Последствия инфляции и антиинфляционная политика в России
СОДЕРЖАНИЕ: Роль государства в поддержании макроэкономического равновесия. Социально-экономические последствия инфляции. Определение индексов инфляции. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики. Кредитно-денежная политика Центрального банка РФ.
Последствия инфляции и антиинфляционная политика в России
Содержание
Введение
1. Социально-экономические последствия инфляции
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики
3. Особенности антиинфляционной политики в России
4. Практикум
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».
Недооценка экономической роли государства, отстранение его от хозяйственной жизни общества, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождают негативные последствия. Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующий роли государства, которая состоит в поддержании экономической стабильности и макроэкономического равновесия, в принятии мер по сглаживанию циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.
Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и реализацию. Не менее важной функцией является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной, фискальной и структурной политики государство пытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма, сгладить циклические колебания, преодолеть следствия экономических кризисов, приводящих к резким отклонениям от макроэкономического равновесия, снизить инфляцию, обеспечить условия долгосрочного экономического роста. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной работы – проанализировать основные направления антиинфляционной государственной политики. Исходя из поставленной цели были сформулированы задачи работы:
- рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
- проанализировать монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики;
- выявить особенности антиинфляционной политики в России.
Методологической основой структуры работы и логической связи в ней вопросов реализации антиинфляционной политики государства в современных условиях послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории. При написании работы использовались учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях.
1. Социально-экономические последствия инфляции
До начала 80-х годов XX в. самым большим экономическим врагом в большинстве стран была инфляция. В 80-90-е годы наблюдался спад инфляции. Снижение темпов роста цен получило название дисинфляции.
На рубеже XX—XXI вв. трактовка инфляции изменилась. Традиционно инфляцию характеризовали как рост потребительских цен. Практика же показала, что другой не менее опасной ее формой является рост цен финансовых активов. В 1989 г. в Японии повышение курсов акций и цен на землю привело к финансовому кризису. В 2000—2001 гг. финансовый кризис поразил США и Западную Европу. Центральные банки развитых стран оказались в сложном положении. Борьба с традиционной инфляцией осуществлялась путем повышения ставки процента. Это приводило к снижению курсов ценных бумаг на фондовых рыках и финансовому кризису. Чтобы стабилизировать положение на рынке ценных бумаг, необходимо понижать ставку процента, а это угрожает новым витком инфляции.
Во второй половине 90-х годов XX в. — начале XXI в. реальной стала угроза дефляции, представляющей собой процесс, противоположный инфляции. Дефляция означает падение общего уровня цен на товары и услуги.
Дефляция не опасна, если цены снижаются в результате технического прогресса или дерегулирования. Это даже позитивный процесс. Но если дефляция порождается падением совокупного спроса, наличием избыточных производственных мощностей и уменьшающимся предложением денег, она уже представляет серьезную угрозу.
В 1930-е годы падающие цены породили спираль падения, в которой уменьшающийся спрос, углубляющийся пессимизм, финансовое напряжение и очевидная неспособность правительств справиться с проблемами привели к экономической катастрофе. В течение пяти лет (1929—1933) американские потребительские цены упали на 25%, а ВВП — на 30%.
Ожидание, что цены завтра будут ниже, может поощрить потребителей отложить покупки, уменьшить спрос и заставить фирмы понизить цены еще больше. Падающие цены увеличивают реальную тяжесть долга, вызывая банкротства и крахи банков. Дефляция особенно опасна для стран с большими корпоративными долгами (Япония). Она делает монетарную политику неэффективной. Номинальная ставка процента не может быть отрицательной, так что реальная ставка должна поддерживаться высокой.
С 2004 г. угроза дефляции для развитых стран ослабла. В дальнейшем в связи с ростом цен на нефть будет происходить повышение общего уровня цен. Центральные банки один за другим повышают ставки процента для противодействия инфляционному процессу.
Инфляция оказывает противоречивое воздействие на экономику. Умеренный рост цен способен стимулировать производство, так как заработная плата, как правило, отстает от роста цен. Производители и потребители стремятся закупать товары, чтобы предвосхитить потери. Но более весомы ее негативные последствия.
Возникнув, инфляция воспроизводит себя во все увеличивающихся масштабах. Этому способствует спираль цены—заработная плата. Рост цен ведет к росту заработной платы. В свою очередь, увеличение заработной платы выступает причиной дальнейшего роста цен.
