Подготовка и проведение обязательного экзамена по русскому языку муниципальной комиссии (методические рекомендации)
СОДЕРЖАНИЕ: Брошюра адресована преподавателям русского языка, работающим в 7-9 классах. Цель брошюры – помочь преподавателям при подготовке школьников к обязательному экзамену по русскому языку муниципальной комиссии. В брошюру включены следующие разделыКапитонова Г.С., методист СЦРО
Подготовка и проведение обязательного экзамена
по русскому языку муниципальной комиссии
(методические рекомендации)
Брошюра адресована преподавателям русского языка, работающим в 7-9 классах. Цель брошюры – помочь преподавателям при подготовке школьников к обязательному экзамену по русскому языку муниципальной комиссии. В брошюру включены следующие разделы:
· специфика письменного экзамена по русскому языку;
· критерии оценивания письменного экзамена;
· образцы сочинений выпускников;
· типичные ошибки выпускников;
· речеведческий анализ рассуждений и некоторые другие вопросы, которые будут полезны преподавателям русского языка.
1 страница
Содержание
1. Специфика письменного экзамена по русскому языку.
2. Критерии оценивания письменной работы по русскому языку.
3. Содержание письменного экзамена (текст для прослушивания, тексты для чтения, тесты).
4. Результаты письменного экзамена по русскому языку (статистика, мониторинг).
5. Образцы сочинений. Рецензии.
6. Типичные ошибки выпускников.
7. Приложения
8. Список литературы
Методический анализ итогов муниципального экзамена по русскому языку
Обязательный письменный экзамен по русскому языку муниципальной экзаменационной комиссии сдавали выпускники 31 образовательного учреждения.
Специфика письменного экзамена по русскому языку
Содержание экзаменационной работы по русскому языку соответствует «Обязательному минимуму содержания образования: новое содержание образования. Русский (родной) язык. Общеобразовательный уровень». При разработке экзаменационных материалов учитывались тенденции новых образовательных стандартов, ориентация на реализацию личностно ориентированного деятельностного и компетентностного подходов к преподаванию русского языка, к определению целей, содержания, методов обучения. В связи с этим содержание аттестационной работы было ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников основной общеобразовательной школы коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:
· извлекать необходимую информацию при аудировании и чтении; адекватно понимать и интерпретировать предложенные тексты, аргументировать собственную точку зрения;
· создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам, воспроизводить прослушанный текст с различной степенью свёрнутости;
· интерпретировать в письменной форме информацию, извлечённую из прослушанного и прочитанного текстов, осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с указанной темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;
· соблюдать в письменной речи языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические).
Аттестационная работа состояла из трёх частей. Первая часть – подробное изложение – ориентирована на проверку умения выпускников понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме. При выполнении задания первой части школьники должны были продемонстрировать умение правильно понимать и передавать основную мысль текста, логично, последовательно, стройно, без искажений передавать содержание исходного текста с различной степенью свёрнутости, сохраняя его речевые особенности.
Примечание.
Подробное изложение предполагает
· максимально полное воспроизведение содержания исходного текста (до 70 %) ; минимальный объём изложения в соответствии с критериями – 100 слов;
· сохранение тематической информации исходного текста (тема, микротемы текста, их совокупное единство);
· глубокое проникновение в авторский замысел, сохранение авторской идеи;
· сохранение стилевых особенностей исходного текста;
· создание собственного текста при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств;
· точную передачу эмоционального тона текста, что проявляется в сохранении средств языковой выразительности.
· Отсутствие фактов, не упоминаемых в тексте, эпиграфа, собственных оценок и других материалов, которых нет в исходном тексте.
Подробное изложение допускает изменение формы лица рассказчика, незначительную замену синтаксических конструкций, частичное изменение композиции исходного текста.
Вторая часть аттестационной работы содержала тестовые задания, цель которых – выявить уровень сформированности практических умений извлекать информацию из прослушанного текста и соотносить её с информацией, извлечённой из прочитанного текста. Кроме того, задания данной части позволяли также проверить лингвистические и языковые умения выпускников: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения их уместности, целесообразности, выразительности.
. К их числу относятся следующие:
· определение основной мысли прослушанного и прочитанного текстов;
· определение способов языковой связи предложений в тексте;
· выполнение заданий по разделам учебного курса русского языка (фонетике, словообразованию, синтаксису, морфологии и т.д.)
Третья часть аттестационной работы – сочинение–рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов. Особенностью данной части является направленность на проверку комплекса практических умений, необходимых для повседневной речевой практики, в том числе и учебной. При выполнении третьей части работы выпускники должны были продемонстрировать умение понимать основную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты, адекватно передавать её в собственном письменном высказывании; логично, последовательно, связно подтверждать версии авторов (или одного автора) или формулировать собственную версию, доказывая её, приводить как собственные аргументы, так и аргументы, извлечённые из исходных текстов, а также уместно и целесообразно использовать языковые средства в соответствии с темой, стилем и коммуникативным замыслом высказывания.
Примечание. О бъём сочинения – рассуждения не менее 80 слов. Важно помнить, что учащиеся пишут сочинение, а не элемент сочинения.
Чтобы выполнить данное задание, выпускникам необходимо сделать следующее:
· внимательно прочитать данный текст (не менее трёх раз);
· определить позицию авторов в соответствии с заданной темой;
· подобрать убедительные аргументы для доказательства версии авторов (автора) или собственной версии;
· продумать абзацное членение создаваемого текста;
· использовать в собственном тексте изобразительно-выразительные и экспрессивные возможности языка авторского текста;
· обдумать начало и концовку собственного текста;
· перечитать написанный текст, отредактировать его, устраняя недочёты, исправляя ошибки.
Практическая грамотность выпускника оценивалась на основании проверки всей экзаменационной работы в целом, при этом учитывалось положение о грубых, негрубых и однотипных ошибках. Общая сумма баллов за все виды работы составляет рейтинг (максимальное количество баллов за всю работу – 32), позволяющий более точно, детально определить уровень знаний школьников, расширить диапазон школьной отметки.
Рейтинг складывался из суммы установленных баллов, которые выпускник получал за выполнение всех трёх частей экзаменационной работы. При этом изложение и сочинение оценивались по критериям, которые позволяли детализировать уровень сформированности конкретных речевых умений. Соответствие каждому критерию оценивалось установленными баллами. Это позволяет проследить речевое развитие выпускника поэлементно и в целом, а также провести детальный сопоставительный анализ достижений учащихся в овладении русским языком на уровне класса, школы, города, а по результатам экзамена выявить те умения и навыки, которые требуют повышенного внимания со стороны преподавателей, а также разработать конкретные методические рекомендации.
Для перевода рейтинговой отметки в четырёхбалльную предлагалась шкала перевода.
Содержание экзаменационной работы по русскому языку.
Текст для изложения
Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обречённым на особую, мученическую смерть.
Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.
В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьёй, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, и рабочие в одну смену не управлялись, всё замирало до утра. И тогда бадьёй и воротом завладевали мы.
Провал в преисподнюю, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с прошлым наших отцов, с их риском. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую войну, где применялись отравляющие вещества.
И мы, сдерживая дыхание, летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.
Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоём, и верёвка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Мальчик пришёл в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчишек. Меня потрясла не только его смерть, но и похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора. (По Б. Васильеву)
Выпускникам были предложены два варианта текстов для чтения. К каждому из этих текстов прилагались разные темы для сочинений-рассуждений и по два варианта тестов. Таким образом, выпускники выполняли один из четырёх вариантов экзаменационного задания.
Вариант 1. (Текст для чтения)
(1) «Спешите делать добро!» - этот девиз принадлежит замечательному человеку, врачу, истинному христианину Фёдору Петровичу Гаазу (так все называли его в Москве).
(2) В 1828 году к нему обратился князь Голицын, набирая состав московского «Комитета попечительства о тюрьмах». (3) Гааз горячо откликнулся на призыв и был назначен главным врачом московских тюрем. (4) У него началась совсем другая жизнь.
(5) Для того чтобы понять, за что уже не одно столетие поминает Фёдора Петровича Гааза вся громадная Россия, надо знать положение тюрем того времени. (6) Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.
