Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы Лермонтова Мцыри
СОДЕРЖАНИЕ: Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы Лермонтова Мцыри Мцыри — «любимый идеал» Лермонтова. Это «отражение в поэзии тени его собственной личности», — как сказал Белинский В нем лермонтовское страстное стремление к свободе, его гордость и чуткость к миру, способность пламенеть и готовность к примирению.Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы Лермонтова Мцыри
Мцыри — «любимый идеал» Лермонтова. Это «отражение в поэзии тени его собственной личности», — как сказал Белинский В нем лермонтовское страстное стремление к свободе, его гордость и чуткость к миру, способность пламенеть и готовность к примирению. И как и во многих других героях, в нем — трагическое предчувствие поэтом своей обреченности и невозможности обрести в этом мире идеал. В этом и состоит глубинная причина того, что судьба Мцыри оказывается столь трагичной. Поэма появилась в печати в 1840 году, а через год поэта не стало — как и было им самим не раз предсказано:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я…
Погибает, не добравшись до так страстно желаемой им «страны отцов», и Мцыри. Ведь в личности этого героя очевидна та же раздвоенность, противоречивость, как и в личности другого близкого Лермонтову героя — Печорина, только в поэме она обоснована несколько иначе. Воспитанный в стенах монастыря, впитавший в себя нравственные основы христианской цивилизации, Мцыри, по происхождению горец — «естественный человек», живущий в первобытных условиях, а потому близкий к состоянию детской чистоты и естественности, природной нравственности, — он во многом утратил эти естественные корни. Мцыри — «тюремный цветок», который рвется на свободу, но обретя ее, погибает.
Он бежит из монастыря, потому что свободная душа юноши бунтует и против доброты, покоя, данных чужой волей. Вот почему Мцыри воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. Бегство из монастыря — попытка узнать жизнь и свободу, обрести истинного себя. Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и трудно доступную человеку:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…
Мцыри кажется, что вольная природа и есть его родная стихия, ведь он ощутил внутреннее единство «меж бурным сердцем и грозой». Недаром кульминацией поэмы является битва героя с барсом, где оба — человек и зверь — становятся равноправными бойцами. Но оба они встречают смерть. Так намечается грань разрыва, которая углубляясь, показывает закономерность гибели Мцыри. Природа как будто мстит ему: она заманивает в чащу, сталкивает с барсом, а потом нещадно палит зноем израненное тело.
Но почему природа отторгает того, кто должен быть ее частью? В предсмертном бреду Мцыри слышит песню рыбки, в которой для него открывается потребность покоя, возможность раствориться в первозданной природе. Но это обман: коварная природа влечет и губит героя, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Мцыри — это одна из тех томящихся и метущихся душ, которая, подобно душе поэта в стихотворении «Ангел», еще помнит свою родную стихию, но уже навсегда утратила связь с ней. Возможность разорвать оковы земли и вернуть себе свободу, вновь обретя небо, — это смерть.
Можно ли считать такой выход для героя трагедией? Ведь внутренняя раздвоенность его никогда не исчезнет, пока он жив, а вместе со смертью его душа, наконец, обретает покой. Умирая, Мцыри возвращается к утраченной гармонии. Глядя вдаль и думая о родине, о потерянных близких, он уже готов примириться со своей судьбой: «И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!..». А считать эту судьбу трагической или нет — каждый читатель решает сам.