Инфляция обесценивает амортизационные фонды и угрожает самому существованию производства. Кредиты обесцениваются. Назначаются такие ставки процента, что выгоднее не развивать производство, а заниматься спекуляцией.
Нормальные экономические отношения разрушаются. Деньги теряют покупательную способность. Становится неясным, на какие цены и ставки процента ориентироваться. Долгосрочные инвестиции оказываются невыгодными.
Особенно опасна гиперинфляция, при которой происходит бегство от денег. Бартерные отношения (обмен товара на товар) обрекают на гибель те предприятия, регионы и города, которые по характеру производимых продуктов не могут обменять их на продукты потребления.
Инфляция представляет одну из форм перераспределения национального дохода. От нее больше всего страдают лица с фиксированными доходами (служащие, пенсионеры). Инфляция неблагоприятна для кредиторов.
Большую роль в развитии инфляции играют так называемые инфляционные ожидания. Инфляцию питают не только экономические причины, но и психологические. Ожидания роста цен заставляют потребителей закупать товары впрок с целью освободиться от обесценивающихся денег. Крайней формой такого поведения является ажиотажный спрос. Подавление инфляционных ожиданий представляет важное направление в борьбе с инфляцией. Преодоление инфляционных ожиданий зависит от последовательности государства в проведении антиинфляционной политики.
Оценка инфляции приобретает в современных условиях немалое значение в силу того, что последняя стала, перманентным фактором в экономике России. Такая оценка нужна для учета влияния инфляции на производство, финансовые учет, отчетность и пр. С другой стороны, она нужна для удержания инфляции на уровне, безопасном для функционирования экономики. Как известно, различают умеренную инфляцию (до 5% в год), галопирующую (30-100%) и гиперинфляцию.
Учет инфляции осуществляется с использованием:
- общего индекса внутренней рублевой инфляции, определяемого с учетом систематически корректируемого рабочего прогноза хода инфляции;
- прогнозов валютного курса рубля;
- прогнозов внешней инфляции;
- прогнозов изменения во времени цен на продукцию и ресурсы (в т.ч. газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы, сырье, отдельные виды материальных ресурсов), а также прогнозов изменения уровня средней заработной платы и других укрупненных показателей на перспективу;
- прогноза ставок налогов, пошлин, ставок рефинансирования ЦБ РФ и других финансовых нормативов государственного регулирования.
Не менее, если не более часто для измерения инфляции используют индексы цен, т.е. относительные показатели, характеризующие темпы роста цен. Существует множество видов как формул для расчета индексов цен, так и самих этих индексов. Однако, как показывает практика, чаще всего как наиболее универсальный показатель используется индекс потребительских цен (ИПЦ), определяемый как средневзвешенный индекс цен по корзине потребительских товаров и услуг, взвешенных по структуре приобретения этих товаров и услуг типичным потребителем данной страны.
Наряду с этим достаточно широко используются также:
- индекс отпускных цен производителей;
- дефлятор валового национального продукта (ВНП), т.е. индекс изменения цен в среднем по всей экономике в целом.
Оценка инфляции осуществляется путем определения индексов инфляции, которые представляют собой показатели изменения рыночных цен за некий промежуток времени. Различают индивидуальные и общие индексы цен. Оценку инфляции осуществляют государственные органы, профессиональные союзы, аналитические службы, хозяйствующие субъекты и другие лица. Финансово-кредитные учреждения при предоставлении кредитов приплюсовывают ее ожидаемый уровень к процентным ставкам за кредит. При индексации пенсий и заработной платы ее фактический уровень прибавляется к соответствующим доходам. При низких темпах инфляции, не влияющих на конечные показатели деятельности хозяйствующих субъектов, оценка инфляции может быть проигнорирована. При высоких темпах она также необходима, как и меры, устраняющие ее влияние (например, переоценка стоимости активов).
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики
Инфляционный подъем цен, вызванный увеличением массового спроса, называют инфляцией спроса. Стало быть, адаптивные инфляционные ожидания или инфляция спроса — это дополнительный «маховик», который еще сильнее раскручивает рост цен. Однако современные «сдвиги» в экономической психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишь следствием действия тех факторов, которые порождают инфляцию. Что же это за факторы нестабильности денежного обращения?
Их можно четко представить, если обратиться к формуле товарно-денежного обращения И.Фишера. В левой стороне формулы указано предложение денег (Д х О), а в правой — спрос на них (Ц х Т). Где же искать причины (и виновников) инфляции - на стороне предложения или на стороне спроса денег? Экономисты-теоретики разошлись на противоположные позиции, разрешая данную дилемму.
