Политика занятости в РФ

СОДЕРЖАНИЕ: Занятость как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей. Компоненты безработицы и ее характеристика. Государственная политика в области содействия занятости населения в России, а в частности в Санкт-Петербурге.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение занятости.

2. Безработица.

3. Государственная политика в области содействия занятости в РФ.

4. Законодательство РФ о занятости населения.

5. Политика занятости в Санкт-Петербурге.


1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность временно отсутствовали на работе из-за: болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (такое имеет место при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

а) не имели работу (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

в) были готовы приступить к работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

В составе безработных выделяются лица, незанятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.

2. БЕЗРАБОТИЦА

При неблагоприятной экономической ситуации, помимо того, что люди теряют работу, создаются новые рабочие места, безработные находят вакансии, а занятые меняют место работы. Поэтому всегда имеются как входящие, так и исходящие из безработицы потоки. Они влияют не только на численность безработных, но и на структурные изменения в продолжительности безработицы.

В одних случаях безработица характеризуется относительно небольшими потоками, низким ее уровнем, но высокой продолжительностью. В других - за счет большей динамичности рынка труда потоки оказываются достаточно мощными, но средняя продолжительность безработицы значительно ниже, даже когда уровень безработицы довольно высок.

Эффекты длительности могут быть отнесены к другим хрупким компонентам безработицы. Так, не имеющая опыта молодежь может столкнуться с эффектом отбора. Пожилые работники и малоквалифицированные женщины, потерявшие работу, могут стать жертвами обстоятельств, схожими с потерей квалификации (эффект предложения), или столкнуться с дискриминационной практикой работодателей (эффект спроса), что часто приводит к тому, что они добровольно покидают рынок труда (эффект “потерянности”).

В условиях современного кризиса уровень безработицы составил 2 млн. зарегистрированных безработных, что, исходя из сегодняшних данных, соответствует 7,4 млн. всех безработных, или 9,7% экономически активного населения. Практически во всех секторах экономики наблюдается сокращение персонала. Однако есть отрасли, в которых проводятся наибольшие сокращения сотрудников. Например, в компаниях, занимающихся строительством, финансовыми услугами, банках. Стали закрываться различные PR и рекламные агентства, туристические агентства. Специалисты высокого класса остались на своих местах, хотя большинству урезали зарплату. Для многих строительных компаний финансовый кризис повлек за собой уменьшение объемов работ. В связи с чем организации вынуждены оптимизировать свои затраты, в том числе и путем сокращения численности работников.

С уверенностью можно сказать, что сокращение персонала это естественный процесс во время кризиса. В тяжелые времена востребованными становятся те сотрудники, которые реально что-то умеют делать, имеют высокую квалификацию и хорошее образование.

Как известно, в нашей экономике до кризиса был дефицит квалифицированных кадров, сейчас, когда безработица в России растет и высвобождается большое количество работников. У многих компаний есть шанс найти себе квалифицированных сотрудников. А людям найти работу по душе и квалификации, хотя и без высокой зарплаты и бонусов. Тем не менее, можно рассчитывать на справедливую и рыночную оплату труда.

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Она направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда. Государство старается обеспечить равными возможностями всех граждан РФ независимо от их национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Проводится политика поддержки трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду. Государство проводит специальные мероприятия, способствующие обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф). Политика в области содействия занятости населения направлена на предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы. Поощряются работодатели, сохраняющие действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции. Создаются профсоюзные организации, разрабатывающие меры по обеспечению занятости населения и контроль их, помощь в поиске работы, обеспечение нормальных условий труда граждан, помощь в организации отпусков и многое другое. Содействие в занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств РФ с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости. Политика международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ иностранных граждан на территории РФ.

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции РФ, Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 25.12.2008) «О занятости населения РФ», других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Это законодательство распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

5. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В ближайшее время в Санкт-Петербурге планируется организовать общественные работы для 9423 безработных. Это может быть мелкий ремонт, уборка помещений, мытье окон и транспорта, разнос корреспонденции и т.д. Есть и вакансии в непроизводственной сфере, например, бухгалтера и воспитателя – на время отпуска основного работника. Кроме того, город планирует переобучить 5720 человек, которые находятся под угрозой увольнения.

По прогнозам чиновников, в текущем году под угрозой увольнения могут оказаться около 60 тысяч человек и более 100 тысячи могут быть переведены на сокращенный рабочий день. Горожан, потерявших работу, поддержит город. На реализацию программы субсидии выделит и федеральный бюджет. Всего на реализацию мероприятия направлено около 219 млн. рублей, из которых 208 млн. рублей субсидии из федерального бюджета. За исполнением программы будет установлен также общественный контроль, в том числе и со стороны профсоюзных организаций и ассоциаций работодателей.

Предусмотрены дополнительные ярмарки вакансий, а также меры по оптимизации и перераспределению рынка. Из бюджета города до 2011 года на эти мероприятия выделят 23 млн. рублей, в том числе в 2009 году – 9,4 млн. рублей.

Скачать архив с текстом документа