Почему Лермонтов называет свою любовь к Родине странной
СОДЕРЖАНИЕ: «Люблю Отчизну я, но странною любовью», — признавался. Лермонтов незадолго до гибели в одном из самых пронзительных своих стихотворений. «Родина» — это итог раздумий поэта о сущности. России, ее судьбах в истории и в современности, ее прошлом и будущем.Почему Лермонтов называет свою любовь к Родине странной
Почему Лермонтов называет свою любовь к Родине странной
«Люблю Отчизну я, но странною любовью», — признавался Лермонтов незадолго до гибели в одном из самых пронзительных своих стихотворений. «Родина» — это итог раздумий поэта о сущности России, ее судьбах в истории и в современности, ее прошлом и будущем. Рменно в стихотворении «Родина» Лермонтов выразил то, к чему шел с первых шагов своего творчества, когда почувствовал себя «русским душою». Россия входила в художественный мир Лермонтова через образы родной природы, воспринятые с детства и со временем вступившие в противоречие с миром «бездушных людей», «приличьем стянутых масок», «затверженных речей». Поэт признается: «Наружно погружаясь в их блеск и суету, ласкаю я в душе старинную мечту, погибших лет святые звуки». Погибшие годы — это детство в Тарханах, почти интимное общение с природой средней России, а святые звуки сливаются для поэта в гармоническое представление о родине, ее широте и святых камнях, ее протяжных песнях, из которых вырастет «Песня про купца Калашникова», и рассказах стариков:
Рвижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
Рсад с разрушенной теплицей.
Зеленой сетью трав подернут старый пруд,
А за прудом село дымится, и встают
Вдали туманы над полями…
Так же, как родные Тарханы, близка Лермонтову РњРѕСЃРєРІР°, РєСѓРґР° РѕРЅ переехал еще мальчиком, РіРґРµ учился РІ благородном пансионе РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ университета, Р° потом — Рё РІ самом университете. «Москва, РњРѕСЃРєРІР°! Люблю тебя, как сын, как СЂСѓСЃСЃРєРёР№ — сильно, пламенно Рё нежно». Р’СЃРµ нравится Лермонтову РІ древней столице: Рё ее седины, Рё «Кремль, зубчатый, безмятежный», Рё уклад неторопливой, гостеприимной жизни. Рнтересно, что РІ лермонтовском понятии Р РѕРґРёРЅС‹ совершенно отсутствует Петербург, хотя Рё СЃ РЅРёРј связана биография поэта. Петербург стал особенно враждебен Лермонтову после стихотворения «Смерть поэта», РіРґРµ РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ известный автор дерзко Р±СЂРѕСЃРёР» обвинение РІ глаза убийцам Пушкина: «Вы, жадною толпой стоящие Сѓ трона, СЃРІРѕР±РѕРґС‹, гения Рё славы палачи!В» Петербург для Лермонтова неразрывно соединился СЃ убийцей Пушкина Рё хотя Р±С‹ поэтому был отрезан РІ его сердце Рё мыслях РѕС‚ образа Р РѕРґРёРЅС‹. Ртому бюрократическому, равнодушному Рё жестокому РіРѕСЂРѕРґСѓ бросает Лермонтов СЃРІРѕРё гневные стихи:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
Так же, как Пушкин, Лермонтов прекрасно понимал, что «уважение к прошлому — признак истинного просвещения»; так же, как Пушкин, он искал ответа на многие жгучие вопросы современности в российской истории. Не случайно его «Песня про царя Рвана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» принадлежит к числу самых великих русских поэм, содержанием которых стали «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Особое место в ряду таких произведений занимает лермонтовское «Бородино». В рассказе старого солдата о Бородинском сражении отразился восторг молодого слушателя, его преклонение перед воинской доблестью предков, его страстное желание разглядеть в недавней истории то, что, казалось бы, безнадежно утратило новое поколение.
В стихотворении «Родина» Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ», самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Рменно таким был патриотизм Лермонтова и Радищева, Грибоедова и Пушкина, современников поэта — Белинского и Герцена и последующего поколения — революционеров-демократов 60-х годов XIX века Чернышевского и Добролюбова.
Р’ стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. РћРЅ писал: «Лермонтов… обладал, конечно, громадным талантом Рё, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять Рё то, что спасение РѕС‚ этого ложного пути находится только РІ народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», РІ котором РѕРЅ понимает любовь Рє отечеству истинно, свято Рё разумно. РћРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚:
Люблю отчизну я, но странною любовью:
Не победит ее рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья…
Что же любит этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям темной старины, записанным смиренными иконами-летописцами?.. Вот что он любит:
Проселочным путем люблю скакать в телеге…
Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».
Высокий патриотизм Лермонтова прекрасно раскрывается в этом небольшом стихотворении, написанном так задушевно.