Рынок: понятие, структура, инфраструктура

СОДЕРЖАНИЕ: Состояние рынка труда в России. Структура и инфраструктура рынка труда. Дефицит труда в России. Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 гг.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский Государственный торгово-экономический

университет

Ростовский институт (филиал)

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Экономическая теория.

На тему

Рынок : понятие, структура, инфраструктура.

Выполнил:

Заочного отделения

№ МО 090216

Проверил:

Ростов на Дону 2010 г.

Содержание

Введение

1. Аналитическая часть

1.1 Понятие рынка

1.2 Структура рынка

1.3 Инфраструктура рынка

2. Российский рынок труда

2.1 Дефицит труда в России

2.2 Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы

2.3 Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда

2.4 Основные направления по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда

2.5 Совершенствование системы государственного управления в области регулирования рынка труда

2.6 Ожидаемые результаты реализации Концепции

2.7 Современное состояние рынка труда в России

Заключение

Список источников

Введение

Основу современной организации национального хозяйства составляют два начала рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой. Что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предлагается создать, рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями, структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства. Даже в странах с давно сформировавшейся организационно-экономической системой, совмещение обоих начал порождает известные проблемы. Для российской реформируемой экономики эти проблемы многократно усложняются. Во-первых, российский вариант - это возрождение рыночной системы, которая эволюционным путем формировалась до известных революционных событий начала ХХ в. и содержала в себе все аспекты национальной специфики. Российский рынок со всеми его специфическими особенностями был разрушен коммунистической экономической политикой. Возрождение экономики в ходе нынешнего реформирования должно быть осуществлено с учетом не только национального, но и мирового опыта. При этом, однако, нельзя забывать, что мировая практика строилась, в основном, на законах экономической эволюции, в ходе которой постепенно формировалось и совершенствовалось нынешнее соотношение организационных форм рынка и государственного регулирования, Но самое существенное заключается в том, что даже наиболее эффективные современные модели рыночной экономики - это уже пройденный этап эволюции. Развитые страны в настоящее время ведут поиск новых моделей рыночной системы, способной более эффективно устранять провалы и несовершенства рынка, решать более сложные экономические и социальные задачи. Во-вторых, движение российских реформ затрудняется отсутствием четких критериев эффективности, закладываемых в основу конструирования организационно-экономических форм рыночной системы. Правда эта проблема не только российская, она представляет сложность для национального хозяйства любой развитой страны мира. Следовательно, в ходе нынешней реформы в России должна быть создана рыночная модель нового типа, контуры, которой сегодня только улавливаются в наиболее развитых странах. Лишь в этом случае российской экономической системе будет обеспечен паритет в будущей мировой экономике. В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики. Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно. Окончательный выбор конкурентной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет, в конечном счете, определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями. Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

1. Аналитическая часть

1.1 Понятие рынка

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам.

Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально - экономических проблем.

Классификация рынков:

1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

3) По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

4) По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный

В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:

1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться результатами своего труда.

3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.

С помощью механизма равновесных цен:

а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.

4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.

5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.

Социальное рыночное хозяйство.

Социальное рыночное хозяйство - это хозяйство базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. Оно обеспечивает стремление к рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления. Социальный смысл рыночного хозяйства заключается в том, чтобы любой успех экономики служит лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества.

Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государства нацелена на свободное, экономически эффективное, прочное, социальное и справедливое устройство экономики и общества.

Для социального рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу регулирования и управления экономикой. В системе социального - рыночного хозяйства термин рыночное хозяйство означает как можно более полную децентрализацию организации управления производством и потреблением через рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу.

Экономическая мощь рыночного механизма опирается на децентрализованном и свободном выборе профессии, на возможности свободного принятия решений в отношении потребления и производства товаров, на самостоятельном принятии решений об использовании доходов и собственности.

Открытость по отношению к нововведениям и эффективность информационной системы рынка сбыта, характеризуемого постоянной конкурентной борьбой, быстрее и лучше всего позволяет нащупать новые потребности, а также обеспечить решения стратегических задач.

Координация отдельных решений осуществляется посредством регулирования цен, которые образуются под влиянием спроса и предложения, механизм цен оказался высокоэффективным инструментом координации управления. Расширение процесса принятия решений производителями в целях приспособления к рыночным условиям не гарантирует ошибок. Однако оно мешает принятию крупномасштабных решений.

Решающей предпосылкой для функционирования механизма цен является конкурентная борьба. Информация, предоставленная в рыночном процессе, по своему содержанию и объему намного шире и полнее чем в условиях централизованного управления.

Для социально-рыночного хозяйства характерна конкуренция.

Главная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы продукты экономической деятельности не оставались в руках производителей слишком долго.

Результаты НТП должны передаваться всем потребителям.

Вследствие конкурентной борьбы прибыль субъектов, разработавших новые технологии, ограничена во времени. Субъекты, догоняющие пионеров, в ходе конкурентной борьбы лишают пионеров их преимуществ. Поэтому прочная прибыль в условиях непрерывной конкуренции достижима у тех, кто стремится к инновациям. Большой вред рыночной экономике наносят ограничения конкурентной борьбы.

В чем состоит социальный аспект рыночного хозяйства.

Он состоит:

1. в полной ответственности каждого человека за семью, коллектив и общество;

2. в равенстве интересов, обеспечиваемом государством, в том числе за счет бесплатного образования в школах, средних, высших и специальных учебных заведениях;

3. в многочисленных правах населения в управлении различными органами самоуправления;

4. в наличии многочисленных защищенных прав в случае аварии на производстве и в наличии трудового законодательства;

5. в выполнении государством социальных функций посредством обеспечения деятельности механизма перераспределения доходов в рамках пенсионного страхования, страхования по болезни, а также существует множество мер в пользу наименее обеспеченных людей и людей попавших в беду.

Рыночное хозяйство имеет социальный эффект постольку, поскольку оно за счет своей эффективности само по себе создает необходимые предпосылки для максимально возможного уровня общего благосостояния.

Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государство проводит политику его регулирования.

Задачи государства при регулировании социально-экономических процессов.

1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование возможностей вступления в договорные отношения и порядок распоряжения и пользования собственностью.

