Рынок недвижимости в России
СОДЕРЖАНИЕ: Экономика недвижимости и ее роль в рыночной экономике. Аренда как форма пользования землей. Методика расчета арендной платы за землю. Понятие объекта оценки и видов оценочной стоимости. Цели и организация экономической оценки земельных участков.1. Экономика недвижимости как наука и ее роль в рыночной экономике
На данном этапе развития России недвижимость-то немногое, что в долгосрочной перспективе обладает высокой ценностью. Цена этого ресурса намного превышает стоимость всей промышленности, а инвестиции в развитие недвижимости представляются сейчас наиболее перспективными.
Собственность на недвижимость лежит в самой основе частных имущественных прав, являющихся неотъемлемым атрибутом рыночных отношений. Недвижимость как объект предпринимательской деятельности является определенной гарантией стабильности бизнеса, сохранения стоимости капитала.
Экономика недвижимости является одним из разделов экономической науки. Предметом изучения данной дисциплины являются общественные отношения между людьми в процессе изменения и передачи прав собственности на объекты недвижимости. Она тесно взаимосвязана с макро- и микроэкономикой, маркетингом, менеджментом, правом, финансами бухучетом и статистикой.
Экономика недвижимости предполагает рассмотрение особенностей функционирования рынка недвижимости, конкретный организационный и правовой механизм купли-продажи и аренды объектов недвижимости, а также методические и нормативные основы осуществления сделок, вопросы оценки недвижимости и анализа ее доходности.
Недвижимое имущество занимает центральное место в системе знаний при любом общественном устройстве, выполняя одновременно две важнейшие функции: средства производства и предмета личного потребления для проживания, отдыха, культурного досуга и т.п. С объектами недвижимости тесно связано экономическое и правовое регулирование государством различных сфер жизни общества и материального производства.
Основной, базовый объект недвижимости – земля – занимает уникальное и ключевое значение во всей системе предпринимательской деятельности людей и самой их жизни. Она представляет собой особую ценность для всего человеческого общества, поскольку является единственным местом проживания всех народов и поколений людей, основным и естественным фактором в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующим в производстве всех других товаров и благ.
В рыночной среде земля имеет многофункциональное назначение. В качестве природного объекта, существующего независимо от воли людей, Земля – это вся планета, колыбель человека, выполняющая важнейшую экологическую функцию. Одновременно земля – это и почва, верхний слой нашей планеты, ее поверхность или пространственный базис – объект хозяйствования и, следовательно, отражает экономические отношения. Социальная роль земли в том, что она служит местом обитания и условием жизни людей. И, наконец, земля, как территория государства или субъекта федерации, обусловливает политическую функцию. Поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется не только конституционными нормами и земельным правом, но и гражданским законодательством с учетом лесного, экологического и иного специального законодательства
В силу перечисленных выше факторов земля, как невосполнимый природный ресурс многофункционального значения, имеет особый юридический статус. Распоряжение землей и особенно купля-продажа земельных участков в России на современном этапе – дело специфическое и непростое. Рынок земли, как средство законного перераспределения земель между собственниками экономическими методами, объективно регулируется различными ограничениями и нормами.
В Российской Федерации, как и во многих промышленно развитых странах мира (США, Англия и др.), установлено: когда частная собственность препятствует реализации общественных интересов, она подвергается постоянным или временным ограничениям. Постоянные ограничения права собственности на землю, обусловленные ограниченностью ее в природе и незаменимостью в предпринимательской деятельности, включают: систему зонирования; рациональное использование и охрану земель; контроль окружающей среды; защиту законных прав и интересов других собственников, арендаторов и пользователей земли; соблюдение условий использования особо охраняемых территорий и охранных зон; учет строительных норм и правил, проектов планировки и застройки населенных пунктов; принудительный выкуп земель у собственника для государственных и муниципальных нужд и др.
Существуют и временные ограничения правомочий собственника земли: строго целевое использование земельного участка, возможность купли-продажи сельскохозяйственных земель при условии сохранения их целевого назначения, изъятие неиспользуемых земельных участков, ограниченная оборотоспособность отдельных категорий земель, исключительное пользование землей на условиях аренды и др. Не могут также государственные и муниципальные предприятия самостоятельно сдавать в аренду любое недвижимое имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Ограничено и распоряжение недвижимым имуществом в акционерных обществах – при крупных сделках (25–50% балансовой стоимости активов общества) решение принимает единогласно Совет директоров или общее собрание акционеров, а если предмет сделки превышает 50% активов – только общее собрание акционеров.
Недвижимость находится в центре сложного переплетения различных экономических процессов, частных и общественных интересов, административных норм и правил Совершение сделок с земельными участками и другими объектами недвижимости требует глубоких и систематических знаний особенностей рынка, обусловленных спецификой самого товара – недвижимого имущества.
Вовлечение соответствующих категорий земель или прав пользования ими в узаконенные рыночные отношения стимулирует деловую и инвестиционную активность, препятствует криминальным сделкам с землей.
