Понятие, признаки и атрибуты государства

СОДЕРЖАНИЕ: 1.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И АТРИБУТЫ ГОСУДАРСТВА Государство — цент­ральный институт политической системы. Термин «государство» мож­но понимать в трех значениях.

1.ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И АТРИБУТЫ ГОСУДАРСТВА

Государство — цент­ральный институт политической системы. Термин «государство» мож­но понимать в трех значениях.

1. В широком смысле под государством понимается страна, об­щество, народ, т.е. организация большой социальной группы. В этом значении слова говорят, например, о Российском государстве, немец­ком, французском и т.п.

2. Под государством понимают целостность определенных внут-риобщественных связей и их форм, т.е. с точки зрения роли государ­ственного аппарата, его структуры. В данном случае понятию госу­дарства тождественны понятия «правительство», «администрация».

3. В узком смысле под государством понимается организация, об­ладающая верховной властью на определенной территории; система органов и формально-правовых принципов, определяющих их функ­ционирование.

Государство обладает рядом признаков:

Принудительность — отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Гаагской конвенцией (1930) и Всеоб­щей декларацией прав человека (1948) безгосударственность (апат-ридизм) трактуется как аномальное явление, поскольку она ведет к конфликтам и правовой незащищенности личности. Государство располагает специализированными органами принуждения, приме^ няемого в ситуациях, определяемых законами. Государственное при­нуждение первично и приоритетно по отношению к праву использо­вания принуждения и силы другими органами в пределах данного государства.

Суверенность государства означает его верховную власть на оп­ределенной территории. В любом обществе действуют различные властные органы, их множество, например, партийные, производст­венные, мафиозные и др. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство. Государство всюду остается главным выразите­лем суверенитета общества, народа, этнического, конфессионально­го, профессионального и любого иного состава.

Суверенитет означает высшую и полную законную власть над всем, чем располагает данное общество (землями и водами, недрами и воздушным пространством). Суверенитет означает, что государство обладает неограниченной властью по отношению к субъектам, дейст­вующим в пределах его границ. Другие государства должны уважать этот принцип. Сфера суверенности современных государств ограни­чивается международными экономическими, политическими и воен­ными взаимозависимостями.

Суверенитет — основа независимости каждого общества. На со­временном этапе развития всей цивилизации независимость дости­гается не самоизоляцией и автаркией, а взаимосотрудничеством на основе баланса интересов, а не сил.

Всеобщность. Как важнейший политический институт государ­ство отличается от всех других тем, что является организацией все­го общества, а не какой-то отдельной его части. Государство высту­пает выразителем общих интересов и устремлений всех частей общества (социума), гарантом его единства и безопасности. Госу­дарство включает в сферу своего воздействия всех людей, находя­щихся на его территории, в том числе и иностранных граждан — дипломатических представителей и других лиц. Они не освобожда­ются от подчинения действующим в данном государстве законам.

Исключительные права государства: 1) издание законов и норм, обязательных для всего его населения. Это право признается гражда­нами лишь за государством; 2) исключительное право государства — взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных служащих и финансирования эконо­мической, социальной, оборонной и другой политики.

Атрибуты государства

Территория государства — законы и полномочия государства рас­пространяются на людей, проживающих на конкретной территории. Эта территория определяется границами, разделяющими сферы су­веренности отдельных государств, которые, как правило, подтвер­ждаются на формально-договорной основе всеми граничащими друг с другом государствами. Таким образом, государство строится по территориальному принципу в отличие, к примеру, от родопле-менной организации, основанной на кровнородственных связях.

Население государства — совокупность людей, живущих в пре­делах страны. На него распространяется власть государства.

Государственный аппарат это система органов, посредством ко­торой государство функционирует и развивается, осуществляя свою власть. При помощи этого аппарата государство реализует свою мо­нополию на легальные (узаконенные) меры — применение силы, физического принуждения.

Государственное принуждение включает широкий диапазон мер: от ограничения свободы до физического уничтожения челове­ка. Государственная власть обладает такими полномочиями, как возможность лишить граждан жизни и свободы, т.е. высших ценно­стей. Для принуждения государство имеет специальные средства: оружие и органы (армия, милиция, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура).