2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

3. Обеспечение стабильности национальной валюты.

4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д.

5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей власти на рынке сбыта.

6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества.

7. Разработка и реализация требований, запретов и использование рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды.

8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального права и внешнеэкономических отношений.

9. Макроэкономическое управление социально - экономическими процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства.

Цели средства социально-экономического хозяйства в области экономической и социальной политики.

1. Повышение жизненного уровня населения.

2. Стабильный уровень цен.

3. Социальное обеспечение и справедливость.

Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер: а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы. б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, стабильности цен и сбалансированности внешнеэкономических связей. в) Обеспечение максимально свободного международного обмена. г) Обеспечение свободной конвертируемости валюты. д) Развертывание международного разделения труда в экономике.

Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью. Так как, во-первых, человек стремится к более качественным решениям какой-либо проблемы за счет получения прибыли и повышения зарплаты, во-вторых, экономический рост создает новые рабочие места, в-третьих, экономический рост облегчает структурные изменения в народном хозяйстве и содействует НТП, в-четвертых, экономический рост служит гарантией социального обеспечения.

Стабильный уровень цен.

Обеспечение стабильного уровня цен является одним из основных инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен осуществляется за счет независимого от правительства центрального эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за счет обеспечения сбалансированности внешнеэкономических связей. Стабильность денежной системы является предпосылкой функционирования механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной справедливости на практике.

Высокий уровень занятости.

Стремление к высокому уровню занятости существует не только

по экономическим причинам, но и по социальным и политическим причинам. В результате каждый трудоспособный гражданин может вступить в трудовую жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет право требовать пособие по безработице.

Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной автономией. Тарифная автономия позволяет работодателям или профсоюзам и на основе собственной ответственности договариваться о заработках и условиях труда. Вместе с тем тарифная автономия требует учета и общественного блага.

Социальное обеспечение и справедливость.

Цель социального обеспечения и справедливости и справедливого распределения доходов и имущества достигается путем регулирования тарифных договоров и за счет системы социального законодательства.

Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке, по социальным причинам исправляется государством за счет дополнительного налогового обложения или за счет распределения дополнительных средств. Однако речь идет не просто о выравнивание доходов. В системе рыночного хозяйства равенство доходов не является положительной целью. Различие доходов является существенной движущей целью для экономической динамики. Выравнивание доходов означает направление ситуации в пользу тех, кто не в состоянии идти в ногу с рыночным прогрессом.

Система рыночных отношений внедряется в России с большими трудностями и издержками. В качестве объективного фактора этого явления можно назвать то, что в России никогда не было социально-рыночного хозяйства. Для формирования рыночной системы в России необходим ряд условий и институтов:

1. Преобразование в системе экономических отношений и образование новой системы. С 1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм собственности.

Этапы:

а) ваучерная приватизация

б) денежная приватизация

2. Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводственного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономической ответственностью.

3. Установление экономической системы, базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправными партнерами.

4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была проведена реформа, и сейчас существует три вида цен:

а) устанавливаемые государством

б) регулируемые государством

в) цены свободного рынка

рынок труд государственное регулирование

5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого требуется использование в определенных сочетаниях экономических, технических и социальных предпосылок.

· Экономические предпосылки.

На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество продавцов и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным, если 4 фирмы контролируют 80% отрасли.

· Технические предпосылки.

Необходим определенный уровень специализации и концентрации производства, обеспечение технического превосходства изделий, их качества.

· Социальная предпосылки.

Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных).

6. Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.

Необходимо проведение следующих мер:

а) увеличение доходной части бюджета

б) укрепление национальной валюты

в) сокращение расходов на управление

г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств

1.2 Структура рынка

СТРУКТУРА РЫНКА - Это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

4 ТИПА СТРУКТУРЫ РЫНКА :

1) СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ :

а) Множеством мелких фирм

б) Однородностью продукции

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)

г) Равным доступом ко всем видам информации

2) МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ :

а) Множеством мелких фирм

б) Неоднородностью продукции

в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)

г) Несколько ограниченным доступом к информации

3) ОЛИГОПОЛИЯ (ДУОПОЛИЯ) ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ :

а) Небольшим числом крупных фирм

б) Неоднородностью (или однородностью) продукции

в) Возможными затруднениями при входе (из отрасли)

г) Несколько ограниченным доступом к информации

4) МОНОПОЛИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ :

а) Одной фирмой

б) Уникальностью продукции

в) Практически не преодолимыми барьерами на вход

г) Несколько ограниченным доступом к информации

РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ МОНОПОЛИИ

ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ - Монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - Отрасль, в которой долго срочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.

ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ - Монополия, при которой одна по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

1.3 Инфраструктура рынка

Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой. Термин Инфраструктура был впервые использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.

Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязных потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п. Ранее отмечалось, что рыночная система нуждается в развитой системе аккумуляции сбережений, ядром которой являются фондовые биржи и банки.

1. Коммерческие банки и фондовые биржи имеют общее функциональное значение - аккумулировать сбережения для последующего их инвестирования. Вместе с тем они различаются по цели деятельности, характеру операций и риску.

2. Биржа представляет собой организованный оптовый рынок. По типу биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи. В современной экономике существуют публично-правовые и государственные биржи. Деятельность биржи регламентируются ее уставом. На бирже действуют посредники - брокеры, выполняющие поручения клиентов, и дилеры, покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют определенную группу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли.

3. Биржа, как барометр, характеризует состояние всего народного хозяйства, индикаторами которого являются биржевые курсы (рыночные цены). Они формируются под влиянием спроса и предложения. Структура спроса на ценные бумаги во многом определяется общеэкономическими факторами, динамику которых предугадать довольно сложно. Структура предложения ценных бумаг зависит от микроэкономических факторов.

4. Наряду с рынком реального товара существует рынок, на котором торгуют правами на покупку (call) и правами на продажу (put) товара. При этом покупатель контракта обладает правом выбора и платит за это премию. Такая сделка является опционом. Покупатель опциона страхуется в размере премии от понижения (call) или повышения (put) цены. А страхование продавца отсутствует. Прибыль продавца опциона ограниченна премией, прибыль покупателя может быть сколь угодно большой, начиная с некоторой цены.

