Рыночный механизм и его элементы 3

СОДЕРЖАНИЕ: РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ. КОНКУРЕНЦИЯ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ... 3

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ. КОНКУРЕНЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 3

1. ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА И ПРИНЦИПЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.......................................................................................... 5

2. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.................... 11

3. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ........................................................................ 13

4. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ............................................................................................... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................... 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................................... 32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция» заключается в том, что рыночная экономика является сложным механизмом управления людьми, разных видов деятельности и производств посредством системы цен и рынков; это средство коммуникации для объединения знаний и действий миллиардов отдельных людей. Без централизованной информации или специальных расчетов рынок решает проблемы производства и распределения миллиардов неизвестных переменных и зависимостей – проблем, которые далеки от разрешения даже самыми быстрыми современными суперкомпьютерами.

История развития экономики отдельных стран и регионов убедительно доказала, что для настоящего этапа развития человечества наиболее эффективной формой организации связей в общественном хозяйстве является рынок. Основы современной рыночной экономики зародились в тот исторический момент, когда обмен результатами деятельности стал ведущей формой связей между отдельными производителями. Это произошло в период разложения первобытной общины. С тех пор совершенствование форм обмена, возникновение и развитие товара и денег служит формированию современной формы их существования – рыночного хозяйства.

Цель моей курсовой работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций, определить его основные элементы, как они взаимодействуют.

Задачи курсовой работы сводятся к ознакомлению с сущностью рыночного механизма, законами спроса и предложения; определению воздействия спроса и предложения на равновесную цену; охарактеризованию конкуренции и монополии; определению процесса становления рыночного механизма в современной экономике России.

1. ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА И ПРИНЦИПЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти основные эле­менты рыночного механизма должны стать прежде всего объектом нашего анализа.

Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: что производить? как производить? и для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы реша­ются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это про­исходит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.

Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом вопло­щается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель. В результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий до­ход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использо­вать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает на картофеле­копалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты труда в других местах. Производство картофеля становится менее выгодным по сравнению с производст­вом мяса. Со временем установившееся новое соотноше­ние цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависи­мости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить.

Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты способствовали

установлению равновесия на рынке.

Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определе­нии необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Термин спрос имеет для экономиста специфическое значение. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продуктов, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени. Коренное качество спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. В общем существует отрицательная или обратная связь, которую экономисты назвали «законом спроса» Что лежит в основе этого закона ? Чтобы ответить на этот вопрос проанализируем этот закон. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий совершить им покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения. Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можем изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса Q и цену Р. Каждая точка представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене. Кривая спроса

Эта кривая называется кривой спроса и в ней находит отражение закон спроса – люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.

На спрос влияют кроме ценовых также и неценовые факторы. Вот некоторые из них:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, спрос возрастет по каждой цене. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов.

2. Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.

3. Доход. Воздействие на спрос изменений дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше дорогих вещей. И, наоборот, при снижении дохода спрос на такие вещи падает. Товары, на которые спрос изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении дохода, называются товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. Здесь объяснение я нахожу в одном простом примере. Повышение цены на сливочное масло влечет за собой повышение спроса на более дешевый маргарин.

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможного повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь, чтобы упредить угрожающее повышение цен. И наоборот ожидание понижения цен на товары ведет к сокращению спроса.

Итак, мы знаем закон спроса. Я думаю, что этот закон это характеристика рынка с точки зрения покупателей или потребителей. А с точки зрения продавцов? С этой точки зрения на все вопросы отвечает предложение.