Таким образом, государство — инструмент общества для обес­печения его единства и безопасности. Самое его существенное от­личие от всех других организаций — «монополия на установление обязательных для всех и каждого законов и отдачу распоряжений, а также использование насилия против их нарушителей».

Перечисленные характеристики свидетельствуют, что государство — необходимая форма существования и развития обществ современ­ной материальной цивилизации.

2. Формы и типы государственного устройства

Для определения формы государства приме­няют три критерия:

форма правления, или отношения между центральными органами государственного аппарата (например, правительство — парламент, президент — правительство, верховный суд — парламент);

политический режим, или совокупность средств и методов осу­ществления государственной власти (например, авторитарный, де­мократический, фашистский и т.п.);

структура государства, или отношение сфер компетенции меж­ду центральной властью и территориальными органами государст­венной власти (унитарный строй, федеральный, конфедерация).

1. По способу организации высшей власти (форме правления) госу­дарства подразделяются на монархии и республики.

В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает пост по наследству, независимо от из­бирателей или представительных органов власти.

Разновидности монархии:

1) абсолютная (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие монарха, т.е. главы государства;

2) конституционная — полномочия монарха ограничены кон­ституцией. Различают монархию дуалистическую (Иордания, Ку­вейт, Марокко) — монарх наделен преимущественно исполнитель­ной властью и лишь частично законодательной;

3) парламентская — хотя главой государства считается монарх, он фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительными; иногда он имеет право вето на реше­ния парламента, которым практически не пользуется.

Монархия была господствующей формой правления на протяже­нии тысячелетий. В настоящее время монархий осталось немного, почти все они парламентские, и монархи в них царствуют, но не управляют. Правительство в них формируется парламентским боль­шинством и подчинено парламенту, а не монарху. Монархия сохраня­ется в таких европейских государствах, как Великобритания, Швеция, Дания, Испания и др. Фактически они мало отличаются от республик.

В республике источник власти — народное большинство, ее выс­шие органы избираются гражданами.

В монархиях раздоры легко прекращаются, потому что государь облада­ет принудительной властью, которая укрощает обе партии. В республи­ках они более длительны, потому что зло поражает обычно ту самую власть, которая могла бы его устранить (Монтескье Ш. Избранные про­изведения. Размышления о причинах величия и падения римлян. М.: Госполитиздат, 1955. С. 60).

Разновидности республик:

1. Парламентская — ее главная отличительная черта — образо­вание правительства на парламентской основе (как правило, парла­ментским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.

Функции парламента: формирует и поддерживает правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; ут­верждает (вотирует) государственный бюджет; осуществляет кон­троль над правительством вплоть до выражения вотума недоверия (это ведет к отставке правительства или роспуску парламента). Парламент критически оценивает политику правительства и пред­ставляет альтернативные варианты курса.

Функции правительства: обладает исполнительной властью, ино­гда и законодательной инициативой. Правительство может ходатай ствовать перед президентом о роспуске парламента. Во многих странах членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата, что позволяет привлекать в правительство лидеров правящих партий и влиятельных депутатов парламентского большинства. Благо­даря этому правительство может контролировать парламент и полу­чать массовую партийную поддержку.

При такой организации власти руководитель правительства (пре­мьер-министр, канцлер) — фактически первое лицо в политической иерархии, хотя главой государства официально не является. У прези­дента более скромное место. Его избирает либо парламент, либо со­брание выборщиков, либо народ. У него обычно представительские и церемониальные функции.

2. Президентская достаточно распространенная форма рес­публиканского правления. Отличительная ее черта — президент одновременно является и главой государства, и главой правительст­ва. Он руководит внутренней и внешней политикой, он — главно­командующий вооруженных сил. Чаще всего при такой форме правления президент избирается прямо народом, но может и колле­гией выборщиков. Примером являются США.

