Рынок как форма функционирования товарного производства
СОДЕРЖАНИЕ: Рынок - форма организации товарного хозяйства. Рынок - объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. Основная характеристика рынка - обмен. Сущность рынка проявляется в его функциях. Функция регулирования производстСодержание
1. Рынок как форма функционирования товарного производства. Формирование социально регулируемых экономик развитых стран и Республики Беларусь 3
2. Финансовая система как совокупность форм денежных отношений.... 17
Список использованных источников.......................................................... 30
1. Рынок как форма функционирования товарного производства. Формирование социально регулируемых экономик развитых стран и Республики Беларусь.
Рынок есть особая форма организации товарного хозяйства. Это объективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене. С рынком связан каждый субъект хозяйствования и человек, осуществляющий какие-либо покупки или продажи. Поэтому происходящие на рынке изменения интересуют и затрагивают практически всех. Так что же такое рынок? Есть множество определений рынка, некоторые из которых мы рассмотрим.
В общеупотребимом понимании рынок, по определению В.И. Даля, «площадь в городах и селах для торговли съестными припасами на воле (на воздухе), место съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням...».
Еще А. Смит, исследуя причины роста богатства народов, значительное внимание уделял возникновению и становлению рынка. Рынок, по А. Смиту, - регулятор разделения труда. Так как разделение труда вызывается возможностью обмена, то следовательно, и степень этого разделения всегда ограничивается пределами возможности обмена, или, другими словами, обширностью рынка. Если рынок очень мал, то никто не найдет для себя выгодным заняться исключительно какой-нибудь одной работой, просто по невозможности обменять излишек произведений своего труда на такой же излишек произведений труда других людей.
Таким образом, по А. Смиту, рынок определяется обменом. Это его главное свойство. Более того, рынок, по его мнению, — действия невидимой руки, когда встречаются и уравновешиваются спрос и предложение через механизм цен.
Австрийский экономист Й. Шумпетер понимал под рынком «все бесчисленные акты обмена, которые нам дано наблюдать в рыночной экономике в любой хозяйственный период. Они в своей совокупности образуют внешнюю форму, в которой осуществляется кругооборот хозяйственной жизни».
В современной неоклассической экономической литературе часто используется определение рынка, данное экономистом А. Маршаллом: «Рынок – это не какая-то конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий района, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.
Согласно большинству современных учебников рынок имеет место тогда, когда покупатели и продавцы обмениваются друг с другом товарами, ценными бумагами, трудом и т.д. Рынок - это «институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги».
Таким образом, во всех приведенных определениях рынка его основной характеристикой выступает обмен. Однако следует подчеркнуть, что не всякий обмен порождает рынок и не всегда рынок ведет к рыночной экономике. Обмен трансформируется в рынок только в том случае, когда производители организуют производство с целью продажи своего товара с последующим приобретением необходимого им другого товара. При таких условиях складывающийся тип хозяйствования окончательно порывает с натуральным производством. Важным шагом на этом пути явилось вклинивание в товарный обмен денег и возникновение товарного обращения. Формально товарное обращение отличается от непосредственного обмена товаров тем, что оно осуществляется при посредстве денег.
Акт любого обмена предполагает как минимум двух субъектов — продавца и покупателя. Для того, чтобы обменять продукт, даже если обмен носит случайный характер, оба субъекта должны быть экономически свободны. Они должны быть вольны обменивать продукты по своему желанию. Следовательно, для обмена, организованного по законам товарного обращения, главными признаками функционирования являются: 1) свобода продавца и покупателя; 2) в основе обмена находится спрос и предложение товаров.
Наличие этих признаков, однако, не означает еще возникновение рынка как системы. Система считается возникшей и вступающей в стадию становления, если она начнет самообеспечивать себя. Возникновение рынка предполагает множественность меновых операций. Множественность необходима прежде всего по причине того, что при ограниченном круге продавцов и покупателей не может возникнуть свободное колебание цен, а возможен лишь сговор как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.
Главная особенность рыночной организации состоит и том, что в большинстве случаев она не позволяет одному лицу вмешиваться в деятельность другого. Потребителя ограничивает от принуждения со стороны продавца наличие других продавцов, с которыми он тоже может вступить и сделку. Продавца ограничивает от диктата потребителя наличие других потребителей, которым он может продать свой товар.
О появлении рынка можно говорить в том случае, если процесс товарного обращения и производства приобретает регулярный характер, порождает постоянные колебания спроса, предложения и цен. Наличие таких признаков, как множество продавцов и покупателей, во-вторых, колебание цен и в-третьих, ориентация на потребности потребителя-покупателя, позволяет говорить о возникновении рынка.
Таким образом, определим рынок как систему взаимодействия производителей и потребителей, основанную на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночных цен.
Субъектами рыночных отношений выступают производители, потребители и их посредники. Основные производители (предприятия и организации) продают произведенные ими вещественные блага и услуги и покупают необходимые для производства ресурсы. Домашние хозяйства выступают на рынке как покупатели благ потребительского назначения и продавцы рабочей силы. Государство покупает на рынке товары, необходимые для выполнения его функций. Посредники — оптовые и розничные торговцы, комиссионеры, брокеры и агенты производителей — оказывают торговые услуги производителям и потребителям. Следовательно, субъектами рыночных отношений являются физические и юридические лица.
Объектами купли-продажи на рынках являются экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги, т.е. все то, по поводу чего возникают рыночные отношения между продавцами и покупателями.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, среди которых следует выделить: соединение производства и потребления – обеспечение непрерывности общественного производства; регулирование производства и потребления; стимулирование организации современного производства; информационную функцию и санирующую функцию. Соединение производства и потребления и обеспечение непрерывности общественного производства является важнейшей функцией рынка.
Рынок объединяет обособленных производителей и потребителей. Через рынки от производителей к потребителям направляются огромные потоки различных товаров, а от потребителей к производителям движутся денежные средства, необходимые для продолжения процесса производства.