Как объект предпринимательской деятельности недвижимость служит определенной гарантией стабильности бизнеса и воспроизводства капитала с приращением. Типичный инвестор, вкладывая средства в недвижимость, обычно не только возвращает капитал, но и получает прибыль и компенсирует все другие затраты. Возможно извлечение и иных удовольствий из владения престижной собственностью.
Недвижимость – объект изучения различных научных и учебных дисциплин: географии, архитектуры, права, землеустройства, агрономии, экономики, строительства и др. В каждом курсе в соответствии с его спецификой исследуется одно или несколько свойств отдельных объектов недвижимости. В отличие от других предметов в курсе «Экономика недвижимости» изучается только организационно-экономический и правовой механизм совершения сделок не с одним, а с различными предметами недвижимого имущества. Сумма знаний о рынке недвижимости сформировалась настолько, что может преподаваться как учебная дисциплина по многим специальностям: менеджмент, маркетинг, экономика предприятия (по отраслям), финансы и кредит. Экономика недвижимости – прикладной курс, изучающий теорию и практику совершения различных сделок с важнейшими ресурсами предпринимательской деятельности – земельными участками, зданиями и другими объектами. Теоретическую основу курса составляют экономическая теория, ценообразование, экономическая система общества, юриспруденция, общая теория статистики, а прикладную – менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, финансы и кредит.
2. Анализ современного рынка недвижимости в России
Характеризуя современное состояние российского рынка недвижимости, следует отметить, что он вступил во второй этап своего развития – этап подхода к недвижимости как объекту инвестиционной деятельности. Если на первом этапе недвижимость приобреталась в основном для удовлетворения собственных потребностей (жилье, офисы для собственных нужд и т.д.) и выгодной ее перепродажи, то на втором этапе недвижимость рассматривается как объект вложения финансов для получения постоянного дохода, превышающего уровень депозитных ставок банков, например, от сдачи объектов недвижимости в аренду.
Развитие рынка недвижимости сдерживается многими факторами: несовершенством российского законодательства, политической и экономической нестабильностью, низким средним уровнем доходов населения, отсутствием квалифицированных специалистов – участников рынка недвижимости.
В частности в России в силу экономических причин и схема ипотечного кредитования работает в единичных случаях, в то время как большинство сделок с недвижимостью в мировой практике происходит с привлечением заемного капитала (ипотечного кредита). Говорить сегодня о выходе на российский рынок недвижимости массового покупателя преждевременно: средний слой в традиционном для западных стран смысле (основной по численности слой, являющийся главным потребителем товаров и услуг и опорой социально-экономического строя) в России практически отсутствует, поэтому, несмотря, например, на хронический дефицит объектов жилой недвижимости, спрос на нее не предъявляется.
Однако современное российское законодательство при всем своем несовершенстве позволяет развиваться широкому спектру отношений в области недвижимости: купле-продаже, дарению, наследованию, аренде, субаренде, внесению в уставные капиталы фирм, передаче в залог и т.п. Правда, все это относится к зданиям и сооружениям и в меньшей степени – к земле.
Всего за 2007 г. в Российской Федерации введено в эксплуатацию 714,1 тыс. квартир общей площадью 60,4 млн. кв. метров, что составило 119,4% к соответствующему периоду предыдущего года, в то время как в 2006 г. темп роста жилищного строительства к 2005 г. составлял 116,1%.
Индексы физического объема ввода в действие общей площади жилых домов за периоды 2006–2007 гг. изображены на рисунке 1.
Рисунок 1. Индексы физического объема ввода в действие общей площади жилых домов, % к соответствующему периоду предыдущего года
Московская область по итогам 2007 г. стала крупнейшим строительным рынком страны, в 2007 г. в указанной области введено 12,6% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом. Кроме Московской области, среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства наблюдаются также в Москве – 8,0%, Краснодарском крае – 6,2%, Санкт-Петербурге – 4,4%, Республике Татарстан – 3,4%, Тюменской области – 3,2%, Республике Башкортостан – 3,1%, Ростовской и Челябинской областях – по 2,8%, Свердловской области – 2,7%. Суммарный объем введенной в эксплуатацию общей площади жилья в этих субъектах Российской Федерации составил 49,2% от общего показателя по стране.
В 2007 г. в Российской Федерации продолжался рост объемов индивидуального жилищного строительства. Населением за счет собственных и заемных средств введено в эксплуатацию 181,1 тыс. жилых домов общей площадью 25,7 млн. кв. метров, что составило 128,9% к 2006 г. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади построенного жилья составила: в России – 42,6%; в республиках Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Марий Эл, Тыва, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чувашской республиках, Краснодарском, Ставропольском краях, Астраханской, Ленинградской и Тамбовской областях – от 65,2% до 95,2%; в Чеченской Республике, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе – 100%.
В г. Москве, в отличие от рынка остальных субъектов Российской Федерации, ограничение спроса на недвижимость произошло уже в 2007 г.: спрос резко снизился, рост цен остановился. Рынок вступил в фазу стагнации. В первом квартале 2007 г. общее падение цены предложения 1 кв. метра на вторичном рынке типового жилья в Москве составило 0,6%. Падение цен на квартиры, предлагаемые к продаже в панельных домах, было равно 0,9%. В кирпичных домах цены предложения увеличились на 0,1%. Цены на квартиры, предлагаемые на вторичном рынке в секторе бизнес-класса, увеличились на 1,8%, а в типовых домах-новостройках выросли на 0,7%.