(7) Ещё ужаснее было положение ссыльных на этапе в Сибирь. (8) Путь каторжан совершался в особых кандалах: на толстый железный прут надевалось до 10 наручников, замыкающихся на руках арестантов. (9) Прут соединял различных по возрасту, здоровью, росту, походке и силам людей. (10) Нанизанные на прут арестанты сбивались с ног, не поспевали друг за другом, слабые тяготили сильных, крепкие негодовали на немощных. (11) С таким положением вступил в борьбу Ф.П. Гааз и вёл её почти 25 лет, до самой кончины.
(12) Но главный подвиг совершил Гааз, когда добился отмены прута. (13) Следующим по этапу арестантам он раздавал книги, бельё, тёплую одежду, купленную на свои деньги. (14) Разговаривал, ободрял, обещал побеспокоиться о родных. (15) Часто выкупал у помещиков целые семьи, чтобы они могли уйти на поселение вместе с осуждёнными. (16) После его смерти оказалось, что он выкупил 74 семьи крепостных.
(17) Всё это вызывало недовольство, раздражение и ироническое отношение людей, считавших, что арестанты не заслуживают сострадания. (18) А Фёдор Петрович Гааз говорил: «…Пусть они грешные, пусть есть преступные и даже злодеи, но все они люди…Крещёные люди».
(19) Никого не удивляло, когда видели, что вместе с партией шёл высокий старик во фраке. (20) Все знали, что это – «Фёдор Петрович», «святой доктор» и «Божий человек», так привык звать его народ.
(21) Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы – не официальные венки, а живые, чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек. (По В.К. Константиновой)
Тест (вариант 1)
2. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
1) Чтобы спасать людей, нужно быть сильным и выносливым.
2) В памяти потомков остаются подвиги врачей, самоотверженно служивших людям.
3) Настоящий врач должен быть терпеливым и заботливым.
4) Чтобы быть хорошим врачом, нужно научиться преодолевать трудности.
3. Какая мысль отражает содержание прочитанного текста?
1) Стремление спасти ближнего, облегчить его страдания является отличительным качеством настоящего врача.
2) Доктор Гааз хотел прославиться и поэтому совершал благородные поступки.
3) Не все люди достойны милосердия.
4) Хороший врач должен много практиковать и заниматься общественной деятельностью.
4 . К какому стилю и типу речи относится текст?
1) научный стиль; описание;
2) разговорный стиль; рассуждение;
3) художественный стиль; рассуждение;
4) публицистический стиль; повествование.
5. какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
1) 2; 2) 11; 3) 12; 4) 17.
6. В каком значении употреблено слово жизнь (предложение № 4)?
1) особая форма существования и движения материи, возникшая на определённой ступени её развития;
2) физиологическое существование человека, животного;
3) деятельность человека в тех или иных её проявлениях;
4) реальная действительность.
7. В каком слове все согласные звонкие?
1) все; 2) высокий; 3) старик; 4) видели.
8. Каков способ образования слова деревянный?
1) приставочный; 2) суффиксальный; 3 ) приставочно-суффиксальный; 4) бессуффиксный.
9 . Какой частью речи является слово что (предложение № 16)?
1) местоимение; 2) наречие; 3) частица; 4) союз.
10. В составе какого сложного предложения есть безличное?
1) 10; 2) 15; 3) 16; 4) 17.
11 . Какое из предложений является сложноподчинённым?
1) 5; 2) 8; 3) 10; 4) 13.
Тест (вариант 2)
1. 2. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
1) Настоящий врач должен быть терпеливым и заботливым.
2) Нужна сила и выносливость, чтобы спасать людей.
3) Чтобы быть хорошим врачом, нужно научиться преодолевать трудности.
4) Подвиг врачей, самоотверженно служивших людям, остаётся в памяти потомков.
3 . Какая мысль отражает содержание прочитанного текста?
1) В начале XIX века многие люди в России занимались благотворительностью.
2) Назначение Ф.П. Гааза главным врачом не изменило его жизни.
3) Сострадание должно быть главной заповедью врача.
4) Деятельность Ф.П. Гааза горячо одобряли все современники.
4. К какому стилю и типу речи относится текст?
1) разговорный стиль; рассуждение;
2) научный стиль; описание;
3) художественный стиль; рассуждение;
4) публицистический стиль; повествование.
5. какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
1) 3; 2) 4; 3) 12; 4) 15 .
6. В каком значении употреблено слово партия (предложение № 19)?
1) политическая организация;
2) одна игра;
3) группа лиц, собранных с какой-то целью;
4) определённое количество товара.
7. В каком слове все согласные мягкие?
1) следующий; 2) бельё; 3) одежда; 4) арестант.
8. Каков способ образования слова земляной?
1) приставочный; 2) суффиксальный; 3 ) бессуффиксный;
4) приставочно-суффиксальный.
9. Какой частью речи является слово что (предложение № 5)?
1) наречие; 2) местоимение; 3) частица; 4) союз.
10. В составе какого сложного предложения есть безличное?
1) 15; 2) 17; 3) 19; 4) 20.
11. Какое из предложений является простым?
1) 10; 2) 11; 3) 12; 4) 15.
Вариант 3 (Текст для чтения)
(1) Николай Иванович Пирогов внёс в отечественную хирургию научную ответственность и христианское сострадание.
(2) Умение сохранять хладнокровие в тот момент, когда человек мучается под твоим ножом, было обязательным для профессионального хирурга XIX века. (3) У Пирогова так не получилось: чем больше он усваивал медицинских секретов, тем чувствительнее относился к чужой боли.
(4) Так, Пирогов сначала исследовал действие эфира для наркоза на себе.
(5) Способность к состраданию помогла совершить и другое открытие. (6) Пирогов долго искал способ лечения переломов. (7) Во время Кавказской войны он пытался сращивать кости раненых, стягивая их крахмальными повязками. (8) Он почти не отходил от прооперированных и проделал сотни километров пешком, сопровождая госпитальные телеги и следя за состоянием своих пациентов. (9) Постоянная сосредоточенность на этой проблеме дала результат. (10) В Москве знакомый скульптор Пирогова пригласил в мастерскую: врач неожиданно пришёл в восторг от гипсовых форм, которые скульпторы используют на промежуточном этапе.
(11) С годами хирургическое мастерство Пирогова достигло таких высот, что его операции сравнивали с гениальными музыкальными произведениями. (12) Но он всё глубже задумывался о тайне жизни и смерти, осознавая, как мало одних медицинских средств для избавления человека от страданий.
(13) В то время многие военачальники относились к раненым так же, как к убитым: выбыл из строя – человека нет. (14) Особенно страшным это равнодушие было при обороне Севастополя в 1855- 1856 годах. (15) Покалеченные герои после битвы нередко лежали прямо на земле. (16) О гигиене никто не задумывался, а Пирогов настаивал на необходимости строгих гигиенических правил. (17) Это спасло десятки тысяч от заражений и гангрены.
(18) При участии Пирогова была создана Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. (19) Сёстры милосердия, прибывшие в Севастополь, исполнили даже больше, чем ожидалось.
(20) До конца жизни врач Пирогов принимал бесплатно больных на дому. (21) «Все должны сначала научиться быть людьми», - часто повторял Пирогов. (22) Он добивался всеобщего начального образования, искал благотворителей для студентов и открывал воскресные школы.
(23) Слава о Н.И. Пирогове как выдающемся человеке и хирурге глубоко укоренилась в памяти русского народа. (По А.И. Кульбе)
Тест ( вариант 3)
2. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
1) Врач должен не только лечить, но и вносить свой вклад в развитие медицинской науки.
2) История свято хранит примеры мужества, самопожертвования, сострадания выдающихся врачей.
3) Доктор всегда должен говорить правду, как бы горька она ни была.
4) Соблюдение санитарно-гигиенических правил спасло жизнь многим людям.
3 . Какая мысль отражает содержание прочитанного текста?
1) Милосердие и самопожертвование являются отличительными качествами настоящего врача.
2) Чтобы быть настоящим врачом, необходимо много учиться.
3) Пирогов никогда не испытывал лекарства на себе.
4) Человека можно избавить от страданий только с помощью медицинских средств.
4 . К какому стилю и типу речи относится текст?
1) научный стиль; описание;
2) разговорный стиль; рассуждение;
3) художественный стиль; рассуждение;
4) публицистический стиль; повествование.
5 . Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения?
1) 7; 2) 10; 3) 11; 4) 17.
