Понятие законности и правопорядка

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Понятие законности и правопорядка …..4 2. Виды правонарушений ...8

Содержание

Введение…………………………………………………………………………........3

1. Понятие законности и правопорядка………………………………................…..4

2. Виды правонарушений ………………...................................................................8

3. Юридическая ответственность (понятие, виды, основные признаки)..............13

4. Основание и принципы юридической ответственности……………............….18

Заключение……………………………………………………………........……….22

Список использованной литературы………………………………...…………….23

Введение

Среди многочисленных проблем юридической науки и практики, которые в последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и общества в целом, находятся вопросы законности, правопорядка и юридической ответственности. Они имеют приоритетное значение в правовой жизни общества. Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.

Изучение правопорядка актуально потому, что «правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности».

Итак, законность, правопорядок и юридическая ответственность - фундаментальные категории юридической науки, раскрывающие содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Они появляются вместе с государством, законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности реально не осуществимо.

1. Понятие законности и правопорядка

Законность – это основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

Как устойчивое явление общественной жизни, закон возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия – главная задача закона правового государства, коим провозгласила Россию Конституция РФ.

Законность – это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законность – это общественно – политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к гражданину. Государство ответственно перед гражданами, а граждане – перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия.

Законность неразрывно, связана с правом, юридическими нормами.

Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности.

Законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами – путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает их реализацию и защиту прав. Законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола.

Законность – это такой политика – правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей – от анархии, общество в целом – от насилия, хаоса, беспорядка.

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Правопорядок составляет реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются материальные и духовные потребности.

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно – следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового порядка.

Нормы права – это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее правопорядок.

Правоотношение – это элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Структура правопорядка – это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Особенность правопорядка как спецефической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жини не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

2. Виды правонарушений

Виды правонарушений – это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

1. Гражданские – правонарушения в области гражданского законодательства.

2. Трудовые – правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.

3. Уголовные – правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность.

4. Административные – правонарушения, за которым настоящим Кодексом или законами, субъектов РФ установлена административная ответственность.

Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политических отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:

- В области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие).

- В области социально – бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок).

– В сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершения правонарушения одним человеком может предопределить совершения правонарушения другим человеком.

Правонарушение – виновное противоправное деяние лица, носящее общественно опасный характер.

- посягающее на установленный порядок.

Одной из черт правонарушений, наиболее очевидной, вытекающей из самого термина, является противоправность, то есть нарушение права, его норм. Правонарушение – это деяние, поведение, поступки людей, действие или бездействие, следовательно, правонарушение может составить только акт поведения, выраженный правонарушителем. То есть нельзя считать правонарушителя таковым при наличии у него противоправных мыслей. Конечно, если эти мысли не воплотились в правонарушение.

Деяние человека выражается или в виде конкретного действия, или в виде бездействия. Действие противоправно, если оно противоречит диспозиции данного права. Бездействие – один из видов поведения. В свою очередь, поведение, имеет свой обязательный признак, выражающийся в том, что правовое поведение находится под контролем сознания и воли индивида, субъекта права. Значит, не может признаваться правонарушением поведение в состоянии невменяемости или недееспособности. Таким образом, правонарушение, являясь деянием, характеризуется как сознательный волевой акт.

Еще одной чертой, характеризующей правонарушение, является общественная опасность, которая в свою очередь выражается во вреде наносимому обществу.

Вред – это совокупность отрицательных последствий правонарушений и обязательный признак каждого правонарушения. Вред может иметь материальный или моральный характер, восстановимым или нет, ощущаемым отдельными гражданами, коллективом и обществом в целом. Вредных или безразличных для государства, граждан правонарушений не существует.

Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Определяя степень повышенной опасности, используют следующие критерии:

1. Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства.

Объектами преступных посягательств, как правило, являются наиболее важные общественные отношения, интересы и блага (жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство).

2. Размер причиненного ущерба.

Если этот ущерб значителен, то законодательство признает деяние преступлением, иначе – проступком.

3. Способ, время и мотив совершения правонарушения.

Неисполнение приказа военнослужащим, например, может быть признано дисциплинарным проступком, но то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору ни организованной группой, а равно повлекшие тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

4. Личность правонарушителя.

Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности. Но личность, неоднократно нарушающая юридические нормы, становится общественно опасной, и ее последующие правонарушения расцениваются уже не как проступки, а как преступления.

Преступлениями называют запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку. За любые преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения – уголовно – правовые санкции, устанавливающие значительные ограничения на поведение и правовой статус лиц, виновных в их совершении. Преступление – это наиболее тяжкий вид правонарушения.

По своему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным законодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет и не может быть.

Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие, а по некоторым составам и за укрывательство и недонесение о преступлении. Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленный для того процессуальной форме. Отбывание наказания регулируется специальным законодательством.

Административный проступок – это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, За которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административный проступок – это нарушение общеобязательных требований гражданами, должностными лицами, независимо от их положения и служебной подчиненности. Ответственность за административный проступок налагается определенными законом специальными органами, а не вышестоящим должностным лицом или органом по подчиненности.

При имущественных правонарушениях ответственность наступает в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, отобрания вещей у должника, признания сделки недействительной. Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, в большинстве случаев ограничена частью оклада или средней заработной платы. Привлекают к гражданско-правовой ответственности суд, арбитражные суды, третейский суд.

Процессуальные правонарушения – это нарушения установленной законом процедуры – это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.

Законодательство ряда зарубежных государств довольно четко выделяет так называемые уголовные проступки, занимающие промежуточное место между преступлениями и обычными правонарушениями. Такой подход делает борьбу с правонарушениями более предметной, ибо специализирует группы правоохранительных органов на борьбе с отдельными видами правонарушений и прежде всего – с преступностью.

3. Юридическая ответственность (понятие, виды, основные признаки)

Общее понятие ответственности имеет философский, методологический характер, передает особое социальное и морально – правовое отношение личности к обществу, заключающее в реализации нравственно – правового долга. Юридическая ответственность представляет собой разновидность социальной ответственности, которая проявляется в различных областях общественной жизни и деятельности людей. Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение человека имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. Регулировать поведение людей возможно и необходимо только при условии относительной свободы человеческих действий, суть которой заключается в способности человека выбирать свою линию поведения, самостоятельно определять направленность своих поступков. Мера социальной свободы человека определяется с помощью социальных норм. Они выражают объективно необходимые требования, предъявляемые обществом, государством, коллективом к своим членам, вести себя определенным образом, поступать соответственно интересам данных социальных образований.

Понятие юридической ответственности.

Человек отвечает за свои действия уже совершенные, либо за действия, которые совершаются или предстоит совершить. Люди поступают ответственно, если не нарушают действующих социальных норм, с сознанием своего гражданского долга и чести выполняют соответствующие требования и соблюдают интересы общества, государства, коллектива.

Ретроспективная ответственность – это ответственность за прошлое поведение, нарушающее требование социальных норм и влекущее за собой общественное осуждение и неблагоприятные последствия для нарушителя.

Юридическая ответственность традиционно разрабатывалась в правовой науке как наука ретроспективная, связанная с прошлым поведением. Специфика ее заключается в неразрывной связи с противоправным поведением.

Юридическая ответственность отличает не просто государственное принуждение, а лишь государственное принуждение к исполнению норм права является то, что сама эта деятельность строго регламентирована законам, имеет свои правовые рамки.

Государственное принуждение к исполнению норм права может выражаться в различных видах деятельности правоохранительных органов: в контроле юридически значимым поведением субъектов права, в особой деятельности компетентных органов по расследованию и установлению фактов правонарушений, в применении к правонарушителям предусмотренных законом санкций.

Санкция – это неблагоприятные последствия правонарушения, предусмотренные в соответствующей норме права и возлагаемые на правонарушителя компетентными государственными органами.

Юридическая ответственность не сводится к государственному принуждении, а лишь проявляется в процессе его осуществления и возникает после установления факта право нарушения. Основанием возникновение юридической ответственности является факт совершения правонарушения, причем особое значение приобретает наличие в деянии лица состава правонарушения. Состав правонарушения представляет собой фактическое основание юридической ответственности, в отличие от правового основания, под которым понимается норма права, без которой, разумеется, юридическая ответственность немыслима.

