Подготовка студентов к воспитательной работе в сельской школе
СОДЕРЖАНИЕ: Специфика подготовки учителя сельской школы к воспитательной работе определяется особенностями его профессиональной деятельности в учреждениях данного типа, обусловленными влиянием на педагогический процесс трех групп факторов.И. Г. Харисова
Исследовательская работа, проводимая лабораторией проблем сельской школы института педагогики и психологии ЯГПУ (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Л. В. Байбородова), позволяет сделать вывод о необходимости подготовки специалистов для сельской школы. Целенаправленная работа в данном направлении осуществляется на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского начиная с 1997 года.
Специфика подготовки учителя сельской школы к воспитательной работе определяется особенностями его профессиональной деятельности в учреждениях данного типа, обусловленными влиянием на педагогический процесс трех групп факторов, связанных с местонахождением школы в сельской местности (социальные, экономические, экологические, общественно-политические), малочисленностью классов (организационно- педагогические), особенностями сельских школьников (уровень образованности, жизненные приоритеты).
На селе большое значение имеет воспитательная работа, так как у учащихся (в отличие от городских сверстников) ограничены возможности в организации разнообразного досуга, выбора объединения по интересам, посещения различных кружков и секций.
При подготовке учителя к реализации воспитательных функций необходимо учитывать следующее: - школа, являясь часто единственным культурным центром села, оказывает значительное влияние на его развитие; важно установление тесного взаимодействия школы и социального окружения с целью использования его потенциала в воспитательной работе; - ограниченные возможности для самообразования сельских школьников, отсутствие учреждений дополнительного образования, музеев, театров обуславливают необходимость организации познавательной деятельности учащихся во внеучебное время на базе школы и целесообразность использования для этого объединений клубного типа, куда включаются школьники разного возраста, педагоги, родители в зависимости от их интересов и способностей; - в сельской школе складываются благоприятные условия для использования в воспитательной работе окружающей природы, сохранившихся на селе традиций, народного искусства, богатого духовного потенциала; - в жизни сельского школьника значительное место занимает трудовая деятельность, что иногда влияет на снижение значимости образования на селе; использование возможностей профориентационной работы на базе школы позволяет показать учащимся необходимость и важность научных знаний в сельском хозяйстве; - малочисленность педагогического коллектива, отсутствие в штатном расписании должностей заместителя директора по воспитательной работе, организатора внеклассной воспитательной работы обуславливает необходимость включения педагога в различные виды воспитательной деятельности, выполнения дополнительных воспитательных функций и обязанностей: организатора общешкольных дел, руководителя какого-либо направления воспитательной работы или объединения; - малочисленность коллектива школьников, недостаточное для полноценного общения число учащихся одного возраста, ограниченность социальных связей ребенка предполагает целесообразность разновозрастного взаимодействия и проведение на его основе многих форм воспитательной работы; - существующая проблема психологического перенапряжения школьников, бедности эмоциональных впечатлений требует от педагога умений организации ярких разнообразных событий, создания для учащихся комфортной обстановки; - в сельской школе имеются большие возможности для осуществления личностно- ориентированного подхода в воспитании, что способствует формированию у сельского школьника качеств, помогающих ему адаптироваться в быстро меняющейся социальной обстановке, созданию благоприятных условий для самореализации ребенка; - особенности общинной психологии сельского жителя, замкнутость и обособленность социального окружения школы, значительное влияние традиций на образ жизни и воспитание детей обуславливают характер воспитательной деятельности учителя.
Вышеперечисленное свидетельствует о расширении функций и сфер деятельности педагога как организатора воспитательной работы на селе, что предполагает формирование у студентов специальных знаний, умений, навыков, позволяющих использовать преимущества малочисленной школы, разновозрастного коллектива, воспитательный потенциал социума в решении педагогических проблем.
На основе анализа литературы, исследований по проблеме формирования у учителей сельской и сельской малочисленной школы умений и навыков реализации воспитательных функций, изучения опыта работы педагогических вузов по данному направлению была разработана вариативная модель подготовки студентов, включающая четыре взаимосвязанных компонента.
