Понятие и особенности административно-правовых норм 2
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ: Что такое административное право? ..2 Понятия и особенности административно-правовых норм ..4СОДЕРЖАНИЕ:
I. Что такое административное право?..............................................................................2
II. Понятия и особенности административно-правовых норм…………………………..4
III.Виды административно-правовых норм………………………………………………9
IV.Реализация административно-правовых норм……………………………………….16
V. Роль административно-правовых норм……………………………………….…… 19
VI.Список используемой литературы…………………………………………………. 20
I . Что такое административное право?
Административное право – отрасль правовой системы Российской Федерации, занимающая в ней, наряду с гражданским, уголовным и конституционным правом, ведущее место, имеет специфические источники возникновения. Еще в древнейшие времена появилась объективная потребность организующего воздействия на общественную жизнь, проявляющаяся в самых разнообразных вариантах. Особую значимость она приобрела в связи с формированием государственной организации и соответствующей ей государственной власти. Именно в это время получили развитие зачатки правовых начал, используемых в целях обеспечения должной согласованности или упорядоченности общественных связей, - важнейшего условия существования общества.
Такая базовая задача не могла быть реализована без использования рычагов власти. Вся действующая правовая система, через институты которой проявлялась государственная власть, в различных вариантах выполняла свое социальное назначение в качестве организатора и регулятора общественных отношений. В подобной роли она выступает и в наши дна.
Однако исторически возникла и получила многовековое развитие надобность в формировании особой правовой отрасли, которая имела бы своим непосредственным объектом регулирования собственно организующую деятельность власти и возникающие в ее процессе общественные отношения. Появились особые регуляторы такого рода деятельности, которую древние римляне обозначили как руководство, управление .
По существу именно на подобной основе и возникло управленческое (административное) право. Его назначение можно определить следующим образом: оно призвано юридическими средствами «обслуживать» повседневную государственно-управленческую деятельность, регулировать возникающие в ее процессе многообразные общественные отношения.
Соответственно административное право выступает в роли одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых интересов в различных сферах общественной жизни. В связи с этим его регулирующее воздействие распространяется на общественные связи с непременным участием государственной администрации . Что касается участников другой стороны подобных связей, то следует сразу же подчеркнуть, что любые попытки тем или иным образом ограничить их перечень обречены на провал. В такого рода общественных связях всегда можно обнаружить граждан, общественные объединения, государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации, наконец, различные органы государства. Вряд ли можно найти такую правовую отрасль, в границах которой отношения между названными субъектами и государственной администрацией характеризовались бы как непосредственные, повседневные и многогранные. Объяснение подобной специфики административного права заложено в особенностях, свойственных характеру и назначению административной деятельности , которая, по сути, является управленческой, исполнительной и внесудебной. Соответственно в государственной деятельности такого рода, впрочем, как и в любой иной (законодательной и судебной) внешнее выражение получает государственная власть , которая предназначена для обеспечения упорядоченного, согласованного , т.е. управляемого функционирования всех элементов организации общественной жизни в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.
Как достигаются подобного рода цели? Прежде всего, в результате особой направленности государственно-властного механизма на практическую реализацию, т.е. на проведение в жизнь, законов - правовой основы жизни общества и государства. Но для этого требуется, чтобы этот содержательный процесс проходил не сам по себе, а на началах его подчинения особым правовым требованиям. Такие требования и составляют содержание норм административного права.
II . Понятия и особенности административно-правовых норм.
Содержание административного права, как и любой иной самостоятельной правовой отрасли, его сущность и назначение, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются через составляющие его правовые нормы. Они представляют собой разновидность правовых норм вообще, т.е. им свойственны все основные качества, характерные для норм любой отрасли российского права – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения граждан, юридических лиц, государственных и негосударственных организаций.
Нарушение требований правовой нормы вызывает применение акций в виде уголовной, административной, дисциплинарной ответственности, а также принудительных мер, не носящих характера юридической ответственности.
Нормы административного права имеют определенный «отпечаток» особенностей, свойственных как границам, так и методам административно-правового регулирования. В их содержании находит выражение специфика управленческих отношений, составляющих предмет административного права.