Юридическая ответственность обращена к субъекту, ее невозможно отрывать от него, не принимать во внимание его сознательно – волевую деятельность, связанную с относительной свободой воли принятия решения со знанием дела.

Ответственность правонарушителя заключается в выполнении двух видов обязанностей:

а. Восстановить по мере возможности то состояние общественной жизни, которое до совершения правонарушения.

б. Понести кару за совершенное правонарушение.

Эти две группы обязанностей составляют единое содержание всякой юридической ответственности. Только возмещение вреда и понесение кары вместе могут оказать реальное влияние на сознание правонарушителя и предостеречь его от совершения противоправных поступков в будущем.

Ответственность имеет два основания (нормативное – нормы права; и фактическое – индивидуальное противоправное деяние, приносящее вред обществу).

Юридическая ответственность традиционно разрабатывалась в правовой науке как ответственность ретроспективная, связанная с прошлым поведением.

В Конституции России закрепляется, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, причем обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

В гражданском праве действует презумпция виновности, согласно лицо, которой при наличии объективной стороны правонарушения предполагается виновным до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Виды юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовно – правовая, административно – правовая, дисциплинарная) полностью совпадают с видами правонарушений, но по порядку привлечения к ней их можно условно подразделить на два вида:

1. Ответственность, налагаемая компетентными государственными органами или должностными лицами, характеризуемая наиболее жесткими мерами государственно-принудительного воздействия, рассматривая либо в судебном, либо административном порядке: уголовно – правовая, дисциплинарная.

2. Привлечения к ней правонарушителя непосредственно управленческим лицом, что характерно для гражданско-правовой ответственности при наличии факта совершения гражданско-правового деяния.

При привлечении правонарушителя к ответственности компетентным государственным органом или должностным лицом кроме факта нарушения необходим правоохранительный акт, устанавливающий его вину, а в ряде случаев и точную меру государственно-правового воздействия.

Рассмотрим основные признаки юридической ответственности, которые помогут более полно охарактеризовать ее отличия от других форм социальной ответственности.

Во – первых, юридическая ответственность по отношению к субъектам права несет государственно – принудительный характер. Только государственные органы могут привлечь субъект права к юридической ответственности за нарушение той или иной нормы права. Наличие нормы права – есть основания юридической ответственности. Таким образом, юридическую ответственность отличает не просто государственное принуждение, а лишь государственное принуждение к исполнению норм права, что выражается в различных видах деятельности правоохранительных органов:

- контроль за юридически значимым поведением субъектов права;

- расследование и установление фактов правонарушения;

- применение к правонарушителям предусмотренных законом санкций.

Во – вторых, хотя юридическая ответственность и проявляется в процессе осуществления государственного принуждения, но возникает она только после установления факта противоправного деяния с наличием в нем состава правонарушения. Следует четко представлять себе, любое правонарушение является противоправным деянием, но не любое противоправное деяние непременно является правонарушением. Например, уголовное законодательство освобождает от ответственности лиц, которые совершили преступные деяния под физическим принуждением, ибо, как уже отмечалось выше, у субъектов права должна быть возможность выбора одного или нескольких из большего числа вариантов поведения. Для признания противоправного деяния правонарушением необходимо, чтобы оно было совершенно виновно. Таким образом, состав правонарушения – есть фактическое основание юридической ответственности. Государственное принуждение выступает содержанием юридической ответственности, проявляясь по-разному в различных отраслях права.

4. Основания и принципы юридической ответственности

Принципы юридической ответственности должны исследоваться не как простая совокупность, а как система. Система принципов юридической ответственности характеризуется определенной иерархией, единством, цельностью, внутренней согласованностью и взаимодействием образующих ее элементов. Составляющие систему принципы действуют не обособленно, изолированно друг от друга, а комплексно. Они тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены. Каждый входящий в систему принцип должен толковаться и осуществляться с учетом других основополагающих идей.

Под структурой принципов юридической ответственности понимается такое строение системы принципов юридической ответственности, расположение ее основных элементов и связей, которое обеспечивает целостность данной системы, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов реальной действительности.

Принципы юридической ответственности представляют собой полиструктурное образование, включающее, в частности, генетическую и временную, логическую и стохастическую, пространственную и иные структуры.