Президент (в США и с одобрения сената) назначает членов ка­бинета министров. Кабинет министров ответствен перед президен­том, а не перед парламентом. При такой организации высшей вла­сти правительство, как правило, отличается стабильностью. Здесь четко разграничена законодательная и исполнительная ветви вла­сти, они имеют значительную самостоятельность. У парламента нет права о вынесении вотума недоверия правительству, а у президента — права распустить парламент. Такое допускается только в случае ан­тиконституционных действий или преступлений со стороны прези­дента, тогда ему может быть выражен импичмент.

Ограничение действий президента возможно с помощью зако­нов и через утверждение бюджета. Президент имеет право отлага­тельного вето на решения парламента.

Президентская республика в Западной Европе не получила рас­пространения.

3. Полупрезидентская (смешанная) третья основная разновид­ность республики. Австрия, Ирландия, Португалия, Польша, Финлян­дия, Франция — полупрезидентские республики. Сильная прези­дентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. При такой форме правления президент как глава государства на заседаниях правительства председательст­вует, а также выступает арбитром между законодателями и правительством. Самая отличительная черта полупрезидентской республики — двойная ответственность правительства — перед президентом и пе­ред парламентом.

Классический образец полупрезидентской республики — Фран­ция, где президент и парламент избираются независимо друг от друга.В этой стране парламент не имеет права сместить президента. Пре­зидент обладает правом распустить парламент, но он обязательно должен назвать дату внеочередных парламентских выборов.

Функции президента: глава государства, верховный главнокоман­дующий, представитель страны в международных отношениях. Ему принадлежит право вето на решения парламента, единоличного вве­дения чрезвычайного положения. Однако в период его действия президент утрачивает право на роспуск парламента.

Глава правительства в такой республике назначается президен­том без согласия парламента, с учетом расклада политических сил.

Правом законодательной инициативы обладает премьер-министр, он ответствен за работу правительства.

Парламент контролирует правительство через утверждение еже­годного бюджета или вынесение вотума недоверия.

2. По распределению власти между центром и территориальными единицами государства подразделяются на: унитарные, федератив­ные и конфедеративные. Территориальная организация государства характеризуется соотношением целого и частей, центральных и ре­гиональных органов власти.

Унитарное государство — это единая, политически однородная ор­ганизация. Государство объединяет административно-территориальные единицы, которые собственной государственности не имеют. В нем лишь один субъект суверенитета — народ, единая конституция, единое гражданство. Все государственные органы, включая судеб­ные, составляют одну систему. Они действуют на единых правовых нормах. Как правило, унитарные государства сформировывались там, где в стране многонациональное население. Исключение составляет Испания, где имеются инонациональные образования, пользую­щиеся автономией. Права и компетенции автономии определяет центральная власть.

Унитарные государства подразделяются на централизованные (Ве­ликобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованные (Фран­ция, Италия, Испания).

Централизованные государства — местным, низовым органам уп­равления может быть предоставлена достаточно широкая самостоя­тельность (самоуправление). Средние уровни управления не обла­дают существенной автономией и ориентированы на выполнение решений центра.

Децентрализованные государства — крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают парламентами, прави­тельствами и административно-управленческими структурами. Эти местные структуры самостоятельно решают вопросы, переданные им центром (особенно по образованию, коммунальному хозяйству, охране общественного порядка и др.). Однако местные органы вла­сти ограничены в области собственного налогообложения, они сильно зависимы от центра в финансовом отношении.

Федеративное государство — субъектами государственного суве­ренитета выступают и крупные территориальные образования (шта­ты, земли, кантоны и т.п.), и весь народ, состоящий из равноправ­ных граждан.

Федерация представляет союз государств, которые являются са­мостоятельными в пределах, распределенных между ними и цен­тром компетенций. Они имеют собственную конституцию, законода­тельные, исполнительные и судебные органы, иногда даже двойное гражданство.

Федеративный принцип устройства государства обеспечивает свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих этническими, историко-экономическими, культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями. В та­ком государстве должны создаваться оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, а также приближение власти и управления к гражданам.

Федерация — государство, где распределение функций между субъектами и центром зафиксировано в конституции. Без согласия субъектов федерации конституция не может быть изменена. Вопро­сы распределяются по компетенции органов — союзных, субъектов федерации, совместных, остаточных, т.е. не зафиксированных в кон­ституции. Права и полномочия союзного руководства и всех субъ­ектов федерации контролирует особый суд, он независимый. Кон­тролирующий орган — двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов, земель и т.п.