Рынок также выполняет функцию регулирования производства и потребления. Через рыночный механизм (взаимодействие спроса, предложения и цены) количество произведенной продукции приводится в соответствие с объемом платежеспособного спроса покупателей. Постоянные изменения в соотношении между спросом и предложением влияют на цену товара. При превышении спроса над предложением цена товара растет, что делает его более прибыльным и способствует расширению масштабов его производства. Одновременно рост цен уменьшает потребление данного товара, что неизбежно приводит к новым изменениям в соотношении спроса и предложения. В какой-то момент данный механизм сбалансирует спрос и предложение. Но это равновесие, как правило, не бывает долговременным. Дальнейшее увеличение производства приведет к тому, что возникнут трудности в реализации, цены начнут падать, доходы производителей уменьшатся, и они начнут сокращать объем производства данного товара.
Рынку присуща и стимулирующая функция. Суть ее состоит в том, что конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, повышать их качество и снижать цену. Достижение данных целей стимулирует внедрение новой техники и технологии, совершенствование организации производства.
Одной из функций рынка является информационная. Рынок информирует производителей о потребностях покупателей, выполняя общественную оценку товара. Сам факт продажи товара говорит о том, что он удовлетворяет определенную потребность. Если товар реализуется по цене, которая возмещает расходы на его производство, то это свидетельствует об общественном признании данных затрат. Не менее ценную информацию дают и несостоявшиеся акты купли-продажи. Они посылают сигналы производителям о том, что им следует уменьшить или вообще отказаться от производства определенных благ. Цены на рынке служат той информацией, которая необходима и потребителям для принятия решений о способах удовлетворения своих многочисленных потребностей. Например, при высоких ценах на готовую модную одежду для потребителя может оказаться более выгодным ее пошив в ателье.
Санирующую функцию рынок выполняет путем дифференциации производителей в соответствии с эффективностью их хозяйственной деятельности. Экономически эффективные фирмы развиваются, расширяют масштабы своей деятельности, а неэффективные — несут убытки, разоряются. Таким путем происходит оздоровление общественного производства, освобождение его от экономически слабых предприятий.
Рынок обладает рядом позитивных и негативных сторон.
К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят:
1. Эффективное распределение ресурсов. Рынок способствует оптимальному распределению ресурсов между хозяйственными сферами и отраслями. Он направляет ресурсы на производство лишь пользующихся спросом товаров, а не на удовлетворение любых реальных потребностей.
2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства.
3. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Например, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов.
4. Оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, на базе привлечения научно-технического прогресса создают новые товары, вводят новейшие технологии и т.д. Это позволяет им иметь определенные преимущества перед конкурентами.
5. Свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.д.
6. Способность к разнообразию товарного мира, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.
7. Воспитание экономического человека, для которого характерны предприимчивость, расчетливость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия.
В целом рынок — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется экономическим законам.
Как и любое социально-экономическое явление, рынок противоречив, а поэтому содержит в себе и ряд негативных свойств. К таковым относятся:
1. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются значительные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса. Поэтому уже материализованные затраты труда иногда оказываются излишними.
2. Стихийное колебание цен имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли. Для предпринимателей это может означать разорение, а для рабочих - безработицу.
3. Рынок не обеспечивает перераспределение дохода между бедными и богатыми (конкуренция перераспределяет доходы лишь между богатыми). Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) порой не могут обеспечить первостепенные потребности. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство.
4. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств.
5. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Сильные страны стремятся захватить эти ресурсы.
6. Рынок не создаёт стимулов для производства товаров и услуг совместного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.д.).
7. Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические прорывы в области науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу.
8. Рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему кризисами перепроизводства, инфляционными и др. негативными процессами.
9. Количественное и качественное несовпадение предложения рабочей силы с потребностями общественного производства порождает в странах с рыночной экономикой безработицу. Это ведет к снижению жизненного уровня трудящихся, потерям общества от бездействия способных к труду людей и к необходимости содержать их за счет работающих, усилению экономической дифференциации в обществе, обострению социальных конфликтов и т.д.
Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом путем вмешательства государства в экономическую жизнь.
В странах с развитой рыночной экономикой органы государственного управления пытаются предотвратить или ослабить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Государственное регулирование экономики может осуществляться различными методами: правовыми, административными, экономическими. [13, c. 86]
Правовое регулирование экономики состоит в разработке юридических законов, направленных на защиту прав собственников, предпринимателей, работников, потребителей и установление правовых норм функционирования рыночной инфраструктуры.
Чтобы поддержать конкурентное состояние рынка, государство устанавливает «правила игры», разрабатывая законодательство, регулирующее отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями.
Административные средства воздействия на экономику основаны на системе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Наиболее широко они используются для контроляза деятельностью монополизированных структур и в борьбе с «теневой» экономикой.
Основными в рыночной экономике являются экономические методы регулирования. Они могут осуществляться как путем прямого вмешательства в экономику (разработка национальных или региональных программ экономического развития, государственные закупки), так и использованием различных инструментов косвенного воздействия (через бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, валютную и таможенную политику). При помощи этих инструментов государство перераспределяет ресурсы в те отрасли и сферы, развитие которых не обеспечивает рыночный механизм. Оно может взять на себя их субсидирование или в отдельных случаях — полное финансирование. Для предотвращения социальной напряженности, уменьшения неравенства в доходах различных групп населения оно осуществляет перераспределение доходов.
Любая экономика, по определению, социальна. Но при этом под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникший и укрепившийся в послевоенные десятилетия в индустриальных странах, главным образом в Западной Европе, и отличающийся исключительно высоким уровнем социального и экономического благосостояния граждан. Западноевропейские страны называют себя социальными государствами и реализуют социальную политику не только на национальном уровне, но и на наднациональном – в рамках Европейского союза.
Социальная рыночная экономика как особый тип хозяйственной системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает система социально-экономических институтов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни.
Поэтому, важно отличать экономики с высоким уровнем жизни и значительными социальными расходами от собственно социальных рыночных экономик. Первые - это обычно либеральные общества, которые добились высокого уровня материального богатства и потому могут позволить себе выделение огромных средств на помощь бедным, на финансирование здравоохранения, образования и другие социальные цели. Самой очевидной иллюстрацией таких обществ являются США и Канада. Однако эти страны не имеют достаточно мощных «встроенных» механизмов согласования интересов между социальными группами. Напротив, малые западноевропейские страны, например: Австрия, Бельгия и Швейцария, могут быть отнесены к «социальным экономикам» именно на том основании, что их социально-экономические и правовые системы «настроены» на достижение социального согласия и высокого уровня жизни основной массы населения, хотя по абсолютным показателям дохода и качества жизни они уступают ведущим рыночным экономикам.
