Понятие, роль, основные принципы и направления деятельности Правительства Республики Молдова

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение Понятие, роль, основные принципы и направления деятельности Правительства Состав и порядок образования Правительства, его ответственность

Содержание

Введение

1. Понятие, роль, основные принципы и направления деятельности Правительства

2. Состав и порядок образования Правительства, его ответственность

3. Компетенция Правительства: понятие и основные направления

4. Отношения Правительства с местными органами публичного управления и иными органами

5. Организация работы Правительства

6. Аппарат Правительства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Термин «Правительство» в международном праве имеет различные трактовки и различное понимание: одни трактуют его в очень широком смысле слова как совокупность всех органов власти страны, включая Парламент. Данное понятие указанного термина чаще употребляется в различного рода взаимоотношениях между различными государствам и в процессе межгосударственных переговоров. В этих случаях термин «Правительство» подразумевает тот орган, который отвечает за внешнюю политику, осуществляет внутреннее управление в стране и, как следствие, тот, кто представляет страну; другие трактуют его в менее широком смысле и понимают как совокупность органов исполнительной власти, включая главу государства; третьи трактуют данный термин в узком смысле слова, понимая его как совокупность центральных органов отраслевого публичного управления, не включая сюда главу государства.

Порядок образования Правительства, его состав, компетенция, организация работы и другие обязательные атрибуты органа исполнительной власти регламентируются Конституцией (ст.ст. 96-103) и Законом о Правительстве.

1. Понятие, роль, основные принципы и направления деятельности Правительства

Правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти государства, обеспечивающий проведение его внутренней и внешней политики и осуществляющий общее руководство публичным управлением.

Термин «Правительство» в международном праве имеет различные трактовки и различное понимание: одни трактуют его в очень широком смысле слова как совокупность всех органов власти страны, включая Парламент. Данное понятие указанного термина чаще употребляется в различного рода взаимоотношениях между различными государствам и в процессе межгосударственных переговоров. В этих случаях термин «Правительство» подразумевает тот орган, который отвечает за внешнюю политику, осуществляет внутреннее управление в стране и, как следствие, тот, кто представляет страну; другие трактуют его в менее широком смысле и понимают как совокупность органов исполнительной власти, включая главу государства; третьи трактуют данный термин в узком смысле слова, понимая его как совокупность центральных органов отраслевого публичного управления, не включая сюда главу государства.

Порядок образования Правительства, его состав, компетенция, организация работы и другие обязательные атрибуты органа исполнительной власти регламентируются Конституцией (ст.ст. 96-103) и Законом о Правительстве.

Основные принципы деятельности Правительства

Правительство в своей деятельности:

1) руководствуется Конституцией РМ, другими законами республики, указами Президента РМ и международными договорами, одной из сторон которых является РМ;

2) исходит из принципов демократии, законности и общественной полезности;

3) обеспечивает коллегиальность и личную неприкосновенность членов Правительства в процессе выработки, принятия и реализации решений;

4) добивается применения основ управления, учитывает и использует мировой опыт в сфере государственного строительства.

Правительство осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

- создает условия для достижения и обеспечения экономического и политического суверенитета Молдовы;

- разрабатывает концепцию социально-экономического развития республики, программу и механизм перехода к рыночной экономике;

- обеспечивает свободу предпринимательства, разгосударствление, приватизацию, демонополизацию экономики и развитие рыночных отношений;

- разрабатывает стратегию научно-технического развития, осуществляет национальную политику в области культуры, науки, техники, технологии; решает вопросы государственного регулирования научно-технического прогресса;

- гарантирует всем субъектам собственности свободу хозяйственной деятельности, разнообразие форм собственности и их равноправие, проявляет заботу о сохранении собственности; защищает национальные интересы в сфере экономической, финансовой и валютной деятельности;

- осуществляет экономическое сотрудничество с зарубежными странами в условиях развития договорных отношений, формирования рыночной инфраструктуры, общеевропейской и мировой интеграции; обеспечивает защиту национальных интересов во внешнеэкономической деятельности, проводит политику свободного обмена, исходя из национальных интересов;