5. На рынке фьючерсов покупаются и продаются типовые контракты на биржевые товары. Единственным переменным параметром является цена, которая определяется покупкой противоположного фьючерсного контракта (метод хеджирования). Различают совершенный хедж, когда убыток по контракту на реальный товар полностью компенсируется прибылью по фьючерсны контрактам, и несовершенный хедж, когда происходит частичная компенсация. Продавцы и покупатели контрактов равноправны и одинаково страхуются.

2. Российский рынок труда

2.1 Дефицит труда в России

До недавнего времени внимание отечественных исследователей занятости и рынка труда привлекали, в первую очередь, проблемы спроса на рабочую силу, определявшего состояние рынка труда в период кризиса экономики. Среди наиболее важных особенностей этого периода выделялись:

· низкий спрос на рабочую силу, определявший негативную динамику занятости и напряженность на общенациональном, а также на большинстве региональных и отраслевых рынков труда;

· тенденции роста занятости, которые имели достаточно локализованный и противоречивый характер;

· интенсивное неупорядоченное перераспределение рабочей силы из государственного в рыночный сектор;

· низкий уровень инвестиций в отраслях материального производства и бюджетном секторе непроизводственной сферы;

· снижение для основной массы населения уровня реальных доходов и заработной платы, масштабные невыплаты последней.

В 1990-е годы одним из основных факторов, способствовавших росту напряженности на рынке труда и масштабов безработицы, было увеличение численности населения в трудоспособном возрасте. Развитие сферы занятости происходило в условиях сокращавшегося спроса на рабочую силу и расширявшегося предложения труда.

В настоящее время условия на рынке труда России принципиально изменились, а направление действия отмеченных факторов сменилось на противоположное. Во-первых, экономический рост в последние годы предопределил расширение спроса на труд и увеличение занятости. Во-вторых, с 2006 года неизбежно сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. В-третьих, закрепились определенные перекосы в распределении рабочей силы по сферам занятости. В-четвертых, в экономике сложился невысокий средний уровень оплаты труда при значительной его дифференциации, что мешает полноценному воспроизводству рабочей силы. При этом имеющиеся различия в оплате труда не только не уменьшаются, но даже несколько увеличиваются. Наконец, заметно снижается качество трудового потенциала. Следовательно, реальна ситуация, когда растущему спросу на рабочую силу соответствует сокращающееся предложение труда. Поэтому в перспективе российская экономика, ее отрасли и регионы могут испытывать дефицит одного из основных факторов производства - рабочей силы. Для отдельных отраслей и регионов этот дефицит будет особенно острым, поскольку наряду с количественным проявится качественный, структурный его характер.

Количественная оценка дефицита рабочей силы на общероссийском рынке труда прежде всего предполагает определение перспективного спроса экономики на рабочую силу. Расчет его величины - важнейшая на сегодняшний день задача. Перспективный объем удовлетворенного и неудовлетворенного спроса на рабочую силу (число занятых и количество вакантных рабочих мест) может быть определен, например, исходя из модели согласования спроса на труд и его предложения. Другой апробированный подход состоит в эконометрической оценке функций занятости, основанных на производственных функциях разного вида. В этом случае зависимой переменной является численность занятых в экономике (отрасли, регионе), а объясняющими факторами выступают ВВП, основные фонды или инвестиции, их лагированные значения и др. Отметим также, что для более точной оценки перспективного спроса экономики на рабочую силу целесообразно использовать альтернативные численности занятых измерители затрат труда, т.е., например, число отработанных человеко-часов. В свою очередь, предложение труда также может быть выражено в человеко-часах рабочего времени. Хотя это, вероятно, скорректирует наши представления об объемах предложения труда (некоторые работают на условиях частичной занятости, другие трудятся сверхурочно), слабая (по объективным причинам) статистическая обеспеченность данного вопроса на макроэкономическом уровне не позволяет на данном этапе рассматривать эту возможность иначе, как теоретическую. Ниже мы предлагаем подход, при котором спрос на рабочую силу исчисляется исходя из динамики ВВП и производительности труда.

Изменение спроса на труд необходимо сопоставить с его ресурсами, в первую очередь с численностью населения в трудоспособном возрасте. При этом следует учитывать, что, с одной стороны, ресурсы труда (РТ) не исчерпываются населением в трудоспособном возрасте, а с другой - в составе населения трудоспособного возраста имеются категории, формирующие экономически неактивное население (ЭНАН). Таким образом, для количественной оценки необходимо из численности населения в трудоспособном возрасте вычесть численность ЭНАН, а полученные значения скорректировать в бльшую сторону на величину работающих пенсионеров и подростков, работающих в России иностранцев, и в меньшую - на величину неработающих инвалидов 1 и 2 групп и пенсионеров-льготников. При условии определенных гипотез о динамике остальных контингентов населения в перспективе можно получить оценку вероятного объема предложения труда в масштабе экономики.

В табл.1 приведено несколько вариантов группировки перспективной динамики ВВП и динамики производительности труда по прогнозным сценариям социально-экономического развития. Среди них в качестве примера взяты сценарии, разработанные Министерством экономического развития и торговли РФ. К настоящему моменту они скорректированы, однако их модификация не является принципиальной с точки зрения логики и выводов данной работы.

В базовом сценарии при сохранении текущих тенденций и отсутствии решительных мер государственного макроэкономического регулирования темпы роста ВВП в периоде до 2008 года прогнозируются на уровне 5,6%, в 2009-2010 годах снижаются примерно до 5,1% в год, а впоследствии - до 4,9%. На конец прогнозного периода (2015 год) ВВП в сопоставимых ценах увеличится по данному сценарию в 1,75 раза по сравнению с 2004 годом. Согласно сценарию темпы роста инвестиций сохраняются на уровне 8-8,5% в течение всего рассматриваемого периода. Темпы изменения производительности труда до 2010 года сопоставимы с изменениями ВВП и имеют тенденцию к увеличению. В дальнейшем темп изменения производительности труда стабилизируется на уровне около 5%. Потребность в рабочей силе сокращается к 2015 году на 1,5%. В целом в структуре экономики по-прежнему доминируют топливный и сырьевой сектора, доля сектора услуг не растет.

