Рынок товаров для животных в Приморском крае

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВГУ)

Институт дополнительного профессионального образования

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Рынок товаров для животных в Приморском крае

Реферат

Студентки группы 3а2Бв

Песня Людмилы Васильевны

Научный руководитель

Карпец Ольга Викторовна

Владивосток

2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………....….………...3

1. История российского зообизнеса………………………………………………..……….……4

2. Структура российского зообизнеса………………………………….…………..……….……4

3. Зообизнес в Приморском крае…………………………………………………………………7

4. Перспектива развития рынка зоотоваров…………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………….………………………...43

Список использованных источников…………………………..……….………..……….…...… 45

Введение

Для того чтобы определить эффективно ли развитие предприятий зообизнеса в Приморском крае, следует владеть не только информацией о зообизнесе и перечне товаров для животных, но и необходимо иметь представление об актуальности такого рынка в данном регионе, а также перспективы его развития.

Рассмотрим прогнозы, которые делают различные агентства в отношении перспектив развития рынка зоотоваров в целом и кормов для домашних животных в частности, и каким образом будет развиваться рынок кормов для домашних животных.

А также, предлагаю выяснить, какие проблемы возникают у продавцов на таком рынке и как можно обойти эти «подводные камни».

Этим объясняется актуальность выбранной темы данной работы.

Целью данного реферата является изучение рынка товаров для животных в Приморском крае.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучить развитие и структуру российского рынка товаров для животных;

- изучить рынок зоотоваров в Приморском крае;

-перспектива развития рынка зоотоваров.

Теоретической основой данного реферата явились электронные ресурсы таких газет, как «Владивостокские новости», «Деловая пресса», «Золотой Рог», «Зообизнес в России» и другие, публикации в электронной периодической печати по данной теме, рынок товаров для животных в Приморском крае.

Реферат выполнен на базе рынка товаров для животных в Приморском крае.

История российского зообизнеса

Развитие российского зообизнеса как отрасли началось около десяти лет назад. 90-е годы стали годами бурного роста и «естественного отбора» в новой для России отрасли. Сейчас отрасль завершает свое формирование, и переходит в «зрелое» состояние, определенно требующее систематизации.

История российского рынка товаров для животных очень молодая, этим и объясняется несовершенство законодательной и нормативной базы, которая будет пополняться еще как минимум лет 5-7. Для этого необходимо проанализировать региональное и федеральное законодательство, затрагивающее интересы зообизнеса, и привести его в соответствие с действующими законодательными актами Российской Федерации

Структура российского зообизнеса

Зообизнес — это отрасль, к которой относится все, что так или иначе связано с содержанием животных-компаньонов (собаки, кошки и прочие). Структура зообизнеса представлена на схеме 1.

Схема 1 – Структура российского зообизнеса.

ЗООБИЗНЕС
Зоотовары Услуги Живые животные

· Производство

· Торговля

· Ветеринарные услуги

· Груминг (парикмахерские услуги)

· Передержка (гостиницы)

· Дрессировка

· Ритуальные услуги

· Разведение

· Торговля

ЗООТОВАРЫ
· Корма · Аксессуары

· Лекарственные средства (для ветеринарных целей

· Средства для ухода

Современный рынок кормов для домашних животных в России оценивается приблизительно в 200-250 млн. долларов в год, на долю московского рынка приходится до 110 млн. долларов в год. Вместе с тем, европейский рынок кормов оценивается в 22 млрд. долларов (схема 2). Таким образом, получается, что Россия имеет примерно 1% от европейского объема продаж в целом.

Схема 2 – Сравнительные данные зоорынка Европы и России.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ЗООРЫНКА ЕВРОПЫ И РОССИИ
Количество домашних животных (млн. ) Объем рынка (доллары США)
Европа 150,0 22,0 млрд.
Германия 11,8 2,7 млрд.
Франция 18,7 2,8 млрд.
Великобритания 13,6 2,2 млрд.

Схема 3 показывает, как распределяются доходы от различных категорий товаров.