В сентябре 2007 г. стагнация московского рынка недвижимости закончилась, но это не повлекло за собой значительного возобновления роста цен. Хотя эксперты отмечают постепенное оживление спроса и активности на рынке, а также переход потенциальных покупателей от выжидательной позиции к более активной. За первую неделю октября 2007 г. средняя стоимость квадратного метра московской квартиры выросла на 0,4% до 4167 долларов США. Больше других, на 0,7%, подорожало жилье в «сталинских» домах и домах из типового кирпича. Квадратный метр в таких квартирах стоил 4 962 доллара США. Квадратный метр в современных панельных высотках за рассматриваемую неделю подорожал на 0,6% до 4085 долларов США. На 0,3% (до 4 623 долларов США за квадратный метр) подорожала жилплощадь в домах из современного монолитного кирпича. На 0,2% подорожали квартиры в панельных пятиэтажках и девятиэтажках. Квадратный метр в них стоил, соответственно, 3734 и 3835 долларов США. Цены на квартиры в кирпичных пятиэтажках за рассматриваемую неделю практически не изменились и составляли 4095 долларов США за квадратный метр. Доходность вложений в жилую недвижимость составляла 0,68 доходности банковского депозита.
С начала 2008 г. в сегменте вторичного жилья спрос на наиболее ликвидные объекты, каковыми являются квартиры бизнес-класса, превалировал над предложением примерно в два раза. Еще один отличительный признак московского рынка недвижимости 2008 г. – увеличение разницы между ценами на квартиры в центре и на окраинах, между квартирами в разных типах домов в рамках одного района. Цены на дешевое, низкокачественное жилье снизились. А рост цен на элитное жилье в элитных коттеджных поселках Подмосковья составит по итогам 2008 г. около 15% годовых.
2008 год стал одним из самых сложных для рынка недвижимости за всю историю современной России. Мировой финансовый кризис больно ударил по всем фронтам – снизились темпы строительства, упал уровень покупательской активности, банки фактически перестали выдавать ипотечные кредиты. Итоги прошедшего года подвел управляющий партнер компании Panorama Estate Омар Гаджиев. Наряду с этим, продвижение проекта развивает выставочный стенд, осознавая социальную ответственность бизнеса. Имидж предприятия, в рамках сегодняшних воззрений, позиционирует ролевой стратегический маркетинг, расширяя долю рынка. Такое понимание ситуации восходит к Эл Райс, при этом анализ рыночных цен детерминирует отраслевой стандарт, учитывая современные тенденции. Российская специфика ускоряет конвергентный социальный статус, осознав маркетинг как часть производства.
Портрет потребителя тормозит целевой сегмент рынка, полагаясь на инсайдерскую информацию. Формат события спорадически переворачивает рейтинг, учитывая современные тенденции. Косвенная реклама, пренебрегая деталями, упорядочивает экспериментальный процесс стратегического планирования, расширяя долю рынка. Стратегический маркетинг слабо детерминирует из ряда вон выходящий product placement, оптимизируя бюджеты. Дело в том, что привлечение аудитории не критично. К тому же медиапланирование существенно трансформирует побочный PR-эффект, оптимизируя бюджеты. Контент экономит традиционный канал, опираясь на опыт западных коллег. Оценка эффективности кампании вырождена.
Важным в 2009 году было само поведение рынка в условиях кризиса. Глобальных сделок и проектов, которыми пестрили СМИ в докризисный период, больше нет, а сам кризис, как и в прошлом году, остается важнейшим событием. В 2009 году во всех сегментах рынка цены падали, а спрос сжимался. Несмотря на это, рынок располагал большим заделом и в течение года объем ввода жилья и коммерческой недвижимости оставался на относительно высоком уровне. Осенью 2009 г. эксперты отметили всплеск активности: цены стабилизировались, спрос увеличился, появились реальные сделки. Но о восстановлении рынка говорить рано, считают специалисты. «Дно» еще не пройдено, но многие хотят думать иначе.
В январе 2009 г. премьер-министр РФ Владимир Путин предложил правительству не снижать объемы жилищного строительства и поставил задачу «постараться сохранить планку» ввода 2008 года, т.е. 61 млн. кв. метров. Финансирование программ, связанных в целом с государственной жилищной политикой настраивала в начале 2010 года на оптимизм – общий объем средств, выделяемых на эти цели федеральным бюджетом и институтами развития в 2009 году превысил 447 млрд. руб.
Кроме того, решению задачи премьера должны были содействовать и увеличенный до 150 млрд. руб. в 2009 году капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), и увеличенный до 2 млн. рублей размер налогового вычета для граждан, приобретающих и строящих жилье и увеличенная до более чем 300 тыс. руб. сумма материнского капитала, который можно и нужно направлять на приобретение жилья (прогнозируемое Минфином в 2010 году вложение в экономику таких средств – 102 млрд. руб.). На федеральную программу «Жилище» (финансирование которой сокращено примерно на 30%), в этом году было направлено около 61 млрд. руб. Но, несмотря на все усилия, в 2009 году, по данным Минрегионразвития будет введено 53 млн. кв. метров жилья, а следующий год, по мнению главы Ассоциации строителей России Николая Кошмана, станет еще хуже, так как «у строителей совсем нет задела на 2010 год».
