Рынок программных аудиторских продуктов
СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
« Компьютерные информационные системы в аудите»
на тему:
Рынок программных аудиторских продуктов
Студент:
Номер студенческого билета
Факультет учётно-статистический
Специальность «Бухучет, анализ и аудит»
курс V ,
Преподаватель: Мамаева Г.Н.
Орел 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Современное состояние рынка программных аудиторских продуктов 2
2. Основные пакеты прикладных программ в области аудита. 2
3. Основные пакеты прикладных программ в области сопутствующих аудиту услуг. 2
Список использованной литературы. 2
1. Современное состояние рынка программных аудиторских продуктов
В настоящее время большинство отраслей достигли высокого уровня автоматизации бизнес-процессов, экономических процессов, делопроизводства, контрольно-исполнительского производства. Чего нельзя сказать об автоматизации аудиторской деятельности и автоматизации контроля за качеством аудиторской деятельности. Многие аудиторы даже не подозревают, что существует программное обеспечение именно для аудита. По данным исследований последних лет, не более 20% аудиторских фирм приобрели к настоящему моменту какую-либо тиражируемую систему автоматизации, но используют ее в реальной работе лишь около половины из них. Еще приблизительно 10% часть своих бизнес-процессов автоматизируют с помощью систем управления проектами, управления документооборотом, CRM (система управления взаимодействия с клиентами, это система для менеджеров). Зачастую решения такого рода называют собственными системами автоматизации, хотя по-настоящему таких собственных систем — абсолютно единицы. Остальные 70% аудиторских компаний пока для своих задач применяют стандартные офисные пакеты (Word и Excel).
В последнее время к аудиторской деятельности предъявляются все более жесткие требования. Приняты и ведены в действие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, усилены контрольные функции государства по соблюдению аудиторскими фирмами и аудиторами законодательных норм, обеспечению надлежащего качества проводимых проверок.
Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели аудиторам необходимо предусмотреть выполнение следующих задач:
- составление плана и программы проведения аудита; формулирование принципов документирования аудита;
- определение порядка составления и хранения рабочей документации;
- выявление видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;
- проведение аудиторской проверки клиента аудита;
- выражение мнения о достоверности отчетности клиента аудита.
Аудитор должен установить правильность составления баланса, отчета о прибыли и убытках, пояснительной записки и выяснить, все ли активы и пассивы отражены в отчете, все ли документы использованы в отчете, соответствует ли фактическая методика оценки имущества принятой учетной политике организации. Таким образом, он должен определить, правильно ли отражает учетная информация те экономические события, которые произошли за проверяемый период, а также важнейшие финансовые результаты, зафиксированные в бухгалтерской отчетности.
Многочисленность и сложность финансовых операций требуют применения в работе аудитора компьютерных методов обработки не только цифровых данных, но и аналитических процедур. Последнее дает возможность сократить сроки проверки и трудозатраты, увеличить объем аудиторской выборки, повысить надежность выводов аудита, существенно снизить штат сотрудников, занятых планированием, разработкой процедур, документов и учетных форм.
Рынок программного обеспечения, в том числе для бухгалтерско-финансовой сферы, характеризуется повышением уровня технологической и функциональной сложности. В настоящее время ведутся работы по созданию компьютерных систем, дающих возможность выполнять аналитические процедуры, позволяющие выявить важные тенденции в деятельности предприятия, обнаружить возникающие отклонения и диспропорции показателей.
Большинство систем ориентировано на решение задач:
1) автоматизации по возможности всех этапов аудиторской проверки;
2) создания банков данных результатов аудиторских проверок и другой сопутствующей аудиту информации.
Выигрыш от применения автоматизированных методов аудита будет наибольшим, если применяемая аудитором компьютерная программа будет «совместима» с программным комплексов, используемым в бухгалтерии проверяющей организации. Программа считается совместимой, если данные бухгалтерского учета достаточно легко могут быть переданы в аудиторскую программу для последующего анализа. Это важно, если аудиторы предполагают использовать компьютерную технику предприятия. При несовместимости аудиторских программ и компьютерной бухгалтерской системы предприятия аудиторы должны дополнительно обрабатывать проверяемую учетную информацию.
