Рыночная экономика сущность, структура, достоинства и недостатки

СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО “Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского” Факультет международного бизнеса

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО “Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского”

Факультет международного бизнеса

Кафедра международных экономических отношений

Дисциплина: Основы экономической теории

Допущен к защите Защищен “____”_________2010 г. “____”_________2010 г. _____________________ _____________________

(подпись научного руководителя) (подпись научного руководителя)

реферат

На тему: Рыночная экономика: сущность, структура, достоинства и недостатки

Выполнила студентка БРС-004-О гр.

Проселкова Нина Владимировна

( фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель

Канд. экономич. наук, доцент Боуш Г.Д._

(уч.степень,должность,фамилия,инициалы)

Омск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………............................................................…………………..................3

1. Теоретические аспекты исследования рыночной экономики…………………………………4

1.1. Понятие рынка ………………............................................................…………………….....4

1.2. Понятие рыночной экономики ………………………………………………………….......5

2. Сущность и функции рыночной экономики…………..……………………………………......8

2.1. Сущность рыночной экономики…………………………………………………………….8

2.2. Функции рынка……………………………………………………………………………...11

3. Преимущества и недостатки рыночной экономики. …………………………………………14

3.1. Преимущества рыночной экономики……………………………………………………...14

3.2. Недостатки рыночной экономки…………………………………………………………...15

Заключение………………………………………………………………………………………....17

Библиографический список ………………………………………………………………………19


ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы . Она является наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Рыночная экономика формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. Но в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны общие закономерности реализуются по-разному . Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Развитие рыночных отношений и самого рынка происходило на фоне множества острых проблем (безработица, нехватка товарного производства). Всё это приводит к необходимости глубоко изучить сущность, структуру, достоинства и недостатки рыночной системы.

Цель настоящей работы – изучить сущность, функции и роль рынка в жизни общества, понять сущность проблем и противоречий, связанных с ним.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи :

1. Рассмотреть следующие понятия: «рынок»; «рыночная экономика».

2. Определить в чем заключается условия существования рыночной экономики, сущность рынка, его функции.

3. Изучить преимущества и недостатки рынка.

4. Сделать выводы по вопросу сущности рыночной экономики, его функциям и роли в жизни общества.

Основу данной работы составляют сборники научных трудов ученых и практиков.

Вопросы сущности рыночной экономики рассматриваются в таких работах отечественных авторов, как Райзберг Б.А, Видяпин В. И, Журавлёва Г.П., Николаева И. П., Базылева М. Н., Мамедов О. Ю. и многих других.

Основными источниками написания данной работы послужили такие книги как «Экономическая теория» Базылевой М. Н. и Базылева Н.И, «Основы маркетинга» Котлера Ф., «Экономикс: принципы, проблемы и политика» Макконнелла К. Р., Брю С. Л., «Курс экономики» под редакцией Райзберга Б. А., «Экономическая теория» Николаевой И. П., «Экономические науки» Самуэльсона П.,«Экономикс» Самуэльсона П. и Нордхауса В., «Современная экономика» Мамедова О.Ю., работа А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов».

На основании рассматриваемых автором статей, учебников, научной литературы,

можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена в экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений.

Работа состоит из трёх глав. В первой главе рассмотрены различные толкования понятий рынок и рыночная экономика, их взаимосвязь и место в системе экономических категорий. Во второй главе рассмотрен механизм функционирования рыночной экономики, её структура и взаимодействие между отдельными элементами. В третьей главе приведём анализ достоинств и недостатков рыночной экономики.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Цель данной главы – всесторонне рассмотреть такие понятия, как рынок и рыночная экономика, определить их эффективность и взаимодействие, место в системе экономических категорий .

Для достижения поставленной цели, во-первых, необходимо проанализировать и сравнить мнения различных специалистов из экономических и смежных отраслей относительно трактовки понятий рынок и рыночная экономика, во-вторых, определить взаимосвязь этих понятий. Перечисленные задачи будут решены в данной главе.

1.1. Понятие рынка

Задачей данного параграфа является как можно шире изложить понятие «рынок», чтобы в дальнейшем выявить его особенности, как экономической категории.

Рынок – одна из самых распространённых категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории.

Рынок – сложная историческая категория, формировавшаяся вместе с развитием товарного производства. Именно поэтому определить однозначно понятие «рынок» практически невозможно. Для получения более полного представления о термине «рынок» следует рассмотреть его значения как можно с большего количества сторон и проанализировать точки зрения различных экономистов на этот счёт.