В мае 2009 года глава Минрегионразвития Виктор Басаргин сделал знаковое для рынка жилья заявление – стоимость 1 кв. метра доступного жилья, строящегося (полностью или частично) за счет федерального бюджета, не должна превышать 30 тыс. руб.
В 2009 году госзаказ стал чуть ли не главным «локомотивом» жилищного строительства. Особенно заметный вклад в поддержание жилищного сегмента рынка внесли силовые федеральные структуры – Минобороны и МВД РФ. В частности, Минобороны в уходящем году освоило на покупку более 40 тыс. квартир почти 90 млрд. руб. И это только начало. По словам министра Анатолия Сердюкова, всего в 2009–2010 годах за счет всех источников Минобороны планирует расселить 90 тыс. семей военнослужащих, из них 45,7 тысячи – в 2010 году. Формирование служебного фонда жилья будет вестись до 2015 года в рамках ФЦП, касающейся военнослужащих по контракту.
В МВД России, по данным департамента тыла ведомства, в жилье нуждаются более 100 тыс. сотрудников. Глава департамента Владимир Лукьянов заявлял в начале года, что МВД требуется более 112 тыс. квартир, «а это порядка 195 млрд. руб.». Государственным оборонным заказом на строительство жилья в 2009 году из федерального бюджета было выделено всего 1,3 млрд. руб. плюс 2,4 млрд. руб. на завершение уже начатого строительства. В 2010 году финансирование строек жилья для МВД может увеличиться, надеются в ведомстве.
Также в 2009 году около 10 млрд. государственных руб. было направлено на приобретение жилья молодым семьям в рамках соответствующей ФЦП.
Государство становится основным игроком на рынке недвижимости. Федеральный фонд содействия развития жилищного строительства (Фонд РЖС) призван стимулировать объем предложения на рынке жилья России. Так, планируется, что не менее 30% жилья в России с 2012 года будет построено на землях, вовлеченных в оборот фондом. Доля жилой недвижимости в РФ, возводящейся на землях фонда, уже в 2010 году должна достичь 10%, а в 2011 году – 20%.
В 2010 году Фонд РЖС уже провел пять земельных аукционов по продаже земельных участков в различных регионах РФ. На участках, отведенных для строительства, может быть построено 1 млн. 100 тыс. кв. метров жилья. Стратегическим приоритетом фонда является создание условий для строительства жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного. Планируется увеличение к 2020 году объема ежегодного ввода жилья в России до 140 – 150 млн. кв. метров.
В 2012–2014 годах фонд собирается перейти от «оптимизационной» к «инвестиционной» координации земельных участков, и заняться финансированием строительства электрических сетей, центров питания, а также линейных и нелинейных объектов коммунальной инфраструктуры. Кроме того, в рамках своей деятельности фонд будет содействовать доступу застройщиков к финансовым ресурсам. В частности, он будет предоставлять гарантию (оферту) на покупку у девелоперов определенного объема жилья по цене не выше «централизованно устанавливаемой цены жилья экономического класса по данному региону». Таким образом, фонд будет гарантировать застройщикам выкуп не реализованных на открытом рынке квартир.
Ипотека продолжает оставаться недоступной для большинства граждан России, а ставки по кредитам вряд ли можно назвать адекватными. Свертывание ипотеки началась в России еще в третьем квартале 2007 года.
Банки РФ в январе-сентябре 2009 года предоставили физлицам жилищные ипотечные кредиты на 91,5 млрд. руб., что в 5,9 раза меньше, чем за аналогичный период 2008 года, когда заемщикам было предоставлено 537,5 млрд. руб., констатирует ЦБ РФ. В 2008 году в среднем за месяц выдавалось 29 тыс. кредитов. По прогнозам ЦБ РФ, объем рынка ипотеки в стране в 2009 году не превысит 130 млрд. руб. Всего, по данным Минрегиона РФ, в 2008 году в России выдано ипотечных кредитов на 630 млрд. руб.
Совокупная задолженность по ипотеке, составлявшая на начало года 1,057 трлн. руб., по прошествии девяти месяцев снизилась до 1,003 трлн. руб. В настоящее время в РФ, по данным АРИЖК, насчитывается около 60 тыс. проблемных кредитов в сфере ипотеки на общую сумму около 90 млрд. руб.
По данным брокерской компании «Кредитмарт», в ноябре 2009 г. общее количество банков, предлагающих ипотеку на покупку жилья на вторичном рынке, составило 17 единиц. Количество банков, предлагающих целевые кредиты под залог имеющегося объекта недвижимости и кредиты на покупку дома с земельным участком на вторичном рынке, достигло 13 единиц.