Административно-правовые нормы можно охарактеризовать как устанавливаемые государством правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения, складывающиеся в процессе практической реализации задач и функций исполнительной власти. Нормы административного права призваны регулировать общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования механизма исполнительной власти либо возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в сфере государственного управления. Подобного рода общественные отношения принято называть управленческими.
Цели регулирования при этом состоят в установлении точного соответствия требованиям законности всех действий любых участников общественных отношений, возникающих при осуществлении исполнительными органами государственной власти повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Регулятивная роль административного права находит наиболее полное выражение в административно-правовых нормах. А это свидетельствует о том, что сами такого рода правовые нормы выполняют функции регулятора управленческих общественных отношений. Подобное их юридическое качество имеет различные формы выражения.
В этом смысле на первый план выдвигаются цели, на достижение которых направлены содержащиеся в административно-правовых нормах правила поведения. В обобщенном виде они могут быть представлены в следующем виде:
а) обеспечение должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также их рационального взаимодействия. Из этого вытекает следующий вывод: административно-правовые нормы, применяемые в сфере государственного управления, свое регулирующее воздействие адресуют главным образом механизму реализации исполнительной власти в целях обеспечения эффективной реализации конституционного назначения, т.е. проведения в жизнь, исполнения требований российского законодательства. Тем самым они юридически выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти, иначе говоря, имеют исполнительную направленность;
б) непосредственное выражение в сфере государственного управления публично-правовых интересов, т.е. интересов государства в установлении и обеспечении режима законности и дисциплины в сфере практической реализации исполнительной власти;
в) обеспечение эффективной реализации в сфере государственного управления и, прежде всего в государственно-управленческой деятельности конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их негосударственных объединений;
г) определение того или иного варианта должного, т.е. отвечающего или соответствующего интересам государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих определенный объем государственно-управленческих функций, а также физических и юридических лиц, чьи действия или интересы связаны с этой сферой.
Тем самым административно-правовые нормы выполняют общественно значимую задачу двоякого рода: с одной стороны, обеспечивают должную упорядоченность организации и деятельности субъектов исполнительной власти, а с другой – формируют правовые основы поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений.
Каким образом достигаются эти цели? Ответ на данный вопрос связан с выявлением особенностей административно-правовых норм.
Смысл первой их особенности заключается в том, что нормы административного права имеют особую сферу применения, а именно – сферу государственного управления. Вторая особенность административно-правовых норм: при всех прочих условиях в своем большинстве их непосредственным адресатом являются субъекты исполнительной власти. И это понятно, т.к. именно ими осуществляется практическая государственно-управленческая деятельность, в связи с которой и возникают управленческие общественные отношения.
Следовательно, административно-правовые нормы в значительной степени рассчитаны на регулирование организации и функционирования субъектов исполнительной власти.
Правило поведения, сформулированное в административно-правовой норме, обладает императивным характером, т.е. содержит в себе обязательное предписание должного поведения. Административно-правовыми нормами либо предписывается определенный вариант должного поведения, либо он дозволяется, т.е. разрешается. Либо совершение определенных действий запрещается. Так создается правовой режим поведения сторон управленческих общественных отношений.
В рамках регулируемых административно-правовыми нормами общественных отношений специфическая «полярность» вовсе не противоречит общим закономерностям правового регулирования, а дополняет их с учетом повелительных элементов, максимально присутствующих в содержании норм административного права.
Административно-правовые нормы закрепляют не только права граждан, государственных негосударственных формирований в сфере регулируемых управленческих отношений, но и их юридические гарантии. Последние включают как запреты на совершение исполнительными органами определенных действий, так и их ответственность за игнорирование прав и законных интересов второй стороны отношений.