При многообразии компьютерных программ по автоматизации бухгалтерского учета до сих пор совсем немного программных продуктов, ориентированных на решение задач по автоматизации выполнения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.
В этом случае аудиторская система должна взять нужную информацию из бухгалтерских файлов, перенести в аудиторские файлы и на основе имеющихся правил обработать информацию для заключения аудитора.
Несмотря на кажущуюся простоту создания такого конвертера, построить такую систему не представляется возможным, так как необходимо иметь в анализируемой бухгалтерской базе данных все реквизиты (максимальный ввод информации) каждого первичного документа, а в программных системах бухгалтерского учета этого не делается.
Другой подход – минимизация ввода информации по мере запроса системы. Выполнение заключается путем выдачи пользователю на экран в определенной последовательности требований, которые следует выполнить. Такая система может содержать три типа компонентов, объединенных информационными связями:
1) файлов правил;
2) экранов;
3) частных аудиторских заключений .
Для реализации подобной системы потребуется детальная формализация всех шагов аудиторской проверки. Аудит учета готовой продукции, например, предполагает анализ 19 типов документов, последовательную смену 28 экранов-шагов и т. д. Реализация такой аудиторской системы потребует существенных затрат на составление базы правил с детальной проработкой каждого шага аудитора (избыточность процедур и шагов). В реальной работе аудиторы не используют все теоретически закладываемые в базу документы, да и сама технология аудита в значительной степени является творческим процессом, зависящим как от конкретного проверяемого предприятия, так и практического опыта аудитора. Попытка навязать аудиторам жесткую схему-методику и наличие в системе жестких регламентированных правил при быстро меняющемся федеральном и региональном законодательстве сделаю такую систему малопривлекательной для аудиторов и быстро устаревающей.
Компьютерные программы, позволяющие автоматизировать процесс аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий
1. ООО «Гольдберг-Аудит» Программа автоматизации аудиторской деятельности «Помощник аудитора»
2. «Гольдберг-Софт» Программа для автоматизации аудиторской деятельности AuditXP Комплекс Аудит
3. AuditNET Комплексная программа автоматизации аудиторской деятельности AuditNET
4. ООО Консалтинговая группа «Термика» «ЭкспрессАудит: ПРОФ»
5. ООО СКБ «МАСТЕР-СОФТ» IT Audit: Аудитор
2. Основные пакеты прикладных программ в области аудита
Рассмотрим основные пакеты прикладных программ в области аудита.
Помощник аудитора - это первая в отечественной практике комплексная программа общего аудита для аудиторских фирм.
Предназначен в первую очередь для средних и небольших аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов.
Помощник аудитора органично сочетает в себе такие важные качества как удобство настройки и работы и функциональность программы.
Программа Помощник аудитора:
· Обеспечивает автоматизацию ввода и обработки информации на всех этапах проведения общего аудита, реализует переход к стандартизации всех направлений аудиторской деятельности и отвечает повышению требований к качеству аудиторской работы.
· Предлагает оригинальную методику проведения аудита, содержащую встроенные алгоритмы расчетов, планирования, выбора видов выявленных нарушений и автоматического построения заключений по разделам аудита и итогового заключения.
· Содержит более 200 бланков, процедур, справочных таблиц и отчетов по всем четырем этапам проведения аудита (подготовительный, планирование аудита, проведение аудита, заключительный).
· Включает методику контроля качества аудиторской проверки и блок аналитических процедур и финансового анализа.
· Предоставляет возможность автономной работы аудиторам на переносных компьютерах (типа ноутбук) и последующую выгрузку результатов аудита по разделам (этапам) в один выбранный компьютер без использования сетевой версии. При этом число аудируемых предприятий практически неограниченно.