В первую очередь рассмотрим различные стороны толкования термина «рынок».

Первоначально рынок рассматривался, как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое узкое понятие рынка и связано с разложением первобытного общества, когда обмен между общинами становился регулярным и принимал форму товарного обмена, который осуществлялся в определённое время и в определённом месте.

С появлением общественного разделение труда, развитием товарного производства, а также обособлением материальных и трудовых ресурсов появляется новое понимания рынка, как формы товарного и товарно-денежного обращения, а после расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта. Рынок также рассматривают, как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.

Проанализируем точки зрения экономистов, насчёт трактовки понятия «рынок».

А. Смит [1] утверждал, что возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и производительные возможности людей ограничены относительно и в сравнении с их безграничными потребностями.

В современной неоклассической экономической литературе используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно и экономистом А. Маршаллом: Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться [2] .

Ф. Котлер [3] характеризует рынок, как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара .

В книге К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю «Экономикс» [4] указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги .

Соглашаясь с мнением А.В.Орлова и Ф.А. Крутикова, И.П.Николаева [5] определяет рынок, как сферу реализации совокупного денежного продукта, в процессе которого появляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ.

С точки зрения Б.А. Райзберга [6] , рынок - это процессы обмена товаров на деньги и денег на товары и сферу обращения, в которой имеют место такие процессы.

Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что понятие рынка, рассматривается только с одной из сторон.

Учитывая многоаспектность понятия «рынок», М.А Сажина и Г.Г Чибрикова [7] выдвигают наиболее полное определение: рынок, как экономическая категория, есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что при выявлении сущности понятия рынок нужно исходить из того, что оно многозначно. Во-первых, в собственном смысле рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людьми.

Следующим шагом в работе станет рассмотрение понятия «рыночная экономика» и выявление связи двух понятий: «рынок» и «рыночная экономика».

1.2. Понятие рыночной экономики

Задача данного параграфа – раскрыть понятие «рыночная экономика», чтобы выявить важнейшие элементы рыночной системы.

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство - форма общественного производства, при которой продукты производятся экономически обособленными производителями не для собственного потребления, а для обмена на рынке. Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

Рассмотрим различные трактовки понятия «рыночная экономика».

Любая экономическая система – это совокупность взаимодействующих между собой структур.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

Б.А. Райзберг в «Курсе экономики» [8] отмечает, что рынок и рыночная экономика строятся на основе одних и тех же законов и принципов, а значит «рыночная экономика» и «рынок» во многом синонимичные понятия. По его мнению, термин рыночная экономика есть более широкое понятие рынка.

О.Ю.Мамедов [9] трактует понятие рыночной экономики, как экономической системы, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

М.Н. Базылева и Н.И.Базылев [10] считают, рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить – решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.

По определению Кэмпбелла Р. Макконнелли и Стэнли Л. Брю [11] , рыночная экономика, основанная на том, что производители свободны от власти традиций. Каждый из них решает что, как и сколько производить в соответствии со своими личными интересами. Основной задачей производителей является получение прибыли и дальнейшее удовлетворение собственных потребностей.

«Современный экономический словарь» [12] трактует понятие рыночной экономики как экономики, основанной на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

Валовой Д.В. [13] определяет понятие рыночной экономики как систему экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем.

Проанализировав выше представленные определения «рыночной экономики» можно сделать вывод, что рыночная экономика стремится удовлетворить растущие потребности при ограниченных возможностях наиболее корректным, оптимальным, эффективным способом. Кроме того анализ различных мнений экономистов показал, что рыночная экономика, как система, включает в себя следующие важнейшие элементы:

1) производители и потребители

2) экономическая обособленность субъектов рыночной экономики

3) спрос и предложение

4) цены, складывающиеся в результате взаимодействия спроса и предложения

5) конкуренция, обеспечивающая максимизацию прибыли и расширение масштабов производства

Таким образом, рыночная экономика представляет собой экономическую систему, основанную на многообразии форм собственности на средства производства и свободе предпринимательства. Совместные действия продавцов и покупателей формируют спрос и предложение, взаимодействие которых создаёт рыночное ценообразование. Связь между конкурирующими производителями осуществляется через рыночный механизм цен.

Основой рыночной экономики является рынок, что делает её наиболее эффективной формой хозяйствования в постоянно меняющемся мире.