- формирует надежную систему социальной защиты населения, создает условия для повышения уровня жизни, удовлетворения культурных и духовных потребностей граждан республики;

- проводит государственную политику в области охраны здоровья населения;

обеспечивает защиту прав потребителей посредством организации и координации государственного контроля и надзора за качеством продукции (работ, услуг);

- обеспечивает рациональное использование и сохранность природных ресурсов, экологическую защиту населения и окружающей среды;

- способствует развитию самостоятельности органов публичного управления на всех уровнях;

- обеспечивает законность, соблюдение общественного порядка, прав и свобод граждан;

- осуществляет политику национальной безопасности, руководит деятельностью по охране Республики Молдова;

- обеспечивает соблюдение и исполнение законов, постановлений Парламента, указов Президента Республики Молдова, международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова;

- осуществляет внешнюю политику в соответствии со своей компетенцией.

Предусмотренный Законом о Правительстве направления деятельности предопределяют компетенцию данного органа.

2. Состав и порядок образования Правительства, его ответственность

Правительство образуется в составе премьер-министра, первого заместителя, заместителей премьер-министра и других членов, определенных законом.

Членами Правительства могут быть только граждане РМ.

Президент РМ после консультаций с парламентскими фракциями выдвигает кандидатуру на должность премьер-министра. Кандидат на должность премьер-министра в 15-дневный срок после выдвижения просит Парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу Правительства. Президент РМ на основании вотума доверия, выраженного Парламентом, назначает Правительство.

В течение трех дней после назначения Правительства приносят перед Президентом РМ присягу, текст, которой предусмотрен Конституцией (ч.(2) ст.79). правительство осуществляет свои полномочия, начиная со дня принесения присяги его членами и до признания действительными выборов нового Парламента. Правоспособность Правительства наступает с момента назначения минимум двух третей его членов, а дееспособность – с момента принесения присяги. Правоспособность Правительства прекращается с момента признания действительными выборов нового состава Парламента, а дееспособность – с момента принесения присяги вновь назначенным составом Правительства.

При обновлении Правительства или появлении в нем вакантных должностей Президент РМ по предложению премьер-министра освобождает от должности и назначает на должность отдельных членов Правительства.

В случае выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, отставки премьер-министра или выборов нового Парламента Правительство до принесения присяги членами нового Правительства исполняет только функции управления общественными делами, т.е. имеет место ограничение его дееспособности.

Ответственность Правительства. Исходя из содержания статей 1и 5 Закона о Правительстве Правительство несет ответственность за результаты своей деятельности перед Парламентом. Правительство не реже одного раза в год отчитывается перед Парламентом о своей деятельности. Министры и руководители других центральных административных органов по решению Парламента отчитываются перед ним о своей работе. Члены Правительства обязаны в установленном порядке давать ответы на вопросы и запросы депутатов о деятельности Правительства и подведомственных ему органов. Правительство рассматривает решения комиссий Парламента, относящиеся к деятельности Правительства или подведомственных ему органов, информирует комиссии о результатах рассмотрения решений или принятых по ним мерах.

Отставка Правительства.

Правительство вправе подать в отставку по собственной инициативе. Каждый член Правительства также имеет право подавать в отставку. Отставка премьер-министра влечет за собой сложение полномочий Правительства в полном составе. Заявление об отставке премьер-министра и Правительства в полном составе представляется Парламенту, который должен высказаться по нему. Заявления об отставке отдельных членов Правительства представляются премьер-министру и доводятся до сведения Президента Республики Молдова.

Правительство подает в отставку в случаях:

1) выражения Парламентом недоверия Правительству в соответствии со статьями 106 и 106/1 Конституции;

2) отставки или смерти премьер-министра;

3) избрания нового Парламента (при созыве его первого заседания).

Выражение вотума недоверия Правительству. Парламент по предложению не менее одной четверти депутатов может выразить вотум недоверия Правительству. Предложение о выражении недоверия рассматривается по прошествии трех дней со дня внесения в Парламент (ч.(2) ст. 108 Конституции). Вотум недоверия Правительству выражается большинством голосов депутатов.

