по философии студентки

СОДЕРЖАНИЕ: Основным предметом изучения диалектики является развитие. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объек­тивными законами и потребностями человеческой цивилизации

Московский государственный университет

имени М.В.Ломоносова

Факультет журналистики

Теория развития в философии. Диалектика.

Г.В.Ф. Гегель

Реферат по философии

студентки II курса 201 группы

Филатовой И.М.

Преподаватель: Радул Д.Н.

Москва 2004

Понятие диалектики. Модели развития

Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основным предметом изучения диалектики является развитие. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объек­тивными законами и потребностями человеческой цивилизации.

Важное значение имеет, конечно, исходное определение самого понятия развития.

Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи». Оно связано только с конкретными материальными или духовными системами: развиваю­щейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т. п. Вне конкретных систем нет никакого развития. О развитии материи можно говорить, подразу­мевая под этим бесконечное множество развивающихся конкретных систем и реализацию бесконечного множества возможностей к ново­образованиям, заключенным в материи. Материя конкретна через свою системность.

Развитие есть порождение целостностью новой целостности, поэтому в процессе развития происходит изменение качеств системы.

Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но несом­ненным должно быть исключение из развития момента возникновения самой системы и момента ее распада, ликвидации, прекращения суще­ствования. Возникновение целостной органичной системы, ее исход­ной формы хотя и связано с развитием, однако не есть еще собственно развитие; оно представляет собой взаимодействие элементов, рождаю­щих новую структуру, полагающее начало развитию. Возникновение связано с прохождением и вместе с ним дает становление. Становление—это и отсутствие качества (наличного бытия) и в то же время существование и формирование предпосылок именно данного, а не какого-то другого качества. Наличное же бытие системы есть уже определенное качество, впоследствии (после возникновения) изменяемое, но сохраняемое на всем протяжении ее существования. Справедливо поэтому подчеркива­ется, что развитие есть такое изменение состояний, которое происхо­дит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния. Сохранение исходного состояния или основы только и делает возможным осуществление закономерностей развития.

Развитию присущи простые и в то же время фундаментальные черты.

Оно характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения . Но это — не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Важное значение при этом имеют развертывающиеся в системах процессы дифференциации. Возникающие в результате дифференциации подсистемы неравны между собой по субстратно-вещественным и актуально-энергетическим параметрам, взятым в отдельности, в то время как эти же параметры, взятые в их единстве, распределяются более или менее равномерно. Поэтому целесообразно считать закон компенсирующего деления, выражающий данный феномен, одним из критериев развития.

Системный характер измене­ний означает, что меняется качество (в оговоренном значении этого термина). Поэтому необходимо фиксировать признак «качественное изменение» в определении развития.

Помимо этого, развитие характеризуется не единственным, не разовым качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Противоположное этому понятие обрати­мости связано с круговоротами и функционированием, представляю­щими собой изменения качеств с возвратом к прежним состояниям в своих главных структурах. Однако, если метафизика, к примеру, трактует обратимость как «чистое» круговращение, как возврат к старому, то диалектика понимает круговороты как не имеющие абсолютно замкнутого характера и в этом смысле обладающие моментом обрати­мости; абсолютной обратимости нет, как нет и чистой необратимости. Если круговороты и функционирование в основном обратимы, то развитие — в основном необратимый процесс . Необратимость измене­ний понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше.

Изменения типа развития наиболее близки к изменениям типа функционирования. Развитие описывается обычно как смена состояний развивающегося объекта, однако основное содержание процесса составляют при этом достаточно существенные изменения в строении объекта и формах его жизни. С чисто функци­ональной точки зрения функционирование есть движение в состояниях одного и того же уровня, связанное лишь с перераспределением эле­ментов, функций и связей в объекте. Развитие же есть не просто самораскрытие объекта, актуализация уже заложенных в нем потенций, а такая смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих форм функциони­рования.

Развитие есть особого рода связь состояний, но связь эта не беспорядочна. Хаотичность «пре­одолевается» на уровне первичных изменений в одном каком-либо качествен­ном преобразовании подсистемы, но на уровне всей системы этим преобразованиям может и не быть присуща внутренняя связность. Если на этом уровне будут происходить беспорядочные изменения, тогда развития не будет, так как оно показывает наличие преем­ственности между качественными изменениями на уровне системы, связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой основе появление у системы новых возможностей. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями . Направленность — третий критериальный признак развития .

Итак, выделим основные признаки развития :

1. качественный характер изменений;

2. необратимость изменений;

3. направленность.

Указание на эти три признака составляет исходное определение понятия развития. Критерий развития – комплексный.

Исходное определение данного понятия следующее: развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы .

Развитие есть объективное явление, феномен материальной и ду­ховной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трак­товок, разнообразие его интерпретаций.

Рассмотрим некоторые основные концепции развития («модели диалектики»).

Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов XVIII—XIX веков — Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Это была рационалистиче­ская, логико-гносеологическая модель диалектики .

В первой половине XIX века появилось сразу несколько концепций развития:

диалектико-матери­алистическая, градуалистская и натуралистская (или «сциентист­ская»).

Идеи градуалистской модели развития, например, были наиболее полно представлены английским философом Г. Спенсером.

Суть данной модели развития сводилась к тому, что путем совершенно незаметных изменений происходит переход от одной формы к другой, коренным образом от нее отличающейся. Семя, например, превращается в дерево, причем с такой постепенно­стью, что нет момента, когда можно было бы сказать: теперь семя прекратило свое существование, и мы имеем перед собой уже дерево. Исходя из этой идеи, Спенсер объяснял и процесс эволюции.

В западно-европейской философии сформировалась еще одна кон­цепция, называемая «творческим эволюционизмом», или «эмерджентизмом» .

Главная ее черта – абсолюти­зация скачков в развитии, причем скачков интегративных, взрывообразных.

Со второй половины XIX столетия все большее значение в науке стали иметь концепция — «натуралистская» ( диалек­тика естественнонаучных материалистов) и противоположная ей антропологическая модель развития.

К числу наиболее значительных концепций развития XX века относится диалектико-материалистическая концепция . Ее основополож­никами являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые опирались на учение Гегеля. Развитие они понимали как повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе. Это развитие не по прямой линии, а по спирали – развитие скачкообразное, внутренние импульсы которому дают противоречия, столкновения различных сил и тенденций, действующих на данное тело, в пределах данного явления или внутри данного общества.

Помимо рассмотренных моделей диалектики имелись еще иные концепции, среди которых можно отметить «негативную диалектику» Франкфуртской школы, «трагическую диалектику», «диалектику эпи­стемологической рефлексии» и др. Таким образом, разнообразие трактовок говорит о многогранности и многоуровневости самого феномена развития и о возможности постро­ения относительно самостоятельных концепций.

Законы развития

Диалектика подчиняется трем законам, которые с трех различных сторон характеризуют развитие. Первый из них – закон диалектического синтеза.

Его можно сформулировать так: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития .

Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний.

Диалектики признают всеобщий характер отрицания. Но как понимается при этом отрицание?

Диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента раз­рушения в отношении к предыдущим этапам развития. При полном отрицании предшествующего качества невозможно прогрессивное дви­жение системы. Для того чтобы обеспечить прогрессивную линию ее развития, необходимо ориентироваться на иное отрицание — на отри­цание-снятие.

Существует множество различных типов и видов отрицания. Из них

наиболее фундаментальными являются типы, выделяемые по формам

движения материи, а также по характеру действия. Остановимся на

отрицаниях, вычленяемых по характеру действия, поскольку в центре

внимания сейчас находится развитие и необходимо прежде всего

выявить типы отрицаний, непосредственно включенные в восходящую

ветвь развития и прогрессивного движения материальных систем.

В зависимости от характера действия существуют два типа отрицания – деструктивное и конструктивное. Де­структивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место не регресс, а именно прекращение всякого развития, конец существования системы, ее уничтожение. При деструктивном типе отрицания большую, а часто и решающую роль играют внешние по отношению к материальной системе факторы. Конструктивные отрицания, наоборот, детерминируются главным об­разом внутренними факторами, внутренними противоречиями. Систе­ма в этом случае содержит в себе свое собственное отрицание; это самоотрицание. Оно представляет собой необходимый момент разви­тия, обеспечивает связь низшего и высшего, менее совершенного и более совершенного, причем и в прогрессивном, и в регрессивном, и в горизонтальном развитии.