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продуктов, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен втечение определенного периода времени. Данное Кэмпбеллом Р. Макконелломм и Стэнли Л. Брю определение предложения показывает, какие количества продукта, будут предъявлены к продаже по разным ценам, притом все остальные факторы остаются неизменными, причем рассматривается вопрос с точки зрения выгодности цены. Теперь нетрудно понять, что между ценой и предложением существует прямая или положительная связь. С повышением цены возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он просто показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем они хотели бы это сделать по низкой цене. Как и в отношении спроса мы можем показать закон предложения в виде графика. Кривая предложения Q – количество товара, доставленного на рынок. Р – движение цены. S – кривая предложения. Существует тесная связь между предложением и издержками производства. Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего, его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях совершенной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его. Определим основные виды издержек фирмы. Издержки подразделяются на две большие категории: постоянные и переменные. Постоянные издержки — это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного персонала и т. п. Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает складываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержки снова начинают обгонять рост производства. Таким образом, совокупное предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства. Необходимо заметить, что и на предложение также влияют неценовые факторы: 1) Цена на ресурсы. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение. Например, если цены на семена и удобрения кукурузы снизятся, можно ожидать увеличения предложения кукурузы и наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение. 2) Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволит более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данной ценах на ресурсы снизятся производственные издержки, и увеличится предложение. 3) Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, то есть включают их в себестоимость. Поэтому повышение налогов, увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив когда государство дотирует или по-другому субсидирует производство, оно фактически снижает издержки и увеличивает предложение. 4) Цены на другие товары. Например, снижение цены на пшеницу может побудить производителей выращивать кукурузу и т.д. 5) Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. 6) Число продавцов. Чем больше на рынке поставщиков товара, тем больше его предложение. Итак, осуществив анализ спроса и предложения, попытаемся определить, что же получено в результате действия механизма спроса и предложения. Ограниченное количество имеющихся в обществе товаров распределено между возможными их потребителями. Это было, как утверждает П. Самюэльсон, «распределение по кошельку». Если мы наложим друг на друга кривую спроса и кривую предложения мы увидим, что в какой – то точке они пересекутся.

Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следова­тельно, и расширение масштабов хозяйственной деятель­ности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия произ­водства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара боль­ше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повыша­ется, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыноч­ного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством по­купателей и продавцов, однородностью продаваемой про­дукции, свободным доступом фирм на рынок. При совер­шенной конкуренции ни один из продавцов или покупате­лей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения прин­ципов функционирования рыночного механизма. Именно этому посвящена данная глава. В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независи­мо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов эко­номических отношений.

3. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Истории давно известны два противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка– конкуренция и монополия.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание – экономический закон товарно-рыночного хозяйства.

В зависимости от социально-экономических отношений, сложившихся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые виды конкуренции. Важные качественные особенности имеет конкуренция, которая складывается в простом и в развитом товарном хозяйствах.

Для анализа рыночного соперничества в развитом товарном хозяйстве применяется сведущая классификация:

1. в зависимости от состояния рынка:

· свободная,

· чистая,

· совершенная,

· несовершенная конкуренция;

2. с учетом методов состязательности:

· ценовая,

· неценовая конкуренция.

Рассмотрим каждый вид состязательности в развитом рыночном хозяйстве.

Свободная конкуренция означает, во-первых, никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Во-вторых, никто – ни государство, ни монополии – не оказывает экономического или внеэкономического воздействия на принятие предпринимателями хозяйственных решений.

Чистая конкуренция означает, во-первых, наличие множества продавцов, ни один из которых не может целенаправленно влиять на общее количество продаваемой продукции и цену. Во-вторых, обширные группы товаров полностью стандартизированы (сведены к небольшому числу типовых образцов). Отсутствуют какие-либо индивидуальные характеристики качества одноименных продуктов (торговые марки, фирменные знаки).

Совершенная конкуренция, включая предыдущий вид, кроме того, означает «совершенное» значение участниками торговых сделок характеристик продаваемой продукции. Это предполагает наличие у каждого из них необходимой рыночной информации – о качестве товаров, о ценах, о предложении и спросе, о выгодности торговли и т.п.

Ценовая конкуренция – такой способ борьбы соперников, при котором средством поражения противника служит снижение или повышение цены.

Неценовая конкуренция предполагает применение иных экономических и неэкономических методов (улучшение качества изделий, реклама продукции и др.).

Ценовая конкуренция, которая ведется посредством сбивания цен, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения. Рыночное соперничество приводит к успеху, если товаровладелец заботится о том, чтобы сохранить и расширить производство, усовершенствовать его технику и организацию, если он применяет эффективные экономические методы борьбы с соперниками: снижает стоимость своих товаров (путем повышения производительности труда и уменьшения производственных затрат), повышает их качество, расширяет ассортимент продукции, улучшает обслуживание покупателей.

В механизм рыночного саморегулирования входят: рыночная цена, соотношение спроса и предложения и соперничества товаровладельцев. Чем сильнее становится конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров с их стороны превышает спрос покупателей, а в результате рыночная цена падает. Это ведет к свертыванию производства.