3. Компетенция Правительства: понятие и основные направления

Термин «компетенция» трактуется по-разному, имеет различную смысловую нагрузку:

1) Компетенция – это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорош осведомлен. Круг чьих-нибудь полномочий, прав;

2) Компетенция (от латинского competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) – круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу, или – знания и опыт в той или иной области;

3) Компетенция (лат. competentiaот competento – добиваюсь соответствую, подхожу ) – совокупность полномочий, прав и обязанностей, государственного органа, должностного лица и др.

Исходя из анализа перечисленных и иных толкований данного термина следует вывод о том, что компетенция включает в себя четко определенный круг полномочий органа (должностного лица), который исполняется по профессиональной основе и для исполнения которого данный орган (должностное лицо) наделен необходимыми правами.

Правительство в соответствии со своими полномочиями:

- проводит в жизнь законы Республики Молдова, указы Президента Республики Молдова и осуществляет контроль за исполнением постановлений и ордонансов Правительства;

- определяет функции министерств, других центральных административных органов, иных подведомственных ему органов управления, обеспечивает содержание центральных органов публичного управления в пределах финансовых средств, утвержденных для этого Парламентом;

- координирует и контролирует деятельность органов местного публичного управления Республики Молдова;

- осуществляет программы экономического и социального развития республики, создает условия для функционирования самоуправления;

- руководит органами охраны территории, безопасности Республики Молдова и ее граждан;

- обеспечивает реализацию внутренней и внешней политики Республики Молдова.

- контролирует исполнительно-распорядительную деятельность центральных отраслевых и территориальных органов публичного управления по всем основным направлениям экономического, социально-политического и иного развития страны:

Конкретные основные полномочия Правительства при контроле исполнительно-распорядительной деятельности центральных, отраслевых и территориальных органов публичного управления по основным направлениям экономического, социально-политического и иного развития страны сводятся к следующему:

1. Правительство в области социального развития, образования, молодежи и спорта, культуры и здравоохранения:

- проводит единую государственную политику по обеспечению уровня жизни населения республики не ниже минимального, официально установленного и соответствующего уровню экономического развития Республики Молдова;

- осуществляет государственную политику в области регулирования миграционных процессов, проводит и совершенствует целостную программу в области демографии;

- принимает меры для увеличения количества рабочих мест, создания условий для повышения жизненного уровня, нормальных условий труда и отдыха, социального обеспечения;

- обеспечивает социально-экономические условия, создает материально-техническую базу и специальные фонды для развития народного образования, молодежи, культуры, здравоохранения, охраны окружающей среды;

- разрабатывает стратегические направления развития урбанизма, жилищно-коммунального хозяйства;

- принимает меры по обеспечению населения продовольствием, промышленными товарами, лекарствами, услугами, проводит государственную политику в области стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации продукции;

- направляет деятельность по охране памятников истории и культуры, обеспечивает исполнение законодательства о свободе совести;

- обеспечивает сохранение, развитие и функционирование молдавского языка, признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка и других языков, используемых на территории страны;

- поддерживает через различные формы сотрудничества деятельность национальных общин молдаван и гагаузов, проживающих за пределами Республики Молдова;

- обеспечивает развитие туризма, рекреационного хозяйства;

- проводит государственную политику в области физической культуры и спорта.

2. Правительство в области экономики:

* по поручению Парламента осуществляет функции собственника государственного имущества, создает надлежащие условия для развития всех видов собственности;

* используя экономические и правовые средства, регулирует деятельность всех отраслей хозяйства и субъектов собственности на территории Республики Молдова;

* принимает меры по обеспечению свободы торговли и предпринимательства, защите добросовестной конкуренции, созданию благоприятных условий для использования всех производственных факторов;

* принимает меры по защите интересов отечественных производителей, исполнителей работ и услуг;

* устанавливает рациональные пропорции использования национального дохода, в том числе на развитие народного хозяйства республики, разрабатывает, координирует и реализует программы ее экономического и социального развития;

* проводит единую политику в области оплаты труда;

* организует и осуществляет внешнереспубликанскую экономическую деятельность;