В инновационно-активном сценарии в среднесрочном периоде ВВП России растет с темпом 5,8% в год, затем к 2010-2015 годам экономический рост ускоряется до 6,7%. Прогнозируемые темпы изменения ВВП позволяют к 2015 году фактически удвоить ВВП по сравнению с 2004 годом. В целом, сценарий предполагает более выраженное развитие российской экономики в направлении формирования постиндустриального уклада и экономики знаний.

Третий оптимистичный инновационно-активный сценарий в дополнение к описанному выше инновационно-активному предполагает сохранение высокого уровня цен на энергоносители. Соответственно темпы роста ВВП на 0,1-0,2 процентных пунктов выше, чем в инновационно-активном.

Таблица 1. Формирование вариантов перспективной динамики ВВП и производительности труда по прогнозным сценариям социально-экономического развития.

Изменение ВВП Изменение производительности труда
Сценарии МЭРТ Постоянный темп роста на уровне среднего за период 2001-2005 гг. Удвоение к 2012 г.
Базовый инновационно-активный оптимистичный инновационно активный
Сценарии МЭРТ
Базовый 1 - - 4 -
Инновационно-активный - 2 - 5 -
Оптимистичный инновационно активный - - 3 6 -
Постоянный темп роста на уровне среднего за период 2001-2005 гг. - - - - -
Удвоение к 2012 г. - - 7 - 8

Темпы увеличения производительности труда во втором и третьем сценариях составляют

в среднем 6,0 и 6,2% в год соответственно, что согласуется с предположениями о большей инвестиционной активности в их рамках. При этом, однако, эти темпы несколько ниже темпов роста ВВП, что, вероятно, связано с расширением сектора услуг, где изменение производительности труда не столь быстрое. Во всех трех сценариях после 2010 года предполагается стабилизация темпов изменения производительности труда.

Сценарии удвоения ВВП и производительности труда предполагают, что это произойдет к 2012 году (относительно уровня 2002 года) с учетом сложившихся за 2002-2005 годы фактических темпов роста. Поскольку рост производительности труда в два раза к 2012 году предполагает весьма высокие темпы ее ежегодного прироста, предполагается постепенное уменьшение темпов ее роста на период 2013-2015 годов.

Во всех представленных в табл.1 вариантах динамика численности населения в трудоспособном возрасте задана на прогнозный период, исходя из сложившихся демографических тенденций в соответствии со средним сценарием прогноза Росстата, определяющих ее постоянное снижение. Неблагоприятные демографические тенденции приведут, по нашему мнению, и к сокращению перспективного контингента системы профессионального образования (при сохранении или даже росте его доли в общей численности населения). Для простоты рассуждений примем численность остальных групп, формирующих ЭНАН и другие категории, неизменной до 2015 года.

Таким образом, можно говорить о достаточно жестком варианте ограничения объема предложения труда, которым будет располагать отечественная экономика уже в ближайшей перспективе.

Результаты расчетов по представленным вариантам для общероссийского рынка труда обобщены в табл.2. В ней приведены количественные оценки, которые отражают уровень дефицита рабочей силы , рассчитываемый как доля неудовлетворенной потребности (спроса) в рабочей силе в общем объеме спроса на нее. Если предложение труда превышает спрос на него, показатель принимает отрицательные значения.

Таблица 2.

Вариант 2010 2011 2012 2013 2014 2015
1 -5,6 -4,2 -2,9 -1,6 -0,2 1,1
2 -5,4 -3,2 -1,0 1,1 3,3 5,4
3 -5,4 -3,3 -1,2 0,8 2,9 4,9
4 -5,2 -4,2 -3,1 -2,1 -1,0 0,1
5 -2,9 -0,1 2,6 5,2 7,8 10,3
6 -1,9 0,9 3,7 6,4 9,0 11,6
7 6,9 10,3 13,6 16,8 19,8 22,6
8 -5,2 -3,6 -2,1 -0,6 1,0 2,5

Расчеты показывают, что до 2010 года расчетная потребность в рабочей силе ниже ограничения по объему предложения труда. Однако, согласно большинству вариантов, уже в 2012-2014 годах проявится дефицит труда, увеличивающийся со временем. Эти оценки отличаются от ранее полученных результатов наступления дефицита примерно на два года. Выявленное расхождение связано, прежде всего, с использованием уточненного по результатам переписи населения демографического прогноза, а также с более консервативными оценками перспективного спроса экономики на рабочую силу. В целом представленные оценки не снижают актуальности рассматриваемой проблемы.

Высокие темпы роста экономики, как следует из вариантов 3 и 6, приводят к такому росту потребности экономики в рабочей силе, при котором удовлетворение ее становится проблематичным. При недостаточно высоких темпах роста производительности труда задача удвоения ВВП вообще становится невыполнимой (см. вариант 7) - дефицит рабочей силы проявляется уже в 2008 году, а к концу прогнозного периода может составить свыше 20% прогнозируемой потребности. Как видно из табл.2, к концу прогнозного периода самый высокий уровень дефицита соответствует 5, 6 и 7 вариантам.

Самый низкий уровень дефицита, если не рассматривать отрицательных его значений - в вариантах 1 и 4, в которых, как отмечено выше, предусматривается консервативная оценка динамики спроса на рабочую силу.

Характер принятых гипотез определяет некоторую условность проведенных расчетов. Вместе с тем, полученные оценки, не претендуя на абсолютную точность, дают представление о складывающейся на общероссийском рынке труда ситуации и вероятных тенденциях ее развития, в том числе при условии изменения динамики основных социально-экономических параметров. Учитывая высокий уровень социально-экономической дифференциации, свойственный регионам России, соответствующие тенденции имеют региональную специфику, выражающуюся как в различных временны х рамках наступления дефицита, так и в его величине.

Для определения перспективного дефицита рабочей силы в регионах охарактеризуем более подробно варианты 4, 5,8. Их выбор обусловлен тем, что они отражают консервативную оценку (вариант 4), реалистичную и оптимистичную динамику ВВП и производительности труда. Инновационно-активный и оптимистичный инновационно-активный сценарий во многом сходны, что с нашей точки зрения делает излишним подробное рассмотрение вариантов, основанных на обоих сценариях.