По отношению к направлениям развития конструктивные отрица­ния подразделяются на подтипы: существуют прогрессивные, регрес­сивные и нейтральные отрицания. По своей значимости и роли в осуществлении прогресса прогрессивные отрицания, в свою очередь, делятся на три вида:

1. отрицание-трансформация;

2. отрицание-снятие;

3. отрицание-синтез,

причем первые два имеют место и в регрессивной линии развития. Для отрицания-трансформации характерно такое изменение свойств и качеств системы, при котором сохраняется сама ее интегри­рующая структура.

При отрицании-снятии преобразуется внутренняя, интегрирующая структура системы. Отрицание-снятие охватывает и стадию (или мо­мент) перехода от одного качества к другому, т. е. скачок, и основную стадию утверждения нового качества. Это и процесс перехода, и его результат. Посредством отрицания-снятия должно возникать новое качество, более надежная и более совершенная материальная система.

Третьим видом отрицания является отрицание-синтез. Здесь дости­гается синтез двух отрицаний-снятий, еще большая аккумуляция всего положительного в предыдущем развитии.

С понятием отрицания связана сущность диалектики. Диалектика – это теория, согласно которой нечто – в частности, человеческое мышление, – в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис , антитезис и синтез . Сначала — некая идея, теория или движение,— «тезис». Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест. Противоположная ему идея (или движение) называется антитезисом, так как она направлена против первого – тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом. Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне; она может подняться и на третий уровень, когда достигнут второй синтез.

Однако вместо терминов «тезис», «антитезис» и «синтез» диалектики часто описывают диалектическую триаду с помощью терминов «отрицание (тезиса)» — взамен «антитезиса» и «отрицание отрицания» — взамен «синтеза».

Один из крупнейших философов русского зарубежья первой поло­вины XX века С.Л.Франк считает, что отрицание отрицания по содержанию есть «суммированное отрицание» в том отношении, что ведет к образованию синтеза, категориальной формы «и-то-и-другое». Эта форма познания выступает как принцип, который требует наличия «одного» и «другого», т. е. наличия многообразия. Целое или всеобъем­лющая полнота является тогда чем-то вроде суммы или совокупности всех ее частных содержаний. Это ценный момент развития через отрицание. Но такой путь все же недостаточен, он может вести к третьему, четвертому и иным отрицаниям, вращаясь в кругу; из отри­цания при этом не устраняется полностью разрушающая сила. В полной мере отрицание отрицания должно укрепить «и-то-и-другое», выведя его на уровень «непостижимого» (здесь Л. Франк фактически отмечает необходимость превращения «синтеза» в интегративность, в новую системность). Он утверждает: «Мы скажем тогда: непостижимое, в качестве абсолют­ного, возвышается и над противоположностью между связью и разде­лением, между примиренностью и антагонизмом; оно само не есть ни то, ни другое, а именно непостижимое единство обоих... Оно истинно абсолютно в том нераздельно-двойственном смысле, что оно есть то, что не относительно, и вместе с тем имеет относительное не вне себя, а объемлет и пронизывает его. Оно есть несказанное единство единства и многообразия, и притом так, что единство не привходит как новое, иное начало к многообразию и объемлет его, а так, что оно есть и действует в самом многообразии». В результате такого движения отрицаемое не унич­тожается, не «выбрасывается вон» из бытия вообще. «Отрицание» – точнее, «отрицательное отношение», – отмечает

С. Л. Франк, – при­надлежит, таким образом, к составу самого бытия и в этом смысле отнюдь не может быть отрицаемо... Поскольку отрицание... есть ори­ентирование в самих отношениях реальности, всякое отрицание есть одновременно утверждение реального отрицательного отношения и тем самым – самого отрицаемого содержания... Мы возвышаемся до уни­версального «да», до полного, всеобъемлющего принятия бытия, кото­рое объемлет и отрицательное отношение, и само отрицаемое в качестве, так сказать, правомерной и неустранимой реальности».

Отрицание отрицания, по С.Л.Франку, фактически направлено на преодоление отрицания, на то, чтобы, возвысившись над «отрицанием», усмотреть конститутивное, т.е. оп­ределяющее начало в бытии.

Из приведенных положений, касающихся закона отрицания отри­цания, следует, что главное в нем — осуществление диалектического синтеза . Речь идет исключительно о содержании, о сохранении всех его компонентов, их объединении и обретении новых связей, способных обеспечить единство многообразного и развитие новой целостности.

В действии закона отрицания отрицания (или закона диалектиче­ского синтеза) обнаруживается важный момент формального или струк­турного характера: осуществляется преемственность во внутренней форме, в структуре, причем со ступенью еще более ранней, чем та, которая имелась до второго «отрицания».

На последующей ступени структура, которая образовалась на ступени предыдущей, разрушается как препятствующая развитию системы и создается новая структура, обладающая новыми возможностями. Развиваясь все более быстрыми темпами на данной основе, система обнаруживает затем необходимость в еще более быстром развитии; в ситуации дву­значного выбора выбор падает на альтернативную структуру, в свое время преодоленную, но с «подведением» под нее измененного содер­жания. На завершающей ступени происходит якобы возврат к ступени первой, к ее структуре. Но содержание значительно изменено и общий уровень содержательного развития на третьей сту­пени значительно выше, чем он был на исходной, первой ступени.

Отрицание-синтез не исключает других видов и типов отрицания. В его состав включены деструктивные процессы, отрицание-трансфор­мация, отрицание-снятие. Все виды отрицания определенным образом связаны друг с другом.

Отрицание-синтез является высшим видом отрицания . Именно это отрицание придает развитию материальной системы организованность и ритмичность. Помимо ритмов при круговоротах, функционировании, включенных в прогресс, само поступательное развитие в действии закона отрицания отрицания обретает общий триадический ритм, развертываясь в структуру: тезис – антитезис – синтез.

На основе того, что синтез является итогом развития, результатом двойного отрицания-снятия и с содержательной, а не формальной стороны, характеризует поступательность развития, соответствующий закон можно назвать законом «диалектического синтеза».

Встречается мнение, будто для того, чтобы установить, действует ли в той или иной материальной системе данный закон, достаточно обнаружить следующие друг за другом два отрицания независимо от их типа и вида. При таком пони­мании закона, конечно, может быть установлена связь двух отрицаний, которые окажутся его элементами, но этого может и не быть. Так, в примере изменений агрегатного состояния воды (пар— жидкость—лед) налицо два следующих друг за другом отрицания, но закон отрицания отрицания не устанавливается. В данном явлении есть движение, но нет никакого развития, а следовательно, и законов развития.

Закон диалектического синтеза, или отрицания отрицания не со­относим с деструктивными отрицаниями, с отрицаниями в круговоротах, механическом движении, функционировании. Он не связан однозначно и с отрицаниями-трансформациями, хотя в процессе своего развертывания он его включает, как и отрицание-снятие. Только два отрицания-снятия при строго определенной системе отсчета выступают составными частями данного закона. Закон отрицания отрицания действует тогда, когда предмет дважды претерпевает превращение по типу отрицания-снятия. И может быть множество отрицаний, прежде чем произойдет превращение вещи в такое состояние, когда ему будут присущи признаки отрицания-синтеза. Итак, наличие любых двух отрицаний, следующих друг за другом, еще не есть критерий закона отрицания отрицания.

Действие закона отри­цания отрицания полностью обнаруживается лишь в целостном, отно­сительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) его результат: на каждой же отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенден­ция, а потому далеко не всегда полно и очевидно. Существо данного закона – в синтезе и повторе на высшей, более высокой ступени развития характерных черт (структуры) исходной ступени.

Повтор на высшей ступени внутренней структуры исходной ступени обусловливает особую форму развития – спиралевидную. Схематически это может выглядеть как ломаная линия, конец которой сориен­тирован на возврат. Преимущество спирали состоит в том, что она как форма более противоречива, чем прямая восходящая линия или замкнутый круг, круговорот, которые, кстати, тоже диалектичны. Но в спирали есть и то, и другое: прямая, совмещенная с круговым движением, поступа­тельность, включающая в себя возврат к исходному, движение вперед и одновременно назад, прогресс и регресс. И все это – при общем преобладании прогресса. Спираль наглядно демонстрирует противоре­чивость формы развития, свидетельствует о глубокой сущностной противоречивости развития материальных систем.