Краткая характеристика этапов:
1 этап. Подготовительный. Содержит набор документов, для проведения преддоговорной работы, макет договора и тексты писем и запросов для общения с клиентом.
2 этап. Планирование аудита. Содержит встроенные алгоритмы, позволяющие автоматически определять уровень существенности (с распределением по статьям баланса), аудиторский риск и проводить расчет и анализ величины выборки.
3 этап. Проведение аудита. На этом этапе по существу аудитору предлагаются программы аудита по 14 разделам и полный комплект процедур к ним. После завершения каждого раздела программа автоматически формирует текст заключения по разделу, являющегося соответствующим параграфом в макете Отчета аудитора.
4 этап. Заключительный. Включает в себя проведение таких процедур, как анализ пояснительной записки, информацию об аффилированных лицах, событий после отчетной даты и допущение непрерывности деятельности.
AuditXP «Комплекс Аудит» - программа автоматизации аудиторской деятельности повышенной производительности от разработчиков первой в отечественной практике программы комплексной автоматизации аудиторской деятельности «Помощник аудитора» - «Гольдберг-Софт».
Программа AuditXP «Комплекс Аудит»:
- Предлагает оригинальную методику проведения аудита, содержащую встроенные алгоритмы расчетов, планирования, формирования и анализа выборки, выбора видов выявленных нарушений и автоматического построения выводов по разделам аудита и итогового заключения.
- Не требует самостоятельной настройки и доработки методики проверки.
- Имеет дружественный интерфейс и интуитивно понятный алгоритм работы, позволяющий легко и быстро обучиться работе в программе.
- Содержит полный комплект рабочих документов аудитора по всем разделам аудита (подготовительный, планирование аудита, проведение аудита, заключительный) - это более 500 бланков, процедур, справочных таблиц и отчетов.
- Имеет встроенный алгоритм сравнения данных бухгалтерской базы с данными бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
- Включает методику контроля качества аудиторской проверки и блок аналитических процедур и финансового анализа.
- Предоставляет возможность автономной работы аудиторам на переносных компьютерах (типа - ноутбук) и последующую выгрузку результатов аудита по разделам (этапам) в один выбранный компьютер без использования сетевой версии. При этом число аудируемых предприятий практически неограниченно.
- Содержит встроенный редактор бланков, который позволяет создавать новые и изменять уже существующие бланки аудиторских процедур или вообще полностью изменить программу под внутренние стандарты аудита организации.
Краткая характеристика этапов:
Аудиторская проверка предприятия в программе AuditXP «Комплекс Аудит» разделена на несколько этапов.
1 этап — подготовительный.
На этом этапе производится изучение потребностей клиента, подготавливается информация о нем, составляются документы, определяющие цели и задачи аудиторской фирмы, а также перечень оказываемых аудиторских услуг. Завершается этап заключением договора.
2 этап — планирование аудита.
Этот этап обычно представляет сложность для всех аудиторских фирм, особенно для малых и средних. В соответствии со стандартами аудита необходимо определить уровни существенности, аудиторские риски, а также рассчитать величину выборки. Используемые в системе процедуры позволяют также распределить величину существенности по статьям баланса. Системой, также, формируется общий план и сводная программа аудита.
Кроме того, на этом этапе доступны такие дополнительные сервисы, как расчет стоимости аудита (определение стоимости аудиторской проверки на основе анализа трудозатрат и стоимости чел/часов работы аудитора), нормативы трудозатрат (свод нормативов трудозатрат на проведения той или иной аудиторской процедуры) и т.д.
3 этап — проведение аудита.
Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится классификация выбранных разделов аудита. На 3-м этапе предусмотрено 16 таких разделов (Нематериальные активы, Основные средства и т.д.). Для каждого из разделов аудита составлена программа работ, представляющая собой перечень всех необходимых аудиторских процедур по каждой предпосылке финансовой отчетности относящимся к данному конкретному разделу. Для каждой аудиторской процедуры разработан свой рабочий бланк (рабочий документ аудитора).