Осенью 2009 г. ситуация улучшилась, ставки немного снизились, но они все еще недоступны для подавляющего большинства заемщиков. Среднерыночная ставка по ипотечным продуктам по итогам ноября 2009 г. составила 18,06%, по сравнению с январем снижение среднерыночной ставки по рублевым кредитам составило 0,16 п.п. По данным ЦБ РФ за девять месяцев средневзвешенная ставка составляет 14,6%. Ставка остается на этом уровне последние полгода.
Правительство РФ принимает активные меры по реструктуризации кредитов и поддержке ипотеки. Господдержка осуществляется через предоставление дополнительных средств Агентству по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК). Средства специальной программы в размере 40 млрд. руб. (кредит Внешэкономбанка – «ИФ-Недвижимость») будет направлен на предоставление целевых займов банкам в течение 2009–2010 годов, а может быть, еще и 2012 года. Наблюдательный совет ВЭБ готов использовать пенсионные средства на поддержку ипотеки, а это около 100 млрд. руб. В рамках поддержки граждан, ранее получивших ипотечный кредит, в 2009 году предоставлена возможность досрочно использовать «материнский капитал» для полного или частичного погашения кредита – это сделали уже 80 тыс. семей. По прогнозам чиновников, объем рынка ипотечного кредитования в России в 2011–2012 годах выйдет на уровень 2007 года. В кризис активно проводились слияния и поглощения, объем которых, по прогнозам экспертов, должен увеличиться в 2010 году. В 2009 году на рынке преобладали безденежные сделки, то есть инвесторы получали доли в компаниях или проектах при условии погашения или реструктуризации долгов девелопера или при условии достройки объектов. Наиболее заметно идет передел рынка офисной недвижимости. В этом сегменте в 2009 году произошло несколько знаковых сделок. В сфере торговой недвижимости идет перераспределение на уровне акционерного капитала и долей в компании. Этот процесс происходит завуалировано – собственники стараются перераспределять доли в объектах на стадии акционерного капитала.
3. Аренда как форма договорного, срочного и возмездного пользования землей. Методика расчета арендной платы за землю
В переводе с латинского аренда означает найм или договор на передачу имущества собственником во владение другому лицу на определенных условиях. Традиционное определение аренды, это передача одним лицом (арендодателем) другому лицу (арендатору) – имущества во временное владение или пользование (или только пользование) – за плату.
Целью аренды, является обеспечение передачи имущества во временное пользование, при этом пользование подразумевает извлечение из вещи ее полезных свойств, и самое главное приобретение плодов и доходов. В отличие от чисто юридического определения аренды как договорного, срочного и возмездного владения и пользования имуществом, аренда – это система хозяйствования или организационная форма предпринимательства, выражающая отношения собственности и состояние производственных сил и прежде всего рабочей силы.
Основная форма выражения таких взаимоотношений – договор, потому что речь в данном случае, идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные взаимоотношения.
Изолированное рассмотрение аренды в отрыве от ее материального содержания – производственных сил или от собственной формы, характеризующей производственные отношения, – не позволяет выявить экономическую сущность этой системы хозяйствования.
Подлинная аренда имеет место в тех случаях, когда применяемая форма производства ведет к возникновению общей совместной (долевой) и частной форм собственности на средства производства и результаты труда. В то же время любой вид собственности не исключает арендную форму ее использования.
Ошибочна также подмена понятия аренда различными формами подрядных отношений. Прежде всего в них по разному формируются трудовые коллективы: вместо найма рабочей силы при аренде вводится членство с одновременными изменениями прав и обязанностей каждого работника, вытекающими из их собственности, на получение дохода и приобретаемые средства производства. Аренда – это наем не работников, а имущества.
Следовательно, она является не формой организации труда, а способом реализации отношений собственности. Сам факт найма (аренды) средств производства ведет к коренному изменению социального статуса работников.
Посредством аренды они реально соединяются со средствами труда не как наемные работники, а как их хозяева. В результате значительно расширяется база мотивации трудовой деятельности работников не только как потребителей, но и как заинтересованных предпринимателей, она связывается не только с фондами оплаты труда и материального стимулирования, но и с присвоением прибавочного продукта, с процессом воспроизводства в арендном хозяйстве, с реализацией коллективом и каждым работником своего права совладельца собственности (см. таблицу 1).