Еще одна особенность административно-правовых норм связана с порядком их установления. Так, основополагающие нормы, регламентирующие правовые основы статуса личности, основы административно-правового статуса Правительства РФ, полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти, закреплены в Конституции РФ. Конечно, такого рода правовые нормы, прежде всего, относятся к массиву норм конституционного права. Но этим их роль не ограничивается; фактически она проявляется двояко. С одной стороны, конституционно-правовыми, несомненно, являются нормы, посвященные основам конституционного строя страны, федеративному устройству РФ, системе российского парламентаризма. Названные ранее конституционные нормы можно характеризовать одновременно и как конституционно-правовые, и как административно-правовые. Первое их качество выражает высшую юридическую силу конституционных правовых установлений, второе – их прямую направленность на регламентацию в сфере государственного управления, т.е. происходит процесс «совмещения» каналов конституционно-правового и административно-правового регулирования.
Нормы административного права устанавливаются также действующим российским законодательством. При характеристике системы административного права, административно-правовые нормы обнаруживаются в содержании почти каждого российского закона, какой бы проблеме он не был посвящен. «Административное законодательство» следует понимать как систему законодательных актов, в которых имеются административно-правовые нормы.
Президент РФ в пределах конституционных полномочий нормативными указами вправе устанавливать административно-правовые нормы.
Главная особенность административно-правовых норм заключается в том, что они могут устанавливаться непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях.
Особенность административно-правовых норм и в том, что в отличие от многих других правовых отраслей они снащены собственными юридическими средствами защиты от посягательств на них (административная ответственность).
Следующая особенность административно-правовых норм состоит в том, что содержащиеся в них правила поведения во многих случаях, предусмотренных действующим законодательством, играют роль регулятора общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права.
Еще одна особенность административно-правовых норм находит выражение в том, что они практически осуществляют правовую защиту норм иных правовых отраслей. Так, мерами административной ответственности защищаются нормы избирательного, финансового, трудового и ряда иных отраслей права.
Особенность административно-правовых норм выражается и в том, что они представляют собой реальный юридический вариант опосредования правовых норм высшей юридической силы, т.е. закона.
Следует обратить внимание на структуру административно-правовой нормы, в которой можно увидеть еще одну ее особенность. В принципе структура ее традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция. В качестве особенностей структуры административно-правовой нормы можно отметить, что гипотеза выражается не во всех случаях четко, нередко условия применения нормы сводятся к юридическим фактам. Так, для граждан это - достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п. При регламентации деятельности исполнительных органов гипотеза прямо вообще не выражается; предполагается, что она заложена в условиях, свидетельствующих о соответствии их деятельности установленной компетенции. Диспозиция – это предписание, запреты и дозволения. Санкция, как правило, предусматривает меру административной или дисциплинарной ответственности. Дисциплинарные санкции содержатся в нормах общего порядка, регламентирующих дисциплинарную власть соответствующего руководителя. Что касается административных санкций, то они закрепляются в нормах, предусматривающих составы конкретных административных правонарушений по Кодексу РФ об административных правонарушениях. Кроме того, санкции выражаются также в иных мерах административного принуждения – административно-предупредительных и административно-пресекательных мерах. Следует учитывать, что не все административно-правовые нормы оснащаются санкциями, поскольку последние являются результатом только противоправных действий либо бездействия.
III . Виды административно-правовых норм.
Нормы административного права действуют на началах соподчиненности, выражающейся в том, что нормы, устанавливаемые нижестоящими звеньями механизма реализации исполнительной власти, должны основываться на юридических требованиях норм, содержащихся в нормативных актах вышестоящих органов исполнительной власти. Это – само собой разумеющееся правило. Но при этом нельзя забывать, что значительная их часть устанавливается в процессе реализации законодательной власти. Поэтому главным стержнем системы универсальных по своему характеру правовых норм, которая определяется масштабностью государственно-управленческой деятельности по реализации задач и функций исполнительной власти, является их соответствие действующему в Российской Федерации принципу законности.
В указанных основополагающих рамках допустима классификация административно-правовых норм по различным критериям, но главным из них следует считать юридическое содержание.
1) В соответствии с подразделением права на материальное и процессуальное наиболее существенное значение имеет выделение двух основных видов административно-правовых норм, а именно материальных и процессуальных.
Материальные административно-правовые нормы юридически определяют и закрепляют административно-правовой статус участников регулируемых управленческих общественных отношений. Имеются в виду обязанности, права и ответственность исполнительных органов, должностных лиц, граждан, их объединений, государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций, а также основы их взаимодействия в сфере реализации исполнительной власти. Особенностью материальных норм является то, что в них закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческого отношения в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей.