* разрабатывает и представляет в Парламент проекты нормативных документов по программам экономического и социального развития;

* организует разработку и выполнение национальных программ, концепций и стратегий;

* принимает меры по охране и рациональному использованию земли, ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, сохранению чистоты воздуха и обеспечению воспроизводства всех биологических систем, а также поддержанию экологического равновесия, проводит государственную политику в области радиационной безопасности и осуществляет государственный контроль в данной области;

* формирует государственную инвестиционную политику и осуществляет ее реализацию в четко установленных целях, принимает меры по привлечению и защите инвестиций физических и юридических лиц, в том числе иностранных, обеспечивает условия для создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Молдова;

* выделяет средства для оказания помощи регионам республики и отраслям ее экономики, оказавшимся в тяжелых условиях или требующим ускоренного развития;

* разрабатывает программы инвестиций, программы по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, исходя из лимитов средств, предусматриваемых на эти цели в законе о бюджете на год;

* определяет способ управления в установленном законодательством порядке специально созданными фондами социально-экономического развития страны;

* обеспечивает организацию единой системы учета и статистики;

* организует разработку и внедрение технических правил и других нормативных актов по стандартизации, организует и координирует государственный контроль и надзор за соблюдением норм стандартизации;

* приостанавливает в установленном законодательством порядке действие постановлений и иных решений министерств, других центральных административных органов и иных подведомственных Правительству органов управления, если они противоречат Конституции, законам, указам Президента Республики Молдова, постановлениям и ордонансам Правительства.

3. Правительство в области финансов, кредита, налогов, цен и денежного обращения

-- обеспечивает в пределах своей компетенции проведение в жизнь единой государственной политики в области финансов, кредитов и денежного обращения;

-- ежегодно разрабатывает и представляет Парламенту на рассмотрение и утверждение проекты государственного бюджета и бюджета государственного социального страхования, а также проект фондов обязательного медицинского страхования;

-- проводит единую государственную политику в области цен;

-- проводит таможенную и валютно-финансовую политику.

4. Правительство в области труда и кадровой политики в области государственной службы

-- проводит политику в области занятости, труда и заработной платы, принимает меры по ее совершенствованию;

-- для осуществления кадровой политики: руководит деятельностью по прогнозированию и формированию кадровых резервов для аппарата центральных и местных органов публичного управления и организует ее, способствует обеспечению их подготовки и повышению их квалификации; координирует и контролирует деятельность органов публичного управления, причастных к осуществлению кадровой политики и созданию непрерывной системы обучения кадров.

5. Правительства в области науки и техники

1) проводит единую политику в области науки и техники, обеспечивая создание необходимой для их развития материально-технической базы;

2) обеспечивает разработку и реализацию программ развития науки и техники, создавая для этого специальные республиканские фонды;

3) учреждает государственные премии, утверждает условия их присуждения и представляет Президенту Республики Молдова проект указа о присуждении государственных премий.

6. Правительство в области обеспечения законности

-- осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан;

-- организует контроль за исполнением законов и иных нормативных актов министерствами, другими центральными административными органами, иными подведомственными ему органами и учреждениями, исполняющими публичные функции, действующими на территории Республики Молдова;

-- в целях совершенствования действующего законодательства и правового регулирования отношений в обществе разрабатывает проекты законов по отраслям;

-- принимает меры по поддержанию общественного порядка, реализует государственные программы по борьбе с преступностью.

7. Правительство в области обеспечения безопасности и обороноспособности страны

* принимает меры к обеспечению государственной безопасности, охраны государственных границ и территории Республики Молдова;

* осуществляет общее руководство строительством Вооруженных сил республики, определяет ежегодно контингент граждан, подлежащих призыву на военную подготовку и переподготовку;

* принимает меры к обеспечению обороноспособности страны, оснащению Вооруженных сил всем необходимым для выполнения ими своего долга перед народом - защиты независимости и территориальной целостности Родины, осуществляет иные полномочия в области национальной обороны, предусмотренные законодательством;

* представляет Президенту Республики Молдова предложения о назначении и освобождении от должности лиц, входящих в соответствии с занимаемой должностью в состав Главного командования Вооруженных сил, а также заместителей министра обороны;

* осуществляет общее руководство гражданской защитой Республики Молдова.

