Эстетическое сознание и его основные элементы
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие, структура, сфера обыденного эстетического сознания. Природа и специфика человеческих переживаний. Уровни эстетического сознания и его элементы. Эстетический вкус и идеал. Особенность эстетических чувств. Историчность эстетического взгляда.Реферат
Эстетическое сознание и его основные элементы
Содержание
Введение
1. Понятие эстетического сознания
1.1 Структура эстетического сознания
1.2 Сфера обыденного эстетического сознания. Природа человеческих переживаний
2. Уровни эстетического сознания и его элементы
2.1 Эстетический идеал
2.2 Эстетический вкус
2.3 Эстетические чувства
2.4 Историчность эстетического взгляда
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Из всех форм общественного сознания именно эстетическое в своих ценностных ориентациях является наиболее широким. Оно специфически отражает достижения различных сфер сознания и идеологии, оно отражает чувственно воспринимаемый мир, конечно, в аспекте прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического, героического или антигероического.
Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни.
В античном мире эстетическое сознание приобрело относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его самостоятельной роли в истории.
Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.
Цель моей работы - рассмотреть эстетическое сознание и его основные элементы.
1. Понятие эстетического сознания
Эстетическое сознание – это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Объектом отражения эстетического сознания, как и всех других форм общественного сознания, является природная и социальная действительность, уже освоенная социально-культурным опытом человечества. Субъектом отражения выступает общество в целом через конкретных индивидов, социальных групп.[1]
По гносеологической природе эстетическое аналогично истине, но отличается по своей сущности. Если истина есть рациональное знание, то эстетическое не столько знание, сколько эмоциональное переживание при восприятии объекта. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что психическим эквивалентом эстетического является переживание. Переживание всегда эмоциональны, но они не сводятся к эмоциям. Переживания всегда выступают продуктом, результатом субъективно-объективных отношений. По органической структуре и содержанию переживания – «это образование сложное по своему составу; оно всегда в той или иной мере включено в единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного».[2] Эстетическое как переживание не обязательно базируется на интеллектуальном знании. Причиной аффективного в нем может быть и интуитивное, и бессознательное, но всегда по поводу чего-то. Специфический характер эстетических переживаний объясняется двумя причинами: особенностями объекта эстетического отношения и соотнесением объекта с эстетическими вкусами, взглядами, идеалами человека, обозначаемыми «эстетическое сознание». Например, цвет сам по себе как источник эстетических переживаний еще не определяет смысла этих переживаний.
Специфика эстетического сознания в сравнении с другими формами духовной жизни человечества заключается в том, что:
- представляет собой целый комплекс чувств, представлений, взглядов, идей;
- это особого рода духовное образование, характеризующее эстетическое отношение человека или общества к действительности: на уровне существа эстетическое сознание существует в форме общественного сознания, которое отображает уровень эстетического, на уровне индивидуальности - в форме личностной характеристики одного человека;
- формируется только на основе практики (чем богаче эстетическая практика личности или общества, тем богаче и сложнее их эстетическое сознание).[3]
1.1 Структура эстетического сознания
Как и всякая форма общественного сознания, эстетическое сознание многообразно структурировано. Исследователи выделяют следующие уровни:
- обыденного эстетического сознания;
- специализированного эстетического сознания.
Обыденный эстетический уровень основывается на обобщенном эмпирическом опыте: эстетические переживания, чувства и т.п. Наши повседневные переживания изменчивы и порой противоречивы.
Теоретический уровень опирается на общефилософские представления о мире, человеке и его месте в этом мире: эстетическую оценку, суждения, взгляды, теории, идеалы и т.д. Надо помнить, что границы между этими уровнями условны, так как специфика эстетического сознания проявляется на каждом уровне - везде мы находим и чувственный, и рациональный элементы. Наиболее ярко эта особенность проявляется в качестве эстетической потребности и эстетического вкуса, где в одинаковой мере важны, и эмоциональное, и рациональное, ибо осознаются в соответствии с эстетическим идеалом.