Анализ показывает, что динамика показателя, определенного как уровень дефицита, заметно различается по выбранным вариантам (рис.1). Хотя к концу прогнозного периода, согласно всем трем вариантам, будет наблюдаться дефицит рабочей силы, сроки его наступления различаются на три года. При этом если по варианту 4 дефицит рабочей силы в 2015 году минимален, то по 5 варианту он составит около 10% расчетной потребности. Характеризуя последний из выбранных вариантов (8), необходимо отметить, что дефицит рабочей силы наступает даже в условиях низких темпов роста спроса на рабочую силу.

Рисунок 1. Перспективный дефицит рабочей силы по вариантам

2.2 Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы

1. Социально-экономическое развитие Российской Федерации и перспективы его ускорения

В Российской Федерации сформировались к 2008 году тенденции устойчивого социально-экономического роста. В 2007 году прирост валового внутреннего продукта составил 8,1 процента, при росте инвестиций в основной капитал - 21,1 процента.

Структурная перестройка экономики, рост инвестиций и повышение потребительского спроса обусловили повышение спроса на труд. Численность занятых в экономике возросла за 2003 - 2007 годы с 66 млн. человек до 70,6 млн. человек. Общая численность безработных за указанный период сократилась с 6,2 млн. человек до 4,6 млн. человек.

В 2008 - 2010 годах прогнозируется стабильный прирост инвестиций, ожидаемый как за счет частного капитала, так и в результате государственных вложений. Предполагается продолжение роста иностранных инвестиций в экономику страны.

Перечисленные выше макроэкономические факторы будут способствовать дальнейшему увеличению объемов производства и, как следствие, росту потребности работодателей в рабочей силе.

Приоритетными задачами социально-экономической политики, направленной на развитие рынка труда, повышение эффективности действующих и создание новых рабочих мест, являются:

· реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики;

· формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;

· развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного комплекса;

· создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства.

В связи с этим возникает необходимость обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми квалифицированными кадрами.

Предстоящее вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и открытие внутреннего рынка страны для иностранных компаний потребует от российских организаций существенного повышения качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг.

Для обеспечения конкурентоспособности российских организаций в новых условиях необходима реструктуризация и диверсификация отраслей экономики, что повлечет за собой изменение сложившейся структуры занятости населения и будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых профессий.

В связи с процессами глобализации экономики обострится конкуренция за квалифицированную рабочую силу. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические тенденции предположительно обусловят повышение спроса в этих странах на рабочую силу из стран Союза Независимых Государств, в том числе из Российской Федерации.

2. Перспективные демографические тенденции

В связи с реализацией Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. # 1351, ожидается улучшение демографической ситуации в 2008 - 2010 годах за счет роста числа родившихся, снижения смертности населения и увеличения миграционного прироста.

Вместе с тем вследствие изменения возрастной структуры населения тенденция снижения численности населения трудоспособного возраста сохранится.

Ожидаемые рост рождаемости и старение населения приведут к выходу с рынка труда молодых женщин в связи с рождением ребенка и лиц старшего возраста.

По среднесрочному прогнозу в 2010 году численность граждан трудоспособного возраста составит 87,6 млн. человек, что на 2,6 млн. человек (на 2,9 процента) меньше, чем в 2006 году.

Сокращение численности населения трудоспособного возраста, являясь причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, станет существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста.

3. Территориальные диспропорции спроса и предложения на рынке труда

Усугублению проблемы дефицита трудовых ресурсов способствует современное распределение производительных сил в сочетании с локализацией региональных рынков труда и низкой мобильностью рабочей силы.

В настоящее время распределение производительных сил характеризуется следующими тенденциями:

· концентрация спроса и предложения рабочей силы в центральных районах страны. В организации субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа в I квартале 2008 г. были приняты на работу свыше 730 тыс. человек, или 26,8 процента общей численности вновь принятых работников в Российской Федерации. При этом около 380 тыс. рабочих мест в организациях оставались вакантными (3,7 процента списочной численности работников). В 2007 году миграционный прирост населения в округе составил 162 тыс. человек, из них почти 70 тыс. человек в Московской обл. и более 50 тыс. человек в г. Москве;

· отток трудоспособного населения из районов Сибири и Дальнего Востока. За 2002 - 2007 годы из этих районов выбыло свыше 740 тыс. человек, из которых около 75 процентов составляли граждане трудоспособного возраста;

· значительное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в республиках Северного Кавказа. В 2007 году в Республике Дагестан, Республике Ингушетия и Чеченской Республике не имели работу от 20 до 50 процентов трудоспособного населения. Доля длительно безработных в указанных республиках составляет свыше 60 процентов.

Таким образом, дезинтеграционные процессы на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как в ряде регионов страны наблюдается нехватка рабочей силы.

4. Структурные диспропорции спроса и предложения на рынке труда

Модернизация производства, расширение применения новых наукоемких технологий и их развитие приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.

Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.

Структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы. С начала 90-х годов число вузов в Российской Федерации возросло в 2 раза, а численность студентов - в 2,6 раза. Доля лиц с высшим образованием среди занятого в экономике населения в настоящее время составляет 27,8 процента. В то же время спрос на квалифицированных рабочих и специалистов остается неудовлетворенным и продолжает возрастать.

Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляют проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно коммерческого сектора профессионального образования).

Из 1,7 млн. студентов, поступивших в вузы в 2007 году, лишь 569 тыс. человек (33,5 процента) проходят обучение за счет бюджетных средств с преимуществом трудоустройства после окончания обучения. В настоящее время около 834 тыс. человек (37,9 процента), окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте до 29 лет являются безработными.

В этой связи профессиональная ориентация молодежи должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учреждений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами. Низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе. В свою очередь, низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на функционирование рынка труда и приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями. Уровень травматизма со смертельным исходом на производстве ежегодно сокращается (за 2007 год от несчастных случаев на производстве погибли 2,9 тыс. человек, за 2005 год - 3,1 тыс. человек), однако он существенно превышает аналогичные показатели в европейских странах. Продолжается рост численности работников, занятых на производстве в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. С 1997 по 2006 год этот показатель вырос с 17,1 до 24,9 процента.