6. В каком значении употреблено слово операция в прочитанном тексте (предложение № 4)?
1) военные действия, подчинённые особому плану;
2) хирургическая лечебная помощь;
3) отдельный этап какого-либо процесса;
4) торговая или финансовая деятельность.
7 . В каком слове имеется звук [Ф]?
1) эфир; 2) физиолог; 3) всегда; 4) кровь.
8. Каков способ образования слова умение?
1) бессуффиксный; 2) суффиксальный; 3 ) приставочный; 4) приставочно-суффиксальный;
9 . Какой частью речи является слово что (предложение № 11) ?
1) прилагательное; 2) местоимение; 3) союз; 4) частица.
10 . В каком предложении имеется составное глагольное сказуемое?
1) 1; 2) 2; 3) 4 ; 4) 5 .
11 . Какая характеристика предложения № 13 является верной?
1) сложносочинённое; 2) сложноподчинённое;
3) простое; 4) сложное бессоюзное.
Тест ( вариант 4 )
2. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
1) Каждый врач обязательно даёт клятву Гиппократа.
2) Бережно хранит память народа имена тех врачей, которые, не щадя себя, оберегали жизнь человека и его здоровье.
3) Чтобы приносить пользу людям, врач должен долго учиться.
4) Врач должен заботиться как о физическом, так и о духовном здоровье людей.
3 . Какая мысль отражена в прочитанном тексте?
1) Пирогов сохранял хладнокровие во время хирургических операций.
2) Чтобы быть настоящим врачом, необходимо совершать открытия в медицине.
3) Пирогов прославился не только открытиями в медицине, но и благотворительностью.
4) В XIX веке раненым на поле боя оказывали квалифицированную медицинскую помощь.
4 . К какому стилю и типу речи относится текст?
1) публицистический стиль; повествование; научный стиль; описание;
2) научный стиль; описание;
3) художественный стиль; рассуждение;
4) разговорный стиль; рассуждение.
5 . Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
1) 2; 2) 5; 3) 7; 4) 13.
6. В каком значении употреблено слово эфир (в предложении № 4)?
1) радио- и телепередача;
2) воздушное пространство как распространитель волн;
3) верхний слой воздуха;
4) бесцветная летучая жидкость с характерным резким запахом.
7 . В каком слове букв меньше, чем звуков?
1) следя; 2) стягивая; 3) искать; 4) война.
8. Каков способ образования слова ответственность?
1) приставочный; 2) суффиксальный; 3 ) бессуффиксный; 4) приставочно-суффиксальный;
9 . Какой частью речи является слово даже в предложении № 19?
1) наречие; 2) деепричастие; 3) частица; 4) местоимение.
10 . В каком предложении имеется составное глагольное сказуемое?
1) 7; 2) 9; 3) 10 ; 4) 12 .
11 . Какая характеристика предложения № 16 является верной?
1) простое; сложносочинённое; 2) сложноподчинённое;
3) сложносочинённое; 4) сложное бессоюзное.
Критерии оценивания экзаменационной работы
Таблица 1
№ |
Критерии оценивания изложения |
Баллы |
1. |
Содержание изложения |
|
И 1 |
Отражение в изложении содержания исходного текста |
|
|
Содержание текста передано без искажений |
2 балла |
|
Допущена 1 фактическая ошибка в передаче содержания исходного текста |
1 балл |
|
Допущено 2 и более фактических ошибок в передаче содержания исходного текста или содержание не передано вовсе |
0 баллов |
И 2 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения исходного текста |
|
|
В работе отсутствуют логические ошибки; правильно использованы языковые средства логической связи; нет нарушений абзацного членения текста |
2 балла |
|
В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи; нет нарушений абзацного членения текста |
1 балл |
|
В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеется более 1-й ошибки в использовании средств логической связи, и/или имеется более 1-го нарушения абзацного членения текста |
0 баллов |
И 3 |
Точность и ясность речи |
|
|
Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. Работа учащегося без нарушений передаёт речевые особенности исходного текста |
2 балла |
|
Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль. Имеются отдельные нарушения в передаче речевых особенностей исходного текста |
1 балл |
Максимальное количество баллов за изложение по критериям И 1 – И3 |
6 баллов |
|
Часть 3. Третья часть экзаменационной работы (задание 3.1) – написание небольшого по объёму сочинения – рассуждения (не менее 80 слов) на основе информации, извлечённой из прослушанного и прочитанного текстов, - оценивается по следующим критериям: Таблица 2 |
||
Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. Речевые особенности исходного текста не переданы. |
0 баллов |
|
|
Содержание сочинения |
|
С 1 |
Соответствие работы учащегося предложенной теме |
|
|
Содержание сочинения соответствует предложенной теме |
2 балла |
|
Содержание сочинения соответствует предложенной теме, однако в написанном тексте имеется 1 отступление от темы и/или 1 фактическая ошибка |
1 балл |
|
Написанный учащимся текст не соответствует заданной теме или сочинение представляет собой пересказ исходных текстов, или в работе учащегося имеются 2 или более отступлений от темы, или 2 и более фактические ошибки |
0 баллов |
С 2 |
Отражение собственной позиции учащегося |
|
|
Ученик чётко выражает свою позицию, присоединяясь к позиции авторов текстов или формулируя собственное мнение |
2 балла |
|
Ученик нечётко выражает свою позицию, присоединяясь к позиции авторов текстов или формулируя собственное мнение |
1 балл |
|
Ученик не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного текстов или формально заявляет о своей позиции («я согласен /не согласен с авторами») |
0 баллов |
С 3 |
Соответствие работы учащегося заданному типу речи (рассуждение) |
|
|
Сочинение учащегося соответствует заданному типу речи: текст подчинён основной мысли (тезису), приведено не менее 2-х аргументов (собственных и/или извлечённых из прослушанного и прочитанного текстов). |
2 балла |
|
Сочинение в целом соответствует заданному типу речи: текст подчинён основной мысли (тезису), однако приведён только 1 аргумент и/или имеются отдельные нарушения в типологической структуре рассуждения (аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются противоречащие друг другу утверждения и т.п.) |
1 балл |
|
Создан текст иного типа речи |
0 баллов |
2. |
Речевое оформление сочинения - рассуждения |
|
С 4 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения исходного текста |
|
|
В работе отсутствуют логические ошибки; верно использованы языковые средства логической связи; и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи; нет нарушений абзацного членения текста |
2 балла |
|
1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 балл |
|
В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеется более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи; и/ или имеется более 1-го нарушения абзацного членения текста |
0 баллов |
С 5 |
Точность и ясность речи |
|
|
Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. |
2 балла |
|
Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль |
1 балл |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 баллов |
|
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1 – С5 |
10 баллов |
Внимание!
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст (прослушанный и /или прочитанный) без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Практическая грамотность учащегося оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках).
Таблица 3
Критерии оценки грамотности учащегося
Г 1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
|
Орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка |
3 балла |
|
допущены 1 – 2 ошибки |
2 балла |
|
допущены 3 – 4 ошибки |
1 балл |
|
допущено 5 и более ошибок |
0 баллов |
Г 2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
|
Пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка |
3 балла |
|
допущены 1 – 2 ошибки |
2 балла |
|
допущены 3 -4 ошибки |
1 балл |
|
допущено 5 и более ошибок |
0 баллов |
Г 3 |
Соблюдение грамматических норм |
|
|
Грамматических ошибок нет |
3 балла |
|
допущены 1 -2 ошибки |
2 балла |
|
допущены 3 -4 ошибки |
1 балл |
|
допущено 5 и более ошибок |
0 баллов |
Г 4 |
Соблюдение речевых норм |
|
|
Речевых ошибок нет или допущена 1 негрубая |
3 балла |
|
допущены 1 – 2 ошибки |
2 балла |
|
допущены 3 – 4 ошибки |
1 балл |
|
допущено 5 или более ошибок |
0 баллов |
При оценке грамотности следует учитывать объём изложения и сочинения .
Указанные в таблице №3 нормативы применяются для проверки и оценки изложения объёмом не менее 100 слов (если в изложении менее 85 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным ) и/или сочинения объёмом не менее 80 слов (если в сочинении менее 65 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным ).
При оценке изложения объёмом от 85 до 100 слов и / или сочинения объёмом от 65 до 80 слов число допустимых ошибок всех четырёх видов (Г1 - Г4) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
Г1 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
Г2 – пунктуационных ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
Г3 – грамматических ошибок нет;
Г4 – речевых ошибок нет.