Когда конкуренция среди продавцов ослабевает, то платежеспособный спрос начинает превосходить предложение товара. В результате цена возрастает, а производство продуктов становится выгоднее, оно расширяется.

Конкуренция играет особую роль в том, чтобы на рынке поддерживалась равновесная цена. Так, если рыночная цена возрастает (предложение повышает спрос), тогда соперничество усиливается среди продавцов. В итоге начинается движение цены по направлению к точке равновесия. Когда же цена упадет ниже равновесной (спрос превышает предложение) – состязательность усиливается среди покупателей. Вследствие этого цена станет повышаться до равновесного уровня.

Конкуренция выполняет троякую роль. Во–первых, благодаря соперничеству утверждаются нормальные условия производства и обращения. Во – вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В – третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит расслоение: на тех, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения, и на опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – сила, подрывающая свободную конкуренцию и стихийный рынок. Принято выделять чистую и абсолютную монополию.

Чистая монополия – действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

Абсолютная монополия – сравнительно редкий случай, когда чистый монополизм охватывает всю национальную экономику и полностью исключает конкуренцию в стране.

Естественная монополия которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Такая монополия является устойчивой.

Искусственная монополия означает сосредоточение в чьих-то руках только рынка или же производства и рынка сбыта того или иного продукта. Искусственная монополия имеет формы: случайную, устойчивую и всеобщую.

Случайная монополия принадлежит покупателю или продавцу благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения. Она может возникнуть неожиданно, когда появляется исключительная возможность изготовлять и продавать определенный вид продукции или располагать лучшими в данной отрасли производственными факторами (техникой, технологией или рабочей силой).

Устойчивая монополия свойственна, как правило, крупным объединениям предпринимателей, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-то видов продукции (это крупнейшие предприятия, имеющие рынки сбыта изделий и др.).

С конца XIX в. Развились разнообразные формы устойчивой монополии: картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется через созданную для этого контору.

Трест – монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Всеобщая форма монополии развивается тогда, когда объединения предпринимателей всесторонне – с помощью государства – подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках многие отрасли и производственные комплексы, как, например, военно-промышленный.

Во всех случаях монополии возникают из-за тех экономических выгод, которые они получают в результате устанавливается на рынке монопольных цен.

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода. Доход представляет собой экономическую реализацию господства монополистов на рынке.

Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливая два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм обогащения за счет остальной части общества.

Монополистические объединения стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет установить монопольно высокую цену, предвкушающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. Доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Обогащение монополий за счет завышения цен – одна из решающих причин инфляции.

Монополии стремятся также стать единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товара со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену.

Разрыв между ценами на продаваемые и покупаемые товары называется «ножницы цен».

Монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Тот факт, что производство и реализация какого-то продукта захвачены группой крупных предпринимателей вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш, что способно подорвать монополию. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии: если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

В ХХ веке, особенно во второй его половине, в корне изменилось состояние рынка. Однако в учении о рынке эти изменения долгое время не получали адекватного отражения. Сторонники новоклассического направления экономической теории отстаивали устаревшую догму (бездоказательное положение, принимаемое за непререкаемую истину) о совершенной конкуренции. Согласно их взглядам рынок совершенной конкуренции состоит из множества мелких фирм. Из – за своих небольших размеров предприятия не могут влиять на рыночную цену. Они производят одинаковою продукцию. Покупатели имеют “совершенное знание” о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Совершенная конкуренция является чистой – не зависит от вмешательства государства и монополий.

В начале 30-х годов в экономической теории произошла своеобразная, революция, которая покончила с догмой о совершенной конкуренции. С решительной критикой новоконсервативной концепции конкуренции выступила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон. В работе “Экономическая теория несовершенной конкуренции” (1933) она заявила: “Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай… правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай”.

Существенный вклад в понимание несовершенной конкуренции внёс американский экономист Эдуард Чемберлин. В книге “Теория монополистической конкуренции” (1933) он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.

Что же это за новый мир? Его можно понять, если выявить новые тенденции, которые свойственны развитию рыночному механизма во второй половине ХХ в.

Первая тенденция рынка – к усилению монополизации рынка. Научно – техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединению предприятий в различные комплексы). Централизация производства привела к образованию мощных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство.

