Политические режимы 9

СОДЕРЖАНИЕ: Тема. Политические режимы 1.Политический режим: сущность и содержание Словосочетание «политический режим» имеет широкое распространение, как в политической теории, так и в политической практике. Оно употребляется для обозначения различных проявлений политического процесса. В одних случаях понятие «политический режим» выступает как синоним понятия «политическая система», в других – имеет свои отличительные признаки.

Тема. Политические режимы .

1.Политический режим: сущность и содержание .

Словосочетание «политический режим» имеет широкое распространение, как в политической теории, так и в политической практике. Оно употребляется для обозначения различных проявлений политического процесса. В одних случаях понятие «политический режим» выступает как синоним понятия «политическая система», в других – имеет свои отличительные признаки. Политический режим – это совокупность характерных для определенного государства политических отношений, средств и методов политической деятельности государственной власти, социальных и классовых взаимоотношений, типов политического сознания и политической культуры общества. Политический режим – это способ функционирования политической системы общества.

Политический режим имеет ряд специфических признаков, которые отличают его от политической системы. Во-первых, политический режим, в отличие от политической системы, более адекватно отражает существующий в обществе порядок. Это не идеальное, а реальное состояние политических отношений конкретного государства. Во-вторых, понятие «политический режим» подчеркивает, прежде всего негативные моменты в развитии политического процесса. Употребляя это понятие, авторы тем самым подчеркивают недемократический характер организации политической жизни, ограничение прав и свобод человека. В-третьих, реально существующий политический режим обнажает цинизм и ханжество пропагандируемой идеологии и политики правящей элиты, расхождение между ее словами и реальными делами. Например, в официальных документах государства декларируются широкие права и свободы граждан, а в жизни они повсеместно нарушаются и притесняются.

Содержание политического режима определяется взаимоотношениями между двумя политическими субстанциями – государственной властью и свободой граждан. Именно объем полномочий власти, способы и методы ее деятельности и степень свободы индивидов позволяют должным образом оценить характер политического режима, существующего в том или ином обществе. В зависимости от соотношений полномочий власти и свободы человека формируются определенные типы политических режимов, для названия которых в политической литературе используется множество различных терминов.

Значительное место характеристике политических режимов уделил в своем творчестве древнегреческий мыслитель Аристотель. Он разделял политические режимы на два типа – правильные и неправильные. Они отличаются между собой своей целенаправленностью: при правильном режиме власть используется для общего блага, а неправильном – ради интересов определенной правящей группы или личности.

К первому типу политического режима Аристотель относит: монархию (правление одного); аристократию (правление немногих); республику (правление многих). В последнем случае некоторые авторы сохраняют греческий термин «politea» столько же мыслитель называет и неправильных форм правления: тиранию (использование власти в интересах одной личности); олигархию (власть используется в интересах немногих); демократию (господство бедного большинства над богатым меньшинством).

В своей квалификации Аристотель особое внимание уделяет аристократии и республике. Говоря об аристократии, он отмечает, что такая форма правления присуща только такому государству, где управляют наилучшие, в полном объеме этого слова, граждане, а не те, которые имеют только некоторые соответствующие качества. Однако свое предпочтение Аристотель отдает республике, где обществом управляют самые лучшие граждане-философы. Именно они имеют все необходимые средства и время, как для размышления, так и для осуществления государственных дел. Что касается демократии, которая трактуется как власть бедных над богатыми, то это, по мнению Аристотеля, не самый лучший способ управления обществом. Бедные не могут сделать всех граждан богатыми.

Анализируя эволюцию политических режимов, Аристотель выявляет причины их деградации и распада. Среди этих причин он выявляет общие и частные. Первая общая причина, которая приводит к ослаблению политических режимов, - это чрезмерность в централизации государственной власти, отклонение общества от своей внутренней сущности. Всякое жестко централизованное управление уничтожает самостоятельность и энергию управляемых. Среди других общих причин упадков режимов является географический фактор (слишком большая территория, диспропорция между отдельными частями государства) и социальный (слабость и раскол господствующего класса, острые социально-классовые противоречия). Что же касается частных причин, относящихся к тем или иным конкретным режимам, то здесь на первый план, как правило, выходит злоупотребление властью правящими кругами.

Эволюция политических режимов имеет свою последовательность и определенные циклы. По Аристотелю, хронологически первым режимом была монархия. Как только в государстве появляется достаточное количество достойных и авторитетных людей, единовластие перестает соответствовать политической ситуации. На смену ему приходит аристократия – власть лучших. Однако нахождение у власти, особенно долгое, отрицательно сказывается и на лучших, между которыми происходит раскол. В результате начинает господствовать только небольшая группа людей, устанавливается олигархия (преимущественно плутократия – власть богатых). Стремление правящих кругов к еще большему богатству неизбежно приводит к сужению этого политического круга. Одновременно власть становится все более неограниченной. Тиран, чтобы продлить свое господство, прибегает к демагогическим обещаниям и обману народа. В результате народ восстает и свергает тирана. Так появляется демократия.