Еще в начале XX века в США и Германии на волне антитрестовской, антимонопольной политики возникает новое научное направление, которое теперь называют социально-институциональным. Его яркими представителями были ученые–экономисты Торстейн Веблен и Уэсли Митчелл. К этому времени США стали наиболее богатой страной в мире с монополизированной экономикой. Поэтому здесь появились первые антимонопольные законы и меры.
Новое направление упорно доказывало несовершенство господствовавшей рыночной монополизированной экономики. Оно требовало более широкого, всеобъемлющего подхода к экономическим проблемам с непременным учетом сильного влияния на экономику социальных институтов и процессов. К ним относились государство, право, профсоюзы, нравы, религия и т.п. Сторонники нового направления требовали социального контроля над несовершенным монопольным рынком.
Уже в этом научном направлении можно усмотреть истоки новой, социальной модели экономики. Ведь именно экономисты – институционалисты обратили внимание и подчеркнули то, что нет уже чистой экономики, что вместе с материальными на экономику влияют такие факторы как правовые, социальные, моральные. И все они воздействуют на экономический рост и благосостояние страны. Такой, более широкий подход к экономике, учитывающий ее прямую связь и зависимость от социальной сферы и ее проблем, признан в истории достижением методологии и теории экономики.
Однако само новое понятие социальная рыночная экономика вызрело позже, на ниве истории Германии. Теоретические основы социальной рыночной экономики восходят к предвоенным работам ученых фрайбургской школы – В.Ойкена, Ф.Бёма и др., разработавших концепцию порядков. Это научное направление называют ордолиберализмом. Главное понятие данной теории – порядок – определяется как совокупность институтов и норм, связанных с экономическими организациями и типами экономического поведения (не все из которых имеют экономическую природу) и регулирующих отношения между элементами народного хозяйства. Несложно увидеть, что понятие порядок близко распространенному в современной англосаксонской литературе понятию правила игры, которых придерживаются в своем функционировании и взаимодействии экономические субъекты. Огромной заслугой ордолиберальной школы явилось изучение взаимосвязи между собственно экономическими порядками и политическими, государственными и правовыми порядками.
Ордолиберализм, таким образом, попытался создать цельную картину экономической системы, функционирующей в неразрывном единстве экономических и неэкономических институтов. Подобный подход является принципиально иным по сравнению с неоклассической традицией, которая, как известно, видит предмет экономической науки в изучении взаимодействия максимизирующих субъектов в процессе производства и распределения ограниченных (экономических) благ. Политико-правовой анализ экономических процессов позволил В.Ойкену и его последователям разработать классификацию экономических порядков от чисто рыночной до централизованно управляемой модели и изучить характер и способы координации между субъектами.
Социально-экономическим моделям, применяемым в разных странах, присуща выраженная специфика в зависимости от достигнутого уровня развития, исторического пути и национальных традиций. Тем не менее, существует несколько моделей социально ориентированной экономики, которые можно классифицировать по следующим критериям:
· место социальной политики среди национальных приоритетов (как правило, речь идет об альтернативе между социальным благосостоянием и экономическим ростом);
· распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором;
· масштабы государственного сектора, которые определяются как объемами перераспределяемого ВВП, так и долей занятых в госсекторе;
·особенности социальной политики.
Последний критерий предполагает различия в целях, направлениях и инструментах социальной политики. Это, например, отношение к проблеме полной занятости (выбор между поддержанием полной занятости и стимулированием эффективности и конкурентоспособности производства), характер развития социального сектора (социальные услуги могут предоставляться как через государственные, так и через частные учреждения и организации), доля социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели, адресность социальной политики.
Классификация по указанным критериям, целям и инструментам социальной политики приводит к выделению в литературе четырех основных моделей.
Первая модель традиционно называется континентальной, или германской. Помимо Германии, континент альная модель применяется в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, отчасти во Франции. Для этой модели характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50%), формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или по крайней мере высокой занятости.
Вторая модель - англосаксонская - используется в Великобритании, Ирландии, а также в Канаде. Она предусматривает более низкий уровень перераспределения через ВВП (не более 40%), преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг. Отметим при этом, что по различным сводным индексам комфортности и качества жизни Канада в последние годы вышла на первое место в мире.
В странах Южной Европы (Греция, Испания и Италия) реализуется средиземноморская модель. Объем ВВП, перераспределяемый через бюджет, здесь существенно варьирует (от почти 60% в Греции и Италии до 40% в Испании). Социальная же политика преимущественно адресована социально уязвимым категориям граждан и не носит всеобъемлющего характера.
Наконец, четвертая – скандинавская – модель применяется в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. Для скандинавской модели характерны очень активная социальная политика, понимание социального благосостояния как цели экономической деятельности государства, очень высокие (50-60% ВВП) объемы перераспределения национального богатства через бюджет, реализация идей социальной солидарности и активный упреждающий характер социальной политики. Основную роль в финансировании социальных расходов играет государство, осуществляя финансирование как через бюджет центрального правительства, так и через субнациональные бюджеты.
Финансовые проблемы, с которыми столкнулось большинство экономически развитых стран в 90-х годах, обусловили определенные сдвиги в принципах реализации социальных функций. Так, государства со значительными объемами финансирования социальных расходов за счет бюджетной системы стали более активно использовать принципы социального страхования и вводить элементы платности государственных социальных услуг.
Использование мирового опыта становится своего рода императивом реформ, если попытаться оценить то состояние, в котором находится Республика Беларусь, спустя несколько лет после начала реальных рыночных преобразований. С одной стороны, за эти годы сделан огромный шаг вперед – в стране сложились основы рыночной системы. С другой стороны, данный рынок еще чрезвычайно несовершенен и примитивен – в стране отсутствуют многочисленные институты, опосредующие разнообразные связи между субъектами рынка, между рынком, государством и гражданским обществом, то есть институционально-законодательная среда, делающая экономику социальной и устойчивой. Беларусь не достигла пока и гипотетической середины переходного периода, и предстоит еще глубокая и длительная трансформация, в ходе которой должны сформироваться современные институты и связи.
