Постановка и организация профориентационной работы в Московском городском центре образования 6

СОДЕРЖАНИЕ: О.В. БЕЛОВА , А.Е. НОВОЖИЛОВ, М.С. ФЕДОТОВА Московский инженерно-физический институт (государственный университет) Московский городской центр образования № 654

О.В. БЕЛОВА1 , А.Е. НОВОЖИЛОВ, М.С. ФЕДОТОВА1

Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

1 Московский городской центр образования № 654

ПОСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ № 654

В статье описана методика преподавания физики и опыт взаимодействия школы с вузами с целью успешного выбора школьником будущей профессии.

Современное среднее образование предполагает формирование творческой личности. В связи с этим особенно большое значение приобретает политехническая подготовка учащихся: школа должна готовить людей, знающих и понимающих, где и как применяются получаемые ими теоретические сведения.

Цель профориентационной работы в нашем Центре образования № 654 — усилить политехническую подготовку школьников и ознакомить их с различными видами трудовой деятельности людей, помочь им правильно выбрать профессию в соответствии с потребностями общества и их личными интересами.

Выбор профессии - одна из сложных и ответственных жизненно-практических задач, которые приходится решать человеку. Надо признать справедливость слов К. Д. Ушинского: «Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет» [1], ибо возможность заниматься любимым делом - непременное условие счастья человека.

Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к физике обуславливается, прежде всего, практической значимостью этой дисциплины. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив физику, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этой наукой, и готовятся к поступлению в соответствующее учебное заведение. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с большим желанием и активностью изучают физику. В ЦО № 654 для этого есть все условия. Учителя включают учеников физико-математического класса в сферу практической деятельности (подготовка сообщений на конференциях Научно-лицейского общества, написание рефератов, защита дипломных работ, решение интересных задач, конструирование приборов и т. д.). Неоценимую помощь в работе с талантливыми учениками оказывают преподаватели столичных вузов (МГУ, МИФИ, МИРЭА), которые ведут различные спецкурсы, осуществляя довузовскую подготовку по физике и математике. Программы спецкурсов разработаны преподавателями вузов совместно с учителями Центра образования.

Таким образом, суть профориентационной работы в процессе преподавания физики заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения практических вопросов.

Формы и методы профориентационной работы при обучении физике разнообразны. Так у нас в Центре образования работает Научно-лицейское общество (НЛО), организуются уроки - конференции, посвященные материалу большой темы курса («Наука и нравственность», «Физический эксперимент в космосе и на Земле» и т. д.), оформлены стенды со сведениями о вузах столицы, с которыми школа имеет давние и прочные связи (МИФИ, МГУ, МИРЭА, МАТИ). Важную роль в профориентации учащихся играют экскурсии, где происходит ознакомление с основными направлениями научно-технического прогресса, базирующимися на достижениях физики, при попутном информировании учеников о различных профессиях, связанных с применением знаний по физике и технике. Наши школьники побывали в институте имени Курчатова, Центре управления полетами космонавтов, а Политехнический музей стал уже родным.

В общей системе политехнической подготовки школьников и профориентационной работе с ними широко используется физический эксперимент (лабораторные работы, физический практикум, постановка экспериментальных задач и др.).

Подобные формы работы побуждают учеников активно мыслить, анализировать жизненные ситуации, содействуют воспитанию ценных моральных качеств - аккуратности, бережливости, ответственности. А главное, помогают определиться с выбором профессии.

Список литературы

1. Ушинский К.Д. Избранное педагогические сочинения. М: Просвещение, 1968, С. 288.

Скачать архив с текстом документа