Схема 3 – Долевое соотношение различных категорий зоотоваров по данным компании Euromonitor.

ДОЛИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ЗООТОВАРОВ (по данным компании Euromonitor)
Корма для собак 41%
Корма для кошек 29%
Другие зоотовары 25%
Корма для других животных 5%

Следует отметить, что рынок зооуслуг в России в последние годы активно развивается. Открываются новые ветеринарные клиники, зоомагазины, груминг-салоны, гостиницы для животных и другие объекты. Однако деятельность в этой сфере в субъектах Российской Федерации, в отличие от рынка сельскохозяйственного, до сих пор не систематизирована.
Сегодня в российском зообизнесе можно отметить следующие характерные черты:

· На зоорынке доминируют продукты импортного производства (это показывает схема 4). Доля отечественных зоотоваров очень мала;

· Рынок кормов контролируется практически одной компанией;

· Слабо выражены структуризация рынка и разделение функций между компаниями;

· Очень слабы позиции розничного звена торговли зоотоварами и влияние на рынок потребительских предпочтений.

Схема 3 – Рынок зоокормов импортного производства в России.

РЫНОК КОРМОВ ДЛЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В РОССИИ
Марс 58%
Нестле 17%
Роял Канин 4%
Аровит 2%
Оскар 2%

Зообизнес достиг того уровня развития, при котором необходимо систематизировать его рынок. Проявились и общие интересы, отстаивать которые призваны профессиональные объединения. Созданы и активно развиваются специализированные профессиональные издания. Начата работа по популяризации и продвижению интересов и брэндов отрасли в неспециализированных изданиях и СМИ.

Одним из направлений зообизнеса является зооиндустрия.

Само понятие «зооиндустрия» основано на слове «промышленность». Весь наш отечественный зообизнес базируется на промышленности, или переработке сырья в целях производства предметов потребления — товаров для непродуктивных домашних животных. Промышленность кормов для домашних животных играет, по сути, роль утилизационной составляющей для мясной промышленности, повышая при этом эффективность аграрного производства.
Всего каких-то десять лет назад готовых кормов для домашних животных не было в нашей стране. C середины прошедшего десятилетия в нашей стране появилась новая современная отрасль индустрии — промышленность кормов для непродуктивных домашних животных. Ее основателем стала компания «Марс» — один из первых иностранных инвесторов, пришедших в Россию — начавшая в 1995 г. промышленное производство продукции для домашних питомцев. Компанией «Марс» построено два завода по выпуску кормов (один в Ступино, второй под Новосибирском).

Полноценное питание для собак и кошек должно быть сбалансировано по белку, по углеводам, по жирам, макроэлементам, микроэлементам. В домашних условиях самостоятельно приготовить соответствующий рацион достаточно сложно. По желудку домашнего животного видно, питается оно со стола хозяина или нормальным рационом. Разница огромная. Если животное кормят сухими кормами, то слизистая без всяких изменений. А когда ему то костей бросят, то супа остывшего нальют, то каши со стола бросят, то явление гастрита у животного, практически, неизбежно. Практика доказывает, что многие распространенные у животных заболевания отступают, если используются готовые корма. У таких животных лоснящаяся шерсть, прекрасное состояние костяка, крепкая иммунная система. Если корм применяется грамотно и длительное время, благотворные перемены неизбежны. При этом у домашних питомцев поведение здорового животного — ведь происходят и физиологические изменения.

Мировой опыт показывает: в условиях стабильной экономики корма для домашних питомцев становятся товаром повседневного спроса для владельцев домашних животных. Рост потребления этой продукции — знак современного стиля жизни. Потребители — это не жертвы рекламы, они ежедневно делают осознанный выбор, приобретая корм для своих любимцев. Невозможно современные высококачественные товары и корма для этих питомцев сконцентрировать лишь в немногочисленных зоомагазинах или специализированных отделах. Корма давно уже стали товаром народным, повседневным, массовым, социально значимым.
В России около одной трети наших сограждан содержит домашних животных, которые стали в одном случае компаньонами одиноких и престарелых людей, а в другом — почти членами семей. Наукой доказана огромная социальная, психологическая, а порой и медицинская польза от ответственного содержания домашних питомцев.