Материальные административно-правовые нормы фактически выражают правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти, должны действовать участники регулируемых ими управленческих отношений. Соответственно именно в материальных нормах фиксируются правомочия субъектов исполнительной власти, на которых возлагается обеспечение этого режима, а также соответствующие им юридические обязанности адресатов таких полномочий. В этом смысле можно говорить о том, что характерные для административно-правового регулирования методы и связанные с их практическим использованием административные санкции предусматриваются материальными нормами административного права.
Процессуальные административно-правовые нормы определяют порядок практической реализации участниками регулируемых управленческих общественных отношений, закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и прав, т.е. тех юридических возможностей, которые им предоставлены материальными нормами административного права. В данном случае речь уже идет о динамике государственно-управленческой деятельности и связанных с ней конкретных управленческих отношений. Именно процессуальные нормы административного права определяют порядок реализации административно-правового статуса участников этих общественных отношений, а также юридический механизм их взаимодействия. Процессуальные административно-правовые нормы регулируют применение норм материального административного права не только в области организации и деятельности исполнительных органов. Ими регламентируется также практическая реализация прав и обязанностей всех иных возможных участников управленческих отношений.
Административно-процессуальные нормы неоднородны. В соответствии со сложившимися представлениями о процессе и процессуальной деятельности в юридическом смысле можно выделить административно-юрисдикционные нормы. Их назначение состоит в регламентации порядка рассмотрения и разрешения во внесудебной форме административно-правовых споров, а также порядка применения мер административного принуждения при отсутствии спорных ситуаций.
Иногда в качестве процессуальных норм административного права выделяются регулятивные, объектом которых является «созидательная» деятельность субъектов исполнительной власти («активная администрация»), и охранительные («пассивная администрация»).
2) Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе используемые в практике административно-правового регулирования управленческих общественных отношений правовые методы. Выделяются следующие виды административно-правовых норм:
а) обязывающие, т.е. содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий в условиях, предусмотренных данной нормой. Например, возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию; при оформлении государственно-служебных отношений руководитель исполнительного органа обязан издать приказ о назначении лица на должность и т.д.;
б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий в условиях, предусмотренных данной нормой. Запреты могут носить общий или специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействия). Подпадающих под признаки административных правонарушений. Специальный по своему характеру запрет выражается, например, в запрещении милиции применять в определенных условиях специальные средства и огнестрельное оружие и т.п.;
в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные нормы предусматривают возможность действовать в пределах, определяемых нормой, по усмотрению участников регулируемых отношений. В подобных случаях отсутствуют как прямые предписания, так и запреты. Тем не менее, административно-правовая норма создает определенный правовой режим, исключающий произвольный характер соответствующих действий. Такой режим выражается в официальном разрешении в данных условиях совершать либо не совершать определенные действия. Дозволительные нормы в этом смысле суть разрешительные. Это означает, что административно-правовые нормы разрешают определенную свободу выбора того или иного варианта поведения, но непременно в рамках условий, установленных нормой.
Юридическое содержание уполномоченных (дозволительных) административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата. Так, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о том, стоит ли ему использовать право на обжалование действий должностного лица или нет. Если адресатом является исполнительный орган, ситуация приобретает иной характер. Дозволительные нормы административного права дают ему возможность самостоятельного выбора того или иного варианта действий из числа предусмотренных данной нормой. В качестве примера можно назвать полномочия органов системы органов исполнительной власти в сфере природопользования по реагированию на нарушения федерального законодательства о недрах, о животном мире, об охране окружающей природной среды, водного и лесного законодательства. Так, они вправе прекращать, приостанавливать или ограничивать право пользования участками недр, водными объектами, участками лесного фонда, а также хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства; направлять требования об аннулировании лицензий, выданных другими органами; запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением по устранению обнаруженных нарушений природоохранного законодательства; запрещать ввоз на территорию РФ и транзит экологически опасных грузов и т.д.