Члены федерации не имеют индивидуального суверенитета, не имеют права одностороннего выхода из союзного государства. По конституции союзное государство имеет право вмешательства во внутренние дела членов федерации (чрезвычайное положение, си­туация — стихийные бедствия, массовые беспорядки). Такая форма территориального государственного устройства показала свою жиз­неспособность.

Конфедерация — постоянный союз самостоятельных государств, объединенных для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суве­ренитет. В компетенцию союза передается только ограниченное число вопросов, как правило, по обороне, внешней политике, транспорту и связи. Конфедерации существовали в США (1776— 1787), Швейцарии (до 1848), Германии (1815—1867) и некоторых других странах. Такая форма государственного образования недос­таточно прочна, она эволюционирует в федерацию или распадается.

3. По политическому режиму государства подразделяются на де­мократические, авторитарные и тоталитарные.

Политический режим определяется сочетанием политической культуры, соотношением государства и общества, соотношением властей, соотношением политических сил. Политический режим выражается в своеобразии осуществления государством его функций, в стиле политического руководства.

На современном этапе мирового сообщества политические ре­жимы более разнообразны, чем прежде. Выделяют три основных ти­па политических режимов (критерий — отношение к человеку и об­ществу): демократический, авторитарный и тоталитарный.

3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Будучи исто­рическим явлением, государство возникает в результате процессов, про­исходящих в структуре человеческих обществ на этапе формирования классов и обусловленной этим необходимости создания организации классового господства. Государственные структуры подвержены из­менениям с учетом развития общества и его потребностей. Это оз­начает, что государственная динамика вторична по отношению к со­циальному развитию.

Теории возникновения и развития государства

Теологическая — возникновение государства объясняется волей сверхприродного существа (бога). Так, немецкий философ Г.В.Ф. Ге­гель (1770—1831) связывал возникновение государства с «шествием Бога в мире». Из божественного установления выводил генезис го­сударства К.П. Победоносцев (1827—1907), политический деятель России, ученый-правовед.

Патриархальная — ее автор — мыслитель XVIII в. Р. Филмер. По его теории государство возникло в процессе механического соедине­ния родов в племена, племен — в большие целостности — вплоть до государственных образований. На всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти, характерной для первичных форм.

Теория общественного договора — сформировалась в XVII—XVIII вв. в условиях развития европейского абсолютизма. Называется О н а так­же контрактной теорией государства. Зародились подобные взгляды в Древней Греции (Эпикур, 341—270 до н.э.). В более поздние вре­мена ее представителями были Г. Гроций (1583—1645), Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) и Т. Гоббс (1588—1679). Теория общественного догово­ра исходит из того, что государство — результат своеобразного до­говора, заключенного между суверенным властителем и подданны­ми. Причины заключения такого договора объяснялись различно. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей (человека) к созданию государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, свободу и иму­щество. Поэтому люди сами пришли к необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни. Гоббс первым выступил про­тив теории божественного происхождения королевской власти. Свою теорию он изложил в главном своем произведении «Левиафан» (1651).

Английский философ и политический мыслитель Дж. Локк (16321704) на первый план поставил человеческий разум, пришедший к пониманию необходимости создания специального органа — го­сударства, способного лучше обеспечить естественные права людей (такими он считал право на жизнь, свободу и собственность), чем их традиционные, догосударственные формы общежития.

Выдающийся французский философ, моралист и политический мыслитель Ж.-Ж. Руссо признавал необходимыми коллективные фор­мы жизни, потому что в одиночку человек не может противостоять внешним факторам — стихийным бедствиям, нападению врагов, появлению частной собственности. Отсюда — «договор всех со все­ми», провозгласивший народ коллективным сувереном власти. Главный труд Руссо, в котором изложена эта теория, — «Общест­венный договор» ( 1 7 6 2 ) .