Кроме того, на этом этапе производится конверсия бухгалтерской базы данных аудируемого лица (1С, Турбо Бухгалтер - напрямую из базы данных, из других бухгалтерских программ - через файл в формате excel). Данная процедура позволяет значительно ускорить проведение аудиторской проверки одновременно повысив ее качество. Это достигается за счет автоматического построения, на основе загруженных данных, выборочной совокупности, а также, упрощения процедуры ввода найденных аудитором ошибок и замечаний.
Особого внимания заслуживает процедура - Расшифровка статьи баланса. Сверка показателей в бухгалтерской отчетности и регистрах учета. Данная процедура позволяет сравнить данные баланса с данными бухгалтерской базы клиента, при условии, конечно, что эти данные были предварительно загружены в программу при помощи конвертера бухгалтерских баз. Процедура представляет собой встроенную машину проводок, которая формирует показатели статей баланса из данных бухгалтерских счетов и сравнивает их с показателями в отчетности.
4 этап — заключительный этап.
Это этап подготовки официального аудиторского Заключения, составления отчета аудитора и письменной информации аудируемому лицу. На этом этапе, в соответствии с федеральными стандартами проводятся такие заключительные процедуры, как:
• сбор информации об аффилированных лицах и их сделках;
• анализ событий, произошедших после отчетной даты;
• формируется мнение по допущению непрерывности деятельности клиента в течение ближайшего года.
4-й этап, также, содержит такие аналитические процедуры как: Анализ аудита статей баланса, Анализ пояснительной записки и т.д.
Система AuditNET предназначена для автоматизации деятельности аудиторских и аудиторскоконсалтинговых организаций. Разработчик - компания Новые эффективные технологии.
Использование AuditNET позволяет организовать работу всех сотрудников аудиторской организации в соответствии с действующими федеральными правилами (стандартами) аудита, международными стандартами аудита и внутренними стандартами, принятыми в данной организации.
Система существует в трех вариантах: AuditNET Standard, AuditNET Professional и AuditNET Enterprise. AuditNET Standard подходит для небольших аудиторских организаций и рассчитана на работу с системой до пятнадцати пользователей, AuditNET Professional - для средних и крупных аудиторских организаций с количеством пользователей более пятнадцати, а AuditNET Enterprise предназначена для комплексной автоматизации аудиторских организаций по уникальному проекту и рассчитана на работу с системой от двадцати пользователей. Варианты отличаются друг от друга и по составу включенных в них модулей.
Разработана также Система автоматизации деятельности служб внутреннего аудита AuditNET - как вариант основной системы. Она применяется для управления рисками, планирования и управления проведением проверок, формирования отчетности. В нее также входят система документооборота и модуль Digital Data Analysis, предназначенный для анализа массивов числовых данных.
Основные особенности системы AuditNET:
· комплексная автоматизация всех бизнес-процессов аудиторской организации;
· мощные инструментальные средства для работы аудиторов и руководителей всех рангов;
· гибкая настройка системы под принятые в организации методологию и стандарты документирования аудита и правила составления отчетности;
· возможность работы с системой в удаленном режиме выездных групп аудиторов;
· синхронизация данных удаленных пользователей с центральным офисом;
· возможность использования любых каналов связи для передачи данных в криптографически защищенном виде;
· разграничение прав доступа сотрудников к хранящимся в системе данным на основе ролей и подразделений.
Предусмотренная в системе AuditNET автоматизация множества рутинных функций, выполняемых аудиторами на проверках, существенно снижает трудоемкость и сроки проведения аудита. При этом значительно сокращаются издержки и повышается производительность труда. Контроль руководства над деятельностью своей организации, ее отдельных подразделений и сотрудников повышает оперативность принятия управленческих решений, позволяет рационально планировать процессы и использовать ресурсы организации. В результате этого растет экономическая эффективность всей деятельности.