Вторая тенденция рынка – обострению конкуренции. Научно – техническая революция необыкновенно ускорила совершенствование технической базы производства. В связи с этим резко ускорилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии.

4. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

В ходе дискуссий о путях развития российской экономики наиболее часто утверждается идея о необходимости в процессе рыночных преобразований отдавать первенство и предпочтение тем особенностям и традициям, которые отличают экономику России, делают ее уникальной. Из множества высказываний в подобном ключе приведем лишь одно, наиболее характерное. В.Т. Рязанов, подчеркивая, что любая теория переходной экономики должна быть приложима к конкретной стране и учитывать специфику данного этапа, пишет: « Если с этой стороны подойти к анализу российской ситуации, то приоритет должен быть отдан точному и грамотному выявлению собственных основ развития, что требует тщательного изучения хозяйственного состояния нашего государства, его исторического опыта и традиций. Такой подход, как показывает история России и других стран, лучше всего реализует те социальные и научные силы в обществе, которые выдвигают цели формирования национально ориентированной хозяйственной системы и своего пути развития в экономике, кто способен к защите национальных экономических интересов. Те же, кто делает ставку на общее в экономике, а значит, на заимствование готовых форм хозяйствования, « подражательный путь развития»…….., с неизбежностью сталкиваются с реакцией отторжения, теряя доверие и авторитет в значительной части общества».

Звучит весьма убедительно. И наилучшим вариантом развития экономики России на современном переломном этапе было бы предпочтительное использование ее собственных основ, исторического опыта и традиций. Но сможем ли мы с уверенностью утверждать, что такие традиции и специфический опыт функционирования российской национальной экономики в условиях рыночного хозяйствования сломим в такой степени, чтобы их можно было брать за основу как то, особенное, которое характеризовало бы ее особые черты и способствовало бы ее успешному развитию? Положительный ответ здесь едва ли можно дать. Вся сложность для становления рыночных отношений в России в том и состоит, что ее экономика выходит из такого состояния, когда начисто отвергалась возможность зарождения рыночной психологии, и элементарных рыночных начал хотя бы в одной какой - либо сфере хозяйствования. А того краткого периода конца 19 - начала 20 веков, когда в России начали развиваться основы рыночного хозяйствования, было явно недостаточно. чтобы сложились какие-то глубокие чисто национальные специфические традиции и опыт, которые можно было бы положить в основу особенного возрождающейся российской рыночной экономики.

Четкое разграничение общего и особенного в экономике страны и взаимодействие между ними может сложиться и стать объектом научного исследования лишь в «старой» экономике со сформировавшимися принципами. Одно дело - экономика, к примеру. Германии, где эти принципы сложились и превратились в неотъемлемую часть механизма хозяйствования. Другое дело - экономика России, которая еще не сумела перенести на свою почву общие основы рыночного хозяйствования, сложившегося в мире, и тем более не имела рыночных традиций и каких либо значащих особенностей отечественной экономики, способных составить ее специфические черты. Если и были особые черты в ее прошлом, то лишь из категории таких, которые ввергали ее во все большую отсталость.

Как же быть? Чему же в этих условиях отдать предпочтение в процессе рыночных преобразований? На наш взгляд, во главу угла на этом этапе развития экономики должны быть положены те общие черты, которые характерны для сложившихся рыночных экономик. И объективно более предпочтительным должен быть вариант становления рыночных отношений начиная с того общего, что лежит в основе этих отношений, пронизывает их во всех национальных экономиках, составляет их стержень и интернационален по своему существу.

Таким действительно общим для всех экономик служит собственно рыночный механизм, очищенный от национальных наслоений, с едиными для всех стран принципами и исходными положениями, но взятый вкупе с широким развитием производства жизненных средств. Это последнее обстоятельство связано с тем. что рыночный механизм есть прежде всего стимулирующий механизм. А действенность его, как мы видели, основана на глубокой дифференциации доходов участников производства, которая (дифференциация) в необходимых масштабах возможна только на базе достаточно высокой средней величине дохода. В свою очередь достаточно высокая величина дохода есть иное выражение высокого уровня производства жизненных средств в обществе. Можно сказать проще : рыночный механизм как стимулирующий механизм основан на распределении ( через доходы) жизненных средств, и чем обильнее производство последних, тем действеннее указанный механизм.