8. Правительства в области внешней политики

- ведет переговоры и участвует в них, предоставляет полномочия для инициирования переговоров и подписания договоров, заключает международные договоры и обеспечивает их выполнение;

- устанавливает всесторонние связи Республики Молдова с иностранными государствами, международными организациями, обеспечивает обмен информацией, студентами и специалистами;

- представляет Президенту Республики Молдова предложения по аккредитованию и отзыву дипломатических представителей Республики Молдова, по учреждению, упразднению и изменению ранга дипломатических миссий;

- представляет Республику Молдова в международных отношениях;

- обеспечивает проведение единого и последовательного курса в области внешней политики.

4. Отношения Правительства с местными органами публичного управления и иными органами

1. В сфере отношений с органами местного публичного управления Правительство:

А. осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Молдова, постановлений Парламента, указов Президента Республики Молдова, постановлений и ордонансов Правительства органами местного публичного управления;

Б. руководит совместно с органами местного публичного управления объектами государственного значения;

В. координирует деятельность органов местного публичного управления по реализации государственной политики в области социального обеспечения здравоохранения, народного образования, молодежи и спорта, культуры и охраны окружающей среды;

Г. опротестовывает решения органов местного публичного управления, если они противоречат законодательству.

2. В сфере руководства министерствами и другими органами на территории РМ Правительство:

А. осуществляет руководство работой, координирует и контролирует деятельность министерств, других центральных административных органов, государственных инспекций и правительственных комиссий и советов, других подведомственных ему органов;

Б. утверждает положения о министерствах, других центральных административных органах, государственных инспекциях и правительственных комиссиях и советах;

В. назначает и освобождает от должности заместителей министров Республики Молдова, руководителей и заместителей руководителей других подведомственных ему органов, утверждает и освобождает от исполнения обязанностей членов коллегий министерств Республики Молдова и других подведомственных ему органов.

3. Участие Правительства в работе Парламента

Премьер-министр и члены правительства вправе принимать участие в работе сессий Парламента, заседаниях комиссий и высказать своё мнение по обсуждаемым вопросам. При необходимости участие членов Правительства в работе Парламента обязательно. Члены Правительства обязаны давать ответы на запросы депутатов в порядке, установленном Регламентом Парламента. Премьер-министр, заместители премьер-министра, министры и руководители подведомственных Правительству органов во время заседаний Парламента отвечают на вопросы депутатов. По инициативе комиссий Парламента или парламентских фракций министры или должностные лица, уполномоченные министрами, участвуют в заседаниях комиссий или фракций и отвечают на вопросы депутатов.

5. Организация работы Правительства

Основными формами организации работы Правительства являются: подготовка и проведение заседаний Правительства; распределение функциональных обязанностей между руководством Правительства и его членами; разработка и принятие нормативных актов; организация работы аппарата Правительства.

1.Заседания Правительства проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Подготовка заседаний Правительства осуществляется его аппаратом, а также заинтересованными министерствами и ведомствами.

На заседаниях Правительство рассматривает:

- программу своей деятельности и заявления общеполитического характера;

- проекты концепций, прогнозов и стратегий социально-экономического развития страны;

- проекты программ государственного значения;

- проекты государственного бюджета и бюджета государственного социального страхования, законодательные предложения и поправки, влекущие за собой увеличение или сокращение бюджетных доходов или займов, а также увеличение или уменьшение бюджетных расходов;

- отчеты об исполнении государственного бюджета, бюджета государственного социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования;

- отчет Правительства о его деятельности, представляемый для рассмотрения Парламенту;

- проекты законов и заключения по законодательным предложениям;

- принятие постановлений и ордонансов;

- утверждение структуры и регламентов министерств, других центральных административных органов при Правительстве и иных подведомственных ему органов и учреждений;

- утверждение Регламента Правительства;

- назначение судей в Конституционный суд;

- назначение на государственные должности согласно компетенции;

- вопросы, связанные с отставкой Правительства;

- другие важные вопросы внутренней и внешней политики.