Целевой компонент. Основные цели подготовки будущих педагогов к воспитательной работе в сельской школе: - формирование у студентов установки на реализацию воспитательных функций, что предполагает формирование у выпускников вуза профессиональных мотивов педагогической деятельности на селе, интереса к воспитательной работе с сельскими школьниками, психологической готовности к данному виду деятельности; - формирование у будущих учителей системы знаний, умений, навыков организации воспитательного процесса в сельской школе, для этого необходимо ознакомление студентов с современными представлениями о специфике реализации воспитательных функций в малочисленном классе, освоение ими методики работы с разновозрастным коллективом, овладение способами использования в своей деятельности возможностей сельского социального окружения; - создание условий для самостоятельного определения будущими педагогами задач воспитательной деятельности на селе, для этого важно организовать процесс целеполагания, в ходе которого происходит осмысление и присвоение студентами профессиональных целей.
Содержательный компонент. Содержание подготовки студентов к воспитательной работе с сельскими школьниками должно: - включать в себя сведения о сельской школе как целостном педагогическом явлении, информацию о воспитательной системе учреждений данного типа, ее элементах, существующих между ними связях; изучение идей и принципов функционирования школы на селе, основных направлений воспитательной деятельности сельского учителя; эффективных форм и методов работы с разновозрастным коллективом, родителями сельских школьников, социальным окружением; - представлять собой сочетание взаимосвязанных частей: общей, включающей представления об особенностях воспитательной системы сельской школы, концепцию развития учреждений данного типа, знания о путях и способах организации воспитательной работы в разновозрастном коллективе, информацию о сельском школьнике, его психологии; частной, предполагающей сведения о реализации основных направлений воспитательной работы, об организации различных видов и форм деятельности в малочисленном классе, об осуществлении диагностики, целеполагания, планирования, анализа в условиях разновозрастной группы детей, о работе с родителями и педагогизации социального окружения школы; единичной, обеспечивающей студентов информацией о частных методиках организации воспитательного процесса, о наиболее эффективных формах работы с учащимися и родителями; - корректироваться и дополняться с учетом новейших педагогических исследований проблем сельской и сельской малочисленной школы, программ, методических рекомендаций по организации разновозрастного взаимодействия и деятельности малочисленного коллектива; - сочетать в себе теоретическую информацию и технологии, методики, формы осуществления воспитательного процесса в сельской школе; - распределяться по всем курсам обучения в педагогическом вузе и реализовываться через систему учебных занятий, практическую работу и внеучебную деятельность; - включаться в основные разделы курсов педагогики и изучаться через спецкурсы.
В стандарте вузовского образования есть разделы по психолого-педагоги-ческим дисциплинам, в которых могут рассматриваться вопросы, раскрывающие специфику воспитательного процесса в сельской и сельской малочисленной школах.
В практике высшего образования выделяется три группы учебных занятий: лекции, семинары, лабораторно-прак-тические. Для подготовки студентов педагогического вуза к воспитательной работе с сельскими школьниками целесообразно использовать возможности всех вышеперечисленных форм.
В лекции «Базовые теории воспитания и развития личности», наряду с другими, рассматривается региональная концепция развития сельской малочисленной школы, где освещается вопрос специфики процесса воспитания учащихся в условиях села. Эта тема включена в учебный план курса «Теория воспитания».
На семинарских занятиях также возможно обращение к данной проблеме. Например, в процессе изучения темы «Функции и направления деятельности классного руководителя» возможно обсуждение основных направлений воспитательной работы с сельскими школьниками, специфики решения проблем их социализации.
Лабораторные занятия по курсу «Психолого-педагогический практикум», предусматривающие рассмотрение способов решения педагогических задач, а также различных форм воспитательной работы, предоставляют возможности для конкретизации теоретических положений в разработке практических рекомендаций. Темы: «Психолого- педагогическая диагностика», «Моделирование педагогических ситуаций», «Технология постановки и решения педагогических задач», «Конструирование форм воспитательной работы» - позволяют организовать самостоятельную деятельность студентов по разработке новых форм и методик осуществления воспитательного процесса на селе.
Кроме вышеперечисленных учебных занятий возможна организация нетрадиционных форм, позволяющих активизировать творческий потенциал студентов, стимулировать инициативу, самостоятельность, формировать умение выражать свои мысли - наличие данных качеств необходимо для успешной профессиональной деятельности на селе.
Например, «Дискуссионные качели» (по проблеме социализации сельских школьников); «Дебаты» (воспитательные возможности сельской школы); «Семинар-дискуссия» (по использованию в воспитательной работе сельского социального окружения); В процессе подготовки будущих учителей сельских школ могут быть использованы ролевые и деловые игры: круглый стол «Сельская школа: проблемы, поиски, решения»; «Заседание лаборатории проблем сельской школы по обобщению передового педагогического опыта воспитательной работы с разновозрастным коллективом», пресс- конференция «Студенты и учителя сельских и сельских малочисленных школ»; конкурс проектов «Сельская школа 21 века» и т.п.