Система обеспечивает решение следующих задач:
· стандартизации методологии и процесса документирования аудита, хранения архива рабочих документов;
· ведения файлов клиентов и управления договорными взаимоотношениями;
· анализа, планирования и управления оперативной деятельностью аудиторской организации;
· управления структурой организации, ведения карточек сотрудников, учета рабочего времени;
· планирования и контроля проведения проверок, контроля качества работы;
· подготовки, планирования и проведение аудита с помощью мощных инструментальных средств;
· подготовки, планирования и контроля проведения консалтинговых проектов.
AuditNET построена по модульному принципу.
Модуль Компания работает с организационной структурой и штатным расписанием, персональными карточками сотрудников, графиками работы, учетом рабочего времени и занятости, составлением расписаний работ аудиторской организации.
Модуль Методология предназначен для стандартизации внутрифирменной методологии аудита в соответствии с федеральными и международными стандартами аудиторской деятельности.
Модуль Клиенты позволяет создавать и вести базы данных клиентов аудиторской организации и постоянных файлов клиентов.
Модуль Договоры обеспечивает ведение и обслуживание договоров с клиентами.
Модуль Проекты - основной модуль системы AuditNET. Проектом может быть любая работа, выполняемая в интересах клиента, например аудиторская проверка, консультационная услуга или внутренняя проектная работа компании. С помощью этого модуля формируется команда проекта, планируются доходы и расходы по проекту, составляется план и программа работы, определяются плановые и фактические финансовые показатели, отслеживается ход выполнения проекта и загруженность исполнителей. Здесь же рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск, заполняются и автоматически обрабатываются опросники и таблицы искажений. Переменный аудиторский файл, в котором можно создавать рабочие документы по проверке, используя шаблоны, также обрабатывается в этом модуле. В нем же формируется внутренний аналитический отчет по проверке, письменная информация клиенту и аудиторское заключение.
Модуль Управление, основными пользователями которого являются руководители аудиторских компаний высшего и среднего звена, обеспечивает формирование отчетов по договорам, проверкам и занятости сотрудников.
Модуль Выборочные исследования предназначен для формирования выборок в ходе выполнения аудиторских процедур или при тестировании средств контроля.
Модуль Финансовый анализ используется как для проведения финансового анализа бухгалтерской отчетности клиента, так и для оценки финансово-хозяйственной деятельности самой аудиторской организации и разработки прогнозов.
Модуль Администрирование - основной рабочий инструмент администратора системы AuditNET. Администратор настраивает разграничения прав доступа, создает роли сотрудников, назначает ролям доступные функции, приписывает ролям конкретных сотрудников организации и т. д.
Библиотека аудитора - это библиотека шаблонов программ аудита и шаблонов рабочих документов аудитора системы AuditNET. Используя эту библиотеку, можно быстро и эффективно создавать собственные программы аудита и проводить проверки. Пользователь может дополнять библиотеку своими разработками, создавать новые документы и изменять уже имеющиеся. Система AuditNET включает в себя шаблоны программ аудита, укомплектованных соответствующими шаблонами рабочих документов аудитора и опросников по разделам: бизнес клиента, планирование аудиторской проверки, аудит нематериальных активов, основных средств, материально-производственных запасов, дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств и т. п.
ЭкспрессАудит:ПРОФ Разработчик этого комплекса - консалтинговая группа Термика - позиционирует свой программный продукт как систему автоматизации деятельности аудиторских организаций. С ее помощью можно решать полный цикл задач по проведению аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия от этапа подготовки и планирования аудита до этапа формирования аудиторского заключения.
На этапе планирования аудита система позволяет рассчитывать по заданным алгоритмам аудиторский риск и уровень существенности. Рассчитываются также ряд других показателей, таких как денежный поток, ликвидность, платежеспособность, прибыльность и др. Эту задачу выполняет встроенный блок финансового анализа.
В системе применяется оригинальная методика проведения общего аудита с помощью предлагаемых специально разработанных вопросов, которых насчитывается около 1400. Если в ходе проверки по контрольным вопросам, предлагаемым системой, аудитор выявляет замечания, он имеет возможность сделать об этом отметку в соответствующем окне программы, осуществляя тем самым систематизированный сбор аудиторских доказательств и последовательно формируя рабочие материалы аудиторской проверки.