Одну позицию занимают сторонники широко распространенной на Западе и в России монетаристской концепции. Они выдвигают следующие аргументы:
а) цены товаров зависят только от количества (предложения) денег («монет» в эпоху золотого стандарта) в обращении — в этом существо так называемой количественной теории денег;
б) инфляция порождается избытком количества денег (их предложения);
в) вся ответственность за инфляцию возлагается на государство, допускающее чрезмерную эмиссию денег.
Между тем нельзя не заметить, что монетаристские взгляды являются ассиметричными. Они усматривают все изменения в обращении только в левой части формулы И.Фишера. Однако левая часть должна быть сбалансирована и уравнена с правой частью формулы. Чему же должно быть равно общее количество денег в обращении?
Другую позицию занимают последователи трудовой теории стоимости (и теории издержек производства). Они выдвигают свои контраргументы:
а) цены товаров зависят только от их стоимости (или издержек производства), а не от количества денег;
б) цена является денежным выражением стоимости товара;
в) само количество денег в обращении зависит только от суммы стоимости всех товаров.
Данные взгляды тоже ассиметричны, поскольку учитывают только правую часть формулы И. Фишера, При этом не усматривается определенная зависимость суммы цен произведенных товаров (правой части) от количества денег (от левой части).
Сравнение противоположных взглядов позволяет прийти к заключению:
- нельзя, по-видимому, полностью отрицать известную правомерность двух рассмотренных позиций;
- каждая теоретическая позиция не отражает всей истины;
- для полного рассмотрения причин инфляции важно учесть все факторы увеличения цен, находящиеся и на стороне предложения денег и на стороне спроса их.
Итак, отметим факторы инфляции на стороне предложения денег. Их можно разделить на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) государство, как правило, превышает свои расходы над доходами (образуется бюджетный дефицит). Для покрытия дефицита правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает государственные ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться);
б) центральный банк допускает чрезмерную эмиссию денег, чтобы покрывать возрастающие нужды государства;
в) банки осуществляют кредитную экспансию (дают кредиты сверх нормальной возможности должников возвратить долги).
Б. Международные факторы:
а) государство увеличивает свой внешний долг (берет взаймы иностранные валюты);
б) банки ведут обмен иностранных валют на национальную валюту (это предполагает дополнительный выпуск национальной валюты).
Таким образом, главным виновником инфляции является государство и подчиненные ему финансовые учреждения.
Теперь выясним факторы инфляции на стороне спроса. Мы их также подразделяем на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) монополии, дающие основную массу товаров, заинтересованы в повышении цен на свои, товары и услуги и добиваются этого;
б) военные расходы государства обычно грубо нарушают нормальное соотношение между спросом денег и их предложением;
в) увеличение масштабов долгосрочных капитальных вложений ведет к тому, что на долгое время страна не получает никакой отдачи от затраченных денег.
Б. Международные факторы:
а) рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен внутри страны, импортирующей вещественные условия экономического роста;
б) структурные кризисы в мировой экономике, связанные с уменьшением природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства всех стран;
в) войны между государствами вызывают огромную потребностью в деньгах.
Одним из факторов, который также может влиять на инфляцию, является безработица.
В государственной антиинфляционной политике используются краткосрочные и долгосрочные методы. Методы краткосрочной антиинфляционной политики в большинстве случаев носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы сбить инфляционное напряжение. Антиинфляционная тактика дает наилучший результат в двух случаях: помогает увеличить предложение без соответствующего повышения текущего спроса или способствует снижению спроса без соответствующего увеличения предложения.
Наращиванию предложения может способствовать государственная поддержка повышения товарности народного хозяйства. Через льготное налогообложение государство поощряет диверсификацию предприятий и банков и тем самым способствует чистому приросту предложения товаров. В развитых странах такие процессы идут более успешно в сфере услуг, особенно в тех секторах экономики, где формируются новые рынки. Примером могут служить информационные услуги. Информация как товар обладает специфическими антиинфляционными достоинствами. Ее получение только сначала связано со значительными затратами, а затем идет с минимальными издержками. Кроме того, в течение своего жизненного цикла этот товар не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда с сохраненными потребительскими качествами, вновь становясь объектом купли-продажи. В результате происходит многократное увеличение предложения без соответствующего роста спроса.
Росту предложения (без увеличения спроса) способствует и хорошо организованная приватизация государственной собственности. Приватизация ведет к увеличению государственных Доходов и снижению напряженности в расходной части бюджета, облегчая решение проблемы бюджетного дефицита. Вместе с тем появление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса. Действенным средством увеличения предложения выступает и потребительский импорт.