Итак, нами проанализированы различные определения «рынка» и «рыночной экономики». На основе изученной литературы мы приходим к выводу, что данные понятия трактуются в экономической литературе по-разному из-за их многоаспектности и сложности. Между понятиями существует тесная связь. Кроме того, термины «рынок» и «рыночная экономика» занимают центральное положение в системе экономических категорий.

2. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Цель данной главы – изучить сущность рыночной экономики и рассмотреть особенности её функционирования.

Для того чтобы, чтобы разобраться в сущности и роли рыночной экономики, необходимо, во-первых, подробно рассмотреть её структуру, во-вторых, исследовать условия существования рынка и раскрыть сущность его функций.

2.1. Сущность рыночной экономики

Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами главные экономические вопросы:

1. Что производить – это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.

2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и в какой их комбинаций, при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.

3. Для кого производить – это проблема, требующая ответа на вопрос: кому достанутся

произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой

из них они решаются по-разному.

В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы решаются через рыночный механизм.

По мнению И.П. Николаевой [14] , рыночный механизм обеспечивает доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, увязку этих решений через систему цен и конкуренцию, взаимовлияние спроса и предложения. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат, а продажа произведенных товаров и их потребление определяются в соответствии с доходами различных групп населения.

Перед тем, как подробно рассмотреть упомянутые выше элементы механизма функционирования рыночной экономики, необходимо выявить условия её существования.

До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной

собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них

вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно

высоких налогов; предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности - рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства.

В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений.

По мнению К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю [15] , такие условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:

1. Общественное разделение труда и специализация . Они повышают производительность труда, ведут к появлению излишков продукции и тем самым ведут к развитию товарного хозяйства и рыночного обмена.

2. Частная собственность формирует новые стимулы к повышению производительности труда, к совершенствованию технологии и организации производства. Появляется личная заинтересованность производителей и собственников в более эффективном размещении и использовании принадлежащих им ресурсов. Она проявляется различными способами, в частности, собственники рабочей силы стремятся заработать большую зарплату, собственники денежного капитала - получить больший процент, предприниматели - большую прибыль, потребители - приобрести больше за меньшую цену.

3. Свобода выбора и свобода передвижения факторов производства . Эти свободы тесно связаны с частной собственностью. Свобода выбора означает, что собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему усмотрению. Потребители же свободны покупать товары так, как они считают нужным для удовлетворения своих потребностей. Если каждый выбирает лучший вариант, то общество в целом также выигрывает.

4. Демократизация производства при сохранении регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм развивается сам по себе.

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Существование выше перечисленных условий обуславливает наличие рыночной системы как таковой, включающей следующие важнейшие элементы, описанные В.И. Видяпиным [16] :

1. Субъекты

К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели. Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой. Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров.

2. Спрос и предложение

« Современный экономический словарь» [17] трактует понятия спрос, как количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени. В свою очередь, П. Самуэльсон и В. Нордхаус [18] пишут, что предложение - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Спрос и предложение находятся в постоянном взаимодействии и неразрывно связаны друг с другом. Следовательно, изменение спроса влечёт за собой изменение предложения и наоборот.

Спрос и предложение изменяются под воздействием ценовых и неценовых факторов. К неценовым факторам изменения спроса относятся: изменение вкусов и предпочтений потребителей; количество потребителей на рынке (размер рынка); изменение денежных доходов потребителя; цены на сопряженные товары (товары-субституты); потребительские ожидания изменений на рынке. Неценовыми факторами изменения предложения являются цены на ресурсы; уровень технологии производства; налоги и дотации; цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары; ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов; число продавцов.

Спрос и предложение являются наиважнейшими элементами системы функционирования рыночной экономики. Взаимодействие спроса и предложения не только дают информацию о том что, сколько и для кого производить, но и определяют следующий системный элемент рыночной экономики – цену.

3. Свободное ценообразование.

Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма. По мнению П. Самуэльсона [19] , цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Рыночное ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой - способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Процесс свободного ценообразования обусловлен процессом взаимодействия спроса и предложения. Как пишет М.А. Сажина [20] , взаимодействие спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате, возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

4. Конкуренция.

В «Современном экономическом словаре» [21] понятие конкуренция ( от латинского concurrentia - столкновение, состязание ) трактуют, как соперничество, экономическую борьбу, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. В.В. Радеев [22] в статье «Что такое конкуренция?» даёт пояснение её роли в структуре экономики.

Конкуренция способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Она выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и их производство сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Конкуренция стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей.