Итак, сфера действия закона отрицания отрицания ограничивается прогрессивным, восходящим направлением развития материальных систем (он не действует в регрессе). Однако ему подчинены не все системы с прогрессивной ветвью развития, а лишь такие, в которых в результате двух отрицаний-снятий сначала имеет место превращение в противоположность, а затем повторное превращение в противоположность (на более высокой ступени) и синтезирование содержания предыдущих ступеней.

Второй закон диалектики – закон перехода количества в качество.

Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

Выражение «перехода количества в качество» имеет единственный рациональный смысл: переход одного качества в другое на основе количественных изменений.

Изменения качества в своей основе имеют прибавление и убавление вещества, энергии, структурных или (и) информационных компонентов системы. Преобразование качества может наступать от замены элементов одной природы теми или иными элементами другой природы или в результате изменения структуры при прежнем составе элементов. Система может получать энергию извне или отдавать ее во внешнюю среду; при одном и том же количестве энергии она может перераспределяться в рамках самой системы. В целостных системах к количественной стороне относится также информационное содержание систем, изменение информации.

Во всех областях материальной действительности появление нового качества обусловлено материальными факторами, количественными изменениями.

Наряду с переходом количества в качество происходит обратный переход—качества в количество (в отмеченном выше значении «пе­рехода»). Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других «количеств». Переход качественных изменений в количествен­ные в процессе развития выражается в том, что качество: 1) определяет характер и направление количественных изменений, 2) оказывает су­щественное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений и 3) определяет меру (или безмерное развитие) данного явления.

Итак, основное содержание закона перехода количества в качество состоит в обусловленности качественных изменений количественными и в определяемости количества качеством .

Пока не существует общепринятых исходных определений понятий «качество» и «количество», но имеется немало определений, которые могут претендовать на общезначимость. На феноменологическом уровне систем и предметов качество определяется через понятие «свойство».

Свойство есть способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Гегель отмечал эту связь свойства с основой вещи. Он писал: «Вещь обладает свойством вызывать то или другое в ином и лишь ей присущим образом проявляться в соотношении с другими вещами. Она обнаруживает это свойство лишь при наличии соответствующего характера другой вещи, но в то же время оно ей присуще и есть ее тождественная с собой основа; это рефлектированное качество называется поэтому свойством». Свойства не порождаются отношениями вещей, но лишь обнаруживаются, проявляются в таких отношениях. Свойства столь же материальны, как и сами вещи.

Материальная система (вещь) обладает значительным числом свойств, среди которых имеются аддитивные, эмерджентные, диспозиционные, необходимые, случайные, существенные, несущественные и т.п. Они неравноценны для характеристики качества. «Нечто есть то, что оно есть, только благодаря своему качеству, между тем как, напро­тив, вещь, хотя она также существует лишь постольку, поскольку она обладает свойствами, все же не связана неразрывно с тем или другим определенным свойством и, следовательно, может также и потерять его, не перестав из-за этого быть тем, что она есть», – отмечал Гегель. Он предостерегал против смешения свойств с качеством, связывая с качеством только наиболее важные свойства (свойства-элементы).

Итак, исходное определение понятия качества (на феноменологическом уровне) может быть таким: качество – это система важнейших, необ­ходимых свойств предмета.

Отбор свойств, соотносимых с качеством предмета, является парал­лельно и движением познания от внешней стороны предмета к его сущности. В важнейших и необходимых свойствах так или иначе уже наличествуют сущностные его моменты. Полный переход на сущностный уровень предмета означает выявление его структуры, основного закона связи элементов.

На сущностном уровне объ­екта качество можно определять как, целостность, тождественную внутренней определенности (основному закону) объекта .

Если соединить теперь сущностный и феноменологический уровни, то можно сказать, что качество – это внешняя и внутренняя определен­ность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть. Это определение понятия качества непосредственно связано с понятием количества и фактически формулируется через сопоставление с ним. В повседневном опыте, да и в научном познании, перед нами всегда два типа изменений. Первые изменения – количественные, вторые – качественные. Количество может быть определено как совокупность таких изменения в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.

В материальной действительности сущность количества выявляется через его сопоставление с качеством, а сущность качества — через его сопоставление с количественными (безразличными для бытия системы) изменениями. Диалектика качества и количества в исходном своем пункте есть их взаимоопределяемость . Каждая из категорий («качество» и «количество») определяется через свою противоположность. Содер­жание любой из них соотнесено с содержанием другой. По словам Гегеля, качество есть в-себе-количество, количество – в-себе-качество.

Учет этого обстоятельства несколько конкретизирует определение количества как безразличной к бытию вещей определенности (или изменчивости): количество обладает также и качественной характери­стикой, а изменения количества при более строгом подходе не безразличны, как оказывается, для качества: они либо укрепляют его, либо воздействуют на него репрессирующе. Но и в этой ситуации с точки зрения сохраняемой целостности объекта количественные изменения в общем-то остаются «безразличными» для основного качества мате­риальной системы.

При углублении познания объектов, при учете качественного мо­мента количества определение понятия количества может быть таким: количество есть степень развития данного качества . Количественные различия выступают в условиях сохраняемости одного и того же качества или наличия одинаковости качества у разных по форме систем. На первый план здесь выступают пространственные и временные его характеристики. Количество – объективная определенность качест­венно однородных явлений, или качество в его пространственно-вре­менном аспекте, со стороны его бытия в пространстве и времени.

Сравнение предметов между собой (при их однородности) ведет к установлению определенных пропорций. При этом выявляется эталон, служащий основой измерения количественных параметров систем. Для измерения используются понятия числа, объема, длины, величины и т. п., а само понятие количества может определяться через эти понятия. Сравнению подлежат и неоднородные системы по какому-либо свой­ству, в каком-либо отношении.

Переход в познании от качественных характеристик предмета к количественным связан с развертыванием математических средств по­знания, позволяющих достигать точности в исследованиях и более эффективно овладевать природой объекта.

Будучи зафиксированными как количественные в одной системе отсчета, изменения объекта могут выступать как качественные в другой, более «узкой» системе отсчета.

Нет «чистого» количества, никак не связанного с качеством, и нет «чистого» качества, никак не связанного с количеством. Качество всегда количественно, а количество качественно . Однако их неразрывная связь не означает их слияния. Между ними имеется достаточно четкая граница, которая определяется при установлении системы отсчета, при четком выделении системы (предмета) исследования.

Качество и количество связаны в мере. В философии бытия мера служит для выражения взаимосвязи качества и количества .

Всякий предмет, любое развитие материальных систем имеют свою меру. Существуют разные типы мер. Выделяются мера непосредствен­ного бытия и субстанциальная мера. Первая связана с внешней сторо­ной предметов, с фиксированием меры на уровне живого созерцания, вторая – с сущностью, соответственно с теоретическим уровнем по­знания. Мерой непосредственного бытия является жидкое состояние воды, температура которой изменяется (при известных условиях) от 0 до 100°. При углублении познания, на уровне сущности вода предстанет уже как химическое соединение (результат взаимодействия кислорода и водорода), образованное по законам структурных связей соответст­вующих ионов. Субстанциальная мера есть закон структурной органи­зации системы, соответствие количественных моментов в составе и структуре системы ее качественной специфичности. Этот тип меры содержит в себе причинное объяснение происхождения и движения данной системы.

Мера часто выражается числом, но не всегда она поддается точному числовому описанию. В процессе развития нередко отсутствуют резкие грани, последующая ступень как бы полностью сливается с предыдущей и создается впечатление либо полной гомогенности, либо «неожидан­ного» появления нового.

Одним из типов меры является «безмерность». Это та же мера, но деформированная в количественном отношении. Система еще обладает способностью к некоторому развитию и функционированию, однако обремененная «излишним» количеством она теряет ряд возможностей развития, снижает темпы общего развития, становится «однобокой», аритмичной.