Даже насколько бы не был низким уровень дохода населения, все равно происходит рост стабильного потребления товаров для животных, так как они стали товарами повседневного спроса, а не товарами-роскошами. В целях повышения культуры потребления зоотоваров необходимо привлекать средства массовой информации к освещению данного вопроса, а также публиковать мнения специалистов, таких как: ветеринарные врачи, кинологи, фелинологи и др.

Зообизнес в Приморском крае

Несмотря на относительно скромные показатели доходности с квадратного метра торговой площади, зообизнес привлекает предпринимателей устойчивостью: владельцев животных с каждым годом становится все больше, а это значит, что спрос на зоотовары будет сохраняться. В Москве, занимающей лидирующее положение по объемам продаж зоотоваров, наблюдается ощутимый бум. Следом идет Санкт-Петербург, традиционный неформальный центр зооиндустрии. Что касается регионов, то здесь все очень неровно. Но Владивосток в списке региональных лидеров занимает одно из первых мест.

Недостатка в зоотоварах в краевом центре действительно не наблюдается. Еще с советских времен существует магазин Фауна, есть собственная розничная сеть у компании Флора-ДВ (Живая планета, Леопольд), год назад открылся зоомаркет Алекс рядом с одноименной ветклиникой. Кроме этого, небольшие зоомагазинчики есть в каждом микрорайоне, плюс специализированные павильоны на городских рынках и отделы для домашних любимцев в супермаркетах.

Однако, по мнению участников рынка, говорить о том, что в Приморье зооторговля стремительно развивается, пока рано. В Москве розница идет вперед просто семимильными шагами, а в Приморье на протяжении последних трех лет в этом сегменте рынка наблюдается застой. Причем с оптовой торговлей зоотоварами все нормально, а вот в рознице роста нет. Хотя у нас тоже появляются магазины нового формата - большие зоомаркеты, где представлен весь спектр товаров для домашних питомцев, бурного развития рынка пока не наблюдается.

Основные формы торговли зоотоварами в Приморье уже сложились. Киоск на рынке - это начальная стадия эволюции розницы. Торгуют киоски в основном кормами и кошачьими наполнителями. Преимущество здесь одно - экстремально низкая стоимость входа на рынок. А вот недостатков куда больше: неквалифицированный персонал, отсутствие сервиса, недостаточный ассортимент, нарушение условий хранения кормов. По прогнозам экспертов, такие торговые точки на рынках со временем отомрут вместе с самими рынками. А вот небольшие магазины шаговой доступности в каждом микрорайоне города имеют гораздо больше шансов на успех.

По мнению участников рынка, это наиболее стабильная ниша, у которой есть будущее, если владельцы торговых предприятий будут внимательнее относиться к подготовке квалифицированных продавцов и оформлению торговых залов.

Зооотделы в супермаркетах - это тоже уже сложившийся формат. Сюда владельцы животных идут за кормами, наполнителями, аксессуарами. По мнению покупателей, это очень удобно. А вот владельцы специализированных магазинов говорят о том, что такие отделы отнимают у них часть покупателей.

Мелкие зоомагазины и отделы в супермаркетах, конечно, оттягивают на себя часть покупательской аудитории. Однако у специализированных магазинов своя ниша. Если в супермаркет заходят по дороге домой за самым необходимым, то в большой зоомагазин приезжают в выходные, всей семьей. Поэтому такой магазин должен иметь и соответствующую площадь, и оформление, и ассортимент, и подготовленный персонал.

Один из самых удачных форматов зооторговли - зоомаркет. Большая площадь, свободные проходы, полки, аккуратно заполненные разнообразным товаром, богатый, но продуманный ассортимент, обученные консультанты в торговом зале.