Наиболее полезным уроком западной социальной экономики является опыт формирования отношений между государством и рынком, основанных на преодолении антагонистичности. Однако в Республике Беларусь за годы реформ еще не возникло эффективных механизмов взаимодействия и разграничения функций между рынком и государством. Немного удастся найти среди руководителей промышленности, предпринимателей и коммерсантов тех, кто согласится признать позицию государства действительно благоприятствующей бизнесу. Они приведут огромный список упущений и ошибок государственной власти, свидетельствующих о пренебрежении интересам и большого, и малого предпринимательства. Со своей стороны и бизнес не желает поддерживать государство.
Необходимую меру государственного участия в экономике определяет простой принцип: государство должно делать то, что не может делать рынок. Такой принцип часто считают либеральным – и многие именно по этой причине отвергают его а priori, – хотя он опирается не столько на либеральную идеологию, сколько на здравый смысл. Ведь достаточно очевидно, что рынок в краткосрочном плане эффективнее, но он не в состоянии решить всех проблем экономики. Из этого принципа вовсе не следует, что государства должно быть мало – все зависит от конкретных условий. Исторические традиции Беларуси – известный из институциональной теории эффект path dependence, то есть зависимость от траектории предшествующего развития, - в сочетании с недостаточной сформированностью рыночных отношений определяют заведомо большую роль государства в белорусской переходной экономике, чем в других зарубежных странах.
Но, будучи рациональным критерием для проведения границы между функциями государства и рынка, указанный принцип не дает возможности понять, в чем же состоит плодотворный симбиоз государства и рынка, позволяющий сделать государственную власть инструментом развития эффективной и социальной экономики. Иными словами, как прийти к тому состоянию органического единства государства и рынка, которое отличает современные социальные рыночные экономики?
Тезис о том, что государство должно быть инструментом экономической деятельности, не противоречит другому известному тезису – о разделении собственности и власти. Последний означает, что приобретение и использование собственности должны осуществляться в соответствии с экономическими критериями, а не зависеть от близости к государственной власти; власть, в свою очередь, не вольна за рамками закона контролировать собственников.
Преодоление противоречий между государством и бизнесом требует длительных усилий в области постоянного развития институтов демократии и гражданского общества и вызревания в общественном сознании новых стереотипов отношений между обществом и государством. Тем не менее, определенные практические шаги в этом направлении можно предпринять уже сейчас. Это – неукоснительное исполнение государственной властью и хозяйственными структурами законов и обязательств, прежде всего в бюджетной и финансовой сфере. Строгое соблюдение законов и норм устранит значительную долю нарушений в экономическом процессе и поможет начать оздоровление экономики.
Второй урок из опыта социальной рыночной системы для переходной белорусской экономики состоит в необходимости всемерного развития конкуренции. Конкуренция несет в себе социальный заряд, делая потребителя хозяином на рынке товаров и услуг. Поощрение конкурентной среды – один из аспектов усиления роли государства в экономике, который не только не входит в противоречие с рыночными принципами, но и прямо вытекает из них.
Наконец, третий урок социального рыночного хозяйства для стран с переходной экономикой – это роль социального саморегулирования через институты социального партнерства. Хотя идея социального партнерства довольно необычна для Беларуси, она имеет шансы на воплощение в жизнь благодаря глубоко укоренившимся в социальной практике и сознании патерналистским стереотипам. Формально государственный патернализм на деле оборачивается сотрудничеством на уровне хозяйственных единиц между работниками и администрацией предприятий, то есть несет в себе зародыш партнерских отношений между работниками и работодателями. Вопреки распространенным утверждениям социальное партнерство возможно не только при развитом среднем классе, но и при сравнительно высокой степени дифференциации материального благосостояния населения. Об этом свидетельствует довольно успешное развитие партнерских отношений в латиноамериканских странах, где они существуют в первую очередь благодаря активности профсоюзов и энергичной защите со стороны государства.
Западноевропейский опыт развития социального рыночного хозяйства не может быть панацеей от недугов белорусской экономики и ни в коем случае не должен стать предметом некритического идеологического увлечения. Вместе с тем он заслуживает внимательного изучения не просто как опыт функционирования экономической системы, добившейся исключительно высоких социально-экономических результатов, но и как опыт создания и использования экономических механизмов, приведших к таким результатам – особенно механизмов взаимодействия рынка и государства, потребность в которых столь остро ощущается в сегодняшней Беларуси.
Выбор модели социально ориентированной рыночной экономики был осуществлен в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года. В этих документах определены концептуальные основы социальной рыночной экономики, разработанные научными и политическими структурами страны. [16, c. 211]
Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.
Она базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей.
Вбирая в себя эти типичные черты и основные принципы, белорусская модель включает уже на концептуальной стадии свои специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его национальный характер с обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи.
Поэтому, устремляясь к избранной модели, экономическая система страны, ее государственные и общественные институты устраняют такие составляющие чисто рыночного хозяйства, как эгоцентризм, чрезмерная эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.
Основную роль субъекта, направляющего и регулирующего переход к новому экономическому строю в Республике Беларусь, будет играть эффективное государство. Оно будет определять, в конечном счете, правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая развитие государственной и частной собственности, стабильную валюту, свободное ценообразование, открытые рынки, развитие конкурентных условий, укрепление и развитие здоровых начал народной нравственности.
В процессе перехода к социально ориентированной рыночной экономике произойдут изменения не только в соотношении экономического и административного, но и в самом экономическом механизме. Прежде всего это касается усиления внешней его части (так называемого межгосударственного регулирования) по мере нарастания интеграционных процессов включения национальной экономики в мирохозяйственные связи.
Высшей ценностью и целью развития общества и государства является человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Для их обеспечения государство создает условия для устойчивого и динамичного развития производства, повышения уровня и качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики и нового технологического способа производства, формирования общества постиндустриального типа с учетом национальных особенностей страны.