Таблица 1. Качественные различия отношений аренды и найма
Условия предпринимательской деятельности | Виды отношений | ||
наемные, подрядные | арендные | ||
1 | 2 | 3 | |
Отношение к средствам производства | Пользование | Пользование, владение и частичное распоряжение | |
Цель работников в труде | Максимум зарплаты | Максимум дохода и продукции | |
Объект найма | Работников – способность трудиться | Имущество | |
Условия получения ресурсов | Бесплатное закрепление | Покупка и платное | |
Ответственность за ресурсы | Моральная и частично материальная | Полная имущественная | |
База мотивации труда | Удовлетворение, в первую очередь, физиологических потребностей | Самореализации личного потенциала, удовлетворение социальных и интеллектуальных потребностей | |
Планирование производственной программы | По заказу предприятия | Самостоятельно | |
Оплата труда | Минимальная гарантируется государством | По остаточному доходу арендатора | |
Право на произведенную продукцию и доход | Является собственностью предприятия | Принадлежит арендатору | |
Распределение продукции и дохода на потребление и накопление | По нормативам предприятия | Самостоятельно по обязательствам | |
Правовое регулирование | Трудовые отношения | Имущественными в основном | |
Методы управления | В основном | Самоуправление и | |
административные | экономические | ||
Отношения с органами управления | Иерархические, безвозмездные | Договорные, хозрасчетные, партнерские | |
Положение товаропроизводителя | Наемный работник | Хозяин – собственник | |
Выполняемые функции | Исполнительские | Исполнительские и управленческие | |
Объект отношений | Виды работ | Предприятия, их подразделения, каждый работник |
Расчет годовой арендной платы за землю производится конкретно для каждого земельного участка путем умножения годовой дифференцированной ставки зоны градостроительной ценности площади земельного участка на поправочный коэффициент и коэффициент по категориям арендаторов.
Размер арендной платы за землю, сдаваемую в аренду, производится по формуле:
РАпл.заз. = Дст.з.н. Sз.у. Кпопр. Ккар ,
где РАпл.заз. – размер арендной платы за землю;
Дст.з.н. – дифференцированная ставка земельного налога в зависимости от границ планировочных зон;
Sз.у – площадь земельного участка в кв. м, предоставляемая в аренду;
Кпопр. – поправочный коэффициент к ежегодным ставкам арендной платы и земельного налога;
Ккар. – коэффициент категории арендаторов.
Дифференцированные ставки земельного налога на территории определенного города устанавливаются городским Советом.
Поправочный коэффициент к ежегодным ставкам арендной платы и земельного налога применяется в соответствии с Законом РФ «О плате за землю».
Коэффициенты по категориям арендаторов утверждаются главой города. Коэффициент следует применять пропорционально целям использований площади зданий (сооружений), расположенных на арендуемом земельном участке.
При отнесений конкретного хозяйствующего субъекта к категории арендаторов для применения к нему соответствующего коэффициента следует руководствоваться системой классификаторов для целей ведения государственного земельного кадастра.
К муниципальным предприятиям и муниципальным учреждениям коэффициент по категориям арендаторов при расчете арендной платы за землю не применяется.
При возникновении спора по отнесению хозяйствующего субъекта к соответствующей категории арендаторов вопрос разрешается в установленном порядке комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении льгот по арендной плате.
К физическим лицам, зарегистрированным в качестве предпринимателей без образования юридического лица, применяется коэффициент по категориям арендаторов для соответствующих юридических лиц.
4. Понятие объекта оценки и виды оценочной стоимости
Оценка объекта недвижимости – анализ или расчет стоимости, природы, качества, ценности, полезности, специфических преимуществ определенной недвижимости. Обычно оценка проводится и оформляется в виде отчета профессионального оценщика. Объект оценки – имущество, предъявляемое к оценке.
Существует много видов стоимости. Они необходимы в силу различных потребностей заказчика и целей оценки. Существуют понятия рыночной, ликвидационной, налогооблагаемой, инвестиционной стоимости и др. Однако, в общем стоимость может быть разделена на две большие категории: стоимость в обмене и стоимость в пользовании.
Стоимость в пользовании (стоимость использования) – стоимость вещи с точки зрения конкретного пользователя, использующего или собирающегося использовать эту вещь определенным образом для удовлетворения собственных потребностей. Она устанавливается одним лицом (пользователем), поэтому является субъективной.
Стоимость в обмене (стоимость обмена) – стоимость, рассматриваемая в связи с отчуждением вещи и проявляющаяся в форме цены при обмене этой вещи на деньги. В определении имеется в виду цена, которая будет преобладать на свободном, открытом и конкурентном рынке не основе равновесия, устанавливаемого факторами предложения и спроса. Поэтому стоимость в обмене является объективной. Она рассматривается как обобщенная характеристика привлекательности вещи как предмета обмена с позиций неопределенного числа ее потенциальных обладателей, в совокупности называемых рынком. Наиболее ярким примером стоимости в обмене является рыночная стоимость. Некоторые специалисты считают, что рыночная стоимость является краеугольным камнем оценочной деятельности. Это связано с тем, что чаще всего целью оценки является определение рыночной стоимости объекта оценки.
Определение и подробная характеристика рыночной стоимости даны в стандарте 1 Международных Стандартов Оценки (МСО) Рыночная стоимость как база оценки. Однако для России большее значение имеет определение рыночной стоимости, которое содержится в Федеральном Законе «Об оценочной деятельности в РФ» и в стандартах оценки. В соответствии с указанными нормативными документами под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Следовательно, рыночная стоимость является результатом справедливой сделки, осуществляемой при соблюдении ряда условий:
1) открытость рынка, на котором совершается сделка;
2) конкурентность рынка;
3) типичная мотивация сторон;
4) разумная информированность сторон;
5) достаточное время, в течение которого объект оценки предлагается на рынке для продажи;
6) использование типичных средств платежа;
7) отсутствие необычных финансовых условий сделки.