Самый удобный для покупателей формат - довольно большой магазин, где представлен весь спектр товаров самых разных ценовых категорий, на любой кошелек. Сюда покупатели приходят с детьми, наблюдают за животными, совершают покупки, поэтому магазин должен иметь соотвествующее оформление. Но больших серьезных магазинов во Владивостоке не так уж и много. Хотя, может быть, для нашего города вполне достаточно иметь 3-4 больших магазина плюс небольшие магазинчики в спальных районах. А вот от чего рынок уже постепенно должен отходить - это от торговли зоотоварами на открытых рынках.

Что касается узкой специализации (например, магазины Все для собак или Все для птиц), по мнению участников рынка, такие магазины Владивостоку пока не нужны. Единственное направление, которое имеет смысл выделить, - это аквариумистика. Спрос в этом сегменте довольно высок, а в универсальном магазине собрать все, что есть сегодня на рынке по этому направлению, невозможно. Но больших специализированных аквариумных магазинов во Владивостоке пока нет. Так что эта ниша пока остается свободной.

Торговля зоотоварами - довольно специфический вид розницы, который требует специальных знаний у торгового персонала. Реализация подобных товаров, по мнению директоров зоомагазинов, схожа с торговлей детским питанием, игрушками и одеждой для детей-грудничков. Животных считают младшими членами семьи, а младший всегда был и будет любимым.

Специально для зоомагазинов продавцов не готовят. Поэтому прежде чем принять человека на работу, его нужно обучить. Но, прежде всего, продавец должен любить животных и иметь навыки ухода за домашними питомцами. А все необходимые знания ему даются в период стажировки, прикрепляя к опытному продавцу, который и учит новичка. Для того, чтобы получился хороший продавец зоомагазина, нужен почти год. Насколько мне известно, в Москве уже есть курсы, где специально готовят зоопродавцов. Но нам туда ездить обучаться дороговато, поэтому кадры готовим своими силами.

Все дело в том, что в зоомагазине очень многое зависит от продавца. Продавец должен очень хорошо ориентироваться в том изобилии товара, которое представлено в магазине, знать особенности тех или иных животных, уметь дать консультацию по содержанию, кормлению питомца. Поэтому продавцы в обязательном порядке проходят обучение, участвуют в различных семинарах, которые проводят компании-производители кормов и других товаров для животных.

Кроме подготовки продавцов-консультантов, владельцы крупных зоомагазинов привлекают в свои магазины ветврачей. Ветврачи работают в Фауне, Живой планете, а зоомаркет Алекс расположен в одном здании с ветлечебницей, так что консультация специалиста гарантирована.

Но зоомагазин - это не только корма, наполнители, клетки и игрушки для животных. Хомячки, попугайчики, морские свинки и прочая живность - обязательная составляющая каждого зоомагазина. С одной стороны, живой товар требует особого отношения и огромной ответственности, а прибыль с него минимальная. С другой - питомцы в клетках - работающий механизм привлечения покупателей, особенно покупателей с детьми.

Вопреки распространенному мнению, что большинство живности в магазинах китайского происхождения, представители зообизнеса говорят о том, что живой товар магазины предпочитают брать у местных заводчиков. Птицу везут из Краснодара, Средней Азии. Когда-то были в Приморье и свои заводчики, но с каждым годом желающих заниматься этим хлопотным делом становится все меньше. Могут взять новорожденных животных и птиц и у населения. Однако для этого необходима справка от городских ветслужб о том, что питомец здоров. Кстати, покупка попугая, декоративного кролика или грызуна в магазинах гарантирует его здоровье. А вот на рынках за здоровье животных никто ответственности не несет.

Эксперты считают, что у отрасли большое будущее. Владельцев животных становится все больше, на рынке появляются все более дорогостоящие товары (дворцы для кошек, ошейники с бриллиантами и т.д.), которые быстро находят своих покупателей. Но это пока касается лишь двух столиц.

В регионы основные тенденции, по мнению всех опрошенных участников рынка, идут с большим опозданием. Например, в 1992 г. в Москве начался бум на одежду для собак. Магазин Фауна сразу привез пробную партию, на которую не нашлось покупателей. Спрос на подобные товары появился лишь в последнее время. Спустя 14 лет. И это при том, что Владивосток считается одним из лидеров среди регионов по зооторговле.