Так что, мы имеем основание утверждать, что собственно рыночный механизм как общее для всех экономик и как приоритетный объект становления новой модели российской экономики должен рассматриваться в органическом единстве с интенсивным развитием производства жизненных средств. Без этого последнего рыночный механизм не может быть действенным и его внедрение в практику в таком случае может превратиться в формальный акт.

По мере становления рыночного механизма вместе с ростом производства жизненных средств будут складываться и чисто национальные. специфические черты российской модели хозяйствования, которые и составляют то особенное, которое характеризует любую национальную экономику. Не общие черты будут подстраиваться под специфические российские особенности хозяйствования, а напротив, эти последние будут отрабатываться и накладываться на общее - собственно рыночный механизм в единстве с развивающимся производством предметов потребления.

Опыт проведения рыночных преобразований в России показал их чрезвычайные трудности как объективного, так и субъективного порядка. Нет необходимости в настоящей работе описывать их во всей полноте, экономическая литература содержит более чем достаточные их описания. Кратко остановимся лишь на отдельных аспектах перехода к рынку в сете нашего исследования. Подчеркнем, что на этапе рыночных преобразований обнаруживаются те специфические черты, которые составляют особенное российской экономики. Но это именно такие черты, которые свойственны лишь переходной экономике и представляют собой наследие прежних форм хозяйствования. Это и отсутствие теории переходной экономики (она и не могла существовать. поскольку не было опыта такого перехода), это и отсутствие рыночных традиций в обществе. это и неповоротливость, тяжеловесность экономики, это и жесточайшее сопротивление преобразованиям со стороны определенных политических сил и т.п.

Но имеется особый, специфический тормоз преобразований, который пронизывает все стороны трансформационных мероприятий и усложняет их проведение. Речь идет о тотальной нехватке ресурсов практически по всем направлениям хозяйственной деятельности. Как уже говорилось, это обнаруживается, прежде всего, в недостатке инвестиционных средств, а также в глубоком дефиците ресурсов для поддержания здравоохранения, всех форм образования, науки, культуры и т.д. Это, наконец, обнаруживается в том внутреннем и внешнем долге, которым из года в год сопровождается наша экономическая действительность.

Весь ход нашего исследования показал, что всеобщая нехватка ресурсов, о которой идет речь, по существу сводится к глубокой ограниченности дохода общества, связанной с предельно низким уровнем производства жизненных средств. Поэтому рассматривая проблему становления рыночных отношений и выхода из кризиса с позиции преодоления нехватки ресурсов мы должны исходить, прежде всего, из необходимости опережающего развития производства предметов потребления.

Но и это еще не последний аргумент в пользу такого развития. Немаловажное значение имеет морально-нравственный аспект ускоренного наращивания производства жизненных средств. Известно, что в годы советской системы социальная демагогия была направлена на то, чтобы внушить людям идею о ее преимуществе, о том, что эта система подчинена якобы всецело принципу « все для человека, все для блага человека». Тщательно скрывалось реальное положение населения в развитых рыночных странах. дело изображалось таким образом, что трудящиеся этих стран все более испытывают гнет и нищету, в то же время как в нашей стране высокими темпами повышается благосостояние. Гласность и открытость, наступившие с падением тоталитаризм, открыли глаза населения на реальное положение вещей, на очевидное глубокое отставание в уровне жизни, на пребывание страны по этому показателю в разряде отсталых народов.

Нет сомнения, что для значительной части населения такое узнавание было ударом по воспитанному на фальши предполагаемому как бы престижному статусу представителей благополучного общества и по ложному самомнению многих людей. Такое узнавание не могло не вызвать у них разочарования и горечи за свое действительное положение. Оно (разочарование) тем сильнее, чем выше было самомнение, и чем глубже оказался разрыв между предполагаемой высотой своего положения и оказавшейся на деле невзрачной реальной действительностью. Здесь мы имеем тот случай, когда знания умножают печали. Следствием такого разочарования стали бегство за границу, пополнение рядов бомжей и других неблагополучных слоев населения, а также падение общего уровня нравственности, оптимизма и уверенности.