Опыт многих государств, вставших на путь преобразования своей экономики, показал, что для эффективного развития недостаточно создать необходимые экономические и технико-технологические условия. Требуется активное участие государства в качестве партнера в реализации субъектами хозяйствования этих условий. При этом сделаны важные выводы о неприемлемости как модели развития страны с доминирующей ролью государства, так и о принципиальной невозможности обеспечения прогресса в экономическом развитии без эффективного государства, а также вывод о том, что общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы с ее множеством изъянов по отношению к эффективному распределению ресурсов, решению социальных и экологических проблем, безопасному развитию.
Разработчики Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года считают, что стратегией трансформации государственности страны на перспективу должно стать повышение роли государства по поддержанию экономиче ского и социального благосостояния; сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования для обеспечения стабильного развития на основе надежных гарантий в исполнении законов, партнерства, активного участия граждан в совместном формировании государственной политики через различные общественные группы и государственные институты.
Для реализации этого стратегического направления в условиях ограниченности ресурсов функции государства в ближайший период должны быть приведены в соответствие с его потенциалом. Поэтому предусматривается уточнить круг выполняемых государством функций, прежде всего, по обеспечению жизненно важных экономических и социальных потребностей общества, это: [7, c. 18]
· обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
· формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
· проведение активной внешнеэкономической политики, направленной на развитие интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
· инвестиции в социальное обеспечение и развитие инфраструктуры общегосударственного значения;
· обеспечение гарантий минимума благ и услуг совместного пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
· поддержка социально незащищенных групп населения;
· охрана окружающей среды;
· формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
· обеспечение национальной безопасности страны;
· создание правовой базы и обеспечение неукоснительного ее соблюдения.
В ближайшие годы представляется целесообразным завершить кодификацию законодательства, регулирующего основные виды общественных отношений, в первую очередь, социально-экономических и трудовых, при условии сближения и унификации правовых систем Беларуси и России и приведения национального законодательства в соответствие с общепризнанными принципами международного права.
Не только теория, но и состоявшийся опыт формирования социальной рыночной экономики в ряде стран Запада позволяют вывести некоторые основные принципы этого вида экономической системы. Каковы же они?
Во-первых, социальная рыночная экономика может быть реализована только на основе права, в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение общепринятых законов, особенно в сфере экономики.
Во-вторых, принцип свободы экономической деятельности в рамках существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело и трудиться на его благо, взять на себя экономическую ответственность за результаты.
В-третьих, принцип полной занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство.
В-четвертых, принцип установления социальных гарантий, равных для всех возможностей.
В-пятых, принцип социальной справедливости для всех слоев населения и граждан.
В-шестых, принцип социальной защиты людей, оказавшихся незащищенными.
В-седьмых, принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния.
В-восьмых, принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.
И, в-девятых, принцип социальной ответственности граждан за экономическую эффективность своей и общей деятельности, за свой образ жизни.
Исходя из таких принципов, можно представить основные функции рассматриваемой экономической системы.
Если вспомнить, что общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается главной функцией и социальной рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будут:
·удовлетворение социальных потребностей общества и граждан;
·обеспечение социальной справедливости;
·обеспечение роста материального и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста;
·социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.
Главными составляющими (компонентами) социальной рыночной экономики при таком представлении являются:
1) рыночное хозяйство;
2) социальная сфера.
Их соотношение, т.е. структура не может обозначиться строго, поскольку будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета и т.п.)
Не зря до сих пор в литературе не утихает спор о том, где в этой формуле (социальная рыночная экономика) ставить акцент, чего в ней больше? Двойственность понятия имеет свои минусы и плюсы. Плюс, видимо, прежде всего в том, что эта формула позволяет варьировать, создавать модели, которые на разной почве взрастят более (или менее) крупные и яркие экономические и социальные плоды.
2. Финансовая система как совокупность форм денежных отношений.
Наиболее важной составляющей целостной системы государственного регулирования социально-экономического развития страны является финансовая система. Она отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. При этом под финансовыми ресурсами понимается совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и государство.
Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации.
В узком смысле слова – это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:
1. Функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи. Например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование — один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;
2. Территориальность — каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов.
3. Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения.
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему Республики Беларусь, выделяются три основные сферы: [2, c. 117]
Финансы предприятий, учреждений, организаций. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
Страхование. Значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;
Государственные финансы. Представляют собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.
В настоящее время некоторыми экономистами сфера страхования заменяется более широкой – финансовый рынок. Финансовый рынок – рынок, где объектами купли-продажи являются деньги или ценные бумаги, их заменяющие. Тремя основными составляющими финансового рынка являются:
- рынок банковских ссуд (кредитный рынок);
- рынок ценных бумаг;
- валютный рынок.
Между ними нет четкой грани, все три сегмента тесно взаимосвязаны друг с другом. Многие институты финансового рынка функционируют на нескольких или всех его сегментах.
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Схема финансовых связей в экономике
За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: государство-предприятие (ГП), предприятие-государство (ПГ), государство-государство (ГГ), предприятие-население (ПН), население-государство (НГ), население-предприятие (НП), предприятие-предприятие (ПП), население-население (НН), государство-население (ГН). Связь государство-государство характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь предприятие-предприятие отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь население-население определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.
Вся совокупность финансовых ресурсов подразделяется на централизованные (госбюджет, внебюджетные фонды) и нецентрализованные (финансовые ресурсы предприятий, домашних хозяйств).
В системе государственных финансовых ресурсов можно выделить 4 звена, призванных обеспечить выполнение государством его функций:
- республиканский бюджет;
- местные бюджеты;
- финансы государственных предприятий;
- специальные централизованные фонды (социальной защиты населения, занятости, дорожный, инвестиционный, НИОКР, конверсии и др.).
Значение финансовой системы заключается в том, что она является одним из важнейших инструментов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения. Финансовая система осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозвратно и безвозмездно, кредитная система — за плату.
Финансовое регулирование осуществляется прямыми (субсидии, дотации) и косвенными (налоговая система) методами. В бывшем СССР (в том числе и БССР) в условиях централизованного планирования финансово-кредитная система обладала рядом недостатков:
1) высокий уровень централизации ресурсов;
2) чрезмерная регламентация финансовых ресурсов областей, городов, объединений и предприятий, что порождало иждивенчество у отдельных хозяйственников и снижение результатов деятельности регионов в целом;
3) фискальный характер действующей системы налогов с предприятий (налог с оборота, отчисления от прибыли), что не обеспечивало необходимого влияния государства на развитие производства и услуг в нужном направлении.