Продолжающийся и при безмерном развитии процесс кумуляции, накопления необратимых изменений в субстрате и структуре системы, ведет к расшатыванию структуры системы, к ее неустойчивости, созда­ющей предпосылку для ее перехода в другое качество. Безмерность, неустойчивость и аритмичность выражают внутреннюю необходимость в замене одной меры другой.

Важным понятием закона перехода количества в качество является понятие скачка. Представление о скачке связано с ускорением процесса во времени. Считается, что скачок — всегда относительно ускоренное развитие изменений. Такое представление схватывает лишь один момент. Опре­деляющим является преобразование качества. Скачок – это переход от одного качества к другому.

В мировоззренческом отношении скачки не являются привилегией человека и человеческого общества, но присущи развитию любых материальных систем, в том числе природных, различаясь по силе, динамизму, организационной структуре и т.п.

Выделим самые общие подразделения скачков.

Скачки различаются прежде всего по формам движения материи .

Второе основание разделения скачков – время их протекания . По этому признаку все скачки подразделяют на разовые (скачки-взрывы) и стадиобразные («постепенные»). На обыденном уровне такое деление производится с ориентацией на среднюю продолжительность жизни человека, на уровне научного мышления – сравнительно со временем существования основного объекта исследования, с предшествующим этапом его развития. Есть скачки, совершаемые в миллионные доли секунды, и есть скачки в миллионы, а то и в миллиарды лет. Следствием такого деления скачков на два вида является конкретизация определе­ния понятия «скачок». Скачок – это момент или стадия превращения одного качества в другое. При скачке-взрыве изменяется сразу вся система, при постепенном скачке –поочередно отдельные подсисте­мы, стороны и части системы. Скачки взрывного, «разового» типа характерны для систем со сравнительно жесткой организацией или структурой, а постепенные скачки свойственны преимущественно си­стемам с пластичной, гибкой организацией.

Третье основание деления – количество систем или подсистем, включенных в скачок – дает два вида скачков: одинарные и комплек­сные (или интегральные). Так, промышленная революция в Англии в последней трети XVIII – первой четверти XIX в. или революция в физике на рубеже XIX-XX вв. – это примеры одинарных скачков. Современный же научно-технический прогресс – это интегральный, комплексный скачок, вовлекший в свою орбиту и естествознание, и общественные науки, и технику, и производство.

Четвертое основание классификации скачков – отношение к глав­ной стороне сущности предметов . На этом основании скачки подраз­деляются на коренные и не-коренные .

И последнее, пятое основание деления скачков – их роль в разви­тии . С этой точки зрения скачки бывают прогрессивные , регрессивные и одноуровневые (нейтральные по отношению к прогрессу и регрессу).

Выделяются и другие виды скачков: глобальные и локальные, необходимые и случайные и т. п.

При конкретном применении закона перехода количества в каче­ство, в частности понятия скачка, следует принимать во внимание все отмеченные основания деления. Иначе возможны недоразумения в оценке явлений действительности.

В процессе развития происходит смена мер, а само развитие высту­пает узловой линией отношений меры. Развитие есть единство непре­рывности и прерывности.

Закон диалектической противоречивости – последний закон диалектики.

Данный закон принято называть несколько иначе – «закон един­ства и борьбы противоположностей». Он является всеобщим. Всеобщность закона диалектической противоречивости идентична всеобщности развития, самодвижения. Диалектические противоречия есть только там, где есть развитие, самодвижение. Этот момент включается в само определение противоречия. Диалектическое противо­речие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сто­рон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития. Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь состояния, количествен­ные параметры, характер противоречий, значимость их в системе.

Сами противоположности находятся в изменении, движении. Их взаимодействие связано с обменом веществом, энергией, информацией, влияющим на их изменения и на изменения общей их системы. Количественное и качественное преобладание ведущей противополож­ности задает направление движения (функционирования) и развития системы; это преобладание вначале бывает скрытым, потенциальным, затем – актуальным. Изменяется степень интенсивности, остроты и зрелости противоречия как токового, степень его близости к моменту своего разрешения.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы или состояния: 1) гармонию, 2) дисгармонию, 3) конфликт. Уже Гераклитом было замечено, что «из расходящихся — прекраснейшая гармония», что гармония состоит из противоположностей. Связывая представление о противоречиях с гармонией, он подчеркивал также, что «скрытая гармония лучше явной». По Аристотелю, «все гармонично устроенное возникало из неустроенного». «Гармония вообще возни­кает из противоположностей... Гармония есть... согласие разногласного». Традиции античной философской мысли богаты своими «выхо­дами» в современную проблематику теории развития.

Разрабатываемое в последние десятилетия преимущественно в эс­тетике понятие гармонии начинает все в большей степени привлекать внимание специалистов по философии бытия.

Среди социальных структур гармоничными будут те, у которых обнаружится единство целей, установок («гармония» – «слаженность», «лад», «равнозвучие»). Гармонична та структура (например, семья), которая отличается, несмотря на различия, взаимным соответствием коренных интересов и принципов действия. Единству и борьбе противоположностей в состоянии гармонии свойственно взаимоукрепление: при разнонаправленности противоположностей каждая из сторон также содействует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом. При гармоничном развитии единство системы непрерывно укрепляется, наращиваются темпы позитивных измене­ний, увеличивается динамизм, пластичность системы в ее взаимоотно­шении с окружающими системами, ее устойчивость, надежность.

Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углуб­лением и обострением взаимоотношений между противоположностя­ми, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. «Коллизия, – писал Гегель, – нарушает... гармонию истинно действи­тельного... и заставляет единый в себе идеал перейти в состояние разлада и антагонизма». При конфликте (от лат. conflictus – столкновение) такое состояние достигает предела, что ста­вит под вопрос само существование развивающейся материальной системы.

Итак, состояние противоречий не является неизменным при раз­витии систем. Оно может быть гармоничным, но может быть и дисгар­моничным и даже конфликтным. Гармония может перерастать в дисгармонию, а последняя преобразовываться в гармонию или перехо­дить в конфликтное состояние. Для разных систем существует своя мера возможностей преодоления противоречий, в том числе только при гармоничном развитии, минуя состояние дисгармонии. Гармония, что­бы остаться таковой и не обрести черты иного состояния, должна постоянно воспроизводить свои, а не другие предпосылки развития.

Таковы моменты, характеризующие всеобщность противоречий.

Противоречие есть процесс. Во-первых, состояние противополож­ностей, составляющих противоречие, да и самого противоречия не остается, как мы только что видели, неизменным, а само непрерывно меняется. Во-вторых, противоречия преодолеваются, для чего требуют­ся затраты вещества, энергии, информации, связанные с дополнитель­ным движением.

Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Противоречия могут быть налицо, но развитие на этом уровне не будет иметь места (это положение не исключает признания развития подсистем, элементов, других компонентов систе­мы, т. е. означает статичность всего, что имеется при этом в материаль­ной системе). В данном отношении всеобщность противоречий не идентична всеобщности развития. Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться. В строгом смысле слова понятие противоречия включает в себя представление о преодолении противо­речия, вследствие чего можно утверждать, что развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление . Общая теория диалектического противоречия фиксирует в качестве основных форм разрешения про­тиворечий действительности:

а) переход противоположностей друг в друга, соответственно в более высокие формы;

б) «победу» одной из противоположностей;

в) исчезновение (гибель) обеих противополож­ностей при коренном преобразовании системы и др.

Любое разрешение противоречия есть существенное качественное изменение в бытии, т. е. отрицание. В то же время могут быть противоречия, окончательно не разрешаемые.

Процесс преодоления противоречия представляет собой скачок, который, в свою очередь, складывается из противоречий.

Необходимость преодолеть противоречие выступает для социальной системы как цель. Достигнутая цель становится средством достижения новой цели. Диалектика цели и средства – одна из сторон процесса развития. Одно и то же явление может быть целью в одном отношении, средством в другом.

Противоречия отражаются в познании посредством понятий «противоположность», «единство» и «борьба». Стороны, или элементы, части системы, имеющие противополож­ные тенденции изменений, называются противоположностями. В са­мом общем плане (и преимущественно) противоположностями являются тенденция к устойчивости и тенденция к изменчивости. В неорганических системах они проявляются в форме разнонаправленных сил притяжения и отталкивания, в эволюции видов – в форме наслед­ственности и изменчивости и т. п. Таким образом, противоречие обра­зуют противоположно направленные тенденции, взаимосвязанные в рамках единой системы .