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
Г1 – допущена 1 орфографическая ошибка;
Г2 - допущена 1 пунктуационная ошибка;
Г3 - допущена 1 грамматическая ошибка;
Г4 - допущена 1 речевая ошибка.
З балла по критериям Г1 – Г4 за изложение объёмом от 85 до 100 слов и /или сочинение объёмом от 65 до 80 слов вообще не ставится.
При оценке грамотности (Г1 – Г4) следует также учитывать, все ли виды письменных работ (и изложение, и сочинение) выполнил ученик.
Если выпускник не приступал к написанию изложения или сочинения, то при оценке грамотности число допустимых ошибок всех четырёх видов уменьшается: 3 и 2 балла по критериям Г1 –Г4 не ставится вовсе. 1 балл выставляется в следующих случаях:
Г1 – не более 2-х орфографических ошибок (более 2-х ошибок – 0 баллов);
Г2 - не более 2-х пунктуационных ошибок (более 2-х ошибок – 0 баллов);
Г3 - не более 1 грамматической ошибки (более 1 ошибки – 0 баллов);
Г4 - не более 2-х речевых ошибок (более 2-х ошибок – 0 баллов).
Максимальный балл , который может получить ученик за работу, - 38 баллов.
Шкала перевода рейтинга в четырёхбалльную шкалу отметок при проведении обязательного письменного экзамена
Школьная отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичный балл |
0 -10 |
11 - 20 |
21- 32 |
33 - 38 |
Итоги обязательного письменного экзамена по русскому языку
В проведении экзамена приняли участие 252 человека (членов МЭК – 31, членов ПЭК – 117, организаторов – 104).
Количество учащихся, сдававших предмет |
Явились на экзамен |
Неявка, причины |
Отметки |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
|||
2626 |
2571 |
55 (43- щадящий режим 11 – болезнь, семейные обстоятельства, международные соревнования) |
289 |
1524 |
751 |
7 |
1. Сравнительный анализ результатов обязательного письменного экзамена по русскому языку , сданного выпускниками 9-х классов муниципальной экзаменационной комиссии за 2 последних года.
Примечание. В течение трёх лет выпускники 9 классов сдавали письменный экзамен по русскому языку муниципальной комиссии по разным моделям: сжатое изложение, тест, сочинение; подробное изложение, 4 тестовых задания, сочинение по теме, объединяющей прочитанный и прослушанный тексты (тему формулировал ученик); подробное изложение, 10 тестовых заданий; сочинение-рассуждение по предложенной теме, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты.
Учебный год |
Получили отметки |
|||||||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
|||||
кол-во |
% от числа сдававших |
кол-во |
% от числа сдававших |
кол-во |
% от числа сдававших |
кол-во |
% от числа сдававших |
|
2005-2006 (сдача экзамена в новой форме) |
100 |
8,1 |
581 |
46,9 |
549 |
44,35 |
8 |
0,65 |
2006-2007 (сдача экзамена в новой форме) |
289 |
11,2 |
1524 |
59,3 |
751 |
29,2 |
7 |
0,3 |
2. Мониторинг результатов государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников 9-х классов, проводимой муниципальными экзаменационными комиссиями
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.
(Изложение)
Критерии |
% учащихся, набравших соответствующие баллы |
||
0 баллов |
1 балла |
2 балла |
|
И 1 |
10,5 |
46,5 |
43 |
И 2 |
13 |
43 |
44 |
И 3 |
6,4 |
40 |
53,6 |
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.
(Тестовое задание)
Задание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
% учащихся, выполнивших задание |
73 |
79 |
75 |
66 |
77 |
74 |
73 |
78 |
72 |
71 |
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.
(Сочинение)
Критерии |
% учащихся, набравших соответствующие баллы
|
||
0 |
1 |
2 |
|
С 1 |
14 |
51 |
35 |
С 2 |
22 |
37 |
41 |
С 3 |
16,3 |
56,6 |
27,1 |
С 4 |
19,4 |
40 |
40,6 |
С 5 |
19 |
45 |
36 |
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе.
(Практическая грамотность)
Критерии |
% учащихся, набравших соответствующие баллы |
|||
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Г 1 |
21 |
27 |
29 |
23 |
Г 2 |
20,6 |
31,4 |
27 |
21 |
Г 3 |
13,8 |
29 |
36,2 |
21 |
Г 4 |
17,7 |
24,3 |
35 |
23 |
Анализ заданий, не выполненных учащимися в результате итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
Всего уч-ся |
Полный пересказ текстовых сочинений |
Не приступали к заданиям |
Работа меньше минимума объема |
||||||||
2571 |
Кол-во |
% учащихся |
изложение |
сочинение |
тест |
изложение меньше 100сл. |
сочинение меньше 80 слов |
||||
592 |
23 |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
0 |
0 |
1 |
0,04 |
0 |
0 |
0 |
206 |
8 |
Анализ статистических данных об итогах обязательного письменного экзамена по русскому языку позволил определить уровень сформированности у выпускников 9 классов не только предметной, но и ряда внеучебных компетенций: коммуникативных (владение такими видами речевой деятельности, как аудирование, чтение и письмо, основами культуры письменной речи, базовыми навыками использования языка) и информационных (извлечение информации при слушании и чтении, умение осуществлять информационную переработку текстов, выявить наиболее типичные затруднения).
При написании подробного изложения и сочинения по предложенной теме выпускники допускали следующие ошибки:
· излишне подробное (наизусть или почти наизусть) написание прослушанного текста;
· неправильное выделение композиционных блоков, микротем при сохранении цельности, логики высказывания, своеобразия авторского стиля;
· нарушение речевых особенностей прослушанного текста;
· отклонение от предложенной темы сочинения;
· несоответствие заданному типу речи (нарушения в типологической структуре рассуждения, создание иного типа речи)
Примеры сочинений учащихся (авторские особенности текстов сохранены)
Первая тема, предложенная учащимся.
Милосердие – черта настоящего врача.
1. Когда человек решает стать врачом, он обязан дать клятву Гиппократа о том, что будет бескорыстно помогать людям, пытаться помочь им сохранить жизнь до последней минуты.
Доктор Янсен и Фёдор Петрович Гааз были врачами в разные времена, но были одинаково милосердны и добры к людям, как, впрочем, настоящие врачи. Их жизнь была чередой подвигов, беспрестанной помощи окружающим. Таким людям, конечно, не без оснований, приписывали мудрость, граничащую со святостью. И вправду, только Божий человек, как называли доктора Гааза, может настолько сильно стремиться спасти ближнего и быть настолько милосердным. (88 слов)
Содержание работы соответствует предложенной теме, но сочинение представляет собой пересказ исходных текстов. Позиция ученика выражена нечётко. Сочинение в целом соответствует заданному типу речи, но имеются нарушения в типологической структуре текста, выводы, соответствующие теме сочинения, отсутствуют. В работе допущены логические ошибки, не используются языковые средства логической связи между предложениями. Учащийся владеет достаточным словарным запасом, но работа отличается однообразием грамматического строя речи. (4 балла)
2. Если я вижу во враче милосердие, то знаю, что ему можно довериться, но есть и такие врачи, которым на всё чихать. Это не врачи. Мне нужно находиться с милосердным врачом, и если от врача нет никакой доброты, то я никогда не подойду к такому врачу. Все милосердные врачи будут бороться за твоё здоровье до конца, хоть на это понадобится два дня, не спать, а стоять около хирургического стола. Без отдыха любой добрый врач не оставит человека в плохом состоянии. Врач взбодрит, развеселит, никогда не скажет обидного, а только будет говорить, что всё хорошо. Врач будет стараться оправдать надежду. Мне ещё не встречался плохой врач. Мне бы хотелось, чтобы все врачи были добрыми, милосердными, как Янсен.
Написанный учеником текст не соответствует предложенной теме. Ученик не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного текстов. Работа представляет собой высказывания по теме, в целом соответствующие заданному типу речи, но имеются нарушения в типологической структуре рассуждения. Нарушено абзацное членение, не используются языковые средства логической связи между предложениями. Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. (1 балл)
3. Лично я считаю, что любой врач должен быть честным, милосердным и отзывчивым. «Спешите делать добро!» - это девиз любого добропорядочного доктора.