На заседаниях Правительства председательствует премьер-министр или один из заместителей премьер-министра. Заседания правомочны в случае присутствия на них большинства членов Правительства. Постановления принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства, а ордонансы - большинством голосов членов Правительства. Заседания Правительства являются открытыми. В них могут принимать участие и другие лица в соответствии с законодательством. По решению премьер-министра заседания могут быть закрытыми.

Правительство обеспечивает гласность своей деятельности. С этой целью Правительство по собственной инициативе или по требованию принимает постановление об опубликовании в средствах массовой информации (в том числе электронных) отдельных проектов законодательных актов и проектов актов Правительства, стенограмм открытых заседаний и других актов, касающихся деятельности исполнительного органа, в зависимости от их значения для общества. При необходимости тем же постановлением Правительство определяет порядок публичного обсуждения проектов законодательных актов и проектов актов Правительства, сбора, рассмотрения и обсуждения представленных в связи с ними предложений.

2.Для организации внутренней деятельности Правительства образуется Президиум Правительства в составе премьер-министра, первого заместителя, заместителей премьер-министра и министра юстиции.

Премьер-министр руководит Правительством и координирует деятельность его членов с учетом предоставленных им полномочий. В этих целях он:

* председательствует на заседаниях Правительства и его Президиума;

* в экстренных случаях принимает решения по вопросам управления Республики Молдова в пределах компетенции Правительства и информирует об этом Правительство на его очередном заседании;

* обеспечивает коллегиальность в работе Правительства;

* формирует Правительство и представляет его состав в установленном порядке;

* предоставляет полномочия для ведения переговоров и подписания международных договоров Республики Молдова;

* вносит на рассмотрение Президиума Правительства или ставит перед Президентом Республики Молдова вопрос о поощрении или наложении на члена Правительства дисциплинарного взыскания; в случае, когда кто-либо из министров не выполняет своих обязанностей в соответствии с законодательством, вправе внести предложение Президенту Республики Молдова об освобождении этого министра от должности;

* информирует Президента Республики Молдова по вопросам, имеющим важное значение для страны.

В случае, когда премьер-министр не в состоянии исполнять свои обязанности, Президент Республики Молдова назначает другого члена Правительства временно исполняющим обязанности премьер-министра. Временное исполнение обязанностей премьер-министра прекращается, если премьер-министр возобновляет работу в Правительстве.

Министр, временно исполняющий обязанности премьер-министра, выполняет те же функции, что и премьер-министр, за исключением:

* принятия постановления об отставке Правительства или премьер- министра;

* формирования и представления состава Правительства;

* внесения предложений о назначении на должность и освобождении от должности министров;

* назначения на должность и освобождения от должности руководителей подведомственных Правительству органов и учреждений.

Первый заместитель и заместители премьер-министра Республики Молдова осуществляют в соответствии с распределением обязанностей координацию деятельности министерств, других центральных административных органов и иных подведомственных Правительству органов, контроль за их работой и дают им в оперативном порядке указания по обеспечению выполнения постановлений, ордонансов и распоряжений Правительства и по другим вопросам их деятельности; предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений, ордонансов и распоряжений, вносимые в Правительство.

Члены правительства:

- несут ответственность за порученные им сферы деятельности и за деятельность Правительства в целом;

- принимают участие в рассмотрении вопросов на заседаниях Правительства и его Президиума;

- могут вносить в Правительство предложения о рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию, выступать с инициативой разработки постановлений и ордонансов Правительства;

Министр не вправе:

- занимать любую другую должность в центральных и местных органах публичной власти;

- входить в состав руководящих органов коммерческих организаций;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через третьих лиц;

- заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научно-педагогической.

3. Основной и самой ответственной формой организации работы Правительства является процедура подготовки и принятия нормативных актов, как разновидности управленческих решений.