В «расширенной» формулировке рассматриваемого закона понятие «борьба» имеет специфическое значение. В прямом смысле слово «борьба» относится к обществу, отчасти к органической природе. Применительно же к неорганической природе и к некоторым биоло­гическим явлениям точнее говорить о взаимодействии противополож­ностей (что включает представление об их «взаимоотвержении» и взаимоотрицании). Иногда этот закон формулируется как «закон вза­имного проникновения противоположностей». Поскольку имеют место противоположности, их взаимное проникновение связано с их проти­воборством, столкновением. Столкновение тенденций означает, что одна их них стремится вытеснить, преодолеть другую, т.е. имеет место их взаимоотрицание.

«Единство» противоположностей разноаспектно. Таких аспектов по крайней мере четыре: 1) единство как взаимодополняемость, связь в составе целостной материальной системы; 2) единство как равновесие, равнодействие противоположных сторон; 3) единство как возможность перехода одной противоположности в другую (в смысле изменения положения в системе) и 4) единство как возможность временного объединения, «союза» в условиях разнонаправленности (в состоянии полярности и конфликтности). Качественная сторона единства проти­воположностей выражается в первом, третьем и четвертом аспектах, количественная сторона – во втором.

Единство и борьба противоположностей являются источником и главной движущей силой развития. В их научном конкретном познании – ключ к практическому использованию противоречий, к управлению процессами развития.

Существуют множество различных противоречий и разные основа­ния их классификации. Исходным, наиболее фундаментальным под­разделением противоречий является их деление по степени охвата действительности . Выделяются следующие два типа: 1) общедиалекти­ческие, охватывающие материальную и духовную действительность, и 2) специфически-диалектические, разделяемые, в свою очередь, на два подтипа: а) противоречия материальных систем (предметные противо­речия) и б) диалектические противоречия познания.

Общедиалектические противоречия классифицируются на виды на основании того, в каких всеобщих сторонах действительности они функционируют. По тому, действуют ли они в области явлений (про­явлений) или сущности, противоречия образуют два вида: феномено­логические и эссенциалистские (их мы касались при рассмотрении вопроса о сущности и явлении). Если берется форма и содержание, то выделяются противоречия формы и противоречия содержания. Выде­ляются также противоречия внешние и внутренние, необходимые и случайные, действительные и возможные и т.п.

Рассмотрим внешние и внутренние противоречия.

Внутреннее противоречие – это такое, которое находится внутри системы, ограничено рамками конкретной целостности. Внешнее – это противоречие между данной системой и другой, находящейся вне ее. Внешнее и внутреннее относительны. Одно и то же явления (противоречие) есть одновременно и внутреннее и внешнее: в одном отношении внутреннее, в другом – внешнее.

Развитие определяется и внутренними и внешними противоречиями. Удельный вес каждого из них в детерми­нации конкретных изменений устанавливается в каждом случае конк­ретно. Но в общей форме обнаруживается неразрывность внешних и внутренних противоречий.

Вся материя системна и одни системы взаимодействуют с другими, а меньшая система включается в большую по своим масш­табам, поэтому бытие конкретных материальный и духовных систем определено и внутренними и внешними детерминантами. Ни одно существование с его развитием не базируется только на внешнем или только на внутреннем, но на взаимосвязи внешнего и внутреннего. В этом единстве внутреннее не равнозначно внешнему: развитие сложноорганизованной системы есть прежде всего самодвижение — основ­ные его импульсы заключены во внутренних противоположных тенденциях, их взаимодействии.

Итак, источником развития являются внутренние и внешние противоречия системы при ведущей роли в формировании качествен­ной основы системы внутренних противоречий.

В подтипе специфически-диалектических предметных противоре­чий выделяются виды противоречий по формам движения материи и по структурным уровням ее организации.

Возможны другие основания деления. Существуют противоречия конструктивные и деструктивные. Де­структивные противоречия могут для своего преодоления нуждаются в их разрушении. Все это и укладывается в понятие «деструкция». Не изжито представление, будто наличие противоречия у предмета пагубно для него. Гегель писал: «Если в той или иной вещи можно обнаружить противоречие, то это само по себе еще не есть, так сказать, изъян, недостаток или погрешность этой вещи». Противоречия неизбежны, без них нет развивающихся систем.

Итак, рассмотренные законы диалектики с трех различных сторон характеризуют развитие: закон диалектической противоречивости – источник, импульс развития; закон перехода количества в качество – механизм возникновения новых качеств; закон диалектического син­теза – характер и форму прогрессивно направленных изменений.

Теория развития в философии Г.В.Ф. Гегеля

Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов XVIII – XIX веков – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 – 1831) одним из первых угадал главные принципы диалектической концепции.

Основной вопрос философии Гегель решал с позиции объективного идеализма. За основу всех явлений природы и общества он принимал мировой дух, который, по его утверждению, первичен и вечен. Природа же вторична и производна от духа. Мировой дух именуется у Гегеля «абсолютным духом», «абсолютной идеей», «божественным сознанием».

Развивая идеалистический взгляд на мир, Гегель особое внимание уделял вопросам диалектики понятий. Отправляясь от Канта, Фихте, Шеллинга, в теориях которых диалектика не была еще так основательно разработана и превращена в цельную систему, Гегель создал свой диалектический метод, являющийся одним из важнейших достижений философии домарксистской эпохи.

Критикуя философию Канта, Гегель возражал против его утверждения, что «вещи в себе» находятся «по ту сторону наших мыслей», то есть непознаваемы. Гегель говорил о тождестве бытия и мышления как объективный идеалист, но сама мысль о познаваемости «вещей в себе» явилась ценным приобретением теории познания и диалектики.

В борьбе против кантовского агностицизма Гегель пришел к утверждению диалектического единства сущности и явления. Применив диалектику к теории познания, Гегель утверждал, что мышление способно познать истину.

Классики марксистско-ленинской философии различали в гегелевской философии две стороны – диалектический метод и консервативную метафизическую систему.

Диалектический метод Гегеля содержал в себе «рациональное зерно» – учение о развитии – и был прогрессивной стороной его философии. Его идеалистическая догматическая система была консервативной, требовала прекращения развития и находилась в резком противоречии с диалектическим методом.

Идея развития явилась важным достижением философии Гегеля; именно она лежит в основе его диалектического метода. Разрабатывая диалектический метод, Гегель в известной мере опирался на достижения естествознания и осмысливал бурные исторические события своей эпохи.

Существенную роль в возникновении диалектического метода Гегеля играл тот исторический факт, что буржуазная революция во Франции обнажила классовые противоречия эпохи – противоречия между буржуазией и феодалами, между господствующими классами и эксплуатируемыми трудящимися массами.

Вместе с тем в философии Гегеля отразились исторические условия Германии начала XIX века. В Германии XIX века философская революция служила введением к политическому перевороту. В диалектическом методе Гегеля, составлявшем прогрессивную сторону его мировоззрения, проявилась догадка о противоречии как движущей силе развития. Эта мысль была скрыта под оболочкой рассуждений о самодвижении понятий. Мировой дух, по учению Гегеля, находится в процессе развития. Развитие духа есть не что иное, как взаимное «опосредствование» понятий, их переход друг в друга, их движение, «отрицание отрицания».

Метод Гегеля – это идеалистическая диалектика понятий, в которой заключалась мысль о всеобщем развитии. «Активный» мировой дух Гегеля противопоставлялся «безжизненной», лишенной развития природе. Поскольку природа есть «инобытие» духа, а мировой дух обладает внутренней диалектической пульсацией, постольку и природа как «инобытие» духа в какой-то мере также развивается диалектически.

Философская система Гегеля состоит из трех частей: логики, философии природы и философии духа. В «Науке логики» Гегель разрабатывал положительную часть своей метафизической системы и свой метод – диалектику понятий. Абсолютная идея, по Гегелю, – это мировой дух еще до возникновения природы. Природа, с точки зрения идеалистической системы Гегеля, вторичное и производное духа – «инобытие» духа. Лишь пройдя эту стадию своего «инобытия», мировой дух «возвращается» к себе и становится абсолютным духом.