Кроме лекционных, семинарских, лабораторно-практических занятий, а также нетрадиционных форм их организации в систему учебной деятельности вуза включаются спецкурсы и спецсеминары, в рамках которых также изучаются особенности социального становления сельских школьников. Возможности данных форм позволяют сформировать основу для научно-исследовательской работы будущих педагогов по данной проблеме.
Например, в процессе изучения спецкурса «Особенности воспитательной работы в сельской школе» выполняются творческие работы по следующим темам: «Особенности организации воспитательной работы с сельскими школьниками», «Трудности социализации детей на селе» и т. п.
Наиболее эффективными формами в системе работы вуза по подготовке педагогических кадров для села можно считать те, в которых студент занимает активную позицию, включается в процесс моделирования различных аспектов профессиональной деятельности педагога сельской школы, в разработку нетрадиционных подходов осуществления воспитательного процесса с учетом специфики воспитания учащихся в условиях сельского социума.
Организационный компонент. При осуществлении процесса подготовки студентов к воспитательной работе в сельской школе целесообразны: - использование возможностей всех форм обучения в вузе; - организация нетрадиционных форм работы, позволяющих активизировать творческий потенциал студентов, стимулировать их инициативу, самостоятельность (ролевые и деловые игры, защита проектов, конференции по обмену опытом, творческие отчеты по итогам педагогической практики); - привлечение к проведению учебных занятий педагогов сельских и сельских малочисленных школ; - сочетание спецкурсов, спецсеминаров на различных этапах обучения, где могут рассматриваться частные вопросы воспитательной деятельности учителя на селе; - организация научно-исследовательской деятельности студентов в процессе написания творческих работ, рефератов, разработки курсовых и дипломных проектов по проблемам обучения и воспитания сельских школьников; - осуществление деятельности педагогического отряда в сельских малочисленных школах, что позволит, с одной стороны, расширить кругозор учащихся сельских школ, с другой - создаст условия для самореализации студентов в ходе практической работы.
Важной составляющей процесса профессиональной подготовки учителя к воспитательной работе на селе является проведение педагогической практики на базе сельской и сельской малочисленной школ, она организуется на трех факультетах ЯГПУ (иностранных языков, физико-математическом, естественно-географическом) в течение четырех лет для студентов, поступивших в университет по целевым направлениям от районных отделов образования и сельских школ.
Для формирования у будущих педагогов профессиональных мотивов работы перед прохождением практики с ними организуется коллективное целеполагание, на котором определяются профессиональные, воспитательные и организационно-педагогические задачи воспитательной деятельности, при этом учитываются основные проблемы сельской школы.
Теоретическая подготовка студентов к практической деятельности обеспечивается через проведение подготовительных занятий, предполагающих ознакомление будущих педагогов с особенностями воспитательной системы школы, в которой им предстоит работать.
Спецификой практики в сельской местности является то, что студенту приходится работать в тесном контакте с педагогическим коллективом, поэтому большое значение имеет предварительное ознакомление с программой практики педагогов школы, совместное обсуждение видов и форм работы практикантов, тематики выступлений учителей, открытых обучающих мероприятий.
Для обмена передовым педагогическим опытом во время практики целесообразно проведение семинаров, на которых будущие педагоги получают информацию непосредственно от учителей, что вызывает у них особое доверие к сообщаемым сведениям и оказывает существенное влияние как на развитие интереса к профессии, так и на формирование системы знаний о специфике воспитательной деятельности учителя на селе.
На основе концепции педагогической практики студентов ЯГПУ разработана специальная программа воспитательной работы в сельских школах для студентов третьего курса. Для прохождения практики формируется группа студентов (от 5 до 10 человек), поступивших в университет после окончания сельской школы или направленных для целевого обучения.
Разработанная программа включает перечисление всех видов работ, выполняемых ежедневно, и практических заданий, которые должны быть отражены в дневнике педагогической практики, где показан также возможный алгоритм действий практикантов, что особенно актуально для практики в сельской школе, так как у методиста вуза часто нет возможности ежедневно присутствовать в школе и руководить деятельностью студентов.
В процессе работы было апробировано два различных варианта организации педагогической практики по воспитательной работе в сельских и сельских малочисленных школах Ярославской области: непрерывная педагогическая практика, в ходе которой студенты живут в школе; педагогическая практика в сельских школах Ярославского района с ежедневным посещением.