В рамках каждого отдельно взятого принципа юридической ответственности также могут быть обозначены логическая, стохастическая, генетическая, временная, пространственная и иные типы связей между образующими его элементами.

Функции принципов юридической ответственности – это такие относительно обособленные направления гомогенного прогрессивного воздействия принципов на сознание и поведение людей, в которых проявляется их природа и социально – правовое назначение.

Она выполняет основные и неосновные, внутренние и внешние, явные и латентные, регулятивные и охранительные, гносеологические и информационные, контрольные и компенсационные, оценочные и иные функции. Их содержание зависит от того, в какой правовой системе ( национальной, международной…) и юридической практике ( правоприменительной…) они осуществляются. В рамках отдельных функций принципов могут быть выделены подфункции.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования определяются его актуальностью, новизной, научно обоснованными и аргументированными выводами и предложениями.

Теоретическая значимость заключается в том, что проведено комплексное исследование одной из проблем теории права – принципов юридической ответственности. Основные положения работы позволят по – новому подойти к понятию и признакам принципов юридической ответственности, а также сформировать представление о разнообразных структурах и функциях данных принципов. Материалы диссертации дополняют и развивают некоторые разделы теории права и государства, отраслевых юридических наук и международного права. Они позволяют привлечь внимание к перспективным направлениям научных исследований, будут полезными ученым – юристам различных специальностей при написании диссертаций, монографий и других научных работ.

Практическая значимость исследования определяется тем, что повышение качества и эффективности юридической практики в области реализации ответственности за правонарушение напрямую зависит от того, насколько точно в каждом конкретном случае будут соблюдаться принципы юридической ответственности.

Грамотному использованию принципов в практической деятельности способствует их всесторонний научный анализ. Диссертационное исследование содержит ряд конкретных предложений по совершенствованию законодательства о юридической ответственности и ее принципах. Отдельные положения диссертационного исследования могут способствовать повышению уровня правосознания и правовой культуры субъектов и участников юридической практики.

Дидактическое значение данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при подготовке учебников, учебных учебно-методических пособий, проведении учебных занятий по общей теории права и государства, отраслевым юридическим дисциплинам, при написании студентами рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.

Основаниями для привлечения к юридической ответственности является наличие правовой нормы, предусматривающей состав правонарушения; юридического факта совершения правонарушения или действующего правоприменительного акта.

Неотвратимость ответственности в качестве одного из принципов законности государства совсем не означает, что лицо за каждое правонарушение обязательно должно нести юридическую ответственность, отбывать полностью наказание либо ему следует выносить взыскание. Законодатель предусматривает основания освобождения от юридической ответственности.

Такие основания предусматриваются в уголовном, административном, трудовом и другом законодательстве.

Можно назвать следующие основания для освобождения от уголовной ответственности: давность привлечения к уголовной ответственности; когда ко времени расследования или рассмотрения дела в суде в силу общественно опасным; вследствие амнистии или помилования; применение к несовершеннолетнему, совершившему преступление, принудительных мер воспитательного характера; применение к лицу, совершившему преступление, которое не имеет большой общественной опасности, мер исправления и перевоспитания без применения уголовного наказания – привлечения такого лица к административной ответственности; применение мер медицинского характера.

Основаниями для освобождения от административной ответственности являются: давность привлечения к административной ответственности; ограничение устным замечанием в случае совершения незначительного административного правонарушения.

Заключение

Государство управляется с помощью различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность и правопорядок. Без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.

Законы, их соблюдение - древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе.

Ничего лучшего, более разумного человечество не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие формы общежития.

В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам - суть правового государства.

Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и во власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной - экономической, социальной, политической, морально-психологической.


Список использованной литературы

1. Алексеев Г.В. Правоведение / Учебное пособие – СПб: СПбГУИТМО, 2007. – 144 с.

2. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М. 1986г

3. Дакелин А. И. – Методическое пособие по курсу: « Основы правоведения», с – 24, 2000г.

4. Костенко М.А. Правоведение: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ,

2003. 33 с.

5. Мамин Н. С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М. 1996г.

6. Правоведение: Учебник / Под общей ред. В. А. Козбаненко— 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация, Дашков и К°, 2006. — 1072 с.

7. Спиридонова Л. И. – Теория государства и права. СПб, 1995г.

Скачать архив с текстом документа