Последним этапом в эволюции политических режимов является республика – наиболее умеренная форма государственного правления.

В XVI столетии французский мыслитель Ж. Баден, опираясь на идеи Аристотеля о политических режимах, в своем многотомном произведении «Республика» развивает теории о государственном суверенитете и королевском абсолютизме. В центре этих теорий находится идея о неделимой, сильной и эффективной, стоящей над законом государственной власти. Правом на осуществление абсолютной ничем не ограниченной власти мыслитель наделил монарха. Именно Баден вошел в историю политической мысли как теоретик и пропагандист абсолютизма, хотя до него разработкой этой идеи занимались многие исследователи.

Баден предложил свою квалификацию политических режимов, которые разделил на три типа: монархию (верховная власть принадлежит одному лицу); аристократию (у власти находится меньшая часть населения) и народное государство, или республику (весь народ принимает участие в осуществлении власти).

Наряду с абсолютизмом, в научной литературе для характеристики политических режимов иногда используются и такие понятия, как просвещенный абсолютизм, деспотизм, тирания.

Просвещенный абсолютизм связывается, прежде всего, с политической доктриной, направленной на гуманизацию и демократизацию государственной власти. Вместе с этим эта доктрина не затрагивает абсолютного характера власти. У истоков теории просвещенного абсолютизма, как известно, находились многие мыслители эпохи Просвещения (Ж.Ж. Руссо, И. Гердер, И. Шиллер, И. Гете и др.), которые считали первейшим благом донести свои благородные идеи о добре,

справедливости и свободе до сознания монархов и народов, способствуя тем самым достижению социального прогресса [3].

Политический деспотизм отличается от абсолютизма в основном самодурством и беззаконием. Разумеется, здесь можно возразить, отметив, что и абсолютизм «что хочет король – то хочет закон». Абсолютизм, тем не менее, предусматривает наличие у властителей определенного понимания и уважения существующих в обществе норм и основных законов. Что же касается деспотизма, то при этом режиме, кроме причуд и фантазий власть имущих, не осуществляет ни каких других норм.

Сравнивая деспотизм и тиранию, можно обнаружить, что основное отличие между этими режимами заключается в том. Каким способом политические деятели достигают власти. Деспот имитирует признаки законности своего прихода к власти, тиран же открыто противозаконно и насильственно свергает существующую власть и становится единоличным диктатором.

В современных условиях политические режимы чаще всего классифицируют, как авторитарные, тоталитарные и демократические.

2.Характеристика основных типов политических режимов .

2.1. Тоталитарный политический режим .

Начавшийся в XX веке кризис идеалов и принципов классического либерализма, формирование массового социального движения, вступление общества в индустриальную стадию сделало реальностью создание массовых коммуникаций, тотальное «промывание мозгов». Это привело. В свою очередь, к оформлению политической системы особого типа, получившей название тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) (термин был введен в политический лексикон в 20-е годы XX в. итальянскими учеными Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики созданного в Италии фашистского режима).

По мнению одного из известнейших исследователей тоталитаризма Х. Арендт, для образования тоталитарного режима необходимо несколько условий: наличие огромного количества нейтральных, социально пассивных, политически безграмотных, равнодушных людей, неспособных отстаивать свои права; наличие особого психологического состояния общества, потерявшего интерес к собственному бытию; наличие у людей чувства страха, потерянности и изолированности вследствие недостатка нормальных социальных взаимоотношений; замыкание на личности одного человека (вождя), выдвигаемого и поддерживаемого одной социальной группой. При сочетании этих условий и появляются тоталитарные режимы. В основе существования подобных режимов лежат идеи вождей и глобальные обещания «светлого будущего», составляющие суть тоталитарной идеологии как важнейшего способа господства над людьми, наряду с государством и его бюрократической машиной. Для сохранения своих устоев тоталитарные режимы используют целый комплекс мер и средств, в том числе ничем не прикрываемое насилие, абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полное подчинение человека политической власти и господствующей идеологии, пропагандистское воздействие, проведение плебисцитов и референдумов. Другими словами можно сказать, что: тоталитаризм – это такой политический строй, который характеризуется полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, фактической ликвидацией прав и свобод граждан, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она не была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего – режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (приобретение рынков сбыта, рабочей силы), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.