Преодоление такого состояния - дело не одного года. Очевидно, пройдут десятилетия, прежде чем в сознании населения улягутся горечь и сомнения. Единственным средством сокращения такого периода может служить реальное, на деле, а не на словах, интенсивное наращивание производства жизненных средств, приносящее в каждый дом и в каждую семью зримые улучшения в условиях жизни. Теперь, после того как население узнало свое подлинное незавидное положение, едва ли отдельные даже самые крупные достижения в науке и искусстве, в каких-то других сферах деятельности могут вызвать долговременные ощущения взлета гордости за свою принадлежность к этой стране. В лучшем случае такие факты могут вызвать эффект брошенного в воду камня: всплеск с расходящимися кругами и скорое восстановление водной глади.

Итак, ускоренное развитие производства жизненных средств в органическом единстве с возрождением рыночных отношений - это центральное звено переходной экономики, это те коренные преобразования, которые в самых общих чертах должны способствовать включению российской экономики в ряды развитых цивилизованных экономик мира. Стремление к утверждению развитого производства предметов потребления в единстве с рыночными отношениями как общего для всех сложившихся экономик - это есть не что иное как проявление западничества, запоздалая попытка реализовать идеи разночинной интеллигенции России середины 19 века, тяготевшей к западному образу жизни. но на уровне современного понимания задач.

Западническая идеология, и в частности, ее экономическая часть всегда встречала ожесточенное сопротивление со стороны почвенников. Это явление наблюдается и в современных условиях. Мы являемся свидетелями того, как чинятся препятствия внедрению рыночных отношений буквально на всех направлениях под лозунгами небрежительного отношения к западному образу жизни, проявлением которого эти отношения являются. Мы видели это на примере сопротивления фермеризации сельского хозяйства. Конечно, в этом противостоянии реформам проявляются не только, а может быть и не столько идеологические мотивы, сколько стремление удержаться во властных структурах. Но что касается идеологических мотивов, то они исходят из непонимания того, что внедрение собственно рыночных отношений (вместе с развитым производством жизненных средств) - это лишь утверждение самого общего, что делает экономический мир единым в своей сути. Национальные же черты экономики - это есть специфические наслоения на это общее, придающее экономике конкретной страны особые формы и колорит. Так что нет оснований опасаться. что российская экономика может остаться без собственных основ развития, без национальных особенностей и традиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение настоящего исследования на тему становления рыночного механизма и его особенностей в современной России, подведем итоги.

Рынок – обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Рынки принимают самые разные формы.

Рынок выполняет определенные функции:

- выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;

- уравновешивает спрос и предложение;

- обеспечивает сбалансированность экономики;

- на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;

- это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;

- объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать.

Рынок немыслим без конкуренции.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее.

Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Конкуренция - это элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Это борьба между производителями одинаковой продукции за покупателя.

Различают свободную и монопольную конкуренцию.

Свободная конкуренция ведется посредством снижения цены, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения. Она характеризуется очень большим числом независимо действующих фирм, стандартизированным, однородным типом продукта, отсутствием контроля над ценой со стороны других фирм и государства, свободным вступлением в отрасль и выходом из нее. Модель свободной конкуренции является в основном теоретической и на практике встречается довольно редко.

Монопольная конкуренция – характеризуется большим числом фирм, разнообразным типом продукции, существованием небольшого контроля над ценой, сравнительно легкими условиями вступления в отрасль.

Конкуренцию также делят на:

1. Функциональную - когда конкурируют фирмы, которые выпускают непохожие товары, но эти товары выполняют одну и ту же функцию для потребителя.

2. Видовую - предприятие выпускает товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся одним или несколькими принципиально важными параметрами.

3. Предметную - предприятие выпускает по сути идентичную продукцию, отличающуюся только качеством, а может быть даже одинакового качества.

Монополия - исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это тип рынка, на котором действует один продавец товара или услуги.

Выделяют несколько характерных черт монополии:

1. Одна фирма-монополист является единственным производителем некоторого товара.

2. Продукт фирмы-монополиста не имеет заменителей. Это значит, что покупатель будет приобретать данный товар только у этой фирмы или не будет покупать его вообще.

3. Абсолютный контроль над ценой и над объемом выпускаемой продукции.

4. Различные препятствия (экономические, технические, юридические и др.) для вступления в отрасль других производителей.

Различают закрытую, естественную и открытую монополии.