1.2 Сфера обыденного эстетического сознания. Природа человеческих переживаний
Наука начинается с удивления, говорили древние, а искусство – с впечатления, добавили позднейшие авторы. Гегель отмечал по этому поводу, что «тот, кого ничто не удивляет, пребывает в состоянии тупости», а тот, кого ничто не впечатляет, – в состоянии окаменелости. А. Матисс полагал, что «творить – значит выражать то, что есть в тебе. Всякое истинно творческое усилие совершается в глубинах человеческого духа. Но и чувство требует пищи, которую оно получает при созерцании объектов внешнего мира».[4]
Истоком и началом художественного творчества является переживание, причем такое, которое потрясает всю душу художника и оставляет неизгладимый след в его памяти. Оно преследует его до тех пор, пока тот не найдет такой способ самовыражения, который позволит достичь эмоциональной разрядки и освободиться от этого чувства. Таким образом, подлинно творческий замысел никогда не определяется рациональными соображениями, а всегда непосредственным переживанием. Например, Ван Гог по этому поводу писал, что «когда я наблюдаю, как молодые художники делают композиции и рисуют из головы … мне становится тошно».[5]
Специфика эмоциональных переживаний заключается в том, что:
- они отражают не объект, отношение субъекта к объекту;
- это отношение имеет не познавательный, а оценочный характер;
- эти оценки не являются логическим следствием каких-нибудь утилитарных или моральных принципов.
Специфика чувств состоит в том, что это иррациональный субъективный образ. Заметим, что в психологии эмоции рассматриваются в трех аспектах: физическом, мимическом и собственно психологическом.[6]
Как слепому от рождения нельзя объяснить разницу между красным и синим цветом, а глухому – между высоким и низким звуком, так и эмоционально невосприимчивому человеку невозможно передать содержание переживаний, поскольку он всегда будет требовать редукции эмоциональной информации к рациональной, что в принципе невозможно.[7]
Одна из первых попыток классификации эмоций была предпринята еще в древнеиндийской эстетике. Исследователями было зафиксировано девять главных эмоций: любовь, радость, удивление, печаль, недовольство, возмущение, умиротворение, возвышенное духовное состояние, отрешенность. Поскольку в каждом из них различали 33 оттенка, то общее число чувств достигло 2972.[8]
Позже предпринимались попытки создать более совершенную классификацию, но все столкнулись с трудностью, что невозможно построить полную классификацию чувств, не опираясь на различия в их содержании. Но по утверждению исследователя В.П. Бранского, ее можно обойти, если за фундамент классификации взять не содержание эмоций, а объект эмоционального отношения. Ему удается даже выделить целый ряд этих эмоций. Перечислим их.
Тип эмоций, который связан с эмоциональным отношением к реальным объектам. Например, переживание, инициированное какой-нибудь вещью. Это может быть камень, цветок, свеча, книга и т.п. Более сложным может быть множество вещей. Например, натюрморт или пейзаж без человека, либо портрет.
Тип эмоций, который связан с эмоциональным отношением к так называемым «абстрактным объектам». Такими объектами могут быть любые атрибуты объективной реальности, например, такие как покой и движение, пространство и время, величина и число, закономерность и возможность и т.п. Например, С. Дали нашел уникальный случай передать эмоциональное отношение ко времени в своей картине «Постоянство памяти» образ текучести времени в виде текучих часов был навеян Дали сыром камамбер.[9]
Тип эмоций, который связан с эмоциональным отношением к так называемым фантастическим объектам. Они отличаются от абстрактных тем, что не имеют объективного аналога, так как являются произвольными умозрительными конструкциями. Например, ящик Пандоры, кентавр. Особенно интересна в этом плане картина С. Дали «Шесть явлений Ленина на рояле».[10]
Тип эмоций, который связан с эмоциональным отношением к так называемым метаобъектам. К ним относятся сами процессы художественного творчества и художественного восприятия. Например, Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В этой картине он стремился выразить то смятение, которое охватило апостолов после слов Христа, что один из них предаст его.
Таким образом, все вышеперечисленное показывает, что огромное разнообразие человеческих переживаний образует целую иерархию, и эмоциональный мир общества связан с восхождением по этим ступеням. Причем эмоциональное отношение к любому объекту может быть как положительным, так и отрицательным.
«Примером чувственного опыта может служить процесс восприятия человеком произведений искусства, в основе которого заложен механизм эстетического катарсиса.
2. Уровни эстетического сознания и его элементы
Специализированное эстетическое сознание подразделяется на два подуровня:
- его носителями являются люди, занимающиеся художественным творчеством;
- представляют специалисты в области искусствоведения и эстетики.