Забота о здоровье, экономия денег и времени, удобство и практичность - с одной стороны и декадентское стремление к удовольствиям и роскоши, премиумизация продовольственных и непродовольственных категорий потребительских товаров - с другой. Таковы ключевые тенденции российского рынка товаров повседневного спроса в России, который в 2008 году вырос на 15% в стоимостном выражении. В ходе масштабного исследования FMCG-рынка, проведенного компанией Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с середины 2007 г. по середину 2008 года, были изучены розничные продажи в ключевых сегментах рынка товаров повседневного спроса, включая упакованные продукты питания, безалкогольные и алкогольные напитки, сигареты, корма для животных, бытовая химия, средства персонального ухода. Самым быстрорастущим сегментом стал рынок кормов для животных (+33% в стоимостном выражении). По сравнению с Центральной и Восточной Европой российский потребительский рынок находится в привилегированном положении. Россия в числе рынков с самым высоким уровнем потребительского доверия. Что неудивительно: высокие темпы роста потребительских доходов в предыдущие годы и нефтяные деньги в государственном стабфонде оставляют россиянам надежду на то, что экономика страны выстоит в глобальном финансовом кризисе.

Рис. 1 Изменение индекса потребительского доверия в России за период 1 половина 2005-1 половина 2008 года. Данные онлайн исследования Nielsen.

Россия по-прежнему является одной из самых быстрорастущих экономик мира, и рост потребления является важным стимулом для развития национальной экономики. В 2008 году только на товары повседневного спроса - продукты питания, напитки, бытовую химию, средства персонального ухода, сигареты и корма для животных - россияне потратили на 15% больше Однако нарастание экономической нестабильности может привести к замедлению темпов роста рынка к концу 2008 и в начале 2009 года. И изменения уже заметны. Россия в числе стран с самыми высокими темпами роста продовольственной инфляции в Европе. Рост цен заставил россиян изменить свое покупательское поведение при пополнении своей корзины каждодневных товаров. Для ритейлеров и для производителей товаров повседневного спроса сложившаяся ситуация может нести как и угрозы, так и новые возможности - для роста Несомненно инфляция серьезно сказалась на динамике продаж в денежном выражении. Чтобы снизить ее влияние на семейные бюджеты россияне уменьшают объем и ассортимент своей потребительской корзины и переключаются на другие розничные каналы. При этом темпы продовольственной инфляции серьезно различаются от категории к категории.

Спрос на товары для животных в России увеличивается быстрее, чем в Европе и США. По мере роста доходов наши соотечественники готовы тратить все больше денег на своих домашних питомцев. Именно на это рассчитывают владельцы сетей магазинов, планируя экспансию в регионы.

Из выше приведенного материала, можно сделать вывод, что рынок товаров для животных в Приморском крае не стремительно развивается, но и не стоит на месте. Местами открываются не только зоомагазины, но и ветлечебницы, салоны красоты, а также гостиницы. В Приморье на протяжении последних трех лет в розничной торговле наблюдается застой, причем с оптовой торговлей зоотоварами все нормально. Хотя владельцев животных становится все больше, на рынке появляются все более дорогостоящие товары (дворцы для кошек, ошейники с бриллиантами и т.д.), которые быстро находят своих покупателей. По-моему, со временем развитие рынка товаров для животных в Приморье тронется с мертвой точки и пойдет в перед семимильными шагами.

Перспектива развития рынка зоотоваров

Интересны прогнозы, которые делают различные агентства в отношении перспектив развития рынка зоотоваров в целом и кормов для домашних животных в частности. Так, по мнению экспертов агентства Promar рынок кормов для домашних животных будет развиваться следующим образом.

К 2010 году рынок кормов для кошек и собак увеличится на 50%. Такое увеличение рынка произойдет вследствие нескольких факторов:

- Тенденции увеличения численности населения в ближайшие годы сохраниться, соответственно возрастет и количество домашних животных;

- Произойдет улучшение уровня жизни населения на глобальном уровне, что будет способствовать повышению доли более дорогой высококачественной продукции.