«Философия природы» – это умозрительная натурфилософия, идеалистически рассматривающая природные явления. Но в противоречии с этим в гегелевской натурфилософии заключен ряд ценных диалектических идей о развитии в природе.

В «философии духа» Гегель рассматривает главным образом вопросы общественной жизни. В этой части философии Гегеля противоречие между методом и системой достигает наибольшей остроты. С точки зрения Гегеля, предметом логики как первой части его системы, является абсолютная идея. Абсолютная идея у Гегеля – это процесс мышления, взятый сам по себе, независимо от человека. Самой действительности Гегель придает значение логического процесса. Так как, по Гегелю, абсолютная идея находится в сфере «неба», то логика как учение о «небе» предшествовала «философии природы». История природы и общества для Гегеля – не более как прикладная логика.

В «Науке логики» Гегель характеризует свой метод. С точки зрения философа, предметом логики является самодвижение абсолютной идеи, а потому метод есть форма внутреннего самодвижения мирового духа. Это самодвижение есть смена различных форм мирового духа. Однако в противоречии со своей системой, Гегель определял логику как знание в полном объеме его развития. Такая трактовка логики является одной из самых прогрессивных философских идей начала XIX века. Гегелевское понимание логики как диалектики понятий означало отказ от метафизического метода.

По мысли философа, диалектическое развитие понятий происходит благодаря тому, что они в самих себе заключают свое отрицание. В этой гегелевской диалектике понятий заключается ценное «рациональное зерно» – учение о движении как о саморазвитии, хотя, конечно, он понимал это саморазвитие как движение абсолюта, а не как развитие природы и общества.

Как писал Ленин, за диалектикой понятий Гегель угадал диалектику вещей, объективную диалектику развития природы и общества. Рациональное содержание метода Гегеля ярко выступает в его мысли, что все связано («опосредовано»), что эта связь имеет закономерный диалектический характер.

Характерной особенностью гегелевского понимания диалектической связи является то, что эта связь изображается как «опосредование» понятий: одно понятие «опосредствуется» другим, то есть они даны не изолировано, но во взаимной связи. Так как понятия – это форма проявления («определения») мирового духа, то и «опосредствование» понятий имеет характер объективного диалектического процесса. Специфические черты гегелевской диалектики понятий отчетливо выступают в его характеристике «опосредствования»: «…Нет ничего ни на небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то ни было, что не содержало бы в себе столь же непосредственность, сколь и опосредования, так что эти два определения сказываются нераздельными и неразделимыми, и указанная противоположность между ними являет себя чем-то ничтожным».

«Наука логики» Гегеля имеет своей задачей показать, как мировой дух развивается от чистого бытия до абсолютной идеи. Тремя основными «определениями», формами проявления абсолюта в процессе его саморазвития в сфере логики Гегель признавал бытие , сущность и понятие .

В самой структуре его логики выступала диалектическая догадка о процессе познания людьми природы.

Первая часть «Науки логики» Гегеля – учение о бытии – включает в себя три отдела: качество , количество и мера . По мысли философа, развитие мирового духа в сфере бытия является последовательной сменой понятий качества, количества и меры. «Определения» абсолюта – бытие, качество, количество и мера – в учении Гегеля представляло собой абсолютизированные понятия, абстракции, превращение в отдельные существа, оторванные от природы и взятые вне действительного человеческого сознания, ибо они, по Гегелю, существуют вне и независимо от сознания.

Учение Гегеля о бытие, таким образом, составная часть его идеалистической системы, но в противоречии с ней здесь излагается гегелевский диалектический метод, который заключает в себе ряд содержательных диалектических идей; из них особенно плодотворны идея «опосредствования» (связи) понятий, идея «становления» (развития) понятий и идея перехода понятий (качества в количество и количества в качество).

Гегель рассматривал понятие бытия как первое определение развивающейся абсолютной идеи. Он утверждал, что началом логики является «чистое» бытие, абстракция бытия, не содержащая в себе никакой определенности. Понятие «чистого бытия», по Гегелю, тождественно понятию «небытия» («ничто»), но вместе с тем они и различны. «Чистое бытие» переходит в «небытие» и обратно. Этот диалектический переход образует «становление» .

В этих рассуждениях Гегеля обнаруживается его диалектика понятий. Он говорит о бытии не как о материальном мире, но как об абстрактном понятии бытия в сознании людей. Философ превращает абстракцию бытия в мистическое самостоятельное существо. Аналогично он поступает с абстрактными понятиями «небытие», или «ничто», и «становление». «Ничто» это второе после «чистого бытия» понятие гегелевской системы, характеризуемое как антитезис первого понятия. Данный антитезис (как и все другие в сфере бытия) Гегель трактует как результат перехода тезиса в свою противоположность. «Это чистое бытие, – пишет Гегель, – есть чистая абстракция и, следовательно, абсолютно отрицательное, которое, взятое также непосредственно, есть ничто». Аналогичные соображения лежат в основе гегелевского утверждения, что «ничто есть... то же отсутствие определений и, значит, вообще то же, что и чистое бытие». Этот переход «чистого бытия» в «ничто» и «ничто» в «чистое бытие» Гегель обозначает понятием «становление», характеризуя его как «движение непосредственного исчезновения одного в другом...». Хотя Гегель называет «становление» «истиной» первых двух понятий, все же не оно, а «наличное бытие» рассматривается как их синтез (которому, по гегелевской терминологии, и надлежит называться «истиной» своих тезиса и антитезиса), а «становление» лишь опосредствует этот синтез. Указывая, что «в становлении бытие как тождественное с ничто и ничто как тождественное с бытием суть лишь исчезающие моменты» и что «благодаря своему внутреннему противоречию становление впадает в единство, в котором оба момента сняты», Гегель заключает, что «результат становления представляет собой... наличное бытие» . Гегель уточняет, что «наличное бытие есть бытие, имеющее определенность, которая есть непосредственная, или сущая, определенность, есть качество» . Гегелевская дефиниция гласит, что «качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность...» .

Здесь также обнаруживается диалектическая гибкость понятий гегелевской логики, их взаимосвязь, выступает в своей первоначальной форме догадка Гегеля о всеобщем развитии, его прогрессивная мысль о том, что все существующее не стоит на месте, но «становится», развивается.

С пониманием становления Гегель тесно сближает понятие перехода качества в количество и обратно. По Гегелю, бытие в своем развитии последовательно получает взаимосвязанные и переходящие друг в друга «определения»: качество и количество. Качество, по определению Гегеля, есть внутренняя определенность бытия.

Носителем качественной определенности в философии Гегеля выступает понятие «нечто» : «Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

Следующая ступень бытия – количество, то есть внешняя бытию определенность. «Количество, – согласно дефиниции Гегеля, – есть чистое бытие, в котором определенность положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятая, или безразличная» . Так, говорит Гегель, дом остается тем, что он есть, будет ли он больше или меньше. Понятие качества пере­ходит, по Гегелю, в понятие количества и обратно. В результа­те этого движения понятий качества и количества возникает, по его мнению, понятие «меры» как их единства – качественного количества.

Переход качества в количество и переход количества в ка­чество, по мнению Гегеля, является той диалектикой понятий, которая кладет конец окостенелому формальному и метафизи­ческому пониманию этих категорий. Гегель выдвинул понятие «узло­вой линии мер» – развития, в котором постепенность преры­вается скачками. Именно в этом положении Гегеля Ленин заметил догадку о скачкообразном характере развития.

«Всякое рождение и всякая смерть, – пишет Гегель, – вме­сто того, чтобы быть продолжающейся постепенностью, есть, наоборот, перерыв такой постепенности и скачок из количе­ственного изменения в качественное».

Здесь выступает та мысль, что на известных этапах плав­ное, непрерывное, эволюционное развитие сменяется развитием скачкообразным, революционным. Гегель следующим образом формулировал свой диалектический взгляд на развитие:

«Говорят: в природе не бывает скачков, и обычное представ­ление, когда оно хочет постичь некоторое возникновение или превхождение, полагает, … что постиг­нет их, представляя их себе как постепенное происхождение или исчезновение. Но мы показали, что вообще изменения бы­тия суть не только переход одной величины в другую, но и переход качественного в количественное и наоборот, становле­ние иным, представляющее собою перерыв постепенности и качественно другое по сравнению с предшествующим существо­ванием. Вода через охлаждение не становится твердой, посте­пенно, не делается сначала кашеобразной, чтобы затем, делаясь постепенно все тверже и тверже, достигнуть консистенции льда, а сразу затвердевает; уже достигнув температуры точки замер­зания, она все еще может полностью сохранить свое жидкое состояние, если она останется в покос, и ничтожное сотрясение приводит ее в состояние твердости».