В последней главе настоящей курсовой работы было рассмотрено становление рыночного механизма в России, которого, в целом виде как бы и не существует. Ответ на поставленную задачу содержится в том, что опыт проведения хозяйственных реформ в России показывает, что они никогда не были убедительными: либо они свертывались на полпути, не доводя дело до конца, либо они были половинчатыми и непоследовательными, либо оставались на уровне замысла. Трудности испытывают и современные рыночные преобразования. отягощенные глубоким и всесторонним экономическим кризисом. Одна из особенностей этих преобразований, определяющая трудность, состоит в том, что ставка в преобразованиях делается на инициативу и предприимчивость индивидов. И это - в обществе, в котором таковые пресекались на корню, веками всем положением вещей объективно внедрялись в сознание безынициативность. иждивенчество, надежда на государство как на спасителя и на всеобщую страховую компанию. И даже при очевидном целеполагании реформ – курс на повышение благосостояния традиции безответственности и необязательности, безынициативности и надежды на государство берут верх и тормозят ход реформ.

Очевидно, что:

· во-первых, наше нынешнее отставание в области экономики от современной экономики западных стран по своей степени, по крайней мере, не меньшее, чем во времена петровских реформ;

· во-вторых, значение рыночных преобразований настолько велико, что они должны в корне изменить лицо экономики и лицо страны, они должны, наконец, покончить с вековой отсталостью России в экономической жизни, а вслед за ней и во всех других сторонах жизнедеятельности.

Следовательно, в проведении рыночных преобразований нельзя ограничиваться только ставкой на инициативу снизу даже в таких мероприятиях, как развитие малого предпринимательства и в подобных делах. Нужна, прежде всего, последовательность в проведении реформ и государственная воля в преобразовательной деятельности. Эта воля должна, очевидно, выражаться в совокупности мер по преодолению сопротивления реформам, по поддержке инициативы.

Весь арсенал средств, имеющихся в распоряжении государства, должен быть приведен в действие для реализации глобальных идей рыночных преобразований и структурной перестройки. Речь идет о том, что, прежде всего, должен быть создан преференциальный режим для отраслей потребительского комплекса с помощью субсидий, кредитных и налоговых льгот, а также со временем - и более широких протекционистских мероприятий. Рыночная экономика, сложившаяся вследствие этих преобразований, и соответственно в результате повышения эффективности общественного производства сама, в свою очередь, станет фактором эффективности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Издательство «Питер», 2010, 272 с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен»).

2. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения).- М.: Издательство Экзамен, 2004, 222 с.

3. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник.- М.: Дашков и К, 2003, 416 с.

4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика : В 2-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. СПб. : Экономическая школа. 2006. Т. 1. 352 с.

5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика: Издательство: Москва Юрайт, 2006, 374 с.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА–М, 2007, XXXIV, 984 с.

7. Медведев В.А., Процесс воспроизводства и становление социальной экономики:, изд. М.: - ИНФРА-М, 2008, 221 с.

8. Микроэкономика / Под. Ред. Яковлевой Е.Б. – М. –СПб., Поиск, 2002, 358 с.

9. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям /Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2009, 544 с., ил. (Экономическая теория и российская практика).

10. Орлова Л.Г., Пранович В.В., Сумцова Н.В., Щегрова Ф.В. Микроэкономика. – Н. Новгород: НКИ, 2007, 217 с.

11. Пиддэ А.Л. Социология здравоохранения. - Иваново, 2006, 246 с.

12. Ракитская Г.Я. Социально-трудовые отношения. - М.: Изд-во «Дашков К», 2003. – 1012 с.

13. Рынок труда: Учебник./Под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина.-2-е изд., перераб. и доп. М.:Издательство Экзамен, 2007, 480 с.

14. Социальная политика: Толковый словарь. Издание второе, доработанное/Общ. ред. д.э.н., проф.Н.А.Волгин.Отв. ред.д.э.н., проф. Б.В. Ракитский. - М.:Изд-во РАГС. 2007, 456 с.

15. Социальная политика: Учебник./Под общ. ред. Н.А.Волгина.- М.: Изд-во Экзамен, 2007, 736 с.

16. Экономика труда: (социально-трудовые отношения)/Под ред.Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова-М.: Экзамен, 2007, 736 с.

Скачать архив с текстом документа