Кроме рыночной стоимости в стандартах оценки приводится ряд видов стоимости, которые могут применяться для целей оценки:
а) стоимость объекта оценки с ограниченным рынком стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;
б) стоимость замещения объекта оценки сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;
в) стоимость воспроизводства объекта оценки сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных мате риалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;
г) стоимость объекта оценки при существующем использовании стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования;
д) инвестиционная стоимость объекта оценки стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;
е) стоимость объекта оценки для целей налогообложения стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);
ж) ликвидационная стоимость объекта оценки стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;
з) утилизационная стоимость объекта оценки стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;
и) специальная стоимость объекта оценки стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.
Независимая оценка позволяет установить различные виды стоимости объектов:
Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:
– одна из сторон не обязана отчуждать объект оценки, а другая не обязана принимать исполнение;
– стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
– объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
– цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки;
– платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Инвестиционная стоимость – стоимость, определяемая для конкретного инвестора, исходя из доходности объекта при заданных инвестиционных целях.
Ликвидационная стоимость – стоимость, рассчитываемая при вынужденной продаже имущества в ограниченный период времени, не позволяющий значительному числу потенциальных покупателей ознакомиться с объектом и условиями продажи.
Кадастровая стоимость – определяемая методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Определяется, в частности, для целей налогообложения.
Определение различных видов стоимости даст объективную информацию о реальной цене объекта и поможет принять верные управленческие решения.
5. Цели и организация экономической оценки земельных участков
Экономическая оценка земельного участка – деятельность по систематизированному сбору и анализу данных, необходимых для определения стоимости земель различного целевого назначения на основе действующего законодательства и стандартов.
Результат оценки земельных участков существенно зависит от цели оценки, обусловливающей вид стоимости земельного участка, и права, которые к нему относятся.
Можно выделить четыре основных цели оценки земельных участков:
– удовлетворение потребностей развивающегося рынка земли;
– создание базы для налогообложения;
– реальное отражение их стоимости в бухгалтерском учете предприятий;
– составление государственного земельного кадастра, а также реальное стоимостное отражение земель в статистике национального богатства страны.
Первая цель оценки стоимости земельных участков – удовлетворение потребностей развивающегося рынка земли.
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на решение следующих задач:
– расширение категорий земель, подлежащих приватизации, с одновременным определением видов земель, ограниченных в обороте и исключенных из него;
– законодательное ограничение предоставления земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и прекращение предоставления в пожизненное наследуемое владение;
– стимулирование выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями для включения земельных участков в уставный капитал предприятий;
– введение режима рассрочки платежей при выкупе земельных участков;
– повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной собственности, путем ее разграничения на федеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;
– переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков;
– упрощение процедур предоставления земли под жилищную и промышленную застройку (согласований, разрешений архитектурно-планировочных и градостроительных требований и др.);
– развитие системы ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства на приобретение земли и другой недвижимости;
– расширение возможностей оборота прав аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
– усиление взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг.
Вторая цель оценки стоимости земельных участков – создание базы для налогообложения.
Основными источниками денежных поступлений являются:
– налог на землю или недвижимость. В странах с рыночной экономикой налог на недвижимость является одним из важнейших каналов поступления денег в бюджет. Плата за землю в таких странах как США, Канада, Великобритания, ФРГ, Италия, Япония входит в единый налог на недвижимость или выступает самостоятельным налогом в таких странах как Франция, Дания, ЮАР, Аргентина, Тайвань. Как правило, налог на землю относится к местным налогам. В США налог на недвижимость составляет 1% от ее кадастровой стоимости. В Дании, Австралии, Новой Зеландии налог на землю выделен отдельно и составляет 3% от кадастровой стоимости земельного участка, а налог на здания и сооружения – 1% от кадастровой стоимости. В результате стимулируются улучшения на земельном участке и его интенсивное использование;
– налог на доходы физических и юридических лиц от сдачи в аренду недвижимости;
– регистрационные сборы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
– плата за предоставление информации из единого кадастра недвижимости или земельного кадастра.
Статья 65 ЗК РФ предусматривает, что для целей налогообложения и в иных случаях устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
По новому Налоговому кодексу (гл. 31 вступила в силу с 1 января 2005 г., ФЗ от 29 ноября 2004 г. №141) земельный налог рассчитывается от кадастровой стоимости земли, в ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
В 2007–2009 гг. планируется провести работы по массовой оценке всех объектов недвижимости для введения с 2010 г. налога на недвижимость вместо налогов на землю и имущество (физических и юридических лиц).
25 августа 1999 г. вышло Постановление Правительства РФ №945 «О государственной кадастровой оценке земель», которое положило начало государственным работам по проведению в России кадастровой оценки земли. Кадастровая оценка земель необходима для внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности их использования.
Третья цель оценки земельных участков – реальное отражение их стоимости в бухгалтерском учете предприятий.
Для реализации этой цели для юридических лиц предусмотрен переход от права постоянного бессрочного пользования земельными участками к праву собственности или аренде.
В соответствии со ст. 20 ЗК РФ, земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Все прочие юридические лица обязаны переоформить право постоянного пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 января 2008 г.