2.3 Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда

Концепцией действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. # 568-р, в качестве ключевой задачи государственной политики в области регулирования рынка труда была определена реализация мер в социально-трудовой сфере, позволяющих в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.

Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

· содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

· обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

· обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;

· содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.

С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.

Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

· совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;

· совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;

· обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;

· развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;

· развитие кадрового потенциала;

· оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

· стимулирование экономической активности населения;

· повышение качества рабочих мест.

2.4 Основные направления по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда

1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения

Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.

Расширение гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

· гармонизация законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения с международными нормами;

· совершенствование законодательства Российской Федерации в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование возникающих новых форм трудовых отношений;

· совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

· совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;

· нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов;

· реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.

2. Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда

Для решения задач государственного регулирования рынка труда необходимы проведение регулярного мониторинга спроса и предложения рабочей силы и разработка прогноза спроса и предложения на рынке труда Российской Федерации.

Предполагается осуществление мониторинга ситуации на рынке труда по следующим направлениям:

· определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;

· определение величины и профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией стратегий социально-экономического развития, федеральных и региональных целевых программ, а также реализацией приоритетных национальных проектов;

· определение величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.

На основе результатов мониторинга ситуации на рынке труда предусматривается разработка на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп, видов экономической деятельности, а также укрупненных групп специальностей в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию.

С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлять планирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентации населения.

На основе мониторинга ситуации на рынке труда предполагается формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, включающих сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в государственную службу занятости населения (далее - органы службы занятости).

3. Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу

Для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми кадровыми ресурсами предусматривается сбалансировать структуру профессионального образования и профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу путем реализации следующих мер:

· пересмотр направлений и уровней профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом прогноза спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с обеспечением соответствия структуры профессионального образования потребностям рынка труда. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо сосредоточить внимание на подготовке рабочих кадров по общеотраслевым профессиям, потребность в которых не может быть удовлетворена за счет имеющихся трудовых ресурсов. Развитие системы начального профессионального образования предполагается ориентировать на решение этой задачи;

· разработка профессиональных стандартов по уровням профессионального образования в соответствии с потребностями работодателей, введение которых будет способствовать обеспечению взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, определению качественных характеристик запроса (заказа) работодателей на подготовку рабочих кадров и специалистов, а также сформирует основу для сертификации персонала, способствующей созданию условий равного доступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда и повышению правовой защищенности работников при проведении аттестации;

· разработка целевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;

· организация в 2008 - 2010 годах информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий в целях информирования общества о ситуации на рынке труда и перспективных потребностях экономики в кадрах, а также повышения профессиональной ориентированности молодежи.

4. Развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы

В целях развития региональных рынков труда и повышения территориальной мобильности рабочей силы предусматривается:

· формирование механизмов, мотивирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление мер по развитию трудовых ресурсов, разработку и реализацию активных программ содействия занятости населения;

· осуществление комплекса мер по регулированию рынка труда в районах Сибири и Дальнего Востока и созданию благоприятных условий для привлечения в эти районы квалифицированных трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;

· осуществление дополнительных мероприятий по содействию занятости населения в республиках Северного Кавказа на основе создания рабочих мест в основных сферах экономической деятельности, развития малого предпринимательства и самозанятости населения, а также развития национальных промыслов и ремесел;

· осуществление комплекса мер по устранению экономических ограничений, сдерживающих перемещение российских граждан по территории страны (иногородних работников) в целях осуществления трудовой деятельности;

· использование информационных коммуникационных технологий, позволяющих гражданам самим получать доступ к интересующей информации и прочим справочным материалам о возможностях трудоустройства, а также следить за появляющимися вакансиями.

· В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья на основе реализации приоритетного национального проекта Доступное и комфортное жилье - гражданам России.

· В целях решения проблем, возникающих при перемещении работников по стране, предусматриваются такие меры, как совершенствование процедуры их регистрации по месту временного пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, а также доступ к объектам социальной сферы.

Предполагается расширить содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства, а также в осуществлении их профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи необходимо пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям.

5. Развитие кадрового потенциала

Реализация инвестиционных и инновационных проектов, развитие отраслей экономики, а также реализация приоритетных национальных проектов потребуют скоординированных действий со стороны государства и бизнеса по созданию новых рабочих мест и их обеспечению кадровыми ресурсами.

Приоритетными направлениями, по которым будет осуществляться взаимовыгодное сотрудничество органов исполнительной власти всех уровней с работодателями в целях развития кадрового потенциала, являются привлечение молодежи к освоению рабочих профессий, предотвращение потерь квалифицированных кадров и содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала организаций.

Ключевым направлением взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса должно стать привлечение молодежи в учреждения начального профессионального образования в целях освоения рабочих профессий и последующего трудоустройства в организации, испытывающие нехватку квалифицированных рабочих.

Основываясь на договорных принципах, необходимо реализовать интересы всех участников такого сотрудничества. Государство заинтересовано в снижении риска возникновения безработицы, повышении эффективности бюджетных расходов на начальное профессиональное образование, работодатель - в обеспечении производства необходимыми рабочими кадрами в достаточном количестве и требуемой квалификации, работники - в реализации возможности получения профессии, дальнейшего трудоустройства, получении содействия в найме или приобретении жилья.

В этой связи необходимо принятие действенных мер по предотвращению негативных последствий реструктуризации и банкротства организаций, сопровождаемых значительным высвобождением рабочей силы.

Усилия работодателей должны быть направлены на участие в разработке и осуществлении адресных проектов, включающих в себя профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, а также содействие в переезде высвобождаемых работников и членов их семей в другую местность в целях трудоустройства.

Со стороны государства предусматривается поощрение и поддержка инициатив бизнеса по развитию кадрового потенциала организаций, включая профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала на базе организаций.

Расширение компетенции работников путем освоения новых и смежных профессий позволит существенно увеличить их конкурентоспособность на рынке труда, что особенно важно для трудоустройства граждан, которые имеют ограничения трудоспособности вследствие приобретенных профессиональных заболеваний и трудовая деятельность которых в прежних условиях нежелательна.