С распадом СССР в Республике Беларусь образовалась новая финансовая система: были образованы новые финансовые институты, введена национальная валюта. Но недостатки остались, что нашло отражение в неустойчивости системы, дефицитах госбюджетов, отрыве финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств предприятий и населения от движения материальных ценностей. Денежная масса в обороте стала возрастать в большем размере по сравнению с материальными ценностями. Это явилось причиной инфляции, роста цен, обесценивания рубля. В настоящее время степень централизации финансовых ресурсов в госбюджете и общая налоговая нагрузка на экономику остаются высокими.
В соответствии с концепцией Программы социально-экономического развития Республики Беларусь для стабилизации финансовой системы, стимулирования инвестиционной активности и роста производства, концентрации ресурсов для развития ведущих звеньев экономики предусматривалось:
1) постепенное снижение уровня централизации финансовых ресурсов государства до 35–40% ВВП;
2) демократизация бюджетного процесса;
3) завершение формирования казначейства для более полного учета, контроля и управления государственными ресурсами;
4) ограничение дефицита, покрытие его большей доли за счет кредитов Национального и коммерческих банков, выпуска государственных ценных бумаг, привлечения внешних займов.
На сегодняшний день финансовые ресурсы Республики Беларусь образуются главным образом (80%) за счет прибыли, НДС, акцизов, отчислений в социальные фонды и около 80% расходуется на народное хозяйство.
Бюджетное регулирование.
Бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также для выполнения необходимых социальноэкономических функций. По сути, государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей и иных поступлений. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом страны, а по завершении года исполнительная власть отчитывается об его исполнении.
Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Государственный бюджет Республики Беларусь разрабатывается Министерством финансов и утверждается Национальным собранием в виде государственного закона. Отчеты об исполнении республиканского и местного бюджетов представляются на рассмотрение Парламента и местных Советов депутатов соответственно в определенный законодательством срок.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:
1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.
2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры. К ним относятся крупные природоохранные, инвестиционные программы, программы приватизации, фундаментальных исследований, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса.
3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства).
4. Выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых предприятий, предприятий топливного комплекса и др.).
5. Создание за счет бюджетных резервов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства (стабилизационный фонд и др.), предупреждения диспропорций в развитии экономики.
Построение бюджета основано на принципах единства (наличие в государстве единой бюджетной системы, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации), полноты (учет всех затрат и поступлений по каждой статье), реальности (правдивое отражение в бюджете доходов и расходов государства), гласности (информирование населения об основных расходах и источниках дохода бюджета).
Важнейшими регуляторами в рамках бюджетного регулирования являются:
- уровень централизации средств в бюджете;
- соотношение между республиканским и местными бюджетами;
- дефицит бюджета;
- соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами;
- структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования.
Чрезмерная централизация финансовых ресурсов в государственном бюджете Республики Беларусь является одной из основных проблем бюджетного регулирования. Если на начальной стадии проведения экономических реформ, когда государство нуждалось в значительном объеме централизованных ресурсов, высокий уровень их централизации можно было оправдать, то в дальнейшем это обусловило хронический недостаток финансовых ресурсов у предприятий и населения. Долгосрочной такая стратегия быть не может, ибо она сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций в экономику. В развитых странах уровень централизации средств в бюджете составляет: во Франции — 45%, Великобритании — 39%, Германии — 37%, США — 30% к ВВП. В перспективе ставится задача снижения уровня централизации финансовых ресурсов государства до 43% к 2015 г. [11, c. 86]
Что касается соотношения средств, аккумулированных в республиканском и местных бюджетах, то здесь сохраняется тенденция незначительного изменения соотношения в пользу местных бюджетов. Вместе с тем задачи, которые стоят перед властями областей, городов, районов и сельских поселений, требуют изменения этого соотношения в пользу последнего.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они зависят от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Если проанализировать динамику изменения структуры доходной части бюджета, то можно отметить, что начиная с 1992 г. основным ее источником стала новая система налогов. К налогу на прибыль и подоходному налогу с населения добавились налог на добавленную стоимость, налог на землю, налог на недвижимость, налог за пользование природными ресурсами, косвенный налог с оборота. Начиная с 1992 г. основными источниками доходной части бюджета являлись налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. В Республике Беларусь в структуре расходной части бюджета основными направлениями использования средств являются социально-культурные мероприятия и народное хозяйство.
Наиболее сложной проблемой как в зарубежных странах, так и у нас, в республике, является сбалансированность бюджета, т.е. достижение равенства доходной и расходной частей. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Для решения этой проблемы используются различные средства: государственные займы (внутренние и внешние), дополнительная эмиссия денег. Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов, получения кредитов в банках. Эмиссия денег чаще используется в кризисных ситуациях (в условиях войны, длительного кризиса).
Практически во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг, но если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Наиболее тяжелыми для страны являются краткосрочные долги, требующие соответствующих выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента, т.е. требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило, старается консолидировать краткосрочную и долгосрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.
Внутренний государственный долг — это долг государства своему населению (он может иметь форму кредитов, государственных займов, долговых обязательств, гарантированных правительством). Внешний долг — это задолженность государства иностранным государствам, организациям, отдельным лицам. В соответствии с методикой Мирового банка к числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятся те страны, у которых три показателя превышают расчетные уровни:
1) отношение общей суммы внешнего долга к ВНП — 50%;
2) отношение общей суммы внешнего долга к годовому объему экспорта — 50%;
3) отношение выплат по внешнему долгу в течение года к экспортной выручке — 30%.
В 2007 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета.