Подробно рассмотрев структуру рыночной экономики, можно сделать вывод, что рыночная экономика представляет собой сложнейшую систему элементов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом. Главные экономические вопросы что производить, как производить и для кого производить, решаются посредством существования механизма регулирования рынка, обусловленного определёнными экономическими условиями.

2.2. Функции рыночного механизма.

Проблема регулирования рынка возникла вместе с его появлением, что обусловлено внутренней логикой его развития. С одной стороны, действие законов рынка, подробно описанных в трудах Николаевой И.П. [23] , повышает эффективность производства и труда, увеличивает богатство страны, с другой стороны, как было замечено Райзбергом Б.А. [24] , рыночные саморегуляторы не в состоянии преодолеть «провалы рынка» и автоматически решать возникшие проблемы (кризис производства, безработица, резкая дифференциация доходов, нарушение экологии, инфляция, трафик и т.д.). Понимание рыночных механизмов в целом даёт возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приводит к увеличению прибыли. Исходя из этих соображений, учёные-экономисты изучают функции рынка.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?

Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции, которые подробно описаны в трудах М.А. Сажиной и Г.Г Чибриковой [25] :

1) Регулирующая функция. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. В современных условиях экономика управляется не только невидимой рукой, о которой писал еще А. Смит, но и государственными рычагами. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению.

Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

2) Ценообразующая функция . Возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складывается свободная цена на товары и услуги. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

3) Стимулирующая функция . Осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. По словам Д.В. Валового [26] , цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

4) Информирующая функция . Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены сообщают о состоянии экономики. Через разброс цен, через их падение и рост можно узнать о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д.. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

6) Оздоравливающая (санирующая) функция . Рынок очищает экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит естественный отбор среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм

рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы естественный отбор прекратился.

7) Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

Итак, функции рынка неразрывно связаны с самим рынком и направлены на наиболее эффективное функционирование системы.

Проведя анализ различных источников, можно сделать вывод, что совокупность элементов, механизм, отражающий их взаимосвязь, и функции рыночной экономики представляют собой единую систему, направленную на решение главных экономических вопросов: что, как и для кого производить.

3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Несмотря на то, что рыночная экономика общепризнано является наиболее эффективной при решении главных экономических вопросов, стоит отметить, что как любая модель, рыночная экономика не лишена недостатков.

В данной главе мы определим основные достоинства и недостатки рыночной экономики и проанализируем их.

3.1. Преимущества рыночной экономики

Рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства.

Б.А. Райзберг [27] выделяет следующие основные преимущества рыночной экономики:

1) Наличие производственных технологий, направленных на минимизацию издержек, обуславливается личной заинтересованностью производителей в получении наибольшей прибыли при наименьших затратах.

2) Осуществление коррекции в распределении ресурсов через информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе.

3) Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей.

4) Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

5) Экономическая свобода производителей и потребителей и как следствие – невозможность хронического товарного дефицита.

6) Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается

воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков

ресурсов так, чтобы обеспечивать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

7) Постоянное стимулирование научно-технического прогресса и рост образования.

8) Отсутствие потребности в жёстком государственном контроле, обусловленное

существованием феномена, названного А. Смитом «невидимой рукой рынка».

Рассмотрев достоинства рыночной экономики, необходимо подчеркнуть, что в центре рынка стоит потребитель. Основная задача любого товаропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. Именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары. Тем не менее, стоит отметить, что механизм рыночной экономики функционирует таким образом, что в наибольшей степени учитываются интересы, а значит, удовлетворяются потребности, обоих сторон экономического процесса, как потребителя, так и производителя.

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу ценообразования, свободу

выбора продавцов и покупателей. Именно эти условия обеспечивают наличие у рыночного механизма функционирования экономики вышеизложенных преимуществ.

3.2. Недостатки рыночной экономики

Было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный

каких-либо недостатков и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих

противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества.

Рассмотрим недостатки рыночной экономики, отмеченные В.И. Видяпиным [28] .

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии

экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность.

В-пятых, рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Кроме того, по мнению М.А. Маркова [29] , существует внешний отрицательный эффект функционирования рыночного механизма. Ориентированность на удовлетворение личных интересов, ведёт к серьёзным последствиям в виде значительного ухудшения экологии планеты, а высокая степень нестабильности рыночной экономики создаёт стрессовую ситуацию, которая негативно сказывается на здоровье людей.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России. Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры

государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства в экономическую жизнь.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что рынок создает наилучшие возможности для деятельности людей на основе своей природы: получить нужные блага можно, только предложив в обмен нечто желанное для других. Но, тем не менее, рынок как механизм распределения ограниченных ресурсов при производстве экономических благ тоже не безупречен – он вовсе не обеспечивает идеального решения всех проблем. Вот почему во всем мире постоянно идет поиск способов совершенствования рыночных механизмов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью настоящей работы являлось усвоение понятие термина «рынок», изучение его структуры, механизма деятельности и рыночных функций.