По данным агентства Euromonitor делаются следующие выводы и прогнозы:

- Ежегодный рост мировых продаж зоотоваров составит 3%;

- Доля Северной Америки и Западной Европы будет уменьшаться за счет увеличения доли стран Латинской Америки и Азии;

- Будут расти продажи товаров суперпремиум-класса, то есть продукции высшей ценовой категории.

В настоящее время во всем мире тысячи компаний занимаются производством и продажей товаров для животных. В России же пока индустрия товаров для домашних животных развита не так хорошо и практически нет компаний, которые могут составить серьезную конкуренцию мировым лидерам в этом секторе рынка, продукция которых представлена и в России. Российский рынок является довольно привлекательным для западных инвесторов. В России очень любят домашних животных. Об этом свидетельствуют, например, данные, полученные исследовательской компанией “КОМКОН” в результате проведенного в этом году опроса российских семей. В каждой третьей российской семье живет кошка, в каждой пятой – собака, по 3% семей держат птиц и рыб, по 1% - хомячков и черепах.

Продукция, которая предлагается в данный момент на российском рынке, очень разнородна как по качеству, так и по цене. Цена на корм в первую очередь зависит от используемого сырья, в более дешевой продукции, например, высококачественный белок животного происхождения заменяется соей. Наиболее дешевы корма отечественного производства, однако объемы их продаж не очень велики, поскольку качество их оставляет желать лучшего. Рынок кормов высшего класса – премиум-класса – составляет порядка 10% всего объема рынка. Ведущие позиции на этом сегменте рынка занимает продукция, Purina и Royal Canin. Наибольшей популярностью пользуются корма, которые можно отнести к средней ценовой категории.

Заключение

Очевидно, что зоокиоски и зооприлавки в продовольственных магазинах лишь отчасти решают проблемы обеспечения населения зоотоварами, обладают небогатым ассортиментом и не в состоянии расширить спектр своих услуг.

Из приведенных данных отчетливо видно, что степень развития предприятий зообизнеса, их количественный и качественный состав, не позволяет в полном объеме и на соответствующем уровне проводить обслуживание такого большого количества животных.

Мне хочется отметить, что в зообизнесе сегодня все еще остаются следующие ярко выраженные проблемы:

  • Несовершенство законодательной и нормативной базы;
  • Административные барьеры;
  • Недостаточная культура потребления зоотоваров;
  • Низкий уровень доходов населения;
  • Непонимание государственными органами важности перспективности развития зообизнеса в России.

Для их решения необходимо:

  • Проанализировать региональное и федеральное законодательство, затрагивающее интересы зообизнеса, и привести его в соответствие с действующими законодательными актами Российской Федерации;
  • С целью изучения мнения и перспективы ведения диалога провести встречи с руководителями предприятий и организаций, занятых в зообизнесе, рассмотреть их проблемы и конструктивные предложения;
  • Усилить оказание адресной поддержки наиболее перспективным малым и средним предприятиям, занятым в зообизнесе;
  • В целях повышения культуры потребления зоотоваров привлекать СМИ к освещению данного вопроса и публиковать мнения специалистов (ветеринарных врачей, кинологов, фелинологов и др.);
  • Оказывать содействие новым предприятиям и организациям в поиске помещений, подготовке и приему кадров, и в целом создании благоприятных условий их деятельности.

Список литературы

    Владивостокские новости: [Элетрон. ресурс].-Владивосток, 2007. -

1. «Владивостокские новости» №66 2007 г.

2. «Деловая пресса», №16 2003 г.

3. «Золотой Рог», №80 2008 г.

4. Зообизнес в России, №3 2002г.

5. Данные онлайн исследования Nielsen за 2008 год.

6. www.sostav.ru

7. www.advertology.ru

8. www.advip.ru

9. www.druzhok.com

10. www.zveri.okis.ru

Скачать архив с текстом документа