Доктор Янсен и Фёдор Петрович - это пример всех врачей. Ведь согласитесь, что не каждый врач способен рисковать своей жизнью ради двух мальчиков.
Если быть таким, то вас будут помнить, о вас будут писать в книгах и вы будете примером для всех.
Доктора Янсена и Фёдора Петровича объединяют все эти качества.
Милосердие - черта настоящего врача. Он должен любить окружающих как самого себя. Вот это и есть настоящий врач.
Содержание работы в целом соответствует предложенной теме. Позиция ученика выражена. Сочинение в целом соответствует заданному типу речи, но имеются нарушения в типологической структуре текста, отсутствуют аргументы. В работе допущены логические ошибки, не используются языковые средства логической связи между предложениями. Учащийся владеет достаточным словарным запасом, прослеживается однообразие грамматического строя речи. ( 5 баллов)
4. Жизнь – это самое ценное, что есть у человека. Она настолько хрупкая, что может волею случая оборваться в любой момент. Но есть люди, которые по долгу службы помогают нам в борьбе за жизнь. Это врачи. Они каждый день видят боль и страдание людей. Мы обращаемся к ним за помощью в трудные периоды нашей жизни. Нам очень нужны их профессионализм и участие. Но больше всего мы нуждаемся в их милосердии. Это качество так же необходимо для выздоровления, как и лекарство. В наше время технического прогресса такое качество, как милосердие врача, это необходимое условие. Человек ко всему привыкает. Чтобы не стать чёрствым и безучастным к чужой боли, а значит, чтобы помочь больному, врачу требуется не только профессионализм, ему нужно милосердие. Это самое благородное чувство человека. Оно является просто светом, озаряющим лица обыкновенных людей.
Даже лица безнадёжно больных людей озаряются улыбкой, а в глазах появляется надежда, если он чувствует к себе милосердное отношение. Врач без милосердия – очаг без тепла.
Содержание работы в целом соответствует предложенной теме, но сочинение написано без опоры на исходные тексты. Ученик не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного текстов. Сочинение в целом соответствует заданному типу речи, но имеются нарушения в типологической структуре текста, выводы, соответствующие теме сочинения, отсутствуют. В работе допущены логические ошибки, нарушено абзацное членение текста, не используются языковые средства логической связи между предложениями. Учащийся владеет достаточным словарным запасом, но работа отличается однообразием грамматического строя речи. (4 балла)
5. Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, любви и уважения.
Именно такими должны быть наши врачи. Врач обязан помогать людям, рискуя собой, своей жизнью. Помогать нуждающимся – это его врачебный долг.
В моей жизни был серьёзный случай, когда я серьёзно заболела и обратилась к одному врачу, но он даже не выяснил, какая у меня болезнь, он просто выписал мне какие-то болеутоляющие таблетки. Я начала их принимать, но моя боль не уменьшалась, а становилась всё сильнее. И тогда я обратилась к более хорошему врачу. Он взялся за моё лечение, у меня оказалось воспаление лёгких. Мне долгое время проводили курс лечения, он серьёзно отнёсся к моей болезни. Врач прописал мне много лекарств, много уколов. У меня было осложнение, потому что я не сразу к нему обратилась. К счастью, я вылечилась, и сейчас всё нормально.
Я благодарна этому человеку за его доброту, умение в своей работе. И хотелось бы, чтобы стало побольше таких хороших врачей.
Вот таким же был доктор Янсен. Он готов был отдать свою жизнь за пациента.
Я тоже хочу стать отличным врачом и спасать жизни людей, которые нуждаются в помощи.
Содержание работы соответствует предложенной теме. Позиция ученика выражена чётко. Но сочинение не соответствует заданному типу речи, создан текст иного типа речи. Работа ученика не отличается богатством словаря и разнообразием грамматического строя речи, что не позволяет ясно, точно и понятно выразить свои мысли (4 балла)
6. Каждая профессия необходима обществу. Нужно быть хорошим инженером, учителем, строителем, врачом.
Но есть и другое определение для профессии врача: врач от Бога, врач – подвижник. Именно о таких врачах рассказывают нам Б. Васильев и А. Кульба.
Ценность содержания обоих текстов отражается в основной мысли, объединяющей их: милосердие и самопожертвование являются отличительными качествами настоящего врача. Б. Васильев рассказывает о докторе Янсене. Писатель подчёркивает, что главное, что определяло характер доктора, - это осознание своего долга перед народом. Он посвятил свою жизнь борьбе за человеческие жизни.
Легко ли быть врачом, подобным доктору Янсену? Таким же самоотверженным, целеустремлённым, забываюшим порой о себе? Легко ли жить во имя людей, во имя спасения их? Конечно, нет. Такими людьми руководит истинная доброта, милосердие, любовь к людям, к своей профессии.
Труд Янсена, Врача – подвижника, бесценен. За его бескорыстное служение жителям Смоленска «людская благодарная молва приписывает ему мудрость, граничащую со святостью».
Такое же восхищение вызывает и знаменитый хирург Пирогов, о котором рассказывает А. Кульба. Автор восхищается его милосердием и способностью к самопожертвованию. Пирогов жертвовал собой, проводил на себе опыты, и делал он это ради людей. Его стремление помочь людям, быть им полезным нельзя ни с чем сравнить. Любовь к людям, бескорыстная доброта, милосердие – вот что руководило Пироговым в его научных экспериментах, в его служении людям. Только человек с большим сердцем способен так жить, так относиться к своей профессии.
Каждый из нас обращался к врачам и прекрасно знает, что не только глубокие медицинские знания, но и добрый, внимательный взгляд, ласковое слово, заботливость помогают нам выздороветь, почувствовать себя лучше. Только истинная доброта, милосердие, любовь к людям делают обычного врача врачом – подвижником, Врачом от Бога.
Содержание работы соответствует предложенной теме. Позиция ученика выражена чётко. Сочинение соответствует заданному типу речи: текст подчинён основной мысли (тезису). Приведены аргументы. В работе отсутствуют логические ошибки, правильно используются языковые средства логической связи между предложениями. Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. ( 10 баллов)
Вторая тема, предложенная учащимся.
Истинная доброта проявляется в поступках.
1. По поступкам можно понять, какой человек, особенно в трудной ситуации. В трудных ситуациях люди ведут себя по-разному. Некоторые убегают, спасая только себя, а некоторые всеми усилиями пытаются помочь человеку, попавшему в беду. Делая хорошие поступки, мы это делаем от всей души. Мы искренне хотим помочь другому. В произведении Васильева описывается искренняя доброта, поступки доктора Янсена. Доктор пожертвовал своей жизнью, спасая двух мальчишек, попавших в беду. В тексте Кульба рассказывает про Николая Ивановича Пирогова. Он искал решения многих проблем, которые облегчат страдания людей.
Я считаю, что каждый человек должен пожертвовать чем-то ради другого человека, даже если это небольшая жертва. Некоторые люди жертвуют своей карьерой, семьёй, здоровьем, а иногда даже своей жизнью ради других. У таких людей есть истинная доброта.
Содержание работы соответствует предложенной теме, но в сочинении слабо отражена содержательная часть исходных текстов. Позиция ученика заявлена. Сочинение в целом соответствует заданному типу речи. В работе допущена 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи между предложениями. Учащийся владеет достаточным словарным запасом, но работа отличается однообразием грамматического строя речи, что не позволяет точно выразить свою мысль. ( 6 баллов)
2. Истинная доброта проявляется в поступках, и это действительно так. От того, сколько мы сделаем благотворительных дел, на столько мы можем помочь обществу и друг другу.
Доброта – это самое из качеств, которое только присуще человеку. Если у человека это качество есть, то он самый счастливый.
Эти люди обладают даром жить не для себя, думать не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду.
Действительно, честные и доброжелательные люди всегда готовы помочь окружающим. Даже могут отдать свою жизнь взамен на чью-то другую, может быть более молодую, которая в жизни ещё ничего не видела и ничего не знает, а по глупости подвергла её опасности.
У меня не было ещё каких-то ситуаций и примеров из жизни о которых я бы могла написать.
Ну, могу рассказать о докторе Янсене, который спас от смерти двух глупых мальчиков, которые по глупости решили испытать свою судьбу. Он отдал свою жизнь взамен на две другие.