Одним из признаков тоталитарного режима является наличие официальной тотальной идеологии, которая рисует народу некое идеальное будущее, пути его достижения, объясняет место и роль лидера или правящей группы в деле построения нового порядка. Главной задачей тотальной идеологизации является постоянная легитимизация установленного политического режима и его курса, а так же мобилизация яростных сторонников и последователей режима.

Тоталитарный режим идеализирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела существенно новую систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму – царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи «непогрешимого вождя» и «образ врага». Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновение синдрома страха. Противоестественно с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности – все это оправдывало необходимость противостояния «врагам народа». Вечной борьбой с «врагами народа» в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направлена против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений.. конечно «сверхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия.

При данном режиме существует господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы. При этом подобная партия не является политической: она способна действовать без государственной власти, строго централизована и выступает в качестве дополнения к правящей группировке. Члены такой массовой партии – корпоративная элита, сплоченная сознанием избранности и морального превосходства над обществом. Ее функции: управление тоталитарным обществом и контроль над ним; подготовка и выдвижение лояльных режиму кадров. Безраздельное господство тоталитарной партии в политической сфере исключает возможность появления в обществе демократических механизмов. Общественные организации могут существовать лишь в том случае, если они безоговорочно признают верховенство правящей партии.

Следующим признаком тоталитаризма является полная монополизация власти тем или иным политическим лидером. Генсек, фюрер или каудильо соединяет в своем лице законодательную и исполнительную власть, а судебная поставлена в такие условия, что она практически теряет свою независимость. Оказавшийся на вершине тоталитарной системы политик мнит себя вождем и спасителем народа. На пути к абсолютному господству он непременно кого-нибудь свергает, подавляет или что-нибудь разрушает [2].

Присвоив всю полноту власти, верховный вождь создает свою собственную командную вертикаль. Нижестоящих начальников он назначает и свергает своей волей. Каждый чиновник обязан ему карьерой и должен безоговорочно исполнять его указания. Неугодные вождю государственные чиновники освобождаются от занимаемых должностей, передаются суду или забвению.

Осуществление идеологической пропаганды при помощи массовых народных шествий, военных и спортивных парадов, праздничных выступлений, строительство монументальных сооружении в честь вождя и т.д. Целью такой пропаганды является мобилизация народных масс в поддержку существующего режима.

Массовый характер общественно-политического движения придает тоталитарному движению видимость народовластия, демократичности, обеспечивает ему известную устойчивость. Предшествуя окончательному закреплению тоталитарной системы, движение имеет своей целью установление диктатуры одного лица или группы лиц.

Монополия государства на средства массовой информации, которые постоянно подают народу идеологически выверенное описание внутренних порядков и внешних событий; при тоталитарном режиме СМИ становятся одним из основных инструментов индоктринации общества. Информационный монополизм открывает возможность создавать легко усваемые мифы, своеобразную гиперреальность, иллюзионный мир, которые целиком захватывают массовое сознание.

Существует также система тотального полицейского контроля, предназначенная для всеобщего устрашения и подавления воли населения. Для осуществления подобного контроля режим использует полицию, милицию и другие органы безопасности, способные обеспечить надзор над людьми и использующие насильственные методы морального физического принуждения, а также террор.

Монопольный государственный контроль над экономикой, основой которой выступает крупная собственность; общинная, монополистическая или государственная. Контроль над экономической сферой жизни общества необходим тоталитарному режиму для укрепления собственных материальных основ, для свободного распоряжения богатствами страны, сырьем, ресурсами. Добиваясь государственного монополизма в хозяйственной сфере, тотальный режим изгоняет из экономики ту часть промышленного и финансового бизнеса, которая не идет на сотрудничество с ним. Отнятые средства производства, капиталы присваиваются тоталитарным государством или переходят в руки лояльных ему предпринимателей. Высокая степень регламентации хозяйственной деятельности при почти полном подавлении профсоюзов открывает тоталитарной власти возможность неограниченной эксплуатации трудящихся. Используя внеэкономическое принуждение, разного рода аферы, режим получает огромные прибыли. Часть их уходит на финансовую поддержку тоталитарного движения, реприсивных органов и силовых структур, но большая часть присваивается правящей элитой.

Формирование государственной власти осуществляется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; такая власть не доступна для контроля со стороны народа. Бюрократизация всех форм управления происходит следующим образом. В условиях полностью огосударственной экономики государственный аппарат становится тотальным собственником всех материальных составляющих жизни общества. Это делает его с неизбежностью и хозяином всех продуктов духовного производства. При обладании аппаратом всей полной власти у него нет и не может быть политических конкурентов. Бюрократизм проявляется не только в чрезмерном разрастании аппарата, но и выливается в тотальную засекреченность всех форм и методов его деятельности. И поскольку властные права его ни кем не ограничиваются, то основной формой его деятельности становится административный произвол. Все это дополняется административным ограничением всех, даже элементарных, прав и свобод индивида.