Для достижения поставленной цели было раскрыто понятие рынка, выполнен обзор точек зрения различных ученых и экономистов на понятие «рынок». Подробно рассмотрены отдельные элементы рыночной экономики, была определена взаимосвязь между ними. Изучены функции рынка и механизм его функционирования.

Как удалось выяснить в результате проделанной работы, понятия «рынок» и «рыночная экономика» многогранны и во многих источниках выступают синонимами. Рыночная экономика представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, наличие которых обуславливается определёнными общественными условиями. Функции рынка во много определяют механизм его функционирования.

В результате выполненных в первой главе реферата исследований можно сделать следующие выводы:

1) Понятие «рынок» является сложнейшей экономической категорией, занимающей центральное место в современной экономической теории;

2) Понятие «рынок» исторично;

3) Рынок – многогранная экономическая категория, подразумевающая как систему отношений между экономическими субъектами, так и сбыт, который осуществляется в сфере производства, распределения, обмена и потребления;

4) Существует тесная связь между понятиями «рынок» и «рыночная экономика». Многие экономисты определяют эти понятия, как синонимичные;

5) Основой рыночной экономики является рынок;

6) Существуют определённые условия существования рыночной экономики, такие как многообразие форм собственности на средства производства и свободе предпринимательства;

7) Рыночная экономика представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов

После освещения теоретической части работы было проведено исследование непосредственно структуры и сущности рыночной экономики. Подробно рассмотрены условия существования рыночной экономики: общественное разделение труда и специализация, повышающие производительность труда; частная собственность, формирующая стимулы к труду; экономическая свобода субъектов экономики и свобода передвижения факторов производства; демократизация производства при сохранении регуляторов. Существование вышеперечисленных условий обеспечивает наличие элементов рыночной экономики, таких как: производители и потребители, выступающие её субъектами и их экономическая обособленность; спрос и предложение; рыночные цены, складывающихся в результате взаимодействия спроса и предложения; конкуренция, обеспечивающая максимизацию прибыли и расширение масштабов производства.

Стимулирующая, ценообразующая, регулирующая, информирующая, посредническая, санирующая функции рыночной экономики определят сущность рыночной экономики, как саморегулирующейся системы. Суть стимулирующей функции состоит во внедрении в производство достижений научно-технического прогресса, снижении затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг посредством цен. Ценообразующая функция возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. Регулирующая функция осуществляется через механизм закона стоимости, спроса и предложения и устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике. Осуществляя информирующую функцию, рынок предоставляет субъектам всю необходимую информацию о состоянии экономки. Рынок также выступает посредником между производителями и потребителями (посредническая функция) и самоочищается от неконкурентоспособных предприятий и неэффективной хозяйственной деятельности (санирующая). Функции рынка являются неотъемлемой его частью и позволяют ответить на главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над традиционной или централизованной экономическими системами. Существующая структура рыночной экономики делает её наиболее благоприятной и эффективной при решении главных экономических вопросов. К достоинствам рыночной экономики относят высокую степень удовлетворения потребностей, обусловленную информированностью производителей , направленность на минимизацию издержек, отсутствие государственного аппарата принуждения, саморегулируемость и стимуляцию важных общественных процессов, таких как НТП. Исследуя феномен рыночной экономики, удалось выяснить, что рыночная экономика не является идеальной системой и имеет ряд серьёзных недостатков, таких как монополизация, стихийность, нестабильность, невозможность удовлетворения многих общественных потребностей (пенсии, стипендии, пособия) , отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей среды) . Кроме того, все вышеперечисленные негативные черты рыночной экономики проявляются и в экономики переходного типа. Данное суждение подтверждается опытом России. В ходе исследования было выяснено, что государство играет значительную роль в рыночной экономике. Для её прогрессивного функционирования необходимо грамотное проведение экономической политики государства, направленной в больше степени на перераспределение средств на нужды тех сфер общественной жизни, которые рыночная экономика не финансирует.