Если у нас в стране будет больше добрых, открытых, честных людей, то зла будет значительно меньше.
Содержание работы соответствует предложенной теме, но в сочинении слабо отражена содержательная часть исходных текстов. Позиция ученика заявлена, но не аргументирована. Сочинение в целом соответствует заданному типу речи.
Учащийся владеет достаточным словарным запасом, но работа отличается однообразием грамматического строя речи, что не позволяет точно выразить свою мысль. ( 5 баллов)
3. Ключевым словом в этой философской теме, конечно, является слово доброта. Давайте воспользуемся в какой-то мере банальным значением, которое как нельзя лучше подойдёт к данной теме. Доброта – это потребность человека совершать положительные действия по отношению к окружающим.
Если проанализировать смысл текста Б. Васильева и рассказы А. Кульбы, то, конечно, можно найти много общего между героями произведений. Герой рассказа Васильева Янсен является бесстрашным человеком. Он не побоялся пойти на беспрецедентный шаг и без всяких раздумий двинулся на верную смерть ради спасения детей. И это яркий пример истинной доброты, проявляющийся в поступках. Герой рассказа Кульбы Николай Иванович Пирогов был человеком, не жалевшим своего драгоценного времени на милосердные поступки, следовательно, на помощь окружающим. Его тоже в полной мере можно назвать героем в плане активной доброты.
Но многие могут спросить: «Зачем нужна доброта?» Я хочу всем ответить: «Поставьте себя на место тех, которые находятся на грани жизни и смерти, и вдруг к ним на помощь приходит человек, способный оказать помощь, и вы согласитесь, что, конечно, доброта необходима». Я нисколько не сомневаюсь в вашем ответе.
Из этого можно сделать вывод о том, что доброта, добрые поступки необходимы. Безусловно, если бы все могли поступать так, как поступали Янсен и Пирогов, жизнь каждого из нас была бы, несомненно, лучше.
Содержание работы соответствует предложенной теме. Ученик чётко выразил свою позицию, присоединившись к позиции авторов, сформулировав собственное мнение. Сочинение соответствует заданному типу речи. В работе отсутствуют логические ошибки, но языковые средства логической связи между предложениями используются не всегда удачно. Учащийся владеет достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами, чтобы выразить свою мысль.. ( 9 баллов)
3. Доброта – это способность человека сделать для других что-то полезное, хорошее. Такой человек способен сочувствовать людям, относиться к ним с расположением. Добрый поступок не может быть, как мне кажется, бессознательным, неосознанным, корыстным. Каждый человек, способный на добрый поступок, помогая ближнему, не думает о награде.
Б. Васильев считает, что истинной добротой обладает человек, умеющий жить не для себя, думать и заботиться не только о себе, никогда никого не обманывать. Именно так поступал доктор Янсен. В этом же убеждён и А.И. Кульба, утверждающий, что по-настоящему добрый человек способен на проявление христианского милосердия, христианского сострадания. Таким был знаменитый хирург Пирогов.
Оба автора убеждены, что человек, который обладает способностью совершать добрые поступки ради людей, может пожертвовать своей жизнью ради спасения другого человека. Доктор Янсен пожертвовал собой ради двух мальчиков. А Пирогов испытывал на себе многие лекарства. Не может не вызвать восхищения фраза Пирогова, ставшая крылатой: «Все должны сначала научиться быть людьми».
Я не могу не согласиться с авторами в том, что нужно учиться помогать другим, учиться быть людьми. Неумение и нежелание быть добрыми и милосердными мы видим на каждом шагу: в автобусах, на улице. Кажется мелочью, если ты уступил место в автобусе или маршрутке, помог пожилому человеку перейти через дорогу. Но даже это может быть приятно людям. Даже с этих поступков может начинаться человек.
Содержание работы соответствует предложенной теме. Позиция ученика выражена чётко. Сочинение соответствует заданному типу речи: текст подчинён основной мысли (тезису). Приведены аргументы. В работе отсутствуют логические ошибки, правильно используются языковые средства логической связи между предложениями. Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. ( 10 баллов)
Типичные ошибки, допущенные учащимися
Речевые ошибки (примеры)
Мы с замирающим видом летели в зловонные ямы.
Они делают настоящие подвиги.
Доктор Янсен был святым города Смоленска, поэтому и обречённым на мучительную смерть.
С мнением писателей мне, как человеку , нельзя не согласиться.
Поэтому Смоленский народ считал его святым.
Хороший врач обязательно будет милосерден, так как если он не будет иметь этого, то он не будет считаться мастером своего дела.
Врачебным и человеческим авторитетом можно себя изобразить в наше время.
Истинная доброта проявляется в проступках.
Часть этого чувства можно назвать добротой и состраданием.
Николай Иванович сделал очень многое для развития медицинских знаний.
По тому, как человек относится к окружающим, можно определить его доброту.
Мы идём к врачу с целью выздоровления и по острой надобности . Грамматические ошибки (примеры)
Весь Смоленск от мала до велика хоронили своего Святого.
Они делают много добра, лечат людей, помогают с решением проблем .
В основном они бездушные мясники, не заботящейся о будущем пациенте.
Народ хранит память тех врачей , которые, не щадя себя, оберегали жизнь человека и его здоровье.
И мы, сдерживая дыхание, замирающим сердцем летели в смрадные дыры.
Мне кажется, что вышеперечисленное является милосердие.
От того, сколько мы сделаем благотворительных дел, на столько мы можем помочь обществу и друг другу.
Он отдал свою жизнь взамен на две другие.
Я благодарна этому человеку за его доброту, умение в своей работе.
Орфографические, пунктуационные ошибки:
· правописание безударных гласных в корнях слов;
· Н и НН в разных частях речи;
· орфограммы в окончаниях существительных и глаголах;
· тире между подлежащим и сказуемым;
· знаки препинания в простом осложнённом предложении;
· бессоюзное сложное предложение. При выполнении тестовых заданий наибольшее количество ошибок было связано с неумением выпускников определить тип и стиль речи исходного текста.
Приложение 1
Рекомендации учителям русского языка
1. Изучить виды изложений, их специфику. Практиковать на уроках русского языка различные виды изложений и творческих работ на основе прослушанного текста (свободное изложение, творческое изложение с различными заданиями (преобразование композиции текста, усиление аргументации основной мысли, изменение стиля, дописывание прослушанного текста, написание нового начала или изменение его, введение в прослушанный текст описания, собственных мыслей, размышлений, подведение итогов по тексту и т.д.)
2. Изучить критерии оценивания и специфику экзаменационных работ (изложение и сочинение) выпускников 9 классов.
3. Разнообразить на уроках русского языка работу с текстами разного типа и стиля речи.
4. Разработать систему специальных упражнений на понимание прочитанного текста; на восстановление семантико-синтаксических связей, синтаксических конструкций.
5. Особое внимание обратить на построение текстов – рассуждений.
6. На каждом уроке русского языка проводить работу по обогащению словарного запаса школьников.
7. Практиковать взаимопроверку и самопроверку выполненных учащимися работ по критериям (подчеркните то, что вам очень нравится; уместно ли подобраны аргументы; выделите, что вам кажется неуместным, ненужным; оцените работу по критериям).
Приложение 2 Речеведческий комментарий сочинения - рассуждения
Сочинение-рассуждение – это монологическое высказывание, цель которого доказать истинность или ложность главного утверждения текста (афоризма). В рассуждении имеются три части: тезис (утверждение, которое нужно доказать или опровергнуть), доказательства (аргументы, примеры) и вывод. Обычно тезис и доказательства соединяются словами: потому что , так как , а вывод присоединяется словами: следовательно, значит, поэтому, таким образом.
Различают три вида рассуждений: рассуждение – доказательство, рассуждение – объяснение, рассуждение – размышление.
Рассуждение – доказательство строится по схеме: подведение к вопросу (вступление) ---- вопрос ---- ответ на вопрос (тезис) ----- доказательства тезиса с примерами ------ вывод.
Доказательства могут быть прямыми и от противного .
Цель использования прямого доказательства – убедить в правильности выдвинутого тезиса. Аргументы могут вводиться вводными словами: во-первых, во-вторых, например, а также предложными конструкциями типа:
чтобы убедиться, почему…
Цель доказательства от противного - опровергнуть истинность тезиса. Обратное доказательство может быть введено словами: предположим, что; если бы; допустим, что; предположим противное; представим, что и т.д. При переходе к выводу используются слова: значит, следовательно, предположение о….неверно; поэтому; действительно, если бы….