Одним из направлений дальнейшего развития частно-государственного партнерства в развитии кадрового потенциала организаций является участие бизнеса в разработке и реализации отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов.

В целях стимулирования работодателей к развитию кадрового потенциала посредством использования рыночных механизмов предполагается проведение добровольной сертификации организаций по результатам их деятельности по развитию персонала. Такая сертификация сфокусирует внимание владельцев и руководителей бизнеса на развитие трудовых ресурсов организаций и оценит систему управления ими. Добровольную сертификацию предполагается проводить неправительственными или общественными организациями.

В условиях ускоряющегося научного и технического прогресса работнику необходимо предоставить возможность широкого доступа к постоянному обновлению знаний и умений, качественной информации и консультациям относительно возможностей получения образования на протяжении всей жизни, а также обеспечить максимальное приближение процесса обучения к потребителю на основе использования информационных и коммуникационных технологий.

6. Оптимизация привлечения иностранных работников

Регулирование процессов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации предусматривается осуществлять с учетом перспективных потребностей экономики страны и социальной сферы в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство.

На основе прогноза потребности работодателей в рабочей силе предполагается сформировать перечень дефицитных профессий, по которым не будет квотироваться привлечение иностранных работников.

В целях защиты интересов российских граждан на рынке труда предусматривается ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в соответствующих отраслях экономики и социальной сфере.

Решению проблемы обеспечения субъектов Российской Федерации, испытывающих нехватку рабочей силы, квалифицированными трудовыми ресурсами способствует реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. # 637.

7. Стимулирование экономической активности населения

В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте ключевое значение приобретает способность максимально эффективно использовать существующий в Российской Федерации человеческий потенциал, включая безработных граждан. Государство будет содействовать интеграции в рынок труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, выпускники общеобразовательных учреждений, ищущие работу впервые, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане предпенсионного возраста, потерявшие работу, женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, вынужденные переселенцы и другие).

В отношении указанных категорий безработных граждан предусматривается осуществление органами службы занятости специальных программ, предусматривающих:

· оказание услуг по информированию о ситуации на рынке труда, психологической поддержке и профессиональной ориентации;

· профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, основанные на процедуре профилирования безработных граждан;

· организацию временных (общественных) работ и стажировок в организациях, а также оказание материальной поддержки участникам временных (общественных) работ и стажировок;

· содействие в переезде безработных граждан в другую местность, в том числе сельскую местность, в целях трудоустройства.

Предполагается осуществление кардинальных мер по ликвидации хронической (застойной) безработицы, особенно в республиках Северного Кавказа, созданию условий для привлечения трудоспособного населения в сельскую местность, способствующих восполнению трудовых ресурсов и улучшению демографической ситуации в стране.

Назрела необходимость пересмотра системы социальной поддержки безработных граждан, имея в виду прекращение выполнения функции государственной социальной помощи в виде пособия по безработице и переход на принципы социальной поддержки, стимулирующие безработных к активному поиску работы.

Социальная поддержка граждан в период безработицы должна предоставляться безработным гражданам при условии осуществления ими активного поиска работы и участия в специальных программах по содействию занятости, а также иметь ограничение по максимальному сроку ее получения и обеспечивать в период ее получения удовлетворение основных жизненных потребностей.

8. Повышение качества рабочих мест

Решение задач по повышению качества рабочих мест предусматривает увеличение оплаты труда и улучшение условий трудовой деятельности при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения, устанавливающие минимальные социально-трудовые гарантии на уровне, позволяющем привлекать квалифицированную рабочую силу на российский рынок труда, а также перспективы поэтапного повышения оплаты труда и социальных гарантий, должны составлять основу стратегических планов и программ развития бизнеса.

Перспективной задачей государства, решение которой будет способствовать росту заработной платы, в том числе в бюджетном секторе, является переход к отраслевым системам оплаты труда, предполагающим объединение профессий рабочих и должностей служащих в профессионально-квалификационные группы в зависимости от требований к уровню образования по каждому виду деятельности. Для каждой профессионально-квалификационной группы будет установлен гарантированный уровень оплаты труда.

В целях создания условий для безопасного труда, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращения нарушений прав работников в области охраны труда, а также повышения эффективности мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний необходимо:

· создание современной и эффективной системы мониторинга состояния условий и охраны труда на рабочих местах;

· повышение эффективности надзорно-контрольной деятельности в области охраны труда;

· создание новых средств индивидуальной и коллективной защиты работников, а также приборов контроля вредных и опасных производственных факторов;

· совершенствование системы образования в области охраны труда (создание региональных центров по обучению и стажировке в сфере охраны труда и мобильных учебных классов, а также разработка программ дистанционного обучения);

· совершенствование информационного обеспечения и пропаганды охраны труда (формирование единой автоматизированной системы мониторинга производственного травматизма и профессиональной заболеваемости);

· содействие в улучшении условий труда для работников малых предприятий.

2.5 Совершенствование системы государственного управления в области регулирования рынка труда

Для эффективного решения задач по обеспечению экономики трудовыми ресурсами и содействию занятости населения необходимо совершенствовать государственное управление в сфере занятости населения, предусматривающее более широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда.

Передача полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения субъектам Российской Федерации способствует повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения:

· за счет более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг по содействию в трудоустройстве безработным гражданам. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

· за счет координации территориальных программ содействия занятости населения с региональными стратегиями и программами социально-экономического развития и инвестиционными проектами;

· за счет возможности установления дополнительных социальных гарантий и расширения перечня государственных услуг по содействию в трудоустройстве безработных граждан с использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе дополнительно направлять собственные средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.

На федеральном уровне предполагается осуществление нормативно-правового регулирования, стратегического планирования, контроля и надзора за осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области содействия занятости населения.

Федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривается решение следующих задач:

· мониторинг ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и разработка прогноза спроса и предложения на региональных рынках труда для определенной профессионально-квалификационной группы;

· регулирование распределения трудовых ресурсов, разработка и реализация программ повышения территориальной мобильности рабочей силы и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;

· разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации молодежи, а также осуществление проектов, направленных на популяризацию рабочих профессий.

В целях повышения гибкости рынка труда заинтересованным органам исполнительной власти всех уровней необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов оказания услуг по содействию занятости населения и обеспечению работодателей рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере занятости населения, а также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения.