Для удобства пользователей введены настройки и редактирование опросных листов, шаблонов и др. В системе широко используются мастера, которые в режиме диалога с пользователем запрашивают необходимые данные и проверяют корректность их ввода.
Система ЭкспрессАудит: ПРОФ обеспечивает внутрифирменный контроль качества аудита с помощью тестов, разработанных в соответствии со стандартами аудита. В ней учитываются все требования стандартов аудиторской деятельности, причем обеспечивается постоянное информационное сопровождение - актуализация данных в соответствии с изменениями российского законодательства.
В рамках программного комплекса имеются дополнительные отраслевые и региональные разделы, отражающие соответствующую специфику.
Организационно пользователи системы разделены на две группы:
· руководители аудиторских групп, осуществляющие общее планирование аудита, разработку программы аудита, руководство членами аудиторской группы в ходе аудита и подготовку итоговой документации по результатам аудита;
· аудиторы, выполняющие работу по анализу и сбору аудиторских доказательств с выездами на территорию проверяемой организации.
В системе есть два независимых программных комплекса: центр планирования и проведения аудита (ЦППА) и мобильное рабочее место аудитора (МРМА).
Планирование аудиторской проверки, разработка программы аудита, распределение объектов аудита по исполнителям, проведение аудита и сбор аудиторских доказательств, выгрузка персональных заданий исполнителям на носитель данных для проведения выездного аудита, систематизация и обработка результатов аудиторской проверки с формированием отчетной документации - все это задачи для решения при помощи ЦППА.
Комплекс МРМА выполняет загрузку персональной программы проверки по выделенным объектам аудита, поддержку проведения аудита и сбора аудиторских доказательств по выделенным объектам аудита, систематизацию и обработку результатов аудиторской проверки в рамках выделенных объектов аудита и передачу результатов проведенной проверки объектов аудита в ЦППА.
В качестве физического устройства для сохранения информационного модуля используется носитель информации USBDrive, представляющий собой запоминающее устройство объемом от 64 Мб до 1 Гб и подключаемое к USB-порту настольного компьютера или ноутбука.
Система может работать в персональных компьютерах с процессором Pentium II 500 МГц и выше, оперативной памятью от 64 Мб и объемом свободного пространства на жестком диске не менее 100 Мб. Обязательным является наличие USB-порта. Операционная система должна быть из семейства Microsoft Windows начиная c версии Windows 98 SE, c установленной поддержкой USB. При работе система взаимодействует с приложениями Microsoft Word и Microsoft Excel.
Следует также обратить внимание на то, что кроме прочих продуктов консалтинговая группа Термика представляла на выставке также два электронных тематических издания. Аудиторские ведомости - электронная версия журнала, в котором ведущие российские специалисты консультируют читателей по вопросам введения новых законов и нормативных актов, подсказывают трактовку противоречивых ситуаций, освещают опыт работы ведущих аудиторских фирм. В журнале также освещаются проблемы законотворческой деятельности, методологические аспекты аттестации аудиторов, актуальные вопросы развития бухгалтерского учета и налогообложения. Ведутся рубрики по различным видам аудита, публикуются российские стандарты аудиторской деятельности. В состав электронной версии входит архив публикаций начиная с 1997 года.
IT Audit:Аудитор Программа, разработанная компанией Мастер-Софт, предназначена для автоматизации различных аспектов деятельности аудиторской организации: от планирования и организации работы до информационной и вычислительной поддержки процесса аудита.
Ею могут пользоваться все сотрудники аудиторской организации, участвующие в планировании, организации и проведении аудиторских проверок, а также в процессе контроля качества:
руководители аудиторской организации;
менеджеры направлений;
методологи;
руководители проверок;
аудиторы и ассистенты аудиторов;
юристы;
сотрудники внутреннего контроля качества.