Фактически и применение административных наказаний, предусмотренных Кодексом РФ административных правонарушений, осуществляется на началах самостоятельного выбора наказания полномочным исполнительным органом или судом с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушения и т.п., но в рамках соответствующей статьи.
Необходимо учитывать, что в подобных случаях нет той свободы усмотрения, которая характерна для поведения гражданина на основе использования им соответствующей дозволительной административно-правовой нормы. Исполнительный орган поставлен в более строгие рамки, суть которых в следующем. На него правовой нормой возлагаются определенные юридические обязанности, практическая реализация которых предполагает использование предоставленных ему юридически-властных полномочий.
Вместо свободы усмотрения, т.е. свободы в выборе варианта своего поведения, что характерно для граждан, проявляется «административное усмотрение». Оно означает возможность проявления инициативы полномочным представителем аппарата исполнительной власти при выборе средств реализации своих полномочий в пределах условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Подобная инициатива проявляется в строгих границах дозволенного. Соответственно применение того или иного права можно рассматривать в качестве разрешенной возможности использования административно-принудительных средств;
г) стимулирующие (поощрительные) административно-правовые нормы имеют своей целью обеспечение должного поведения участников регулируемых управленческих общественных отношений с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия. Как правило, имеются в виду нормы, в которых находят юридическое выражение экономические методы управления. Например, установление налоговых и иных льгот, освобождение от налогообложения, применение льготного кредитования и т.п.;
д) рекомендательные административно-правовые нормы имеют своеобразный характер. Дело в том, что рекомендации, как правило, не имеют юридического характера и характеризуются в качестве советов. Но они могут иметь и иное значение, т.е. выступать в роли указаний. Соответственно в первом случае, следовательно, вряд ли имеется смысл определять их юридическую обязательность, т.е. нормативность.
Однако государственно-управленческая практика знает случаи, когда соответствующие рекомендации содержатся в нормативных правовых актах.
В подобных случаях они не выражают прямые предписания, а дают определенные ориентиры для поисков наиболее целесообразных вариантов решения тех или иных управленческих задач. Адресуются они, как правило, нижестоящим звеньям механизма исполнительной власти. Рекомендации подобного рода близки по своему содержанию к административно-дозволительным нормам. Их особенностью является наличие определенных элементов авторитарности. Например, Правительство РФ утвердило Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи (СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 534.). Некоторые из них фактически приближались по значимости к юридически обязательным. Иногда юридическая обязательность рекомендаций выражается совершенно определенно. Это, в частности, характерно для ведомственных нормативных документов, нередко именуемых «рекомендациями», а по существу являющихся типичными инструкциями, т.е. правовыми актами управления. Такого рода рекомендательные правовые акты содержат прямые юридические предписания (например, по применению государственными налоговыми органами санкций за нарушения налогового законодательства и т.п.).
3) Административно-правовые нормы можно классифицировать по адресату содержащихся в них предписаний, запретов и дозволений. С подобных позиций можно выделить нормы, регламентирующие:
а) административно-правовой статус граждан;
б) административно-правовой статус общественных объединений;
в) административно-правовой статус негосударственных предприятий, учреждений, коммерческих структур, включая частные (в более точном варианте – отдельные стороны их организации и функционирования);
г) административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;
д) административно-правовой статус государственных служащих – работников управленческого аппарата;
е) административно-правовой статус различных звеньев механизма реализации исполнительной власти (исполнительные органы, их структурные подразделения, их территориальные и местные органы).
Следует иметь в виду, что каждая из выделенных групп норм имеет различное конкретное содержание и соответственно может быть подвергнута подетальной классификации. Так, административно-правовые нормы, адресованные гражданам, подразделяются на нормы, определяющие права и обязанности граждан в сфере государственного управления, а также административно-правовые гарантии и способы охраны их прав, и ответственность за неправомерное поведение. Административно-правовые нормы, адресованные субъектам исполнительной власти, включают нормы, определяющие порядок их образования, компетенцию, организационную структуру, правовые формы и методы деятельности и т.п.