В соответствии с уровнями эстетического сознания проявляется его особенности с позиций характера отражения действительности. Поэтому имеет место:
- чувственно-эмпирическое отражение. Здесь формируются эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое представление;
- рациональное отражение. Его составляют эстетические суждения, ценности, взгляды, идеалы.
Для того чтобы более точно понять структуру эстетического сознания, рассмотрим взаимодействие его элементов в наиболее развитой форме, а именно специализированном созерцании художника. В основе сознания лежит эстетическая потребность, заинтересованность человека в эстетических ценностях, его жажда красоты и гармонии, которая исторически сложилась как общественная потребность выживания человека в мире. Гармония в этом случае выражает саму жизнеспособность. Человек исторически время от времени попадал в ситуации необходимости выживания как в культурно-историческом, так и физическом смысле. Любая эстетическая потребность приобретает предметный характер. В фарватере объективной эстетической потребности складывается жизненная позиция художника, весь строй его чувств и эстетических ориентиров. Отсюда выстраиваются соответствующие идеалы.
2.1 Эстетический идеал
Феномен идеала отчетливо прослеживается на всех этапах развития культуры. Начиная с «блага» Платона, Плотина и Августина идеал изучается в качестве «духовного климата эпохи» или «моральной температуры» (И. Тэн); или «общей формы созерцания известной эпохи» (Вельфлин); или просто «духа эпохи» (М. Дворжак), «правды жизни» (В. Соловьев), «подвижнической истины» (П. Флоренский); или более глобально в форме «культурного образца» или стандарта ценностей» (Манро), «прасимвола культуры» (О. Шпенглер) и т.п. В некоторых случаях для обозначения идеала используются более сложные дефиниции, такие как «супер-эго» (З. Фрейд), «архетип» (К. Юнг), «мем» (Моно), «жизненный горизонт» (Гуссерль, Гадамер и др.) т.д.[11]
По мнению современного российского исследователя В.Е. Давидовича, ценность связана с понятием идеала; более того, она является результатом реализации некоторого идеала.[12] Система нормативов идеала представляет собой набор общих требований, которым должны удовлетворять любые преобразования реальности при переходе от действительного к желаемому.
Эстетическое сознание в целом, его любой элемент имманентно заключает в себе образец, ориентир, духовную цель, которая и есть эстетический идеал. Слово «идеал» греческого происхождения и в переводе на русский – это игра, понятие, образец, представление.
Особенности эстетического идеала:
- в отличие от любого социального идеала существует не в абстрактной, а в чувственной форме, потому что тесно связан с эмоциями, чувственным отношением человека к миру;
- определяется разными способами соотнесения эстетического идеала с действительностью;
- связан с характером отражения действительности в идеале;
- заключается в соотнесении объективных качеств действительности и особенностей внутреннего мира человека;
- определяет перспективу развития общества, его интересы и потребности, а также интересы и потребности отдельного человека;
- способствует образованию мифов в сознании человека или общества, этим как бы заменяя саму действительность.
В обществе эстетический идеал выполняет следующие функции:
- мобилизует человеческую энергию чувств и волю, показывая направление деятельности;
создает возможность опережать действительность, указывает тенденцию будущего;
- выступает как норма, образец и как должное;
- служит объективным критерием оценки всего, с чем встречается человек в окружающем мире.
Таким образом, эстетический идеал как эталон для возбуждения и кодирования художественных эмоций представляет собой практически не что иное, как представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало определенному эстетическому идеалу человека.
В эстетике существует система нормативов эстетического идеала. Это связано в первую очередь с тем, что именно он задает художественный канон. Принято выделять содержательные и формальные нормативы. Содержательными нормативами могут быть: жанр, сцена, портрет, интерьер, ню; это могут быть установки относительно сюжета. Нормативы могут касаться самых неожиданных мелочей, лицо, одежда, т.п.
