополнительных площадей.
2. Возрастающие (прогрессивные) издержки. С увеличением производства повышаются издержки каждой дополнительно произведённой единицы продукции. Например, повышаются издержки на удобрения при росте производства каждого дополнительного центнера зерновых или картофеля с гектара. Издержки на концентрированные корма увеличиваются на каждый дополнительный килограмм молока на корову или килограмм прироста мяса на откормочную свинью при возрастании конечной массы откорма.
3. Уменьшающиеся (дегрессивные) издержки. С расширением производства уменьшаются издержки на единицу продукции. Например, постоянные издержки на машины в расчёте на 1 га снижаются при росте годового объёма использования техники, а также происходит сокращение издержек поддерживающего корма на 1 кг молока при увеличении надоев.
Таким образом, при организации производства и управлении сельскохозяйственным предприятием важно знать закономерности поведения издержек при изменении выпуска продукции. Это позволит правильно выбрать специализацию, комбинацию факторов производства и, в конечном счёте, выдержать конкуренцию в аграрном секторе экономики[1;68-70].
3. Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия.
Стратегия и политика деятельности предприятия – это концепция маркетинга. Некоторые предприятия придерживаются одной концепции маркетинга весь период своей деятельности, другие меняют её в зависимости от динамики внешних и внутренних факторов, имея альтернативные концепции. Большинство же придерживаются нескольких концепций сразу, ориентируясь на определённые товары или рынки.
Современная концепция маркетинга ориентированна на потребителя, удовлетворение потребностей. Главное – это целевая ориентация всей хозяйственной деятельности на эффективное достижение поставленных рыночных задач. Эти задачи могут быть решены в том случае, если будут расширяться объёмы сбыта продукции, а это предполагает более полный учёт запросов потребителя.
Существует пять концепций маркетинга (или стратегий):
1. производственная концепция (совершенствование производства);
2. торговая концепция (концепция интенсификации коммерческих усилий);
3. продуктовая концепция (совершенствование товара);
4. традиционная маркетинговая концепция;
5. социально-этический маркетинг.
Производственная концепция подразумевает завоевание рынка за счёт совершенствования процесса производства, а значит, снижения уровня издержек и повышения производительности и эффективности. Эта концепция ориентируется на товары серийного и крупносерийного производства с высокой эффективностью и низкими издержками для потребителей с невысокими доходами.
Торговая концепция основывается на интенсификации коммерческих усилий с целью обеспечения необходимого объёма продаж. Здесь акцент делается на совершенствование торговой техники и рекламы, использование всех рычагов элемента маркетинга.
Продуктовая концепция подразумевает завоевание рынка за счёт выпуска продукции, которая превосходит существующие аналоги по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам. Она ориентируется на товары серийного и штучного производства с повышенными издержками для потребителей, заинтересованных в качестве товара и готовых за него платить.
Традиционная концепция ориентирует на создание более конкурентоспособной продукции для определённого рынка илиопределённых категорий потребителей, для чего необходим анализ потребностей и мотивации спроса потребителей на продукцию, на основе которого составляют программы производства.
Социально-этичная концепция направлена на осуществление с помощью инструментов маркетинга баланса между потребностями и желаниям потребителей, целями производителей и долгосрочными интересами общества. Она нацеливает на рационализацию потребления, гуманизацию производства и экологическую защиту общества от нежелательных процессов производства [4;51-52].
Ценовая политика (стратегия) предприятия – состоит в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях, включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия и другие аспекты.
В условиях рыночной экономики значение цены огромно, она определяет структуру и объём производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества.
Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции (изделий), работ, услуг. Это сумма денег, за которую потребитель готов купить товар, а производитель – продать.
Наиболее часто ценовая политика преследует следующие цели :
· Выживание предприятия. Эта цель может рассматриваться как краткосрочная. В условиях конкурентного рынка предприятие часто идёт на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. При этом прибыль теряет своё значение. Производство будет осуществляться до тех пор, пока цена, установленная на нижнем пределе, покрывает хотя бы издержки.
· Максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности. Эту цель могут ставить перед собой не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в своём будущем предприятия, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя рыночную конъюнктуру. Реализуя в своей политике эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы на рынке.
· Максимальное увеличение сбыта продукции. Предприниматели могут исходить из того, что увеличение объёма сбыта приведёт к снижению затрат на единицу продукции и как следствие – к увеличению прибыли. Увеличение сбыта достигается установлением цены на минимально допустимом уровне. Однако политика низких цен может обеспечить положительный результат только в том случае, когда чувствительность рынка к ценам очень велика и расширение объёма производства сопровождается снижением издержек производства. Это очень рискованная политика, которая может привести к развязыванию ценовой политики.
· Завоевание лидерства на рынке. Эту цель, как правило, преследуют крупные компании. Стремление к завоеванию лидерства может проявляться в производстве продукции, обладающей неоспоримыми преимуществами перед товарами конкурентов, и в производстве продукции гарантированно высокого качества. В этом случае фирма, которой удаётся на протяжении многих лет сохранять за собой такую репутацию, устанавливает более высокую цену по сравнению с конкурентами, чтобы компенсировать повышение затраты. А уже и само имя фирмы является надёжным гарантом непревзойдённого качества.
· «Снятие сливок» с рынка путём установления высоких цен. Такая стратегия (политика) может использоваться предприятиями, выпускающими совершенно новые товары, ранее не известные на рынке. Используя товары-новинки, отдельные потребители получают возможность удовлетворить свои потребности на качественно новом уровне. Как только наступает насыщение этого сегмента рынка товаром-новинкой по высокой цене, фирма снижает цену, переходя к другому сегменту. Таким образом, достигается привлечение максимального количества покупателей в каждом сегменте рынка.
Разработка и реализация ценовой политики (стратегии) является составной частью общей политики предприятия, направленной на прибыльную реализацию продукции большему числу покупателей[4;74-76].
Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.
Всё разнообразие ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами:
· материальные ресурсы – земля, или сырьевые материалы, и капитал;
· людские ресурсы – труд и предпринимательская деятельность.
К понятию «земля» относят все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов). Земля – продукт многовекового естественноисторического развития природы. Она не имеет стоимости. Земля территориально ограничена, её поверхность нельзя увеличить, невозможно переместить с места на место. При правильном использовании земля постоянно улучшается. Эта особенность земли обусловлена её плодородием.
Понятие «капитал или инвестиционные ресурсы» охватывает все произведённые средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование и т. п.). Процесс производства и накопления средств производства называется инвестированием.
Понятие «труд» обозначает все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.
Трудовые ресурсы – экономически активное трудоспособное население или иначе, это часть населения страны, располагающая совокупностью физических, умственных и духовных способностей, которые принимают участие в процессе производства.
Трудовые ресурсы являются важным элементом экономического потенциала страны.
По методологии стран ООН критериями определения трудовых ресурсов являются возраст и состояние здоровья.
В России установлены следующие границы трудоспособного возраста:
· для мужчин – 16 – 60 лет;
· для женщин – 16 – 55 лет.
Кроме того, в трудовые ресурсы включаются лица выше или ниже указанного возраста фактически занятые в производстве.
Состав трудовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий представлен постоянными, сезонными и временными работниками.
Под предпринимательской деятельностью , или предприимчивостью, понимается особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.
Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при определённой степени риска и возможности понести убытки. Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда.
Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Это означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития; имеют определённый предел и пахотные земли, и полезные ископаемые, и средства производства, и рабочая сила (рабочее время). Вследствие редкости ресурсов объём производства ограничен. Общественное производство не способно произвести, а, следовательно, и потребить весь объём товаров и услуг, который общество хотело бы получить.