Во второй части «Логики» Гегель излагает свое учение о сущности . Согласно гегелевской идеалистической диалектике, понятие бытия, достигшее своей полноты в «мере», уступает место понятию сущности. Мировой дух получает, таким обра­зом, новое, более глубокое и конкретное «определение». В этой диалектике понятий Гегеля выступает его догадка о том, что познание людьми природы углубляется от явлений (у Гегеля – «бытия») к сущности.

Диалектическая мысль Гегеля, что сущность есть более глу­бокое, чем бытие, «определение» мирового духа, получает свою конкретизацию в том, что сущность, по его мнению, имеет три ступени: сущность как таковая, явление и действитель­ность. Гегель рассматривал противоречие как источник движения, принцип развития. Сущность, по мысли Гегеля, выступает вначале как тождество различных «определений», затем в этом тожде­стве обнаруживается различие, перерастающее в противопо­ложность, и, наконец, возникает противоречие. Противоречие, по мысли Гегеля, – это жизненный нерв, заставляющий поня­тия двигаться, изменяться, превращаться в свою противоположность.

Гегель выдвинул мысль о взаимосвязи сущности и явления. Он утверждал, что сущность «является», что дейст­вительность есть единство явления и сущности. Эта диалекти­ческая взаимосвязь понятий в сфере сущности именуется Геге­лем «рефлексией» (соотношением) понятий в отличие от «пе­рехода», характерного для движения понятий в сфере бытия. Таким образом, «очистив» явление от вещественности, включив его в идеа­листическую концепцию сущности, Гегель приступает к рассмотрению закона явления. Закон, по определению Гегеля, есть сохраняющаяся устойчивость явления. В переходе от одного явления к другому выступает некоторая устойчивость, некотоpoe единство, сохраняющийся положительный момент. «Это единство есть закон явления», – писал Гегель. Диалектическое рассмотрение Гегелем понятия действитель­ности как единства сущности и явления (существования) за­вершает собой гегелевское учение о сущности.

Важное место в учении Гегеля о сущности занимают такие понятия, как «возможность» , «случайность» и «необходимость» . Согласно Гегелю, «действительность есть прежде всего возможность, которая положена как противостоящая конкретному единству действительного, как абстрактная и несущественная существенность». Это абстрактная возможность чего угодно, которой противостоит абстрактная же невозможность чего бы то ни было. Гегель замечает, что «оцениваемая как одна лишь возможность, действительность есть нечто случайное, и, обратно, возможное само есть только случайное». Развитие «круга определений» возможности и случайности, трактуемое как преобразование случайного в условие иного, делает возможность реальной. В этой реальной возможности, приобретающей самодвижение, соединены предмет, условия и деятельность: причем «когда все условия имеются налицо, предмет необходимо должен стать действительным и развитая действительность ... есть необходимость».

Следующей ступенью развития понятия, по Гегелю, является категория объективности, или объекта, выступающего в трех по­следовательных формах: механизма, химизма и телеологии (целесообразности). Гегель трактовал категорию объективности с точки зрения своей системы объективного идеализма, как одно из «определений» мирового духа. В соответствии с этим и категории механизма и химизма, эти абстракции от реальных механических и химических явлений, Гегель превращал в фор­мы проявления абсолюта. Высшей формой объективности Ге­гель признавал телеологию, ибо развитие понятия, с его точки зрения, имеет целесообразный характер. Таким путем катего­рия объективности, в конечном итоге превращенная Гегелем в категорию целесообразности, переходит в абсолютную идею. Рациональное зерно этого раздела «Науки логики» состоит в до­гадке, что целесообразная деятельность человека опирается на познание законов природы (законов механики и химии).

Итак, в первой части «Науки логики» Гегель раз­вивал диалектическую мысль о переходе качества в количество и обратно; во второй он излагал свое учение о противоречивом характере развития; с третьей части подвел итог пониманию развития как «отрицания отрицания», которое проходит через всю логику. Схемой для гегелевской идеалистической диалектики поня­тий служила триада: первый член триады – тезис; второй – отрицание тезиса, антитезис; третий – отрицание антитезиса, «отрицание отрицания», синтез. При характеристике Гегелем рассмотренных начальных понятий учения о бытии ясно проявилась специфика процессов диалектического отрицания и синтеза. Это отрицание таково, что понятие, которое переходит в противоположное понятие, не исчезает всецело, но в известном смысле сохраняется за счет изменения формы своего существования. По выражению Гегеля, оно переходит не в совершенно иное, а в «свое» иное. Таким образом, диалектическому отрицанию оказывается присуща способность сохранения, синтезирования. Неоднозначен, диалектически противоречив и характеризуемый Гегелем синтез тезиса и антитезиса, поскольку при их слиянии в единство происходит определенное отрицание их: они утрачивают прежнюю самостоятельность и включаются в синтезирующее понятие только как «моменты», подчиненные его специфической целостности, которая представляет собой новообразование, не сводимое к их сумме и к их определенностям. Единство уничтожения и сохранения в процессах диалектического отрицания и синтеза Гегель
обозначил термином «снятие
.

Вторая составная часть системы Гегеля – философия природы – представляет фантастическое изображение воплощения абсолютной идеи в якобы «конечной» форме природы.

В первой части «Философии природы» – в механике – Ге­гель рассматривает понятия пространства и времени, материи и движения, а также «материи в свободном движении», как он называет небесные тела. Учение Гегеля о пространстве и времени – это учение понятиях, помощи которых абсолютная идея пе­реходит в свое «инобытие» и творит природу. Оно было направлено против французских материалистов XVIII в., справедливо считавших пространство и время спосо­бом существования материи. Равным образом, согласно идеа­листической системе Гегеля, материя – это не объективная реальность, но действительная основа всех природных явле­ний, – ибо за таковую Гегелем принят мировой дух, – но лишь одно из тех «определений», понятий, при помощи которых аб­солютная идея творит природу как свое «инобытие». В противо­речии с данными науки Гегель отрицал бесконечность вселен­ной, а ее вечность он трактовал как вечность ее «творения» бо­гом. Тем не менее и в «Философии природы» обнаруживается рациональное зерно гегелевского метода—мысль о единстве материи и движения, догадка о том, что пространство, время и движение внутренне противоречивы, что в них воплощено единство дискретности (прерывности) и непрерывности.

Вторую часть «Философии» природы составляет физика , имеющая своим предметом, по определению Гегеля, «индиви­дуальность» материи – физические и химические свойства тел.

С идеалистических позиций Гегель боролся против атоми­стической теории, считавшей мир состоящим из материальных атомов, но как диалектик он признавал изменчивость и превра­щаемость элементов, высказывал мысль о зависимости хими­ческих качественных различий от количественных изменений.

Мысль Гегеля о диалектическом характере химического про­цесса, его догадка о зависимости химических качеств от коли­чественных изменений, его положение об органической связи между химией и физикой, а равным образом рассмотрение хи­мического процесса как последнего звена в подготовке органи­ческой жизни – все эти особенности его натурфилософии также свидетельствуют о наличии в ней рационального зерна. В хими­ческом процессе, по Гегелю, неорганическая природа достигает своего наивысшего пункта.

Предметом органической физики – третьей, последней, части «Философии природы» – является жизнь, определяемая Гегелем как непосредственное существование идеи; следова­тельно, жизнь рассматривается им как лишенная своей дей­ствительной материальной основы и своих объективных зако­нов развития. Даже обмен веществ в животном организме Гегель истолковал как власть идеи над химическим процессом. Умозрительный характер натурфилософии Гегеля сказался в его утверждении, что организм якобы не зависит от окружаю­щей материальной среды, что при своем соприкосновении с внешним миром он неизменно остается самим собой. В этом вопросе гегелевская натурфилософия снова обнаруживает рас­хождение с передовыми тенденциями тогдашнего естество­знания. Гегель по сути дела отрицал развитие органического мира во времени. Он отбрасывал представление о происхождении более развитых животных организмов от низших, прямо утверждая, что «метаморфозе подвергается лишь понятие как таковое, так как лишь его изменения представляют собою раз­витие».