2.2 Эстетический вкус
В эстетическом идеале проявляется эстетический вкус, в основе которого лежит эстетическая установка, которая накладывает отпечаток на весь строй образов и чувств художника и составляет основу художественного стиля того или иного автора. В эстетическом смысле термин «вкус» впервые использовал испанский мыслитель Бальтасар Грасиан («Карманный оракул», 1646), обозначив так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного и произведений искусства. У него потом его заимствовали мыслители Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII веке появляется множество трактатов о вкусе. У теоретика искусства Ш. Бате вкус есть врожденная способность человека, направленная на выявление прекрасного в природе и в искусстве на основе доставляемого ими наслаждения. Он уверен, что «существует в общем лишь один хороший вкус, но в частных вопросах возможны различные вкусы».[13] Итог дискуссии этого века подвел Вольтер. «Вкус, – писал он, – то есть чутье, дар различать свойства пищи, породил во всех известных нам языках метафору, где словом «вкус» обозначается чувственность к прекрасному и уродливому в искусствах: художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, как язык и нёбо, столь же чувственен и падок на хорошее, столь же нетерпим к дурному…».[14]
По аналогии с пищевым вкусом он выделяет художественный вкус, дурной вкус и извращенный вкус. Из английских философов можно привести для примера Д. Юма, который полагал, что вкус – это способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве.
Смотря либо слушая, художественное произведение, мы очень часто в конце произносим: «нравится – не нравится», «прекрасно – безобразно». Эмоциональная реакция на произведение выражается в языке в форме эстетической оценки. Под ней подразумевается высказывание, описывающее эстетическое чувство зрителя при восприятии произведения. Такое высказывание в эстетике появляется впервые в трудах И. Канта («Критика способности суждения») и получило название «суждения вкуса». Существует четыре разновидности эстетической оценки: положительная, отрицательная, противоречивая, неопределенная. Рассмотрим эволюцию суждений вкуса, как в положительном, так и в отрицательном варианте, а потом проанализируем действие вкуса. История изобразительного искусства показывает, что имеют место семь основных ступеней в развитии отрицательной оценки: «холодно и безжизненно» («не трогает»); «трескуче и высокопарно»; «непрофессионально и неправдоподобно»; «безвкусица и пошлость», «бессмыслица», «патология», «идеологическая диверсия». Выделяют также положительное и отрицательное действие вкуса. Примером положительного действия вкуса могут быть экстремальные случаи: подделки, хищения, «художественные терракты» (1985 год, Эрмитаж, СССР, облили кислотой картину Рембрандта «Даная»). Отрицательное действие вкуса может проявляться в отказе от допуска картины на выставку. Наивысшей формой отрицательного действия вкуса является «художественное» аутодафе, т.е. сжигание картин на костре, изобретателем этого явления является религиозный деятель Савонарола (Италия XV в.) Приведем примеры этой формы. С. Боттичелли известный художник Возрождения сжигал в кострах свои картины. Гитлер в 30-е годы XX века провел пиктоцид (своеобразный аналог геноцида в сфере искусства). Нацисты подвергли идеологической диверсии 1290 картин и 1004 сожгли. То же самое происходило и с литературой.[15]
2.3 Эстетические чувства
Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.
Мы испытываем эстетическое удовольствие, наблюдая величественные картины природы, слушая музыку и пение, читая художественные произведения, наблюдая танцы и гимнастические упражнения, воспринимая произведения живописи и архитектуры. Эстетические чувства вызывают в нас домашняя утварь, мебель, одежда, обои, которыми оклеена наша комната. Красивыми или некрасивыми мы считаем поступки людей, рассматривая их с точки зрения общепризнанных общественных требований.
Эстетические чувства могут иметь «созерцательный» характер, когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности; они становятся активными, когда органически включаются в нашу деятельность, придавая ей определенные эстетические формы и черты. Мы можем испытывать эстетическое чувство не только тогда, когда смотрим балет или слушаем музыку, но и когда сами танцуем и поем. Особенно большое значение приобретают активные эстетические чувства в творческой деятельности людей.[16]
Связь эстетических чувств с восприятием действительности огромна и общепризнана. Однако эстетическое восприятие действительности отличается особыми чертами по сравнению с восприятием в процессе обычного труда, учебной пли научной деятельности. Во всех этих случаях восприятие носит строго объективный характер, его задачей является подмечивание и регистрация объективных фактов, их особенностей, существующих между ними связей. В эстетическом восприятии объективная действительность отражается особым образом - в форме эмоциональных переживаний, вызываемых в нас воспринимаемыми явлениями.
Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни: когда мы любуемся картиной, изображающей фрукты, у нас не возникает желание их съесть: эстетическое чувство при восприятии этой картины не связано с вкусом и питательностью изображённых на ней предметов. В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку, потребность - потребность в эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека: приготовляя домашнюю утварь из глины, вытачивая из камня наконечники для своих стрел и копий, первобытный человек уже тогда придавал им эстетические формы, хотя это ни в какой степени не увеличивало добротности изготовляемых предметов, не делало их более пригодными для тех функций, для которых они предназначались. В процессе исторического развития человеческого общества эта потребность в эстетическом удовольствии получила огромное развитие и нашла свое выражение в созданных человеком различных видах искусства - музыке, живописи, поэзии, архитектуре, хореографии и т. д.
2.4 Историчность эстетического взгляда
В современной эстетической мысли за последние десятилетия сложились направления, формулирующие свои задачи и методологию как существенно отличные от задач и методов традиционной эстетики. В первую очередь - это смещение акцента в сторону институционального подхода и социологических методов исследования в противовес классическому эссенциалистскому подходу и спекулятивному методу. Социологическое направление в соответствии с тенденциями, свойственными современному гуманитарному знанию в целом, пытается переинтерпретировать основные эстетические категории в терминах социологии и экономики (в частности, в терминах ценности и обмена).
Современные социологи и культурологи, в частности Пьер Бурдье, требуют радикального разрыва с эстетической мыслью, претендующей на открытие внеисторической и онтологически обоснованной сущности эстетического и перехода к поиску основ эстетического подхода в области социологии и истории художественных институтов.[17]
Схема классической эстетики разворачивается между двумя полюсами: с одной стороны - объект, обладающий определенными качествами, с другой - акт восприятия. Основные усилия направлены на выявление неких общих критериев, позволяющих выделять объекты, подлежащие преимущественно эстетической оценке (то есть, произведения искусства), в ряду других объектов и категорий, позволяющих такую оценку осуществлять, например, категории прекрасного и возвышенного. Что касается акта эстетического восприятия, то он также предполагает наличие определенных способностей, имеющих всеобщую природу. При этом признается наличие некой специфической, онтологически обоснованной сущности эстетического. В качестве объекта, подлежащего эстетической оценке в первую очередь, выступает произведение искусства, что связано с представлением о нефункциональном «чистом искусстве», единственный смысл существования которого заключается в том, чтобы быть носителем эстетической функции, заложенной автором. Формируется трехчастная система, включающая произведение искусства как объект, наделенный специфическими свойствами, воспринимающего субъекта как носителя способностей, имеющих всеобщий характер, и, вследствие этого, способного выносить суждение вкуса, и, наконец, фигуру творца (автора), обладающего исключительными способностями, позволяющими создавать новое, но соотносимое, опять же, с универсальными эстетическими критериями.
Современный вариант изымает из системы отсылку к онтологии, замыкая ее саму на себя. Свободный акт творчества превращается в экономически обусловленное следование установкам определенной социальной практики.
Эстетическое переживание в классическом понимании является результатом, во-первых, непосредственного чувственного восприятия, во вторых - процесса интерпретации, актуализирующего личный опыт и интеллектуальный багаж субъекта. Социологическое направление указывает здесь на необходимость изучения социальных и исторических условий возможности такого переживания. В связи с этим, критике подвергаются также феноменологический и структуралистский проекты анализа эстетического, так как и опыт, и язык являются продуктами истории.
Произведение искусства может восприниматься как таковое (а именно: символический объект, наделенный ценностью и значением (Бурдье)) только в том случае, если зритель соответствующим образом предрасположен, то есть не произведение искусства как объект эстетической оценки обладает определенными свойствами, а эстетический взгляд конституирует произведение искусства, наделяя его ценностью и значением.[18]
Для того чтобы воспринимать произведение искусства в качестве объекта эстетической оценки, то есть как форму, а не как функцию, необходимо наличие автономного художественного поля, которое само устанавливает свои цели и критерии, часто противопоставленные внешним требованиям. Успешное функционирование такой системы, в которой производятся и транслируются ценности, обеспечивается наличием соответствующих институций. В первую очередь это пространства репрезентации (музеи, галереи, выставки), затем, инстанции легитимации (академии, салоны, институт критики), и, наконец, механизм воспроизводства производителей и потребителей (система образования). Совокупность данных элементов и взаимоотношений в рамках системы делает возможным переживание эстетического опыта. В перспективе такой подход допускает наличие в социуме различных атомарных, в том числе взаимоисключающих эстетических практик, имеющих собственные установки и критерии.