Ни один диктаторский режим, кроме тоталитарного, не насаждал и не утверждал в обществе единой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную деятельность общества. Именно партия, обладающая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивает мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается видимая грань между государством и обществом, исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни.

2.2. Авторитарный политический режим .

Авторитарный режим (от латинского autoritas власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Авторитарному государственному режиму характерны следующие признаки: основанному на принуждении отношениями государства и личности, стремлением использовать только силу в разрешении конфликтов; отсутствие тотального контроля над обществом со стороны государства, государство не пытается контролировать мысли людей; возможность существования оппозиции, и одновременным стремлением власти исключить ее процедуры принятия решений; отсутствие тоталитарной идеологии у элиты, которая характеризуется относительной закрытостью, разобщенность этой элиты наличие в ней различных группировок, борющихся за власть; отсутствие у режима поддержки масс; подавление основных гражданских прав.

Власть в авторитарном государстве относительно слабо связана с обществом, и, несмотря на стремление к расширению, не способно подчинить общество всеобщему контролю. Связь в данном случае, подразумевает давление, оказываемое на граждан, желание на личностном уровне, в сознании человека добиться создания психологического контроля государства, тогда все действия человека приобретают «идеологический смысл». Власть всегда отделена от общества, она представляет собой некую группу людей, терроризирующую общество в целом, подчиняя его своей воле.

Авторитарные режимы можно классифицировать по способу их установления (переворот, выборы и т.д.); по обоснованию прихода к власти правителей (охрана порядка, объединение страны, модернизация); по типу политической элиты (военный, однопартийный, религиозный, монархический).

Военно-бюрократический режим возникает в виде военной диктатуры и осуществляется военной и бюрократической элитой. Для нее характерно отсутствие какой-либо интегрирующей идеологии, отстранение от участия во власти определенных групп общества. Причиной установления данного режима часто является низкий уровень экономического. Социального и иного развития.

Корпоративный авторитаризм представляет собой систему представительства интересов, для которой характерно получение единичными, иерархично организованными субъектами монопольного представительства в обмен на контроль над избранием лидеров и выдвижением требований к власти. Такой режим характеризуется наличием одной. Пусть и слабой партии, а также участием народа в управлении государством через семью, муниципалитеты.

Дототалитарный авторитаризм предшествует тоталитарным режимам. Отличается своей идеологией, высокой мобилизацией масс в свою поддержку, наличием влиятельной политической группы.

Постколониальный авторитаризм возникает в государствах, которые получили освобождение от колониальной зависимости. Характеризуется отсутствием свободного политического соревнования, наличием одной сильной партии, низким уровнем участия граждан в политике, нестабильностью [3].

Авторитарные режимы являются самыми распространенными в истории. В современном мире авторитарные режимы также имеют место. Воздействие авторитаризма на ход социального развития далеко не однозначно и обнаруживает не мало достоинств, наиболее ощутимых в экспериментальных ситуациях. Авторитарная власть обладает способностью обеспечивать общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решение назревших проблем. Однако в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможности для участия в политике и становится наиболее уязвимой стороной авторитарного режима.

Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможна скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.

2.3. Демократический политический режим .

Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власть). Это понятие впервые встречается у Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму власти, особую разновидность организации государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными правами на управление государством. В настоящее время демократию рассматривают: как форму устройства любой организации, как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятие решения большинством; как идеал общественного устройства, основанный на свободе, соблюдении прав человека, народном суверенитете; как тип политического режима, характеризующийся свободным и конкурентным выбором населения того или иного варианта социального развития, он организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение общественных групп на продолжение участия в борьбе за власть. Демократический образ жизни, демократия в политике – это культурный продукт развития человечества, изобретенный для наиболее эффективного разрешения конфликтов, имеющих место в обществе, противопоставляющих людей и социальные группы друг другу.

В современном мире демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культуры. В основе демократического устройства общества лежат следующие принципы: признание суверенитета народа, воли большинства в качестве источника государственной власти; выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями; провозглашение основных демократических прав и свобод, равенство всех граждан перед законом, обеспечение равного права граждан на участие в управлении государством; легальное существование плюрализма во всех сферах общества, наличие развитой многопартийности, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической аппозиции как в парламенте, так и вне его; реальное существование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную; доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия, принуждения, пресечения; абсолютный приоритет правовых медов власти.