Не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций.
При продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий или сооружений устанавливается следующая выкупная цена земли:
– в поселениях с численностью населения свыше 3 млн. человек – в размере от 5 до 30 ставок земельного налога;
– в поселениях от 500 тыс. до 3 млн. человек – в размере от 5 до 17 ставок;
– в поселениях до 500 тыс. человек, а также за пределами черты поселений – в размере от 3 до 10 ставок земельного налога [6. С. 85].
Кроме текущего использования земельного участка в обычном режиме эксплуатации, он может быть задействован во вторичном использовании – так называемом хозяйственном обороте, поскольку у земельного участка всегда существует функция обеспечения движения других видов капитала.
Формами такого хозяйственного оборота земельных участков выступают: аренда, залог, эмиссионное обеспечение, т.е. дополнительный выпуск ценных бумаг на величину стоимости земли и взнос в уставные капиталы акционерных обществ, товариществ, кооперативов.
Например, земельный участок, оформленный в собственность предприятия, может быть включен в материальные активы по рыночной стоимости на основе отчета об оценке независимого оценщика. Под этот рост стоимости активовакционерное общество может осуществить дополнительную эмиссию ценных бумаг.
Четвертая цель оценки стоимости земельных участков – составление государственного земельного кадастра, а также реальное стоимостное отражение земель в статистике национального богатства страны.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 ЗК РФ).
Кадастровая оценка городских земель является массовой оценкой, которая одновременно выполняется на всей территории города и может включать следующие основные этапы:
Этап 1 – подготовительные работы, сбор и обработка исходной рыночной и нормативной информации;
Этап 2 – функциональное зонирование территории города;
Этап 3 – исчисление стоимостных показателей кадастровой оценки земель;
Этап 4 – ценовое зонирование территории города;
Этап 5 – оформление результатов кадастровой оценки городских земель (цифровых и графических).
10 января 2000 г. был принят Федеральный закон №28 «О государственном земельном кадастре». Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
– государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
– государственного контроля за использованием и охраной земель;
– мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия почв;
– государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
– землеустройства;
– экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
– установления обоснованной платы за землю;
– иной, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, деятельности.
Государственный земельный кадастр содержит сведения: о земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов Российской Федерации; землях и границах Российской Федерации.
К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты. Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно.
Одной из основных задач современного этапа земельной реформы является переход от кадастрового учета земельных участков к кадастровому учету объектов недвижимого имущества и созданию единого кадастра недвижимости. Такой переход необходим для совершенствования системы налогообложения недвижимости и обеспечения необходимой информацией субъектов земельно-имущественных отношений, а также для повышения эффективности государственного и муниципального управления земельными ресурсами. К объектам недвижимости, подлежащим постановке на кадастровый учет в качестве объектов гражданско-правовых отношений, относятся земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, комплексы недвижимого имущества.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образовано Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Оно находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Полномочия данного агентства определены постановлениями Правительства РФ от 19 августа 2004 г. №418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» и от 8 апреля 2004 г. №202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости». К основным полномочиям относятся:
– организация создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, включающего 40 млн. земельных участков, и государственного учета объектов градостроительной деятельности – 70 млн. объектов капитального строительства;
– организация проведения территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти;
– организация подготовки землеустроительных материалов для установления государственной границы Российской Федерации, границ ее субъектов и муниципальных образований;
– организация осуществления технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности;
– осуществление государственной кадастровой оценки земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, государственного технического учета объектов градостроительной деятельности и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
– создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости. К 2011 г. планируется объединение государственного земельного кадастра и кадастра объектов недвижимости в единый государственный кадастр объектов недвижимости;
– утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации, карт и материалов межевания объектов землеустройства;
– осуществление государственного мониторинга земель в Российской Федерации, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы;
– осуществление государственного земельного контроля;
– предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра и сведений об объектах градостроительной деятельности. К 2011 г. срок предоставления сведений из единого государственного кадастра объектов недвижимости должен составить 4 дня в отличие от существующих нормативов в 30 дней.
Список использованных источников
1. Асаул А.Н. Экономика недвижимости. 2-е изд. – Спб.: изд-во «Питер», 2008. – 624 с.
2. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. Экономика недвижимости. Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. – 592 с.
3. Иванова Е.Н. Оценка стоимости недвижимости: Учебное пособие. – М.: изд-во «КноРус», 2007. – 344 с.
4. Крутик А.Б., Горенбургов М.А., Горенбургов Ю.М. Экономика недвижимости. Учебники для вузов. Специальная литература. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 480 с.
5. Крутик А., Никольская Е. Управление недвижимостью // Муниципальная экономика. – 2002. – №1. – С. 77–96.
6. Оценка недвижимости: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 496 с.
7. Тепман Л.Н. Оценка недвижимости. – М.: изд-во «Юнити», 2007. – 464 с.
8. Федотова М.А., Уткин Э.А. Оценка недвижимости и бизнеса. – М.: изд-во «ЭКМОС», 2002. – 352 с.
9. Щербакова Н.А. Экономика недвижимости: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 320 с.