Третьей частью идеалистической системы Гегеля является философия духа , предмет которой, по его утверждению, – ми­ровой дух, из сферы природы возвратившийся «к себе».

Философия духа – это идеалистическое учение о личной и общественной жизни людей.

Гегелевская теория общества, изложенная в «Философия духа» и в примыкающих к ней произведениях – «Философии права», «Философии истории», «Эстетике», «Истории филосо­фии» – хотя и является идеалистической, но содержит ряд цеп­ных диалектических идей об историческом развитии обществен­ной жизни. Гегелю принадлежит замечательная диалектиче­ская мысль о закономерности исторического процесса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалек­тике, прошли длинный путь исторического развития.

По мнению Энгельса, великая заслуга Гегеля «состоит в том, что он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». В «Фи­лософии духа» мировой дух проходит очередную триаду разви­тия как субъективный, объективный и абсолютный дух.

Субъективный дух выступает, во-первых, как душа, являющаяся в виде человека (антропология); во-вторых, как сознание, в котором дух отличает себя от телесности (феноменология); в-третьих, как дух, теоретически и практически подчи­няющий себе внешний мир (психология).

Одним из самых важных произведений Гегеля является его «Феноменология духа». Феноменология духа понималась Геге­лем как учение о явлениях (феноменах) сознания и формах развития духа. Гегель поставил в «Феноменологии духа» вопрос об отношении субъек­та к объекту в процессе познания людьми природы.

«Рациональное зерно» в гегелевской «Феноменологии ду­ха» состояло в попытке рассмотрения сознания в процессе раз­вития, в догадке о единстве логического исторического.

Сознание есть определенное отношение субъекта к объекту, писал Гегель. Если исходить из объекта, то сознание в своих раз­личиях определяется различиями объекта: однако сам объект существенно определяется развитием сознания, а поэтому раз­личия объекта в свою очередь зависят от развития сознания. Это диалектическое взаимоотношение между сознанием и его предметом обнаруживается в самом развитии сознания и со­ставляет содержание феноменологии.

Гегель различал три ступени в развитии сознания:

1. соз­нание вообще (здесь предмет противостоит Я);

2. самосозна­ние (здесь предмет есть само Я);

3. разум (здесь предмет принадлежит Я, будучи мыслью).

В гегелевской феноменологии, как и во всей гегелевской си­стеме в целом, действительные явления рассматриваются как абстрактные сущности, понятия, «определения» мирового духа.

«Рациональное зерно» гегелевской диалектики и ее приме­нении к психологии обнаруживается в том, что Гегель выступил против метафизического расчленения психики на отдельные, самостоятельные «способности», против исключительного гос­подства аналитического метода в психологии. Но этому рациональному содержанию психологического учения Гегеля проти­воречила его идеалистическая и метафизическая система.

Во второй части «Философии духа» Гегель рассматривает вопросы права, морали и нравственности, характеризуя их как проявлении «объективного духа». Правовая концепция Гегеля изложена специально в «Философии права», понимание исторического процесса – в «Филосо­фии истории».

Объективный дух, согласно учению Гегеля, есть «мир сво­боды».

Саморазвитие свободы, в гегелевском смысле, есть право, а поэтому учение об объективном духе есть философия права, рассматриваемого в его переходящих, друг в друга формах: право собственности, право морали, семенное право, государ­ственное право, международное право и право всемирной исто­рии, или мирового духа.

Предметом гегелевской диалектики был и процесс мировой истории, который философ рассматривал в развитии. С точки зрения объективного идеализма Гегеля, вся история человечества есть не что иное, как обнаружение боже­ственного разума. Это основное положение гегелевской фило­софии истории – разум господствовал и господствует в мире – является распространением философского идеализма на раз­витие общества.

Итак, развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах разви­тия природы, общества и мышления. Важнейшими категориями диалектики являются противоречие, качество, количество и мера, случайность и необходимость, возможность и действительность и др.

Каждая система в своем развитии проходит диалектическую триаду – тезис, антитезис, т.е. противоположную тезису идею, и синтез – решение, возникающее в результате борьбы тезиса и антитезиса.

Неотъемлемой частью диалектики являются законы развития. Пер­вый закон диалектики – закон диалектической противоречивости – дает ответ на вопрос «почему совершается развитие», второй – закон перехода количества в качество – отвечает на вопрос «как происходит развитие», наконец, закон диалектического синтеза – на вопрос «каков характер поступательного развития». В итоге взаимодействия трех от­меченных законов диалектики возникает единая система диалектиче­ских связей и переходов, в которой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действитель­ность. Закон диалектической противоречивости обнаруживает свое определяющее воздействие в каждом пункте развития, его проявления имеют место в любом масштабе и на любой стадии существования и развития предмета. Закон перехода количества в качество наиболее явно обнаруживает свое действие при переходе к каждому новому этапу развития, т.е. не на каждой отдельно взятой стадии существования предмета, а по меньшей мере в соотношении двух стадий. Действие закона отрицания отрицания проявляется лишь в процессе взаимодей­ствия по крайней мере трех этапов развития.

Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга, вплоть до полного слияния. Их единство многогранно, многоуровнево. Основа этого – взаимодополнение в развитии. Одним из общих звеньев зако­нов диалектики является скачок,

т. е. момент, или стадия качественного преобразования развивающейся системы (подсистемы): будучи фоку­сом закона перехода количества в качество, скачок выступает для закона отрицания отрицания отрицанием-снятием, для закона единства и борьбы противоположностей – разрешением противоречия (скачки происходят не только на этапе конфликта, или в состоянии дисгармо­нии, но и в процессе гармоничного развития системы), в особенности когда противоречия достигают полной меры.

«Едва ли не самое лучшее изложение диалектики», по оценке Ленина, принадлежало Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю. Именно в его философии диалектика получила наиболее развитое выражение. Проблемы диалектического развития нашли отражения в таких трудах философа, как «Наука логики» и «Феноменология духа».

Диалектическая концепция развития присутствует в гегелевских учениях о бытии и о сущности. Представлена она и в учении о понятии.

В учении о бытии философ рассматривает такие понятия, как «чистое бытие», «ничто» и «становление». Переход «чистого бытия» в «ничто» и обратно Гегель называет «становлением», результатом которого является «наличное бытие». «Наличное бытие» связано у Гегеля с понятием качества. По его мнению, наличное бытие имеет определенность, которая является качеством. «Чистое бытие», «ничто» и «становление» характеризуют, собственно, становление качества, потому что явившееся их «истиной» «наличное бытие ... есть качество». Таким образом, главная триада понятий в учении о бытии – это качество, количество и мера.

В учении о сущности Гегель утверждал, что сущность есть более глу­бокое, чем бытие, «определение» мирового духа и имеет три ступени: сущность как таковая, явление и действитель­ность.

Наконец, в учении о понятии Гегель дал определение развитию, которое понимал как процесс, «посредством которого полагается лишь то, что уже имеется в себе», указывая, что поэтому «движение понятия мы должны рассматривать лишь как игру: полагаемое этим движением другое на деле не есть другое». Принципом развития, по мнению философа, выступает противоречие.

Диалектический метод Гегеля оказал благотворное влияние на дальнейшее развитие философии, в том числе клас­сической русской философии, и явился одним из идейных источников марксизма; «рациональное содержание» гегелев­ской диалектики было обнаружено и критически переработано Марксом и Энгельсом.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия // Учебник, изд. 3-е. – М: Проспект, 2003.

2. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии. – 1995,№1.

3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – Спб., 1997.

4. Исаев И.Т. Диалектика и проблема разви­тия. – М., 1979.

5. История философии в 4-х тт. Том 2 // Под ред. Дынника М.А., Иовчука М.Т., Кедрова Б.М., Митина М.Б., Трахтенберга О.В. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.

6. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для
ун-тов. – М.: Высш. шк., 1989.

7. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII века. – М.,
1973.

8. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995, №1.

9. Свидерский В. И. О некоторых особен­ностях развития // «Вопросы философии». – 1985. № 7.

10. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1985.

11. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

Скачать архив с текстом документа