Ордонансы являются нормативными актами, обладающими силой ординарных законов, принятыми в определенный срок и в областях, не являющихся предметом органических законов. Они принимаются только на основании делегированных законодательных полномочий. На основании ст. 106/2 Конституции в целях реализации программы деятельности Правительства Парламент по предложению Правительства может принят специальный закон, уполномочивающий Правительство издавать ордонансы. Уполномочивающий Закон устанавливает в обязательном порядке область и дату, до которых могут издаваться ордонансы. Они подписываются премьер-министром и контрассигнуются министрами в порядке, установленном Законом о Правительстве в статье 30. Ордонансы публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова. Вступают в силу в порядке со дня опубликования и не подлежат промульгации (ч. (3) ст. 106/2 Конституции). В случаях, предусмотренных уполномочивающим Законом (ч. (4) ст.106/2 Конституции), ордонансы подлежат утверждению Парламентом. В этих случаях проект закона об утверждении ордонансов представляется в срок, установленный уполномочивающим законом. Несоблюдение этого срока влечет недействительность ордонанса. Если Парламент не отклоняет проект закона об утверждении ордонансов, последние остаются в силу. После истечения срока, устанавливающего право Правительства для издания ордонансов, они могут быть признаны утратившими силу, приостановлены или изменены только законом.

Для осуществления конституционных и вытекающих из Закона о Правительстве полномочий, а также для организации исполнения законов Правительство принимает постановления.

Распоряжения издаются премьер-министром для организации внутренней деятельности Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются премьер-министром. Некоторые постановления контрассигнуются министрами, в обязанность которых входит введение их в действие:

- постановления по вопросам исполнения бюджета, использования внутренних и внешних займов и кредитов, проведения финансово-экономических и социальных реформ, управления публичной собственностью - соответственно министром финансов, министром экономики;

- постановления по вопросам обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, обороноспособности, деятельности Вооруженных сил - соответственно министром внутренних дел и министром обороны;

- постановления по вопросам внешней политики - министром иностранных дел;

- постановления по вопросам осуществления Правительством права экономической инициативы, разработки программ законодательной деятельности, одобрения проектов законов и представления их Парламенту на рассмотрение - соответственно министром юстиции;

- постановления комплексного характера, регламентирующие функционирование различных отраслей национальной экономики, контрассигнуются по решению премьер-министра министром, ответственным за введение их в действие.

Постановления и распоряжения Правительства, за исключением содержащих государственную тайну, публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова в 10-дневный срок со дня принятия или издания.

Они вступают в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова либо со дня, указанного в их тексте, который, однако, не может предшествовать дню их опубликования.

6. Аппарат Правительства

Обеспечение организации деятельности Правительства, представление аналитических и информационных материалов, подготовка проектов постановлений, ордонансов и распоряжений, а также проверка исполнения постановлений, ордонансов и распоряжений осуществляются Аппаратом Правительства. Аппарат Правительства осуществляет свою деятельность на основе Регламента, утвержденного Правительством. Структура, штатное расписание, условия оплаты труда и социально-бытового обеспечения служащих Аппарата Правительства определяются Правительством. Финансирование расходов на содержание Аппарата Правительства осуществляется в пределах бюджетных средств, утвержденных для Правительства Парламентом.

Заключение

Правительство —коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (Парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон.

Функции правительства

Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан.

Принципы формирования правительства

Порядок формирования органов исполнительной власти в разных странах неодинаков. В странах с парламентской формой правления правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах в парламентпартии или коалиции партий. Если ни одна из партий не набрала большинства, то становятся необходимыми коалиционные переговоры между партиями, по итогам которых либо формируется правительство большинство или меньшинство, либо (при неуспехе переговоров) проводятся новые парламентские выборы.

Список использованной литературы:

Конституция РМ от 29.07.94 г. (вступившая в силу 27.08.94 г.).

Административное право РМ: Учебник для юридических вузов и фак./ Виктор Иванович Гуцуляк. Ch . : « Elena V . I SRL , 2007.- 464 p .

З А К О Н о Правительстве N 64-XII от 31.05.90 Переопубликован: Monitorul Oficial N 131-133/1018 от 26.09.2002, стр.3 Вести N 8/191, 1990

Скачать архив с текстом документа