В рассуждении – объяснении доказывать истинность или ложность тезиса нет необходимости, так как заранее известно, что главное утверждение истинно.
Рассуждение – размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить факты, выявить причинно- следственные отношения, обобщить подходы к явлению и т.п.
Специфика построения рассуждения – размышления – вопросно-ответная форма. Вопрос и ответ может быть не один, а система вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обуславливающих друг друга.
Человек должен быть интеллигентным. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования или так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет?
Схема построения рассуждения – размышления.
Подведение к проблемному вопросу (вступление)------система проблемных вопросов ------ ответы на них -------выводы.
Могут быть использованы следующие слова и выражения:
· я думаю (считаю, уверен, остановлюсь, надеюсь, полагаю, знаю); я никогда не сомневаюсь в том, что; дело в том, что; известно, что; каждому очевидно (понятно), что; на мой взгляд; по-моему; кажется….
· Оказалось, дело в том, что; вот почему; например; об этом свидетельствуют следующие факты; как выяснилось; пророческими оказались слова; во-первых, во-вторых; значит, следовательно, в этом заключается проблема; мы как-то не привыкли думать о том, что; таким образом; однако, по-видимому; вероятно, итак…
Примечание. В полном виде рассуждение чаще всего распространено для научного и научно-популярного стилей речи.
Приложение 3
Программа комплексной работы с текстом (по Пахновой Т.М.,
Н.А. Шапиро)
1. Прочитайте текст выразительно; определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
2. Определите тему, основную мысль текста. Как она представлена автором: непосредственно представлена в тексте или извлекается из него читателем? Выпишите ключевые слова (словосочетания, тематическую цепочку слов), которые отражают тему текста.
3. Объясните смысл названия (если его нет, то попытайтесь озаглавить текст); определите, на что указывает название: на тему или основную мысль текста.
4. Определите стиль текста. Найдите яркие стилевые черты. Попробуйте обосновать своё мнение.
5. Докажите, что это текст. Определите роль первого и последнего предложений.
6. Определите, к какому типу речи относится данный текст. Есть ли в тексте фрагменты различных типов речи? Каких именно? Подумайте, почему автор использует различные типы речи? Понаблюдайте, с помощью каких средств: смысловых, композиционных, языковых – автор соединяет между собой различные типы речи.
7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте.
8. Найдите в тексте синонимы. Определите их роль. Ответьте на вопрос: «Почему автор выбрал из ряда синонимов именно это слово?»
9. Найдите в тексте антонимы, слова с переносным значением. Определите их роль в тексте.
10. Определите особенности построения простых и сложных предложений. Как их использование связано с темой, проблемой, основной мыслью текста?
11. Какие языковые средства помогают автору выразить своё отношение, свою авторскую оценку к высказываемому?
12. Определите количество микротем в тексте, специфику абзацного членения.
13. Составьте план к тексту.
Приложение 3
Полезными на уроках русского языка можно считать также следующие задания:
1. Попробуйте подобрать эпиграф к предложенному тексту.
Слабый может быть очень жестоким. Жестокость и есть признак слабости. Уверенному в своей силе зачем быть жестоким? Он милостив, доброжелателен, добродушен и добр.
Зло делать проще, поэтому так распространено зло.
Если основа добра – самопожертвование, то зависть – основа зла. (И.С. Соколов – Микитов)
2. Напишите сочинение-миниатюру по подобранному вами эпиграфу.
3. Дополните текст цитатами или собственными пояснениями.
4. Разбейте предложенный вам текст на абзацы, добавьте, где нужно, предложения, помогающие установить логические связи между предложениями.
Люди очень гордятся, что в их обиходе существует ложь. Её чёрное могущество прославляют поэты и драматурги. Но, в сущности, ложь, как бы она ни была велика, или тонка, или умна, - она никогда не выйдет за рамки самых обыкновенных человеческих поступков, потому что, как и все и таковые, она происходит из причины и ведёт к цели. Что же тут необычного? Гораздо интереснее та удивительная психологическая загадка, которая зовётся враньём. Враньё отличается от лжи тем, что, не неся в себе ни причины, ни цели, в большинстве случаев приносит изобретателю своему только огорчение и позор… Настоящее, типичное враньё ведётся так бестолково, что сколько ни изучай его, никогда не будешь знать основательно, как и кем именно оно производится. (Н.А. Тэффи)
5.Подумайте, каков основной композиционный приём построения текста. С какой целью он использован автором? Как связан с темой, проблемой, основной мыслью? Как помогает определить авторскую позицию?
6. Определите, какое утверждение не соответствует теме текста.
7. Определите, какое утверждение соответствует теме текста.
8. Запишите номера истинных и ложных утверждений в разные колонки.
9. Выберите план, соответствующий предложенному тексту.
10. Устраните ненужные повторы.
11. Восстановите связи между предложениями.
12. Восстановите последовательность предложений в тексте.
13. Докажите, что текст является рассуждением. Найдите основные компоненты рассуждения: тезис, аргументы, вывод Какой вид рассуждения использован автором в тексте? Подумайте, может ли последнее предложение стать началом нового высказывания?
14. Восстановите порядок расположения микротем (абзацев) в тексте.
15. Отредактируйте текст. Устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций. Используйте вводные слова, частицы, союзы.
16. Определите, в чём согласны авторы предложенных вам текстов и в чём расходятся.
17. Сформулируйте ваш вывод в виде заключения. Дополните сформулированное заключение цитатами, аргументами.
18. Определите, какими средствами автор подчёркивает сопоставление или противопоставление в тексте.
19. Подтвердите или опровергните следующие тезисы. В своем рассуждении используйте ключевые слова.
Самый лучший способ подбодрить себя – это подбодрить другого. (М. Твен)
Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей. (В.А. Сухомлинский)
Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать. (Л.Н. Толстой)
Совесть – верный руководитель жизни людей. (Л.Н. Толстой)
20. Прочитайте опорные слова. Можно ли по ним определить тему текста, его основную мысль, тип речи? Объясните, что помогло вам ответить на вопрос.
А) Пёстрая осенняя листва, красно-рыжий парик клёнов, алые капли рябиновых бус, оранжевое дрожание осин, золотые монетки берёз, разноцветный ковёр листьев, очарование природы, незабываемое воспоминание, поистине неизъяснимая прелесть.
Б) Память; всеобщее свойство памяти; память камня; память птицы, связь поколений; уважение к старым людям; честь, совесть, благородство.
21. Разверните данные аргументы, дополнив их своими доказательствами, примерами.
Путешествия
А) помогают открыть новые города и страны;
Б) дают новую информацию об истории, географии, культуре другого народа;
В) помогают найти новых друзей;
Г) позволяют пристальней вглядеться в свои родные места.
22. Найдите в следующих примерах логические ошибки. Устраните их.
Книги, которые я читал, были сходны с моими мыслями.
Юрий получил за технику исполнения оценки, почти равные с победителем соревнований.
23 Разверните высказывание по следующему началу:
Скромна природа нашего края, не радует она пышной красотой. Здесь нет высоких гор, укрытых шапками белых облаков. Нет здесь и… Но если внимательно вглядеться….
24. Прочитайте начало текста. Определите стиль и тип речи.
Наши чувства – это конь, который вдруг, порой в силу непонятных причин, выходит из-под контроля, выходит из-под контроля наездника, встаёт на дыбы и мчится во весь опор, сломя голову. Вероятно, каждый человек испытал в своей жизни унизительные моменты, когда собственные твои чувства выходят из-под контроля и заставляют совершать нелепые поступки. Как бывает стыдно и неловко.
Как же научиться управлять чувствами? (В. Розов)
25. Сравните предложения. Какие из них уместно использовать во вступлении, какие – в заключении? Почему? Определите, если можно, тип и стиль речи. Используя данные предложения, постройте собственное высказывание.
А) Любовь похожа на море, сверкающее цветами небесными. Не видно «того» берега в море, и вовсе нет берегов у любви.
Б) Множество голосов наполняло окружающее нас, озарённое утренним солнцем пространство.
Чудесный, сказочный, звонкий окружал нас мир.
26.Сравните построенные вами тексты с авторскими.