Каждый из вариантов имеет свои “плюсы” и “минусы”. При выборе формы организации практики необходимо учитывать педагогическую подготовленность студентов, особенности учительского и ученического коллективов школы, специфику учебных планов факультетов.
Содержание воспитательной деятельности практикантов может варьироваться в зависимости от их будущей специальности. Целесообразно ориентировать студентов на организацию внеучебной работы по предмету, чтобы сформировать у них представление о важности интеграции учебной и внеучебной деятельности Роли, выполняемые практикантами, также могут быть различны: классный руководитель, организатор кружка или клуба по интересам, руководитель постоянно действующего в школе разновозрастного объединения, помощник организатора воспитательной работы в школе. Данные варианты предусматривают различную степень самостоятельности и масштаб деятельности и выбираются студентом в зависимости от его индивидуальных особенностей и профессиональной подготовленности.
Формы воспитательной работы, организацию которых необходимо освоить, разрабатываются совместно с педагогами. Эти формы могут быть определены планом воспитательной деятельности школы или предлагаться будущими учителями в соответствии с их интересами. Основное требование, которое должно учитываться при проведении мероприятий, – предоставление возможности участвовать в подготовке и организации работы учащимся разных классов.
Студенты должны научиться планировать и организовывать воспитательную работу с учетом интересов и потребностей учащихся и родителей, возможностей школы, ее социального окружения.
В организации педагогической практики на базе сельских и сельских малочисленных школ необходимо обеспечение преемственности. Реализация данного условия может осуществляться в двух аспектах: выполняемая студентом роль и содержание профессиональной деятельности. Умения и навыки воспитательной работы формируются у будущих педагогов на всех этапах подготовки. Для их практического закрепления целесообразна организация практики в школе, начиная с первого года обучения (к сожалению, содержание нового стандарта вузовского образования не позволяет реализовать данное условие в полном объеме). Педагогическая роль, выполняемая будущими учителями, должна постепенно усложняться, предусматривая новый спектр функциональных обязанностей и большую степень самостоятельности.
Результативный компонент. При подготовке студентов к реализации воспитательных функций в сельской школе значительное внимание следует уделять текущей, промежуточной и итоговой оценке результатов формирования у них необходимых знаний, умений, навыков и качеств, что позволяет осуществлять целенаправленную дифференцированную работу с будущими учителями и вовремя корректировать ход подготовки.
В учебной деятельности процесс усвоения теоретической информации контролируется через систему срезовых работ. На семинарских и лабораторных занятиях студенты выполняют индивидуальные задания, связанные с разработкой практических рекомендаций для сельской школы, которые оцениваются в ходе коллективного анализа в группе. При сдаче семестровых экзаменов в содержание билетов включаются вопросы по организации воспитательной работы с сельскими школьниками.
Целесообразно проведение студентами текущего и итогового анализа педагогической практики, самоанализа профессиональной деятельности в качестве сельского учителя.
Аналитическая деятельность, осуществляемая практикантами, должна предусматривать несколько направлений. Во-первых, выявление специфики организации воспитательной работы в условиях малочисленного класса на основе наблюдений в процессе педагогической практики в сельской и сельской малочисленной школах. Во-вторых, определение характерных психологических особенностей сельских школьников через проведение диагностики. В-третьих, выделение основных принципов и способов организации разновозрастного взаимодействия.
Целесообразно также сочетание коллективного анализа деятельности студента в период практики с участием учителей школ, методистов, преподавателей психолого- педагогических дисциплин с его самоанализом профессиональной деятельности. Этот процесс должен осуществляться в течение всего периода обучения в вузе. Критическая оценка и самооценка необходимы будущим педагогам для дальнейшего самосовершенст- вования.
Таким образом, реализация вышеописанной вариативной модели подготовки позволяет осуществлять целенаправленную подготовку студентов ЯГПУ к воспитательной деятельности на селе.
Результаты проводимой работы свидетельствуют о необходимости продолжения работы по следующим направлениям: определение факторов, влияющих на процесс подготовки студентов к воспитательной работе на селе; обучение будущих педагогов навыкам осуществления интеграции учебной и внеучебной деятельности в условиях малочисленности школы и классов; определение педагогических средств подготовки учителя к реализации обучающей функции в рамках разновозрастного коллектива; профессиональное становление выпускников педагогического вуза в сельской и сельской малочисленной школах.