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за 2006-2007 годы, таблица 2.1. Как видно из таблицы, в 2007 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2006 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении. [8, c. 6]
Таблица 2.1
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2006-2007 гг., %
Показатель | январь-декабрь 2006 | январь-декабрь 2007 |
Налоговые доходы - всего | 72,4 | 70,1 |
в том числе: | ||
· Прямые налоги на доходы и прибыль | 16,0 | 16,0 |
в т.ч. - подоходный налог | 6,1 | 6,5 |
· Налоги на фонд заработной платы | 1,7 | 1,8 |
· Налоги на собственность | 3,7 | 3,3 |
· Налоги на товары и услуги | 35,9 | 38,4 |
в т.ч. - НДС | 19,2 | 19,2 |
- акцизы | 4,4 | 7,4 |
· Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 5,5 | 5,4 |
Взносы на государственное социальное страхование | 23,8 | 24,2 |
Неналоговые доходы | 3,8 | 5,7 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Расходы бюджета в 2007 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы увеличились по сравнению с 2006 годом на 15,3% (в реальном выражении). Их удельный вес в расходах консолидированного бюджета вырос с 17,3% в 2006 году до 17,5% в 2007 году.
В 2007 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14% по сравнению с 2006 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 21,8%; национальную экономику – 18,7%, социальную политику – 14,1%; при сокращении расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 6,4%.
Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. В 2007 году по сравнению с 2006 годом на 0,8 процентных пункта выросла доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при сокращении удельного веса расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 1 процентный пункт, на здравоохранение – на 0,3 п.п., рисунок 2.2.
Рисунок 2.2 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Основная часть расходов бюджета по разделу Национальная экономика приходилась на расходы по подразделам: Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность – 43,5% (в 2006 году – 47,3%) всех расходов на национальную экономику, Дорожное хозяйство – 22% (24,4% - в 2006 году), Промышленность, энергетика, строительство и архитектура – 19,1% (вместо 14% в предыдущем году).
Расходы социального характера по разделам: Социальная политика, Образование, Здравоохранение, Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2006 году доля этих расходов составляла 53,7%.
Денежно-кредитное регулирование.
Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют свои функции. Бумажные деньги вводятся государством, оно устанавливает их курс, но реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, не зависит от власти и определяется законами денежного обращения. В обязательствах погашения долгов деньги выступают как средство платежа. Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги уходят в сокровище, обусловливая концентрацию хранения денег в банках, которые посредством кредитования находят им прибыльное применение.
Денежно-кредитная политика заключается в государственном воздействии на денежное обращение и денежную массу, рынок денежного капитала, цену денег. Механизм денежно-кредитного регулирования состоит в том, что, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, государство влияет на производство общественного продукта, занятость, уровень цен и т.д.
Денежно-кредитная политика дополняет финансово-бюджетную политику, но не имеет фискального характера. Основной составляющей кредитно-денежного регулирования является кредит — движение ссуд капитала на условиях срочности, возвратности и платности. Эта система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал, создает инвестиционный климат.
В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему. В Республике Беларусь сформирована двухуровневая банковская система: на верхнем уровне находится Национальный банк Республики Беларусь, на нижнем — коммерческие банки. Согласно Конституции Республики Беларусь, Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк контролирует практически все элементы системы безналичных и наличных расчетов. Он обслуживает коммерческие банки, бюджетные организации, а также представительные и исполнительные органы власти, государственные внебюджетные фонды. Главной клиентурой Национального банка являются Министерство финансов и коммерческие банки.
Национальный банк Республики Беларусь контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: регистрирует новые учреждения; лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нормативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регулирующие нормы в рамках административного права. Регулирование денежного обращения осуществляется на основе проводимой Национальным банком и согласованной с Правительством Республики Беларусь денежно-кредитной политики. Основные ее направления ежегодно представляются для рассмотрения Национальному собранию.
Основными инструментами денежно-кредитного регулирования являются: [16, c. 284]
— учетная ставка (процентная ставка или ставка рефинансирования) - процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Повышение этой ставки вынуждает коммерческие банки сокращать размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и снижает кредитные вложения в экономику. Эта ставка должна быть выше текущего темпа инфляции (т.е. положительной), что означает вовлечение денежных ресурсов в народное хозяйство не бесплатно (не происходит инфляционная эмиссия денег);
— норма обязательных резервов (резервная норма) - минимальный процент депозитных обязательств, который банк должен держать в центральном банке. При повышении этой нормы сокращаются избыточные резервы банков и уменьшается денежное предложение;
— операции на открытом рынке - основной инструмент регулирования денежной массы, используемый в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг обеспечивается пополнение или снижение банковских резервов кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком совместно с группой крупных банков.
На достижение этого же эффекта направлен выпуск государственных ценных бумаг. Эмиссия позволяет изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих ценные бумаги, и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Особенно очевидны преимущества такого регулирования в периоды высокой инфляции. За счет продажи государственных ценных бумаг возможно обеспечивать и увеличение денежной массы, когда государственные органы (Министерство финансов, Национальный банк) скупают государственные ценные бумаги на рынке, высвобождая деньги.
От проведения денежно-кредитной политики во многом зависит поведение валютного курса: жесткая денежно-кредитная политика государства ограничивает рост денежной массы, что ведет к относительному сокращению предложения национальной валюты и соответственно к повышению ее курса; смягчение денежно-кредитной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.
Современная денежно-кредитная политика ведет начало с распада единого рублевого пространства. Либерализация экономики в 1992 г. вызвала одномоментный рост цен, который продолжался и в дальнейшем. С середины лета 1992 г. была прекращена выдача Банком России кредитов банкам бывших республик СССР. В 1993 г. обмен банкнот решил судьбу рублевой зоны.
Сколько-нибудь серьезные попытки использовать рыночные рычаги управления экономическими процессами впервые были предприняты Национальным банком Республики Беларусь в 1994 г. Анализируя сложившуюся в Республике Беларусь в 1995 г. ситуацию, можно отметить, что усилиями Правительства и Национального банка в республике была достигнута определенная финансовая стабильность. Однако монетарные средства укрощения инфляции имеют объективные пределы, к которым Республика Беларусь приблизилась в начале 1996 г.
В 1997–1998 гг. государство столкнулось с ростом неплатежей, вынужденным государственным финансированием убыточных предприятий, увеличивало денежную массу. Снижение темпов инфляции в 1995–1996 гг. не способствовало положительным изменениям, так как основывалось не на развитии экспорта, а на жестком валютном регулировании.