Теории общественного договора (контрактные теории государ­ства) в определенной мере отражают исторические факты. Так, в Древнем Новгороде существовала договорная система княжения. Здесь с князем, который приглашался для правления, заключался договор с определением срока его действия. Невыполнение такого договора могло повлечь за собой изгнание князя.

Другим примером создания государства под прямым влиянием теории общественного договора являются США. Однако ученые-политологи считают, что контрактные теории государства преувели­чивают роль разума, договорных начал в его создании. Государство возникло, как показывает политическая антропология, не в результа­те добровольной передачи людьми части своих прав специально соз­данному для их защиты и общественного порядка органу, а в ре­зультате длительного естественно-исторического развития общества.

Теория насилия — получила распространение в XIX в. Наиболее известные представители этого направления — австрийский уче­ный Л. Гумплович (1838—1909) и немецкий ученый Ф. Оппенгеймер (1864—1943). По Оппенгеймеру, государство возникает не вследствие внутреннего классового расслоения общества, а в результате внешних завоеваний, т.е. завоеваний одних народов другими, а также полити­ческого насилия, которые ведут к углублению социального нера­венства, образованию классов и эксплуатации. Согласно точке зре­ния Л. Гумпловича, государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными. Этих же взглядов придерживался немецкий философ Е. Дюринг (1833—1921). Завоевания, безусловно, влияли на образование и развитие го­сударства, но политологи считают, что их абсолютизировать не сле­дует, поскольку действовали и другие факторы.

Марксистская теория государства исходит из того, что государ­ство возникает в результате деления общества на классы; оно вы­ражает интересы господствующего класса. Но марксизм не отрицает и воздействие других факторов (восприятие чуждых образцов с уже наличными в них государственными структурами, внутриэтнические отношения единой государственной общности, наличие угрозы данной общности извне, географические факторы).

Марксизм признает государство основным элементом надстройки, концентрирующим в себе наибольшую совокупность свойств и средств, необходимых для реализации интересов экономически господствую­щих классов. Осуществляя власть этих классов, оно создает и под­держивает правовые, этические, идеологические, научные, эстетические и т.п. системы, назначение которых — обосновывать и оправдывать интересы этих классов. Это означает, что любая динамика государ­ственных институтов, их изменения в ходе эволюции и качественные преобразования объясняются динамикой общественно-экономичес­ких отношений. Поэтому в марксистской теории государства типы государства определяются базисом общества: рабовладельческое, фео­дальное, буржуазное и социалистическое государства (выделяется также и азиатский тип государства).
В марксистской теории государства поставлена проблема отми­рания государства. Однако ни в одном из ныне существующих го­сударственно-образованных обществ предпосылок отмирания госу­дарства не наблюдается.

Естественно-исторические концепции государства рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной ста­дии развития форму общежития. Без такой формы общежития об­щество обречено на деградацию и распад. Такие концепции разра­батываются на современном этапе, хотя подобные идеи высказывал Аристотель (384—322 до н.э.).

Современная теория генезиса государства считает, что государст­во возникает «в результате разложения родоплеменного строя, по­степенного обособления от общества слоя вождей и их прибли­женных и средоточия у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием целого ряда факторов».

Помимо факторов, рассмотренных при характеристике различ­ных теорий происхождения государства, называют также следующие:

1) развитие общественного разделения труда, выделение управлен­ческого труда, в целях повышения его эффективности, в специ­альную отрасль;

2) возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации;

3)демографические факторы, изменения в воспроизводстве са­мого человека.

Рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого образа жизни к оседлому, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами — все это по­вышало, по мнению политологов, потребности общества в регули­ровании взаимосвязей людей данной территории.

Антропологические факторы
Антропологические факторы означают, что государственная фор­ма организации коренится в самой общественной природе человека. Так, Аристотель в своем труде «Политика» писал, что государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития».

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства и его особенности: геогра­фическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли.

Многочисленные исследования государства показывают, что оно возникает и развивается под влиянием целого ряда факторов, среди которых выделить один в качестве определяющего невозможно.

В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией.

Государство как образование существует у ж е на протяжении тыся­челетий (с IV тыс. до н.э.). Оно изменялось вместе с развитием все­го общества.

Скачать архив с текстом документа