4) По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются в соответствии с федеральным устройством Российской Федерации и некоторыми иными факторами. Это:
а) нормы, устанавливаемые на федеральном уровне (общефедеральные);
б) нормы, устанавливаемые на уровне субъектов РФ (региональные);
в) нормы, устанавливаемые на уровне местных исполнительных органов (районный, городской уровень);
г) нормы, действие которых распространяется на определенные территории (территориальные). Например, нормы, учитывающие особенности Крайнего Севера, отдельных экономических зон и т.п.
5) По объему регулирования административно-правовые нормы можно подразделить на:
а) общие (обязательные), т.е. распространяющиеся на все сферы и отрасли государственно-управленческой деятельности, на все виды участников регулируемых управленческих общественных отношений. Как правило, административно-правовые нормы подобного вида содержатся в законодательных актах, в нормативных указах Президента РФ, в нормативных постановлениях Правительства РФ. В качестве примера можно назвать нормы о государственных служащих. В тех случаях, когда общие нормы устанавливаются на уровне субъектов РФ, они содержатся в региональном законодательстве и в нормативных актах высших должностных субъектов РФ;
б) межотраслевые (межведомственные), т.е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, имеющие общий или сопредельный для всех или многих отраслевых управленческих систем характер специального профиля. Например, нормы налогового, природоохранного, финансового, антимонопольного законодательства; нормы устанавливаемые органами исполнительной власти межотраслевой компетенции (функциональное регулирование);
в) отраслевые (ведомственные), т.е. регламентирующие отношения в рамках организационно оформленных отраслей государственного управления. Их преимущественное назначение – внутрисистемное регулирование (например, в границах закрепленной за министерством сферы деятельности). В данном случае можно говорить и о ведомственных нормах. Но при этом следует помнить, что фактически юридическое значение этих норм двоякое. С одной стороны, их действие распространяется на нижестоящие управленческие звенья данной отраслевой системы и на непосредственно подведомственные возглавляющему систему органу исполнительной власти предприятия и учреждения. С другой стороны, нормы отраслевого характера весьма часто «выходят» за границы отраслевых систем, распространяются на иные системы, а потому приобретают качества межотраслевых норм координационного регулирования. Например, нормативные акты министерств, обязательные для иных органов исполнительной власти;
г) местные, действие которых ограничивается районом, городом; устанавливаются они соответственно исполнительными органами этих административно-территориальных образований.
IV . Реализация административно-правовых норм.
Под реализацией понимается практическое использование норм, т.е содержащихся в них правил должного поведения, в целях административно-правового регулирования управленческих общественных отношений. Тем самым обеспечивается действие содержащихся в нормах властных волеизъявлений уполномоченных на нормотворчество субъектов. В указанном процессе участвуют все стороны регулируемых отношений, но роль их различна. Соответственно выделяются определенные варианты или способы реализации административно-правовых норм.
Принято выделять два основных варианта такой реализации: исполнение и применение.
Для исполнения характерно следующее. Как материальные, так и процессуальные нормы административного права предполагают, что соответствующие адресаты должны точно следовать содержащимся в них юридическим требованиям. Достигается это обязательным исполнением предписаний, воздержанием от действий, запрещенных нормой, а также совершением тех действий, возможность которых предусмотрена данной нормой административного права.
Процесс исполнения административно-правовых норм универсален, т.к. его субъектами являются любые участники управленческих отношений. Элементарным условием исполнения нормы является, соответственно, простое следование тому, что ею предусмотрено. Исполнительные органы, должностные лица, государственные и негосударственные формирования, граждане в равной мере несут обязанность соразмерять свое поведение с теми юридическими условиями, которые рассчитаны на данный конкретный вид управленческих отношений.
От качества исполнения норм зависит реальность административно-правового регулирования и, следовательно, устанавливаемого им правового режима в сфере реализации исполнительной власти. В конечном счете, налицо прямая зависимость реальности самих административно-правовых норм от уровня исполнения. В силу этого исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правового порядка и государственной дисциплины в управляемой сфере общественных отношений. Следует иметь в виду, что исполнение для государственных органов и должностных лиц, являющихся субъектами исполнительной власти, приобретает особое значение, т.к. является их основной функцией. Для граждан и иных участников регулируемых управленческих отношений исполнение административно-правовых норм одновременно является их соблюдение. Практически и для субъектов исполнительной власти соблюдение совпадает с исполнением. Это значит, что в основе реализации административно-правовых норм лежит их неуклонное соблюдение. Иначе трудно представить ситуацию, когда, исполняя требования соответствующей правовой нормы, можно их не соблюдать, а, соблюдая, не исполнять.