Государственная политика снижения текущего спроса направлена на увеличение сбережений. Для стимулирования владельцев денежных доходов к увеличению сбережений государство должно повысить ставки процента по вкладам так, чтобы они были не меньше текущего темпа роста цен. Но здесь есть свои границы. Повышение процента по вкладам ведет к удорожанию кредита, что может сократить инвестиции в производство. Повысить норму сбережений можно и высоким процентом по государственным облигациям, широким распространением акционерных форм собственности, приватизацией, продажей земельных участков и других ценностей.
Если от краткосрочных антиинфляционных государственных мер можно ожидать результатов в пределах небольшого периода времени, то долгосрочная антиинфляционная политика направлена на погашение инфляционных ожиданий. Для этого необходима долгосрочная антиинфляционная программа по укреплению механизмов рыночной системы, так как только эффективно работающие рыночные механизмы способны вызвать снижение цен или замедлить их рост.
Важнейшим элементом долгосрочной антиинфляционной программы является долгосрочная денежная политика государства. Ее суть — введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и умеренного роста инфляции, который правительство способно контролировать. Лимит денежной массы удерживается в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, уровня безработицы, интенсивности капиталовложений. Если же требуется подстегнуть инвестиционный процесс и удешевить для этого кредит, то увеличение количества денег, необходимое для снижения процентных ставок, не должно выходить за пределы установленного денежного лимита. Таким же образом центральный банк может одолжить правительству ровно столько денег, сколько позволяет указанный лимит.
Другим элементом долгосрочного антиинфляционного регулирования является сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Эту задачу можно решить либо путем увеличения налогов, либо путем сокращения расходов государства. Рост налоговых поступлений в долгосрочном плане оборачивается подрывом стимулов к труду, инвестированию, замедлением экономического развития и, как следствие, сокращением поступлений в государственный бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки являются инфляционными факторами. Поэтому в ликвидации бюджетного дефицита основная нагрузка лежит на сокращении государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований представляет сложный и длительный процесс. Основной принцип этих мероприятий — сокращать финансирование тех видов деятельности государства, с которыми может справиться сама рыночная система (уменьшение вмешательства государства в инвестиционные процессы, снижение государственных капиталовложений, дотаций и субсидий).
В антиинфляционной стратегии борьба с дефицитом идет параллельно структурной перестройке экономики, государственному стимулированию научно-технического прогресса. В результате проблема инфляции решается и со стороны спроса (денежная политика), и со стороны предложения (структурная перестройка).
Эффективность антиинфляционной стратегии зависит и от реакции государства на внешнеэкономические антиинфляционные импульсы, которые выражаются в сальдо платежного баланса. Прилив капиталов из-за рубежа пополняет запас денег в экономике. В этих условиях центральный банк расширяет объем продаж государственных ценных бумаг, чтобы уменьшить возросшую денежную массу. Может использоваться и такое средство, как повышение курса валюты. Оно вызывает падение цен на импортируемые товары и услуги и тем самым способствует снижению общего уровня цен в экономике.
Результаты долгосрочной антиинфляционной политики государства экономика чувствует, как правило, лишь по истечении продолжительного времени.
3. Особенности антиинфляционной политики в России
К 2004 г. в России наметилось значительное снижение темпов инфляции. Важная роль в этом процессе принадлежит кредитно-денежной политике Правительства РФ и Центрального банка РФ. Государственный бюджет в последние годы сводится с профицитом, преодолена кризисная ситуация со сбором налогов. Постепенно снимаются жесткие финансовые ограничения, насыщается деньгами хозяйственный оборот.
На развитие инфляционных процессов значительное воздействие оказывает накопление валютных резервов. Рост цен на нефть увеличил поступление иностранной валюты в экономику страны. Когда Банк России скупает иностранную валюту, он эмитирует дополнительное количество рублей. Чтобы излишние деньги не вызывали роста цен, необходимо изымать их из обращения. Такая операция называется стерилизацией. Обычно в этих целях центральные банки продают государственные ценные бумаги. В России рынок ценных бумаг, как отмечалось, пока не получил должного развития. Это затрудняет изъятие денег из обращения. Чтобы ограничить выпуск излишних рублей, Банк России уменьшил норму обязательной продажи иностранной валюты с 50 до 30% валютной выручки, полученной экспортерами товаров и услуг.