Производственно-экономическая деятельность любого предприятия начинается с формирования производственных ресурсов – в натуральной и денежной формах.
Производственные ресурсы предприятия
Материально – вещественная форма | Денежная форма в принятой отчётности | Денежная форма в рыночных условиях |
Рабочая сила Орудия труда (машины, оборудование и др.) Предметы труда (сырьё, материалы и др.) Готовая продукция (запасы товаров) Природные условия производства (земля, полезные ископаемые и др.) РЕСУРСЫ |
Фонд оплаты труда Основные фонды Оборотные фонды Фонды обращения Деньги в обороте (расчётный счёт, расчёты, касса) УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ |
Переменный капитал Основной капитал Оборотный капитал Оборотный капитал в сфере обращения Оборотный капитал в денежной форме Основной капитал УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ |
Приведённые ресурсы различаются между собой как по назначению, так и по времени их использования.
ТЕСТ:
1. Сколько сложилось в мире систем хозяйствования?
а) четыре;
б) две;
в) огромное множество.
2. Что становится движущим мотивом производства?
а) создание дополнительных рабочих мест;
б) получение прибыли;
в) выход на мировую арену.
3. К чертам функционирования какой экономической системы относится индивидуализм?
а) регулируемой рыночной системы;
б) централизованно-плановой;
в) другой.
4. Имеет ли право любой гражданин, при централизованно-плановой системе хозяйствования, решать что и как производить?
а) имеет;
б) не имеет.
5. что определяет рынок?
а) что и сколько будет произведено;
б) как будет произведено;
в) как будет распределяться;
г) все вышеперечисленное.
6. Что понимают под издержками производства?
а) затраты фирмы на производство и реализацию продукции;
б) прибыль от реализации продукции;
в) затраты покупателей на приобретение продукции.
7. Какие издержки учитываются с точки зрения экономического подхода?
а) постоянные и переменные издержки;
б) явные и неявные издержки.
8. Что понимают под переменными издержками?
а) издержки, размеры которых не зависят от объёма производимой продукции;
б) издержки, размеры которых зависят от объёма производимой продукции.
9. Сумма каких, издержек составляет валовые издержки производства?
а) постоянных и переменных;
б) явных и неявных.
10. С расширением производства уменьшаются издержки на единицу продукции – это признак:
а) уменьшающихся издержек;
б) равномерных издержек;
в) возрастающих издержек.
11. На что ориентирована современная концепция маркетинга?
а) на улучшение качества продукции;
б) на потребителя, на удовлетворение его потребностей;
в) на улучшение условий труда производителя.
12. Какая стратегия подразумевает завоевание рынка за счёт совершенствования процесса производства?
а) производственная;
б) традиционная;
в) торговая.
13. Имеет ли стоимость земля?
а) имеет;
б) не имеет.
14. Какие границы установлены для трудоспособного возраста у мужчин?
а) 18 – 65 лет;
б) 16 – 60 лет;
в) 16-55 лет.
15. Каким общим свойством обладают все экономические ресурсы?
а) их можно увеличивать;
б) они редки или имеются в ограниченном количестве;
в) их неограниченное множество.
ОТВЕТЫ:
1 – б; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 – г; 6 – а; 7 – б; 8 – б; 9 – а; 10 – а; 11 – б; 12 – а; 13 – б; 14 – б; 15 – б.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Бауэр К. Д., Харламова Г. Н. Экономика сельскохозяйственного предприятия. – Кострома: Издательство Костромской Государственной сельскохозяйственной Академии, 1999. – 234 с.
2. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.
3. Минаков И. А., Сабетова Л. А., Куликов Н. И. и др. экономика сельского хозяйства. – М.: Колос, 2000. – 328 с.
4. Раздорожный А. А. Экономика организации (предприятия). – М.: РИОР, 2008. – 95 с.
5. Экономическая теория. / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.: «Питер», 2002. – 544 с.
6. Лекции.