по Истории экономике
СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра Экономическая теории и мировая экономикаФедеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра Экономическая теории и мировая экономика
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №31
по дисциплине ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ
Проверил Выполнил
преподаватель студент гр. ПЭ-1
Т.А. Крошакова № зач. кн. 10-ПЭ-33
Хайбунасова Г.Т.
Екатеринбург
2011
1. После победы Германии над Францией в 1971 году, Германия получила ощутимые экономические преимущества.
В период между франко-прусской (1870—1871) и первой мировой войнами германская экономика получает мощное развитие. Экономический подъем был обусловлен целым рядом факторов. Среди них важнейшую роль играло завершение государственного объединения всей страны и образование единой Германской империи под эгидой Пруссии. Вместо раздробленной феодальной Германии возникла держава с более чем 40-миллионным населением. Германия получила единое торговое законодательство, единую денежную систему, единую систему мер и весов, по всей стране осуществлялось беспошлинное товародвижение. Все это содействовало развитию внутреннего рынка. Военная победа над Францией, последующая аннексия Эльзаса и Лотарингии (богатого железорудного бассейна) и получение контрибуции в 5 млрд. франков также способствовали экономическому подъему Германии. Комбинируя лотарингскую руду с углем
Рурского и Саарского бассейнов, немецкие капиталисты создали собственную мощную топливно-металлургическую базу, а французские миллиарды пошли на финансирование промышленности Германии. Поэтому после войны новые предприятия стали вырастать буквально как грибы. За первые два послевоенных года было создано 328 акционерных обществ с общим капиталом более 2,7 млрд. марок.
Немалое значение имел и демографический фактор: за последнюю треть XIX в. численность населения Германской империи увеличилась почти на 40 %. Быстрый рост населения, особенно городского, способствовал росту емкости внутреннего рынка.
Как и в США, в экономическом подъеме Германии известную роль сыграло более позднее начало индустриализации, не связанной наличием морально устаревшего оборудования и использующей достижения научно-технической мысли последней трети XIX в. Германские промышленные предприятия в 70-х годах создавались на новейшей по тому времени технической базе. Немецкая инженерная мысль конца XIX—начала XX вв. по количеству и качеству разработок уступала только американской.
Ускоренное развитие промышленности, особенно тяжелой, было направлено на удовлетворение потребностей не только внутреннего рынка, но и германского милитаризма, который затеял гонку вооружений для осуществления агрессивных замыслов империалистических кругов в борьбе за передел мира. Большие государственные заказы на вооружение в значительной мере стимулировали рост производства в отраслях тяжелой индустрии.
Как и в США, велика была стимулирующая роль заказов со стороны интенсивного железнодорожного строительства (протяженность железнодорожной сети за рассматриваемый период увеличилась более чем в 33 раза) на металл, уголь, подвижной состав и т. д.
Надо учитывать еще одно обстоятельство социального порядка. При поддержке реакционного государственного режима немецкие капиталисты устанавливали рабочим, особенно вновь пришедшим из деревни, низкую заработную плату и за этот счет увеличивали капитализированную долю национального дохода: темпы промышленного роста в Германии были выше, а заработная плата рабочего — ниже, чем в Англии и Франции.
2.Первые экономические мероприятия Советской власти.
3. В современном мире капитал, овеществленный в средствах производства, в машинах, перестал играть решающую роль в экономике.
4. Азиатский способ производства в Китае и его разложение.
Тесты.
1. В ХХ веке идет процесс диверсификации – перехода к многоотраслевым корпорациям – конгломератам (Установить соответствие, заполнить и продолжить таблицу).
1. |
1. Крупнейшей финансовой группой мира остается группа Морганов |
2. |
2. Корпорация группы Рокфеллеров |
3. |
3. Корпорация «Дженерал Мотолрс» |
4. |
4. Компания «Дженерал электрик» |
5. |
5. Коммерческий банк «Сити корпорейшен» |
6. |
6. Банк «Чейз Манхэттен» |
2. Сельское хозяйство в США в конце XIX начале ХХ.
1. Район наиболее развитого сельского хозяйства (60% сельхоз.продукции страны) |
1. промышленный Север преимущество |
2. Технический уровень сельского хозяйства был примитивным |
2. бывший рабовладельческий Юг |
3. Сельское хозяйство экстенсивное |
3. на дальнем Западе |
3. Огораживание – наибольший размах получило в Англии в конце XV-XVI в.:
а) процесс насильственного сгона крестьян феодалами с земли;
б) формирование армии наемных работников;
б) рост крупной земельной собственности капиталистического типа.
С развитием английской суконной промышленности при Тюдорах XV—XVI веков и ростом цен на шерсть особое значение приобрели пастбища, которые изымались землевладельцами-лордами у крестьян (переводились в домен) и сдавались в наём фермерам. Экспроприированные земли отгораживались от наделов, оставленных крестьянам — отсюда название. Экспроприации подвергались и пахотные земли. Знаменитая цитата из «Утопии» Томаса Мора (1516) гласит: «Можно сказать, что овцы стали пожирать людей». За год до этого актом 1515 года превращение пахотной земли в пастбище было объявлено правонарушением, однако все эти законодательные попытки не могли остановить огораживаний.
Лишённые наделов крестьяне превращались в наёмных сельскохозяйственных рабочих. Многие из бывших общинников, утратив не только землю, но и жилище, становились бродягами и нищими — пауперами, это приводило к депопуляции деревни. Дальнейший толчок огораживаниям дала Английская реформация, в ходе которой монастырские крестьяне были согнаны с конфискованных в казну церковных земель. Эксцессы огораживаний неоднократно осуждались правительством и церковью, в том числе законодательно; правительство создавало комиссии по борьбе с огораживаниями.