А) Любовь похожа на море, сверкающее цветами небесными. Счастлив тот, кто приходит на берег и, очарованный, согласует душу свою с величием всего мира. Тогда границы души человека расширяются до бесконечности, и человек понимает тогда, что и смерти нет, и нет того, что называется у людей «сегодня» и «завтра». Исчезает тогда черта, разделяющая всю жизнь на «тут» и «там». Не видно «того» берега в море, и вовсе нет берегов у любви.
Б) Множество голосов наполняло окружающее нас, озарённое утренним солнцем пространство. На опушке леса пели тетерева, крякали над рекой и озёрами утки, страстно хрипели, проносясь в воздухе, дикие селезни. Чудесный, сказочный, звонкий окружал нас мир.
Примечание. В качестве дидактического материала можно использовать также материалы ученических сочинений, изложений, учебных предметов: литературы, биологии, истории, географии и др.
Приложение 4
1. Как начать сочинение?
· Определяются темы текстов.
Терпение и уважение к чужой культуре определяется прежде всего стремлением познать её.
· Формулируются проблемы, затронутые в текстах.
Каким должен быть новый век? Веком развития гуманитарной культуры, воспитывающей доброту и совесть, или веком разобщённости и нетерпимости друг к другу? А искусство? Какую роль оно может сыграть в этом процессе? Об этом заставляет задуматься…
· Излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты авторами исходных текстов.
Культура – это тот язык, который объединяет человечество. Так пишет об этом… Читая текст …, я убедился в том, что этот же вопрос волнует и …
· Можно привести краткую справку об авторах исходных текстов, о том, что их волнует, об общей направленности их работ…
· Вступление можно начать с лирического вступления.
Долго подыскивал я первую строку, которая … Но не нашёл ничего лучше слов, сказанных автором: «Чтобы понять другого человека, надо увидеть в нём прежде всего хорошее». Что значит понять и увидеть? Разве любой из нас не видит окружающее ежедневно? Но, очевидно, видеть не значит увидеть. Увидеть по-настоящему - это означает понять, почувствовать….
2 . О чём писать в основной части сочинения?
Раскрыть основную мысль текстов, связать с темой сочинения, с личной позицией, привести аргументы.
Опорные слова: дело в том, что; об этом свидетельствуют следующие факты; мне кажется; я думаю; авторы заставляют задуматься; поражает умение авторов привлечь внимание к..; известно, что; возьмём, к примеру…; позиции авторов мне близки и понятны; каждый понимает; взгляды, конечно, могут с годами меняться, но; и т.д.
3. О чём писать в заключении?
Главное – подвести итоги.
Может быть, нам всем следует осознать ….Перефразируем слова известного …..; И в этом нам, конечно, поможет…
Приложение 5
Положение о грубых и негрубых, однотипных ошибках
1. Не учитываются ошибки:
· в переносе слов
· в авторской пунктуации
· описки
2. Негрубые ошибки считаются две за одну. К негрубым ошибкам относятся:
· исключения из правил;
· написание большой буквы в составных собственных наименованиях;
· слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
· раздельное и слитное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
· написание Ы – И после приставок;
· случаи трудного разграничения частиц НЕ и НИ в предложениях;
· написание собственных имен нерусского происхождения;
· постановка одного пунктуационного знака вместо другого;
· пропуск одного из сочетающихся знаков или нарушение их последовательности.
3. Повторяемые ошибки (в одном и том же слове или в корне
однокоренных слов) считаются за одну ошибку .
4.Однотипные ошибки (ошибки на одно правило, связанное с грамматической формой слова или его фонетическими особенностями) учитываются следующим образом:
три первых однотипных ошибки считаются за одну, каждая последующая учитывается как самостоятельная ошибка.
5. Все ошибки, допущенные в непроверяемом слове, считаются за одну.
6. При наличии в работе более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на один балл , но такое снижение не может привести к выставлению неудовлетворительной оценки. Оценка «5» не выставляется при наличии 3 и более исправлений.
Приложение 5
Классификация ошибок
Фактические ошибки :
· нарушение достоверности высказывания;
· ошибки в датах;
· смешение эпох, авторов, названий произведений, литературных персонажей;
· искажение фактов, описанных в произведении (в тексте);
искажение в цитировании и т.д.
Логические ошибки :
· несоответствие содержания работы теме;
· нарушение соразмерности частей работы;
· отсутствие логической связи между частями текста или отдельными предложениями;
· наличие противоречий между высказываниями;
· двусмысленность;
· ложная аргументация;
· объединение логически несовместимых понятий;
· абсурдные высказывания;
· неоправданное выделение абзацев или их отсутствие;
· пропуск слов или конструкций, приводящих к разрыву смысла.
Речевые ошибки:
· неоправданный повтор одних и тех же слов (Недавно я прочёл очень интересную книгу, в этой книге рассказывается);
· речевые штампы;
· плеоназм (избыточное словоупотребление: Он негодовал от возмущения, бесчисленное множество фактов);
· тавтология (употребление рядом однокоренных слов: в рассказе рассказывается);
· неточное понимание значения слова (И обратно он начал командовать );
· смешение паронимов;
· анахронизмы (смешение лексики разных исторических эпох: На богатырях надеты кольчуги, брюки, варежки);
· нарушение лексической сочетаемости слов (закоренелые патриоты );
· разрушение фразеологизмов;
· разрушение стилевого единства текста (Швабрину всех удалось объегорить);
· бедность и однообразие словаря и синтаксических конструкций.
Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы (в структуре слова, словосочетания или предложения); это нарушение какой-либо грамматической нормы (словообразовательной, морфологической или синтаксической)
· ошибки в словообразовании (взятничество, трудолюбимый, надсмехаться);
· искажение грамматической формы слова (рода, лица, числа, падежа и т.п.; например, многие чуда техники, деревья в вишнёвом саде; в партизанских движениях участвовали самые различные слои населения; Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы; мечта к свободе; согласно плана; Л.Н. Толстой описывает о войне; более интереснее; самый способнейший из героев; с пятистами рублями; это случилось в начале тысячи восьмисот четвёртом году; Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок (чьих – Тургенева или героя?); чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал в ней только что зарождающиеся в ней явления);
· нарушение видовременной соотнесенности глаголов (чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал в ней только что зарождающиеся в ней явления; брат сидел за столом и раскрашивает картинки);
· нарушение синтаксической связи (ошибки в согласовании, управлении);
· нарушение порядка слов в предложении (есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе);
· нарушение границ предложения;
· ошибки в употреблении причастного и деепричастного оборотов;
· смешение прямой и косвенной речи;
· ошибки в построении предложений с однородными членами (эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей; народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры);
· ошибки в построении сложных предложений (в повести содержится две идеи: всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; во-вторых, роль в этой работе широких слоёв интеллигенции).
Список литературы
1. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст, М., 2002 г.
2. Изложение с творческим заданием в 11 (12) классах как форма итогового контроля, Краснодар, 2003 г.
3. Лимонад Т.В. С изложением на «Ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов М., 2001 г.
4. Ивченков П.Ф. Обучающие изложения. 5 – 9 классы. М., 1993 г.
5. Костяева Т.А., Рыбченкова Л.М. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов средней школы, М., 1991 г.
6. Методика развития речи на уроках русского языка /Под редакцией Ладыженской Т.А., М., 1991 г.
7. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения, М., 1984 г.
8. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста, М., 1978 г.
9. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5 - 9 классы, М., 1998 г.
10. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения. 5 – 9 классы, М., 1998 г.
11. Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения. 5, 6, 7, 8 классы, М., 2000 г.
12. Введенская Л.А., Пономарева А.М., Русский язык. Культура речи. Текст. Функциональные стили. Редактирование, Ростов н/Д, 2002 г.
13. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., Занимательная стилистика, М., 1998 г.
14. Дроняева Т.С., Клушина Н.И., Бирюкова И.В., Стилистика современного русского языка: Практикум, М., 2001 г.
15. Капинос В. И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. , Изложение: тексты с лингвистическим анализом, М., 1994 г.
16. Капинос В. И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Развитие речи: теория и практика обучения, М., 1994 г.
С целью создания системы работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации в новой форме учителям – словесникам целесообразно использовать также методические статьи, публикуемые в журналах «Русский язык в школе», «Русская словесность», «Первое сентября».