История, таким образом, предстает не в качестве вспомогательной для эстетики дисциплины, которая упорядочивает разнообразие художественных явлений, формируя различные единства - стили, школы, направления, а в качестве условия возможности формирования определенных представлений, на выявление разнообразия которых направлены исследовательские усилия.
Результатом любой эстетической практики, с точки зрения социологического подхода, является формирование представления о ценности. Причем, применительно к современной культурной ситуации речь идет не об эстетической ценности объекта, то есть его способности актуализировать переживание, а о его знаковой ценности, которая может быть эквивалентна рыночной стоимости. Структура и содержание произведения в данном случае выпадают из поля зрения исследователя, так как их невозможно описать ни при помощи анализа институций, ни в терминах экономического обмена. Вопрос о том, почему тот или иной объект занимает определенную позицию в иерархии художественного поля становится второстепенным, так как любые таксономии признаны относительными и случайными. Произведение искусства представляется не в качестве объекта, обладающего какими-либо качествами, а в качестве знака в пространстве, где циркулируют заранее заданные символические ценности, которые могут быть присвоены любому объекту в процессе формирования общественного мнения.
Заключение
Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.
Эстетическое сознание - это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет - словом, все то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство того или иного предмета или состояния.
В заключение хотелось бы сказать, что необходимо разграничивать категории эстетических объектов, которые существуют в сознании человека.
Точное знание категорий эстетики полезно каждому человеку, ибо помогает нам лучше ориентироваться в безграничном мире эстетических ценностей.
Список использованной литературы
1. Бурдье П., Рынок символической продукции // Вопросы социологии, №1/2 1993, №5 1994.
2. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.: Искусство, 1975.
3. Бычков В.В. Эстетика. – Краткий курс. М., 2003.
4. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. – М., 1974. Ван Гог В. Письма. – М, 1966.
5. Дедюлина М.А., Титаренко И.Н. Эстетика: Конспект лекций. – Таганрог, 2001.
6. Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М.: Политиздат, 1987.
7. Диденко В.Д. Искусство и философия. – М.: Знание, 1986.
8. Давидович В.Е. Теория идеала. – Ростов-на-Дону, 1983.
9. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. – М., 1964.
10. Изард К. Эмоции человека. М, 1980.
11. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
12. Кривцун О.А. Эстетика. – М., 2001.
13. Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х т. – М.: Искусство, 1986.
14. Матисс А. Сборник статей о творчестве. – М, 1958.
15. Рубинштейн С.Л. Бытие и познание. – М, 1957.
16. Шеллинг Ф. Философия искусства. – М., 1966.
17. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль, 1979.
18. Эстетика и жизнь: Общие проблемы эстетики. – М.: Искусство, 1978.
[1] Бычков В.В. Эстетика. – Краткий курс. М., 2003. – С. 41.
[2] Рубинштейн С.Л. Бытие и познание. – М, 1957. – С. 264.
[3] Дедюлина М.А., Титаренко И.Н. Эстетика: Конспект лекций. – Таганрог, 2001. – С. 59.
[4] Матисс А. Сборник статей о творчестве. – М, 1958. – С. 89.
[5] Ван Гог В. Письма. – М, 1966. – С. 113
[6] Изард К. Эмоции человека. М,1980. С. 16 – 65.
[7] Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М.: Политиздат, 1987. – С. 116.
[8] Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.: Искусство, 1975. – С. 48.
[9] Дедюлина М.А., Титаренко И.Н. Эстетика: Конспект лекций. – Таганрог, 2001. – С. 62.
[10] Дедюлина М.А., Титаренко И.Н. Эстетика: Конспект лекций. – Таганрог, 2001. – С. 65.
[11] История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. – М., 1964. – С. 163.
[12] Давидович В.Е. Теория идеала. – Ростов-на-Дону, 1983. – С. 112.
[13] История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. – М., 1964. – С.389.
[14] Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. – М., 1974. – С.267- 268.
[15] Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.: Искусство, 1975. – С. 205.
[16] Изард К. Эмоции человека. М, 1980. – С. 183.
[17] Бурдье П., Рынок символической продукции // Вопросы социологии, №1/2 1993, №5 1994. – С. 94.
[18] Давидович В.Е. Теория идеала. – Ростов-на-Дону, 1983. – С. 64.