Так как круг пользователей весьма широк, программа содержит настраиваемые механизмы разграничения прав доступа, обеспечивающие конфиденциальность при работе с ней. Помимо повышения качества проведения аудита и снижения его трудоемкости внедрение программы IT Audit:Аудитор позволяет повысить эффективность планирования аудита, улучшить контроль за ходом его проведения, полнее систематизировать методологическую работу и улучшить управляемость аудиторской организацией.
Программа построена по модульному принципу, обеспечивающему возможность наращивания функциональности.
Модуль Учет клиентов и договоров хранит информацию о реквизитах клиента, фактическом и юридическом адресе, контактных лицах, переговорах с клиентом, заключенных договорах и лицах, ответственных за работу с клиентом. Для удобства пользования существует сортировка данных по различным признакам.
Модуль Компания работает с информацией о самой аудиторской организации - ее организационной структурой, данными по сотрудникам, с календарями и графиками работ, списками оказываемых услуг и т. п.
Модуль Методология аудита использует справочники:
· объектов аудита;
· аудиторских процедур с шаблонами рабочих документов аудитора;
· потенциальных нарушений с наименованиями и описаниями потенциальных нарушений;
· типовых операций.
Модуль Планирование аудита помогает сформировать графики проведения аудиторских проверок, планы аудита, задания на проведение аудита, программы аудита. Здесь же можно планировать занятость сотрудников, по каждому индивидуально.
Модуль Расчет уровня существенности, помимо указанного расчета, может распределять принятый уровень существенности по счетам бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Стандарта N 4 Существенность в аудите. Уровень cущественности, приходящийся на любой счет бухгалтерского учета, может быть в дальнейшем распределен по хозяйственным операциям.
Модуль Описание хозяйственных операций клиента - инструмент для изучения операций клиента на этапе планирования или непосредственно в процессе реализации плана. Он позволяет детализировать программу аудита применительно к проверяемому предприятию.
Модуль Импорт данных в IT Audit:Аудитор обеспечивает возможность загрузки данных, экспортированных из бухгалтерских и управленческих программ аудируемого предприятия, без чего порой невозможно эффективно выполнить ряд аудиторских процедур.
Модуль Выборочные исследования - это инструмент для формирования выборки из генеральной совокупности, исследования ее и распространения полученных результатов на всю анализируемую совокупность.
Модуль Автоматическое заполнение рабочих документов позволяет создавать рабочие документы и настраивать их автоматическое заполнение непосредственно пользователями программы.
Модуль Систематизация выявленных нарушений группирует найденные нарушения по заданному пользователем признаку ошибки, по выявившему нарушение сотруднику аудиторской группы, по источнику нарушения и по объекту аудита. Аудитору предоставляется возможность отбора замечаний, которые оказали влияние на соответствующую отчетность.
Модуль Занятость сотрудников предоставляет возможность учета плановой и фактической занятости сотрудников аудиторской фирмы и настройки графика работ с разной степенью детализации: для холдингового объединения аудиторских организаций, отдельной организации, подразделения и отдельных сотрудников.
Модуль Формирование отчета аудитора и аудиторского заключения не заменяет аудитора, а лишь способствует эффективному использованию рабочего времени. При выявлении нарушения в проверяемом предприятии аудитор выбирает из справочника название соответствующего нарушения.
Кроме указанных модулей в комплект поставки программы IT Audit:Аудитор включены рабочие документы аудитора по регламентации действий при проведении соответствующей аудиторской процедуры. Аудиторская фирма IT Аудит Право обеспечивает постоянное сопровождение данных документов, обновляя их по мере необходимости. Наряду с этим пользователь может создавать свои рабочие документы во взаимодействии с Microsoft Excel и настраивать их на автоматическое заполнение данными бухгалтерского учета клиента.
Программа обеспечивает синхронизацию баз данных через интернет: удаленные пользователи могут оперативно обмениваться результатами аудиторской проверки и обновлять данные, например, через модемное соединение. Синхронизация может быть полезна и при отсутствии локальной сети.