Применение административно-правовых норм, по сути, есть такой вариант их реализации, который находит выражение в издании на их основе полномочными исполнительными органами индивидуальных юридических актов по конкретному вопросу или делу, возникающему в процессе государственно-управленческой деятельности.
Применение правовых норм для субъектов исполнительной власти совпадает с правоприменительной функцией. В силу этого очевидно, что, например граждане не обладают полномочиями по применению административно-правовых норм; они не вправе издавать индивидуальные правовые акты по конкретному индивидуальному делу. Применяя административно-правовую норму, субъект исполнительной власти осуществляет властное управляющее воздействие на управляемых участников, регулируемых управленческих отношений.
Применение административно-правовых норм – непременный атрибут процесса практической реализации компетенции субъектов исполнительной власти, для которой в максимальной степени характерны правоисполнение и правоприменение.
В предусмотренных действующим законодательством случаях применение административно-правовых норм отнесено и к компетенции судебной власти. В настоящее время происходит процесс становления системы административного судопроизводства.
С реализацией административно-правовых норм связан также вопрос об их действии. Подразумевается, что эти нормы имеют юридическую силу, что, в свою очередь, является непременным условием их реализации, т.е. исполнения и применения.
Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы. Возможен межтерриториальный масштаб их действия. Иногда «выходит» за государственные границы Российской Федерации.
В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы обязательны и для иностранных граждан.
Во времени административно-правовые нормы не ограничиваются определенными сроками, т.е. они действуют до официальной отмены или изменения. Законную силу приобретают либо с момента подписания нормативных правовых актов, их содержащих, либо в срок, специально оговоренный. Как правило, норма начинает действовать через 10 дней после официального опубликования нормативного правового акта.
В необходимых случаях особо оговариваются место и время действия административно-правовых норм.
По общему административно-правовые нормы, предусматривающие менее строгие предписания или запреты, имеют обратную сторону; их усиление, влекущее за собой отягчение ответственности за правонарушения, обратной силы норм не влечет. Обратная сила нормы означает, что ее действие распространяется на ранее урегулированные отношения.
Для действия административно-правовых норм принципиальное значение имеет следующее положение Конституции РФ: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).
Законы и другие правовые акты, содержащие административно-правовые нормы и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ 1993 г., применяются в части, не противоречащей этой Конституции. Административно-правовые нормы, установленные в условиях существования СССР, могут действовать при отсутствии их противоречия действующему российскому законодательству и до момента установления обновленных законодательных и иных административно-правовых норм.
V . Роль административно-правовых норм.
Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере публичного управления, т.е. те общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления публичной исполнительно-распорядительной деятельности органами исполнительной власти.
Подводя общий итог, целесообразно подчеркнуть, что административно-правовые нормы, регулируя общественные отношения в сфере практической реализации исполнительной власти, достигают этой цели путем:
а) возложения на конкретных субъектов определенных юридических обязанностей;
б) предоставления исполнительным органам (должностным лицам) полномочий требовать от этих субъектов должного поведения, т.е. исполнения возложенных на них обязанностей;
в) предоставления участникам регулируемых отношений определенного комплекса прав (особенно гражданам, общественным объединениям и т.п.);
г) гарантирования этих прав.
Таково основное юридическое содержание административно-правовых норм, такова их роль в правовом воздействии на управленческие общественные отношения.
VI . Список используемой литературы:
1. С.А. Комаров, «Правоведение», Москва, 2003 г.;
2. В.С. Нерсесянц, «Общая теория права и государства», Москва, 2001 г.;
3. В.В. Липинский, А.М. Осавелюк, «Основы государства и права» Магадан, 2000 г.;
4. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин, «Основы российского права», Москва, 2000 г.;
5. Ю.М. Козлов, «Административное право», Москва, 2005 г.;
6. А.Б. Агапов, «Административное право», Москва, 2004 г.