Исследование рыночной экономики невероятно актуально в контексте поиска ответов на важнейшие экономические вопросы. Несмотря на общепризнанность эффективности механизмов рыночной экономики, учёные продолжают поиски способов их совершенствования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Книги

1. Базылева М.Н, Базылев Н.И. Экономическая теория: Учеб. пособие. – М.: БГЭУ, 1999. – 385 с.

2. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: Инфра-М, 2003. – 122 с.

3. Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга: Краткий курс. – М.: Вильямс, 2007. – 656 с.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2т.– М.: Республика, 1992. – Т.1. – 91 с.

6. Современная экономика: Лекционный курс: Учеб. пособие / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 67 с.

7. Николаева И. П. Экономическая теория: Учебник. – М.: Проспект, 1998. – 511 с.

8. Курс экономики: Учебник / Под ред. Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 718 с.

9. Сажина М.А., Чибрикова Г.Г. Экономическая теория: Учебник. – М.: Норма, 2007. – 671 с.

10. Самуэльсон П. Экономические науки. – М.: Республика, 1990. – 111 с.

11. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс: Учебник. – М.: Республика, 1990. – 236 с.

12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с.

Электронные ресурсы

13. Кураков Л.П. Экономика и право: Словарь-справочник// Современный экономический словарь. – http:// www .vocable.ru

14. Марков М.А. Внешние эффекты и общественные блага // Экономика – online . – http://economics-online.r

15. Радаев В.В. Что такое конкуренция? // Электронный журнал «Экономическая социология». – 2003. – № 2. – http :// www . ecsoc . msses . ru


[1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007. – С. 233.

[2] Самуэльсон П. Экономические науки. – М.: Республика, 1990. – С. 46.

[3] Котлер Ф. Основы маркетинга: Краткий курс. – М.: Вильямс, 2007. – С. 154.

[4] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2т.– М.: Республика, 1992. – Т.1. – С. 13.

[5] Николаева И. П. Экономическая теория: Учебник. – М.: Проспект, 1998. – С. 65.

[6] Курс экономики: Учебник /под редакцией Райзберг Б. А. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 244.

[7] Сажина М.А., Чибрикова Г.Г. Экономическая теория: Учебник – М.: Норма, 2007. – С. 66.

[8] Курс экономики: Учебник /под редакцией Райзберг Б. А. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 225.

[9] Современная экономика: Лекционный курс : Учеб. пособие / под редакцией Мамедов О. Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 20.

[10] Базылева М.Н, Базылев Н.И. Экономическая теория: Учеб. пособие. – М.: БГЭУ, 1999. – С. 116.

[11] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2т.– М.: Республика, 1992. – Т.1. – С. 26.

[12] Кураков Л.П.Экономика и право: Словарь-справочник// Современный экономический словарь - http:// www .vocable.ru

[13] Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: Инфра-М, 2003. – С. 54.

[14] Николаева И. П. Экономическая теория: Учебник – М.: Проспект, 1998. – С. 65–74.

[15] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2т.– М.: Республика, 1992. – Т.1. – С. 30 - 37.

[16] Экономическая теория / под редакцией Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 267–281.

[17] Кураков Л.П.Экономика и право: Словарь-справочник// Современный экономический словарь - http:// www .vocable.ru

[18] Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. – М.: Изд-во Республика, 1990. – С.172.

[19] Самуэльсон П. Экономические науки. – М.: 1990. – С. 61.

[20] Сажина М.А., Чибрикова Г.Г. Экономическая теория: Учебник. – М.: Норма, 2007. – С. 95.

[21] Кураков Л.П.Экономика и право: Словарь-справочник// Современный экономический словарь - http:// www .vocable.ru

[22] Радаев В.В. Что такое конкуренция? // Электронный журнал «Экономическая социология». – 2003 –

№ 2 // http :// www . ecsoc . msses . ru

[23] Николаева И. П. Экономическая теория: Учебник. – М.: Проспект, 1998. – С. 64–80.

[24] Курс экономики: Учебник /под редакцией Райзберг Б. А. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 231.

[25] Сажина М.А., Чибрикова Г.Г. Экономическая теория: Учебник. – М.: Норма, 2007. – С. 67– 69.

[26] Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: Инфра-М, 2003. – С.88 .

[27] Курс экономики: Учебник /Под ред. Райзберг Б. А. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 229–237.

[28] Экономическая теория / Под ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 512–523.

[29] Марков М.А. Внешние эффекты и общественные блага // Экономика – online . – http://economics-online.ru

Скачать архив с текстом документа