2.6 Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация положений, предусмотренных настоящей Концепцией, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в Российской Федерации, снизить уровень общей безработицы до 5 - 6 процентов экономически активного населения.

Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.

Повышение взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, а также развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов станут одними из важнейших факторов содействия обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Предотвращению дефицита квалифицированных кадров будут также способствовать меры по оптимизации использования труда иностранных работников и привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Осуществление специальных программ занятости будет способствовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающих трудности при трудоустройстве.

Предусмотренное Концепцией повышение эффективности контроля и надзора в сфере труда и занятости обеспечит существенное сокращение нарушений прав трудящихся в области охраны и оплаты труда, а также предотвращение дискриминации в сфере труда.

Развитие механизмов социального партнерства в целях содействия занятости населения, повышения качества рабочих мест и совершенствование системы оплаты труда будут способствовать росту уровня заработной платы и в конечном счете повышению уровня жизни населения Российской Федерации.

2.7 Современное состояние рынка труда в России

Основные проблемные места современного рынка труда в России могут быть очерчены следующим образом:

Снижение уровня безработицы

Здесь цифры говорят сами за себя: в трудоспособном возрасте в России находится 93,3 млн. человек, экономически активное население составляет 74,5 млн., занятых в экономическом производстве 69,1 млн., безработных по методике Международной организации труда насчитывается 5,1 млн., тогда как официально зарегистрированных безработных всего лишь 1,7 млн. человек. При этом за 2003-2006 годы число занятых увеличилось на 3 млн. человек, а безработица, которая еще в 1999 году составляла 10,4 млн., в 2003 году сократилась до 6,2, а за 2006 год - и вовсе до 5,1 млн. человек.

Сегодня официально признано, что система социальной поддержки оказалась дестимулирующей и уравнительной (отметим, в настоящее время пособие по безработице варьируется от 720 до 2880 рублей в месяц). Поэтому министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов планирует осуществить модернизацию всей системы социального страхования, что, скорее всего, будет означать снижение государственных затрат на поддержку безработных.

Деформация структуры занятости

За последние годы сократилось число занятых в сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности, и четко обозначилась тенденция роста числа вакансий на рынке строительства и недвижимости, в информационно-банковском секторе, на фармацевтическом рынке. Более всего востребованы специалисты в области продаж и административные сотрудники, специалисты по персоналу и коммуникациям.

Оборотная сторона медали такова: налицо нехватка квалифицированных рабочих кадров в промышленности. Еще до распада Советского Союза ПТУ и техникумы стали восприниматься как удел неспособной молодежи. Вдобавок, нет смысла отрицать, что и уровень преподавания в данной категории учебных заведений снизился за время перестройки. Ныне же средний возраст тех, кто готов работать в качестве технического специалиста, - предпенсионный, и в ближайшее время не стоит ждать чудес. Ведь в настоящее время в России от 30 до 50% предприятий испытывают острую нехватку кадров. Наибольший дефицит кадров ощущается в таких сегментах как добыча полезных ископаемых, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность.

Миграция

Число легализованных мигрантов за последнее время значительно выросло и на сегодняшний день составляет 1,1 млн. человек. Однако, по различным оценкам, общая численность трудовой миграции в Россию доходит до 10 млн. человек. Помимо уже описанных вопросов в сфере миграционной политики, актуален следующий: необходимо удержать квалифицированные кадры в России. Конкуренция на рынках труда обостряется, и над нашей страной нависла угроза возникновения дефицита трудовых ресурсов. Некоторые страны ЕС приняли специальные программы, нацеленные на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов из РФ.

Трудоустройство молодежи

Для улучшения положения молодежи на рынке труда предусматриваются разнообразные мероприятия:

· компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в том числе на создание специальных ученических рабочих мест;

· открытие специализированных молодежных центров по трудоустройству;

· социальная и психологическая адаптация выпускников учебных заведений;

· широкое информирование выпускников учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности);

· организация временной занятости молодых людей;

· реализация проектов развития молодежного предпринимательства, самозанятости;

· создание обучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела;

· совершенствование механизма квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений.

В контексте перечисленных проблем можно выделить следующие стратегии их решения:

· во-первых, необходимо наладить систему комплексного информирования населения о существующих возможностях решения проблемы занятости;

· во-вторых, следует проводить целенаправленную информационную работу по нейтрализации негативных стереотипов в отношении сферы образования и трудоустройства;

· в-третьих, необходимо провести переподготовку специалистов служб занятости и других профильных подразделений, непосредственно работающих с населением, направленную на развитие навыков эффективной коммуникации;

· в-четвертых, способствовать повышению активности общественных организаций в области решения проблемы занятости (им доверяет достаточно большое количество населения - 10%);

· в-пятых, повысить контроль над качественным составом миграционных потоков, фильтрация которых будет способствовать изменению отношения россиян к трудовым мигрантам в лучшую сторону.

Заключение

В данной работе я попытался дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников перечисленными способами, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

Также в этой работе я попытался выяснить, какие различные формы и системы заработной платы существуют и используются в сфере рынка труда. Далее, я затронул вопрос о том, как та или иная ставка заработной платы влияет на процесс производства, а если говорить точнее, то, как меняется спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. В результате этого получилось, что использование повременной и сдельной заработной платы в сочетании с участием рабочих в прибылях предприятий, а также, с учётом динамики налогов и рыночных цен, является определяющим фактором, который определяет производство прибавочной стоимости и уровень капиталистического производства.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный теневой сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Список источников

1. Трудовой кодекс Российской Федерации, М.: Познавательная книга, 2002.

2. Комментарии к трудовому кодексу РФ, М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Мамедова О.Ю. Современная экономика, Лекционный курс, Ростов на/Д,

4. Феникс, 2008.

5. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2007.

6. Шуркалин А.К. Основы экономической теории. М:, ИНФРА-М 2007.

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для Вузов. М:, ИНФРА-М 2006.

8. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2001.

9. http://www.demoscope.ru

10. http://www.labourmarket.ru

11. http://www.help-hr.ru

12. www.economy.gov.ru

Скачать архив с текстом документа