Кредитно-денежная политика российского государства в целом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой подход автоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег — увеличение предложения денег на рынке обращения капитала — рост спроса на иностранную валюту — снижение обменного курса рубля — повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег — повышение цен» (введение «валютного коридора», эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы. В течение 1992—1995 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики. В 1995—1996 гг. в обслуживании производственной сферы было задействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении предприятий этой сферы было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытия просроченной задолженности поставщикам. Таким образом, результатом проводившейся денежной политики стали, во-первых, перелив денег в сферу обращения капитала и «обезденежение» производственной сферы; во-вторых, общее резкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы; в-третьих, соответствующее увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты. Эти последствия проводимой государственной политики отражают дезинтеграцию российской экономики на две почти не связанные между собой сферы — производственную и обращения капитала. В этих условиях свертывается материальное производство, снижается инвестиционная активность фирм, многие предприятия разоряются.
После кризиса денежно-кредитная политика в России нацелена на создание благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов — базовых для устойчивого экономического роста.
По мере создания стабилизационного фонда Банк России будет последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Это позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции, повысит роль процентной политики Банка России, способствующей стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.
Следовательно, сегодня антиинфляционная политика России осуществляется посредством комбинированного использования трех основных инструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.
Таким образом, в условиях неполноценной и неразвитой банковской системы и денежного рынка России денежно-кредитное регулирование с использованием традиционных инструментов и механизмов не должно носить характер копирования опыта развитых стран. Эффективность денежно-кредитного регулирования в настоящее время зависит от правильного выбора и использования адекватных методов и инструментов проводимой в стране денежно-кредитной политики.
4. Практикум
Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег? Назовите и опишите возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ для достижения этого результата.
Решенеие:
Монетаристское регулирование фактически сводится к схеме эмиссия денег – увеличение предложения денег на рынке обращения капитала – рост спроса на иностранную валюту – снижение обменного курса рубля – рост цен. Рамками этого контура ограничиваются и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег – повышение цен» (введение валютного коридора, эмиссия ГКО).
Учитывая стабильную скорость обращения денег Центральный Банк страны должен был провести эмиссию денег в размере 110/102 = 1,08 или 8% от всей имеющейся денежной массы страны.
К возможным методам антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ можно отнести:
- ставка рефинансирования (является индикатором процентных ставок на финансовом рынке. Банки ориентируются на этот показатель поскольку его задает Центробанк);
- операции на открытом рынке (осуществляются Центробанком как эмитентом и как органом, осуществляющим регулирование денежной массы с помощью операций с этими же облигациями);
- норма обязательных резервов (требования к уровню обязательных банковских резервов подвержены частым изменениям, позволяющим использовать этот инструмент для оперативного управления).
Заключение
Государственное регулирование экономки решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и в социальной сфере. Именно острота экономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем, осознанная государственными и общественными субъектами, вызывает конкретные акции со стороны государственных органов. Государственное регулирование ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства.
Государство в рыночной экономике не может полностью искоренить инфляцию. Умеренная инфляция предполагается самим рыночным механизмом, так как для динамичной экономики характерен рост цен. Поэтому целью государственной антиинфляционной политики является не ликвидация, а управление инфляцией, чтобы ее уровень оставался достаточно умеренным.
Таким образом, антиинфляционная политика является постоянной функцией государства в рыночной экономике. По своему значению она не уступает любой другой политике государства (например, социальной или научно-технической). Разработанный и проверенный на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования рыночной экономики в развитых странах заслуживает внимательного изучения и умелого использования в условиях России.
Список используемой литературы
1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник. – М.: «Дело и сервис», 2004. – 512 с.;
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 478 с.
3. Бункина М.К. Макроэкономика: учебник. – М.: МГУ им. Ломоносова «ДИС», 2001. – 416 с.;
4. Клавдиенко Е. Государственное регулирование в экономике// Проблемы теории и практики управления. 2005, №6, с. 29-37;
5. Князев Ю. Современный взгляд на теорию рыночной экономики// Общество и экономика. 2004, №5, с. 17-53;
6. Макаревич Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами// Общество и экономика. 2003, №9, с. 5-76;
7. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 231 с.;
8. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.;
9. Раквиашвили А. Либеральная экономика как основа процветающего общества// Вестник Московского университета «Экономика». 2006, №2, с. 121-136;
10. Экономическая теория/под ред. А.И.Добрынина. – СПб.: Питер, 2000. – 544 с.;
11. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. Н.В.Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 655 с.;