Для демократического режима характерен принцип взаимной ответственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, он и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти. С формальной точки зрения демократия – это власть процедуры. При этом режиме особое значение придается личным и деловым качествам представителей власти. Демократия как тип политического режима невозможна без развитого демократического сознания [4].

Для установления демократического режима необходим целый ряд условий, способных обеспечить демократизацию общества. Это: наличие гражданского общества, государственное единство, определенный уровень экономического развития с сопутствующим ему благосостоянием граждан, наличие массового среднего класса, а также политической культуры активистского характера. Однако наличие всех этих условий не всегда обеспечивает осуществление перехода к демократии. Этот процесс состоит из трех стадий: либерализации (на ней происходит закрепление некоторых гражданских свобод при сохранении недемократического характера режима); демократизации (для нее характерно внедрение политических институтов, способных изменить прежний режим) и консолидации (закрепление демократического режима).

Как особый тип политического режима выделяется еще и либерально-демократический режим. Это переходной тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных режимов и демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решения, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. С точки зрения допустимого и запретного действует принцип «позволено все, что не ведет к смене власти».

В современной политологии понятие демократии включает в себя не только нормативное определение системы политического направления и ее характеристики, но также мировоззренческие подходы к отношениям между людьми, философские, этические и другие основания существования человечества в условиях современности. Что же касается идеалов демократии, то они остались неизменными, за исключением одного – сейчас гораздо больше внимания уделяется отдельной личности, ее мнению и интересам, активности в сфере политики. Это обстоятельство побуждает многих политических мыслителей современного мира разграничивать демократию в идеальном смысле этого понятия и ее политическое, институциональное основание, свойственное современным государствам, которое принято называть полиархией. Это политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными характеристиками: гражданские права предоставлены сравнительно высокой доле взрослых, а сами эти права позволяют проявлять несогласие и путем голосования смещать высших должностных лиц в управлении. Характерными чертами полиархии являются: выборные должностные лица; свободные и честные выборы; всеобщее голосование, не ограниченное практически никакими цензами; право каждого гражданина претендовать на выборную должность; свобода слова и т.д.

Демократию можно классифицировать также исходя из того, кто имеет приоритет – личность, социальная группа или народ. Выделяют следующие модели демократии: индивидуалистические; плюралистические; коллективистские.

Идея автономии личности, ее первичности по отношению к народу является определяющей в индивидуалистических теориях и моделях. Данный подход выделяет личность из общества и государства. Главной задачей для такой демократии является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы. Личность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства.

Плюралистические модели исходят из того, что реальным творцом политики является не личность, не народ, а заинтересованная группа, ибо в группе формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Назначение демократии, по их мнению, состоит в представлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы. Сторонники такой демократии считают, что государство должно поддерживать социально ущемленные группы и отдельные личности с целью повышения их жизненных шансов и укрепление социальной справедливости.

В конечном итоге демократия выглядит как форма правления, обеспечивающая баланс между конфликтующими экономическими, религиозными, профессиональными, этническими, демографическими и другими группами; которая исключает монополию какой-либо одной группы на принятие решений и препятствует власти действовать в интересах какого-либо одного слоя.

Коллективистские модели демократии имеют ряд таких общих черт, как отрицание автономии личности; первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целостному организму; абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и отдельной личностью.

Эти модели демократии в современном мире приживаются плохо, ибо общество осознает, что власть народа, даже большинства, не может быть реализована без гарантий индивидуальной свободы, без принятия основополагающих прав личности [1]. Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает – прямая или представительная.

Прямая демократия – непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия в политических решений (референдумы, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни).

Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа. А на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения).

В мировой политической науке существуют еще и ценностные и рационально-утилитарные теории демократии. В ценностных теориях демократия рассматривается как воплощение определенной системы ценностей, таких как свобода, равенство, справедливость, участие и т.д. в рационально-утилитарных концепциях демократия рассматривается как наиболее разумная форма организации общества.

В настоящее время общество осознает, что современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У Черчиллем:»Демократия – очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего».

Литература.

1. Политология: учеб. для вузов / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; под ред. С В Решетникова. – 5-е изд. –Мн.: ТетраСистемс, 2005.-448.

2. Политология: уч. пособие для вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей и др./ МН.: «ТетраСистемс» 1996 – 384.

3. Политология: Курс лекций/ Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. , 2-е изд. испр. и доп. – Мн.: «ТетраСистемс» 1997 – 384.

4. Политология: Практич. Пособие/ Н.Н. Белякович – Мн.: «Молодежное научное общество», 2001 -248.

Скачать архив с текстом документа