В последние годы в Республике Беларусь проявляется тенденция экономического роста. Однако эффективность производства низка. Инвестирование невыгодно белорусским банкам из-за низкой эффективности производственной сферы. Поэтому, разрабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, Национальный банк и правительство республики должны повысить привлекательность производственного сектора, преимущественно государственного, либо заменить его более эффективным — частным.
Сегодня в Республике Беларусь практически отсутствует специализация коммерческих банков. Российский опыт показал, что нужны банки двух типов: расчетные центры, обеспечивающие прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и т.д., и инвестиционные, содействующие эффективному размещению вкладов, отбору максимально выгодных проектов. В частности, такую функцию может выполнять Белорусский банк развития, питаемый капиталами на инвестиционные цели по специальным каналам. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования для выполнения специальных функций (обслуживание госдолга и т.д.).
Национальному банку следует однозначно заявить о таких приоритетах денежно-кредитной политики, как восстановление оборотных средств в производственной сфере, поддержка занятости населения, жесткий контроль за оттоком капитала, вытеснение денежных суррогатов из оборота, дедолларизация экономики, страхование вкладов, построение адекватной банковской системы.
Важно, чтобы названные атрибуты не только присутствовали в денежно-кредитной политике, но и обеспечивали реальный эффект.
В декабре 2005 г. создана Комиссия по оценке финансовой устойчивости банковской системы Республики Беларусь. Комиссия состоит из 9 человек, включая председателя Комиссии (первый заместитель Председателя Правления, курирующий вопросы банковского надзора).
Комиссия осуществляет рассмотрение ключевых тенденций в экономике и денежно–кредитной сфере и их значимости для обеспечения финансовой устойчивости банков, а также разрабатывает меры по недопущению дестабилизации банковской системы и поддержанию ее устойчивого функционирования. Кроме того, Комиссия осуществляет координацию действий структурных подразделений центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь по накоплению и обработке информации, характеризующей состояние и перспективы развития банковской системы.
Глобализация экономики порождает тенденцию интернационализации денежной политики, валютной консолидации. Международной валютой уже стал евро. Не исключено, что в XXI веке получат хождение в основном три валюты: для Европы — евро, Америки — доллар, Азии — иена. Для многих стран своя валюта стала дорогим удовольствием, вызывая инфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Присоединение к международной валюте снимает с государства ряд сложных проблем, но, с другой стороны, лишает государство экономической самостоятельности. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь определяется внешними факторами, зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Однако здесь еще достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики в интересах развития национальной экономики.
Действующий финансово-кредитный механизм не в полной мере способствует становлению и развитию производств, эффективному использованию финансовых ресурсов. Кризис финансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня.
Программа оздоровления экономики и финансов предприятий, снижение их платежеспособности может быть решена только совместными усилиями предприятия и государства. Многое зависит от эффективности работы самих предприятий, т.е. наращивание объема производства дешевой и качественной продукции для завоевания рынка, применения интенсивных технологий. Внедрение высокоэффективных технологий позволяет повысить производительность труда, снизить затраты на единицу продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы. Интенсификация производства должна обеспечит опережающий рост окупаемости инвестиций и затрат выхода продукции, т.к. при несоблюдении данного условия теряется ее смысл. В условиях рынка организация производственной деятельности субъектов хозяйствования осуществляется методом финансирования, т.е. за счет выручки от реализации продукции вносятся платежи в бюджет, возмещаются производственные затраты, погашаются ссуды, финансируется прирост оборотных средств и т.д., т.е. обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия.
Можно назвать следующие основные направления использования финансов в оздоровлении экономики:
1) принята антикризисная программа в РБ – финансирование некоторых отраслей начинается на приоритетных началах. В РБ сформированы основные направления использования финансирования в оздоровлении экономики. Они базируются на комплексном взаимодействии ценообразования с прямым бюджетом финансирования, налоговой и таможенной политикой, кредитованием и др. финансовыми рычагами;
2) возрастает значение цены как основы осуществления предприятием хозрасчетной деятельности, поскольку большая часть финансовых ресурсов формируется за счет выручки;
3) реальное распределение средств централизованного финансирования в условиях их дефицита по направлениям использования осуществляется с учетом приоритетного развития отраслей производства;
4) важный финансовый регулятор рыночной экономики – налоговый механизм.
В заключение следует отметить, что Республика Беларусь переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Государственная власть — это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь. От того, какие критерии и приоритеты будут положены в основу оценки эффективности функционирования созданной системы, зависит будущий успех.
Список использованных источников.
1. Антоненко Ю.А. Банковская система: Надежность в крепкой и открытой структуре // Банковский вестник. – 2006. - №8, - С. 6-11
2. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 1999
3. Актуальные проблемы государственного строительства и управления: Сб. науч. трудов / Под ред. Н.И.Глазуновой. – Мн., 2007
4. Бирюкова О. Н. Дневник успеваемости белорусской экономики // Белорусский рынок. 2007. №2. С. 12-13
5. Бурносенко И.В. Нестандартная социальная ориентация. // Белорусский рынок. 2006. - № 41. С. 11-17
6. Введение в рыночную экономику. / Под ред. А.Я. Лившица. – М.: Высшая школа, 2002
7. Заико Л.Ф. Макроэкономические парадоксы Беларуси. // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2007. №7. С. 17-22
8. Корбут Н.И. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет. Аудит. 2007. - № 9. С. 4-9.
9. Никитенко П.Г., Комков В.Н. Долгосрочное прогнозирование экономического развития в условиях переходной экономики. // Белорус. экон. журнал. – 2007. – № 3. - С. 13-21
10. Образкова Т.В. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2007. - № 9. С. 26-29.
11. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – Мн.: Амалфея, 2001
12. Тенденции в денежно-кредитной сфере РБ. // Банковский вестник. – 2006, - №11, С.27-32
13. Теория национальной экономики: Учебное пособие. В 3-х частях. / Под ред. И.М. Лемешевского – Мн.: «Амалфея», 2004
14. Формирование экономических и социальных основ белорусской государственности: Материалы науч.-практ. конф. – Мн.: Право и экономика, 2006
15. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономистъ, 2005
16. Экономическая теория: курс лекций. / Под ред. А.С.Головачева – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005