3. Основные пакеты прикладных программ в области сопутствующих аудиту услуг
При изучении данного вопроса, необходимо обратить внимание на особенности услуг, сопутствующих аудиту, с помощью ПК: автоматизация анализа деятельности администрации, расчетов по анализу платежеспособности организации, анализа финансового состояния организации, консультационных услуг, услуг по ведению и восстановлению бухгалтерского учета. Важно знать, какие специальные условия предусматриваются в договорах на оказание сопутствующих услуг; в чем особенности организации и методов осуществления этих услуг; ответственность сторон при оказании услуг; отчеты по результатам сопутствующих аудиторских услуг.Автоматизация анализа деятельности администрации.Аудиторская проверка действий администрации направлена на анализ ее работы. При этом должны использоваться общепринятые критерии оптимального развития предприятия. Для получения нужных характеристик аудитор использует данные бухгалтерской отчетности (формы 1-5). Эти данные преобразуются в систему показателей, которые сравниваются с оптимальными в сложившейся ситуации. Результаты такого сравнения отражаются в протоколе (аудиторском заключении).Автоматизация расчетов по анализу стратегии заемных средств.Влиять на финансовое состояние предприятия можно с помощью привлечения заемных средств. Влияние этого фактора преимущественно зависит от соотношения собственных и заемных средств, от процентной ставки за кредит. Эффект, полученный за счет привлечения кредита в производство, известен как эффект финансового рычага. Аудитор может проверить, оптимально ли выбрана стратегия заемных средств в сложившихся условиях с точки зрения некоторых объективных критериев оптимальности.Для математической постановки задачи можно использовать следующие показатели, характеризующие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия: эффект финансового рычага, экономическая рентабельность, рентабельность собственных средств, коэффициент автономии.Для расчета фактических значений этих показателей используют данные баланса – нетто, получаемого из данных формы № 1 укрупнением его отдельных статей.Автоматизация анализа финансового состояния предприятияАвтоматизация анализа финансового состояния предприятия среди функций аудита является наиболее поддающейся автоматизации, т.к. связана с вычислением экономических показателей по определенным формулам. Кроме того, анализ динамики показателей позволяет использовать методы прогноза, а выявленные закономерности позволяют делать выводы об устойчивости положения предприятия.На практике для автоматизации расчетов по анализу финансового состояния используются различные пакеты прикладных программ, из которых наибольший интерес представляет ППП фирмы «ИНЭК» «Анализ финансового состояния предприятия».Автоматизация консультационных услугОдной из функций аудитора является оказание всевозможных консультационных услуг в различных областях бухгалтерского, управленческого, налогового учета, в вопросах организации учета, его автоматизации.При составлении ответов аудитор пользуется всеми существующими информационно-справочными системами, из которых он не только черпает необходимые знания, но и использует выдержки из документов для обоснования своих рекомендаций и выводов.Автоматизация услуг по ведению и восстановлению бухгалтерского учета при выполнении этих функций аудитор может использовать любую программу из широко представленных на нашем рынке.Восстановление бухгалтерского учета. Эта услуга выполняется как обособленная от других видов работ также на договорной основе. При этом состав решаемых задач зависит от сложившейся ситуации: учет велся с ошибками; учет не велся; первичные документы пропали или уничтожены и т. д. Каждый вариант подробно анализируется, составляется общий план и программа восстановления. В любом случае квалифицированный аудитор обязательно воспользуется средствами автоматизации.Список использованной литературы.
1. Голосов О.В., Гутцайт Е.М. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. — М.: Бухгалтерский учет, 2005.
2. Гутцайт Е.М. Аудит: концепция, проблемы, эффективность, стандарты. - М.: Элит: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
3. Информационные системы в экономике: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
4. Компьютерные информационные системы в аудите: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 159 с.
5. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Автоматизация аудита. – М.: ЮНИТИ, 1999.
6. Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского уче-та, анализа и аудита. — М.: Омега-Л, 2004.
7. Шуремов Е.Л. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа и аудита. – М.:Перспектива, 2001.